<< Пред. стр. 465 (из 913) След. >>
труппе до 1947. В 1947-60 возглавил собств. труппу. Л. был комедийнымактёром большого, самобытного дарования. Роли: Волпоне (о. п. Джонсона),
Перришон ("Путешествие господина Перришона" Лабиша) и др.; успешно
выступал в греческих бытовых комедиях: Проко-пис Колаузос
("Перевоспитание отца" Меласа), Лам-бис Стратис ("Страсть барана"
Катифориса), Дален-гос ("Местный деятель" Кайаса) и др. Снимался в кино.
Д. С.
ЛОДЗЕЙСКИЙ, Константин Иванович (р. 6. VI. 1913) - советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1958). Окончил
Херсонское театр. уч-ще. Работу в т-ре начал с 1944 в Уманском укр.
муз.-драм. т-ре. С 1951 работал в Кишинёвском рус. т-ре, с 1960 - в
Молдавском т-ре оперы и балета.
Оформил спектакли: "Кремлёвские куранты" (1957), "Дети солнца"
(1958), "Уриэль Акоста" (1958);
"Каменное гнездо" Вуолийоки (1959), "Пушкин в Молдавии" Комаровского
и Сумарокова (Кишинёвский рус. т-р, 1960), оперу "Севильский цирюльник"
(1960), балеты "Сестры" Когана, "Тропою грома" Караева (1961),
"Лауренсия" (1962), "Голубой Дунай" Штрауса (1963). Работы Л. отличаются
творч. изобретательностью, особенно удаются художнику живописные
декорации, д. п.
ЛОДИЙ, Пётр Андреевич [3(15). VIII. 1855- 20. V. 1920] - русский
артист оперы (тенор). Пению учился в Петерб. консерватории первоначально
у Дж. Кореи, затем у К. Эверарди, по классу к-рого окончил курс в 1878.
Пел в Мариинском т-ре с 1876 по 1884 (с перерывом 1880-82), выступал в
т-рах др. городов России.
Партии: Собинин ("Иван Сусанин"), Бонн ("Руслан и Людмила"), Князь
("Русалка"), Дон Жуан ("Каменный гость" Даргомыжского), Шут ("Рогнеда"
Серова), Ленский, Альмавива; Фауст (о. п. Гуно), Лоэнгрин, Канио и др.
Л. часто выступал в концертах. Был другом П. И. Чайковского, М. А.
Балакирева, М. П. Мусоргского, часто первый исполнял их вок.
произведения. Оставив сцену, занимался педагогич. работой.
Лит.: "Бирюч Петроградских госуд, акад. театров", 1920, сб. 2, с.
413.
ЛОЖА (франц. loge; первоисточн. - древневерхне-нем. laubja - хижина)
- группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или барьерами.
Л. расположены по сторонам и сзади партера (Л. бенуара) и на ярусах. Они
расчленяют и как бы расширяют зал. Л. получили распространение с 16-17
вв. с возникновением в европ. городах крупных обществ. т-ров.
ЛОЖКИН, Кузьма Алексеевич [р. 4(17). X. 1909]- удмуртский советский
актёр и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1958) и засл. деят. иск-в Удм. АССР
(1952). Окончил Удм. педагогич, техникум (1928) и режиссёрское отделение
ЦЕТЕТИСапоклассуБ.Е. Захавы (1932). Один из организаторов удм. проф.
т-ра. Л. был актёром и режиссёром этого т-ра. С 1932 -- худ. рук. Играет
роли положит. героев, а также комедийные, характерные и бытовые роли. С
большой тра-гич. силой сыграл роль Самсона в спектакле "Старый Мултан"
Петрова.
Роли: Азин (о. п.Гаврилова), Роман ("Аннок" Гаврилова), Олеша ("Иго
содрогается" Петрова), Юрмег ("Свадьбам Садовникова), Хлестаков, Любим
Тордов, Труффальдино;
Тихон ("Гроза"), Пискалов ("Любушка" Корепанова-Камско-го), Нечипор
("Свадьба в Малиновке"), Булды ("Наталь" Корепанова), Боцман
("Севастопольский вальс" Листова).
Пост.: "Ревизор" (1932); "Сквозь огонь" (1936), "Италмас" (1939)
Петрова, "Русские люди" (1943); "На крутом берегу" (1952), "Огненное
моление" Садовникова (1936), "Кампт Усманов" Гаврилова (1937), "Слуга
двух господ" (1935), "Как закалялась сталь" (1939); "Если нет любви"
Широ-бокова(1961) и др.
Лит.: Пять лет Удмуртскому театру. 1931-36, Ижевск, 1936, с. 8,
12-14, 23, 27-30 (текст на рус. и удм. яз.). Л. Ив.
ЛОЗИНСКИЙ, Михаил Леонидович (20. VII. 1886 - 1. II. 1955) - русский
советский поэт, переводчик. Окончил филологический ф-т Петерб. ун-та. С
1912 выступал как поэт и лит. критик. Л. переводил с англ., неп., итал.,
нем., франц., иранского и др. яз. Создал переводы классич. драматургии
высокого художественного достоинства. Впервые перевёл на рус. язык:
"Испанский священник" Флетчера (М., 1935; M.-Л., 1938), "Дуэнья"
Шеридана (М-,1956, в кн.: Р. Б. Шеридан, Драматич. произв.),
"Валенсианская вдова" Лопе де Вега (М.-Л., 1939), "Сомнительная правда"
Аларкона (Л.-М., 1941). Гос. пр. СССР (1946) за перевод "Божественной
комедии" Данте.
С о ч. : Основные драматургические переводы: Го ц ц и К., Сказки для
театра , М., 1956 ("Любовь к трем апельсинам", "Турандот", "Зеленая
птичка", "Ворон"); Шекспир В., Гамлет, М.- Л., 1933; М.- Л., 1938;
Двенадцатая ночь, или что угодно, М., 1953; Сон в летнюю ночь, М., 1954;
К ор-нель П., Сид, М.-Л., 1938; "Глупая для других, умная для себя", в
кн.: Лопе де Вега, Избр. драматич. произведения, т. 1, М., 1954; Мольер
Ж. Б., Тартюф, М.-Л., 1938; Тирсо де Молина, Дон Хиль Зеленые Штаны, в
кн.: Три испанские комедии, М.- Л., 1951 и др.
Лит.: Томашевский В., Мастер перевода, "Искусство и жизнь", 1940,
ј8;Эткинд Е., Искусство переводчика "Иностранная лит-ра", 1956, .ј 3.
ЛОЙТЕР, Наум Борисович [р. 28. XII. 1890 (9. 1.1891)] - советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в БССР (1945). В 1919 учился в театр. студии
(Киев) у К. Марджанова. В 1922 окончил Гос. высшие режиссёрские
мастерские (Москва), одновременно работал как режиссёр-лаборант у В. Э.
Мейерхольда. В 1925- 1929 Л.-гл. реж. моек. т-ра Пролеткульта. С 1930
возглавлял евр. т-р в Харькове, с 1936-евр. т-р в Одессе, с 1937 -
Киевский евр. т-р. В 1940-57 Л. работал в белорус. Т-ре им. Я. Коласа
(Витебск). В Т-ре им. Я. Коласа Л. пост. "Нестерку" Вольского (1941,
Гос. пр. СССР, 1946). Воплощая белорус. фольклор, Л. использовал
традиции нар. представлений, их комедийную красочность. Героич. звучание
получили спектакли "Фронт" (1942); "Так и будет" Симонова (1945).
Пост.: "Егор Булычев и другие" (1942); "Испытание огнём" Крапивы
(1943), "Ревизор" (1945); "На белом свете" Нилина (1947), "Сердце не
прощает" Софронова (1954), "Счастье" Дорского (1956), "Крепость над
Бугом" С. Смирнова (1956), "Униженные и оскорблённые" по Достоевскому
(1957) и др.
Лит.: H я ф ё д У., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959; его ж е, Тэатр у
вогненныя гады, М?нск, 1959; его же, Сучасны беларуск? тэатр, М?нск,
1961 С. Пет.
ЛОЙТЕР, Эфраим Борисович (3. XII. 1889- 10.ХП. 1963) - еврейский
советский режиссёр, педагог, театральный деятель. Засл. арт. Узб. ССР
(1943). Брат Н. Б. Лойтера. В 1910 начал выступать как театр. рецензент.
После Окт. революции стал одним из руководителей и режиссёром студии
"Культурлига" (Киев-Москва, 1919-24), на основе к-рой в 1925 был создан
Госет УССР. В 1925-28 Л. был гл. режиссёром этого т-ра; пост. спектакли:
"Пуримшпиль", "В огне" Даниэля и Лойтера, "Загмук" Глебова, "Кунелемлех"
Гольдфадена. В 1935-41 и 1945-49- художественный руководитель Одесского
евр. т-ра; пост.: "Овечий источник" Лопе де Вега (1935), "Мать" по
Горькому (1938), "Блуждающие звёзды" по Шолом Алейхему (1940), "Яков
Свердлов" Дэля (1941) и др. Л. ставил также спектакли в др. т-рах:
"Поджигатели" Луначарского (1924), "1881 год" Шаповаленко (1924).
Преподавал в студии Моск. евр. т-ра(1929-35), в ГИТИСе (1933-35).
Соч.: Мастерство советского актера. Лекция 1-2. M., 1933 ; Слово на
сцене и эстраде, М., 1954; Словона сцене. Сборник, М., 1958 (Сост. и
вступ, ст.).
Лит.: Зб?рник, присвячений XXX р?чному юв?лею... Е. Б. Лойтера,
[Одесса, 1941 ] (на укр. и идиш. яз.). А. Шн.
ЛОКАТЕЛЛИ (Locateli!), Джованни Баттиста (1715-85) - итальянский
антрепренёр. В 1757 приехал в Петербург для организации итал. оперы и
балетных спектаклей. Открыл сезон 3 дек. 1757 пастушеской драмой
"Убежище богов" (собств. сочинения). Успех Л. принесли многочисл. балеты
с участием балерин Сакко и Беллуппи. В янв.
1759 Л. открыл Оперный дом в Москве. Однако моек. зрители не
проявляли большого интереса к представлениям итал. труппы. В 1760
произошло объединение итал. труппы с любительской рус. труппой,
состоявшей из студентов Моск. ун-та. Общее руководство Оперным домом
возглавил, поэт и драматург М. М. Херасков, административные и хозяйств.
функции возлагались на Л. Представления в объединённом театре состояли
обычно из трагедии, маленькой комедии и 1-2 балетов. В Оперном доме на
рус. яз. были пост.: "Хорев", "Синав и Трувор", "Гамлет" Сумарокова,
"Безбожник" Хераскова, "Жорж Дапден" и "Скапиновы обманы" ("Проделки
Скапена") Мольера. В конце 1761-нач. 1762 Оперный дом закрылся. Л. уехал
в Петербург, где организовывал маскарады и др. увеселения, преподавал
франц. и итал. яз. в театр. уч-ще.
Лит.: Ш т e л и н Я-, Продолжение краткого известия о театральных в
России представлениях от начала их до1768 г., "Санкт-Петербургский
вестник", сентябрь 1779 г., с. 164-66;
В и p e н В., Университетский театр в Москве, в кн.: Ежегодник Ин-та
истории искусств. 1958. Театр. М., 1958, с. 174-82;
Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, М., 1959, с. 76-78, 80-82.
В. Вир
ЛОКК-ЙЛЛИОТ (Lock-Elliot), Самнер (р. 1921)-' австралийский
драматург. Лит. деятельность начал в 40-х гг. В 1943 в Репертуарном т-ре
(г. Аделаида) была пост. комедия Л.-Э. "Антракт" о закулисной жизни
т-ра. Лучшая пьеса Л.-Э.-"Ржавые горны" (1948, Независимый т-p, Сидней),
отражает антивоен. настроения австрал. солдат в период 2-й мировой
войны, проникнутые безнадёжностью, неверием в будущее. Пьеса была
запрещена цензурой, но по настоянию общественности запрет был снят.
"Ржавые горны" - первая австрал. пьеса, получившая широкое признание
зрителей. Ставилась в т-рах Мельбурна, Новой Зеландии. Среди др. пьес:
"Незримый друг" (1946, Репертуарный т-р, Аделаида), "Купи мне голубые
ленты" (1950, Нью-Йорк).
Лит.: R e e s L. C., Towards an Australian drama, Sydney - L., 1953.
Л. К.
ЛОКТИН, Борис Владимирович [р. 2(15). II. 1903]- русский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1954) и Груз. ССР (1950).
Чл. Коммунистич. партии с 1949. Деятельность в т-ре начал в 1920 как
пом. режиссёра. С 1927 работал художником-постановщиком в т-рах
Грозного, Таганрога, Калуги, Ашхабада, Ярославля, Тбилиси и др. городов.
С 1950- гл. художник Владивостокского т-ра. В поэтичных декорациях Л.
живописность сочетается с удачными технически-конструктивными решениями.
Оформил спектакли: "Разлом" (1927, Брянск), "Платон Кречет" (1935 ,
Калуга), "Ревизор" (1936, Ашхабад), "Гроза" (1938, Ярославль), "Человек
с ружьём" (1938, Тбилиси);
"Офицер флота" Крона (1942,Тбилиси); "Русские люди" (1944, Тбилиси);
во Владивостокском т-ре: "Живой труп" (1951);
"Сергей Лазо" Бондаревой (1952), "Великий государь" Соловьёва (1953),
"Кремлёвские куранты" (1956), "Оптимистическая трагедия" (1956); "Битва
в пути" по Николаевой (1959) и др. А. Лоб.
ЛОМБАРДИ (Lombardi), Бернардине (гг. рожд. и смерти неизв). - актёр
итальянской комедии дель арте 16 в. Один из создателей и первый
исполнитель роли Доктора в труппе "Конфиденти". Имя Л. настолько тесно
сплелось с созданным им образом, что Гольдони в своих комедиях называл
всех докторов Ломбарди. Автор пьесы "Алхимик" (1583). Р. К р.
ЛОМНЙЦКИЙ (Lomnicki), Тадеуш (р. 18. VII. 1927) - польский актёр. В
1945-47 учился в руководимой Ю. Остэрвой театр. студии при т-ре "Стары"
(Краков). В 1947-49 играл в Краковском т-ре им. Словацкого. Роли: Мазепа
(о. п. Словацкого). Эрик ("Инспектор пришёл" Пристли), Шут ("Двенадцатая
ночь") и др. В 1949-51 работал в варшавском т-ре "Вспулчесны", затем
окончил курс режиссуры в варшавской Гос. высшей театр. школе (1951-53).
Играл в варшавском т-ре "Народовы", с 1955- вновь в т-ре "Вспулчесны".
Роли: Антонио ("Женщина-дьявол" Мериме), Кордиан (о. п. Словацкого),
Орест ("Мухи" Сартра), Орест ("Ифигения в Авлиде" Гёте), Артуро Уи
("Карьера Артуро Уи" Брехта). Л. продолжает лучшие традиции польск.
реалистич. школы. Снимается в кино. Лауреат Гос. пр. (1957). Л. - автор
пьес "Ной и его зверинец" (1948), "Плевел и пшеница" (1951), а также
киносценариев. Еж. К.
ЛОМОНОСОВ, Михаил Васильевич [8(19). XI. 1711, дер. Мешанинская
Архангельской губ., -4(15). IV. 1765, Петербург] - русский учёный, поэт.
Учился в Славяно-греко-латинской академии, Киевской Духовной академии,
Петерб. ун-те. Поборник отечественного просвещения, Л. своими открытиями
обогатил почти все отрасли знаний, заложил основы совр. рус. лит. языка.
Крупнейший представитель рус. классицизма, Л. написал две трагедии -
"Тамнра и Селим" (1750, пост. в янв. 1751 при дворе кадетами Шляхетного
корпуса) и "Демофонт" (1751).
Драматургия Л. противостоит придворной трагедии сумароковской школы.
Преодолевая идеологию дворянского классицизма, Л. наметил новый тип
трагедии, где личные судьбы героев определяются ходом историч. событий,
в к-рые они вовлечены. В трагедии "Тамира и Селим", из эпохи освободит.
борьбы Димитрия Донского с ханом Мамаем, центр. проблемой является
защита естеств. прав человека. Типичную для классицизма коллизию долга и
чувства Л. стремится разрешить гармонич. примирением, он доказывает, что
бороться надо только с противоестественными страстями человека
(алчность, деспотизм и т. п.). Л. сумел придать трагедии "Тамира и
Селим" черты политич. злободневности. Однако сочетание нового идейного
содержания с традиц. формами (гл. действующие лица - цари, соблюдение
классич. "единств", декламационно-разговорный характер диалога)
обусловило недостатки трагедии, лишённой драм. действия; в репертуаре
"Тамира и Селим" не удержалась.
Соч.: Тамира и Селим, СПБ, 1750; Демофонт, СПБ, 1752; Сочинения М. В.
Ломоносова с объяснительными примечаниями акад. М. И. Сухомлинова, т. 2,
СПБ, 1893; Полное собр. соч. в 10 тт., М.-Л., 1950-59 (т. 8, М.-Л.,
1959).
Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М.,
1958; Моисеева Г. Н., К вопросу об источниках трагедии М. В. Ломоносова
"Тамира и Селим", в кн.: Литературное творчество М. В. Ломоносова.
Исследования и материалы, М.-Л., 1962, с. 253-57;
Касаткина Е.А., Трагедия Ломоносова "Тамира и Селим", "Уч. зап.
Томского гос. пед. ин-та",1949, т. 7, с. 116-42;
Лурье М., Драматургия М. В. Ломоносова, "Театр", М., 1945, ј 3-4, с.
43-47. С. Г.
ЛОНГИНОВ, Михаил Николаевич (1823-75)- русский библиограф, историк
литературы. Выступал как поэт. С 1854 в журн. "Современник", "Русский
архив", "Русский вестник", "Русская старина" печатались его
"Библиографич. заметки" о малоизвестных писателях и драматургах 18-нач.
19 вв. В 1859-64 был секретарём Об-ва любителей российской словесности,
вёл борьбу за свободу печати, но в пореформенный период стал ярым
реакционером, возглавляя Главное управление по делам печати (1871-75).
Был автором-переводчиком (совм. с Тарновским) переделок франц.
комедий - "Испанский дворянин", "Волонтёр", "Герцогиня де Шеврез" и др.
Соч.: Драматические сочинения Екатерины II, М., 1857; Несколько
заметок для истории русского театра и для биографий некоторых старинных
русских актёров, "Русский архив", М., 1870, с. 348-66; Последние годы
жизни А. П. Сумарокова, там же, М., 1871, с. 1637-1717; Русский театр в
Петербурге и Москве (1749-74), СПБ, 1873; Михаил Матвеевич Херасков,
"Русский архив", М., 1873, кн. 2, с. 1453-79; "Управление русскими
театрами в Петербурге и Москве", там же, М., 1870, с. 1551-58. С. Г.
ЛОНДОН (London), Джордж (р. 30. V. 1921) - американский артист оперы
(бас-баритон). Пел в оперетте. В 1949 стал солистом Венской оперы, где
достиг мировой известности. С 1951 Л. - солист т-ра
"Метрополитен-опера". Гастролировал во мп. странах, в 1952 пел в т-ре
"Ла Скала"; в 1960 выступал в СССР. Л. - певец высокой вок. культуры.
Исполнение его отличается выразит, фразировкой, разнообразием тембровых
и эмоциональных оттенков.
Партии: Дон Жуан (о. п. Моцарта), Вотан, Амфортас ("Валькирия",
"Парсифаль" Вагнера), Скарпиа ("Тоска"), Голо ("Пеллеас и Мелизанда"
Дебюсси), Амонасро ("Аида"), Евгений Онегин, Борис Годунов. Исполнил
четыре роли (Линдорф, Коппелиус, Даппертутто и доктор Миракль) в
оперетте Оффенбаха "Сказки Гофмана", ffc. Т.
ЛОНДОН, Теодор Исаакович (р. 16. VI. 1914) - русский советский актёр
и драматург. Засл. арт. РСФСР (1955). В 1933 поступил в "Т-р рабочей
молодёжи" (Горький), затем работал в Горьковских т-рах (передвижном и
им. Чкалова). В 1951-60 - актёр Дзержинского т-ра, с 1961 - актёр
Ногинского т-ра. Играл преим. в пьесах сов. драматургии. Значит.
актёрскими удачами Л. были роли Мересьева и Давыдова в написанных им
самим инсценировках по произв. Б. Полевого ("Повесть о настоящем
человеке", 1954, Дзержинский т-р) и Шолохова ("Поднятая целина", 1956,
там же). Играл также роли Трояна ("Гостиница "Астория"" Штейна), Антона
("Юность отцов" Горбатова), Андрея ("В добрый час" Розова), Незнамова.
Драматургич. деятельность Л. начал в 1940. Л. также автор инсценировки
романа Чернышевского "Что делать?" (1961) и водевиля "Девушка любит
меня" (совм. с Н. Г. Куличенко, 1962, Ногинский т-р). Инсценировки Л.
широко ставились в сов. т-рах. "Повесть о настоящем человеке" переведена
на укр., кит. и чеш. яз. (пост. Т-ром нар. армии в Пекине, Пражским
молодёжным т-ром и др.).
Др. роли: Фигаро; Вальгаи ("Битва в пути" Николаевой), А. Б.
("Дамоклов меч" Н. Хикмета).
Соч.: Горьковский театр драмы. "Козьма Минин", Горький, 1942 (совм. с
В. Костылёвым); Поднятая целина. По роману М. Шолохова, М., 1958. \ }j{
ЛОНДОН - столица Великобритании (3195 тыс. жит. в 1961; Большой Л.-ев
8 млн.).
С конца 12 в. в Л. устраивались представления мираклей, а с 14
в.мистерий; карнавальные шествия и др зрелища организовывались на
празднествах в честь королевского дома. Публичные спектакли давались во
время Варфоломеевской ярмарки (с 1133), исполнителями были клирики и
ремесленники. С 14 в при пост. мистерий использовались передвижные
сценич. площадки, т. н. "пэдженты". В 15 в. в Л. появились бродячие
"актёры интермедий", выступавшие в частных домах и во дворах таверн. В
конце 1576 в Л. по инициативе Дж. Бёрбеджа осн. первая пост. труппа
"Театра, существовавшая до 1597; здесь был пост. "Доктор Фауст" Марло.
Вскоре появились т-ры в пригородах Л., т. к. муниципальные власти
возражали против организации спектаклей в самом городе. В 1576 построен
первый крытый т-р - "Блэкфрайерс". Первоначально и после 1609 в нём
работала детская труппа. В 1599-1642 в Л. работал публичный т-р
"Глобус", осн. Дж. Бёрбеджем. Здесь выступала труппа "Слуги
лорда-камергера", ставившая пьесы Шекспира, к-рый был членом этой
труппы. В 1642 пуританский парламент запретил театр. представления. В
1660 после аннулирования запрета Карл II выдал театр. деятелям У.
Давенанту и Т. Киллигру патенты, положившие начало системе монопольных
театр. представлений.
В 18 в. право ставить лит. драматургич. произв. сохранялось за двумя
королевскими т-рами - "Ноеент-Гарден" (осн. 1732) и "Друри-Лейн" (осн.
1663); все отступления преследовались законом о театр. цензуре (1737).
Монополия косвенно благоприятствовала развитию лёгкого жанра, не
ограниченного монополией; балладные оперы, балеты, пантомимы, водевили,
фарсы ставились в т-рах "Сэдлерс- Уэллс" (осн. 1683) и "Хеймаркет" (осн.
1720). Смешанный репертуар ставил и т-р "Ковент-Гарден", к-рым руководил
постановщик и исполнитель пантомим Дж. Рич. В 18 в. в т-ре
"Ковент-Гарден" ставились гл. обр. оперы. В 1734-37 и 1742-59 им
руководил Г. Ф. Гендель В "Друри-Лейн" в 18 в. работали лучшие актёры