<< Пред.           стр. 468 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Норма (о. п. Беллини), Церлина ("Фра Дьяволо" Обера), Валентина
 ("Гугеноты"), Леонора ("Фаворитка" Доницетти), Маргарита ("Фауст") и др.
  Лит.: J a n s e n-M ara A. und Weisse-Zeh-rcr D., Die Wiener
 Nachtigall, В., [1935].
  ЛУКО КРУЧАГА (Luco Cruchaga), Херман (1894- 2. VI. 1936) - чилийский
 писатель, драматург, журналист, художник. Лит. деятельность начал как
 автор рассказов. Первая пьеса Л. "Хозяин и господин" (1926, труппа Э.
 Лильо) направлена против продажности, моральной развращённости бурж.
 общества. Подлинное признание получила психологич. драма "Вдова
 Апабласы" (1928, труппа А. Харкеса - Э. Лильо) о судьбе волевой,
 мужественной женщины, пожертвовавшей своим счастьем для пасынка. Эта
 пьеса, отличающаяся глубиной и силой разработки характеров, нац.
 колоритом, богатством нар. языка,- одно из лучших произв. чилийской
 драматургии. В 1956 её пост. Эксперимент, т-р ун-та Чили и с этого
 времени пьеса ставится мн. т-рами страны. Среди др. пьес- "Ставок больше
 нет", "Плясун".
  Лит.: Duran Cerda J., Panorama del teatro chileno 1842-1959,
 Santiago, 1959. Л. Х.
  ЛУКОВСКИЙ, Игорь Владимирович [р. 26. IV (9. V). 1909] - русский
 советский драматург. В 1925-28 учился в Одесском кинотехникуме. Лит.
 деятельность начал в 1925. В 1937 дебютировал в драматургии историч.
 пьесой "Емельян Пугачёв" (ЛенТЮЗ). ?дальнейшем Л. продолжил работу в
 жанре историч. драмы - "Адмирал Нахимов" (1941, моек. Камерный т-р),
 "Битва при Грюнвальде" (1944) и др. Л. принадлежит также св. 50
 одноактных пьес, либретто оперы "Три встречи" (1942), оперетты "Роза
 ветров" (1946), а также киносценарии - "Зигмунд Колосов-ский" (1946),
 "Адмирал Нахимов" (1947, Гос. пр. СССР, 1947) и др.
  Др. пьесы: "Закон звезды" (1946), "Тайна вечной ночи" (1949, Центр,
 детский т-р), "Верность", (1954, т-р "Ромэн"), "Была ли Атлантида?"
 (1962) и др. Дм. Д.
  ЛУКЬЯНОВ, Александр Павлович [р. 26. VII (8. VIII). 1901] - русский
 советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1954). Родился в семье сельского
 учителя. В 1924 поступил в театр. школу при Моск. т-ре Революции
 (педагог А. Л. Грипич). С того же года работает в Т-ре Революции (ныне
 Т-р им. Маяковского).
  Первонач. Л. играл лирич., романтич. роли молодых героев, был одним
 из партнёров М. И. Баба-новой. Роли: Жадов; Ромео ("Ромео и Джульетта"
 Шекспира), Теодоро ("Собака на сене" Лопе де Вега), Герман ("Таня"
 Арбузова). В 50-60-е гг. играет гл. обр. характерные роли: Глухов
 ("Победители ночи" Штока), Антипа ("Зыковы"), Тихон ("Гроза"), Хлебников
 ("Персональное дело" Штейна), Пыляев ("Садовник и тень" Леонова),
 Подрезов ("Человек в отставке" Софронова), Монах ("Фауст и смерть"
 Левады), адмирал Часовников ("Океан" Штейна), поэт Бен Александер ("В
 горах моё сердце" Сарояна). Л. выступает на радио как чтец. Бал.
  ЛУКЬЯНОВ, Сергей Владимирович [р. 14 (27). IX. 19101 - русский
 советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1952). Вырос в шахтёрской семье,
 учился в горнорудном уч-ще. 9 лет работал на шахте, одновременно
 занимаясь в кружке театр. самодеятельности. После исполнения роли Годуна
 в спектакле "Разлом" был приглашён в труппу проф. т-ра ("Донбасский
 т-р", 1929). В 1929-31 был артистом Харьковского Краснозаводского т-ра.
 Затем играл в Архангельске и др. периферийных т-рах. В 1956-63-актёр
 МХАТ. В 1942-55 и с 1963-в Т-ре им. Вахтангова.
  Л. - актёр совр. гражданской темы. Его герои - борцы за
 справедливость: коммунист Прокоп, шахтёр
  Кондрат ("Приезжайте в Звонковое" и "Макар Дубрава" Корнейчука),
 редактор-демократ Макс Вента ("Заговор обречённых" Вирты), Робби
 ("Миссурий-ский вальс" Погодина) (все в т-ре им. Вахтангова). Образы,
 созданные Л., народны, отмечены лиризмом, юмором, большой сценической
 искренностью и обаянием. В произв. классич. драматургии Л. сыграл
 Кудряша ("Гроза", Т-р им. Вахтангова), Лопахина ("Вишнёвый сад", МХАТ) и
 др. Лучшая роль Л. в т-ре - Егор Булычев ("Егор Булычев и другие", 1951,
 Т-р им. Вахтангова; Гос. пр. СССР, 1952). Творчески следуя традициям Б.
 В. Щукина, Л. в то же время оттенял в Булычеве черты человека из народа,
 отец к-рого "плоты гонял".
  Л. много снимается в кино: Гордей Ворон ("Кубанские казаки"),
 полковник милиции Афанасьев ("Дело Румянцева"), старый рабочий Матвей
 Журбин ("Большая семья") и др.
  Лит.: Ясколько Е., Дорогой современника, "Театральная жизнь", 1962, ј
 10, с. 12-14; АйзенштатО.. Человек из народа, "Театр", 1950, ј 11, с.
 41-47; М а ц-к и НА., "Егор Булычев" в театре им. Евг. Вахтангова,
 "Театр", 1952, .ј 4, с. 45-57. О. Р.
  ЛУНАЧАРСКИЙ, Анатолий Васильевич [23 .XI (5. XII). 1875, Полтава,26.
 XII. 1933, Ментона, Франция] - русский советский государственный и
 общественный деятель, драматург, литературный и театральный критик. Чл.
 Коммунистич. партии с 1897. Академик (1930). Род. в семье чиновника.
 Окончил два курса естественно-философского ф-та в Цюрихе. С юности был
 связан с марксистскими кружками, 17 лет вступил в с.-д. организацию и
 вскоре стал профессиональным революционером. Активный участник революции
 1905-07.
  Лит.-критич. деятельность Л. началась в 1900-х гг. Он сотрудничал в
 ряде периодич. изданий, выступал по вопросам лит-ры, т-ра. Находясь за
 границей (был в эмиграции в 1906-17), систематически знакомил рус.
 читателя с зарубежным иск-вом ("Парижские письма" в журнале "Театр и
 Искусство"). Вопросами эстетики Л. занимался с начала своей лит.
 деятельности ("Основы позитивной эстетики", 1904). Критикуя упадочную
 культуру Запада, Л. последовательно защищал реализм, идейность,
 демократич. тенденции рус. иск-ва от модных веяний модернизма и
 декаданса" Однако в те годы его взгляды ещё не были свободны от
 субъективного идеализма, биологизма, а определение прекрасного носило
 надклассовый характер. Идеологии, ошибки Л., особенно резко проявившиеся
 в годы реакции (богостроительство), были раскритикованы В. И. Лениным в
 книге "Материализм и эмпириокритицизм".
  После революции Л. целиком посвятил себя культурному строительству в
 СССР, активно проводил ленинскую политику в области иск-ва, участвовал в
 создании ряда партийных документов ("Декрет об объединении театрального
 дела в России", подписанный Лениным и Л. 26 авг. 1919, и др.). Первый
 нарком просвещения РСФСР (1917-29), Л. осуществлял гос. руководство сов.
 т-ром, разрабатывал и утверждал его идейно-политич. и организационные
 принципы; привлекал лучших представителей художеств. интеллигенции к
 строительству нового т-ра. В своих статьях и выступлениях Л. требовал
 охраны культурных ценностей прошлого от нигилистич. посягательств,
 призывал бережно относиться к академич. т-рам, к художникам старшего
 поколения. В обстановке ожесточённых споров о возможности использования
 реализма для нужд революц. иск-ва Л. выдвинул лозунг "Назад к
 Островскому!" (1923), резко протестуя против сценич. искажения классики;
 неустанно пропагандировал творчество выдающихся актёров и
 режиссёров-реалистов (статьи о Мочалове, Федотовой, Южине, "Для чего мы
 сохраняем Большой театр?", "Очерк истории Художественного театра", "К
 столетию Малого театра", "Станиславский, театр и революция" и др.).
  Не менее активно способствовал Л. росту новых явлений в иск-ве, он
 поддерживал художественные коллективы, сложившиеся после революции,
 поощрял искания, внимательно следил за жизнью молодых театров,
 пропагандировал сов. драматургию (статьи о т-рах - Большом драматич.
 т-ре в Ленинграде, о Т-ре им. Вахтангова, о т-ре Революции, Траме,
 детском т-ре, цирках, статья "Достижения театра к девятой годовщине
 Октября", и о спектаклях - "Барсуки". 1 "Бронепоезд 14-69" во МХАТе и
 др.). j
  Л. вёл неустанную борьбу с формализмом, лженова- ; торством. Критикуя
 формалистич. и идеалистич. за- блуждения таких художников, как В. Э.
 Мейерхольд, А. Я. Таиров, Л. выделял в их творчестве жизнеспособное,
 реалистич. начало. Но, проявляя терпимость, чуткость, педагогич. такт в
 оценке сложных явлений иск-ва, Л. порой допускал излишний либерализм.
 Так, не встретили у него должного отпора выступления футуристов, он
 соглашался с требованием автономии для Пролеткульта. Эти ошибки Л. были
 осуждены В. И. Лениным. Один из самых эрудированных людей своего времени
 в области лит-ры и иск-ва, Л. был прекрасным оратором, блистательным
 полемистом, обладал острым критич. темпераментом.
  Драматургия Л. близка традициям "укрупнённого реализма" Малого т-ра,
 ей свойственна романтич. приподнятость, масштабность, обобщённость
 формы: "Королевский брадобрей" (1906), "Фауст и Город" (1918), "Оливер
 Кромвель" (1920), "Фома Кампанелла", "Освобождённый Дон-Кихот" (1921).
 Обращаясь к легендарным фигурам прошлого, переосмысляя их с позиций
 современности, в свете задач освободительной борьбы народов, Л.
 стремился создать т-р сильных героев, пламенных страстей. Л. принадлежат
 также драмы "Бархат и лохмотья", "Медвежья свадьба", "Канцлер и
 слесарь", "Яд". Пьесы Л. ставились на сцене Малого т-ра - "Оливер
 Кромвель" (1921), "Медвежья свадьба" (1924), "Бархат и лохмотья" (1927);
 т-ра б. Корш - "Канцлер и слесарь" (1921), "Яд" (1925); Ленингр. т-ра
 драмы - "Фауст и Город" (1920),
  "Канцлер и слесарь" (1923), "Бархат и лохмотья" (1927) и мн. др.
 Пьесы Л. ставятся и в наст. время, они были пост. и за рубежом (в
 Германии, Японии и др.). Имя А. В. Луначарского присвоено ряду сов.
 т-ров, а также Гос. ин-ту театр. иск-ва в Москве (ГИТИС).
  Соч.: Драматические соч., т.-1-2, М., [1923]; Искусство и революция.
 Сб. ст., [М.], 1924; О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1-2, М.,
 1958 (вступит, ст. А. Дейча, имеется библиография); О Вахтангове и
 вахтанговцах, М-, 1959; Пьесы, М., 1963; Собр. соч. в 8 тт., т. 1, М.,
 1962.
  Лит.: E л к и н А., А. В. Луначарский, М., 1961;
  Самойлова Н., А. В. Луначарский - борец за советское искусство, М.,
 1961. J5.1.
  ЛУНД, О. И. -- см. Геррец-Лунд, О, И. ЛУСАН (полная фам.- Лусан
 Кларамунт де Суэльве с-и-Г у р р e a; Luzan Claramunt de Suelves y
 Gurrea), Игнасио (28.III.1702-19.IV. 1754) - испанский теоретик
 искусства и литературы. Гл. труд Л.- теоретич. трактат "Поэтика, или
 Правила поэзии в её целом и важнейших её родов" ("Poetica e reglas de la
 poesia en general y de sus principales especies, Madrid, 1747). В
 суждениях о драматич. поэзии (кн. 3) Л. не выходит за пределы эстетич.
 теории классицизма: иск-во, по утверждению Л., должно основываться на
 принципах разума и подчиняться правилу "трёх единств", жанры должны
 строго разграничиваться на "высокие" (трагедия) и "низкие" (комедия) и
 т. д. "Поэтика" Л. оказывала большое влияние на развитие драмы вплоть до
 утверждения романтич. эстетики (19 в.).
  Соч.: Poetica, [v. 1-2], Barcelona, 1956. Лит.: Cano J., La poetica
 de Luzan, Toronto, 1928;
  Menendez y Pelayo М., Historia de las ideas esteticas en Espana, v.
 3, Madrid, 1940. 3. //.
  ЛУСИНЯН, Артём Гайкович [5 (18).VII.1910-26.VII.1963] -- армянский
 советский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1950). Чл. Ком-мунистич. партии с
 1954. Окончил Драм. студию при Доме арм. иск-ва в Тбилиси (1928) и
 вступил в труппу Арм. т-ра в Тбилиси. Играл драматич., комедийные и
 характерные роли. Обладал прекрасными внешними данными, звучным голосом,
 выразительной дикцией, большим сценич. обаянием.
  Роли: Пэпо, Осеп ("Пэпо", "Разорений очаг" Сундукяна), Смбат, Сейран
 ("Хаос", "На-мус" Ширванзаде), Александр ("Утёс" Папазяна), Тусян
 ("Убитый голубь" Нар-Доса), Отелло, Уриэль Акоста, Арбенин, Незнамов,
 Жадов; Сам-вел (по одноим. роману Раффи), Георг Марзпетуни (по од-ноим.
 роману Мурацана), Арсен, Хевисбери Гоча (о. п. Шан-шиашвили), Камо (о.
 п. Барсегяна), Вааг ("На заре" Гула-кяна), Фёдор ("Нашествие" Леонова),
 Сергей ("Парень из нашего города" Симонова), Эзоп ("Лиса и виноград"
 Фи-гейреду) и др. Б. А.
  ЛУСИНЯН, Мартын Христофорович [р. 8 (20). II. 1896]- русский
 советский артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1960). Сценич. деятельность
 начал в 1911. Играл в т-рах драмы и оперетты Ростова-на-Дону,
 Свердловска, Еревана и др. городов. С 1948 Л.- артист Краснодарского
 т-ра муз. комедии.
  Роли: Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Богдан
 Сусик, Тюфякин, Лососиноостровский ("Трембита", "Девичий переполох",
 "Цирк зажигает огни" Милютина), Кутайсов ("Холопка" Стрельникова),
 Эстер" гази. Воляпюк, Пеликан ("Марица", "Сильва", "Принцесса цирка"
 Кальмана), Зупан, Дежурный ("Цыганский барон", "Летучая мышь" И.
 Штрауса).
  ЛУ СУ (р. 1917) - китайский композитор, музыкальный деятель и критик.
 Окончил Художеств. академию им. Лу Синя в Яньане. Принимал деятельное
 участие в создании Пекинского нар. художеств. т-ра и Центр, эксперимент,
 оперного т-ра Китая. Автор либретто опер "Лю Ху-лань", "Под тенью
 акаций" и др. и мы. массовых песен. Л. С. занимается теоретич.
 проблемами оперного иск-ва в КНР. И. Г.
  ЛУСЦИЙ ЛАНУВЙН (Luscius Lanuvinus; 2 в. до н. э.) - древнеримский
 комедиограф. Представитель т. н. комедии плаща (паллиаты). Известен
 полемикой со своим лит. соперником драматургом Теренпием по вопросу о
 допустимости контаминации при переработке греч. образцов (Л. Л. был
 противником контаминации). Сохранились лишь названия комедий Л.
 Л.-"Призрак" и "Сокровище". План его комедии "Клад" излагает Элий Донат
 (4 в.). Т. Вас.
  ЛТЕРБУР (Loutherbourg, Lutherburg), Филипп Жак де (31.X. 1740-11. II
 1.1812)- английский художник и декоратор. В 1773 был приглашён Д.
 Гарриком в качестве театр. художника в т-р "Друри-Лейн". Первый же
 спектакль, оформленный Л.,-"Рождественская сказка" Гаррика с музыкой Ч.
 Дибдина
  (1773), изумил зрителей пышностью декораций, изобретательностью
 машинерии. Л. утверждал в т-ре романтич. живописность и фантастич.
 зрелищность в противовес принципам классицистского т-ра. Работая с
 Гарриком, а после его ухода из т-ра (1776) с Дж. Кемблом (до 1794), Л.
 обогатил рядом новшеств декорационную (объёмные декорации, сценич.
 транспаранты) и осветительную (разноцветные стёкла в лампах) технику,
 усовершенствовал театр. костюмы. Современники называли Л. "королём
 декораторов". Традиции Л. сохранялись в "Друри-Лейн" ив 19 в.
  Лит.: W h i t 1 е у W. Т., Artists and their friends in England.
 1790-1799, v. 2, L.- Boston, [1928].
  ЛУТС, Мета Андресовна [23.VIII (5.IX).1905- 1. VI 1.1958] - эстонская
 советская актриса. Засл. ярт. Эст. ССР (1955). В 1925 была принята в
 труппу т-ра "Эстония" и вскоре стала одной из ведущих штрис этого т-ра.
 В 1949 перешла в таллинский Гос. драм. т-р (ныне Т-р им. В. Кингисеппа).
 Актриса широкого творческого диапазона, Л. создала галерею сценических
 образов, вошедших в историю эстонского театра. Находила для каждой роли
 особую характерность, острый, выразительный пластический рисунок.
  Роли: Сандра ("Женщины из Нискавуори" Вуолийоки), госпожа Вярихейн
 ("Жизнь в цитадели" Якобсона), Паула Кабрал ("На задворках" Лутса). Л.
 была тонким мастером психологич. драмы - Маша ("Три сестры"), Рита, г-жа
 Корчен ("Два лагеря", "Потерянный рай" Якобсона), Хулда из Юураку (о. п.
 Вуолийоки) и др. С успехом играла также трагедийные роли: королева
 Елизавета ("Мария Стюарт"), Гертруда ("Гамлет") и др. С. Лев.
  ЛУТС, Оскар [26.XII.1886(7.1.1887)-23.III.1953]- эстонский писатель,
 драматург. Написал комедию из деревенской жизни "Паунвере" (1913),
 одноактные бытовые комедии "Кочан капусты" (1913), "Дельцы" (1913),
 "Наследники" (1915) (все пост. в т-ре "Ванемуй-не"), а также лирич.
 детские пьесы "Старичок из Юле-мисте" (1919) и "Голубой родник" (1919)
 по мотивам сказок. Пьесы Л. имели большое значение для развития эст.
 драматургии. Они показывали социальные отношения в эст. деревне,
 высмеивали мещанское самодовольство, жадность.
  В репертуар т-ров вошли инсценировки повестей Л. ("Весна", "Лето",
 "Свадьба Тоотса", "На задворках"), осуществлённые А. Сярева. Нек-рые
 пьесы Л. переведены на латыш. и фин. яз., ставятся в Латвии.
  Соч.: Teosed, kd [4-6], Tallinn, 1954-56. Я. А.
  "ЛУЧАФЭРУЛ" (Республиканский молодёжный молдавский театр
 "Лучафэрул"). Создан в 1960 в Кишинёве. Т-р получил название
 "Лучафэрул"- утренняя заря. Основной состав труппы - выпускники
 молдавской студии Моск. театр. уч-ща им. Б. Щукина. Труппа пополнилась
 за счёт выпускников театр. ф-та Кишинёвской консерватории и учащихся
 студии, созданной при т-ре.
  Лучшие спектакли: "Два цвета" Зака и Кузнецова (1960), "Всё в
 порядке" Лупана (1962), "Звезда Севильи" Лопе де Вега (1963), "Ноль по
 поведению" Стоянеску и Саввы. Во время декады молд. иск-ва и лит-ры в
 1960 т-р показал лирич. комедию молд. драматурга К. Кондри "Полевые
 цветы", водевиль Варена и Буайе "Свадебный костюм".
  В 1963 т-р выступал в Кремлёвском т-ре со спектаклями: "Дети и
 яблоки" Кондри, "Проделки Ска-пена"; "Автор умрёт сегодня" Миродан. Гл"
 реж. т-ра Н. С. Аронецкая, гл. худ. засл. деятель искусств Н. А.
 Алентьев. Молодой коллектив занят поисками новых сценич. решений.
 Спектакли т-ра отличаются естественностью и жизненной правдой. Т-р
 играет на небольшой сценич. площадке, оформление спектаклей лаконичное.
 Д. П.
  ЛУЧЙЦКИЙ, Борис Болеславович (р.7.II.1906) - украинский советский
 актёр и режиссёр. Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1950.
 Род. в актёрской семье, начал выступать с 6 лет в укр. труппе А. Л.
 Суходольского (1912). После Октябрьской революции играл в т-ре при
 дивизии Г. И. Котовского (Киев. обл., 1921-22), затем работал в разл.
 т-рах Украины. С 1933 - актёр и гл. режиссёр нежинского укр. Т-ра им. М.
 Коцюбинского. С 1960 - актёр и режиссёр черниговского Т-ра им. Шевченко.
 Играет героико-характерные роли.
  Роли: Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Кошкин ("Любовь Яровая"), Годун
 ("Разлом"), Платон, Романюк ("Платон Кречет", "Калиновая роща"
 Корнейчука), Коломийцев ("Последние"), Микола ("Украденное счастье"
 Франко) и ДР.
  Пост.: "Украденное счастье" Франко (1934), "Платон Кречет" (1935);
 "Щорс" Дольда-Михайлика (1939). "Любовь Яровая" (1938), "Бронепоезд
 14-69" (1957), "Власть тьмы" (1954) и др. С. 3.
  ЛУШИН, Александр Фёдорович [р.3 (16). III. 1902]- русский советский
 театральный художник. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944). Учился в
 Моск. ун-те (1923-28, биологич. ф-т). Художеств, образование получил во
 ВХУТЕИНЕ (1928-30, декоративное отделение, класс П. П. Кончаловского, С.
 В. Герасимова, И. М. Рабиновича), Ленингр. ин-те живописи, архитектуры и
 скульптуры (1930-33). Первая работа Л.- оформление спектакля "Хорошая
 жизнь" Амагло-бели в Т-ре под рук. Смышляева (1933). Осн. творческие
 интересы Л. связаны с муз. т-ром. С 1950- гл. художник Муз. т-ра им.
 Станиславского и Неми-ровича-Данченко.
  Спектакли: "Снегурочка" (1939); "Алеко" Рахманинова (1940) - в
 Оперной студии Моск. консерватории; "Эсме-ральда" Пуни (1950),
 "Лебединое озеро" (1953); "Так поступают все женщины" Моцарта (1962) - в
 Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 1940-44 Л. работал
 в Туркм. ССР, оформил: "Зохре и Тахир" Шапошникова, "Девушки моря"
 Корчмарёва в Т-ре оперы и балета; "Ревизор" в Туркм. драм. т-ре. В 1959
 Л. создал оформление балета "Эсмеральда" для ежегодного фестиваля в г.
 Сегеде (Венгрия). В. Бер.
  ЛЫСЕНКО, Дмитрий Григорьевич (р. 1880) - рус. и укр. советский актёр.
 Нар. арт. Молд. ССР (1943). Сценич. деятельность начал в 1897 как артист
 хора в укр. т-ре под рук. М. Л. Кропивницкого. В 1901-15 играл в т-рах
 Киева, Харькова, Одессы, в 1917-21- в укр. труппе под рук. Д. Г.
 Гайдамаки (Ставрополь, Харьков), в 1924-27-в рус. т-рах Астрахани,

<< Пред.           стр. 468 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу