<< Пред. стр. 470 (из 913) След. >>
"Ревизор" (1952); "Юность отцов" Горбатова (1954), "Учитель" Франко(1956), "Именем революции" Шатрова (1958), "Два цвета" Зака и Кузнецова
(1960). Пьесы молодых авторов: "Непокорённая полтавчанка" Лубенского
(1952), "Искатели подвигов" Боженко (1960), "Если ты комсомолец"
Харченко (1961) и др. В т-ре работали режиссёры В. Харченко (1948-52) М.
Ерецкий (1952-56), А. Барсегян (1957-62).
В труппе т-ра (1963): засл. артисты УССР - А. П. Бурштейн, А. Т.
Янчуков; артисты - В. Е. Матвеев, М. П. Коган, Л. Г. Крамаренко, Д. А.
Кудрявцев, Н. В. Славянский, П. П. Шаповалов и др. Гл. режиссёр - А.
Рипко, гл. художник - И. Дешко
ЛЮБАРСКИЙ, Давид Семёнович [р. 19. IV (2. V). 1900]-русский советский
режиссёр. Проф. деятельность начал в 1917 в Бердянске как актёр. Работал
в т-рах различных городов. Роли: Рак ("Воздушный пирог" Ромашова),
Горностаев ("Любовь Яровая"); Филька ("Интервенция" Славина) и др. В
1933 впервые выступил как режиссёр; пост. "Девушки нашей страны" '
Микитенко (Оренбургский драм. т-р). В 1937-40 и 1950-60- гл. режиссёр
Калужского т-ра; пост.: "Земля" Вирты (1937), "Таня" Арбузова (1938),
"Человек с ружьём" (1939), "Кремлёвские куранты" (1940, 1950) и "Третья
патетическая" (1959) Погодина, "Семья" Попова (1951), "Король Лир"
(1954), "Оптимистическая трагедия" (1956) и др. Э. К.
ЛЮБАРТ (наст. фам.- К о л ы ш к о), Варвара Антоновна [р. 14. .(26).
IV. 1898] - украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1947). Училась
на вокальном отделении Петерб. консерватории (1916-18) и одновременно в
драм. школе при Алек-сандринском т-ре по классу Ю. М. Юрьева. В 1918
приглашена своим отчимом - П. К. Саксаганским в только что созданный
киевский Народный т-р. С 1922- актриса Т-ра им. Заньковецкой (ныне во
Львове). Совместная работа с Заньковецкой и Саксаганским оказала влияние
на творчество Л. Яркая выразительность сценич. образов, сочность,
богатство красок - отличит, черты многогранного таланта актрисы.
Драматич. и лирико-героич. сценич. образы Л. вошли в историю укр. нац.
театр. иск-ва.
Роли: Дездемона (1926), Лауренсия ("Овечий источник", 1927); Анна
("Украденное счастье" Франко, 1923), Маша ("Три сестры", 1946), Васса
Железнова (1952), Кру-чинина (1952); Горицвет ("Крылья" Корнейчука,
1954), хозяйка Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки, 1957), Ольга
Птаха ("На большую землю" Хижняка, Гос. пр. СССР, 1950). Б. Кор.
ЛЮБАТОВИЧ, Татьяна Спиридоновна [1 (13). I. 1859-11. V. 1932] -
русская артистка оперы (меццо-сопрано, затем контральто). В 1883
окончила Моск. консерваторию по кл. М. М. Милорадович;
совершенствовалась в Италии и в Париже (у Д. Арто). Впервые выступила на
оперной сцене в Харькове в 1883. Пела в частных т-рах Одессы, Киева,
Тифлиса, Москвы (Т-р Солодовникова), в Итал. опере в Петербурге;
гастролировала в Лондоне, Валенсии, Бильбао и др. городах. В 1910
руководила оперной труппой, выступавшей в Курске, Тамбове, Ниж.
Новгороде. Была неизменной участницей всех оперных начинаний С. И.
Мамонтова, впервые в Москве исполнила на рус. языке партии Кармен (1885)
иДалилы ("Самсон и Далила" Сен-Санса, 1896), в Петербурге - партию
Гензеля ("Гензель и Гретель" Гумпердинка, 1895). Среди др. партий: Лель;
Ольга ("Евгений Онегин"), Ваня ("Иван Сусанин"), Княгиня ("Русалка"),
Азу-чена ("Трубадур") и др. В последние годы жизни занималась педагогич.
деятельностью в Москве.
ЛЮБАШ‚ВСКИЙ, Леонид Соломонович- см.Дэль Д. ЛЮБ‚ЗНОВ, Иван
Александрович (р. 19. IV. 1909) - русский советский актёр. Нар. арт.
РСФСР (1955). В 1931 окончил ГИТИС (педагог - А. П. Петровский). Проф.
деятельность начал в том же году в Театре-студии Малого т-ра (под рук.
Ф.Н. Каверина). В 1935-48 работал в Моск. т-ре Сатиры. Здесь
сформировался комедийный талант актёра, обличит. сила его юмора. Л.
создал разнообразные комедийные образы - скромный талантливый самородок
Орлов ("Таланты" Финна), внутренне сосредоточенный, целеустремлённый,
внешне чудаковатый Сашка (о. п. Финна). Играя роль Андрея Белугина в
комедии Островского "Женитьба Белугина", Л. придавал этому образу
драматический характер.
С 1948 Л. работает в Малом т-ре, где раскрылись новые грани дарования
актёра. Он создал образы положительных героев, современников: инженер
Кривошеий ("Московский характер" Софронова), подполковник Минаев
("Тайная война" Михайлова и Самойлова), художник Верба ("Калиновая
роща"). С большим обаянием актёр исполнил роли Фролова ("Северные зори"
Никитина), Борейко ("Порт-Артур" Степанова и Попова). Наряду с
водевильными персонажами (Скупень -"Такие времена" Юрандота) Л. создаёт
остро сатирич. образы (бюрократ Дремлю-га -"Крылья" Корнейчука) и др. Л.
выступает в концертах с чтением юмористич. рассказов; особенный успех
принесло актёру исполнение современных басен. Л. снимается в кино:
"Богатая невеста", "В шесть часов вечера после войны" (Гос. пр. СССР,
1946), "Коллеги" и др.
Др. роли: Герасыч ("Великий источник" Зорина), Корку -нов-отец,
Коркунов-племянник ("Сердце не камень" Островского), Болыпов ("Свои люди
- сочтёмся"), Двоеточие ("Дачники").
С о ч.: Жизнь-лучшая школа, М., 1962. Лит.: У р и н о в Я., Засл.
арт. РСФСР И. А. Любезнов, М., 1952. Е. X.
ЛЮБИМОВ, Владимир Александрович [р. 4(16). XI. 1897] - русский
советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1954). Учился в драматич. школе Моск.
показат. т-ра (1917-19) - ученик И. Н. Певдова и А. Г. Крамова. Сценич.
деятельность начал в 1914 в Сергеевском Нар. доме (Москва). С 1922
выступал в т-рах Харькова, Горького, Баку, Тбилиси. В 1931 - 41-актёр
Моск. театра Ленсовета. Роли:
Чацкий, Хлестаков, Ка-рандышев, Карл Моор;
Фигаро ("Севильский цирюльник" Бомарше), Братишка ("Шторм"), Годун
("Разлом"); Морозко ("Разгром" по Фадееву). С 1941 Л.-актёр Моск. т-ра
Драмы (ныне Т-р им. Мая-ковскего).
Л.- актёр смелой и сочной характерности, бурного темперамента;
сатирич. заострённость сочетается в его игре с точностью отбора бытовой
детали. Наиболее удались актёру роли певца Ладыгина ("Обыкновенный
человек" Леонова), директора т-ра Ходукова ("Кресло ј 16" Угрюмова),
Зуба ("Океан" Штейна), Ко-лесникова ("Время любить" Ласкина), фон Борна
("Побег из ночи" бр. Тур). Л. снимается в кино. Выступает как чтец в
радиопередачах.
Др. роли: Тарасов ("Путь в грядущее" Матвича), Маши-стов
("Откровенный разговор" Зорина), Крылов ("Весна в Москве" Гусева),
Колинский ("Прага остаётся моей" Буряковского), Кутузов ("Давным-давно"
Гладкова) и т. д.
Лит.: В. А. Любимов играет директора театра, "Театр", 1958, ј 4;
"Театральная неделя", 1958, ;Nb 7-а. М. Лифш.
ЛЮБИМОВ, Лев Владимирович [р. 11 (24). XI. 1905] - белорусский
советский дирижёр оперы. Нар. арт. БССР (1955). Чл. Коммунистич. партии
с 1945. Музыке обучался в Моск. консерватории в 1922-29.
Творческую деятельность начал в 1930-х гг. Работал в оперных театрах
Свердловска, Горького. С 1951 Л. - главный дирижёр Белорусского театра
оперы и балета.
Руководил пост. опер: "Мазепа", "Борис Годунов", "Садко", "Аида";
"Страшный двор" Монюшко, и др. Принимал деятельное участие в пост. нац.
белорус. опер, в т. ч. "Девушка из Полесья" Тикоцкого, "Надежда Дурова"
Богатырёва, "Ясный рассвет" Туренкова, "Колючая роза" Семеня-ки, и др.
Лит.: Маралёу А., Музычны к?ран?к (Л. У. Лю-б?ма), в сб.: Майстры
беларускай сцэны, М?нск, 1960. г /-?
ЛЮБИМОВ, Юрий Петрович (р.З.?Х.1917) - рус ский советский актёр и
режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В
1940 окончил студию при Т-ре им. Вахтангова, на сцене к-рого выступал
ещё будучи студентом. В 1940-47 служил в рядах Сов. Армии. В 1947
возвратился в Т-р им. Вахтангова. Выступал и как режиссёр. Преподавал в
театр. уч-ще им. Щукина (в 1963 пост. здесь с участием студентов
спектакль "Добрый человек из Сезу-ана" Брехта). С 1964-гл. реж. Моск.
т-ра драмы и комедии.
Роли: Олег Кошевой ("Молодая Гвардия"), Шубин ("Накануне" по
Тургеневу), Крис ("Все мои сыновья" Миллер), Бенедикт ("Много шума из
ничего"), Тятин ("Егор Булычев и другие". Гос. пр. СССР, 1951), Кирилл
("Первые радости", "Кирилл Извеков" по Федину), Моцарт ("Маленькие
трагедии" Пушкина) и др. С 1947 снимается в кино ("Робинзон Крузо" и
др.). С. Г.
ЛЮБИМОВА, Валентина Александровна (р. 16. XI. 1895) - русский
советский драматург. По образованию филолог. Как драматург выступила в
1930. В Моск. т-ре для детей была пост. первая мно-гоактная пьеса Л.
"Серёжа Стрельцов" (1935). Большинство пьес Л. посвящено сов.
школьникам, формированию их характеров, поискам жизненного пути;
драматург стремится показать становление мировоззрения, отразить острые
конфликты. Пьесы Л. ставятся многими ТЮЗами и драм. т-рами СССР, идут в
странах народной демократии. Среди них: "Дружба" (1936, Свердловский
ТЮЗ), "Совершеннолетие" (1938, Госцентюз), "В начале мая" (1946, МТЮЗ),
"Каменное сердце" (1953, Ереванский ТЮЗ), "Возле старых ясеней" (1958,
Сызранский т-р), "Детям до 16 лет" (1960, Владимирский т-р), "На
каникулах" (1962, Киевский ТЮЗ) и др. В 1947 Л. написала пьесу "Снежок"
(1948, Центр, детский т-р; Гос. пр. СССР, 1948), рассказывающую о судьбе
негритянского мальчика, изгнанного расистами из школы; пьеса проникнута
духом интернационализма. Пьеса-сказка "Одолень-трава" пост. в 1964.
Лит.: С а ц Н., Дети приходят в театр. М., 1961. Вл. П. ЛЮБЙМОВ-ЛАНСЕбЙ,
Евсей Осипович [наст. фам.- Гелибтер; 17 (29).V.1883, Одесса,- 17. VI
1.1943, Москва] - русский советский актёр, режиссёр и театральный
деятель. Нар. арт. РСФСР (1933). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Учился
в Харьковской театральной школе (1902-04). Впервые выступил на сцене в
1904 (г. Осташкове). В 1906-07 играл в харьковской труппе Дюковой.
Совместная работа с М. В. Дальским, П. В. Самойловым явилась для Л.-Л.
школой реалистич. иск-ва. В дореволюц. годы Л.-Л. служил в Кишинёве,
Тифлисе, Н.-Новгороде, Орле, Воронеже, Самаре, Саратове, Казани, Киеве,
Одессе. Роли: Фамусов, Городничий, Франц Моор; Фрол Федулыч ("Последняя
жертва"), царь Эдип (о. п. Софокла), Ричард III, Шейлок.
Впервые Л.-Л. обратился к режиссуре в Херсоне, где он возглавил
Товарищество актёров (1914). Руководил актёрскими коллективами в Батуми,
Сухуми, Баку (1915-18). В Баку организовал Первую рабочую студию (1918).
Возглавлял т-ры в Астрахани, Саратове (1919-22).
В 1923 вступил в труппу Т-ра им. МГСПС (с 1938- Т-р им. Моссовета).
Первая режиссёрская работа Л.-Л. в этом т-ре - "Нора" (1923). Затем
пост. "Герцог" Луначарского (1924). В 1925-40 Л.-Л. - директор и худ.
рук. Т-ра им. МГСПС. В 1941-43-актёр Малого т-ра.
Л.-Л. сыграл выдающуюся роль в борьбе за утверждение в т-ре сов.
драматургии. Его деятельность характеризовалась высокой
гражданственностью, страстной идейной целеустремлённостью. Он впервые
пост. пьесы молодых сов. драматургов- В. Н. Билль-Белоцерковского, В. М.
Киршона, осуществил инсценировки произв. Ф. В. Гладкова, Д. А. Фурманова
и др.
Л.-Л.- один из самых активных деятелей сов. т-ра 20-х гг., создатель
первых реалистич. революц. спектаклей. На сцене Т-ра им. МГСПС Л.-Л.
пост. "Цемент" по Гладкову (1926), "Мятеж" Фурманова п Поливанова
(1927), "Рельсы гудят" (1928) и "Город ветров" (1929) Киршона, "Ярость"
Е. Яновского (1929) и др. Этапным в истории сов. т-ра был пост. Л.-Л. в
1925 спектакль "Шторм", проникнутый революц-романтикой, высокой
патетикой. Отличит, черты постановок Л.-Л.- строгая, точная фиксация
жизни у документальность и в то же время революц. пафос агитационность.
Л.-Л. называл руководимый им т-р т-ром "социальной правды", а его
реализм -"реализмом пристрастным, язвительным, острым,
классово-трезвым". Он добивался публицистич. остроты, обнажённости
социальных характеристик персонажей спектакля; тонкие ню ансы
переживаний героев, их психология вне революц. борьбы не интересовали
Л.-Л. Уделяя пристальное внимание пост. массовых сцен, Л.-Л. подчёркивал
необходимость "выявить" и "создать определённый конфликт" для массы,
"столкнуть в ней разного рода враждебные друг другу стихии", а также
"заразить народную массу темпераментом, увлечь пламенным революционным
энтузиазмом". Кипучей энергией, революц. энтузиазмом отличались
знаменитая сцена субботника в "Шторме", массовые эпизоды в спектаклях
"Голос недр" Билль-Белоцер-ковского, "Рельсы гудят", "Мятеж". Среди
спектаклей, пост.Л.-Л.:
"1881-й год" (1924) и "Георгий Гапон" (1925)
Шаповаленко, "Штиль" (1927) и "Жизнь зовёт" (1934)
Билль-Белоцерковского,"Константин Терёхин" ("Ржавчина") Киршона и
Успенского (1927), "1905-й год" Гандурина (1930), "Апшеронская ночь"
Никитина (1937), "Фландрия" Сарду (1940).
Лучшие роли Л.-Л. на сцене Т-ра им. МГСПС и Т-ра им. Моссовета -
профессор Мамлок (о. п. Вольфа), Ч адов ("Жизнь зовёт"
Билль-Белоцерков-ского), Полежаев ("Беспокойная старость"), Окаё-мов
("Машенька").
Лит.: Театр московского пролетариата (10 лет театра им. МОСПС), М.,
1934; Образцова А. Г., Создатель первых революц. спектаклей, "Сообщ.
Ин-та истории искусств. Театр", 1955, .ј 6; e e же, Театр им. Моссовета,
М., 1959; Литовский О., Любимов-Ланской, "Театр", 1958, ј 3. А. О.
ЛЮБИН, Дмитрий Рафаилович (1880-9. V. 1951) - русский советский
актёр. Нар. арт. Тат. АССР (1939). Засл. арт. РСФСР (1940). Чл.
Коммунистич. партии с 1940. С 1897 - актёр Самарского т-ра (антреприза
А. П. Грубина). Работал в т-рах Симбирска, Керчи, Тифлиса, Ташкента,
Одессы, Киева, Свердловска и др. С 1934- актёр Казанского рус. т-ра.
Творч. индивидуальность Л. формировалась под влиянием мастеров старшего
поколения Малого т-ра.
Роли: Харитонов ("Русские люди"), доктор Таланов ("Нашествие"),
Боцман ("Оптимистическая трагедия"). Бублик ("Платон Кречет"); Франтишек
("Под каштанами Праги" Симонова), Булавин ("Хождение по мукам" А.
Толстого), Черных ("Слава" Гусева), Белобров ("Офицер флота" Крона),
Фамусов; Лыняев ("Волки и овцы"), Абрезков ("Живой труп"), Серебряков
("Дядя Ваня") и др.
С 1938 преподавал актёрское мастерство в оперном классе Муз. уч-ща
Казани. И. И,
ЛЮБИНА, Любовь Сергеевна (р. 31.XII.1902) - русская советская
актриса. Нар. арт. Туркм. ССР (1955). С 1921- актриса Черниговского
т-ра. В 1923- 37 работала в т-рах гг. Павлове, Мурома, Алма-Аты и др., с
1937- в Ашхабадском рус. т-ре.
Роли: Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Беатриче ("Много шума из
ничего"), Мария Александровна ("Семья" Попова), Филумена Мартурано (о.
п. Э. Де Филиппе), Аркадина ("Чайка"), хозяйка Нискавуори ("Каменное
гнездо" Вуолийоки) и др. Л. АН.
ЛЮБИЧ (наст. фам.- Любушки н-Л ю б и ч), Иван Сергеевич [р. 5 (17).
XI. 1899] - русский советский актёр. Нар. арт. УССР (1954). Сценич.
деятельность начал в 1920 в Передвижном т-ре Красной Армии. Затем
работал в Харькове (1923), в т-ре "Красный факел" (1926), Николаевском
т-ре "Шахтёрка Донбасса" (1929), Грозном (1931-32), Астрахани и др.
(1933). С 1934- актёр Харьковского рус.т-ра им. Пушкина.
Роли: Великатов, Прибытков, Курослепов ("Таланты и поклонники",
"Последняя жертва", "Горячее сердце"), Войницкий; Лопахин, Андрей
Прозоров ("Вишнёвый сад", "Три сестры"), Сатин; Кошкин ("Любовь
Яровая"), Забелин ("Кремлёвские куранты"), Вожак ("Оптимистическая
трагедия"), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), генерал Рыбаков ("Иван
Рыбаков" Гусева), Косогоров ("Побег из ночи" бр. Тур), Святослав ("Сон
князя Святослава" Франко) и др.
Выступал и как режиссёр. Пост.: "Парень из нашего города" (1941);
"Пигмалион" Шоу (1947), "Свадьба Кречин-ского" (1949), "Последняя
жертва" (1952) и др. С 1939 ведёт педагогич. работу. С. 3.
ЛЮБОВНИК - актёрское амплуа; роли юношей, молодых мужчин, обладающих
красотой, благородством, умом и т. п., любящих или являющихся предметом
любви. На ролях Л. строилась любовная интрига пьесы. В зависимости от
жанра произв. и характера ролей различали: героев-Л. (Фердинанд, Ромео;
Арман Дюваль -"Дама с камелиями" Дюма-сына, и др.), комич,. Л. (Бенедикт
-"Много шума из ничего"), салонных Л. В зависимости от значитель-ности
роли - первых и вторых Л. Среди лучших исполнителей ролей Л.- Н. П.
Рощин-Инсаров, А. В. Анчаров-Эльстон.М. М. Петипа, Н. М. Радин и мн. др.
В совр. т-ре в связи с расширением границ амплуа термин "Л." вышел из
употребления. А. Шн.
"ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОЕ" ("L'Elisir d'amore") - опера Г. Доницетти, либр.
Ф. Романи по пьесе Э. Скриба. Пост. 12 мая 1832, Милан, т-р "Каноббиана"
(Адина- Хейнефеттер, Неморино - Дженеро, Белькоре - Дебади, Дулькамара -
Фреццолини, Джаннетта - Сакки). Опера ставилась в оперных т-рах всего
мира. В России впервые пост. на рус. яз. в 1841, Петербург,
Каменноостровский т-р (Адина - Соловьёва, Неморино - Леонов, Белькоре -
Петров, Дулькамара - Този). На сов. сцене пост. 21 апр. 1934, Оперная
студия Ленингр. .консерватории (дирижёр Альтерман, пост. Каплана, худ.
Селезнев, хорм. Петров, балетм. Бектабегов).
Издания: "Л. н.", клавир, Milano, Ricordi, [s. a.].
Н. Гр. "ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ"-пьеса в 5 д. К. А Тренёва. Соч.: 1-й вариант -
1925, 2-й - 1926, новая редакция - 1936. Пост.: 22 дек. 1926 в Малом
т-ре (реж. Платон и Прозоровский, худ. Меныпутин; Любовь Яровая -
Пашенная, Яровой - Ольховский, Панова - Гоголева, Кошкин - П. Садовский,
Швандя - Ст. Кузнецов, Грозной- Истомин, Горностаев - Костромской,
Горностаева - Турчанинова, Малинин - Головин, Кутов - Рыжов, ЕлисатовН.
Яковлев, Колосов - Н. Соловьёв, Дунька - Дымова, Махора - Григоровская,
Марья - Рыжова, Семён - Ржа-нов, Пикапов - Сашин-Никольский, Фольгин -
Красов-ский, Чир - Скуратов, Закатов - В. Лебедев); 1960, там же (реж.
Ильинский, Цыганков, худ. Рындин; Яровая - Солодова, Яровой - Телегин,
Матвеев, Кошкин - Анненков, Швандя - Доронин, Горностаев - Ильинский).
29 дек. 1936 "Л. Я." показал МХАТ (худ. рук. постановки
Немирович-Данченко, реж. Судаков, худ. Акимов; Любовь Яровая - Еланская,
Яровой - Добронравов, Панова - Андровская, Кошкин - Чебан, Швандя -
Ливанов, Горностаев - Москвин, Малинин - Петкер, Елисатов - Масальский,
Колосов - В. Попов, Дунька- Шевченко, Марья - Монахова).
Пьесу Тренёва ставили почти все т-ры Сов. Союза, среди них: Т-р им.
Сундукяна (1927, переводчик и реж. Калан-тар; Любовь Яровая - Асмик,
Яровой - Джанан, Панова - Восканян, Кошкин - Г. Нерсесян, Швандя -
Авети-сян, Елисатов - Вагаршян); Ленингр. Большой драм. т-р (1927, реж.
Дмоховский; Любовь Яровая - Казико, Кошкин - Софронов, Швандя -
Монахов); Ростовский-на-До-ну т-р (1936, реж. Завадский; Любовь Яровая -
Марецкая, Яровой - Мордвинов); Днепропетровский т-р им. Шевченко (1947,
реж. Сумароков); Саратовский т-р (1951, реж. Ми-ленко; Любовь Яровая -
Соболева, Яровой - Высоцкий, Кошкин - Муратов, Швандя - Колобаев,
Горностаев- Несмелов); Ярославский т-р (1952, реж. П. Васильев; Любовь
Яровая - Незванова, Яровой - Белов, Кошкин - Ромаданов, Швандя -
Нельский); Свердловский т-р (1952, реж. Битюцкий; Любовь Яровая -
Амман-Дальская, Яровой - Максимов, Кошкин - Ильин, Швандя - Берёзкин) и
др. Среди исполнительниц роли Любови Яровой: К. Л. Бабичева, Л. Д.
Берзинь, М. Давудова, 3. Н. Зорич, С. Ишан-тураева, Ф. Кадри, Н. М.
Ужвий.
За рубежом "Л. Я." ставили: Еврейский художеств. т-р, Нью-Йорк
(1927). Дом сов. культуры, Берлин (1948);
Гос. драматич. т-р Кореи (1949); т-р "Польски", Варшава; Краковский и
Дрезденский т-ры (1949); Веймарский, Бухарестский, Братиславский т-ры
(1952); Пражский Нац. т-р (1953), Большой Ханойский т-р, Мейнингенский
т-р (1957), Т-р им. Сарафова, София (1960) и мн. др.
Издания: Первая публикация - М.,1927; Пьесы советских писателей, т.