<< Пред. стр. 474 (из 913) След. >>
МАЙМЕСКУЛ, Владимир Васильевич (р. 15. VII. 1925) - русский советскийдирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1953.
В 1949 окончил Саратовскую консерваторию. В 1945-50 работал в
Саратовском т-ре оперы и балета (артист оперы, затем дирижёр). С 1951 М.
- дирижёр, с 1959 - гл. дирижёр Бурят, т-ра оперы и балета (Улан-Удэ).
Руководил пост. опер "Тихий Дон" (1953);- "На Байкале" Книппера
(1958). Впервые пост. на бурят, сцене оперы "У истоков родника" Ямпилова
(1960), "Побратимы" Аюшеева (1962), балеты "Свет над долиной" Ряузова
(1956), "Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова (1959), "Сомбреро"
Май-зеля (1961). ,.
Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957;
Гуревич П. С., Оперный театр Бурятии. Очерки, Улан-Удэ, 1964. М. Лифш.
МАЙОР (Major), Тамаш (р. 1910) - венгерский актёр, режиссёр и
общественный деятель. Чл. Венг. социалистич. рабочей партии с 1942. Член
ЦК Венг. социалистич. рабочей партии с 1957. Нар. арт. ВНР (1950).
Творч. деятельность начал в 30-х гг., способствовал утверждению на
венг. сцене прогрессивного реалистич. театр. иск-ва, руководил рабочей
художеств. самодеятельностью. Работал режиссером рабочего любительского
т-ра в Чепеле, где в 1942 пост. "Тартюф". После освобождения Венгрии от
фашизма (1945) был назначен директором Нац. т-ра в Будапеште, где
продолжает работать гл. режиссёром. М. пропагандирует систему
Станиславского, ведёт борьбу за реализм и идейность театр. иск-ва
Венгрии. Его спектакли отличаются глубиной социального анализа. Среди
пост.: "Банк-бан" Катоны (1945-53), "Егор Булычев и другие" (1947),
"Враги" (1949), "Женитьба Фигаро" (1950), "Отелло" (1954);
"Трагедия человека" Мадача (1955, 1960), "Виндзорские проказницы"
(1959). M.- талантливый интерпретатор сов. драматургии - "Молодая
гвардия" (1949), "Русский вопрос" (1947), "Любовь Яровая" (1958) и др.
Лучшая пост. совр. венг. драмы - "Боевое крещение" Урбана (1951). Среди
актёрских работ- профессор Полежаев ("Беспокойная старость"), Фур-мин
("Хмурое небо" Дарваша), Яго, Тартюф; Люцифер ("Трагедия человека"
Мадача), Мефистофель ("Фауст" Гёте) и др. Дважды награждён пр. им.
Кошута (1948, 1955).
Лит.: Гершкович А., Театральный Будапешт, М., 1961, с. 17-60. А. Гер.
МАЙОРОВ, Михаил Михайлович [р.5(18).Х1. 1906] - русский советский
актёр. Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Окончил
ЦЕТЕТИС (ныне ГИТИС) в 1930. В 1930-36-актёр МХАТа 2-го. Роли: Анисим
Цибукин ("В овраге" по Чехову), Борис Волгин ("Чудак" Афиногенова). С
1936 работает в ЦТСА, где им создан ряд образов сов. воинов-патриотов:
Бахметьев и Черкасов ("Падь Серебряная" Погодина), Лазо (о. п.
Бондаревой), Сергей Горлов ("Фронт"), Обух ("Южный узел" Первенцева),
Друнин ("Лётчики" Аграновича и Ли-стова), Игнатьев ("На той стороне"
Барянова), Морозов ("Крепость над Бугом" Смирнова) и др.
Др. роли: Доктор ("Всеми забытый" Хикмета), Уард ("Флаг адмирала"
Штейна; Гос. пр. СССР, 1951), Райский ("Обрыв" по Гончарову), Ярослав
Прус ("Средство Макро-пулоса" Чапека) и др.
Лит.: Осипова Т., О двух из ста, "Театр, жизнь", 1961, .ј 3. М. Лифш.
МАЙОРОВ, Сергей Арсеньевич [р. 5 (18). VII. 1903] - русский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1934) и РСФСР (1954). Чл.
Коммунистич. партии с 1939. Начал творч. путь под рук. В. Э.
Мейерхольда. С 1926 М. приступил к самостоят. режиссёрской работе в
Бакинском рабочем т-ре, затем стал гл. режиссёром и художественным
руководителем т-ра. М. много и плодотворно работал над сов.
драматургией, особенно над пьесами Погодина и Вс. Вишневского. Пост. в
этом т-ре: "Мать" Горького (1927), "Человек с портфелем" Файко, "Голос
недр" Билль-Белоцерковского (обе - в 1928), "Темп" Погодина (1930),
"Ярость" Яновского (1930), "Страх" (1931); "На Западе бой" Вишневского
(1932), "Мой друг" Погодина (1932), "Невеста огня" Джабарлы,
"Любовь Яровая" (обе - в 1933), "Оптимистическая трагедия";
"Аристократы" Погодина (1936), "Гибель эскадры" (1937), а также классику
- "Отелло" (1933)" "Гроза" (1934), "Маскарад" (1934), "На дне" (1936).
Уже в 30-е гг. отчётливо проявились характерные черты творч. почерка
М.склонность режиссёра к большим гражданским темам, к выразит.,
красочной форме спектакля. В 1937-39 М. работал в Киевском рус. драм.
т-ре, где пост. спектакли: "Павел Греков" Войтехова и Ленча (1939) и др.
В 1939-43-гл. реж. моек. Т-ра Революции, пост. "Марию Стюарт"
(1941); "Питомцы славы" Гладкова (1941), "Фронт"
(1942). В 1943-45 был художеств. руководителем Волгоградского т-ра,
пост. "Месяц в деревне" Тургенева (1945) и др. В 1946-58 возглавлял
Моск. драм. т-р, в 1957-60 - Моск. т-р им. Ленинского комсомола.
Пост.: в Моск. драм. т-ре - "Там, где не было затемнения" Семёнова,
"Депутат" Рахманова (обе - в 1947), "Чайка" по Бирюкову (1948), "Братья"
Салынского (1951), "Канун грозы" Маляревского (1951), "Грач, птица
весенняя" Мстиславского (1955), "Человек с портфелем" Файко (1956); в
Т-ре им. Ленинского комсомола - "Хлеб и розы" Салынского (1957),
"Пароход зовут "Орлёнок"" Галича (1959), "Братья Ершовы" по Кочетову
(1959). С 1960 - режиссёр Моск. т-ра им. Н. В. Гоголя.
Лит.: 10 лет в театре. Сергей Майоров. 1923-33, Баку,. 1934. P P P
МАЙР (Mayr), Иоганн Симон (14. VI. 1763-2. XII. 1845) - итальянский
композитор. По национальности: немец. Образование получил в иезуитской
школе-в Инголыптадте. С 1789 жил в Венеции, где писал церк. музыку. В
1794 в т-ре "Фениче" была пост. опера М. "Сафо". М. написал св. 60 опер,
в т. ч. "Лодо-иска" (1796, т-р "Фениче", Венеция), "Аделаида" (1799, там
же), "Элевсинские мистерии" (1802, т-р "Ла Скала"), "Алонсо и Кора"
(1803, там же), "Элиза" (1804, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), "Пальмира"
(1806, т-р "Пергола", Флоренция), "Возвращение Улисса" (1809, т-р
"Фениче", Венеция), "Медея в Коринфе" (1813, т-р "Сан-Карло", Неаполь) и
др. Оперы М. отмечены мастерством инструментовки, пользовались
популярностью у современников. На творчестве М. сказалось влияние Глюка,
Моцарта, а также Керубини и франц. революц. оперы. С 1805 преподавал в
консерватории в Бергамо. Среди его учеников - Г. Доницетти.
Лит.: Scotti С., Gio Simone Mayr: discorso, Bergamo, 1903;
Schiedermair L., Simon Mayr, Bd 1-2, Lpz., 1907-10 (Beitrage zur
Geschichte der Oper um die Wende des. 18. und 19. Jahrhunderts).
"МАЙСКАЯ НОЧЬ" - опера H.A. Римского-Корсакова, его же либр. по
повести Н. В. Гоголя. Пост. 9 янв. 1880, Мариинский т-р (дирижёр
Направник; Голова- Стравинский, Левко - Лодий, Ганна - Славина, Каленик
- Мельников, Писарь-Соболев, Винокур - Энде, Свояченица - Бичурина,
Панночка - Велинская). В 1892 пост. артистами Товарищества рус. частной
оперы под упр. И. П. Прянишникова. В 1898, там же (дирижёр Рахманинов;
Голова - Шаляпин, Панночка - Забела). В 1909, Большой т-р (дирижёр
Сук; Левко-Смирнов).
На сов. сцене впервые пост. 1 окт. 1921, Ленингр. Малый оперный т-р
(дирижёр Самосуд, пост. Феона, худ. Коровин, балетм. Петров; Голова -
Журавленке, Левко - Большаков, Ганна - Тарновская, Каленик - Коржевский,
Свояченица - Каренина, Писарь - Курзнер, Панночка-Коваленко). 2 янв.
1926, Большой т-р (дирижёр Голованов, реж. Петровский, худ. Коровин,
балетм. Лащилин). 25 янв. 1928, Оперная студия им. К. С. Станиславского
(дирижёр Сук, режиссёры Станиславский и Алексеев, худ. Курилко). 1947,
филиал Большого т-ра. Пост. в др. городах СССР: Куйбышев (1940), Душанбе
(1950), Рига, Саратов, Новосибирск, Казань (все - в 1952), Тамбов
(1961).
Пост. за рубежом: Прага (1896), Франкфурт-на-Майне (1900),Лондон
(1914,на рус. яз.), Рига (1922),Любляна(1924), София (1925), Барселона
(1926, на рус. яз.), Оксфорд (1931).
Издания: "М. н.", партитура, Лейпциг, Беляев, 1893; акад. изд.-Полное
собр. соч., т. 1 (А), т. 2 (Б), ред. М. О. Штейнберга, М.- Л., Музгиз,
1946-48; клавир, Лейпциг, Беляев, 1895; акад. изд.-Полное собр. соч., т.
30, под-готовл. А. Карцевым, М.-Л., Музгиз, 1951. ff, Гр.
МАЙСУРЯН, Ольга Михайловна (наст. фам.- П у-гинян)
[7(19).III.1871-3.VIII.1931] -армянская актриса. Засл. арт. Груз. ССР
(1930). Сценич. деятельность начала в 1895 на рус. сцене в Тифлисе. В
1900 перешла на арм. сцену; стала выдающимся мастером нац. сценич.
иск-ва. Выступала в крупных городах Закавказья и Сев. Кавказа, в 1912
принимала участие в гастрольных спектаклях в Москве и Петербурге. Одна
из основателей Тбилисского гос. театра арм. драмы (1921). Играла преим.
роли Драматич. героинь. Искусство М. отличалось ярко выраженной
индивидуальностью, исключительной теплотой и задушевностью переживаний,
отточенной формой передачи внутреннего мира своих героинь, высокой
сценической культурой. Лучшие роли: Офелия, Дездемона, леди Макбет,
Кручинина;
Катерина ("Гроза"), Маг-да ("Родина" Зудермана), Зейнаб ("Измена"
Южина-Сумбатова), Раутенделейн ("Потонувший колокол"), Трильби (о. п.
Ге), Луиза ("Коварство и любовь"), Маргарита Готье ("Дама с камелиями"),
Мира Эфрос и Эсфирь (о. п. и "За океаном" Гордина),Евгине, Су-сан,
Маргарит ("Е вгине", "Намус", "Из-за чести" Шир-ванзаде), Настасья
Филипповна ("Идиот" по Достоевскому) и др. М. известна также своей
театрально-общественной работой. М. выступала с худ. чтением. Читала на
арм. и рус. языках. В репертуаре были: Туманян, Исаакян, Чаренц, Пушкин,
Гоголь, Некрасов, Лермонтов, Горький, А. Мицкевич, Байрон, Гейне, Шелли,
Гёте.
Лит.: Ольга Майсурян. Сб. материалов, Ереван, 1961.
Б. А. МАКА‚НОК, Андрей Егорович (р. 12. XI. 1920) - белорусский
советский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1945. Лит. деятельность
начал во 2-й пол. 40-х гг. В 1951 вышел в свет сборник одноактных пьес
М. Первая его крупная пьеса - "На рассвете" (1952, Т-р им. Я. Купалы),
рассказывает о борьбе трудящихся Франции против войны, за демократию.
Комедия "Извините, пожалуйста!" (1953, Т-р им. Я. Купалы), пост. во
многих т-рах страны, выявила осн. направление творчества М. как
драматурга-сатирика. В этой пьесе драматург бичует людей, к-рые в
личных, корыстных целях используют общественные интересы сов. людей.
Следующие пьесы М.- "Чтобы люди не журились" (1958, Т-р им. Я. Купалы) и
"Левониха на орбите" (1961, Т-р им. Я. Купалы), посв. трудовой жизни
колх. деревни, показывают преодоление последствий культа личности и
частнособственнич. пережитков в сознании сов. людей. М.-продолжатель
комедийно-сатирич. линии в белорус. драматургии, последователь
творчества К. Крапивы. Выступает и как киносценарист.
Соч.: Камедн?, М?нск, 1961. В. Н.
"МАКАР ДУБРАВА" ("Макар Д?брова", первонач. назв.- "Простые
люди")пьеса в 3 д., 4 карт. А Е. Корнейчука. Соч. 1947-48 (на укр. яз.).
Пост. 1 мая 1948 в Т-ре им. Вахтангова (перевод автора, реж. Рапопорт,
худ Рындин; Макар Дубрава - Державин, Оксана - Коптева, Ольга - Е.
Алексеева, Павел Кругляк - А. Абрикосов, Тополя - Лукьянов, Анна - Г.
Пашкова, Брат-ченко - Гриценко, Смереха - Русинова). Пьеса ставилась во
мн. т-рах СССР, она была пост. в 1948 в Т-ре им.Франко-(реж. Юра, Норд,
худ. Петрицкий; Макар - Бучма, Ольга - Ужвий, Тополя - Добровольский),
Запорожском т-ре им. Щорса, Т-ре им. Заньковецкой, Одесском т-ре им.
Окт. Революции; в 1949 - в Т-ре им. Шевченко (реж. Крушель-ницкий; Макар
- Антонович), Днепропетровском т-ре им. Шевченко (реж. Сумароков;
Макар-Верменич); в 1950 - во Владивостокском (реж. Ипатов; Макар -
Колофидин) Иркутском т-ре. Рус. т-ре в Сыктывкаре (реж. Дьяконов
Макар-Ермолин), Мукачевском русском, Томском т-рах в 1951-в Тбилисском
т-ре им. Грибоедова; в 1952 пьесу ставили Т-р им. Я. Купалы (реж.
Мозалевская; Макар - Молчанов), Сев.-Осет. т-р (реж. Бритаева; Макар -
Тхапсаев) т-р "Красный Факел" (реж. Бейбутов; Макар - Аржанов) Кумыкский
т-р (Макар-Гаджиев) и мн. др.
За рубежом "М. Д." ставили: Пражский реалистич. т-р (1949), Софийский
нар. т-р (1949), Решицкий т-р и т-р Валя Жилуй, Румыния (1950), Среди
есловацкий т-р (1951), Пекинский нар. художеств. т-р (1956) и др.
Издания: Первая публикация "Макар Д?брова", Кив, 1948; рус.
изд.Корнейчук А., Пьесы, М., 1961.
Лит.: "Театр", 1949, ј 5, с. 45-50; Львов-Анохин Б., Амвросий
Максимилианович Бучма, М., 1959;
Т е н е в Л., Драма и сцена, София, 1959, с. 98-105.
А. Шн.
МАКАРОВ, Аскольд Анатольевич (р. 3. IV. 1925) - русский советский
артист балета. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1958. В
1943 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1947 - солист Т-ра оперы и
балета им. Кирова.
Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Жан дё Бриен ("Раймонда"),
Базиль ("Дон Кихот"), Вацлав и Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Филипп
("Пламя Парижа"), Батыр ("Шурале"; Гос. пр. СССР, 1951), Остап ("Тарас
Бульба"-Соловьёва-Седого), Спартак; Рыбак ("Берег надежды" Петрова) и
др.
МАКАРОВА-ШЕВЧЕНКО (наст. фам.- Шевченко), Вера Васильевна [р. 13
(25). VIII. 1892] - русская советская артистка драмы и оперы
(меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1933). В 1911 окончила драматич.
школу Малого т-ра (училась у А. П. Ленского и А. А. Федотова) и Моск.
консерваторию по классу сольного пения проф. В. М. Зарудной. В 1911-13
играла в драм. т-рах Петербурга, Казани, Омска и др. городов. Роли:
Лариса, Кручинина; Тугина ("Последняя жертва"), Катерина ("Гроза"). В
1913 впервые выступила в муз. спектаклях на сцене "Свободного театра" в
Москве. В 1918-41- артистка Большого т-ра. Партии: Любаша; Солоха ("Ночь
перед рождеством"), Хивря ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Марфа
("Хованщина"), Графиня, Кармен и др.
МАКАРЬЕВ, Леонид Фёдорович [р. 12 (24). VIII. 1892] - русский
советский актёр, режиссёр, педагог и драматург. Нар. арт. РСФСР (1956).
Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1917 окончил историко-филологич. ф-т
Петрогр. ун-та и одновременно Высшие педагогич. курсы. В 1915-24 вёл
педагогич. работу в школе. В 1919 занимался в студии Передвижного т-ра
Гай-дебурова. В 1921 совм. с группой актёров и педагогов под
руководством реж. А. А. Брян-цева участвовал в организации Ленингр. т-ра
юных зрителей. М.-актёр острой мысли и выразительной сценич. формы.
Лучшие актёрские работы М.: Франц Моор; командир Эйно ("Винтовка 492116"
Крона), профессор Ведель ("П родолжение следует" Бруштейн), Пугачёв (о.
п.
Луковского), Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина), Крутицкий ("Не было ни
гроша, да вдруг алтын" Островского), Тартюф; Миллон ("Ворон" Гоцци),
Гаев ("Вишнёвый сад").
В 1925 написал одну из первых пьес для детей о современности -
"Тимошкин рудник". Спектакль Лентюза стал этапным для сов. детского т-ра
и пьеса вошла в репертуар мн. т-ров для детей. М. написал также пьесы
"Бунтари" (1934) о сов. школьниках, "Пашка" (1947) о детях в годы
Отечеств, войны и др., шедшие в Лентюзе и др. ТЮЗах. М. выступает как
режиссёр.
Пост. в Лентюзе: "Аттестат зрелости" Гераскиной (1949), "Её друзья"
Розова (1950), "Вишнёвый сад" (1950), "Горе от ума" (1952); "Дневник
Наташи Соколовой" Зака и Кузнецова 1953), "Гроза" (1954); "В садах
лицея" Дэля (1957) и др.
С 1937 М. заведует кафедрой актёрского мастерства в Ленингр. ин-те
театра, музыки и кино (с 1939 - проф.). Автор теоретич. работ о т-ре для
детей и театр. педагогике.
Соч.: С утра до вечера в театре, М., 1930; Творческий путь
Ленинградского т-ра юных зрителей, 1922-1932, Л., 1933; Воспитание
театром, в сб.: Театр для детей, М., 1955;
Эстетическое воспитание детей средствами театра, в сб.:
Театр и школа, вып. 3, М., 1961.
Лит.: Мокульский С., Тартюф, "Искусство и жизнь", 1940, ј 11; Б р у ш
т е й н А., Советский театр для детей, в кн.: Советский театр..., М.,
1947. ?, Д
"МАКБЕТ" ("Macbeth") - трагедия в 5 д. У. Шекспира. Соч.1606.Пост. в
апр. 1611 в т-ре "Глобус", Лондон (Макбет- Р. Бёрбедж). Долгое время
"М." ставили в разл. лит.-сценич. обработках, переделках (Давенанта,
Кембла, Ли, Шредера, Шиллера, Дюси и др.). В шекспировском тексте "М."
пост. впервые Гарриком в т-ре "Друри-Лейн", Лондон (1744, Макбет -
Гаррик, леди Макбет - Притчард). Среди др. постановок "М."в 18 в.:
"Куинс-театр",Лондон (1707,Макбет- Беттертон, леди Макбет - Барри),
"Ковент-Гарден" (1745, леди Макбет - Притчард; 1751, Макбет - Куин;
1773, Макбет - Маклин), "Друри-Лейн", Лондон (1747, Макбет - Гаррик,
леди Макбет - Притчард; 1785, леди Макбет - Сид-донс; 1787; 1789, Макбет
- Кембл), Берлинский нац. т-р (1776, Макбет - Дёббелин; 1784),
Гамбургский т-р (1779, Макбет - Ф. Шредер) и др.
Из пост. "М." в 19 в.: "Друри-Лейн" (1817, Макбет - Э. Кин; 1819,
Макбет - Макреди), Мюнхенский придворный т-р (1822), т-р "Ройял",
Уэртинг (1836, Макбет - Фелпс), т-р "Одеон", Париж (1848), т-р
"Принсесс", Лондон (1853), Арм. труппа в Константинополе (1864, 1865,
Макбет- А. Вардонян), "Кёниглихес шаушпильхауз", Берлин (1875),
"Бургтеатр", Вена (1877, Макбет-Миттервурцер; 1891, Мак-бет-Зонненталь;
1893, леди Макбет - Вольтер), т-р "Порт-Сен-Мартен", Париж (1884, леди
Макбет - С. Бернар), "Фифт Авеню т-р", Нью-Йорк (1889), т-р "Лицеум",
Лондон (1888, Макбет - Ирвинг, леди Макбет - Терри) и др. "М." в 20 в.
ставили т-ры: "Комеди Франсез", Париж (Макбет-Муне), т-р в Сент-Вандриле
(1910, пер. Метерлинка, Макбет-Марс, леди Макбет-Леблан), Нац. т-р,
Прага (1916), "Бургтеатр", Вена (1920), т-р "Принсесс", Лондон (1927,
леди Макбет - Торндайк), т-р"Корт", Лондон (1928), "Берлине? фольксбюне"
(1929), т-р "Олд Вик", Лондон (1934, Макбет-Лаутон; 1935; 1937, Макбет -
Оливье; 1942, Макает-Гилгуд; 1951; 1954), "Дёйчес шаушпильхауз", Гамбург
(1931), "Штадттеатр", Майнц (1935), т-р "Лафайетт"в Харле-ме, Нью-Йорк
(1936), "Пиккадилли т-р",Лондон (1942, Макает - Гилгуд), т-р
"Монпарнас-Бати", Париж (1942), "Олд Вик", Бристоль (1946),
Шекспировский "Мемориальный т-р", Стратфорд-он-Эйвон (1949; 1952; 1955,
Макбет-Оливье, леди Макбет-Ли), "Артс-тиэтр", Лондон (1950), "Пикколо
т-р", Милан (1952), Нац. Нар. т-р, Париж (1954, Макбет-Вилар, леди
Макбет-Казарес), т-р "Уоркшоп", Лондон (1957), Стратфордский т-р, Канада
(1960), зулусская труппа, Солсбери (1961) и мн. др.
Большой популярностью пользовались гастролёры в роли Макбета: А.
Олдридж, Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Цак-кони и А. Ристори, в роли леди
Макбет - X. Моджеевская.
В России "М." до 1860 был запрещён к постановке. Показан впервые 27
сент. 1862 (гастроли Олдриджа с труппой Малого т-ра, на сцене Большого
т-ра; Макбет - Олдридж, леди Макбет - Рыкалова), в 1866 "М." пост.
Петерб. нем. труппа. Первая пост. "М." полностью на рус. яз. была
показана в 1890, Малый т-р (пер. Юрьева; Макбет - Южин, леди Макбет -
Федотова). Среди последующих пост.: Малый т-р (1896, Макбет - Южин, леди
Макбет - Ермолова, Дункан - А. Ленский, Макдуф - К. Рыбаков; 1899,
Маль-кольм-Остужев; 1914, леди Макбет - Смирнова), Т-р лит.-художеств.
об-ва, Петербург (1900, Макбет - Далматов, леди Макбет - Яворская),
Васильеостровский т-р, Петербург (1906, Макбет - Гардин). На провинц.
сцене "М." ставился редко; среди исполнителей - А. К. Любский, Е. Ф.
Павленков, И. М. Шувалов (Макбет); А. В. Дарьял, А. А. Пасхалова (леди
Макбет).
Первая пост. ?М."на сов. сцене - 23 авг. 1918, Петроград, цирк
Чинизелли (реж. Грановский; Макбет - Юрьев, леди Макбет - М. Андреева).
В дальнейшем "М." показывали:
Большой драм. т-р, Петроград (1919), Центр, дом театр. просвещения,
Москва (1922), Харьковский т-р "Березшь" (1924, реж. Курбас; Макбет -
Марьяненко, леди Макбет - Гак-кебуш), Арм. т-р им. Шаумяна, Тбилиси
(1926; 1928, Макбет - Папазян, гастроли), Т-р им. Сундукяна (1933, реж.
Гулакян; Макбет - Г. Нерсесян, Джанан, леди Макбет - Восканян, Р.
Варданян), Т-р им. Азизбекова (1936, реж. Туга-нов; Макбет - Шарифов,