<< Пред.           стр. 479 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 романтизма, создав все условия для его развития. В т-р пришёл народный
 зритель, выдвинувший перед коллективом новые требования, новые задачи.
 Процесс сближения с революционной современностью, овладения
 подсказанными ею темами и образами совершался постепенно, здесь были
 свои трудности. В первые дни началось очищение репертуара М.т. от
 безыдейных бурж. пьес; осн. место в нём заняли произв. рус. и зарубежной
 классики, творчество актёров приобретало большую социальную остроту. Это
 сказалось в ряде осуществлённых в эти годы спектаклей: "Бешеные деньги",
 "Шутники" (оба в 1917) и "Лес" (1921) Островского, "Король Ричард III"
 (1920) и др. Совр. звучание получил в условиях начавшейся вооруж. борьбы
 против белогвардейцев и интервентов перекликавшийся с современностью
 спектакль "Посадник" А. К. Толстого (1918, реж. Санин; Посадник - Южин,
 Мамелфа Дмитриевна - Ермолова, Воевода Чермный- П. М. Садовский,
 Посадница - Массалитинова и Турчанинова). М. т. впервые получил
 возможность включить в свой репертуар произв. Горького: в 1919 была
 пост. пьеса "Старик" (реж. Платон, худ. Юон). Этот спектакль, в к-ром
 играли ведущие актёры т-ра (О. О. Садовская, В. Н. Пашенная, П. М.
 Садовский, Н. К. Яковлев), положил начало сценич. воплощению горьковской
 драматургии в М. т. На спектакле "Старик" присутствовал В. И. Ленин. По
 свидетельству реж. Платона, "Владимир Ильич сказал, что ему понравилась
 игра артистов" (газ. "Малый театр", 21 янв. 1939). Стремясь приблизить
 своё иск-во к широким массам нового зрителя, коллектив ввёл в систему
 выездные спектакли* в рабочих клубах и воинских частях. В этих
 спектаклях наряду с молодёжью участвовали старейшие актёры М. т.: М. Н.
 Ермолова, О. О. Садовская, Е. К. Лешковская, А. И. Южин, О. А. Прав-дин
 и др. В 1922 для обслуживания рабочего зрителя в Таганском р-не был
 открыт филиал М. т.-Т-р им. Сафонова, в 1934 начал работу колхозный
 филиал в Земетчино (Воронежская, ныне Пензенская обл.).
  М. т. первым из академич. т-ров (звание присвоено М. т. в 1920) начал
 ставить произв. сов. драматургов, создавать спектакли, посв. революц.
 событиям прошлого. В 1921 был пост. "Оливер Кромвель" Луначарского, в
 к-ром монументальный образ Кромве-ля (Южин) противостоял трагикомич.
 фигуре Карла I (П. Садовский). В оформлении спектаклей участвовали
 художники Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Симов, К. Ф. Юон. В эти
 годы М. т. активно утверждает принципы реализма, отстаивая идейное,
 социально-значимое жизненно-полнокровное иск-во против формалистического
 принижения опыта передового сценич. иск-ва, связанного в его
 первоистоках с именами М. С. Щепкина и П. С. Мочалова. Слова А. В.
 Луначарского, сказанные им в дни празднования столетия со дня рождения
 А. Н. Островского в 1923 о необходимости обращения к его опыту, имели
 особенно важное значение для М. т., к-рыи издавна был "домом
 Островского". Нарком просвещения призывал вернуться к т-ру бытовому и
 этическому и вместе тем насквозь и целиком художественному. Стремлением
 утверждать такое иск-во и были проникнуты пост. на сцене М. т. произв.
 сов. драматургии, посв. современности. Темы гражд. войны,
 интернациональной солидарности трудящихся отражены в спектаклях
 "Федька-есаул" Ромашова (1924), "Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина
 (1925), "Лево руля!" Билль-Белоцерковского (1926). Эти пьесы имели
 серьёзные недостатки (схематичность образов "Лево руля!", лубочная
 стилизация нар. сказовой речи в "Иване Козыре и Татьяне Русских"), но
 они давали актёрам материал живой совр. жизни. Большой успех М. т.
 принесла пост. пьесы "Любовь Яровая" (1926, реж. Платон и Прозоровский,
 худ. Меныпутин). Этот спектакль, ставший этапным для всего сов. т-ра в
 целом, показал огромную силу реалистич. иск-ва М. т., обогащённого
 великими идеями пролетарской революции. Артисты М. т. создали героич.
 образы представителей революц. народа, поднятого на борьбу Коммунистич.
 партией (Кошкин - П. Садовский, Любовь Яровая - Пашенная, Швандя - С.
 Кузнецов), раскрыли ничтожество и обречённость представителей вражеского
 лагеря (Яровой - Ольховский, Елисатов - Климов, Панова - Гоголева).
 Высоким мастерством было отмечено исполнение даже небольших ролей (Марья
 - Рыжова, профессор Горностаев - Костромской, Елена Горностаева -
 Турчанинова). Газета "Правда" писала, что "спектакль является блестящей
 победой молодой драматургии и старого актёрского мастерства на
 революционном участке театрального фронта". Теме революционной
 бдительности был посвящён спектакль "Огненный мост" Ромашова (1929, реж.
 Прозоровский). Сатирич. остротой отличался спектакль "Растеряева улица"
 по Г. Успенскому (1929, реж. Нароков), в к-ром т-р -в ярких типич.
 образах разоблачал социальную сущность мещанства, противопоставляя
 косности и произволу собственников образы тружеников, отстаивающих своё
 человеческое достоинство.
  В годы первых пятилеток основу репертуара М. т. составляли пьесы сов.
 драматургов. В работе над ними т-р развивал свои творч. традиции,
 обогащённые методом социалистич. реализма. Спектакли М. т. откликались
 на важнейшие проблемы современности. Борьбе между старым и новым миром
 был посв. спектакль "Скутаревский" Леонова (1934; реж. Волков,
 Скутаревский - Рыбников, Скутарев-ская - Яблочкина, Петрыгин - Климов,
 Штруф - Межинский). Несокрушимость Красной Армии, её готовность
 выдержать любые испытания, рост нового поколения сов. воен.
 специалистов, воспитанных Коммунистич. партией, получили отражение в
 спектакле "Бойцы" Ромашова (1934, реж. Прозоровский и Хохлов). Героизму
 сов. человека, утверждению новой, социалистич. морали посв. спектакль
 "Слава" Гусева (1936, реж. Хохлов; Мотылькова - Рыжова,
 Блюменталь-Тамарина, Турчанинова, Медведев - Н. Яковлев, Черных -
 Нароков, Очерет - Межинский, Мотыльков-Анненков, Цыганков, Маяк -
 Лепштейн, Н. Соловьёв). Период подготовки и свершения Великой
 Октябрьской революции был показан в спектакле "На берегу Невы" Тренёва
 (1937, реж. Хохлов; в роли В. И. Ленина - Оленев, Поля Семёнова -
 Пашенная, Сергей Котов - Ковров, Расстегни - П. Садовский, Шмецгер -
 Климов). В историч. спектакле "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1939,
 рук. пост. Судаков, реж. Волков, худ. Петрицкий) были созданы эпич.
 образы мужественных патриотов Хмельницкого (Ленин), Максима Кривоноса
 (Головин), старой казачки Варвары (Яблочкина) и др. Тема победы
 социалистич. начала в сознании колхозных масс, преодоления пережитков
 старого воплощены в жизнерадостном комедийном спектакле "В степях
 Украины" Корнейчука (1941, Гос. пр., 1942; реж. Судаков и Цыганков, худ.
 Штоффср;
  Чеснок - Ильинский, Галушка - Зражевский, Долгоносик - Светловидов).
 Важное значение для утверждения в иск-ве М. т. метода социалистпч.
 реализма имела работа т-ра над горьковской драматургией; в спектаклях
 "Враги" (1933, реж. Хохлов) и особенно в спектакле "Варвары" (1941, реж.
 Зубов, Судаков, худ. Кноблок) М. т. достиг широких социальных обобщений.
 Спектакль "Варвары" прозвучал как обвинительный акт против прогнившей
 буржуазной культуры и интеллигенции, находящейся в услужении у капитала.
 Остро обличительные образы создали К.. А. Зубов (Цыганов), Н. А.
 Анненков (Черкун), психологич. достоверностью отличалась игра А. А.
 Яб-лочкинойи Е. Д. Турчаниновой (Богаевская), Е.Н. Гоголевой (Надежда) и
 др.
  Преодолевая эстетско-формалистич. и вульгарно-социологич. влияния,
 сказавшиеся в отдельных спектаклях ("Доходное место", 1926, "Волки и
 овцы", 1935; "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, 1936), т-р добился
 крупнейших успехов в работе над классикой. Обогащённый методом
 социалистпч. реализма, коллектив по-новому подошёл к воплощению классич.
 драматургии, глубоко вскрывая социальную сущность произведения. В числе
 лучших пост. М. т. 30-40-х гг.: "Бешеные деньги" (1933, реж. Платон),
 "На всякого мудреца довольно простоты" (1935, реж. П. Садовский), "Лес"
 (1937, реж. Прозоровский), "Правда хорошо, а счастье лучше" (1941, рук.
 пост. Судаков, реж. Никольский), "Волки и овцы" (1941, реж. Волков,
 возобновлён в 1944 П. Садовским), "Ревизор" (1938, реж. Волков). Эти
 спектакли, неравноценные по замыслу и художеств. воплощению, в целом
 свидетельствовали о повышении значения режиссуры в работе М. т.,
 продолжавшего оставаться в то же время т-ром актёра. Новая пост. "Горя
 от ума" (1938, реж. П. Садовский) особенно наглядно показала высокий
 уровень постановочной культуры т-ра, мастерство исполнителей (Фамусов -
 Климов, П. Садовский, Чацкий - Царёв, Хлёстова - Массалитинова,
 Загорецкий - Ильинский). В спектакле "Отелло" (1935, реж. Радлов) А. А.
 Остужев с громадной трагпч. силой создал образ чистого, благородного
 человека, гибнущего в условиях общественного и расового неравенства, а в
 роли Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова, 1940, пост. Судакова, реж. Вершилов)
 воплотил мужественный образ философа-бунтаря и борца за свободу мысли.
 Сценич. истолкование этих двух трагедий, при всём различии между ними,
 объединял пафос воинствующего гуманизма, рождённого новым социалистпч.
 мировоззрением. Это новое качество мировосприятия, воспитанное сов.
 эпохой, проявилось и в пост. "Евгении Гранде" по Бальзаку (1939, реж.
 Зубов, худ. Козлинский), в к-рой подлинно трагически раскрывалась
 горестная судьба Евгении (Зеркалова) в беспощадном мире наживы.
  Глубокой социальной типизации, высокого сценпч. мастерства достигли в
 эти годы актёры старшего поколения М. т.: А. А. Яблочкина, В. О.
 Массалитинова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Рыжова, М. М. Климов, И. А.
 Рыжов, П. М. Садовский, Н. К. Яковлев, М. Ф. Ленин. В коллектив т-ра
 пришли талантливые артисты из др. т-ров: Н. М. Радин, М. М.
 Блюменталь-Тамарина, Н. Н. Рыбников, К. А. Зубов, М. И. Царёв, Е. М.
 Шатрова, Д. В. Зеркалова, Н. А. Светловидов, А. И. Зражевский, И. В.
 Ильинский, С. Б. Межинский. Ярко расцвело мастерство "среднего"
 Поколения артистов М. т.: В. Н. Пашенной, Е. Н. Гоголевой, С. Н.
 Фадеевой, Н. А. Анненкова, Н. И. Рыжова и др.
  В годы Великой Отечественной войны 1941-45 М. т. активно участвовал в
 художеств. обслуживании фронта. Был создан фронтовой филиал. На фронт
 выезжали ведущие артисты т-ра. На сцене М. т. осуществлён ряд патриотич.
 спектаклей. Острой политич. мыслью, публицистич., сатирич.
 направленностью отличался спектакль "Фронт" (1942, пост. Судакова, реж.
 Алексеев и Цыганков; Иван Горлов - Шамин, Мирон Горлов - Зубов, Огнев -
 Царёв, Хрипун - Владиславский, Крикун - Светловидов). Идею непобедимости
 сов. народа, его любовь к Родине воплощал спектакль "Нашествие" (1943,
 реж. Судаков, худ. Штоффер). В этом спектакле был использован опыт,
 накопленный артистами и режиссурой М. т. в раскрытии своеобразной
 поэтики леоновской драмы (в 1939 Судаков пост. "Волк" Леонова), в
 передаче обобщённой сущности драмы. Психологич. проникновение в образы
 героев органически сочеталось с остротой сценич. рисунка (Фёдор Таланов
 - Соловьёв, Таланов-отец - П. Садовский, Анна Николаевна - Пашенная,
 Демидьевна - Массалитинова, Колесников - Павлов, Аниска - Хорькова,
 Шпурре - Леон-тьев, Фаюнпн - Межинский, Кокорышкин - Лебедев). Прошлое
 рус. народа воссоздавал спектакль "Иван Грозный" (первая часть драматич.
 повести А. Н. Толстого) (1945, Грозный - Соловьёв, Марья Темрюковна -
 Гоголева, Ефросинья Старицкая - Пашенная). Первый сценич. вариант "Ивана
 Грозного", осуществлённый Судаковым, подвергся критике за упрощённое
 раскрытие сущности историч.. коллизии пьесы. П. М. Садовский, Зубов и
 Никольский создали вторую сценич. редакцию спектакля, в к-рой были
 устранены осн. недостатки первого варианта.
  Значит, достижением т-ра в развитии комедийно-сатирич. линии его
 иск-ва стал спектакль "Пигмалион" Шоу (1943, Гос. пр. СССР, 1946, реж.
 Зубов; Хиг-гинс - Зубов, Элиза - Зеркалова). М. т. новаторски прочитал
 комедию Шоу, глубоко раскрыв её социально-обличительный и одновременно
 гуманистич. смысл.
  Вместе с тем, в эти годы в нек-рых пост. т-р допустил идейно-творч.
 ошибки, отошёл от принципов социалистич. реализма (искажение историч.
 действительности в спектакле "Отечественная война 1812 года", 1942,
 пост. безыдейных пьес "Самолёт опаздывает на сутки" Рыбака и Савченко,
 "Новеллы Маргариты Наваррской" Э. Скриба и Легуве). Историч.
 постановление ЦК партии "О репертуаре драматич. театров и мерах по его
 улучшению" от 26 авг. 1946 помогло М. т. исправить ошибки и определить
 свой дальнейший творч. путь. Осн. задачей т-ра стало воплощение образов
 строителей коммунистич. общества, раскрытие богатого духовного мира сов.
 человека.
  Утверждению сов. морали, борьбе с пережитками старого в сознании
 людей, рождению новых этич. норм посв. спектакли: "За тех, кто в море!"
 Лавренёва (1947, Гос. пр. СССР, 1947, реж. Зубов и Цыганков, худ.
 Пименов; Харитонов - Жаров, Максимов - Анненков, Боровский - Царёв,
 Горелова - Гоголева), "Великая сила" Ромашова (1947, Гос. пр. СССР,
 1948, пост. Зубова и Петрова; Лавров - Анненков, Миля-гин - Григорьев),
 "Московский характер" Софронова (1948, Гос. пр. СССР, 1949, реж. Дикий и
 Страдомская;
  Потапов - Григорьев, Гринёва-Шатрова, Полозова- Гоголева, Гринёв -
 Леонтьев, Зайцев - Светловидов), "Калиновая роща" Корнейчука (1950, реж.
 Дикий;
  Наталья Ковшик - Пашенная, Романюк - Григорьев, Крым - Светловидов,
 Ага Щука - Фадеева, Василиса - Роек). Борьба за мир и демократию,
 разоблачение поджигателей войны определили гражданский пафос спектаклей
 "Русский вопрос" (1947, реж. Зубов; Смит - Царёв, Макферсон - Зубов),
 "Голос Америки" Лавренёва (1950,- Кидд - Анненков).
  М. т. продолжал плодотворно работать над новыми пост. пьес рус.
 классиков: "Доходное место" (1948, реж. Зубов), "Ревизор" (1949, реж.
 Цыганков;
  Хлестаков - Ильинский, Городничий - Григорьев), "Живой труп" (1951,
 реж. Волков). Большим событием явилась пост. "Вассы Железновой" (1952,
 реж. Зубов и Велихов). Созданный Пашенной образ Вассы- великолепный
 пример истинно горьковского подхода к роли. С исключительной глубиной
 передавая драматизм судьбы Вассы, Пашенная показывала неизбежность
 крушения своей героини. Неповторимо-индивидуальное выступало в ее образе
 в органич. единстве с социально-типическим.
  Однако в деятельности М. т. в конце 40-х - начале 50-х гг., как и в
 жизни всех сов. т-ров, проявились отрицат. тенденции, связанные с
 догма-тич. искажением принципов социалистич. реализма. Эти тенденции
 сказывались во влиянии т. н. "теории" бесконфликтности (напр., в
 спектакле "Семья Лутонп-ных" Пырьева и бр. Тур, 1951), в схематически
 прямолинейной, обеднённой характеристике персонажей (напр., в "Шакалах"
 Якобсона, 1953). Т-р не мог преодолеть и ограниченности в изображении
 событий Великой Отечественной войны ("Южный узел" Первен-цева, 1948),
 борьбы против белогвардейцев и интервентов ("Незабываемый 1919-й"
 Вишневского, 1950). Культ личности Сталина приводил к принижению-роли
 нар. масс, руководимых Коммунистич. партией у. в изображении историч.
 событий в этих спектаклях.
  Новый период в жизни всего сов. театр. иск-ва, обозначившийся в сер.
 50-х гг., с особенной определённостью после XX съезда КПСС, плодотворна
 сказался и в развитии М. т. Борьба против творческого нивелирования,
 обеднения средств театр. выразительности, против пережитков "теории"
 бесконфликтности, связанных с влиянием культа личности Сталина, вызвали
 плодотворные тенденции творч. рост старейшего рус. т-ра.
  В новых спектаклях М. т., посв. сов. современности, находят отражение
 жизненные явления, характерные для нашей действительности в годы, когда
 задачи коммунистич. строительства стали непосредственными практич.
 задачами партии и народа. Так, в пост. "Крыльев" Корнейчука (1955, реж.
 Зубов, Цыганков раскрывалась острая драматич. коллизия - столкновение
 двух стилей руководства - подлинно партийного, опирающегося на массы, и
 бюрократического косного, связанного с пережитками прошлого (секретарь
 обкома партии Ромодан - Царей, председатель облисполкома Дремлюга -
 Комиссаров, учительница Горицвет- Яблочкина). Комедийно-сатирич.
 направленность иск-ва М. т. определила живое звучание пьесы Погодина
 "Когда ломаются копья" (1953, реж. Волков; профессор Картавин -
 Ильинский,. Виктория - Ликсо).
  Значит, работой М. т. явилась пост. нар. драмы Д. Зорина "Вечный
 источник" (1957, реж. Бабочкин, худ. Босулаев; в роли В. И. Ленина -
 Маркушев, Плакуна - Анненков, Василисы - Солодова). Образ В. И. Ленина,
 воссозданный в спектакле, приобрёл особую остроту и действенность в пору
 восстановления ленинских норм во всех областях жизни сов. общества.
 Непосредственно связанной с этим спектаклем по своему содержанию была
 пост. второй пьесы того же автора - "Весенний гром" (1961, реж.
 Бабочкин);. в ней прослеживается судьба героев "Вечного источника" -
 крестьян подмосковного села в наши дниИскания М. т., связанные с
 созданием широких эпич. спектаклей, нашли своё выражение на материале
 истории "Северные зори" Никитина (1952), "Порт-Артур" Попова и Степанова
 (1953, реж. Зубов и Марков). Первый спектакль воссоздавал картину
 героич. борьбы сов. людей против американо-английских интервентов в годы
 гражданской войны, во втором- отвага рус. солдата, его самоотверженность
 драматически остро противопоставлялись продажности генералов царской
 армии в пору русско-японской войны 1904-05.
  Спектаклями, поднимавшими проблемы духовного, нравственного роста
 сов. людей, прежде всего на материале судеб молодого современника, стали
 пост. пьес "Карточный домик" Стукалова (1959) и "Неравный бой" Розова
 (1960, реж. Бурое), инсценировка повести "Коллеги" Аксёнова и Стабового
 (1962, реж. Бабочкин и Коршунов; Александр Зеленин - Подгорный).
 Характеры современников, раскрывающиеся в столкновении с пережитками
 ложных взглядов и норм, порождённых периодом культа личности Сталина, с
 большой психологич. правдой были показаны в спектакле "Палата" Алёшина
 (1962, реж. Варпаховский; Новиков - Телегин, Прозоров - Константинов,
 Гончаров - Доронин).
  В 1960 М. т. осуществил новое сценич. прочтение "Любови Яровой" (реж.
 Ильинский и Цыганков;
  Швандя - Доронин, профессор Горностаев - Ильинский), подчеркнув
 широкую историч. перспективу изображаемых событий.
  Пост. пьес авторов братских республик СССР ("Лето младшего брата"
 Приеде, 1956; "Весёлка" Зарудного, 1958) расширила совр. сов. репертуар
 т-ра. Особенно значит, спектаклем стала пост. пьесы "Браконьеры"
 Раннета, в к-рой светлая гуманистич. мысль была раскрыта через глубокое
 проникновение в правду характеров (1961, реж. Жаров; Аадам - Бабочкин,
 Меела - Нифонтова, Яагуп - Жаров). Новым в репертуаре М. т. было
 обращение к произв. совр. зарубежной драмы: "Такие времена" Юрандота
 (1955, реж. Волков), "Проданная колыбельная" Лакснесса (1955, пост. П.
 Маркова, реж. Межинский) и "Каменное гнездо" Вуолийоки (1957, реж.
 Гладков и Хохряков), в к-ром Пашенная создала образ Хозяйки Нисковуо-ри,
 пронизанный мудрым гуманизмом, показала процесс пробуждения человечности
 в душе своей героини.
  В области сценич. прочтения классики М. т. также предпринял ряд новых
 опытов. В их числе пост. "Макбета" (1955, реж. Зубов и Велихов, худ.
 Волков;
  Макбет - Царёв, леди Макбет - Гоголева). Своеобразное истолкование
 "Власти тьмы" (1956, реж. Равенских) с особой яркостью сказалось в
 новаторском раскрытии И. В. Ильинским образа Акима (актёр трактовал
 своего героя как "человека чистой совести", отвергающего ложь и
 жестокость бурж. мира). Издавна присущее М. т. мастерство красочного
 реалистич. воплощения драматургии А. Н. Островского проявилось в новой
 пост. "Грозы" (1962, реж. Пашенная и Гладков, худ. Волков, композитор
 Щедрин; Кабаниха - Пашенная, Катерина- Нифонтова, Варвара - Хорькова,
 Феклуша - Шатрова, Дикой - Жаров, Борис - Афанасьев, Тихон - Доронин), в
 к-рой особое внимание обращалось на передачу поэтич. стихии драмы. В
 1960 М. т. обратился к драматургии Чехова, пост. драму "Иванов" (реж.
 Бабочкин; Иванов- Царёв, Бабочкин, Анна - Роек). В нач. 60-х гг. т-р
 осуществил спектакли: "Маскарад" (1962, реж. Варпаховский, худ.
 Стенберг; Арбенин - Царёв, Нина - Роек, Шприх - Подгорный) и "Горе от
 ума" (1963, реж. Е. Симонов, худ. Волков). Работу М. т. над зарубежной
 драматургией критич. реализма продолжили спектакли "Д-р" ("Доктор

<< Пред.           стр. 479 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу