<< Пред.           стр. 482 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 театральный деятель. Учился в Горном ин-те (Петербург), затем на юридич.
 ф-те Моск. ун-та. Был близок к любительскому "Секре-тарёвскому" кружку,
 возглавлявшемуся А. Н. Островским. Несколько лет жил в Италии, где
 занимался пением, изучал историю изобразит, иск-в. М. был крупным
 промышленником, но своим истинным призванием считал театр. иск-во.
 Познакомившись в 1873 с художниками В. Д. Поленовым, И. Е. Репиным,.
 скульптором М. М. Антокольским, он организовал в своём имении в
 Абрамцеве мастерские живописи, резьбы по дереву, керамики; устраивал
 спектакли домашнего т-ра, актёрами и режиссёрами к-рых были известные
 рус. художники. В 1885 М. открыл Московскую частную русскую оперу,
 объединившую прогрессивные силы рус. муз. иск-ва. О деятельности М.
 положительно отзывались Станиславский, Шаляпин у Рахманинов.
  Лит.: Мамонтов В. С., Воспоминания о русских художниках, М., 1950. В.
 Р.
  МАМОНТОВ, Яков Андреевич (22. X. 1888 - 31. I. 1940) - украинский
 советский драматург, театровед. Учился в Киевском и Моск. коммерч.
 ин-тах. Драматургич. деятельность начала 1907, написал ли-рич. драму
 "Девушка с арфой", затем пьесы "Весёлый хам" (1921), "Над бездной"
 (1922) и др. Осуждая интеллигентский индивидуализм, разоблачая укр.
 националистов, М. обращается к абстрактно-символич. образности. Событиям
 Окт. революции и гражд. войны посв. пьесы: "До третьих петухов" (1925),
 "Батальон мёртвых" и "Розовая паутина" (1926-27, Одесский т-р им.
 Октябрьской революции), "Республика на колёсах" (1928, харьковский
 Краснозаводский т-р). Борьба двух миров часто выражена в пьесах М."
 написанных в 20-х гг., в условной, абстрагированной от действительности
 форме ("Когда народ освобождается", 1923, Т-р им. Франко, 1929). В
 пьесах 30-х гг. показано сопротивление кулачества ("Его собственность",
 1929, "Свой человек", 1936), новые моральные отношения в семье
 ("Архитектор Шалько", 1935). М.- автор инсценировок произведений И.
 Франко, М. Коцюбинского. Написал работы по теории и истории драмы.
  Соч.: Твори, Кив, 1962; Пьесы, Харьков, 1934. Лит.: Гар м сен М., О
 Якове Мамонтове, "Советская Украина", 1957, кн. 6, с. 133-43. В Ник
  МАМОНТОВА ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА В МОСКВЕ - см. Московская частная
 русская опера.
  МАМСУРОВ, Дабе Хабиевич (р. 1909) - осетинский советский писатель,
 драматург. Окончил исто-рич. ф-т Ленингр. ун-та (1936). Первая пьеса
 "Дети рабыни" (1939) посв. дореволюц. жизни в Осетии. В дальнейшем М.
 написал пьесы: "Вождь Багатар" (1942) о нар. герое, поднявшем народ
 против тат.-монг. нашествия, "Сыновья Бата" (1943) о борьбе против
 князей, "Афхартдты Хасана" (1944) о борьбе против феодальных пережитков
 (1944). Историч. пьесы М. отличаются тщательной передачей колорита
 эпохи, образностью. Шли на сцене Осетинского т-ра.
  Лит.: МарзоевС., Дабе Мамсуров. Очерк творчества, Орджоникидзе, 1960.
  МАМУЛЯН, Рубен (р. 8. X. 1897) - американский режиссёр. По
 национальности армянин. Окончил Моск. ун-т. Учился в Студии Вахтангова.
 Работал в т-рах Москвы и Тбилиси. В 1920 уехал в Англию, где в 1922
 пост. свой первый спектакль "Стучи в дверь" (т-р "Сент-Джеймс", Лондон).
 В 1923 переехал в США. В 1923-26 работал как оперный режиссёр в "Истмен
 т-ре" (Рочестер, шт. Нью-Йорк), пост. оперы "Кармен", "Борис Годунов",
 "Фауст" и оперетты. С 1927 работал в "Гилд-тиэтре" (Нью-Йорк). Выступает
 и как кинорежиссёр.
  Пост.: "Порги" Дюбоза и Доротти Хейуорд (1927), "Миллионы Марко"
 0'Нила (1928), "Месяц в деревне" Тургенева, "Прощай, оружие" по
 Хемингуэю (1930). В 30-40-х гг. ставил гл. обр. оперы ("Порги и Бесс"
 Гершвина, 1935, т-р "Алвин", Нью-Йорк); муз. комедии "Оклахома!"
 Роджерса и Хаммерстейна (1943, т-р "Сент-Джеймс", Нью-Йорк), "Карусель"
 по пьесе "Лилиом" Мольнара (1945, т-р "Маджес-тик", Нью-Йорк) и др.
  Лит.: В ? г г е 1 1 F., The art of Mamoulian, "New Statesman", 1932,
 26 Nov.; С amp assi 0., Mestiere di Mamoulian, "Curr. Biogr.", 1949. К.
 Г.
  МАНАСЧИ - киргизский народный сказитель, исполнитель национального
 эпоса "Манас". М. читает эпос без аккомпанемента, на определённый муз.
 мотив (т. н. попевки Манаса), варьируя его сообразно со смыслом текста.
 Исполнение М. насыщено драматич. элементами, он как бы изображает героев
 эпоса, пользуется разнообразными интонациями, богатой мимикой, выразит,
 жестами.
  Лит.: Виноградов В., Киргизская народная музыка, Фрунзе 1958. Я. Л.
  МАНВЕЛЯН, Грант Левонович [р. 6 (19).V. 1907]- армянский советский
 режиссёр и актёр. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Сценич.
 деятельность начал в 1928 в Рабочем передвижном т-ре Еревана. С 1930
 работал актёром и режиссёром в разных арм. т-рах. С 1962 - гл. режиссёр
 Т-ра г. Камо. Характерный и комедийный актёр.
  Роли: Хлестаков; Франц ("Разбойники"), Артур ("Озод" по Войнич),
 Бублик ("Платон Кречет"), Мартирос ("Намус" Ширванзаде). Пост.: "Васса
 Железнова" (Эчмиадзин), "Овод" (по Войнич), "Рузан" по Мурацану
 (Шаумян), "Любовь на рассвете" Галана (Нор-Баязет), "На бойком месте";
  "Л усик Лисинян" Барсегяна (Арташат) и др. Б. А.
  МАНВЕЛЯН, Левон Георгиевич [3 (15). XII. 1864- 21. II. 1919] -
 армянский поэт и драматург. Окончил Моск. ун-т. Первые драматич. произв.
 М. написаны под влиянием Шекспира: "Буря", историч. драма "Тигрануи",
 драматич. поэма "Давид Сасунскпйп Мсра-Мелик". Особым успехом
 пользовались драмы М. на сюжеты совр. ему арм. жизни: "Магда", "Художник
  Ташчян", "Доктор Ерванд Бошаян", "Возрождённый", и др. Пьесы М.
 ставились в арм. т-рах Закавказья. В. Г.
  МАНВЕЛЯН, Микаэл Георгиевич [14 (26). II. 1877, Тифлис, - 7. X. 1944,
 Ереван] - арм. сов. актёр, драматург. Сценич. деятельность начал в 1895
 в Тифлисе. В 1903-05 учился на драм. курсах И. Уманец-Райской в Москве.
 С 1905- актёр труппы Арм. драм. об-ва в Тифлисе, где сыграл св. 100
 ролей. Один из лучших исполнителей ролей Франца Моора (1905), Шей-лока
 (1908), Яго (1913) на арм. сцене. Постоянно играя эти роли, М. углублял
 свою трактовку, шлифовал мастерство. После установления Сов. власти в
 Грузии вступил в Гос. труппу им. Шаумяна, с к-рой переехал в Ереван, где
 стал одним из основателей и ведущих актёров Ереванского гос. т-ра (ныне
 - Т-р им. Сун-дукяна). Игра М. отличалась яркой характерностью, острым
 драматизмом, филигранной отделкой деталей, выразительностью мимики,
 интонаций,. дикции.
  Роли: Никельман ("Потонувший колокол" Гаупт-мана, 1922), Ранк
 ("Нора", 1922), Тартюф (1924);
  Полоний ("Гамлет", 1924), Слепой священник ("Старые боги" Шанта), Чир
 ("Любовь Яровая", 1927),. Чеусов ("Мятеж" по Фурманову, 1928), Юсов
 (1929), Костылёв ("На дне", 1932), Мурад ("На заре" Гулакяна, 1937) и
 др. С 1926 снимался в кино.
  В 1905 написал первую пьесу "Поздно", затем "Ганге" (1906), "К
 сияющему свету" и "Последний" (1907), "Заблудшие" (1909), "Сказка"
 (1910) "Паутина" (1910), "Вулкан" (1914), "Хохот демо-лов" (1917),
 "Забастовка" (1926). Пьесы М., посв. жизни арм. интеллигенции нач. 20
 в., широко" ставились на армянской сцене. Б. А.
  МАНГ‚ЙМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - немецкий драматический театр в г.
 Мангейме (Mannheim, ныне ФРГ). В 1777 в здании б. арсенала был открыт
 "Придворный и Национальный театр", где выступала нем. странствующая
 труппа Маршана. В 1778 труппа Маршана переехала в Мюнхен, но Нац. т-р
 продолжал существовать на средства казны как придворный театр. В
 1778-1803 т-р возглавлял В. X. фон Дальберг, к-рый привлёк в труппу
 талантливых молодых актёров - А. В. Иффланда, Г. Бека" И. Д. Бейля и др.
 Дальберг реорганизовал в 1781 управление т-ром по примеру т-ра "Комеди
 Франсез" и венского "Бургтеатра". Труппа выбирала гл. режиссёра (с 1792
 - Иффланд, в 1797-98 - Бек) и комитет из пяти актёров, составлявших
 административную и режиссёрскую коллегию. Коллегия обсуждала репертуар,
 актёрскую игру и др. вопросы-В 1779-84 т-р отражал обществ, подъём в
 стране,. в этот период т-р был связан с традициями нем. Просвещения,
 лит. течением "Бури и натиска". На его сцене ставились пьесы Лессинга,
 Гёте, впервые была осуществлена пост. "Разбойников" (1782). В 1783-84
 драматургом т-ра был Шиллер. Здесь пост. его трагедии - "Заговор Фиеско
 в Генуе" (1784), "Коварство и любовь" (1784). В этот период в т-ре
 сложилась т. н. мангеймская школа актёрской игры, связанная с реалистич.
 традициями К. Экгофа и ф, Л. Шредера. В противоположность рационалистич.
 эстетике классицизма, влиявшей на актёрское иск-во Германии тех лет,
 актёры М. н. т. стремились к созданию конкретного образа человека,
 наделённого естеств. чувствами.
  Но ограниченный характер обществ, подъёма, эко-номич. и политич.
 отсталость страны в конце 18 в. проявились и в творч. деятельности М. н.
 т. Уже при постановке трагедий Шиллера революц. ноты в них были
 ослаблены (в тексте были сделаны большие купюры, "Разбойники" игрались в
 костюмах 17 в.). В нач. 19 в. в репертуаре т-ра получили преобладание
 сентиментально-дидактич. консервативные драмы А. Коцебу и Иффланда. В
 актёрской игре усилилось стремление к воспроизведению бытовых черт
 (особенно у Иффланда). Постепенно, с сер. 19 и в нач. 20 вв., М. н. т.
 превратился в гор. т-р, мало отличавшийся от др. бурж. ров нем.
 провинции. Во время 2-й мировой войны здание т-ра было разрушено и в
 1945- 1956 труппа играла во временных помещениях. После 1945 была
 сделана попытка оживить творч. деятельность т-ра. В репертуар были
 включены пацифистские пьесы Ф. Верфеля, Ж. Жироду, Г. Кайзера - авторов,
 запрещённых в годы фашизма. Шли также пьесы англ. и амер. драматургов -
 Дж. Б. Пристли, А. Миллера, русских - Чехова, Гоголя, Островского.
 Ставились две пьесы Брехта - "Мамаша Кураж и её дети" (1953) и
 "Кавказский меловой круг" (1956). В 1956 в т-р был приглашён режиссёр Э.
 Пискатор. Новое здание т-ра открыто в 1957 спектаклем "Разбойники",
 пост. Э. Пискатором. Гор. власти Мангейма учредили шиллеровскую премию
 за лучшее драматич. произведение (в 1959 премия была присуждена
 швейцарскому драматургу Ф. Дюррен-матту). Но вскоре в репертуаре т-ра
 главенствующее место заняли детективные драмы, водевили, комедии,
 пессимистич. пьесы Т. Уильямса, Ж. П. Сартра и др.
  Лит.: P i с h l e r A., Chronik des grossherzoglichen Hof-und
 Nationaltheaters in Mannheim, Mannheim, 1879. Ц, Ц,
  МАНГУШЕВ, Габдрахман (1887-27. X. 1919) - татарский актёр. С 1908
 принимал участие в любительских спектаклях. В 1910 вступил в труппу
 "Сайяр" в Уфе. С 1917 работал в труппе "Ширкат" (Оренбург). Играл
 комедийные и драматич. роли. Творчество М. отличалось ярким нац.
 своеобразием, непосредственностью, темпераментом. В годы гражд. войны
 организовал труппу, обслуживающую красноармейские части.
  Роли: Фатхрахман и Мансур ("Распутство" и "Несчастный юноша" Г.
 Камала), Миллер ("Коварство и любовь"), Перчи-хин ("Мещане"), Арган
 ("Лекарь поневоле").
  М. - автор пьесы "Птица счастья" (1918). X. К.
  МАНДЕЛЬ, Семён Соломонович (р. 27. X. 1907)- русский советский
 художник театра и кино. Окончил Киевский художеств. ин-т (1931). С 1933
 работает в Ленинграде. С 1952 - гл. художник Ленингр. т-ра им.
 Ленинского комсомола. Одновременно оформляет спектакли в др. т-рах,
 эстрадные и цирковые программы. М. изобретательно использует сценич.
 площадку, сочетая в своих декорациях выразит, конструктивное и цветовое
 решение.
  Оформил спектакли: "Маруся Богу славка" Старинного 1941, Т-р им.
 Франко, Киев), "Молодая гвардия" (1947, Моск. т-р киноактёра),
 "Помпадуры и помпадурши" по Салтыкову-Щедрину (1954, Ленингр. т-р
 Комедии), "Салемские колдуньи" Миллера (1955, Ленингр. т-р им.
 Ленинского комсомола), "Трасса" Дворецкого (1959, Ленингр. Болыпойдрам.
 г-р), "Иркутская история" Арбузова (1960, там же), "Океан" Штейна (1961,
 там же), "Семен Котко" Прокофьева (1960, Т-р оперы и балета им. Кирова),
 "Броненосец Потёмкин" Чишко (1955, Ленингр. Малый оперный т-р). Нин. 77.
  МАНДЕЛЬЬ‚РГ, Евгений Моисеевич [р. 9 (22). III. 1900] - русский
 советский театральный художник. Учился в Киевском ун-те. Живопись изучал
 в художеств. студии под рук. E. Е.Лансере в Ростове-на-Дону. Впервые
 выступил как художник в 1924 ("Соловей" по Андерсену, Киевский т-р для
 детей). Вместе с реж. Ф. Н. Кавериным работал над проблемами оформления
 спектакля на малой сцене в Студии Малого т-ра и затем в Моск. драм.
 т-ре: "Шулер" Шкваркина (1928), "Переплав" Щеглова (1929), "Дружба"
 Гусева (1935), "Мария Тюдор" Гюго (1938) и др. М. много занимался
 люминесцентной театральной живописью. Первый начал систематически
 применять её для оформления спектакля: "Лесная песнь" Л. Украинки (Моск.
 т-р им. Ленинского комсомола, 1946), "Двенадцать месяцев" Маршака
 (Рижский латв. ТЮЗ, 1947), "Снежная королева" (Моск. т-р драмы и
 комедии, 1947) и др. Оформил спектакли в т-рах оперы и балета: "Пиковая
 дама" (1934), "Аида" (1935) в Баку, "Шурале" (1939- 1940) в Казани,
 "Лейли и Меджнун" Глиэра в Ташкенте (1948). М. принадлежит оформление
 программ в Гос. ансамбле нар. танца СССР, Моск. госцирке и др.
  Автор балетного либретто "Лауренсия" (1939, Ленингр. т-р оперы и
 балета им. Кирова).
  Лит.: Марголин С., Художник театра за 15 лет, М., 1933; Выставка
 люминесцентной (светящейся) декоративной живописи, М., 1958 (Каталог). Д
 Шн.
  МАНДЖГАЛАДЗЕ, Эроси Акакиевич (р. 3. III. 1925) - советский
 грузинский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с
 1956. В 1947 окончил театр. ин-т им. Руставели (педагог Д. А.
 Алек-сидзе). С 1948 (с перерывами) - актёр Т-ра им. Руставели.
 Дебютировал в роли Брета ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо). М. начал свой
 творч. путь как характерный актёр, он обладает тонким комедийным
 дарованием, глубоко чувствует стихию юмора.Лучшая комедийная роль М.-
 жизнерадостный пройдоха монах Лопес ("Испанский священник" Флетчера).
 Одновременно играет и драматич. роли. В образе царя Эдипа (о. п.
 Софокла) М. подчёркивает чистоту и порывистую натуру Эдипа, раскрывает
 трагедию совести.
  Др. роли: Папаша Жан ("Люди, будьте бдительны" по Фучику), Зимзимов
 ("Пэпо" Сундукяна), Иван Грозный ("Великий государь" Соловьёва),
 Апракуне ("Деловой человек" Вакели), Живота ("Доктор философии" Нушича),
 Тари-эль Голуа (о. п. Киачели), Кваркваре Тутабари (о. п. Кака-бадзе),
 Боцо ("Дети моря" Хухашвили) и др. С 1958 снимается в кино.
  МАНДЗОНИ, М а н ц о н и (Manzoni), Алессан-дро (7. III. 1785-22. V.
 1873) - итальянский писатель, поэт, драматург. Крупнейший представитель
 итал. романтизма. По своим политич. взглядам примыкал к прогрессивным
 кругам буржуазии, был идейно близок "Молодой Италии", выражал сочувствие
 Дж. Гарибальди, горячо выступал против феод. порядков и клерикализма,
 несмотря на свою приверженность к католицизму.
  В 1816 M. начал работать над трагедией "Граф Карманьола" (изд. 1820,
 пост. 1828, Флоренция). Написанная на историч. материале, она звучала
 современно, т. к. была направлена против междоусобной войны в
 раздробленной стране, ослабляющей противодействие чужеземным
 завоевателям. В этой пьесе М. первым из итал. драматургов отказался от
 соблюдения единства времени, места. Вторая трагедия "Адельгиз" (соч.
 1820, изд. 1822) также написана на историч. материале (падение
 королевства лангобардов) и актуальна по содержанию. В ней звучал протест
 против чужеземных завоевателей. В образе Карла Великого современники
 узнавали черты Наполеона. Но в "Адельгизе" получили отражение религ.
 тенденции и пессимистич. настроения, вызванные разгулом феод. реакции.
 "Адельгиз" впервые пост. в 1843 в Турине (т-р "Реале Сарда").
 Впоследствии отрывки из трагедии исполняли Г. Модена, А. Морелли, А.
 Арривабене и др. В конце 19 в. А. Майо-рани и Ф. Садовская пост. эту
 трагедию в Неаполе. В 1940 она была показана во время Флорентийского мая
 (реж. Р. Симони). В 1959-60 спектаклем " Адельгиз" открылся "Итальянский
 нар. т-р" в Риме, основанный В. Гасманом.
  Третья трагедия М. "Спартак" (начата в 1822) осталась незаконченной.
 В своих высказываниях по вопросам драматургии (в предисловии к "Графу
 Карманьоле", в "Письме к М. Шове о единстве времени и места" и др.) М.
 выступал против единства времени и места, утверждая, что они мешают
 точному воспроизведению действительности, историч. правде. М.
 протестовал и против стремления романтиков к причудливой фантастике,
 против сочетания трагич. и комич. в драматургии Шекспира. Убеждённый
 сторонник тенденциозного иск-ва, призванного, по его словам,
 совершенствовать общество, М. отстаи-вал правомерность включения в
 трагедию хора, излагающего мысли автора.
  Несмотря на то, что трагедии М. не стали репертуарными (сам автор
 предназначал их в осн. для чтения), они, так же как и его теоретич.
 высказывания, имели большое значение для развития итал. драматургии,
 определив её отход от принципов классицизма.
  Соч.: Tragedie e poesie, Mil., 1873; то же, Mil., 1957. Лит.: Р e и з
 о в Б. Г., Исторический смысл трагедии А. Мандзони "Граф Карманьола", в
 кн.: Романо-герман-ская филология, [Л.], 1957, с. 221-35. И. С.
  МАНДИНЯН, Амиран Манденович (12. IV. 1848- 27. V. 1913) - армянский
 актёр, педагог. Один из основоположников реалистич. направления в арм.
 т-ре нового периода. Характерный актёр. Большим успехом пользовался в
 пьесах Г. Сундукяна - Каку-ли ("Пэпо"), Гиж-Мози ("Разорённый очаг").
 Перевёл на арм. яз. "Коварство и любовь"; "Дон Жуан" Мольера, "Укрощение
 строптивой" и др. Написал мемуары о деятельности тифлисского арм. театра
 в 1879-82. С. Мел.
  МАНДИНЯН, Седрак (1844-27. XI. 1915) - актёр армянского театра,
 педагог. Во время занятий в моек. Лазаревском ин-те принимал участие
 (1860) в школьно-студенч. спектаклях (вначале на рус., затем на арм.
 яз.). В 1863 М. переехал в Тифлис и вступил в арм. театр. труппу. В 1868
 оставил сцену. В 1879-80 вернулся в т-р, работал актёром и режиссёром.
 Вместе с Г. Чмшкяном и др. основоположниками арм. т-ра М. стремился
 утвердить на нац. сцене реа' листич. традиции рус. лит-ры и т-ра. Был
 талантливым характерным актёром. Известен как исполнитель роли Расплюева
 ("Свадьба Кречинского"). Играл роли Чартарова ("Ночное чиханье к добру"
 Сундукяна), Бородкина (" Не в свои сани не садись") и др. С. Мел.
  МАНДУК (лат. Manducus, от mando - жую) - гротескный персонаж
 древнеримских сельских нар. фарсов. Маска М. имела широко открытый рот,
 огромные подвижные челюсти, при движении к-рых зубы громко лязгали.
 По-видимому, маска М. использовалась ъ ателлане. С. А.
  МАНЕЖ (франц. manege) - площадка в цирковом здании. М. имеет круглую
 форму (арена). Обносится невысоким барьером. Поверхность М. покрыта
 перекопанной глиной, смешанной с опилками, и сверху засыпана толстым
 слоем опилок. Мягкая поверхность М. предохраняет от ушибов при падениях.
 В крупных цирках (моек., киевском и др.) М. покрывается мягким кокосовым
 ковром. К барьеру поверхность площадки несколько повышается (повышение
 наз. листа); это необходимо наездникам для лучшего баланса пря
 стремительном движении по кругу. Установлен стандартный размер M. - 13
 (13,5) м. в диаметре (установлен в 1807 в Олимпийском цирке в Париже
 предпринимателями Л. и Э.Франкэни). Но в передвиж' ных цирках и в
 цирках-зверинцах встречаются М. и меньшего диаметра, от 11 до 7 м.
  Размеры М. обусловлены конными номерами (на тринадцатиметровом М.
 наезднику, стоящему на лошади, легче всего сохранить равновесие,
 дрессиров щик, находящийся в центре М., достаёт при помощи длинного
 кнута-шамбарьера до лошадей, находящихся у барьера). Стандартный размер
 М. даёт возможность артисту сразу включаться в представление в каждом
 цирке, не перестраивая своего номера. Аппаратура цирковых номеров
 приспособлена к стандартным размерам М.
  Лит.: Кузнецов Ев г.. Цирк. Происхождение, развитие, перспективы, М.
 - Л , 1931. Ю. Д.
  МАНЖЕЛЛИ, Павел Афанасьевич (1872-1948) -русский артист цирка. Засл.
 арт. РСФСР (1939). Старейший мастер конного жанра. Начал работать в
 цирке Ж. Труцци в качестве берейтора (помощник дрессировщика) в 1891. С

<< Пред.           стр. 482 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу