<< Пред.           стр. 485 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Какабадзе (1929, Кваркваре - У. Чхеидзе).
  С самого начала своего существования т-р обращался к лучшим произв.
 сов. драматургов. Марджанишвили всячески стремился популяризовать в
 груз. т-ре достижения многонац. сов. т-ра. Он пост. "Рельсы гудят"
 Киршона (1929), "Поэму о топоре" Погодина (1931, Анка - С. Такайшвили,
 Степан - В. Годзиа-швили), "Три толстяка" Олеши (1931), "Светите,
 звёзды" Микитенко (1931), "Страх" (1932, Бородин - Гамбашидзе) и др.
  После смерти К. А. Марджанишвили (1933) т-р продолжает развивать
 лучшие традиции его творчества. Сочетая верность жизненной правде с
 яркой театральностью, коллектив достигает высокого уровня актёрского
 мастерства, спектакли его характеризуются многообразием и яркостью
 актёрских индивидуальностей. Уже в нач. 30-х гг. в т-ре, кроме его
 основателей, работали актёры: Ц. Цуцунава, С. Такайшвпли, В.
 Годзиашвили, С. Закариадзе, П. Кобахидзе, Г. Шав-гулидзе, А.
 Кванталиани, А. Омиадзе, А. Гомелаури, Г. Костава, М. Давиташвили, А.
 Сихарулидзе и др.
  В воен. годы т-р обратился к историч. тематике. Духом героики и
 патриотизма были проникнуты пост. пьес "Царь Ираклий" Готуа (1942, реж.
 Таблиашвили;
  Ираклий - Годзиашвили, Саят-Нова - Шавгу-лидзе, Бесики - Закариадзе,
 Ано - Анджапаридзе, Паата - Гамбашидзе), "Дочь Жамтабера" Джапаридзе
 (1944, реж. Гамбашидзе), "Багратиони" Самсо-ния (1944, реж. Кушиташвили;
 Багратиони - Закариадзе, Кутузов - Гамбашидзе), позднее были пост.
 спектакли "Давид Строитель" Готуа (1946, реж. Таблиашвили; Давид -
 Закариадзе, Чкондидели - Шавгулидзе, Мзетвала - Анджапаридзе),
 возобновлён спектакль "Царь Ираклий" под назв. "На перепутье" (1956).
  В укреплении реалистич. основ т-ра большое значение имела работа по
 освоению богатейшего груз. классич. наследия. В числе лучших пост. груз.
 классики - "Затмение солнца в Грузии" Антонова (1933, реж.
 Марджанишвили), "Гурия Ниношвили" - инсц. Дадиани по Ниношвили (1934,
 реж. Антадзе;
  Христине - Такайшвили, Гинатре - Анджапаридзе, Сусанна - Цуцунава),
 "Сломанный мост" (1935) и "Человек ли он??" (1946) по И. Чавчавадзе
 (реж. обоих спектаклей Кушиташвили; Луарсаб - Годзиашвили), "Иные нынче
 времена" Цагарелн (1936, реж. Журули; Аветик - Годзиашвили, Сакуа -
 Шавгулидзе), "Соломон Исакич Меджгануашвили" по Ардазиани (1940, реж.
 Таблиашвили; Соломон - Гамбашидзе), "Изгнанник" Важа-Пшавела (1945, реж.
 Андроникашвили; Баха - Закариадзе, Годзиашвили, Чонта - Кобахидзе,
 Джавара-Анджапаридзе), "Пастырь" по Казбеги (1948, реж. Таблиашвили;
 Пастырь- Гамбашидзе, Онисэ - Кобахидзе, Маквала - Анджапаридзе) и др.
  Почётное место в репертуаре т-ра занимает рус. и мировая классика.
 Здесь пост.: "Женитьба Фигаро" (1937, реж. Кушиташвили; Фигаро -
 Годзиашвили, Сюзанна - Такайшвили), "Бесприданница" (1944, реж.
 Таблиашвили; Лариса - Анджапаридзе и Джапаридзе, Огудалова - Такайшвили,
 Кнуров - Гамбашидзе, Паратов - Кобахидзе, Карандышев - Ко-става,
 Робинзон - Годзиашвили), "Ревизор" (1951, реж. А. Такайшвили; Городничий
 - Гамбашидзе, Хлестаков - Годзиашвили, Хлопов - Жоржолиани, Земляника -
 Кванталиани, Анна Андреевна - Цу-цунава, Мария Антоновна - Тбнлели), "На
 дне" (1957, реж. Иоселиани), "Мария Стюарт" (1955, реж. Кушиташвили;
 Мария - Анджапаридзе, Елизавета - Такайшвили), "Ричард III" (1957, реж.
 Кушиташвили; Ричард III - Годзиашвили).
  Коллектив стремится утвердить на сцене сов р. тематику: "Ицка
 Рижинашвили" Баазова (1937, реж, Д. Антадзе), "Зависть" Вакели (1938,
 реж. Челидзе), "Свадьба колхозника" Какабадзе (1938, реж. Гамбашидзе;
 Харитон - Шавгулидзе, Гвиристине - Такайшвили, Хахули - Кванталиани,
 Джибило - Закариадзе, Даушвили), "Повесть о них" Габескирия (1939, реж.
 Кушиташвили), "Очаг Харатели" Мревлишвили (1949, реж. Чхартишвили),
 "Марине" Бараташвили (1950, реж. Чхартишвили и Шатбера-швили; Марине -
 Джапаридзе), "Его звезда" Моса-швили (Гос. пр. СССР, 1952, реж.
 Чхартишвили;
  Дареджан - Анджапаридзе, Гигаури - Закариадзе, Зандукели -
 Годзиашвили, Андро - Кобахидзе, Не-биеридзе - Кванталиани, Никифоре -
 Шавгулидзе), "Весеннее утро" Габескирия (1952, реж. Иоселиани),
 "Секретарь райкома" Табукашвили (1954, реж. Иоселиани; Георгий -
 Закариадзе, Иасе - Нинуа), "Лавина" Мревлишвили (1956, реж. Кушиташвили;
  Тинибег - Закариадзе), "Моё Квавилети" Бараташвили (1960, реж.
 Сурмава; Диана - Давиташвили). Т-р ставит лучшие пьесы рус. и сов.
 драматургов:
  "Гибель эскадры" (1934); "Далёкое" Афиногенова (1936), "Русский
 вопрос" (1947); "Любовь на рассвете" Галана (1953) и др.
  В труппе т-ра (1964): нар. арт. СССР - В. Анджапаридзе
 (художественный руководитель т-ра), В. Год-зпашвили; нар. артисты Груз.
 ССР - С. Такайшвили, А. Гомелаури, 3. Гомелаури, А, Жоржолиани, А.
 Кванталиани, М. Давиташвили, А. Омиадзе. За последние годы в т-ре
 выросла талантливая молодёжь, среди них: нар. арт. Груз. ССР М.
 Джапаридзе; засл. артисты Груз. ССР - М. Тбилели, Г. Ко-става, Е.
 Кипшидзе, Т. Тетрадзе, Я. Трипольский; артисты - Н. Апакидзе, М.
 Махвиладзе, Д. Чичи-надзе, Т. Сакварелидзе, В. Нинуа, Э. Магалашвили, Г.
 Татишвили, Ш. Кочорадзе, Л. Антадзе, К. Лапе-радзе, В. Сонгунашвили;
 режиссёры - А. Чхартишвили, Л. Иоселиани; художник И. Сумбаташвили.
  РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
  (в скобках указаны фамилии постановщиков)
  1928. "Гоп-ля, мы живём!" Толлера (Марджанишвили, реж. Антадзе, худ.
 Какабадзе), "Святая дева" Шоу (Марджанишвили, реж. В. Абашидзе, худ.
 Шарлемань), "Овечий источник" Лоне де Вега (Марджанишвили, реж. Антадзе,
 худ. Сндамон-Эристави), "В самое сердце" Дадиани (Марджанишвили, реж.
 Гогоберидзе, худ. Оцхели).
  1929. "Рельсы гудят" Киршона (Марджанишвили, ре/).. Сулиашвили, худ.
 Ахвледиани), "Уриэль Акоста" Гуцконн (Марджанишвили, реж. Сулиашвили,
 худ. Оцхели), "Как это было" Каладзе (Марджанишвили, реж. Антадзе, худ.
 Ахвледиани), "Кваркваре Тута бери" Какабадзе (Марджанишвили, реж.
 Сулиашвили, худ. Какабадзе), "Баил" Чианели (Марджанишвили, реж.
 Антадзе, худ. Какабадзе), "Белые" Шенге-лая (Марджанишвили, реж.
 Сулиашвили, худ. Ахвледиани), "Полночь миновала" Кутатели,
 (Марджанишвили, худ. Какабадзе).
  1930. "Да, однако" Бухникашвили (Марджанишвили, реж. Сулиашвили, худ.
 Оцхели), "Беатриче Ченчи" Шелли (Марджанишвили, реж. Абашидзе, худ.
 Оцхели), "Хатндже" Каладзе (Марджанишвили, реж. Абашидзе, худ. Оцхели),
 "Хандзари" Вахвахишвили (Марджанишвили, хореограф Мачавариани, худ.
 Ахвледиани и Оцхели), "Коммуна в степи" Кулиша (Марджанишвили, реж.
 Гогоберидзе, худ. Абакелия).
  1931. "Сказ об Арсене", народный сказ (Марджанишвили, реж.
 Сулиашвили, худ. Гудиашвили), "Три толстяка" Олеши (Марджанишвили, реж.
 Абашидзе, худ. Ахвледиани), "Поэма о топоре" Погодина (Марджанишвили,
 реж. Гогоберидзе и Сулиашвили, худ. Оцхели), "Хлеб" Киршона
 (Марджанишвили, реж: Абашидзе, худ. Оцхели), "Светите, звёзды" Микитенко
 (Марджанишвили, реж. Челидзе, худ. Ахвледиани), "Старый энтузиаст"
 Яшвили (пост. Марджанишвили, реж. Челидзе, худ. Ахвледиани), "Дом на
 берегу Куры" Каладзе (Марджанишвили, реж. Антадзе, худ. Ахвледиани).
  1932. "Немые заговорили" Баазова (Антадзе, худ. Оцхели), "Страх"
 (Марджанишвили, реж. Челидзе, худ. Ахвледиани), "Отелло" (Марджанишвили,
 реж. Н. Годзиашвили, худ. Ахвледиани).
  1933. "Затмение солнца в Грузии" Антонова (Марджанишвили, реж.
 Антадзе, худ. Ахвледиани), "Джой Стрит" Зархи (Накашидзе, реж. Вачнадзе,
 худ. Гудиашвили).
  1934. "Гурия Ниношвили" Дадиани (Антадзе, худ. Какабадзе), "Мы -
 народ" Раиса (Кушиташвили, худ. Оцхели), "Апракуне Чимчимели" Вакели (В.
 и Н. Годзиашвили, худ. Оцхели), "Гибель эскадры" (Накашидзе, худ.
 Какабадзе).
  1935. "Коварство и любовь" (Журули, худ. Иванов), "Не взирая на лица"
 Баазова (Годзиашвили, худ. Гоциридзе), "Сломанный мост" Дадиани
 (Кушиташвили, худ. Оцхели), "Шамиль" Вакели (Антадзе и Челидзе, худ.
 Абакелия).
  1936. "Иные нынче времена" Цагарели (Журули, худ. Вирсаладзе),
 "Далёкое" Афиногенова (Антадзе, худ. Какабадзе), "Лекарь поневоле"
 Мольера (Кушиташвили, худ. Ахвледиани).
  1937. "Ицка Рижинашвили" Баазова (Антадзе, худ. Какабадзе), "Каменный
 гость" Пушкина (Челидзе, худ. Какабадзе), "Моцарт и Сальери" Пушкина
 (Кушиташвили, худ. Какабадзе), "Мачеха Саманишвили" по Клдиашвили
 (Гамбашидзе, худ. Какабадзе), "Женитьба Фигаро" (Кушиташвили, худ.
 Ахвледиани и Казбеги), "Из искры" Дадиани (Журули" худ.
 Сидамон-Эристави).
  1938. "Зависть" Вакели (Челидзе, худ. Химшиашвили), "Очная ставка"
 бр. Тур и Л. Шейнина (Челидзе, худ. Квес), "Свадьба колхозника"
 Какабадзе (Гамбашидзе, худ. Санад-зе), "Простая девушка" Шкваркина
 (Мравладзе, худ. Абжан-дадзе).
  1939. "Повесть о них" Габескирия (Кушиташвили, худ. И. и Д.
 Габашвили), "Сестры Жерар" Деннери и Дюмануара (Анджапаридзе, худ.
 Ахвледиани).
  1940. "Мадам Сан-Жен" Сарду (Гамрекели, худ. Ахвледиани), "Георгий
 Саакадзе" Чхеидзе (Кушиташвили, худ. Кобуладзе), "Счастье" Микава и
 Абашидзе (Кобахидзе, худ. Абжандадзе), "Анри Сеар" Самсония и Антадзе
 (Гамрекели, худ. Штенберг), "Соломон Исакич Меджгануашвили" по Ардазиани
 (Таблиашвили, худ. Чубабрия и Чав-чанидзе), "Маргарита Готье" Дюма-сына
 (Гамрекели, худ. Штенберг).
  1941. "Кремлёвские куранты" (Таблиашвили, худ. Абжандадзе, Квливидзе,
 Чавчанидзе), "Рюи Блаз" Гюго (Кушиташвили, худ. Ахвледиани), "Строгие
 девушки" Буачидзе (Гамрекели, худ. Абжандадзе), "Ключи Берлина" Финна и
 Гуса (Кушиташвили, худ. Нагебашвили и Кушиташвили), "Гнев миллионов"
 Журули (Журули, худ. Вирсаладзе)
  1942. "Ханума" Цагарели (Кушиташвили), "Царь Ираклий" Готуа
 (Таблиашвили, худ. Чубабрия и Дзнеладзе), "Ураган" Гамрекели
 (Гамбашидзе, худ. Ахвледиани), "Партизаны" Мдивани (Кушиташвили, худ.
 Чубабрия).
  1943. "Мнимый больной" (Кушиташвили, худ. Тавадзе).
  1944. "Укрощение строптивой" (Гамбашидзе, реж. Дона-ури, худ.
 Штенберг), "Жди меня" Симонова (Кушиташвили, худ. Шарлемань), "Дочь
 Жамтабера" Джапаридзе (Гамбашидзе, худ. Сумбаташвили и Лапиашвили),
 "Багратиони" Самсония (Кушиташвили, худ. Ахвледиани и Размадзе),
 "Бесприданница" (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили).
  1945. "Гора дум" Шатберашвили (Кушиташвили, худ. Размадзе),
 "Непобедимые" Готуа (Таблиашвили, худ. Какабадзе), "Изгнанник"
 Важа-Пшавела (К. Андроникашвили, худ. О. Андроникашвили), "Достойная
 награда" Келбакиани (Кобахидзе, худ. Иакашвили).
  1946. "Давид Строитель" Готуа (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили и
 Лапиашвили), "Маскарад" (Кушиташвили, худ. Размадзе), "Человек ли он?!"
 Дадиани по Чавчавадзе (Кушиташвили, худ. Сумбаташвили), "Одинокий"
 Габескирия (Андроникашвили, худ. Мирзашвили).
  1947. "Кому подчиняется время" бр. Тур и Л. Шейнина (Алексишвили,
 худ. Штенберг), "Лали" Каладзе (Кушиташ-вили, худ. Абакелия), "Русский
 вопрос" (Кушиташвили, худ. Ахвледиани), "1917 год" Чиаурели и Асатиани
 (Кушиташвили, худ. Мирзашвили), "Простые люди" Антадзе, Дум-бадзе и
 Чиковани (Кушиташвили, худ. Ахвледиани).
  1948. "Учитель танцев" Лопе де Вега (Гвиниашвили, худ. Шухаев),
 "Гамахаре" ("Порадуй") Дарасели (Журули, худ. Аскурава), "Свадьба
 Кречинского" (Журули, худ. Аскурава), "Гулсунда" Гогиашвили
 (Кванталиани, худ. Квливидзе), "Пастырь" по Казбеги (Таблиашвили, худ.
 Сумбаташвили), "Железная кольчуга" Г. Шатберашвили (Л. Шатбе-рашвили,
 худ. Квливидзе).
  1949. "Ромео и Джульетта" (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили), "Заговор
 обречённых" Вирты (Гижимкрели, худ. Такайшвили), "Московский характер"
 Софронова (Сули-ашвили, худ. Такайшвили), "Кто виноват?" Мдивани
 (Шатберашвили, худ. Сумбаташвили), "Приятные сельские вечера" Каладзе
 (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили), "Очаг Ха-ратели" Мревлишвили
 (Чхартишвили, худ. Сумбаташви-.ли), "Счастье Ирины", "Несчастье",
 "Невзгоды" Дариспана Клдиашвили (Гамбашидзе, худ. Сумбаташвили), "Старый
 дом" Г. Шатберашвили (Л. Шатберашвили, худ. Квливидзе), "Кто виноват?"
 Накашидзе (Чхартишвили, худ. Сумбаташвили).
  1950. "Тайная война" Михайлова и Самойлова (Л. Шатберашвили, худ.
 Сумбаташвили), "Новая основа" Шаншиаш-вили (Чхартишвили, худ.
 Сумбаташвили), "Далеко от Москвы" по Ажаеву (Р. Чиаурели, худ.
 Такайшвили), "На набережной" Патарая (Чхартишвили и Таблиашвили, худ.
 Ка-кабадзе), "Марине" Бараташвили (Чхартишвили и Л. Шатберашвили, худ.
 Ахвледиани), "Двенадцатая ночь" (Чиаурели);
  "Наше личное дело" Келбакиани (Шатберашвили, худ. Сумбаташвили).
  1951. "Антоний и Клеопатра" Шекспира (Таблиашвили, худ.
 Сумбаташвили), "Его звезда"Мосашвили (Чхартишвили, худ. Сумбаташвили),
 "Ревизор" (А. Такайшвили, худ. Штенберг).
  1952. "Красавец мужчина" Островского (Гижимкрели, худ. Сумбаташвили),
 "Столепестковая роза" Буачидзе (Шатберашвили, худ. Сумбаташвили),
 "Хозяйка гостиницы" (Лордкипанидзе, худ. Ахвледиани), "Возвращение"
 Клдиашвили (Лордкипанидзе, худ. Ахвледиани), "Весеннее утро" Габескирия
 (Иоселиани, худ. Чиковани).
  1953. "Георгий Саакадзе" Чхеидзе (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили),
 "Честь семьи" Мухтарова (Шатберашвили, худ. Штенберг), "Лали" Каладзе
 (Кушиташвили и Кобахид-че, худ. Абакелия), "Завтра будет нашим" Мюфке
 (Шатберашвили, худ. Штенберг), "Любовь на рассвете" Галана (Иоселиани,
 худ. Сумбаташвили), "У пропасти" Габескирия {Лордкипанидзе, худ.
 Гоциридзе).
  1954. "Не называя фамилий" Минко (Р. Чиаурели, худ. Штенберг),
 "Секретарь райкома" Табукашвили (Иоселиани, худ. Сумбаташвили), "Легенда
 о любви" Хикмета (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили), "Живой портрет"
 Морето (Лордкипанидзе, худ. Сумбаташвили).
  1955. "Майя из Цхнети" Канделаки (Таблиашвили, худ. Гудиашвили),
 "Мария Стюарт" (Кушиташвили, худ. Сумбаташвили), "Нана" Эбралидзе
 (Церодзе, худ. Аскурава), "Судья в ловушке" Филдинга (Р. Чиаурели, худ.
 Квливидзе), "Пигмалион" Шоу (Иоселиани, худ. Ахвледиани), "Незнакомая
 женщина" Шатберашвили (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили).
  1956. "Лавина" Мревлишвили (Кушиташвили, худ. Сумбаташвили), "Что
 скажут люди?" Табукашвили (Иоселиани, худ, Квливидзе), "В новогоднюю
 ночь" Габескирия (Церодзе, худ. Аскурава), "На перепутье" ("Царь
 Ираклий") Готуа (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили), "Строгие девушки"
 Буачидзе (Кандинашвили, худ. Штенберг), "Изгнанник" Важа Пшавела
 (Чхартишвили, худ. Сумбаташвили), "Улица трёх соловьев, ј 17"
 Добричанина (Кутателадзе и Мацхо-нашвили, худ. Штенберг).
  1957. "Деревья умирают стоя" Касоны (Анджапаридзе и Кандинашвили,
 худ. Лапиашвили), "Ричард III" (Кушиташвили, худ. Сумбаташвили), "На
 дне" (Иоселиани, худ. Штенберг), "Гибель эскадры" (Лордкипанидзе, худ.
 Казбеги), "Секретарь райкома" Табукашвили (Иоселиани, худ.
 Сумбаташвили), "Цицамури" Нахуцришвили (Журули, худ. Казбеги).
  1958. "Нашествие" (Лордкипанидзе, худ. Донцова), "Трёхликий рыцарь"
 Готуа (Лагидзе, худ. Сумбаташвили), "Марине" Бараташвили (Л.
 Шатберашвили, Лордкипанидзе, худ. Казбеги), "Раненый орёл" Бердзенишвили
 (М. Чиаурели, худ.- Сумбаташвили).
  1959. "Американская трагедия" по Драйзеру (Лордкипанидзе, худ.
 Сумбаташвили), "Мумли Мухаса" Абашидзе (Карухнишвили, худ. Мирзашвили),
 "Черноглазая девушка" Агладзе (Кутателадзе и Мацхонашвили), "Сто тысяч"
 Чав-чанидзе (Кушиташвили, худ. Ахвледиани).
  1960. "Я, бабушка, Илико и Илларион" Думбадзе и Лордкипанидзе
 (Лордкипанидзе, худ. Литанишвили), "Дамоклов меч" Хикмета (Какулия, худ.
 Такайшвили), "Цезарь и Клеопатра" Шоу (Кушиташвили, худ. Сумбаташвили),
 "Заря Колхиды" по К. Лордкипанидзе (Г. Лордкипанидзе, худ. Самсо-надзе),
 "Моё Квавилети" Бараташвили (Сурмава,худ. Нодия),
  "Иные нынче времена" Цагарели (Журули, Годэиашвили, худ. Квливидзе).
  1961. "Остров Афродиты" Парниса (Лордкипанидзе, худ. Такайшвили),
 "Тревожные дни" Агладзе (Анджапаридзе, худ. Тактакишвили), "Футболисты"
 по Л. Зорину (Лордкипанидзе, худ. Тархан-Моурави), "Золотой человек на
 волоске" Буачидзе (Кандинашвили, худ. Яодия, Самсонадзе).
  1962. "Медея"Еврипида (Чхартишвили, худ. Сумбаташвили), "Девушка с
 ленточкой" Периалиса (Кутателадзе, худ. Литанишвили), "Скованные цепью"
 по сценарию Дугласа и Смита (Магалашвили, худ. Литанишвили), "Ромео и
 Джульетта" (Таблиашвили, худ. Насидзе и Такайшвили), "Я вижу солнце"
 Думбадзе, Лордкипанидзе (Лордкипанидзе, худ. Литанишвили).
  1963. "Идол" по роману Кронина "Замок Броуди" (В. Годзиашвили, худ.
 Церадзе), "Бугара" Джапаридзе (П. Кобахидзе, худ. Кикнадзе,
 Бочоришвили), "Безымянная звезда" Себастиана (Кутателадзе, худ.
 Горделадзе), "Любовь Яровая" (Чхартишвили, худ. Кочакидзе, Славин-ский,
 Чикваидзе).
  Лит.: Гугушвили Э., Джанелидзе Д., Грузинский гос. драм. театр им.
 Котэ Марджанишвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958. Эт. Г., Д. Д.
  МАРДЖАНОВ, Константин Александрович - см. Марджанишвили К. А.
  "MAPE" (Theatre du Marais) - французские театры.
  1) Открыт в 1634 в Париже (ул. Вьей-дю-Тампль, квартал Маре). Основу
 т-ра составила труппа Мондо-ри. Созданный при поддержке кардинала
 Ришельё, в нарушение монополии т-ра "Бургундский отель", "М." сыграл
 важную роль в борьбе за утверждение классицизма на франц. сцене. Здесь
 пост. большинство ранних пьес П. Корнеля, в т. ч. знаменитая трагедия
 "Сид" (1636, в роли Родриго - Мондори). Ставились также трагедии Т. л'
 Эрмита, Ф. Буаробера, Ж. Ротру. После ухода со сцены Мондори (1638) т-р
 стал приходить в упадок. В 1643 перешёл в "Бургундский отель" выдающийся
 трагедийный актёр Флори-дор. С этого времени в репертуаре т-ра "М."
 утвер-ждаются буффонные комедии П. Скаррона ("Жодле, или Хозяин-слуга",
 "Дон Яфет из Армении"), А. Ме-теля д'Увиля ("Жодле-астролог"),
 написанные для фарсового актёра Жодле. Во 2-й пол. 17 в. в "М."
 ставились гл. обр. мифологич. пьесы (т. н. "трагедии с машинами" -
 "Золотое руно" П. Корнеля и др.), поражавшие зрителей феерич. эффектами.
 В 1673 лучшие актёры во главе с К. Розимоном перешли в труппу Мольера и
 т-р "М." был закрыт.
  2) Основан в 1791 в Париже (ул. Кюльтюр-Сент-Катрин) актёрами
 Ланглуа, Валеруа,Раймоном и др., объединившимися вокруг группы актёров
 т-ра "Коме-ди Итальенн" во главе с Батистом. Организован на средства и
 при поддержке П. Бомарше. В 1792 здесь состоялись премьеры "Преступной
 матери" Бомарше и революц. мелодрамы "Робер, атаман разбойников"
 Ламартельера. Т-р ставил также др. пьесы Бомарше, произв. А. Пирона
 ("Метромания"), Л. Мерсье ("Жан Аннюй.е, епископ Лизье"). В 1793 т-р был
 закрыт. После франц. бурж. революции конца 18 в. в помещении т-ра "М."
 играли разные труппы. С 1807, после декрета Наполеона I об ограничении
 количества т-ров в Париже, театр. представления в здании т-ра "М." не
 давались.
  Лит.: Brazier N.. Histoire des petits theatres de Paris..., t. 1, P.,
 1838. E. Ф.
  МАРЕНИЧ, Анатолий Григорьевич [р. 17(30).!. 1905] - русский советский
 артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1960). Сценич. деятельность начал в
 1923, дебютировал в т-ре "Металлист" (Харьков), в 1924-32 играл в
 опереточных труппах Харькова, Ленинграда, Ташкента, Киева,
 Ростова-на-Дону и др. С 1933 - артист Свердловского театра музыкальной
 комедии. Сценические образы М. сочетают гротесковую остроту с реалистич.
 достоверностью, его игра отличается лёгкостью диалога, тонким чувством
 ритма.
  Роли: Яшка-артиллерист ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова),

<< Пред.           стр. 485 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу