<< Пред. стр. 489 (из 913) След. >>
фразировки. М. играла лирико-драматич. роли в произв. романтич.драматургии: Дездемона - "Венецианский мавр" де Виньи (переработка
"Отелло", 1829), герцогиня Гиз -"Генрих III и его двор" Дюма-отца
(1829), донья Соль - "Эрнани" Гюго (1830) и др. М. принадлежала к
актёрам класси-цистской школы, к-рые, не порывая с традицией, тем не
менее способствовали утверждению на сцене романтич. драматургии. В 1841
М. оставила сцену.
С о ч.: Les memoires de M-lle Mars, v. 1-2, P., 1849. Лит.: Manne
E.-D. de. Galerie historique des comediens de la troupe de Talma, Lyon,
1866; BriffaultE., M-lle Mars, sa vie, ses succes, sa mprt, P., 1847;
Descotes M., Le drame romantique et ses grands createurs, P., 1955.
E. Ф.
МАРСб (Marceau), Марсель (p. 22. III. 1923) - французский мим. Род. в
Страсбуре. Учился в Лиможе иск-ву росписи по эмали. После освобождения
Франции от фашистской оккупации (1944) стал учеником Ш. Дюллена и Э.
Декру, возрождавших иск-во пантомимы. Затем был приглашён в труппу Ж. Л.
Барро (Арлекин в пантомиме "Батист, или Источник молодости"). В 1947 М.
организовал небольшую труппу; из актёров-мимов, к-рая выступала в разл.
театр. зданиях Парижа (в 1957 обосновалась в помещении т-ра "Амбигю"). В
начале своего творч. пути М. создал лприч. образ смешного и грустного
Бипа, к-рый стал центр, фигурой многочисл. коротких мимич. сценок: "Бип
и бабочка", "Бип - продавец шаров", "Бип-укротитель" и др. Поэтич. по
замыслу, образ проникнут глубокой человечностью, доверчивой любовью к
жизни, людям. За исполнение пантомимы "Смерть перед зарёй" М. и его
труппа были награждены пр. Дебюро (1948). Затем М. пост. мимо-драмы -
"Ярмарка", "Игрок на флейте", "Мориана и Гальдан" и др. В 1952 он
осуществляет одну из своих лучших работ - пантомимич. инсценировку
"Шинели" Гоголя. В созданном им образе Башмачкина выражена тема крушения
мечты при столкновении с действительностью. Философским содержанием
насыщены миниатюры "Отрочество, Зрелость, Старость, Смерть", "Давид и
Голиаф", "В мастерской масок". В 1959 М. пост. пантомиму "Париж смеётся,
Париж плачет", героем к-рой также является Бип. Иск-во М., исполненное
драм. силы, проникнутое гуманизмом, овеянное поэзией, порождает широкие
ассоциации, привлекает ёмкостью обобщений.
Соч.: Мимодрама - дыхание поэзии, "Театр", I960* ј 3.
Лит.: Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960; Юткевич С.,
Глазами кинематографиста, "Искусство кино", 1960, .ј 5.
МАРСО (Marceau), Фелисьен (наст. имя и фам.- Луи Карет; Carette) (p.
16. IX. 1913) - французский писатель, драматург. В нач. 50-х гг.
обратился к драматургич. деятельности. Наиболее известная пьеса М.
"Яйцо" (1956, т-р "Ателье") раскрывает причины успеха ничтожного
чиновника-обывателя в совр. бурж. обществе и содержит элементы
социальной сатиры, но в ней утверждается циничное отношение к жизни. В
ещё большей степени проникнута цинизмом пьеса "Душегуб" (1960, т-р
"Ренессанс") о "забавах" императора Нерона. Герои пьес М.- ловкие
карьеристы, бессовестные дельцы и одновременно - злобные ничтожества,
мстительные авантюристы. Своей драматургией М. возрождает интерес к
патологич., низменным свойствам людей, характерный для декадентского
иск-ва. Др. пьесы: "Катерина" (1954, т-р "Ателье"), "Хорош суп" (1958,
т-р "Жим-наз"), "Булыжники" (1962, "Ателье").
Лит.: Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960. В. Г.
MAPCTOH (Marston), Джон (ок. 1575-25. VI. 1634) - английский
драматург. В стихотв. сатире "Бич подлости" (1598) М. в шутовской манере
обличает пороки, присущие представителям имущих классов. Совместно с Дж.
Чапменом и Б. Джонсоном написал пьесу "Эй, к востоку" (1604), полную
сати-рич. намёков на реакционную политику двора, за что все трое были
арестованы и едва избежали казни. Драмы М. "Антонио и Меллида" (ч. 1 -
"История Антонио и Меллиды", ч. 2 - "Месть Антонио", обе пост. в 1599),
"Ненасытная графиня" (пост. 1610) принадлежат к типу "трагедии ужасов".
Они знаменуют собой кризис послешекспировской драматургии. Соч.: The
plays, v. 1-3, Edinb., 1934-39.
Лит.: История английской лит-ры, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945; А 1 1 e n
M. S., The satire of John Marston, [L. ], 1920.
"МАРТА, ИЛИ ЯРМАРКА В РИЧМОНДЕ" ("Martha, oder Der Markt von
Richmond")- опера Ф. Флотова, либр. В. Фридриха (Ризе) по сценарию Ж.
Сен-Жоржа для балета "Леди Генриетта" Фло-това и др. Пост. 25 сент.
1847, Вена (леди Генриетта - Церр, Нанси-Шварц, Лионель - Эрль, Плумкет
- Формес, Тристан - Юст). Пост. в др. городах: Берлин (1848), Прага,
Лондон (обе в 1849, на нем. яз.), Нью-Йорк (1852), Париж (1858, на итал.
яз.), Милан (1859), Мадрид (1861), Буэнос-Айрес (1864, на итал. яз.),
Каир (1872, на итал. яз.) и мн. др. В России впервые пост. 29 нояб.
1856, Большой т-р (леди Генриетта - Семёнова, Нанси- Броздина 2-я,
Лионель- Владиславлев, Тристан - Божановский, Плумкет - Куров, Судья -
Бобовский). В 1891 возобн. там же. В 1902 пост. в Новом т-ре (Москва).
Издания: "М.", клавир, рус. пер. П. Кирса, [М., Юргенсон, 1893]. Я.
Гр.
МАРТЕЛЛО (Martello), Пьер Якопо (28. IV. 1665 - 10. V. 1727) -
итальянский драматург, поэт. Написал многочисл. трагедии на античные и
библейские сюжеты: "Эдип-тиран", "Эдип в Колоне", "Алкеста", "Ариадна",
"Целомудренная Елена", "Ифигения в Тавриде", "Квинт Фабий", "Марк Туллий
Цицерон", "Смерть Нерона", "Рахиль", "Давид при дворе" и др. Образцом
для М. служили классицистские франц. трагедии. Но иногда в драматургии
М. нарушался принцип единств, он отказывался от любовной интриги, вводил
в трагедии элементы комич., обыденного. Почти все трагедии М. написаны
тяжеловесным четырнадцатисложным стихом с парными рифмами, получившим
название мартеллианского стиха. В итал. трагедии он не привился, но в
комедии им широко пользовались К. Гольдони, П. Кьяри, Дж. Джакоза.
Большую художеств. ценность представляют комедии и фарсы М.: "Фемия,
изрекающий приговоры", "Что за безумцы", "Отомщённая рифма", в к-рых он
высмеивал своих противников, гл. обр. Ш. Маффеи, отвергшего
мартеллианский стих, и Дж. В. Гравину, критиковавшего каноны
классицистского т-ра. М.- автор трактата "О трагедии древней и новой"
(1715), где он теоретически обосновал свои взгляды на трагедию.
Соч.: Opere, v. l-7, Bologna, 1723-35. Лит.: Bertana E., La tragedia,
Mil., 1905; S a-n e s i J., La commedia, v. 2, 2 ed., Mil., 1954. p, X.
МАРТЕН (Martin), Франк (р. 15. IX. 1890) - швейцарский композитор,
педагог. Один из крупнейших совр. швейц. композиторов. Музыке обучался в
Женеве у композитора И. Лаубера. В 1928-38 преподавал вмуз. "Ин-те
Жак-Далькроза". На ранних муз.-сценич. произв. М. сказалось влияние
франц. импрессионистов (оратория "Волшебный напиток", 1938-41, по роману
Ж. Бедье о Тристане и Изольде, исп. 1942, Цюрих, пост. 1948, Зальцбург).
Опера "Буря" по Шекспиру (1956, Венская гос. опера) отличается
характерным для М. лирико-эпич. складом музыки. Автор балетов: "Голубой
цветок" (соч. 1936), "Сказка о Золушке" (1941, Базель), "Дурнушка"
(1954, "Сэдлерс-Уэллс балле") и др., музыки к спектаклям "Царь Эдип"
(1923) и "Эдип в Колоне" (1924) по Софоклу, "Ромео и Джульетта" (1927);
"Аталия" Расина (1946) и др. С 1946 живёт в Голландии. Почётный
доктор Женевского ун-та (1949).
Лит.: F i e с h t n e r M. A., Fr. Martin, "Musica", 1952, VI; Klein
R., Frank Martin. Sein Leben und Werk W., 1960. Ал. М.
МАРТЕРШТЕЙГ (Martersteig), Макс (11. II. 1853 - 3. XI. 1926) -
немецкий актёр, режиссёр, историк театра. Театр, образование получил под
рук. О. Дев-риента. Артистич. деятельность начал в 1873 в Дёбель-не -
дебютировал в роли Карла VII ("Орлеанская дева" Шиллера). М. работал в
т-рах Франкфурта-на-Одере, Веймара, Майнца. Вскоре М. отошёл от
актёрской деятельности и выступал как режиссёр. В 1885-90 - гл. режиссёр
и директор Нац. т-ра в Мангсйме, затем режиссёр т-ров в Берлине
(18981905), Кёльне (1905-11). В Лейпциге (1912-18) M. руководил драм.
т-ром, т-ром оперы и балета, т-ром оперетты. М. был сторонником классич.
репертуара, ставил Шекспира, Шиллера, Гёте, Ф. Хеббеля, X. Граббе, а
также Ибсена, Стриндберга, муз. драмы Вагнера. Большое значение имели
театровсдч. исследования М., он написал ряд ценных работ по истории нем.
т-ра: капитальный труд "Немецкий театр 19 в." и др. М.- почётный доктор
философии (1921).
Соч.: Die Protokolle des Mannheimer Nationaltheaters unter Dalberg
aus den Jahren 1781-1789, Mannheim, 1890;
Das deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz., 1904, 2. Aufl., Lpz.,
1924.
Лит.: G r e i n e r W., M. Martersteig, der Buhnenleiter und
Schriftsteller, Emsdetten, 1938. Ham. В.
МАРТЙ (Marti), Хосе (28. I. 1853 - 19.V. 1895') - кубинский поэт,
философ, драматург. Выдающийся обществ, и политич. деятель, борец за
независимость Кубы. Один из создателей Кубинской революц. партии. Лит.
деятельность начал драмой в стихах "Абдала" (1869) о нубийском вожде,
отстоявшем независимость своей родины. Эта пьеса прославляет свободу,
борьбу за освобождение от иноземного гнёта. Искренность и патриотизм
пьесы определили её популярность среди современников. М. написал также
драму "Прелюбодейка", одноактную комедию "За любовь любовью платят"
(1875, т-р "Принсипаль", Мехико). Находясь в качестве эмигранта в
Мексике (1875-76), М. писал статьи о театр. иск-ве, утверждал его
воспитат. роль, призывал к созданию в странах Лат. Америки нац. т-ра,
отражающего жизнь народа, помогающего в борьбе за свободу. Принимал
участие во всепар. восстании против Испании и был убит в бою. Народ чтит
память М. как нац. героя.
Соч.: Obras completas, v. 1-15, La Habana - Wash., 1900-19; Obras
completas, v. 1-2, La Habana, 1946 (v. 2, Teatro, с. 1501-1580); в рус.
пер. - Абдала, в кн.: Хосе М а р т и. Избранное, М., 1956 (на с. 3-20
ст. В. Столбова о X. М.).
Лит.: Baralt у Lacharie L. A., Marti y el teatro, "Universidad de La
Habana", La Habana (Cuba), 1941, ј XXXIX, с. 182-210. JJ. X.
МАРТИН (Martin), Джон (р. 1893) - американский балетный критик. В
1927-62 - критик газеты "Нью-Йорк Тайме". Длительное время отстаивал
принципы танца "модерн". После гастролей в США англ. балетной труппы
"Сэдлерс-Уэллс" (1949 и др. годы) и труппы Большого т-ра (1959) уделяет
большое внимание классич. танцу. Автор книг о совр. танце и статей в
амер. журналах и энциклопедиях. Соч.: The modern dance, N. Y., 1933;
World book of modern ballet, N. Y., 1952. Ham. P.
МАРТИН (Martin), Карл Хейнц (6. V. 1888 - 13. I. 1948) - немецкий
режиссёр и театральный деятель. Творч. деятельность начал в Мангейме в
1907. Затем был режиссёром т-ров во Франкфурте-на-Майне, в Гамбурге,
работал в т-ре под рук. Йеснера, в Гос. т-ре и Каммершпиле"
(одновременно ставил спектакли в др. берлинских т-рах). В
1945-48-интендант берлинского т-ра им. Хеббеля. М. получил известность
как один из представителей экспрессионистского направления в т-ре; для
его творчества характерна заострённость драматич. акцентов, подчёркнутая
пла-катность в раскрытии идеи произведения. М. ставил Пьесы Толлера:
"Разрушители машин", "Поворот";
Кайзера, Грильпарцера, Ведекинда и др. и классич. драматургию:
"Гамлет", "Отелло"; "Орлеанская дева" Шиллера, "Пентесилея" Клейста,
"Ганнибал" Граббе. МАРТИНЕЛЛИ (Martinelli), Джованни (р. 22. X. 1885,
Монтаньяна, близ Падуи) - итальянский артист оперы (драматич. тенор).
Пению обучался в Милане у Дж. Мандолини. Дебютировал в 1910 на сцене
миланского т-ра "Даль Верме". Талант М. привлёк внимание Дж. Пуччини,
к-рый пригласил его исполнить партию Ника в своей опере "Девушка с
Запада" (1911, Неаполь, т-р "Сан-Карло"), и А. Тосканини. В 1912 М. пел
в т-рах "Ковент-Гарден", "Ла Скала" В 1913-43 систематически выступал в
т-ре "Метрополитен-опера", одновременно гастролировал во мн. городах
Америки и Европы. Один из выдающихся птал. теноров 20 в. С особым
успехом выступал в операх Верди (наряду с Та-маньо лучший исп. партии
Отолло) и компози-торов-веристов. М. обладал сильным голосом, неск.
металлпч. тембра, бурным сценич. темпераментом, ярко раскрывавшимся в
героич. партиях. В 1946 оставил сцену, преподавал пение.
Партии: Радамес, Канио, Рудольф; Лорис ("Федора" Джордано), Эдгар
("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Фауст; Дон Карл ос (о. п. Верди),
Хозе; Самсон ("Самсон п Далила" Массне), Елеазар ("Дочь кардинала"
Галеви), Ленский (впервые в "Метрополитен-опера", 1920) и др.
Лит .-М о n a l d i G., Cantanti celebri. Roma, 1929;
L a u г i-V o l p i G., Voci parallele, Milano, [1955]. Св. Г.
МАРТИНЕЛЛИ (Martinelli) - семья итальянских актёров комедии дель
арте. Тристано (ок. 1556-1630). Прославился как исполнитель маски
Арлекина. Играл в крупнейших итал. труппах комедии дель арте:
"Конфиденти", "Аччези", "Федели", "Дезиози". Получил широкую
популярность не только на родине, но и в др. странах. Вместе с братом
Дру-зпано выступал в Англии (в 1577-78), Испании (в 1588), Особенно
известен был во Франции при дворе Генриха IV и Марии Медичи.
Друзиано (конец 16 - сер. 17 вв.) - брат Трнстапо М. В нач. сценич.
деятельности выступал в роли Арлекина, однако уступал в мастерстве
своему брату. Большую известность приобрёл как антрепренёр (капокомико)
трупп комедии дель арте. Много гастролировал по Италии и за границей. Р.
Кр.
МАРТИНЕС ДЕ ЛА POCA (Martinez de la Rosa), Франсиско (10. III.
1787-7..II. 1862) - испанский писатель, драматург, поэт, политический
деятель. В годы войны за независимость (1810-26) принадлежал к
радикальной партии, но к 30-м гг. стал выразителем бурж. либерализма,
врагом революции. Дра-матургич. деятельность начал сатирич. комедией
"Что значит служебный пост" (1812, Кадис), направленной против врагов
Кадисской конституции 1812. В трагедии "Вдова Падильи" (1814)
пропагандировал просветительские взгляды в духе Вольтера, В. Аль-фьери.
В 1829 написал трагедию "Эдип" (1832, т-р "Принсипе", Мадрид), в
предисловии к к-рой дал сравнительный анализ одноимённых произв. от
Софокла до Вольтера. Элементы чувствительности в этой пьесе сближают
драматургию М. де ла Р. с ранними романтиками. Следующие его произв. -
историч. пьесы "Абен Омайя" (на франц. яз., 1830, т-р "Порт-Сен-Мартен",
Париж, в 1836 - впервые на исп. яз., Мадрид), "Заговор в Венеции в 1310"
(1834, т-р "Принсипе") - знаменуют отход М. де ла Р. от классицизма, их
пост. способствовала утверждению роман-тич. драмы в Испании. Однако в
этих пьесах М. де ла Р. отказывается от прогрессивных устремлений, автор
осуждает нар. революцию, призывает к "благоразумной умеренности" в
обществ, борьбе. Автор труда "Заметки об исторической драме" (1830).
Соч.: Obras dramaticas, v. 1-3, Madrid, 1861; то же, ed. J. Serrailh,
Madrid, 1933 (Clasicos castellanos, [107]); Apuntes sobre el drama
historica, [Р.], 1830.
Лит.: Menendez y Pelayo М., Estudias y discursos de critica hist. y
literaria, [v.] 4, Santander, 1942 (Obras compi., v. 9). S.U., B.C.
МАРТИНИ, Густав Фёдорович (р. 1881) - русский советский актёр. Нар.
арт. Даг. АССР (1956). В 1900 занимался на драм. курсах В. Н. Давыдова.
Сценич. деятельность начал в 1901 в труппе М. Н. Орленева, затем играл в
"Новом т-ре" Яворской Треплева ("Чайка"), Петра ("Мещане"). Значит,
работой М. была роль Власа ("Дачники", 1904, Двинск). Впоследствии М.
играл в т-рах Владикавказа, Симферополя, Смоленска и др. городов. В
1947-58 - актёр Рус. т-ра в Махачкале.
Роли: профессор Бородин ("Страх"), кавалер Риппафра-та
("Трактирщица"), шут Трибулэ ("Король забавляется" Гюго), Дудукин ("Без
вины виноватые"), Фамусов; Окаё-мов ("Машенька"), Горностаев ("Любовь
Яровая"), Земляника ("Ревизор"); мистер Доррит ("Жестокий мир" Бруштейн
по "Крошке Доррит" Диккенса) и др. . Е. Ж.
МАРТЙН-И-СОЛЕР (Martin у Soler), в России - Мартини, Висенте (18. I.
1754 - 30. I. 1806) - композитор и органист. По национальности испанец.
Жил в Италии, Австрии. Ок. 1788 переселился в Россию. Был придворным
композитором и учителем музыки в театр. уч-ще в Петербурге. Написал
оперы:
"Ифигения в Авлиде" (1779, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Редкая вещь"
(1786, Вена; 1789, Петербург), "Дианино дерево" (1787, Вена; 1789,
Петербург), "Горе-богатырь Косометович" (1789, Эрмитажный т-р,
Петербург), "Песнолюбие" ("Меломания", 1790, там же), "Федул с детьми"
(совм. с В. А. Пашкевичем, текст Екатерины II; 1791, там же),
"Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель" (1798, там же) и др.,
а также неск. балетов. В ряде опер М. использовал рус. нар. мелодии.
Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших
времён до конца XVIII века, вып 4-7, M,-Л., 1928-1929; Mooser R. A., Un
musicien espagnol en Russie a la fin du XVIII siede, "Rivista musicale
italiana", 1936, XV.
МАРТИНС ПЕНА (Martins Pena), Луис Карлус (5. XL 1815 - 7. XII. 1848)
- бразильский драматург, дипломат. Лит. деятельность начал ещё в
сту-денч. годы. С 1837 вместе с поэтами-романтиками Гон-салвисом ди
Магальяинсом и Порту Алегри возглавил борьбу за создание нац. браз.
т-ра. Комедия М. П. "Мировой судья в деревне" (1838)-одна из первых нац.
пьес, пост. в Бразилии. Комедии "Иуда в страстную субботу", "Братья по
душе" (обе изд. в 1844), "Двое, или Англлчанин-машинист", "Три врача",
"Дилетант", "Влюблённые", "Жёны-холостячки" (все изд. в 1845) внесли в
браз. романтич. лит-ру реалистич. мотивы. Пьесы М. П. представляют собой
"комедии характеров", они передают особенности городской жизни того
времени, насыщены нар. юмором, часто включают элементы бурлеска. Пьесы
М. П. составляли основу репертуара браз. т-ров. Его историч. драмы "Дон
Жоан де Лира" (1838), "Дона Леонора Телес", "Ита-минда, или Воин племени
тупан" (обе в 1839) не имели такого значения, как комедии.
Соч.: Teatro, v. l-2, Rio de Janeiro, 1956. Лит.: A literatura no
Brasil, v. 2, Rio de Janeiro, [l955]. И. T,
МАРТИНСОН, Сергей Александрович [р. 25.1 (6.11). 1899]-русский
советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1950). В 1923 окончил Ин-т сценич.
иск-в в Ленинграде. Проф. деятельность начал в 1922 в эстрадных т-рах
Ленинграда (т-р "Вольной комедии", Свободный т-р). Формирование
актёрской индивидуальности М. связано с его работой в Т-ре им.
Мейерхольда (с 1924). Выступая даже в эпизодических ролях, М. создавал
острые гротесковые характеристики - американский корреспондент ("Рычи,
Китай!" Третьякова, 1926), американец ("Последний, решительный"
Вишневского, 1931). Уже в Театре Мейерхольда определились особенности
актёрской манеры М. - острота социального обличения, склонность к
гротеску и гиперболизации, яркость выразительных средств. Так, М.
исполнял роли: Валериана ("Мандат" Эрдмана, 1925), Хлестакова (1926);
Татарова ("Список благодеяний" Олеши, 1931). Одновременно М. выступал в
Моск. т-ре Революции, где играл роли того же плана: бюрократа Плюхова
("Воздушный пирог" Ромашова, 1925), врача-шарлатана Аристида Холуйского
("Матрац" Ромашова, 1927), м-ра Пикля из Гольц-Гаузена ("Гоп-ля, мы
живём!" Толлера, 1928), вредителя Левицкого ("Павел Греков" Войте-хова и
Ленча, 1939). Здесь же он создал образ Ка-рандышева (1940), сочетающий
сатирич. и трагедийное звучание. Карандышев в исполнении М. был жалким,
мелким, но одновременно глубоко человечным. В Моск. мюзик-холле М. играл
роль клоуна Скайда в спектакле "Артисты варьете" (1933) и Скамейкина-
"Под куполом цирка" (1934) и др. С 1945 М. работал в Т-ре-студии
киноактёра.
Др. роли: м-р Джекобс младший ("Остров мира" Петрова), Живновский
("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина), князь Костромской ("Дядюшкин сон"
по Достоевскому) и др. Выступает на эстраде. С 1924 снимается в кино.
Лит.: Дмитриев Ю. А., Советское актерское мастерство, М., 1963;
Марков П. А., Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1939; Марголин
С., Актеры театра Революции, в сб.: Московский театр Революции.
19221932, M., 1933. Пал.
МАРТИНУ . (Martinu), Богуслав (8. XII. 1890, Поличка, Чехия,- 28.
Vlil. 1959, Листаль, Швейцария) - чешский композитор. Один из