<< Пред. стр. 491 (из 913) След. >>
оригинальными сказочными сюжетами, обретают новое осмысление сюжеты нар.сказок, фольклора. М. впервые обратился к детскому т-ру ещё в 1920-22 в
Краснодаре, где он был одним из инициаторов создания "Детского городка",
в к-ром был также организован Т-р для детей. М. написал для этого т-ра
пьесы-сказки "Сказка про козла", "Петрушка", "Кошкин дом" и др. В
1923-25 М. работал в Ленингр. ТЮЗе зав. репертуаром. В 1940 в Центр,
т-ре кукол была пост. пьеса М. "Терем-теремок", в 1947-"Кошкин дом". В
1941 в Центральном детском т-ре-"Сказки" ("Теремок", "Сказка про
козла"). Лучшие пьесы-сказки М.: "Двенадцать месяцев" (Гос. пр. СССР,
1946) (пост. 1947, Моск. ТЮЗ; 1948, МХАТ) и "Горя бояться - счастья не
видать" (1954, Театр им. Вахтангова). Герои пьес М. - добрые,
трудолюбивые и мужественные люди Для драматургии М. характерна острота и
отчётливость основного конфликта: борьба добра со злом. Пьесы его
проникнуты пафосом жизнеутвер-ждения, прославляют смелость,
находчивость, самоотверженность, воспитывают в детях любовь к труду, к
родине. Пьесы-сказки М. ставятся во мн. проф. т-рах и самодеят.
коллективах.
За свою лит. деятельность М. удостоен Гос. пр. СССР в 1942, 1949,
1951 и Ленинской пр. 1963 за книгу "Избранная лирика".
Соч.: Сказки для чтения и представления, М., 1962;
Сочинения в четырёх томах, М., 1957-1960; Театр для детей, Краснодар,
1922 (совм. с Васильевой Е.).
Лит.: Шпет Л., Сказка как сценический жанр, "Театр", 1951, ј 3;
Смирнова В., С. Я. Маршак. Критико-библ. очерк М., 1954; Г а л а н о в
Б., С. Я. Маршак. Очерк жизни и творчества, [2 изд., доп.], М., 1957.
Jy. p
МАРШНЕР (Marschner), Генрих Август (16. VIII.' 1795 - 14. XII. 1861)
- немецкий композитор. Учился музыке в Лейпциге под рук. И. Шихта.
Работал капельмейстером в . Дрездене (1824-26), Лейпциге (1827-31) и
Ганновере (1831-59). Принадлежит к крупнейшим мастерам нем. романтич.
оперы. Его творчество является связующим звеном между Вебером и ранним
Вагнером. Оперы М., преим. на ср.-век. сюжеты и нар. сказания,
показывают столкновение людей с таинственным миром духов. М. развивает
муз. драматургию (психологическую трактовку образов, симфонизм
оркестровых эпизодов), хотя по форме его произв. остаются близки
зинг-шпилю. Лучшие оперы М.: "Вампир" (1828, Гор. т-р, Лейпциг);
"Храмовник и еврейка" (по "Айвенго" В. Скотта, 1829, там же), "Ганс
Гейлинг" (1833, Придворная опера, Берлин).
Др. оперы: "Сайдар и Зулима" (1818, Пресбург), "Невеста сокольничего"
(1832, Лейпциг), "Замок близ Этны" (1836, Лейпциг), "Адольф Нассауский"
(1845, Дрезден), "Король песен Хьярне" (1863, Франкфурт-на-Майне). М.
принадлежит также музыка к спектаклям ("Принц Фридрих Гом-бургский"
Клейста, 1821, и др.) и произв. в др. жанрах.
Лит.: Wittmann M. E., Marschner, Lpz., 1.1897 ];
G a a t z H., Die Opern Heinrich Marschners, Lpz., 1912;
Marschner-Erinnerungen, hrsg. von G. Fischer, Hannover, 1918. Ал. М.
МАРЬЯНЕНКО (наст. фам.- Петлишенко), Иван Александрович [28. V(9.
VI). 1878 - 4. XI. 1962] - украинский советский актёр. Нар. арт. СССР
(1944). Родился в семье крестьянина-бедняка в селе Марьяновке Херсонской
губернии (отсюда псевдоним). Дядя М., выдающийся укр. актёр и драматург
М. Л. Кропивницкий, помог мальчику окончить Купянское уездное уч-ще, а в
1895 принял его в свою труппу. Успех актёру принесла роль Власа ("Олеся"
Кропивницкого), подготовленная под рук. Кропивницкого. В 1899 М. перешёл
в труппу О. 3. Суслова. Исполнял здесь роли лирич. любовников в укр.
пьесах и комедийные роли в рус. опереттах. Среди лучших ролей этого
периода: Квитка, Василий ("Талант", "Цыганка Аза" Старицкого), Борис
("Пока солнце взойдёт, роса очи выест" Кропивницкого), Игнат
("Бесталанная" Карпенко-Карого). Гастролируя с труппой Суслова в Москве
и Петербурге, знакомился с театр. иск-вом. В 1907 поступил в первый
постоянный укр. т-р Н. К. Садовского в Киеве, проработал здесь до 1914.
Работа с М. Зань-ковецко.й и Н. Садовским способствовала развитию
мастерства М. В этом т-ре он создаёт преимущ. героич. образы: Панас,
Игнат Голый, Тарас ("Бурлак", "Савва Чалый", "Бондаривна"
Карпенко-Карого), играл также роли Хлестакова, Жадова; Дон-Жуана
{"Каменный властелин" Леси Украинки). Эти разнохарактерные роли стали
этапными в творчестве М.
В 1915 М. сформировал т-во укр. актёров, в состав которого входили
молодёжь и корифеи укр. т-ра М. Заньковецкая и П. Саксаганский. М.
выступал как режиссёр и актёр. В 1917 был одним из организаторов Нац.
т-ра, где впервые на укр. сцене создал образ Тартюфа. В 1918 играл в
Киевском гос. драм. т-ре (возчик Геншель в о. п. Гауптмана), в 1919-23в
Т-ре им. Шевченко (Киев) и в Нар. т-ре (там же). Роли: Анзорге ("Ткачи"
Гауптмана, 1919), Эрнульф ("Северные богатыри" Ибсена). Горячую реакцию
нового зрителя - красноармейцев - вызывало исполнение М. роли Гонты
(инсц. поэмы "Гайдамаки" Шевченко, 1920). В 1923 М. вступил в труппу
т-ра "Берез?ль" (ныне Харьковский т-р им. Шевченко), где работал до 1958
(перерыв 1925). Развивая традиции Кро-пивницкого, Заньковецкой,
Садовского и Саксаган-ского, М. создал на сцене этого т-ра галерею
образов в комедии, драме и трагедии.
Роли: Девидсон ("Седи" Моэма и Колтона, 1926), Потоцкий, Финоген,
Омелько ("Савва Чалый", 1927, "Хозяин", 1932, "Мартын Боруля", 1934,
Карпенко-Карого), Вершинин ("Бронепоезд 14-69", 1928), Стрижень, Берест,
Кузьма Рыжов, Богдан, Горлов ("Гибель эскадры", 1933, "Платон Кречет",
1934, "Правда", 1937, "Богдан Хмельницкий", 1939, "Фронт", 1942,
Корнейчука), Прохор ("Bacca Желез-нова", 1935), Барон ("Скупой рыцарь"
Пушкина, 1937), Горностаев ("Любовь Яровая", 1937), Дикой ("Гроза",
1938), Кичатый ("Назар Стодоля" Шевченко, 1939), Феликс Гранде {"Евгения
Гранде" по Бальзаку, 1940), Ярослав Мудрый (о. п. Кочерги; Гос. пр.
СССР, 1947), Пушкарь ("Навеки вместе" Дмитерко, 1950), Земляника
("Ревизор", 1952), Стефан Петрич ("Любовь на рассвете" Галана, 1952).
С 1917 вёл педагогич. работу (с 1946-профессор кафедры актёрского
мастерства в Харьковском ин-те театр. иск-ва). Свой многолетний опыт
работы М. обобщил в книге "Прошлое украинского театра" (1954).
Лит.: Гельфандбеин Г., И. О. Мар'яненко - народный артист СРСР,
[Харьк?в], 1947; Ч а г о в e ц В.. И. А. Марьяненко - народный артист
СССР, Киев, 1951;
Тернюк П., И. А. Марьяненко - народный артист СССР, Киев, 1960. Я. Д.
МАСАЛЬСКАЯ, Нина Николаевна [р. 5(18). I. 1901] - русская советская
актриса. Нар. арт. СССР (1960). Училась в драматич. студии под рук. М.
В. Зени-ной в Пензе, в 1919-24 актриса Пензенского т-ра. Играла
Дездемону; Юдифь ("Уриель Акоста" Гуцкова), Полину ("Доходное место");
затем работала в т-рах Тамбова, Челябинска, Харькова. В 1937-50 -
актриса Дальневост. транспортного т-ра. С 1950 работает в Кишинёвском
рус. драм. т-ре им. Чехова.
Роли: Любовь Яровая; Не-гина ("Таланты и поклонники"), Анна Каренина;
Катерина ("Гроза"), Тугина ("Последняя жертва"), Кручинина; Софья
("Зыковы"); Bacca Желез-дова; Мария Александровна ("Семья" Попова),
хозяйка Ни-скавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки), бабушка ("Обрыв" по
Гончарову) и др.
МАСЕДУ (Macedo), Жоакин Мануэл ди (1820- 1882)-бразильский писатель,
драматург, журналист, общественный деятель. Одна из его первых пьес -
сентимент. драма "Слепой" (1849). В 1855 М. вместе с антрепренёром Г.
дус Сантусом и актрисой М. Велу-ти организовал "Драматич. об-во", к-рое
открылось пост. драмы М. "Кузен из Калифорнии", Это об-во ставило целью
развитие браз. театр. иск-ва, утверждение совр. драматургии, выражающей
обличит, тенденцию. В драме "Роскошь и суета" (1860) М. критиковал
столичных нуворишей, в пьесе "Конкурс на башню" (1863) сатирически
показывал борьбу политич. партий в стране. Пьесы "Новый Отелло" (1863),
"Отпущение грехов" (1870), "Антоника да Сильва" (1880) посв. жизни
Бразилии 2-й пол. 19 в. С о ч.: Teatro, v. 1-3, 2 ed.. Rio de Janeiro,
1895. Лит.: Candido A., Macedo, realista e romantico, в кн.: Macedo J.
M. de, A moreninha, 5 ed.. Sao Paulo, 1952; A literatura no Brasil, v.
l, t. 2, Rio de Janeiro, 1955; Galantede Sousa J., O teatro no Brasil,
t. 2, Rio de Janeiro, 1960, c. 314-318. Ц. T.
МАСКА (от позднелат. mascus, masca - личина) - специальная накладка с
каким-либо изображением (лицо, звериная морда, голова мифологич.
существа и пр.), надеваемая чаще всего на лицо. М. изготовляются из
бумаги, папье-маше и др. материалов. Применение М. началось в глубокой
древности в обрядах (связано с трудовыми процессами, культом животного,
погребения и др.). Позднее М. вошли в употребление в т-ре как элемент
актёрского грима. В сочетании с театр. костюмом М. помогает созданию
сценич. образа. В античном т-ре М. соединялась с париком и надевалась
через голову, образуя подобие шлема с отверстиями для глаз и рта. Для
усиления голоса актёра М.-шлем снабжалась изнутри металлич.
резонаторами. В римском т-ре М. появилась в* конце 1 в. до и. э. Ею
пользовались гл. обр. в представлениях ателланы.
В Др. Руси н ср.-век. Европе М. использовались в представлениях
бродячих скоморохов, гистрионов. В конце 12-13 вв., когда литургич.
драма стала исполняться на паперти, М. употреблялись в буффонных
интермедиях (diableries - сцены дьяволят), исполнявшихся городскими
гистрионами; позднее - в мистериях. В итал. импровизационной комедии
делъ арте большинство комнч. персонажей носили М. из картона или
материи, покрытые клеем (маска Панталоне - землистого цвета, с длинным
горбатым носом, Доктора - чёрная, обычно покрывающая только лоб и нос, и
др.); лирич. персонажи ("влюблённые") носили чёрную полумаску, принятую
на маскараде. В 17 в. в странах Зап. Европы М. начали выходить из
употребления. Широкое распространение М. получила в традиционном т-ре
народов Азии, где нар. т-р в своём развитии тесно связан с культовой
драмой. В Индии народные представления раслила и рамлила; на Цейлоне -
представления колам, в Индонезии - многочисл. разновидности т-ра
то-пенг\ в Корее - народный т-р нори; в Японии - т-р Но и др. В наст.
время в т-рах народов Азии М. часто заменяется маскообразным гримом (в
Индии - в представлениях катхакали, в Китае - в Пекинской муз. драме, в
Японии - Кабуки). М. бывают также парные, когда два исполнителя
изображают одно животное (кит., япон. и вьетнамские "львы", индонез.
баронг, "лошадь" в япон. т-ре Кабуки), и коллективные, когда под М.
скрывается несколько исполнителей. Существуют М.-костюмы, где М.
неотделима от костюма, и М., к-рые держат в руках (в индонез. т-ре
ваянг-барангон) или надевают на пальцы (пальцевые М. у эскимосов).
Лит.: Авдеев А. Д., Маска, в Сборнике Музея антропологии и этнографии
АН СССР, тт. 17 и 19, М.-Л., 1957-60; его же. Происхождение театра, Л.,
1959; Gregor J., Die Masken der Erde, Munch., 1936; Lengyel J.
(Schneider), Die Welt der Maske, Munch., 1934; R i le y О., Masks and
magic, N. Y., [1955]; U t z i n g e r R., Masken, в серии "Orbis
Pictus", Bd 13, В., [s. d.]; M у I i u s Norbert, Antlitz und Geheimnis
der uberseeischen Maske, W., 1961; Nicoli A., Masks, mimes and
miracles..., L.-N. Y., 1931. Ape. A.
МАСКАНЬИ (Mascagni), Пьетро (7. XII. 1863, Ливорно,- 2. VIII. 1945,
Рим)- итальянский композитор. Музыке учился в Ливорно, затем в Миланской
консерватории (у А. Понкьелли). В 1885 начал выступать как дирижёр в
т-рах оперетты. В 1889 его одноактная опера "Сельская честь" по о. п.
Дж. Верги получила первую премию на конкурсе, объявленном изд-вом
"Сондзоньо". В 1890 опера была пост. с огромным успехом в римском т-ре
"Костанци" и начала триумфальное шествие по оперным т-рам мира. За ней
последовали: "Другфриц" (там же, 1891), "Вильям Ратклиф" (по Гейне,
1895, т-р "Ла Скала", под упр. автора), "Подруга" (1905, Монте-Карло),
"Паризина" (1913, т-р "Ла Скала"), "Маленький Марат" (1921, т-р
"Костанци", Рим) и др.
В историю оперы М. вошёл как один из ярких представителей веризма.
Первым произв. этого направления явилась его опера "Сельская честь",
к-рая наряду с "Паяцами" Леонкавалло является лучшим образцом веристской
оперы и до сих пор не сходит со сцены. В этой опере М. правдиво, с
большим драматизмом изобразил трудную жизнь простых людей, крестьян
сицилийской деревни. Успехом пользуются оперы "Ирис" (1898, т-р
"Костанци", Рим, под упр. автора, с участием X. Даркле); "Маски" (1901,
т-р "Ла Скала", под упр. А. Тосканини) - лирич. комедия, воскрешающая
маски итал. комедии дель арте; "Изабо" (1911, т-р "Колисео",
Буэнос-Айрес), "Лодолетта"
(1917, т-р "Костанци", Рим), "Нерон" (1935, т-р "Ла Скала"), в к-рых
мелодич. выразительность музыки М. стремился дополнить своеобразной
инструментовкой, расширить роль оркестра в драматич. действии.
Лит.: N e g г о n i I., Р. Mascagni, Livorno, 1890; M o-n a 1 d i G.,
P. Mascagni, l'uomo e l'artista. Roma, [1898];
P o m p e i E., P. Mascagni 'nella vita e nell'arte. Roma, 1912. Св.
Г.
МАСКАРАД (франц. mascarade, итал. mascherata). 1) Празднество, бал,
участники к-рого носят маски и особые костюмы (этнографич., историч.,
сказочные и пр.). Обычай ряженья возник во времена глубокой древности.
Элементы М. присутствуют в нар. обрядах и играх античной эпохи,
связанных с земледельч. праздниками, в ярмарочных, масленичных гуляньях
и пр. С 13-14 вв. в ряде европ. стран получили распространение массовые
нар. гулянья театрализованного характера под открытым небом - карнавалы.
Участники цеховых городских праздников также выступали в маскарадных
костюмах и масках. Одновременно М. вошли в придворные празднества,
принимая форму разл. театр. зрелищ (интерлюдии, мо-рески, маски и др.).
М. существовали и в России. В нач. 18 в. М. вводились Петром I в
качестве общественного увеселения. Нек-рые М. представляли собой
триумфальные празднества, посвящённые i ому или иному нолитич. событию
(напр., М. в ознаменование Ништадтского мира 1721, завершившего
победоносную войну России со Швецией), приобретали иногда вид
театрализованных шествий (напр., М. "Торжествующая Минерва",
поставленный в 1763 в Москве Ф. Г. Волковым по случаю коронации
Екатерины II). Со 2-й половины 18 в. М. чаще всего носили характер
публичных балов.
В СССР М. распространены как одна из форм массового нар. празднества
(М. в Центр, парке культуры и отдыха в Москве во 2-й пол. 30-х гг.).
Балы-М. устраиваются также в рабочих клубах, в школах, высших учебных
заведениях. 2) Танцевальные выходы (антре) на придворных балах начала 17
в. (Франция), исполнители к-рых выступали в масках, носили название
балетов-маскарадов. Во 2-й пол. 17 в. эта форма танцевального
представления была использована в комедиях-балетах Ж. Б. Мольера и
операх-балетах Ж. Б. Люлли.
"МАСКАРАД"- драма в 4 д. в стихах М. Ю.Лермонтова. 1-я ред. в 3 д.
соч. 1835 (не сохранилась); 2-я ред. в 4 д.-1835 и 3-я ред. (под назв.
"Арбенин" в 5 д.)- 1836. Долгие годы "М." был запрещён к представлению.
В отрывках (3-я сцена 1-го и 2-я сцена 3-го действий) "М." сыграли
любители 31 янв. 1847 в г. Галиче Костромской губ. Первое представление
отдельных сцен "М." на проф. сцене - 27 OKT. 1852 в Александрийском т-ре
(Арбенин - В. Каратыгин, Нина - Читау). В Малом т-ре отдельные сцены
"М." были показаны 21 янв. 1853 (Арбенин - Полтавцев, . Нина -
Васильева). Полностью "М." пост. 24 сент. 1862 в Малом т-ре (Арбенин -
Самарин), 1863 (Арбенин - Вильде, Нина - Федотова, Казарин - Полтавцев,
Шприх- Шумский), 13 янв. 1864 - Александрийский т-р (Арбенин- Аграмов;
1889, возобн. отд. сцен, Арбенин - Сазонов, Нина - Савина), Пушкинский
т-р Бренко (1880, Арбенин - Писарев, Чарский, Нина - Глама-Мещерская,
Шприх - Андреев-Бурлак), Т-р Корша (1882, 1888, 1912). Арм. труппа П.
Адамяна, Москва (1893, Арбенин - Адамян), т-р Неметти, Петербург (1893),
Василеостровский т-р, Петербург (1899), т-р Лит.-художеств. об-ва,
Петербург (1900), Нар. дом, Петербург (1914), Оренбургский, Самарский
т-ры (1868), Одесский (1875), Новочеркасский (1909, Арбенин - Слонов)
т-ры, Т-р Соловцова в Киеве (1891, Арбенин - Мичурин-Самойлов; 1901,
1914) и др.
25 февр. 1917 "М." пост. в Александрийском т-ре (реж. Мейерхольд,
худ. Головин, комп. Глазунов; Арбенин - Юрьев, Нина - Рощина-Инсарова,
баронесса Штраль - Тиме, Казарин -Горин-Горяинов; возобн. 1919, 1933,
1938).
На сов. сцене "М." ставили Бакинский рабочий т-р (1934), Воронежский
т-р (1936, реж. Варшавский, Арбенин - Поляков), Куйбышевский т-р (1937;
1951, Арбенин-Бурэ), Горьковский т-р (1940), Казанский т-р (1940), Т-р
им. Вахтангова (1941, комп. А. Хачатурян, Арбенин - Толчанов),
Саратовский т-р (1941, Арбенин - Слонов; 1954), Т-р" им. Хамзы (1945),
Т-р им. Марджанишвили (1946, реж. Куши-ташвили, Арбенин - Годзиашвили,
Закариадзе), Т-р им. Сундукяна (1949; реж. А. Гулакян, Арбенин -
Вагаршян,
Папазян, Джанибекян, Нина - Симонян), Ленинградский Новый т-р (1952),
Т-р им. Моссовета (1952, реж. Завадский, Анисимова-Вульф,
АрбенинМордвинов, Каза-рин- Плятт, Неизвестный-Оленин; 1963), Киевский
т-р им. Леси Украинки (1953, реж. К. Хохлов, Арбенин - Бело-усов), Т-р
им. Кингисеппа (1956, реж. Таммур, Арбенин - Карм), Бакинский рус. т-р
(1959, Арбенин-Мякишев), Малый т-р (1962, реж. Варпаховский, худ.
Стенберг, Арбенин - Царёв, Нина - Роек).
"М." был пост. за рубежом: Висбаденский т-р (1928), Народный т-р,
София (1946), театр "Д-34", Прага (50-е гг.), "Т-р Польски", Варшава
(1958).
Издания.-Первые публикации: "М." (2 ред.)- Стихотворения М. Ю.
Лермонтова, ч. 3, СПБ, 1842; Первая публикация "М." (3 ред.) - "Русская
старина", т. 14, СПБ, 1875; Последующие изд.: Полн. собр. соч., т. 3,
СПБ, 1910. Сов. изд.: Лермонтов М. Ю., Полн. собр. соч., т. 4, М.-Л.,
1935; Собр. соч., т. 3, М.-Л., 1962.
Лит.: Г о ян Г., Гликерия Федотова, М.-Л., 1940, с. 62-66; "Маскарад"
Лермонтова. Сб. статей, М.-Л., 1941; Ломунов К., Сценическая история
"Маскарада" Лермонтова, в сб.: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, М.,
1941; Волков Н., Мейерхольд, т. 2, М.-Л., 1929;
Юрьев Ю., Записки. Письма, статьи, речи. 1872-1919, М.-Л., 1948, с.
527-51, 637-51; Прокопенко Л., Первая постановка "Маскарада", "Театр",
М., 1959, .ј 10;
Зограф Н. Г., Малый театр второй половины XIX в., М., 1960, с.
118-20. А. Шн.
МАСКЕРОНИ (Mascheroni), Эдоардо (4. IX. 1859 - 4. III. 1941) -
итальянский дирижёр. Дебютировал в 1880 на сцене т-ра "Гранде" в Брешии,
затем дирижировал в Ливорно, Болонье и др. итал. городах. В 1884 был
приглашён в римский т-р "Аполло", где пост. "Фиделио" Бетховена (впервые
в Италии). По рекомендации Дж. Верди и А. Бойто был назначен
руководителем т-ра "Ла Скала"; в 1891 с триумфом дирижировал операми
"Валли" Каталани и "Тангей-зер". В 1893 здесь же осуществил первую итал.
пост. "Фауста" и в том же году - первую пост. "Фальстафа" (Верди назвал
М. третьим автором своей оперы). Выступал в Барселоне, Мадриде и др.
городах Европы. М. был одним из лучших итальянских оперных дирижёров.
В его репертуаре были оперы Дж. Верди, Г. Спонтини, Г. Доницетти, А.
Понкьелли, П. Масканьи, Дж. Пуччини, А. Бойто, Р. Вагнера, М. П.
Мусоргского ("Борис Годунов", 1921, Неаполь) и др. композиторов.
Автор опер- "Лоренца" (1901, т-р "Костанци", Рим), "Пе-руджинка"
(1909, т-р "Сан-Карло", Неаполь).
Лит.: Labronio A., E. Mascheroni, "La Nazione", Firenze, 1941, 4 apr.
Ce. Г.
МАСКИ - увеселительное придворное представление в Англии 16-17 вв.,
приуроченное к торжественному пиршеству (гл. обр. свадебному). В истоках
своих связано с феодально-рыцарскими празднествами - междуяствиями.
Основу М. составляли танцы и шествия в маскарадных костюмах под музыку,
чередующиеся с выступлениями певцов и поэта, читающего пояснительный