<< Пред. стр. 493 (из 913) След. >>
Прево (1884, т-р "Опера комик") и "Вертеру" (1892, Придворная опера,Вена), длительную популярность. Сюжеты для своих опер М. заимствовал б.
ч. из произв. классиков мировой лит-ры и совр. ему франц. авторов, но
нередко обезличивал их пассивно-лирич. трактовкой. С конца 80-х гг. в
творчестве М., всё более поддававшегося влиянию буржуазно-обывательских
вкусов публики, обнаруживаются черты упадка, натуралистические
тенденции.
С 1878- проф. Париж, консерватории, с 1910- президент Академии
изящных иск-в. Среди учеников М.: А. Брюно, П. Видаль, Ж. Тьерсо, Г.
Шарпантъе, Дж. Энеску и др.
Соч.: Mes souvenirs (1848-1912)" P., [1912].
Лит.: В. О. [О с с о в с к и и А. В. ?], Жюль Масснэ, "Русская муз.
газ.", 1912, .ј35; Французская музыка второй половины XIX века. Сб.
переводных работ, вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; 50 опер.
[Ред.-сост. М. Друс-кин], Л., 1959; Pougin A., Massenet, P., 1914; W i-d
о г Ch. M., Notice sur la vie et travaux de Massenet, P., 1915; Bruneau
A., Massenet, P., 1935.
МАССОВАЯ СЦЕНА (народная сцена)- сцена с большим количеством
участников, изображающих по ходу пьесы "толпу", "народ", "массу". В
старом т-ре работа над М. с. ограничивалась вводом на сцену группы
статистов, к-рые и создавали в нужный момент "народный фон". Лишь в сер.
19 в. в связи с усилением роли режиссёра в спектакле, требованием
ансамбля повысилось значение и М. с. Англ. актёр и режиссёр Ч. Кин
(пост. историч. хроник Шекспира в Лондонском т-ре "Принсесс", 1850-е
гг.), затем Г. Лаубе (венский "Бургтеатр"), Ф. Дингелыптедт (Веймарский
т-р), Ф. Гаазе (Лейп-цигский т-р), ставя М. с., стремились к их
историко-археологич. точности, зрелищной эффектности. Больших успехов в
пост. М. с. добился во 2-й пол. 19 в. Мейнингенский театр. В спектаклях
мейнингенцев "народ", "толпа" были исторически достоверны, являлись
действующим лицом представления. Опыт мейнингенцев получил вскоре
большое распространение в Германии и др. странах. Тщательной разработкой
М. с. были отмечены пост. нем. режиссёра М. Рейнхардта ("На дне",
берлинский Малый т-р, 1902; "Заговор Фиеско" и "Смерть Валленштейна"
Шиллера, берлинский Немецкий т-р, 1908, 1914, "Царь Эдип", цирк, Берлин,
1910, и др.).
Подлинным родоначальником режиссёрского иск-ва нар. сцены стал Моск.
Художеств, т-р с его стремлением к более глубокому и широкому охвату
жизни, к решению проблемы ансамбля. Для спектаклей МХТ было характерно
раскрытие жизни человеческих масс, одухотворённых мыслью, чувством.
Через М. с. т-р раскрывал идею спектакля, создавал атмосферу, в к-рой
живут и действуют герои пьесы. Характер решения М. с. органически стал
связываться с режиссёрским замыслом всей постановки, стилем,
композицией, ритмом, оформлением спектакля ("Юлий Цезарь" Шекспира,
1903, реж. В. И. Немирович-Данченко, Г. С. Бурджалов, "На дне", 1902,
реж. К. С Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, "Горе от ума", 1906,
реж. Станиславский и Немирович-Данченко).
В первых спектаклях сов. т-ра толпа на сцене часто выглядела
обезличенной. "Единый революционный темперамент, направленный к единой
цели социального переустройства жизни, часто приводил драматурга и театр
к показу обезличенной массы. На сцене выступал "человек-масса", то есть
масса, лишённая индивидуального многообразия характеров" (Попов А.,
Художественная целостность спектакля, 1959, с. 172-73). Первыми
спектаклями, в к-рых нар. сцена получила реалистич. сценич. воплощение,
были: "Бронепоезд 14-69" (1927, МХАТ, худ. рук. Станиславский, реж. И.
Я. Судаков, Н. Н. Литов-цева), "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина и
"Разлом" Лавренёва (1925 и 1927, Т-р им. Вахтангова, реж. А. Д. Попов),
"Любовь Яровая" (1926, Малый т-р, реж. И. С. Платон, Л. М.
Прозоровский), "Шторм" Билль-Белоцерковского и "Мятеж" по Фурманову
(1925 и 1927, Т-р им. МГСПС, реж. Е. О. Любимов-Ланской), "Первая
конная" Вишневского (1930, Моск. т-р Революции, реж. А. Д. Дикий) и др.
В этих спектаклях нар. сцены сочетали принцип монолитности массы с
многообразием человеческих характеристик. В последующие годы эта
тенденция была продолжена и развита в спектаклях: "Оптимистическая
трагедия" (1933, Камерный т-р, реж. А. Я. Таиров), "Гибель эскадры"
Корнейчука (1934, Центр. т-р Красной Армии, реж. Ю. А. Завадский и Е. А.
Брилль), "Аристократы" Погодина (1935, Реалистич. т-р, реж. Н. П.
Охлопков), "Земля" Вирты (1937, МХАТ, реж. Л. М. Леонидов и Н. М.
Горчаков), "Сталинградцы" Чепурина (1944, ЦТКА, реж. А. Д. Попов),
"Степь широкая" Н. Винникова (1949, там же, реж. Попов и А. 3.
Окунчиков), "Победители" Чир-скова (1947, МХАТ, реж. В. Я. Станицын и Г.
Г. Конский), "Оптимистическая трагедия" (1955, Ленингр. Большой драм.
т-р, реж. Г. А. Товстоногов) и др. См.также ст. Режиссёрское искусство.
Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX
столетий, М.-Л., 1939, с. 181-184; Горчаков Н., Беседы о режиссуре,
М.-Л., 1941, с. 221-237;
Попов А., Художественная целостность спектакля, М.. 1959, с. 167-206.
МАССОВОЕ ДЕЙСТВО - театрализованные зрелища, в к-рых принимают
участие большие массы народа (исполнители и зрители). М. д. проводятся
обычно под открытым небом - на площадях, улицах, в парках, на стадионах;
связаны, как правило, с историч. событиями.
Элементы М. д. присутствовали ещё в театрализованных играх и обрядах
первобытных народов (напр., "Медвежья мистерия" у народов Севера,
воспроизводившая миф об умирающем и воскресающем звере). Яркие образцы
нар. зрелищ создала Др. Греция (празднества, состязания, игры -
олимпийские, пи-фийские и др.). Истоками М. д. были в средние века
мистерии. В Англии в 17 в. широкое распространение получил весенний
майский праздник, основой к-рого стала нар. игра о легендарном герое
Робин Гуде. В Германии устраивались массовые масленичные игры и
ярмарочные празднества.
В эпоху франц. бурж. революции конца 18 в. впервые появились
.агитационные, проникнутые революц. пафосом представления и празднества,
ставшие частью обществ, жизни народа. Политич. аллегории, пантомимы,
оратории воспевали подвиги республиканских героев; сатирич. песенки и
фарсы обличали врагов революции. 14 июля 1790 в празднестве на Марсовом
поле участвовали представители 83 департаментов. В годы якобинской
диктатуры проводились всенародные празднества - "Взятие Бастилии".
Традиции революц. площадного т-ра вновь возродились в дни Парижской
Коммуны 1871.
В России М. д. вначале были связаны с сельскими праздниками и нар.
творчеством. В 15-16 вв. М. д. стали частью церковного богослужения
(напр., "Пещ-ное действо"). В 18 в. Петром I были введены маскарады.
Новые монументальные формы нар. массового празднества возникли после
Октябрьской революции. 7 ноября 1918 Театрально-драматургич. мастерская
Красной Армии показала на площади в Петрограде "Действо о III
Интернационале". 1 мая 1920 в Петрограде была разыграна инсценировка
"Мистерия освобождённого труда" (реж. Ю. П. Анненков, А. Р. Кугель, С.
Д. Масловский). В 1920 были осуществлены масштабные, эффектные
представления в Петрограде: "К мировой коммуне" (реж. Н. В. Петров, С.
Э. Радлов, А. И. Пиотровский, начальник пост. К. А. Марджанов), в
октябрьскую годовщину пост. "Взятие Зимнего дворца" (реж. А. Р. Кугель,
Н. В. Петров, гл. реж. Н. Н. Евреинов). В 1921 в Иркутске пост. М. д.
"Борьба труда и капитала" (реж. Н. П. Охлопков). В последующие годы
большое распространение получили тематич. массовые представления на
стадионах (на злободневные политич. и историч. сюжеты). В 1961 в
Севастополе было показано массовое представление "Пролог" (реж. И. Я.
Рахлин) об обороне Севастополя в 1854-55, воссозданы важнейшие эпизоды
боёв города-героя во время Великой Отечеств, войны 1941-45. В 1962 на
смоленском стадионе к 150-летию Отечеств, войны 1812 было пост.
театрализованное представление "У древних смоленских стен",
прославляющее рус. оружие (реж. Рахлин). В дни 6-го Междунар. фестиваля
молодёжи и студентов в Москве проводились торжественная церемония
открытия фестиваля на стадионе и заключительное представление-митинг на
Манежной площади (реж. И. М. Туманов).
Лит.: Р о л л а н Р., Народный театр. М., 1919; Луначарский А. В., О
народных празднествах, в его кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 63-67;
История советского театра, т. 1, М., 1933, с. 264-290; Режиссура
массовых зрелищ, сб. ст., М., 1963. А. Д.
МАССОДРАМ (Мастерская социалистической драматургии) - один из первых
сов. т-ров, созданных после установления Сов. власти на Украине (Одесса,
1920). Т-р стремился популяризировать новую сов. драматургию. Открылся
19 июля 1921 спектаклем "Власть" Тверского. В 1921 директор т-ра-М. Л.
Курс. В М. работали: режиссёры и актёры А. И. Аркадьев, Е. А. Брилль, П.
П. Сазонов, Г. К. Крыжицкий, С. С. Вольский, Ю. П. Гельдер, Т. Г. Геров,
Р. Г. Корф и др., художники И. Н. Вускович, В. Н. Мюллер, композиторы Г.
А. Поляновский, Г. А. Столяров и др. В 1926 М. слился с Райдрамтеатром,
преобразованным впоследствии в Одесский рус. драм. т-р им. А. В.
Иванова.
Спектакли: 1921-"Ученик дьявола" Шоу; 1922-"Вечер памяти Александра
Блока"; 1923 - "Рюи Блаз" Гюго, "Волки" Роллана, "Разрушители машин"
Толлера, "Казнь Сальвы" Прокофьева; 1924-"Газ" Кайзера, "Слышишь,
Москва" Третьякова, "Праздник крови" Прокофьева (по "Оводу" Войнич);
1925 - "Учитель Бубус" Файко; 1926- "Заговор равных" Касьянова. В. Мюл.
"МАСТЕР- ИЗ КЛАМСЙ" - см. "Кола Брюнъон". МАСТЕРСКАЯ
бПЫТНО-ГЕРОЙЧЕСКОГО ТЕАТРА - см. Опытно-героический театр (ОГТ). МАСТФОР
(Мастерская Форегге-р а) - русский советский театр-студия. Организован в
1920 в Москве по инициативе реж. Н. М. Фореггера. В 1922 М. входил в
состав Гос. ин-та театр. иск-ва под назв. "Мастерская ј 2 ГИТИС". В
работе М. принимали участие писатель В. 3. Масс (зав. лит. частью),
композиторы М. И. Блантер, Б. Бер, как художники там работали С. М.
Эйзенштейн, С. И. Юткевич, В. П. Комарденков. Фореггер стремился к
созданию спектаклей, отличающихся зре-лищностью, энергичными ритмами,
резкими красками контрастами; для пост. М. были характерны гротеск,
эксцентрика, использование приёмов кинематографа. Здесь ставились театр.
пародии на спектакли Большого т-ра, МХАТ, Камерного т-ра, т-ра
Мейерхольда; буффонады "Хорошее отношение к лошадям" (1921) и "Гарантии
Гента" (1922) Масса, мелодрама "Воровка детей" Деннери,
комедия-буффонада "Сверхъестественный сын" Г. Данкура и М. Вокара,
пародия "Спектакль шарлатанов" Г. С. Геллета, а также оперетта "Тайна
Канарских островов" Лекока, "Вечера танцев", куда входили эксцентрич.,
урбани стич. "Танцы машин".
В сезоне 1922-23 из т-ра ушли Эйзенштейн, Масс и Юткевич. В 1924
помещение т-ра было уничтожено пожаром. Летом 1924 состоялись гастроли
т-ра по югу России, а осенью того же года т-р прекратил своё
существование. М. Люб.
МАСХАРАБЙЗ (тадж.- шут, скоморох; комик; от масхара - насмешка, шутка
и бози - игра) - актёр таджикского народного театра, площадной
комедиант. Выходцы из бедных семей, М. были любителями,
полупрофессионалами и профессионалами. Они разыгрывали комич., сатирич.
сценки, исполняли сказки, рассказы, пантомимы, танцы, песни. Несмотря на
условность костюма, декорации и бутафории, игра М. отличалась реализмом,
чёткой типизацией. Импровизируя текст на основе сюжетной схемы, М.
легко, непринуждённо, с темпераментом и непосредственностью воссоздавали
образы, исполненные оптимизма и жизнерадостной стихии нар. иск-ва.
Насыщенное едким сарказмом и гротеском иск-во М. отмечено яркостью,
социальной остротой. Костюм М. состоял из старой бытовой одежды, грим
заменяли сажа, краски, употреблялись маски из тыквы. Декорацию
изображали сами участники представления (мост, забор и т. д.),
использовались предметы быта. Наиболее крупные М. конца 19 - нач. 20
вв.- Хакберди (б. Бальджуанский р-н), Холик(б. Мумина-бадский р-н),
Джума (Пенджикентский р-н), Эргаш, Туда (г. Бухара) и др. С 20-х гг.
количество М. сокращается, их иск-во заменяют проф. т-ры. Сохранившиеся
М. насыщают свои представления новым содержанием (критикуют лодырей,
прогульщиков и т. д.).
Лит.: Нурджанов Н., Таджикский народный театр. М., 1956, с. 105-72. Ц
ff
МАСЧЯН, Анаит Акоповна [р. 9 (22). XI. 1900] - р-мянская советская
актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1950). Училась в Моск. драм. студии
(1919-24). В 1928 поступила в Ленинаканский т-р им. Мравяна. С А. М.
Матвеев в ро-1930 работала в Армянском ли Нерона (о. п. рубин-ТЮЗе, с
1945 - в Т-ре им. штейна). Сундукяна. Характерная и драматич. актриса.
Роли в ТЮЗе - Кукушкина ("Доходное место"), Нато ("Ги-кор" по Туманяну),
Устиан ("Храбрый Назар" Демирчя-на); в Т-ре им. Сундукяна - Анна ("На
заре" Гулакяна), Мария Александровна ("Семья" Попова), Каренина ("Живой
труп") и др. Б. А.
МАТВЕЕВ (псевд. -Васильев), Александр Матвеевич
[25.VIII(6.IX).18763.XII.1961] - русский артист оперы (драматич. тенор).
Сце-нич. деятельность начал в 1902 в Тифлисе, затем пел в оперном Т-ре
Зимина (Москва) и в опере при Петерб. консерватории. В 1906 дебютировал
в Мариинском т-ре (Радамес) и работал там до 1918. Позднее выступал в
Париже, в т-ре "Гранд-Опера". Обладая голосом редкой силы, М. особенно
успешно пел в операх Вагнера: "Зигфрид", "Гибель богов", "Тристан и
Изольда" и др. Романтич. приподнятостью, яркостью сценич. рисунка
отличались его образы: Ахиор ("Юдифь" Серова), Хозе. Исполнению М.
партий Садко и Левко высокую оценку дал Н. А. Римский-Корсаков. М. вёл
также концертную деятельность. М. Р.
МАТВЕЕВ, Артамон Сергеевич (1625-82) - русский государственный
деятель. Один из образованнейших людей своего времени, большой любитель
т-ра и музыки, М. был инициатором создания и идейным руководителем
первого придворного т-ра в России (организацией т-ра, пост. спектаклей,
обучением актёров занимался пастор И. Грегори). Труппа состояла гл. обр.
из детей "иноземцев", живших в Москве, оркестр - из нем. музыкантов и
дворовых людей М. 17 окт. 1672 состоялось первое представление т-ра
"Комедия об Эсфири, или Арта-ксерксово действо" (соч. Грегори совм. с
Рингубером). Спектакль имел большой успех. В 1673 была создана рус.
труппа (26 человек); представления шли (попеременно) на нем. и рус. яз.
После смерти царя Алексея Михайловича (1676) т-р был закрыт, а М. попал
в немилость и был сослан в Пустозёрский острог. В 1682 М., вернувшись в
Москву, пал жертвой стрелецкого бунта.
Лит.: МорозовП. О., История русского театра до половины XVIII
столетия, т. 1, СПБ, 1889, с. 124-36.
В. Вир.
МАТЕСИС (???????), Антониос (1794-1875) - греческий поэт и драматург.
Творчество М. формировалось в нач. 19 в., в годы подъёма нац.-освободит.
движения, под влиянием просветительских идей. М.- автор пьесы "Базилик"
(1832, Любит, т-р, Закинф), первой новогреч. реалистич. социальной
драмы. В этой пьесе М., написанной под влиянием драматургии Шиллера,
сталкиваются два мира - мир бесчеловечной феодальной морали и мир новых
просветительских идеалов. М. использовал также и традиции закинфского
нар. т-ра - сочный диалект, яркие бытовые детали, создал живые образы
простых людей из народа, в острой сатирич. манере показал "блюстителей
порядка". На сцене проф. т-ра пьеса "Базилик" пост. в 1927 в Афинах, в
труппе "Профессиональной школы т-ра", затем в 1935 в афинском Нац. т-ре.
Д. С.
МАТЙНСКИЙ, Михаил Алексеевич (1750- ок. 1820) - русский драматург и
композитор. Род. в семье крепостного крестьянина. Учился в гимназии для
разночинцев при Моск. ун-те. М.- автор либретто (по нек-рым сведениям -
и музыки) оперы "Как поживёшь, так и прослывёшь, или Санктпетербургский
Гостиный двор" (пост. 1782 в Петербурге, 1783 в Москве) - одного из
первых развитых образцов рус. комич. оперы. Для новой пост. (1792,
Петербург) М. переделал либретто, музыка была переработана В. А.
Пашкевичем. В опере показан городской (гл. обр. купеческий) быт, есть
характерные массовые сцены (Гостиный двор, девичник). М. приписываются
также комедия "Горбатые" и либретто оперы "Тунисский паша" (музыка
Пашкевича).
Лит.: Прокофьев В. А., Михаил Матинский и его опера
"Санктпетербургский Гостиный двор", в сб.: Музыка и музыкальный быт
старой России, т. 1, Л., 1927; Русская комедия и комическая опера XVIII
века. Ред. текста и вступ. ст. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950; Рабинович А.
С., Русская опера до Глинки, [М. ], 1948; История русской музыки в
нотных образцах, под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 1, Л. - М., 1940;
БокщанинаЕ. А., О народности музыкального языка и особенности
драматургии оперы М. Ма-тинского "Санкт-Петербургский Гостиный двор".
."Тр. Гос. музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных", 1959, вып. 1,
с. 134.
МАТКОВЯЧ (Matkovic), Мариям (21.??.1915) - югославский (хорватский)
писатель и драматург. Первая пьеса М. "Приключение выпускника Вагнера",
показанная в 1935 в Хорватском Нац. т-ре в За-гребе, была вскоре
запрещена. Драматич. цикл "Игра со смертью" (1955) посвящён жизни
загребской интеллигенции перед началом 2-й мировой войны и во время
фашистской оккупации. О событиях, связанных со 2-й мировой войной,
рассказывает пьеса "В конце пути" (1955, Нац. т-р, Белград); пьесы
"Прометей" (1952), "Геракл" и "Ахиллово наследство" на мифологич. сюжеты
посв. проблемам современности. Пьеса "Ярмарка грёз" (1958, Загреб-ский
драм. т-р), развенчивающая мещанские иллюзии, написана в форме гротеска.
На творчестве М. сказалось влияние модернизма. М.- один из популярных
драматургов Югославии. Автор статей по вопросам драматургии. М. Ник.
МАТКОВСКИЙ (Matkowsky), Адальберт (1857 или 1858-16.III.1909) -
немецкий актёр. В 1877 М. работал в Дрезденском, в 1886 - в Гамбургском
т-рах, с 1889 - в Королевском т-ре в Берлине. Драматич, актёр романтич.
школы, М. играл гл. обр. в классич. репертуаре. В ролях Отелло, Ромео,
Гамлета, Макбета актёр стремился к глубокому внутреннему раскрытию
образа, пси-хологич. оправданности поступков героев. В любовные сцены
шекспировских трагедий вносил лирич. мягкость. Обладал могучим трагич.
темпераментом, заразительной эмоциональностью, насыщал действием
монологи, делал их ударными местами драмы - рассказ Эдипа об убийстве на
дороге и др.
Роли: Марк Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира), Царь Эдип (о. п.
Софокла,", Кориолан (о. п. Шекспира), Вильгельм Телль (о. п. Шиллера),
Карл Моор; Орест ("Ифигения в Тавриде" Гёте), Фауст (о. п. Гёте) и др.
Лит.: Stein Ph., A. Matkowsky, В. - Lpz. 1904;
Grube M., A. Matkowsky, B., 1909; B a b J., Kainz und Matkowsky, B.,
1912.
МАТКОВСКИЙ, Григорий Игнатьевич (гг. рожд. и смерти неизв.) - русский
актёр, режиссёр и антрепренёр. Артистич. деятельность начал в 1879 в
антрспризе О. П. Лавровского в Кременчуге. Затем был актёром, а с 1885 и
режиссёром в частных т-рах Смоленска, Екатеринослава, Москвы (Т-р Корша,
1897-98), Киева (Т-р Соловцова, 1902-05), Вильны (Т-р Незло-бина) и др.
городов. Лучшие роли: Гамлет; Президент ("Коварство и любовь"), Курганов
("Самородок" Ге), Чардын ("Счастливец" Немировича-Данченко). М. обладал
импозантной наружностью, большим сценич. опытом. Его исполнение было
отмечено непринуждённостью. Однако лирич. сцены актёр играл с оттенком
сентиментальности, героические - с нек-рой сухостью и монотонностью. М.
имел собственные антрепризы в Житомире (1886), Риге (1899), Киеве
(1905).
Лит.: газ. "Театр и жизнь", 1885, 16 ноября, .ј 215; "Театр 'и
искусство", 1898, ј 49, 1900, .ј 18, 21, 22, 1902, ј 41.
А. Кл.
МАТОВА, Александра Константиновна [р. 4 (16). V. 1888] - русская
советская артистка оперы (лирико-драматич. сопрано), вокальный педагог.
Засл. арт. РСФСР (1937). В 1912 окончила Петерб. консерваторию. Сценич.