<< Пред. стр. 499 (из 913) След. >>
режиссёрскую культуру М. т., он выражал опасение, что режиссёрскийдеспотизм может заглушить свободное развитие актёрского творчества.
В 1891 умер Кронек, Георг II не захотел заменить его кем-нибудь
другим и прекратил гастроли, считая задачи М. т. выполненными. К сер.
90-х гг. М. т. постепенно утратил своё значение.
Лит.: Б а р н а и Л., Отрывки воспоминаний, пер. П. П. Немвродова,
"Библиотека театра и искусства", 1904, кн. 22-23; Веселовский А.,
Представления мейнин-генской труппы, "Артист", 1890, ј 7; Станиславский
К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 129-32;
Островский А. Н., Соображения и выводы по поводу Мейнингенской труппы,
"Театр", 1939, ј 1;
G r u b e M., Geschichte der Meininger, Stuttg.-[u. a.], 1926.
МЕЙСЛЬ (Meisl), Карл (30.VII.1775-8.X.1853) - австрийский драматург.
Один из создателей венской нар. комедии. С 1801 пьесы М. шли в т-pax
Вены - в "Леопольдштадттеатре" и "Йозефштадттеатре". М. писал в разл.
жанрах: комедии, либретто для зингшпи-лей, пародии (на англ. и нем.
драмы), фарсы. Все эти пьесы отличаются непринуждённой, лёгкой манерой
изложения, в нек-рых из них наряду с реальными людьми действуют
аллегорич. и мифологич. персонажи.
М. написал пьесы: пародии - "Орфей и Эвридика, или Так приходят на
Олимп" (1813), "Похищение принцессы Европы" (1816), "Призрак на
бастионе" (1819), "Фея из Франции, или Любовные мучения одного старого
холостяка" (1821), "Фрау Ахндл" (1817, пародия на пьесу Грильпарцера
"Родоначальница"), "Весёлый Фриц, или Спи, смотри сны, вставай, одевайся
и становись лучше!" (1818, пародия на драму К. Ф. ван дер Вельде),
"Шестьдесят минут после двенадцати часов" (1823, пародия на англ.
мелодрамы), "День в Вене" (1823), "Приключения одного настоящего пошляка
в Вене" (1820), "Гизела фон Бауерн, первая королева венгров" (1825),
"Адам Бюнкерл и девушка Катерл, или Неприятности одного счастливчика"
(1829). Ал. С.
МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (Meistersinger, букв. - мастера-певцы) - немецкие
поэты и певцы из среды цеховых ремесленников (14-16 вв.). Названы так в
отличие от миннезингеров - представителей рыцарской лирики. Расцвет
творчества М.- 1-я пол. 16 в. Крупнейшие школы М. существовали в
Нюрнберге, Аугсбурге, Страсбурге - развитых центрах торговли и кустарной
промышленности. Творчество М. было регламентировано обширными сводами
правил (в 14-15 вв. допускались только религ. темы, позднее также
светские); устраивались состязания М. Быт М. воссоздан Р. Вагнером в
опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" (там же он. высмеял их мещанский
педантизм). С творчеством М. связано развитие нем. бюргерского т-ра (те
же сюжеты, облечённые в диа-логич. форму). Нюрнберг выдвинул драматургов
- Г. Фольца, Г. Розенплюта, Г. Сакса. Для иск-ва М. на начальном этапе
развития бюргерского т-ра в Германии характерен бытовой реализм,
изображение повседневной жизни. Даже сюжеты из прошлых эпох и далёких
стран М. переводили в привычный для них быт. Пьесы М. были написаны
характерным размером нем. стихов - книттельферзом (четырехстопный стих).
Сюжеты их заимствовались частью из нар. шванков и анекдотов, частью из
классич. лит-ры (Боккаччо и др.). Наиболее характерны для творчества М.
жанры: фастнахтшпили (масленичные представления), фарсы.
Лит.: Гвоздев А. А., Из истории театра и драмы, П., 1923; Хрестоматия
по истории зап.-европ. театра. Сост. и редакция С. С. Мокульского, т. 1,
2 изд., М., 1953; П у-р и ш е в Б., Очерки немецкой литературы XV-XVII
вв., М., 1955; История зап.-европ. театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1956; Сакс Г., Избранное, [пер. с нем.],
М.-Л., 1959; История нем. литературы, т. 1, М., 1962; Puschmann A.,
Grundlicher Bericht
des deutschen Meistergesangs (1571), Halle/S., 1888; Nagel W.,
Studien zur Geschichte der Meistersanger, Langensaiza 1909. АЛ. М.
"МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ" - опера Р. Вагнера (см. "Нюрнбергские
мейстерзингеры"),
М‚ЙСФИЛД (Masefield). Джон (р. 1. VI. 1878) --английский поэт,
драматург. С 1897 начал работать журналистом в Лондоне. Первую пьесу
"Чудо в Кэмп-дене" написал в 1907. М. писал бытовые драмы, изображающие
жизнь людей из низов,- "Трагедия Нэн" (1908, "Роялти т-р", Лондон);
историч. драмы - "Трагедия Помпея Великого" (1910, т-р "Олдуич",
Лондон), "Король Филипп"; трагедии на библейские темы - "Осуждение
Иисуса" (1925), "Королевская дочь" (1923); пьесы на фантастич. сюжеты -
"Ведьма" (1911, т-р "Корт", Лондон), "Меллони Холтспер" (1922, т-р
"Сент-Мартинс", Лондон). Почётный доктор лит-ры Оксфордского ун-та
(1922).
С о ч.: The poems and plays, v. 1-2, N. Y., 1918; William
Shakespeare. A critical essay, L., 1911; A Macbeth production, L., 1945;
в рус. пер.- Пьесы. Предпсл. и ред. К. И. Чуковского, П.-М., 1923.
Лит.: H a m i l t o n W. H., J. Masefield: a critical studv, L.,
1922; Strong L. A. G., J. Masefield, L.. 1952. ф.К.
М‚ЙТУС, Юлий Сергеевич [р. 15(28).1.1903] -ук раинский советский
композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944) и Укр. ССР (1948). Чл.
Коммунп-стич. партии с 1954. В 1923-31 учился в Харьковском муз.-драм.
ин-те по классу композиции С. С. Богатырёва. Одновременно работал
концертмейстером оперного т-ра (1923) и зав. муз. частью т-ра
Пролеткульта (1924) в Харькове. Написал оперы: "Молодая гвардия" по
Фадееву (1947, Т-р оперы и балета им. Шевченко; 1950, Ленингр. Малый
оперный т-р; Гос. пр. СССР, 1951), "Перекоп" (1939, Т-р оперы и балета
им. Шевченко), "Гайдамаки" (1941) (обе совм. с Ры-бальченко и Тицем),
"Заря над Двиной" (1955, Т-р оперы и балета им. Шевченко), "Украденное
счастье" (1960). На основе туркм. муз. фольклора написаны оперы "Абадан"
(совм. с А. Кулиевым; 1943, Туркм. т-р оперы и балета), "Лейли и
Меджнун" (совм. с Д. Овезовым; 1946, там же), "Махтум-кулн" (1962, там
же). М. писал музыку к драматич. спектаклям, в т. ч. к пьесам А. Е.
Корнейчука "Гибель эскадры", "Платон Кречет" и др. соч.
Лит.: [Ш лифштейн С.], "Молодая гвардия" Ю. Мей-туса, "Советская
музыка", 1949, ј 10, с. 22-24; А р х и м о-в и ч Л., "Молодая гвардия"
Ю. Мейтуса, в сб.: Из истории русско-украинских муз. связей, М., 1956.
М. Зае.
МЕКСИКАНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
У индейцев до исп. завоевания (1519-21) существовали песни, поэмы,
гимны, исполнявшиеся во время религиозно-культовых праздников. Позднее
появились пантомимич. представления, в к-рые в дальнейшем был введён
текст. Это были ритуальные представления - трагедийные (на мифологич.
сюжеты) и комедийно-сатирические. Сохранилась одна из арха-ич.
пьес-трагедия-танец "Рабинал Ачи" (на яз. майя) о воителе Рабинале.
Исполнителями были мужчины, игравшие и женские роли. У племени майя
существовали проф. актёры (балсамес, или балдсамес), у на-хуа -проф.
певцы. После завоевания Мексики (16 в.) нар. иск-во подвергалось
гонениям. Исп. миссионеры и монахи стремились истребить языч. культуру
индейцев, они преследовали и театр. представления. Католич. церковь
пыталась использовать нар. т-р в своих целях. В сер. 16 в. возникли
религ.-христианские представления - драматизированные проповеди
(пейхкунтилли), на яз. науатл. Для того чтобы привлечь зрителей, монахи
вводили в пейхкунтилли танцы и комедийные диалоги. В 1585 эти театр.
представления были запрещены. Несмотря на противодействие церкви, в 1597
в Мехико был создан Дом комедии, где наряду с религиозными и аллегории.
драмами ставились пьесы светского характера.
В 16 в. начал развиваться т-р, истоки к-рого восходят к исп.
фольклорно-комедийному т-ру X. дель Энсины и его последователей.
Представления (на нар. исп. яз.) разыгрывали актёры-профессионалы.
Крупнейшие представители нар. т-ра 16 в.- Ф. Гонсалес де Эслава, автор
"Энтремес о негодяях" и др., X. Перес Рамирес, написавший пасторальную
комедию "Духовная помолвка прелата Педро и мексиканской церкви" (1574).
В нач. 17 в. ставились комедии, ауто, лоа, священные оратории и
коллоквиумы, сочинявшиеся преим. духовенством (часто анонимно). Светская
драматургия, гл. обр. комедия, была проникнута гуманистич. идеями исп.
драматургии "Золотого века". Нередко драматурги (напр., Ф. де Асе-ведо -
"Божий глашатай и патриарх бедняков", 1684) объединяли в своих произв.
религ. и нар.-комедийные элементы. Так, монахиня X. Инее де ла Крус
писала ауто и лоа, проникнутые мистикой, и в то же время в комедиях
"Упорные стремления в одном доме" и "Любовь-самый запутанный лабиринт"
(1668) утверждала идеи Возрождения.
В 1672 в Мехико открылся первый публичный т-р, во 2-й пол. 17 в. были
открыты т-ры в гг. Гвадалахаре (1758), Веракрусе (1767) и др. В .18 в.
т-р подчиняется влиянию колонизаторов-испанцев; он отходит от нар.
традиций и обслуживает гл. обр. дворян-ско-помещичьи круги. Усиливается
враждебное отношение к т-ру со стороны церкви, стремившейся подавить
светскую нац. драматургию и допускавшей на сцену только произв. исп.
авторов, уже прошедшие цензуру в Испании. В 1786 издан "Регламент о
театре", устанавливавший правила для публики, порядок содержания театр.
помещений и т. д.
В нач. 19 в. т-р находился в руках исп. актёров, переживал упадок. Но
в это время была создана пат-риотич. мелодрама о борьбе народа Мексики
за независимость - "Свободная Мексика" Ф. Луиса Ортеги (1821). Крупный
писатель-просветитель и драматург этого времени X. Хоакин Фернандес
Лисарди писал "Ауто о Марии...", пасторали и коллоквиумы ("Все против
Пайо и Пайо против всех" и др.). В т-рах ставились оперы, сарсуэлы,
тонадильи, комедии, преим. исп. авторов (Моратина и др.) и танц.-муз.
представления фолья.
Нац.-освободит, борьба мекс. народа против Испании и установление
независимости Мексики (1824) вызвали подъём театр. иск-ва. Драматургия
развивалась в борьбе между последователями классицизма, ярким
представителем к-рого был М. Э. Горо-стиса (комедии "Снисходительность
для всех", 1818;
"Горбатый любовник", 1822, и др.), и ранними романтиками. К
романтикам принадлежали: Ф. Кальде-рон-автор историч. драмы "Анна
Болейн",И. Родри-гес Гальван - автор историч. драмы "Муньос, гость
Мехико" (1838) и др. В произв. этих авторов получил выражение протест
против диктаторского строя. К романтикам примыкали П. Товар (историч.
драмы "Собор Мехико", "Заговор в Мехико" и др.), X. Томас де Куэль-яр
("Долг и жертва", 1855) и др. Историко-романтич. драмы писал первый
юкатанский драматург X. Ан-тонио Сиснерос ("Мулат Диего", 1846). Пьесы
К. Ипо-лито Серана ("Социальные нули", Ф. Гонсалеса Бока-негры ("Васко
Нуньес де Бальбоа") были отмечены переходными чертами от классицизма к
романтизму.
Во 2-й пол. 19 в. в драматургию пришло второе поколение романтиков:
X. Пеон-и-Контрерас (автор драм "Дочь короля", 1876, "Габриела", 1888,
"За родину", 1894), М. Акунъя ("Прошлое", 1872), М. Хосе Отон ("После
смерти", 1883), X. Росас Морено -- автор первых мекс. пьес для детей
("Новый год", "Урок географии"), Т. Фариас де Исаси ("Мозг и сердце",
1907) и др. Эклектизмом отличались пьесы X. А. Ма-теоса (драма "Пролог
Дон Кихота", из жизни Сервантеса, комедия "Официальный жених"), Р.
Дель-гадо (комедия "Коробка со сластями", 1878), X. де Диоса Песа
(сарсуэла "Капитан Мигель", пьеса "Эпилог любви", 1876). К обществ,
проблематике обращались А. Г. Бьянчи, автор политич. пьесы "Патриотизм и
долг" (1877), драмы "Социальные вампиры" (1877), и Ф. Селада, впервые
показавший в своих произв. жизнь рабочих ("Столяр", "На фабрике", "Молот
и наковальня", "В ожидании казни", 1896). Нац. герой Кубы X. Марти во
время пребывания в Мексике написал пьесу в стихах "За любовь любовью
платят" (1875) и наряду с М. Передо и И. М. Аль-термирано способствовал
развитию театр. критики.
В 1865 была открыта Консерватория музыки и декламации, при к-рой
работал т-р.
В нач. 20 в. в Мексике обострились социальные противоречия,
развернулось революц. движение. Мн. представители демократич. культуры
страны выражали протест против существующего строя. Драматурги
разрабатывали актуальные обществ, проблемы. Ф. Гам-боа создал несколько
острых социальных драм- "Последнее сражение" (1894), "Отмщение земли"
(1904);
А. Медис Болио написал драму "Волна" (1917); К. Ди-ас Дуфоо - комедии
"Отец торговец..." (1929), "Источник Дон Кихота" (1930); М. Давалос -
"Так проходят..." (1908), "Трагические сады" (1909), "Орлы и звёзды"
(1916), ставившиеся в т-ре "Ренасимьенто", к-рый возглавляла видная
мекс. актриса В. Фабрегас {в 1917 т-р назван её именем). С конца 19 в.
мекс. т-р постепенно освобождается от исп. влияния.
С сер. 20-х гг. в связи с укреплением позиций ре-акц. правящей
верхушки в стране активизировалось нац.-освободит, движение. Стремление
создать подлинно нац. т-р и обновить нац. драматургию определило
возникновение в 1926 группы, в к-рую вошли:
Ф. Монтерде, критик, автор пьесы "Чёрное золото" {1927); В. М. Диес
Барросо, критик, написавший пьесу "Победи самого себя" (1925) и серию
комедий ("Фарс", 1926, и др.); X. Гамбоа, автор реалистич. драм и
комедий ("Крестный путь", 1925), Р. Леон Парада (реалистич. комедии
"Агония", 1923; "Без крыльев", 1925, и др.), К. Нориега Опе (комедии
Сеньорита Воля", "Вертушка", обе - 1925), братья К. и Л. Лосано Гарсиа
(пьесы "Мальчик", 1925; "Человек, или Демон", 1929). Нац. традиции
продолжали основатели "Театре де аора" (организован в 1932) М. Магдалено
(пьесы "Эмилиано Сапата", "Тропики", "Пануко 137", 1932), X. Бустильо
Оро ("Те, кто возвращается", 1932; "Урок мужьям", 1936). В своём
творчестве они вдохновлялись революц. произв. писателей М. Л.
Гусмана-и-Франко, Г. Лопеса-и-Фу-энтеса, а также М. Асуэлы ("Те, кто
внизу", 1933 - по собств. одноим. роману; "Братья Дель Льяно, Эсе и Се",
"Ночной филин").
В 1928-39 в Мексике возникло лит. движение, деятели к-рого стремились
расширить тематику драматургии, связать её с современностью. Драматурги
С. Ново ("Третий Фауст", "Развод", "Сеньорита Ремингтон") и X.
Вильяуррутия ("Похоже на ложь", 1933; "Законная жена", 1942) создали
группу "Ули-сес", члены к-рой - X. Хименес Руэда ("Как в жизни", 1918;
"Силуэт из дыма", 1927), С. Горостиса ("Новый рай", 1930; "Школа любви",
1933) и др.-организовали т-р "Улисес" (1928-31), боровшийся против
рутины. В 1934 открыт "Паласио де бельяс артес", поставивший своей
задачей дальнейшее развитие нац. театр. иск-ва. Здесь работали мекс.
актёры М. Т. Мон-тоя, А. Гомес де ла Вега, впервые выступили как
драматурги: А. Ласо, написавший историч. пьесы "След" (1947) о событиях
революции 1910, "Дело дона Хуана Мануэля" (1948) из эпохи колониализма,
и Р. Усигли - критик, теоретик и историк, автор са-тирич. драмы
"Хамелеон", в к-рой он отразил продажность гос. аппарата.
В 40-е гг. созданы: "Театро де лас маскарас", "Сир-куло де арте",
"Суспенсе", "Театро де коапа", "Театро де ла секрета рия де рекурсос
идрауликос". В 1946 организовал "Институте насьональ де бельяс артес",
способствовавший обновлению театр. жизни. Ин-т организовал Школу драм.
иск-ва, в к-рой проводилось проф. обучение актёров и режиссёров, т-р для
детей, субсидировал экспериментальные театр. труппы, в отдалённых
местностях проводил (с 1954) фестивали.
Среди современных драматургов Мексики: Л. X. Ба-сурто ("У каждого
своя дорога", 1955), Э. Карбаль-идо ("Промежуточная зона", 1950;
"Золотая трава", 1956), Л. Хосефина Эрнандес ("Упавшие плоды", 1957,
"Домовые", 1958) и др. Интерес к обществ, жизни характеризует творчество
Ф. Шредер Инклана ("Свет карбида", 1950, "Мокрые спины", 1951,-о мекс.
рабочих), С. Маганьи ("Знаки Зодиака", 1951), Л. Агарры ("Кассандра",
1953), Э. Мендосы ("Утопленники", 1952, "Простые вещи", 1953), X. У.
Роблеса Арена са ("Изгнанные", 1956, о жизни мексиканцев и эмигрантов в
США). В репертуаре мекс. т-ров, кроме произв. нац. драматургов,- пьесы
Г. Гауптмана, Л. Пиранделло, О. Уайльда, У. С. Моэма, А. Миллера, М.
Унамуно, Ф. Гарсиа Лорки, Л. Андреева и др. Ал. С.
Музыкальный театр. Первая мексиканская опера "Партенопа" (музыка не
сохранилась) П. М. Сумая была пост. в 1771 в Мехико, во дворце
вице-короля. Но истинное рождение мексиканского муз. театра связано с
борьбой за независимость Мексики в нач. 19 в. В 1825 композитор М.
Элисага организовал первое в стране "Филармоническое общество". В 1838
композиторы X. Беристайн и П. А. Кавальеро организовали Муз. академию.
Среди учеников этой Академии были С. Паниагуа (1821-82), автор опер
"Ка-талина Гиз" (1859), "Пьеро дАбано" (1863) и М. Мо-ралес (1838-1908),
автор опер "Ромео и Джульетта" (1863), "Ильдегонда" (1866) и "Клеопатра"
(1891). Паниагуа и Моралес - наиб. видные представители композиторской
школы, создававшей оперы на классич. сюжеты в итал. стиле. Одновременно
работала группа композиторов-романтиков, использовавшая нац. тематику и
мотивы нар. музыки: А. Ортега ("Гуати-мотсин", 1871), Ф. Вильянуэва
("Кеофар", 1893) и др. Оперы ставились в помещении т-ров "Колисео" и
Большого нац. т-ра в Мехико. Во 2-й пол. 19 в. выдвинулись исполнители
нац. репертуара: замечат. певица А. Перальта, завоевавшая европ. славу,
М. де Хесус Маганья, А. Очоа де Миранда и др.
Тогда же в Мексике начинает развиваться оперетта. Первыми нац.
опереттами были "Дети Бата, или Проделки дьявола" М. Осорно (1856),
"Самая счастливая ночь" и "Душа в горести" (обе 1863) Ф. Суареса. В
конце 19 в. на мексиканскую сцену проникает лирич. опера, представленная
гл. обр. творчеством Г. Э. Кампа (1863-1934) ("Король-поэт", 1901). В
1910 в Мехико осн. первая проф. труппа оперетты и сарсуэлы под рук. Э.
С. Барба и Л. Бела, к-рая выступала в помещении т-ра "Арбеу". В 1912 Э.
Ирис организует такую же труппу, к-рая арендовала помещение т-ра
"Идеаль", а с 1918 выступает в собств. т-ре. Среди наиб. известных пост.
того времени - "На хорошем счету" Ф. Гамбоа (1914). В труппе играют
популярные актеры: П. Эмбиль, П. Сьерра, Ч. Лео-нис и др.
В 20 в. движение за нац. музыку возглавил муз. журнал, издававшийся
композитором М. М. Понсе (1886-1948). Темы нар. быта и истории Мексики
разрабатывают в своём творчестве К. Чавес (балеты "Четыре стихии", 1926,
"Дочь Колхиды", 1946, и др.), С. Ревуэльтас (1899-1940) (балет
"Путешествующий головастик", 1940), Л. Санди (р. 1905) (опера
"Карло-та", 1948, балет "Бонампек", 1951), А. Лара (р. 1900) (оперетта
"Золотая птица"), Э. Э. Монкада, М. Эсперон, М. Талавера и др.
Композиторы широко используют мексиканский и латиноамер. муз. фольклор.
Вместе с тем нек-рые их произв. не свободны от влияний модернизма.
Молодое поколение нац. композиторов представляют Г. Руис, Г. Куриель, М.
Прадо, К. Велас-кес и др., оперных певцов-?. Анитуа, X. Мохика, И.
Гонсалес, О. Домингес, К. Пуис и др. Муз. спектакли ставятся на сцене
Т-ра оперы в Мехико. Подготовку нац. муз. кадров осуществляют Нац.
консерватория и Муз. школа при ун-те в Мехико. А. Г р.
Балет. Хореографич. иск-во Мексики основано на богатом танц.
фольклоре, восходящем к древним танцам коренного населения страны
(ацтеки, инки) и к традициям исп. культуры. Танец всегда занимал большое
место в религ., светских празднествах и театр. представлениях. Совр.
хореографич. иск-во получило развитие в Мексике в 30-х гг. 20 в.,
испытав влияние амер. танца "модерн". В 1939-42 балетм. Вальдин и А.
Соколова организовали несколько школ и балетных коллективов, из к-рых
вышли ведущие мекс. танцовщики: А. Мерида, Г. Браво, X. Лавалье, Э.
Нориега, Г. Арриага и др. Большинство балетов, пост. мекс. хореографами
на музыку нац. композиторов, посвящены жизни мекс. народа, часто
сочетают аллегорию и натуралистич. приёмы. В 1947 композитор К. Чавес,
возглавивший Нац. ин-т изящных иск-в, создал при нём Академию мекс.
танца, объединяющую деятелей хореографич. иск-ва. Академию возглавили
танцовщицы Г. Браво и А. Мерида. В 1956 из академии выделилась труппа,
к-рая объединила труппы: Нац. балет, Совр. балет и Мекс. балет (позднее
- Народный балет), в 1958 была организована труппа Фольклорный балет
Мексики. Среди лучших пост.: "Обет" Галиндо (1951), "Бонампек" (1951),