<< Пред. стр. 501 (из 913) След. >>
общества, неправдоподобие положений и характеров, за обилие внешнихэффектов. Крупнейшие рус. актёры, выступавшие в М., стремились
преодолеть идейные и художеств. недостатки этого жанра, развить
элементы, сближающие М. с романтич. драмой. П. С. Мочалов, играя в М.,
вносил в характеристику героев более демократическое содержание, черты
романтич. бунтарства. М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов в ряде ролей,
созданных в М., раскрывали душевную красоту "маленького" человека. М.
сохранялась в репертуаре дореволюционного театра в течение длительного
времени.
В советском театре в первые послерево-люц. годы жанр М. со
свойственной ему чётко выраженной симпатией к одним персонажам и
ненавистью к другим получил значит, распространение. В репертуар т-ров
вошли сов. М.: "Красный орлёнок" Славянского, "Товарищ Семивзводный"
Голичникова, "Роковая встреча" Финогенова и др. Попытки внести в М.
ясность и чёткость социальных мотивов, поставить её на службу идеям
революции были предприняты А. М. Файко ("Озеро Люль"), А. В. Луначарским
("Поджигатели", "Яд", "Медвежья свадьба" по Ме-риме). В годы нэпа во мн.
т-рах (особенно в провинции) широкое распространение получила рус. и
переводная мещанская и бурж. М. ("Трильби" и "Казнь" Ге, "Мечта любви"
Косоротова, "Роман" Шельдона и др.). На сов. сцене ставились, однако, и
более высокие образцы жанра М.: "Две сиротки" Деннери и Кормона (шла под
назв. "Сестры Жерар", 1927, МХАТ, пост. Станиславского, реж. Горчаков и
Телешова), "Дон Сезар де Базан" Дюмануара и Деннери (1948, Ленингр.
драм. т-р, реж. Кожич) и др. Сов. драматурги редко обращались к жанру М.
("Огни маяка" Карасёва и др.). Элементы мелодраматизма свойственны
нек-рым пьесам А. Н. Арбузова, А. Д. Салынского, В. Н. Собко и др. В
1960 Арбузовым была предпринята попытка возродить жанр М. в чистом виде
("Потерянный сын", 1961, Т-р им. Вахтангова).
Лит.: Державин К., Театр франц. революции. 1789- 1799, 2 изд., M.-Л.,
1937; История зап.-европ. театра, т. 3, М., 1963; Ginisty P., Le
melodrame, P., 1910;
М о п а 1 d 1 G., Il melodrama italiana nella critica del sec. XIX
Roma, 1927. E. Ф., К. Р. (сов. раздел).
МЕЛЬДРЕ, Мария Якобовна (наст. имя и фам.- Мари Тармо) (р. 13.X.
1893) -эстонская актриса. Театральную деятельность начала в 1908 в На
рве, в труппе "Выйтлея". В 1910-15 работала в т-ре "Ва-немуйне" (играла
роли травести), затем в т-ре "Эстония", в Драм. студии, в 1940-48 снова
в т-ре "Эстония" (с 1950 - на пенсии). M. - выдающаяся характерная
актриса. Особенно успешно играла в комедиях, создавая образы, отмеченные
тонким юмором и острой сатирой.
Роли: Йозеп Тоотс ("Весна" Лутса, 1937), Лайла ("Вечно мужественная"
Залите, 1939), Анне ("Любовь и жизнь" Таммсааре, 1942), Анне ("Этакий
мульк" Койдула, 1945), Турусина ("На всякого мудреца довольно простоты",
1945), Полина ("Враги", 1946), Госпожа министерша (о. п. Нушича, 1948),
Анна Андреевна (1949); Атуева ("Свадьба Кречин-ского", 1948), Гурмыжская
(1950). 7Г. Каск.
"МЕЛЬНИК-КОЛДУН, ОБМАНЩИК И СВАТ"опера М. М. Соколовского, текст А.
О. Аблесимова. Пост. 20 янв. 1779, Москва, Т-р в доме Воронцова на
Знаменке (Анку-дин - Шумский, Фетинья - Михайлова, Анюта - Пименова,
Филимон - Петров, Фаддей-Григорьев), 19 мая 1819, Петербург, Большой т-р
(Анкудин - Долбилов, Фетинья - Ежова, Анюта - Семёнова, Филимон -
Самойлов, Фаддей - Злов). За рубежом пост. в 1929, Париж, Малая сцена
(франц. пер. О. Шуманского, Ж. Альфо и К. де Курви, оркестровка А.
Черепнина).
Издания: "М. - к., о. и с.", клавир, М., Юргенсон [1884]; М.,
Музсектор, 1928; М., Музгиз, 1956 (автором музыки везде назван Е. И.
Фомин). Ц /л
МЕЛЬНИКОВ, Иван Александрович [21.11 (4.III). 1832- 25. VI (8.VII).
1906] - русский артист оперы (лирико-драматич. баритон), вокальный
педагог. Один из крупнейших представителей русской вок. сценич. школы. В
1861-66 брал уроки пения у Г. Я. Ломакина и пел в хоре "Бесплатной
музыкальной школы"; совершенствовался в Италии. В 1867 дебютировал в
партии Ричарда ("Пуритане" Беллини) на сцене Ма-риинского т-ра, где М.
работал до 1892 (в 1890-92- также как режиссёр). У М. был могучий,
красивый голос, чёткая дикция, выразительная декламация. Он обладал
большим сце-нич. дарованием. Талант М. особенно ярко раскрылся в операх
рус. композиторов. Он создал муз.-сценич. образы Руслана, Мельника,
князя Игоря, Бориса Годунова; участие М. в операх Мусоргского, Бородина
способствовало популяризации их произв. Дарование артиста высоко ценил
Чайковский;
М. был первым исполнителем партий Вязь-минского ("Опричник"), Князя
("Чародейка"), Беса ("Кузнец Вакула"), Томского ("Пиковая дама"). С
успехом выступал М. и в зап.-европ. операх, особенно в итальянских.
Партии: Кочубей ("Мазепа"), Онегин; Вильям Ратклиф (о. п. Кюи), Дон
Карл ос ("Каменный гость" Даргомыжского), Демон; Жермон ("Травиата"),
граф ди Луна ("Трубадур"), Риголетто, Фигаро; Дон Жуан (о. п. Моцарта),
Эскамильо;
Вольфрам, Тельрамунд ("Тангейзер", "Л оэнгрин" Вагнера), Невер
("Гугеноты"), Валентин, Мефистофель ("Фауст"), Януш ("Галька" Монюшко) и
др.
Соч.: Сборник русских хоров, СПБ, 1894; Автобиография, "Русская муз.
газета", 1906, ј 29-30; Аделина Патти и Э. Ф. Направник. Отрывки из
воспоминаний, СПБ, 1905.
Лит.: Чайковский П., Музыкально-критические статьи, М., 1953, с.
136-141, 404-405; Иванов М., И. А. Мельников. (По поводу 25-летия его
артистической деятельности), "БИТ". Сезон 1892-1893, СПБ, 1894, с.
350362; Ф[индейзен] Ник., Вместо некролога певца Мельникова, "Русская
муз. газета", 1906, ј 29-30. О. В.
МЕЛЬНИКОВ, Пётр Иванович (1870-28.XII. 1940) - русский режиссёр
оперы. Сын И. А. Мельникова. В 1896-1905- режиссёр Моск. частной рус.
оперы. В 1906-09, 1913-14. 1919-21 ставил спектакли в Большом т-ре. В
1909-13, 1914-19,1921-22- режиссёр Мариинского т-pa. В 1922 переехал в
Ригу, где до 1932 работал в оперном т-ре; в этом т-ре пост. оперу Яз.
Медыня "Жрица" (1927). В 1932-40 ставил спектакли в Милане ("Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова в т-ре "Ла
Скала") и др. городах. Спектакли М. отличались высокой постановочной
культурой.
Пост.: в Большом т-ре - "Демон" (1906), "Руслан и Людмила" (1907),
"Евгений Онегин" (1908); "Зимняя сказка" Гольдмарка (1909), "Борис
Годунов" (1920); в Мариинском т-ре - "Князь Игорь" (1909), "Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1910, 1918), "Хованщина" (совм.
с Шаляпиным, 1911), "Руслан и Людмила" (1911, 1917), "Майская ночь"
(1910); "Миранда" ("Последняя борьба") Казанли, "Метель" А. Танеева
(1916) и др.
Лит.: Ш к а ф е р В., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания,
Л., 1936, с. 138-39, 157, 219. А. Ив.
МЕЛЬНИКОВА, Лидия Никитична [8(20). III. 1879- 8. IV.1955] - русская
советская актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1949). С 1899 начала творч.
деятельность как актриса Рижского артистич. об-ва. Выступала в б. Т-ре
Корша, т-рах Одессы и Харькова у Н. Н. Синельникова. В 1921 вернулась в
Ригу, работала в рус. драм. т-ре. М. играла преим. характерные роли, гл.
обр. пожилых женщин. Исполнение её было отмечено ярким юмором,
душевностью, теплотой, подкупающей простотой. Лучшими ролями М. были:
Марфа Тимофеевна ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Мотыль-кова
("Слава" Гусева), Марфа Тимофеевна ("Обрыв" по Гончарову), Мотя
("Машенька").
Др. роли: Анна Андреевна ("Ревизор"), Глафира Фнр-совна ("Последняя
жертва"), Огудалова ("Бесприданница"), Кабаниха ("Гроза") и др.
Лит.: Вахрушева Е. А., Дорога исканий, Рига, 1958. Ел. В.
М‚ЛЬТЦЕР, Майя Леопольдовна [p.21.VII(2.VHI). 1899] - русская
советская певица (лирико-драматнч. сопрано) и режиссёр оперы. Нар. арт.
РСФСР (1940). В 1920-22 училась в Одесской нар. консерватории. В эти же
годы выступала в ансамбле артистов оперного. т-ра в партиях Лизы и
Микаэлы. В 1923 дебютировала в партии Шарлотты ("Вертер") в Оперной
студии Большого театра (впоследствии - Оперный т-р им. Станиславского).
Позднее блестяще исполнила партию Татьяны. Артистка высокой сценич.
культуры, М. создала поэтичные. одухотворённые муз.-сценич. образы.
Др. партии: Лизетта ("Тайный брак" Чимарозы),
Амелия ("Бал-маскарад" Верди), Мюзетта ("Богема"), Наталья ("Лёд и
сталь" Дешевова), Любка ("Семён Котко" Прокофьева), Серполетта
("Корневильские колокола" План-кета), Саффи ("Цыганский барон" И.
Штрауса).
С 1925 под рук. Станиславского начала заниматься режиссурой. С 1950
М. вела педагогич. работу в Муз. уч-ще им. Ипполитова-Иванова, с 1952
преподаёт в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных.
Соч.: Певец и образ, в сб.: О культуре оперного спектакля, М., 1956.
.Лит.: К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования, М.,
1955, с. 291, 319, 681; "Театр", 1956 Хо 2 с 124-25; там же, 1957, ј 6,
с. 108-12. М. Р.
МЕЛЬХИОР, Мелькиор (Melchior), Лауриц (р. 20.III.1890) - датский
артист оперы (тенор). Пению учился в Копенгагене у П. Банга и В.
Герольда, совершенствовался у А. Бар-Мильденбург в Мюнхене и др.
Дебютировал на сцене копенгагенской Королевской оперы в 1913 как баритон
(Сильвио-"Паяцы"). До 1921 пел в этом т-ре, до 1918- гл. обр. в итал.
операх. В 1918 в Копенгагене состоялось первое выступление М. в
теноровой партии (Тангейзер). В 1924 М. с огромным успехом исполнил
партию Зигмунда ("Валькирия" Вагнера) в спектакле т-ра "Ковент-Гарден"
под упр. Б. Вальтера. С 1926 - солист т-ра "Метрополитен-опера".
Одновременно гастролировал в Берлине, Вене, Париже, Лондоне. Обладал
голосом исключительным по мощи, яркости, блеску, обширности диапазона.
Завоевал славу одного из выдающихся интерпретаторов Вагнера. Во мн.
операх выступал с К. Флаг-стад ("Валькирия", "Зигфрид"). Оставил сцену в
1950.
Партии: в операх Вагнега-Зигфрид ("Зигфрид" и "Гибель богов"),
Тристан ("Тристан и Изольда"), Лоэнгрин (о. п.),
Парсифаль (о. п.); Флорестан ("Фиделио" Бетховена), Отелло (о. п.
Верди), Канио и др.
Лит.: Green A., Laurie J. (Jr.), Show biz, from vaude to video, N.
Y., [1951 ]. Be. T.
МЕЛЬЯК (Meilhac), Анри (21.II.1831-6.VII.1897)-французский драматург,
либреттист. Член Франц. академии (с 1888). Как драматург дебютировал
комедией "Сарабанда кардинала" в 1856 (т-р "Пале-Рояль", Париж). Автор
(самостоятельно и совм. с др. драматургами) многочисл. (ок. 115)
комедий, фарсов, водевилей, опереточных либретто и др. Изяществом,
живостью действия и тонким остроумием отличаются комедии "Автограф"
(1858, т-р "Жимназ", Париж), "Малыш Маскариля" (1859, там же), "Кавалер
ордена Почетного легиона" (1888, т-р "Варьете", Париж) и "Крупная удача"
(1896, т-р "Комеди Франсез"). Вместе с композитором Ж. Оффенбахом и
известным драматургом и либреттистом Л. Галеви М. создал новый жанр
муз.-театр. пародии и сатиры. На тексты М. и Галеви Оффенбах написал
оперетты и комич. оперы: "Прекрасная Елена" "Синяя борода", "Парижская
жизнь", "Герцогиня Герольштейнская", "Перикола", "Разбойники",
"Трапезундская принцесса" и др. В основу оперетты И. Штрауса "Летучая
мышь" легла пьеса М. и Галеви "Часы с боем" (1872, т-р "Пале-Рояль").
Комедия М. и Галеви "Атташе посольства" (1862, т-р "Водевиль", Париж)
была переделана в либр. "Весёлой вдовы" Легара. М. написал также
либретто оперетт "Рип ван Винкль" ("Рип-Рип", совм. с Ф. Жилем, музыка
Р. План-кета), "Мадемуазель Нитуш" (совм. с А. Мийо, музыка Ф. Эрве).
Совм. с Галеви М. написал пьесы "Фру-Фру" (1869, т-р "Жимназ"), "Бабье
лето" (1873, "Комеди Франсез"), "Царь Кандавл" (1873, т-р "Пале-Рояль")
и др. Во мн. пьесах М. антич. и мифологич. сюжеты перекликаются с совр.
ему жизнью Франции. Пьесы М. широко ставились на сцене франц. труппы в
Петербурге (Михайловский т-р), в Александрийском и Малом т-рах, в Театре
Корша и в рус. провинц. т-рах. М. - автор либретто оперы Визе "Кармен"
(совм. с Галеви), оперы Массне "Манон" (совм. с Ф. Жилем) и др.
С о ч.: Theatre de Meilhac et Halevy, [v.j 1-8, P., [1900- 1902]; в
рус. пер. - Атташе при посольстве. Пер. А. Френкеля, "Театральная
библиотека", 1898, ј 71, кн. 3, с. 10-42.
Лит.: Золя Э., Парижские письма, "Вестник Европы", 1878, ј 1;
Драматург-парижанин, "Вестник иностр. 'лит-ры", 1897, август, с. 333-40;
Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937.
МЕМОРИАЛЬНЫЙ ТЕАТР, Шекспировский Мемориальный театр (Shakespeare
Memorial Theatre),- английский театр. Наряду с "Олдуич" М. т. является
ведущим т-ром страны. Осн. в Стратфорде-он-Эйвон (Англия). Построен на
пожертвования частных лиц, гл. обр. на средства семьи Флауэров,
уроженцев Стратфорда. Открыт в 1879 комедией "Много шума из ничего" (с
участием Б. Салливена и Э. Фосит). В 1926 т-р сгорел. Новое здание было
открыто в 1932 драмой "Генрих IV". М. т.- частное предприятие.
Административное руководство т-ром осуществляет Совет попечителей во
главе с к.-л. из членов семьи Флауэров, художественное -- директор, он
же - гл. режиссёр, назначаемый Советом. В 1925 М. т. получил
"королевскую грамоту" и с этого времени находится под покровительством
короля, однако субсидий от гос-ва не получает. На сцене М. т. проходят
шекспировские фестивали. (Шекспировские фестивали проводились в
Страт-форде и раньше - во временных павильонах; первый был организован в
1769 Д. Гарриком, второй - в 1864, но лишь в 1886 фестивали стали
регулярными. Вначале они длились две недели, ныне - около восьми
месяцев). Состав труппы М. т. непостоянен. С актёрами заключаются
контракты на сезон. На сцене М. т. выступали мн. выдающиеся англ.
актёры, в т. ч. Э. Терри, Г. Бирбом Три, Дж. Форбс-Робертсон, Дж.
Гилгуд, Л. Оливье, Р. Ри-чардсон, Д. Уолфит, Ч. Лаутпон, М. Редгрев, П.
Эшкрофпг, В. Ли. В М. т. работали режиссёры:
Т. Гапгри, Ф. Ф. Комиссаржевский, П. Брук, Т. Ри-чардсон. Начиная с
1913 М. т. неоднократно гастролировал в Европе, США, Австралии, Новой
Зеландии, в 1958 и 1964 М. т. приезжал на гастроли в СССР. С 1960 М. т.
имеет филиал в Лондоне в помещении т-ра "Олдуич", где ставятся англ.
классич. и совр. драмы. В 1961 М. т. переименован в Королевский
шекспировский театр.
Лит.: Day М. С. and Т г е w i п J. С., The Shakespeare Memorial
Theatre. Forew. by Sir F. Benson and W. Bridges-Adams, L.- Toronto,
1932; E 1 1 i s R., The Shakespeare Memorial Theatre, L., [1948];
Shakespeare Memorial Theatre 1948-1959. A photographic record. With
forew. by I. Brown and A. Quayll, [v. 1-4], L., [1951-59]. ф.Ю.
MEHAKA ЛЕЙЛА (псевд.; наст. фам.- С о к х е и Лейла)
(15.X.1899-27.IV.1947) - индийская танцовщица, балетмейстер и педагог. В
1909 училась музыке в Лондоне, возвратившись в Индию, изучала инд.
музыку и танцы школы катхак (педагог К. Менон) и танцы школы манипури
(педагог Н. Сингх). М. Л. усовершенствовала танец катхак, используя его
технику в драматич. ролях. М. Л. сопровождала танец катхак инд. классич.
музыкой. В 1924 организовала балетную труппу. В 1926 выступала в Бомбее
для А. П. Павловой. Эта встреча оказала большое влияние на дальнейшее
творчество М. Л. Выступала как балетмейстер; спектакли: "Деве
Виджая Нритья", "Кришна Лила", "Менанха Ла-зиям". Позднее М. Л. пост.
балет на тему пьесы Калидасы "Малавикагни митрам" (1939), использовав
танцы школ бхарат натьям, катхак, катакха-ли и манипури. В 1938 открыла
школу "Нритья Лаям" в Кахндала. Среди учеников М. Л.: Рам Нарьян Мирза,
БипинСи-нха, Дамаянти Доши и др. В 1943 труппа была расформирована.
Лит.: "Marg", Bombay, 1959, v. 12, ј 4, с. 23-27. Л. Гр.
МЕНАНДР (?????????) (ок. 343-ок. 291 до н. э.)- древнегреческий
драматург. Крупнейший представитель новой аттической комедии. Был
учеником философа Теофраста. Близость к правителю
Афин Деметрию Фалерскому, свергнутому в 307, чуть не стоила М. жизни.
М. написал 105 (по др. данным- 108) комедий; первая из них-"Гнев"-была
пост. в 321. Одержал 8 побед на состязаниях комедийных поэтов на Великих
Дионисиях (впервые в 315) и Ленеях в Афинах (см. Древнегреческий театр}.
В комедиях М. преобладают гуманно-филантропич. настроения в духе совр.
ему философских учений, в частности эпикуреизма; в своих комедиях,
написанных на бытовые темы, М. развивает передовые для его времени
взгляды на любовь, семью и брак, на положение женщин и рабов, но
кругозор его героев ограничен семейными горестями и радостями,
источником к-рых являются игра случая, характер человека. Господство
случая отражается в стереотипной интриге: обольщение девушки, подкинутый
ребёнок, обязательное "узнавание", благополучный финал. Драматургия М.
характеризуется тонкой психологич. разработкой традиц. типов новой
аттич. комедии ("старик", "юноша", "гетера", "раб"), он часто создаёт в
одной и той же комедии парные образы различных по характеру стариков,
юношей, рабов и т. п., вводит необычные для новой аттич. комедии
персонажи - благородная гетера, честный, прямодушный раб. Интерес к
внутр. миру героев, к разработке интриги сближает комедию М. с трагедией
Еврипида. Через посредство римской драматургии (Плавт, Теренций) М.
оказал большое влияние на новую зап.-европ. комедию 16-17 вв., на теорию
и практику мещанской драмы.
Комедии М. были популярны до начала ср. веков, но в 8-9 вв. списки
его произв. были утеряны. До конца 19 в. творчество М. было известно
только по цитатам из позднеантич. авторов и по римским обработкам. За
последние 60 лет найдено значит, число папирусных текстов М., вт. ч.
первая целиком сохранившаяся комедия "Угрюмец" (опубликована в 1958),
отрывки комедий "Третейский суд", "Отрезанная коса", "Самиянка",
"Земледелец", "Герой".
Соч.: Комедии. Пер. с греч., статьи и комм. Г. Ф. Церетели, М. -Л.,
1936; Вщлюдник, пер. з CTaporpeuiiH Льв1в, 1962.
Лит.: Церетели Г.Ф., Новые комедии Менандра, Юрьев, 1914; История
греческой литературы. Под ред С. И. Соболевского [и др.], т. III, М.,
1960, гл. 1, 3; Т p о н-с к и и И. М., Новонайденная комедия Менандра
"Угрюмец" ("Человеконенавистник"), "Вестник древней истории", 1960, ј 4;
Korte A., Menandros, в кн.: Paulys - Wissowa Realencyclopadie der
classischen Altertumswissenschaft, Hlbbd 29, Stuttg., 1931; Webster Th.
B. L., Studies in Menan-der, [2 ed.], [Manchester, I960], ? \
МЕНГЛ‚Т, Георгий Павлович [p.4(17).IX.1912] - русский советский
актёр. Нар. арт. РСФСР (1956) и Тадж. ССР (1943). Театр, образование
получил в ЦЕТЕТИСе (1930-33, ныне-ГИТИС) и в т-ре-студии под рук. Дикого
(1933-35). В 1936-37 работал в Ленингр. Большом драм. т-ре, в 1937-42 -
в Душанбинском рус. т-ре. С 1945 - в труппе Моск. т-ра Сатиры. Решающее
влияние на формирование таланта М. оказал А. Д. Дикий. М.- актёр острой
и точной формы, меткой и часто злой характерности; обладает ярким
импровизац. даром. Уже первая роль М.- приказчик Сергей ("Леди Макбет
Мценского уезда" по Лескову, 1935), выявила характерные черты его
артистической индивидуальности. М. особенно удаются роли наглых
проходимцев, расчётливых циников:
Паратов ("Бесприданница", 1939), Жорж Дюруа ("Господин Дюруа" по
Мопассану, 1951), Жорж де Валера (о. п. Сартра), Глумов ("На всякого
мудреца..."). Сатирическая направленность искусства М. наиболее полно
проявилась в пьесах Маяковского: Победо-носиков ("Баня", 1953), Олег
Баян ("Клоп", 1955).
Среди ролей М.: Незнамов, Барон; Антифол Эфесский и Сиракузский
("Комедия ошибок" Шекспира), Лев Гурыч Синичкин (о. п. Ленского), Гектор
("Дом, где разбиваются сердца" Шоу) и др. Пост. "Лржь для узкого круга"
Салынского (1964). 3. Вл.
МЕНДЕЛ‚ВИЧ, Александр Абрамович [10(22). II. 1886-20. II. 1958] -
русский советский артист эстрады; конферансье. Был актёром Введенского