<< Пред.           стр. 504 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ислаев - Сазонов, Наталья Петровна - Абаринова, Анна Семёновна -
 Сабурова, Лизавета Богдановна - В. Стрельская, Ракитин - Полонский,
 Горев, Беляев - Петипа, Аполлон-ский, Болыпинцов - Варламов, Шпигельский
 - Новиков), 1903 (реж. Санин; Наталья Петровна - Савина, Ракитин -
 Далматов, Верочка - Селиванова, Беляев - Ходотов, Боль-шинцов -
 Варламов, А. Петровский, Шпигельский - Давыдов, Пашковский), 1916. Из
 др. пост. "М. в д." - Пушкинский т-р (1880), Т-р Корша (1893).
  9 дек. 1909 пьесу показал МХТ (реж. Станиславский, Москвин, худ.
 Добужинский; Ислаев - Массалитинов, Наталья Петровна - Книппер, Верочка
 - Коренева, Коонсн, Ракитин - Станиславский, Качалов, Беляев -
 Болеслав-ский, Н. Подгорный, Болыпинцов - Лужский, Шпигельский -
 Грибунин, Москвин; 1915). В 1914 "М. в д." шёл во Введенском нар. доме,
 Москва. Изредка ставился в провинции.
  На сов. сцене "М. в д." ставили: Тамбовский (1933), Орловский (1939,
 1952, 1960) т-ры, Ленингр. т-р драмы и комедии (1940), Моск. т-р им.
 Ленинского комсомола (1944, реж. и исполнительница роли Натальи Петровны
 - Гиацинтова), Тульский (1944), Волгоградский (1945), Ногинский (1947),
 Костромской (1948). Челябинский (1948), Воронежский (1950) т-ры, Т-р
 драмы Латв. ССР (1951), Ленингр. т-р Комедии (1953), Т-р им. Леси
 Украинки (1954; реж. К. Хохлов), Новгородский т-р (1956), Т-р драмы Лит.
 ССР (1962).
  За рубежом: "Бургтеатр" (1884; пер. Цабеля под назв. "Натали";
 Наталья Петровна - Вольтер, Ракитин - Зон-ненталь, Беляев - Гартман),
 берлинский Королевский т-р (1889, 1895, 1901, Ракитин - Матковский),
 берлинский "Шиллер-театр" (1896), Гамбургский, Дрезденский, т-р
 Франкфурта-на-Майне, копенгагенский Королевский т-р (1953), венский
 "Йозефштадттеатр" (1957), нью-йоркский т-р "Феникс" (1956).
  Издания: Первая публикация "М. в д. "- ж. "Современник", 1855, кн. 1
 (в искажённой цензурой редакции) в первонач. авторской ред.- Тургенев И.
 С., Соч., ч. VII, M., 1869; Сов. изд.: ТургеневИ. С., Собр. соч., т. 9 -
 Сцены и комедии, М., 1956.
  Лит.: "ЕИТ". Сезон 1903-1904, СПБ, с. 33-44 и 1909, д\дб-7, с.
 109-114; Шнейдерман И., Мария Гавриловна Савина, Л.-М., 1956, с.
 225-260; Станиславский K.C., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1,
 М., 1954, с. 326-332; Туровская М., О. Л. Книппер-Чехо-ва, М., 1959; 3 о
 г р а ф Н. Г., Малый т-р второй половины XIX в., М., 1960, с. 333-341.
 Л. Шн.
  МЕТАСТАЗИО (Metastasio), Пьетро [наст. имя и фам.-Пьетро Трапасси
 (Trapassi)] (3.I.1698, Рим,-12.IV.1782, Вена) - итальянский поэт и
 либреттист. Получил классич. образование. В 1712 начал творч.
 деятельность, написав трагедию "Юстин". В 1718 переехал в Неаполь, где
 занимался музыкой у Н. Порпора. Певица М. Бульгарелли (Романина) ввела
 М. в муз. мир. Для неё М. написал либретто оперы "Покинутая Дидона"
 (1724, муз. Сарро), на этот текст написано ок. 40 опер, в т. ч Л. Винчи,
 А. Скарлатти и др. М.-основоположник героич. опе-ры-сериа. В первый
 период творчества М. написал либретто опер: "Кир" (1726, муз. Сарро),
 "Катон Ути-ческий" (1727), "Эцио" (1728), "Александр в Индии" (1729),
 "Артаксеркс" (1730 - все на муз. Винчи) и др. В 1730 был приглашён в
 Вену, где занял место придворного либреттиста. Здесь он написал либретто
 оперы "Олимпиада" (на это либретто написано 32 оперы)- сентиментальной
 оперы-сериа, в к-рой сочетаются традиции греч. трагедии и итал.
 пасторальной драмы. Вершина творчества M.- героич. оперы "Титове
 милосердие" (1734), "Фемистокл" (1736), обе на муз. Кальдара, "Аттилий
 Регул" (1740, муз. Гассе).
  Др. либретто этого периода: "Адриан в Сирии" (1731), "Деметрий"
 (1731), "Демофонт" (1733), "Ахилл на Скиросе" * (1736) - все на муз.
 Кальдара; "Гипермнестра" (1744), "Ромул и Эрсилия" (1765), "Руджеро"
 (1771)-все на муз. Гассе, и др.
  М. был крупнейшим оперным либреттистом, реформатором итал.
 оперы-сериа. Он стремился раскрыть внутр. переживания героев, сводя до
 минимума внешнее действие, добивался гармонич. сочетания музыки и
 поэзии, установил правильное соотношение между арией и речитативом,
 превратив арию в мелодич. выражение драматич. ситуации, придал
 опере-сериа пропорции классицистской трагедии. Оперы М. композиционно
 симметричны, в них действует небольшое количество персонажей, завязка
 близка к катастрофе. Особое внимание М. обращал на декорац. сторону
 оперного спектакля, давая в ремарках точные указания.
  На тексты М. писали оперы мн. композиторы, в т. ч.:
  Л. Винчи, И. А. Гассе, X. В. Глюк, Н. Йоммелли, Л. Лео, Н. Порпора и
 др. Его оперы пользовались огромной популярностью, он был избран членом
 академий разных стран. Современники сравнивали его с Софоклом, Корнелем,
 Расином. Г. Р. Державин перевёл "Титове милосердие" и "Фемистокла" на
 рус. яз.
  Лит.: Стендаль, Жизнеописания Моцарта и Метаста-зио, Собр. соч., пер.
 с франц., т. 8, М., 1959; Calzabigi R. de. Dissertazione sulle poesie
 drammatiche del sig". abate P. Metastasio, Livorno, 1774, в кн.: Р.
 Metastasi o, Poesie, t. 1, P., 1755; Russo L., Metastasio, 2 ed., Bari,
 1945. Св. Г.
  МЕТЕРЛИНК (Maeterlinck), Морис (29.VIII.1862--5. V. 1949) -
 бельгийский писатель, драматург, философ. Писал на франц. яз. Род. в
 Генте. Учился в иезуитском коллеже, а затем в католич. ун-те. Лит.
 деятельность начал как поэт (1887). Первая пьеса М. "Принцесса Мален"
 (изд. 1889) была восторженно принята модернистской критикой (О. Мирбо,
 И. Жилькен), провозгласившей М. "новым Шекспиром".
  М. игнорировал обществ. жизнь, создавая отвлечённо-философские
 сказочные произв. драматургии. В центре его первых драм - судьба
 человека, существа беззащитного и слепого, безмолвной жертвы непонятных,
 безжалостных сил. М. сталкивает человека лицом к лицу с природой, с её
 непознанными и поэтому странными законами, с роковыми, по мнению М.,
 силами - любовью и смертью. Декадентская концепция таинственного рока,
 играющего людьми, как марионетками, пронизывает драматургию М. Он
 считал, что созданию поэтич. атмосферы в спектакле мешает личность
 исполнителя и поэтому необходимо обезличивание актёра
 ("depersonnalisation de l'acteur"), замена его марионеткой. Для такого
 т-ра написаны маленькие пьесы "Непрошенная" (1890, 1891, "Т-р д'ар"),
 "Там, внутри" (1895, т-р "Эвр"), "Смерть Тентажиля" (1894,
  1905-т-р "Матюрен"). Символически изображает человеческую жизнь драма
 "Слепые" (1890, 1891 - "Т-р д'ар"), где группа слепых не знает, что
 священник - поводырь, приведший их в лес, умер, и они обречены на
 гибель. Умирающий поводырь - символ религии, утратив к-рую, люди
 погружаются в безнадёжный мрак.
  Эстетика раннего М. отражена в книге "Сокровище смиренных" (1896, в
 статьях "Трагизм повседневной жизни" и "Молчание"), в к-рой изложена
 теория астатического театра" и "молчания". М. считал, что в драме нужно
 показывать не события действительности, а внутр. жизнь человека, его
 устремлённость к духовной сфере, составляющей сущность бытия, что для
 общения людей с "высшей сферой" духа, для истинного общения людей между
 собой обычный язык недостаточен, он слишком материален. Настоящее
 общение осуществляется при помощи молчания. Требование М. раскрыть перед
 зрителем "общение душ" без помощи слов порождает принцип "второго
 диалога", к-рый становится у М. основным. Однако, несмотря на то, что
 ранний М. находился в лагере декадентского иск-ва, его творчество даже в
 этот период было исполнено сочувствия человеку, не свойственного
 декадентству. Это ярко проявилось в пьесах-сказках о могуществе любви:
 "Пелеас и Мелисанда" (1892, 1893 - т-р "Буфф-Паризьен"), "Алладина и
 Паломид" (1894), "Аглавена и Селизетта" (1896, т-р "Одеон").
 Пессимистич. взгляд на бессилие человека перед лицом рока М.
 преодолевает в сказке "Ариана и Синяя Борода" (1896) об одной из жён
 Синей Бороды, поднявшей бунт против своего мужа - тирана, убийцы, и
 освободившей из плена себя и других жён, томившихся в подземелье.
  Взгляды М. на т-р, его драматургию пропагандировали организатор
 эстетско-символистского "Т-ра д'ар" П. Фор, а затем М. О. Люнье-Поэ,
 основатель т-ра "Эвр", выступавшие против натуралистич. направления в
 театр. иск-ве.
  Под влиянием роста революц. движения в Бельгии и тяготения М. к
 социалистич. кругам в его творчестве произошёл сдвиг. Книга "Сокровенный
 храм" (1902), в к-рой М. утверждает активное отношение к жизни,
 отказывается от пессимистич. размышлений о судьбе и смерти, стала
 манифестом нового направления творчества М. Уже в драме "Сестра
 Беатриса" (1900) он утверждал ценность полнокровной земной жизни,
 противостоящей ханжескому католич. аскетизму. Но наиболее ярко его
 "приближение к реальности" проявилось в драмах "Монна Ванна" (1902,
 "Нуво т-р"), "Жуазель" (1903, т-р "Жимназ"), "Чудо святого Антония"
 (1903, 1921 - "Т-р Монси"). В первых двух пьесах М. прославляет
 активность, самопожертвование, гражданственность, осуждает эгоизм.
 Третья пьеса исполнена ненависти к бурж. хищничеству. В 1908 М. создал
 своё лучшее драматургич. произв.- философскую пьесу-сказку "Синяя птица"
 (право первой пост. автор предоставил Моск. Художеств, т-ру), выразившую
 в обобщённой форме новую систему взглядов М. на природу и общество:
 счастье человечества - в познании тайн природы, для всемогущего
 человеческого разума нет непознаваемого, есть лишь непознанное, к-рым
 рано или поздно человек овладеет. "Синяя птица" насыщена мотивами
 фольклора; она была пост. в т-рах Нью-Йорка, Лондона, Парижа.
  В 1911 М. был удостоен Нобелевской пр. В 1919 написал трагедии
 "Бургомистр Стильмонда" (1921, "Т-р Монси"), "Соль жизни", в к-рых
 воспевает героизм патриотов, защищающих честь белы. народа,
 порабощённого империалистич. Германией. Пьесы, написанные позднее,
 развивали темы и мотивы, уже разрабатывавшиеся М. до 20-х гг.,-"Беда
 проходит", "Мария Виктория" (обе в 1925), "Могущество мёртвых" (1926),
 "Иуда Искариот", "Берникель" (обе в 1929).
  "Принцесса Изабелла" (1935) и др. Во время 2-й мировой войны М. жил в
 США, откуда вернулся лишь в 1947, написав 8 новых пьес, из к-рых издана
 лишь "Жанна д'Арк" (1948).
  Пьесы М. стали основой опер: "Пелеас и Мелисанда" Дебюсси (1902),
 "Ариана и Синяя Борода" Дюка (1907), пост. т-ром "Опера комик" (Париж).
  В России драматургия М. получила известность с нач. 20 в. в период
 распространения упадочного декадентского иск-ва. Были пост.: "Монна
 Ванна" - гастроли В. Ф. Комисса ржевской (1902-04), Новый т-р Л. Б.
 Яворской (1902, Петербург), "Непрошенная", "Слепые", "Там, внутри" (все
 в 1904), "Синяя птица" (1908) - в Моск. Художеств, т-ре, "Смерть
 Тентажиля" (1905) - в Студии на Поварской (Москва), "Сестра Беатриса"
 (1906), "Пелеас и Мелисанда" (1907), "Чудо святого Антония" (1906) - в
 Т-ре Ко-миссаржевской (Петербург) и др. В сов. время пост. "Ариана и
 Синяя Борода" - в Гос. Показат. т-ре (1919, Москва), сатирич. комедия
 "Чудо святого Антония" - в Студии Евг. Вахтангова (1921), "Синяя птица"
 до наст. времени входит в репертуар MX AT a и др. сов. т-ров.
  Соч.: Theatre, [v.] 1-3, Brux.-P., 1903-1908;
  Theatre, P., 1902-35; Essais, P., 1896-1942; Bulles bleues. Souvenirs
 heureux, Monaco, 1948; в рус. пер.- Полное собр. соч., т. 1-6,М.,
 1903-1909; Полное собр. соч., т. 1-4, Пг., [1915]; Пьесы, М., 1958
 (Вступ. статья Е. Эткинда "Театр М. Метерлинка", с. 5-32); Пьесы, М.,
 1962 (Вступ. статья Е. Эткинда "Военные трагедии М. Метерлинка", с.
 3-12).
  Лит.: Станиславский К., Собр. соч., т. 1. Моя жизнь в искусстве, М.,
 1954, см. именной указатель;
  Блок А., Собр. соч., т. XII, Л., 1936; Луначарский А. В., Морис
 Метерлинк. Опыт литературной характеристики, в его кн.: Этюды
 критические и полемические, М., 1905; Эткинд Е., Морис Метерлинк,
 "Иностранная лит-ра", 1962, .ј 8, с. 248-49; Е se h M., L'oeuvre de
 Maurice Maeterlinck, P., 1912; Timmermans В., L'evolution de
 Maeterlinck, Brux., 1912; В a i 1 1 y A., Maeterlinck, [P., 1931 ]; H a
 г г у G., La vie et l'oeuvre de M. Maeterlinck, P., [1932]; Halflants
 P., Maurice Maeterlinck, 2 ed., Brux., 1938; Pasquier A., Maurice
 Maeterlinck, Brux.,[1950];
  Ackere J. van, Pelleas et Melisande, ou la rencontre miraculeuse
 d'une poesie et d'une musique, Brux., 1952. Е Э
  МЕТОД ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ - в творче ской системе К. С.
 Станиславского метод работы режиссёра над спектаклем и актёра над ролью.
 М. ф. д. помогает установить органическое единство между жизненной
 природой актёра и его поведением на сцене в качестве персонажа пьесы.
 См. Станиславского система, Физические действия.
  "МЕТРОПбЛИТЕН-бПЕРА" (Metropolitan Opera) - ведущий американский
 оперный т-р. Находится в Нью-Йорке. Является единственным в США
 постоянным оперным т-ром (работает 5 мес. в году). Сооружён в 1883
 архитектором К. Кэди (3600 мест). Открыт 22 окт. 1883 спектаклем "Фауст"
 с участием
  К. Нильсон, И.* Кампанини, Д. Дель Пуэнте, С. Скаль-ки. Через два дня
 после открытия на сцене "М.-о." состоялся триумфальный дебют в США М.
 Зембрих ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти). В 1884 художеств.
 руководителем т-ра стал Л. Дамрош, затем А. Сейдл.
  В "М.-о." впервые в США были пост. оперы Вагнера:
  "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1886), "Тристан и Изольда" (1886, в
 гл. ролях Лилли Леман и А. Ниман), "Зигфрид" (1887), "Гибель богов"
 (1888), "Золото Рей-на" (1889). Спектаклями дирижировали Ф. Мотль, Г.
 Малер. "М.-о." широко ставит также оперы франц. и итал. композиторов.
 Уже с первых сезонов "М.-о." стал т-ром гастролёров-премьеров. На его
 сцене дебютировали Э. Карузо и О. Фремстад (1903), Ф. И. Шаляпин (1907),
 состоялась первая (после Байрёйта) спе-нич. пост. оперы "Парсифаль"
 Вагнера (1903). В труппе т-ра на рубеже 19 и 20 вв. были артисты: Я. и
 Э. Решке, Э. Альбани, Э. Имс, П. Плансон, С. Арнольд-сон, Э. Кальве, Л.
 Нордика, Н. Мелба, В. Морель и др.
  В 1908-15 т-ром руководил А. Тосканини. Это был один из самых
 блистательных периодов существования "М.-о.". Тосканини повысил
 художеств. уровень спектаклей и создал в "М.-о." исполнительский
 ансамбль. В это время в т-ре регулярно выступали Э. Карузо, Э.
 Дестинова, Л. Хомер, Ф. Альда, Дж. Фаррар, Л. Тетраццини, Л. Бори, Л.
 Слезак, М. Матценауэр и мн. др. В 1909-11 спектаклями т-ра дирижировал
 Г. Малер, к-рый пост. в 1910 "Пиковую даму" - первую рус. оперу на сцене
 "М.-о." (Лиза - Дестинова, Герман -Слезак). Среди наиболее выдающихся
 пост., осуществлённых Тосканини: пост. опер "Девушка с Запада" Пуччини
 (1910, с Карузо и Дестиновой), "Борис Годунов" (1913, с А. Дидуром в гл.
 роли).
  Первой оперой амер. композитора, исполненной в "М.-о.", была "Трубка
 страсти" Конверса (1910). Среди др. пост. амер. композиторов: "Питер
 Иббетсош Тейлора (1931), "Император Джонс" Грюнберга (1933), "Весёлая
 гора" Хансона (1934), "Ванесса" Барбера (1958). Однако произв. амер.
 авторов никогда не занимали значит, места в репертуаре "М.-о.". В 1918 в
 "М.-о." был впервые исполнен "Триптих" Пуччини ("Плащ", "Сестра
 Анжелика" и "Джанни Скикки"), В 1910-е гг. окончательно утверждается
 обычай ставить оперы на яз. оригинала. В последующие годы "М.-о."
 остаётся средоточием лучших представителей мировой вок. культуры, в т-ре
 выступали замечат. интерпретаторы итал. и франц. оперной лит-ры: Б.
 Джильи (дебютировал здесь в 1920), А. Галяи-Курчи, Дж. Де Лука, Титта
 Руффо, Дж. Мартинелли, Р. Понсель (дебютировала здесь в 1918); М. Ерица,
 Л. Тиббетт, Э. Пинца, Г. Мур, Э. Джонсон (1920-30-е гг.); 3. Ми-ланова,
 Л. Альбанези, Л. Понс. М. Сингер, Ю. Бьёр-линг, Л. Уоррен, Д. Джаннини,
 Б. Кастанья (конец 30-40-е гг.); М. Дель Монако, Дж. Ди Стефано, Ф.
 Барбьери, Ф. Тальявини, Э. Бастьянини, Ч. Сьепи (50-е гг.). В 1930-40-х
 гг. в "М.-о." складывается замечательный коллектив вагнеровских певцов:
 К. Флаг-стад (дебютировала в 1935), Л. Мельхиор, Ф. Шорр. М. Лоуренс,
 Лотта Леман, Э. Траубель, Э. Лист, Г. Янсен. В течение неск. десятилетий
 путь амер. певцов на сцену "М.-о." был затруднён; лишь немногим из них,
 часто после признания в др. странах мира, удавалось стать ведущими
 солистами т-ра. С нач. 40-х гг. 20 в. труппа т-ра систематически
 пополняется молодыми амер. вокалистами, имена к-рых впоследствии
 приобретают широкую известность: Л. Уоррен, Ж. Пирс, Р. Такер, Э.
 Стебер, Р. Стивене, А. Варнай, Ж. Мадейра, Р. Питере и др.
  Репертуар т-ра в 20-50-е гг. состоит из популярных итал., франц. и
 нем. опер.
  Лучшие спектакли 5 0-6 0-х гг.: "Хованщина" (1950);
  "Дон Карлос" Верди (1950), "Борис Годунов" (1956, под упр. Д.
 Митроиулоса), "Волшебная флейта" Моцарта (1956, под унр. Б. Вальтера),
 "Евгений Онегин" (1957), тетралогия "Кольцо Нибелунга" Вагнера
 (1956-57), "Турандот" Пуччи-ни (1961, под упр. Л. Стоковского). В т-ре
 состоялись выступления лучших амер. джаз-оркестров - под упр. Д.
 Эллингтона (1951), Л. Армстронга (1960) и др.
  Крупнейшими событиями были дебюты на сцене "М.-о." певцов: В. де Лос
 Анхелес (1951), Р. Тебальди (1955), Т. Гобби (1956), M. Каллас (1956),
 Л. Риза-нек (1959), Б. Нильсон (1959), Л. Прайс (1961), Дж. Сатерленд
 (1961). Первым сов. певцом, выступившим в "М.-о.", был П. Г. Лисициан
 ("Аида", 1950). В 1961 с успехом прошли гастроли Г. П. Вишневской
 ("Аида", "Мадам Баттерфляй").
  ' Среди солистов т-ра (1963): певцы Ф. Корелли, К. Бергонци, А.
 Кольцани, Дж. Лондон, Ф. Гуаррера, Ф. Корена; певицы А. Моффо, Д.
 Кирстен, И. Борк, К. Мейер, Э. Сёдерстрем, Л. Амара.
  Лит.: Metropolitan opera annals, сотр. by W. H. Seltsam, N. Y.,
 [1949]; The magic of the opera. A picture memoir of the Metropolitan, N.
 Y., [I960]. Be. T.
  МЕТСАНУРК, Майт (наст. имя и фам.- Эдуард Х у б e л ь)
 [7(19).XI.1879-24.VIII.1957] - эстонский писатель, драматург. Написал
 пьесы: "Жизнь кротких" (1923), "Сын генерала" (1925), "Сын крестьянина"
 (1929), "Корни сорняка" (1933). В этих пьесах показаны представители
 разл. слоев общества - крестьяне, городские мещане, интеллигенция,
 верхушка буржуазии. М. утверждал прогрессивные обществ. идеи. Пьеса "Сын
 генерала" (1926, Таллинский рабочий т-р) рисует кризис бурж. власти,
 бурж. идеологии. В пьесе "Корни сорняка" показал борющегося за свободу
 батрака. В 1910-16 M. выступал как театр. критик в газете "Таллинские
 известия" ("Tallinna Teataja"), защищая в своих статьях реализм,
 прогрессивную идейность.
  Лит.: Raudsepp H., Mait Metsanurk ja tema aeg, Tartu, 1929. H. A.
  "МЕФИСТОФЕЛЬ" ("Mefistofele") - опера А. Бой-то, либр. композитора по
 поэме "Фауст" Гёте. Пост. 5 марта 1868, Милан; 2-я ред. пост. 4 OKT.
 1875, Болонья (Мефистофель - Наннетти, Фауст - Кампанини, Маргарита и
 Елена - Борги-Мамо, Марта и Панталис - Маппукко, Вагнер - Казарини).
  В России впервые пост. на сцене Итал. оперы в Петербурге. 15 дек.
 1886 пост. в Мариинском т-ре (дирижёр Направник, декорации Бочарова,
 Андреева, Левота и Шишкова;
  Фауст - Михайлов, Мефистофель - Стравинский, Маргарита - Павловская,
 Марта - Долина, Елена - Дейша-Сио-ницкая, Панталис - Пильц, Вагнер -
 Васильев 2-й, Не-рео - Кондараки). Среди выдающихся рус. исполнителей:
  Н. Фигнер, Ершов, Собинов (Фауст), М. Фигнер, Мравина (Маргарита,
 Елена), Серебряков, Шаляпин (Мефистофель), На сов. сцене пост. 27 дек.
 1918, Мариинский т-р, пер. И. Сло-нова (дирижёр Похитонов, реж. Шаляпин,
 худ. Ламбин и Ле-вот; Мефистофель - Шаляпин, Фауст - Пиотровский,
 Маргарита - Ермоленко-Южина).
  Издания: "М.", клавир. Milano, Ricordi, [s. d. i; рус. изд., пер. Е.
 Клетновой, М., Юргенсон, [1902]. Н. Гр.
  МЕХИКО (Mejico, Мех1со)-столица Мексики (4,6 млн.ж. на 1960). В 16
 в.в М. устраивались представления литургич. драмы. В 1597 выстроены
 специальные "Дома Комедии". В 17 в. во дворце вице-короля был создан

<< Пред.           стр. 504 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу