<< Пред. стр. 520 (из 913) След. >>
пьесы разыгрывались в традициях нар. представлений. В 1924-27предпринимались попытки использовать опыт кит. классич. т-ра и т-ра
ян-гэ. В 1930 в Улан-Баторе открылась театр. студия, из к-рой в том же
году был организован Гос. муз.-драматич. т-р. В репертуаре этого т-ра
были пьесы Э. Оюун и Д. Намдага-"Правда" (1931), "Гобийская девушка
Гундэгма" (1934), "Княгиня Долгор и арат Дамдин" (1935), "Борьба"
(1936), "Цена жизни" (1937), "Три шарайгольских хана" (1940) и др.; Ч.
Ойдува -"Путь-дорога" (1947), "Искатель счастья Мунхэ" (1947);
Ц. Цэдэнжава и Б. Баста-"Мудрая ханша Мандухай" (1943), "Жил такой
хан" (1946); Л. Вангана -"Врачи" (1951), "На пути вперёд" (1956). "Шофёр
Тоже" (1955);
Ч. Чимида -"На пороге жизни" (1960) и др. Эти спектакли показывали
историю монг. народа, его быт, воспроизводили сюжеты нар. сказок,
легенд; многие из них отображали борьбу народа, созидание новой жизни.
Т-р ставил также и произв. мировой классич. драматургии (Гольдони,
Мольер, Шекспир, Шиллер, Островский, Чехов), пьесы сов. драматургов (К.
Симонов, А. Корнейчук, В. Иванов, А. Арбузов и др.). Артисты т-ра
стремились воспринять опыт рус. театр. школы. В т-ре работали актёры Б.
Лувса-нсодном, X. Арабдан, Л. Дамдинбазар, Б. Джа-дамба. В 1963 в труппе
т-ра: нар. артисты МНР- О. Дашдэлэг, Д. Ичинхорло, Д. Цэрэндулма, Н.
Цэгмид, 3. Цэндху; засл. артисты МНР -Д. Бато-чир, Д. Чимидосор, Ч.
Долгосурэн, О. Эрэнцэннор-бо, Б. Жигмиддорж, Д. Дамдинсурэн и др.;
актёры - Л. Долгор, Б. Лобой, Б. Пурэв и др.; режиссёры - Д. Намдаг, Э.
Оюун, С. Гэндэн, Н. Дугарсанжаа; художники - засл. деят. иск-в Л. Гава,
Л. Намхай-цэрэн и др. В этом же т-ре имеются труппы оперная и балетная,
в их репертуаре оперы: "Среди печальных гор" и "Путь к счастью"
Дамдинсурэна (1951), "Правда" Гончиксумла (1957), "Евгений Онегин"
(1963) и др.; балеты -"В одном объединении" Жамьяна (1953),
"Бахчисарайский фонтан" (1956); "Батор Ганхуяг" Гончиксумла (1958),
"Шурале" (1958) и др. Солисты-певцы - засл. арт. респ. Ц. Пурэвдорж,
Хайдав, Ж. Дорджидагба, Д. Янжинлхам и др.; танцовщики - Ц. Дашидулам,
Б. Болху, Ж. Алимаху, Ц. Томой и др.; балетмейстеры - Д. Лхасурэн, Б.
Гурбазар, Д. Балдандорж, Ц. Сэвжид и др.
С июня 1963 Гос. муз.-драматич. т-р разделён на два самостоятельных
т-ра: Гос. т-р оперы и балета и Гос. т-р драмы. С 1948 в Улан-Баторе
работает Кукольный т-р (в репертуаре -"Чудесный сундук" Маля-ревского,
1948; "Волшебная калоша" Матвеева, 1949;
"Мальчик Мэхэлэй" Надмида, 1949; "Сон продавца" Вангана, 1955; "Умный
маленький батор" Ойдува, 1962, и др.), с 1950- Центр, детский (в
репертуаре - "Снежок" Любимовой, 1950; "Крылья победы" Яву-хулана и
Дугарсанжа, 1961; "Сын" Очирбата, 1961, и др.). Получили широкое
распространение аймачные театры, к-рые существуют во всех областях МНР,
Лит.: Уварова Г., Современный монгольский театр. 1921-1945, M. - Л.,
1947. Г. У., Э. О.
МОНДОРЙ (Mondory, Montdory; наст. имя-Гийом Дежильбер;Ое80ЛЬеП8)
(1594-10.XI.1651)-французский актёр. Крупнейший представитель сценич.
классицизма в 17 в. Ок. 1610 вступил в труппу, разъезжавшую по
провинции. В нач. 20-х гг. 17 в. возглавил эту труппу. Успешная
постановка комедии "Мелита" П. Корнеля (1629) помогла М. и его товарищам
обосноваться в Париже. Образованный ими т-р "Маре" (1634) стал центром
нарождающегося классицизма. Отстаивая принципы новой сценич. эстетики,
М. пост. первую классицистскую трагедию "Софонис-ба" Мере (1634). В
истории франц. т-ра М. принадлежит заслуга открытия и сценич. воплощения
драма- i тургии П. Корнеля. Премьера трагедии "Сид" Кор-неля (1636), в
к-рой М. исполнял роль Родриго, явилась важным моментом в развитии
франц. нац. т-ра. Лучшими ролями М. были также Ясон, Клиндор ("Медея",
"Комическая иллюзия" Корнеля), Б рут ("Смерть Цезаря" Скюдери), Ирод
("Мариамна" л'Эрмита). М. обладал бурным сценич. темпераментом. Игра
его, несмотря на склонность к эффектной декламации, отличалась
искренностью чувств, отсутствием жеманности, присущей актёрам
придворно-аристократич. направления (Бельроз и др.). М. боролся за
повышение культуры сценич. речи, утверждал значение декламации как
основного выразит, средства классицист-ского т-ра. В 1638 оставил сцену.
- Лит.: Mongredien G., Les grands comediens du XVII siecle. P., 1927;
С о t t i e г Е., Le comedien auvergnat Montdory, Clermont - Ferrand,
1937; Dictionnaire biographique des comediens francais du XVII siecle...
(1590-1710) d'apres des documents inedits par G. Mongredien, P., 1961,
с. 131-32. ?. ?.
МОНКРЕТЬЕН (Montchretien), Антуан де (ок. 1575-8. X. 1621)французский
драматург, поэт. Написал трагедии на античные темы -"Софонисба" (1595),
"Лакедемонянки, или Постоянство" (1599), "Гектор" (1603), и на
библейские сюжеты -"Давид" (1600), "Аман, или Тщеславие" (1601),
трагедию "Шотландка, или Бедствия" (1601) о Марии Стюарт. Трагедии М.,
написанные под сильным влиянием Сенеки и итал. драматургии эпохи
Возрождения, несценичны, они приближаются к диалогизированным элегиям.
Для драматургии М. характерно преобладание мрачного колорита, восприятие
мира как скопления бед и страданий, призыв к стоич. отношению к
действительности. Но в его пьесах есть мастерски построенные сцены,
чётко очерченные характеры. Поэтому творчество М. явилось важным этапом
в становлении классицизма. Произв. М. ставились в Париже, Орлеане.
С о ч.: Les tragedies, P., 1891.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; Le begue R., La tragedie francaise de la
Renaissance, Brux., 1944. A, Mux.
MOHHE (Monnet), Жан (ок. 1710-85)-французский антрепренёр. Деятель
ярмарочного т-ра. Выходец из низов, умный и ловкий делец, М. в 1743 стал
директором т-ра "Опера комик" (Париж). По его инициативе было
перестроено здание т-ра, привлечены для работы худ. Ф. Буше, комп. Ж. Ф.
Рамо, поэт и драматург Ш. С. Фавар, балетмейстер Ж. Ж. Новер и др. После
пост. лирич. сказочной оперы "Акажу", пользовавшейся огромным успехом,
т-р "Опера комик" стал опасным конкурентом "Королевской академии
музыки", с М. был расторгнут контракт. Он побывал в Лондоне, ознакомился
с организацией театр. дела, с деятельностью актёра Д. Гаррика-директора
т-ра "Друри-Лейн". Возвратившись на родину, М. возглавил вновь
открывшийся т-р "Опера комик" в Сен-Лоранском предместье. Он ввёл в
репертуар своего т-ра пьесы Ж. Ж. Ваде, создателя т. н. пуассардского
жанра (отличит, черта - использование грубого, "простонародного"
жаргона), и Фавара, "открыл" для франц. т-ра драматурга М. Ж. Седена. В
1757 М. передал антрепризу Фавару.
Лит.: Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.- М., 1948;
Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939. А,
Я.
МОНОДИЯ (греч. ??????? - песня одного певца, от ????? - один и ???? -
певец)- одноголосное пение (сольное, а также групповое в унисон или
октаву). М. с аккомпанементом - одноголосное пение, сопровождаемое игрой
на муз. инструменте. Является основой сольных номеров в опере, оперетте,
а также нек-рых хоров, поющихся в унисон или октаву (хор гребцов в
"Иване Сусанине", хор "Лель таинственный" в "Руслане и Людмиле" и др.).
Р. Л.
МОНОДРАМА (от греч. ????? - один и драма)- драматическое
произведение, исполняемое одним актёром. М. являлась, по существу,
архаич. доэсхилов-ская греч. трагедия (Феспис, Фриних), в к-рой один
актёр изображал разл. персонажи, меняя костюм и маску. М. называют также
пьесы, строящиеся в виде монолога одного действующего лица (напр., "О
вреде табака" Чехова).
МОНОЛОГ - в драматическом произведении, пространное обращение одного
действующего лица к другому или к группе персонажей, размышления героя
вслух в моменты, когда он остаётся один, иногда речь персонажа,
непосредственно адресованная к зрителю. М. позволяет исполнителю
раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить противоречия его
мировоззрения, сложность характера (напр., монологи Гамлета, Бориса
Годунова). Часто в М. находит выражение кульминация действия (монолог
Лаурен-сии-"Фуэнтеовехуна"Лопеде Вега). Порою в форме М. раскрывается
борьба разнородных сил, принципов, характеров (монологи Брута, Антония
-"Юлии Цезарь" Шекспира).
В античной трагедии М. присутствовал лишь в виде лирич. отступлений
хора и рассказов вестников. Аристофан ввёл в античную комедию т. н.
парабасы - беседы на общественно-моральные темы. Большое значение
приобрел М. в драматургии Шекспира, где он применялся для выявления
внутр. сущности героя (монолог Гамлета "Быть или не быть"), иногда носил
характер рассказа героя о своей жизни (монолог Отелло в сенате) и т. д.
В классицистской драме (17 в., Корнель, Расин и др.) М. использовался
для логич. связи сцен (герой рассказывал наперснику о происшедших
событиях). Значит, место занял М. в бурж. драме 18 в. (напр., у Бомарше)
и особенно в романтич. драме 1-й пол. 19 в. (напр., "Манфред" Байрона).
Напротив, во 2-й пол. 19 в. представители натурализма принципиально
отрицали М. В рус. классич. реалистич. драматургии в М. часто
подчёркивались наиболее характерные черты героев (монологи Скупого
рыцаря, Бориса Годунова - в одноим. трагедиях Пушкина; Осипа в
"Ревизоре", Катерины в "Грозе" и др.). В драматургии Горького М.
выражает осн. идею пьесы (монолог Сатина). Образцом насыщенного М. в
сов. драматургии может служить монолог Клары в пьесе "Страх"
Афиногенова. В совр. т-ре М. все более вытесняются диалогами ?. С.
Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, исходя из требования
непрерывности сценич. действия и жизни актёра в образе, выдвигали, кроме
того, понятие т. н. внутреннего М. (см. Станиславского система).
На. эстраде М. наз. само стоят." номер разговорного жанра,
исполняемый одним актёром (см. Фельетон).
МОНОМАНЭ - см. Но.
МОНОПОЛИЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ (от греч. ????? - один и ????? -
продаю)-законоположение, действовавшее в 19 в. в России. Согласно М. и.
т., организация спектаклей и др. зрелищных мероприятий в Петербурге и
Москве принадлежала исключительно казённым (императорским) т-рам. М.и.т.
была вызвана не только экономич. соображениями (стремлением оградить
имп. т-ры от конкуренции частного предпринимательства), но и причинами
политич. характера (желанием сосредоточить в своих руках контроль над
зрелищами в Петербурге и Москве). Начало М.и.т. было положено в 1803,
когда дирекции имп. т-ров было предоставлено исключит. право на
устройство публичных маскарадов. В 1827 появилось "Положение об
управлении императорскими санкт-петербургскими театрами", согласно
к-рому руководство "казённых" т-ров могло по своему усмотрению
регулировать распорядок театр. жизни в столицах. Официально M.и.т. была
узаконена в 1856 после резолюции Александра II по докладу министра двора
Адлерберга -"частных русских театров в столицах не заводить", и
опубликованного позднее (1862) напоминания министра двора, что
"публичные сценические представления составляют исключительное право
императорских театров". Тем не менее частные предприниматели иногда
изыскивали пути к обходу установленной монополии: спектакли давались под
назв. "семейных вечеров", "домашних спектаклей" и и т. п. Зрелищные
мероприятия удавалось проводить зачастую разл. сословным клубам,
благотворительным об-вам, любительским кружкам. Так возникли спектакли
любительского кружка в доме Н. И. Давыдова в Москве у Красных ворот,
спектакли Артистич. кружка, Нар. т-ра на политехнич. выставке (1872) и
т. н. Пушкинского т-ра (т-ра Бренко) в Москве (1880- 1882), опереточные
спектакли Берга в Петербурге и др. М. и. т. "принесла значительный вред
развитию сценического и драматического искусства в России", она, по
словам А. Н. Островского, "не дозволяла частных театров, а дозволенные
или губила, или стесняла так, что они не могли принести почти никакой
пользы развитию драматического искусства". Уступая требованиям
прогрессивных кругов, правительство вынуждено было в 1882 (24 марта)
отменить М. и. т.
Лит.: Танеев С. В., Из прошлого императорских театров, вып. 1, СПБ,
1885, с. 9, 44; О с т р о в с к и и А. Н., Клубные сцены, частные театры
и любительские спектакли. Записка о положении драматического, искусства
в России в настоящее время. О причинах упадка драматического театра в
Москве, Собр. соч., т. 10, М., 1960; Юрьев Ю. М., Записки, М.-Л., 1939,
с. 69-71; Данилов С. С., Материалы по истории русского законодательства
о театре, в сб.: О театре, Л.-М., 1940, с. 178-183. А. Шн.
МОНСИНЬЙ (Monsigny), Пьер Александр (17.Х.1729- 14.1.1817) -
французский композитор. Член Ин-та Франции (с 1813). В детстве учился
играть на скрипке. Опера "Нескромные признания" (1759, ярмарочный
т-рвСен-Жермене, Париж) прославила М. Написал для ярмарочных т-ров
Парижа оперы "Правовед" (1760, т-р в Сен-Жермене), "Одураченный Кади"
(1761, там же), "Всего не предусмотришь" (1762, т-р в Сен-Лоране,
Париж). После их закрытия сочинял оперы (гл.обр. на либр. М. Ж. Седена)
для т-ра "Комеди Итальенн" и для т-ра герцога Орлеанского в Баньоле.
Наибольшую известность получили оперы "Король и фермер" (1762), "Роза и
Кола" (1764), "Дезертир" (1769, все в т-ре "Комеди Итальенн", Париж),
"Феликс, или Найдёныш" (1777, Фонтенбло). Музыка М. отличается
мелодичностью, непосредственностью, простотой. Сценичность произведений
М. определила его значение в истории франц. комич. оперы. Отказавшись от
т. н. "комедии с ариеттами" (А. Р. Лесаж), М. сделал музыку определяющей
частью музыкально-сценического жанра. Произведения М. приблизили оперу к
бурж. сентимент. драме, подготовили творчество А. Гретри и Н. Далейрака.
Др. оперы: "Букет Талии" (1764, Баньоле), "Алина, королева Голконды"
(1766, т-р "Опера"), "Филемон и Бавкида" (1766), "Звучащий остров"
(1767) (обе в Баньоле), "Сокол" (1771), "Прекрасная Арсена" (1773) (обе
в Фонтенбло).
Лит.: Ла Лоранси Л.де, Французская комическая опера XVIII века, пер.
с франц., М., 1937; Pou-gin A., Monsigny et son temps. P., 1908; D г u i
1 h e P., Monsigny, P., 1955; S с h m i d E. F., Mozart und Monsigny, в
кн.: Mozart-Jahrbuch. 1957, Salzb., 1958. Ал.М.
МОНТАЛЬВАН, Перес де Монтальван (Perez de Montalban), Хуан
(1602-25.VI.1638) -испанский драматург. Ученик Лопе де Вега и его первый
биограф. В 1619 пост. первая пьеса М. "Смерть, или Притворство".
Известно 58 комедий и ауто М., написанных в манере Лопе де Вега.
Наиболее популярны героич. пьесы: "Теруэльские любовники" (1633), "Нет
жизни без чести", "Второй Сенека Испании" (1-2 чч.)-о жизни короля
Филиппа II. "комедии плаща и шпаги"- "Монашенка-поручик"- о монахине К.
де Эраусо, переодевшейся мужчиной и сражавшейся в колониях Испании,
"Презирать достойное любви" (1633), "Служанка-девица" и др. Оригинальная
интрига, энергично развивающееся действие, звучные стихи определили
успех пьес М. у современников. Следуя за своим учителем в отношении
формы, М. менее решительно придерживался его гуманистич. идеалов,
отступая нередко на позиции ортодоксальной феодально-дворянской
идеологии.
Соч.: Comedias, в изд.: Biblioteca de autores espanoles, v. XLV.
Dramaticos contemporaneos a Lope de Vega v 2 Madrid, 1858, с. 477-604.
Лит.: Bacon G. W., The life and dramatic Works of doctor Juan Perez
de Montalban, "Revue Hispanique" v 26 Toulouse, 1912; S a i n z de
Robles F. C., El teatro espanol. Historia y antologia, v. 2-4, Madrid,
1943. 5. /7.
MOHTAH (Montana), Ив (наст. имя ифам.-ИвоЛи-ви; Livi)
(р.13.X.1921)французский актёр и эстрадный певец. Был рабочим. Впервые
выступил с исполнением песен Ш. Трене и М. Шевалье в 1940 в Марселе. С
1944 живёт в Париже. В 1954 дебютировал в Т-ре Сары Бернар в роли Джона
Проктора ("Сейлемские колдуньи" Миллера). М. известен как исполнитель
песен, к-рые он превращает в своеобразные драматич. сценки. В репертуаре
М. - песни Ф. Лемарка, Ж. Косма и др. Снимается в кино. В 1957 выступал
в СССР.
Соч.: Солнцем полна голова, пер. с франц., М., 1956. Лит.: M e g т e
t С., Yves Montand, P., 1953. Г Л
МОНТИ (Monteux), Пьер (р.4.VIII.1875)- француз ский дирижёр. Учился в
Парижской консерватории, затем работал в оркестрах "Колонн" и в т-ре
"Опера комик" как ассистент дирижёра и дирижёр. В 1911-13 был дирижёром
"Рус. балета С. П. Дягилева" в Париже; гастролировал с ним во мн.
городах Европы и Америки. М. был первым исполнителем балетов "Дафнис и
Хлоя" Равеля (1912), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" Стравинского
(1913). Дирижировал балетами "Игры" Дебюсси (1913), "Песнь соловья"
Стравинского (1914). М. в 1913-14 был одним из дирижёров т-ра
"Гранд-Опера", в 1914 организовал в Париже "Популярные концерты". В
1917-19 и с 1953 дирижировал в т-ре "Метрополитен-опера", затем разл.
симф. оркестрами. В оперном репертуаре М. - произв. Ж. Б. Люлли, X. В.
Глюка, Л. Бетховена, Ш. Гуно, Ж. Массне, Дж. Верди и др. композиторов.
Выступал в разл. странах мира, в т. ч. в СССР. С 1962 руководит
Лондонским симф. оркестром. Ал. М.
МОНТЕВЕРДИ (Monte7erdi), Клаудио [15 (?). V. 1567, Кремона,-29. XI.
1643, Венеция] - итальянский композитор. Первый классик оперы. Музыке
обучался в Кремоне. В 1590 был приглашён как музыкант и капельмейстер на
службу герцогом В. Гонзага в Ман-тую, где оставался до 1612. Здесь были
пост. первая опера М. "Орфей" (1607), опера "Ариадна" (на текст О.
Ри-нуччини, 1608, муз. не сохранилась, за исключением "Плача Ариадны"),
балет "Тирсис и Хлорис" (1616), интермедии "Свадьба Фетиды и Пелея"
(1617) и "Андромеда" (1617) и др. произв. В 1613 М. переехал в Венецию,
где руководил капеллой при соборе Св. Марка. При участии М. здесь в 1637
был осн. первый в истории публичный оперный т-р. В Венеции были пост.:
драматич. мадригал "Сражение Танкреда и Клоринды" (1624), оперы
"Похищенная Прозерпина" (1630, Палаццо Мочениго), "Адонис" (1639, т-р
"Сан-Джован- i ни"), "Возвращение Улисса" по "Одиссее" Гомера (1641, т-р
"Сан-Кассиано"), "Коронация Поппеи" (по анналам Тацита, 1642, т-р
"Сан-Джованни"; первая опера на историч. сюжет).
Др. сценич. произв.: "Притворная сумасшедшая Ли-кори" (1627, Мантуя),
"Армида" (по Т. Tacco, 1627, Парма), "Меркурий и Марс" (1628, на
открытии т-ра "Фарнсзе", Парма), "Свадьба Энея и Лавинии" (1641,
Болонья), балет "Победа любви" (1641, Пьяченца).
М. открыл новые пути для развития оперного иск-ва, стал создателем
реалистич. муз. драмы, сочетающей музыку и текст, впервые заставил
оркестр выражать действие ("Орфей"). Оперы М., созданные в новом, т. н.
"взволнованном" (concitato) стиле, показывали сильные драматич.
характеры, ярко передавали страсти героев, в них свободно использовались
разнообразные средства вокальной (М. применял разл. вок. формы - арию,
ариозо, дуэты, напевную декламацию, наряду с "разговорным" речитативом,
и др.) и оркестровой выразительности (один из первых употребил эффект
тремоло у скрипок - в "Сражении Танкреда и Клоринды"). М. смело
использовал диссонанс ("Плач Ариадны"), тяготел к широкому муз. развитию
образов, находил гибкие, соответствующие действию и характеру героев
интонации, обновлял оркестровые приёмы.
Оперы М. продолжают ставиться в муз. т-рах; в 1928 "Орфей" был пост.
в Ленинграде. Существует ряд редакций опер М.- К. Орфа, Э. Кшенека, Дж.
Малипьеро, О. Респиги. Они исполняются и в оригинальном виде.
Лит.: Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, серия 1, М.,
1937; Schneider L., С. Mon-teverdi, Р., 1921; Prunieres A., La vie et
l'oeuvre de C. Monteverdi, P., 1926; M a 1 i p i e r o G., C.
Montever-di. Mil., 1930; P a n n a i n G., Le opere di C. Monteverdi,
Firenze, 19 43; Abert A., C. Monteverdi und das musikalische Drama,
Lippstadt, 1954. Св. Г.
МОНТЕМЕЦЦИ (Montemezzi), Итало (31.V.1875 - 15.V.1952)- итальянский
композитор. Музыке учился в Миланской консерватории, где соч. первую
оперу -"Бьянка". В 1905 в Турине была пост. его опера "Джованни
Галлурезе". За ней последовали: "Геллера" (1909, т-р "Реджо", Турин),