<< Пред. стр. 523 (из 913) След. >>
вступающих в борьбу против несправедливости, социального неравенства иугнетения. М. часто делал инсценировки своих прозаич. произв. В 20-х гг.
он написал инсценировки "Будь добрым до смерти" - о судьбе
мальчика-гимназиста в бурж. мире, "Родственники" - комедию, высмеивающую
уродливую мораль бурж. города, драму "Господский пир", показавшую крах
полубурж.-полудворянской Венгрии.
М. не получил при жизни признания как драматург и лишь в
нар.-демократич. Венгрии его пьесы широко вошли в репертуар т-ров.
Успехом пользовалась пост. пьесы "Господский пир" в Нац. т-ре (1948,
Будапешт, реж. Э. Геллерт).
Соч.: Пьесы, пер. с венг., [Вступ. ст. И. Липпаи], М., 1962. А. Гер.
МОРОЗОВ, Игорь Владимирович [р.6(19).V.1913]- русский советский
композитор. В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции
проф. В. Я. Шебалина. Автор балета для детей "Доктор Айболит"
(Новосибирский т-р оперы и балета, 1947; Гос. пр. СССР, 1948), вошедшего
в репертуар многих т-ров в СССР и за рубежом. Написал также ряд произв.
в др. жанрах, музыку к кинофильмам.
Лит.: Городинский В., Молодёжь советской музыки, в сб.: Молодые
музыканты, М.-Л., 1949, с. 3-58; Полякова Л. В., "Доктор Айболита И.
Морозова. Путеводитель по балету, М.-Л., 1951. А. Ив.
МОРОЗОВ, Михаил Михайлович (18.II.1897-9.V. 1952) - русский советский
литературовед, театровед и театральный критик, педагог, переводчик. Род.
в семье текстильных промышленников Морозовых. Учился в Моск. ун-те на
филологич. ф-те. С 30-х гг. начал заниматься изучением творчества
Шекспира. Внёс много нового в истолкование Шекспира, раскрыв нар. истоки
его иск-ва. Особое внимание уделял анализу шекспировских текстов - был
автором переводов пьес Шекспира "Виндзорские насмешницы" (совм. с С.
Я.Маршаком), "Два воронца", "Конец-делу венец" (совм. с В. Левиком),
автором подстрочных переводов "Гамлета" и "Отелло". В кн. "Комментарии к
пьесам Шекспира" (М., 1941) M. соединил опыт театроведа и знатока
шекспировских текстов. В 1937-47 возглавлял кабинет Шекспира и
зарубежного т-ра при ВТО (Москва), вёл большую консультационную работу с
т-рами, ставящими Шекспира. Был также автором ряда статей об англ. т-ре,
поэзии и большого количества теоретич. театроведч. статей о сов. т-ре и
драматургии. Вёл педагогич. деятельность (с 1935- профессор) в
Московском государственном университете и ГИТИСе.
Соч.: О Шекспире на сов. сцене, в сб.: Театральный альманах, кн.
6,М., 1947; Шекспир, М., 1947; Мастера театра в образах Шекспира, М.,
1939; О динамик e созданных Шекспиром образов; Язык и стиль Шекспира,
кн.: Избранные статьи и переводы, М., 1954 (имеется библиография).
Лит.: Самарин Р. М., М. М. Морозов, в кн.: M o р о-з о в М. М.,
'Избр. статьи и переводы, М., 1954; его же, Блестящий ученый, "Театр",
1962, ј 6; Бояджиев Г., Славный гид советского Шекспира, "Театральная
жизнь", 1962, ј 9.
МОРОЗОВ, Пётр Осипович [13(25).1.1854-8.11. 1920] -русский историк
литературы, театровед. Чл.-корр. АН с 1912. В 1876 окончил
ист.-филологич. ф-т Петерб. ун-та. С 1889 читал курс лекций по истории
т-ра и драматургии в Петерб. театр. уч-ще. Редактор первого науч.
издания собр. соч. Пушкина (СП Б, 1887). Один из первых учёных,
положивших начало рус. науч. театроведению. В 1888 издал "Очерки по
истории русской драмы XVII и XVIII столетий" (СПБ). Книги М., богатые
историч. фактами, посвящены рус. и зап.-европ. драматич. иск-ву.
Принимал деятельное участие в работе Театрального отдела Нар-компроса
(1918). Писал популярные биографии русских и западноевропейских
драматургов ("Пушкин - драматург", "Гудков", "Шиллер", "Островский" и
др.).
С о ч.: История драматич. искусства, СПБ, 1882; Русский театр при
Петре Великом, СПБ, 1894; Г. Ибсен и его драмы, "Наблюдатель", СПБ,
1884, ј 10, с. 48 и 69, ј 11, с. 42-60; Воспоминания о Нижегородском
т-ре 60-х гг., "ЕИТ", СПБ, 1910, вып. 3, с. 7-27.
Лит.: П. О. Морозов, в кн.: Афанасьев Н. И., Современники, т. 2, СПБ,
1910, с. 301-303; П. О. Морозов, "Художественная жизнь", М., 1920, ј 2,
с. 41-42. С. Г.
МОРОЗОВА, Анастасия Ивановна (р.29.XII.1906)- украинская советская
актриса. Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистической партии с 1946.
Сценическую деятельность начала в 1924. В 1932-35 работала в Виннице в
украинском театре. С 1936 -актриса Житомирского театра (ныне Запорожский
театр им. Щорса).
Роли: Наталья ("Лымеривна" Мирного), Маруся ("Маруся Богуславка"
Старицкого), Варка ("Бесталанна" Тобилевича), Анна Андреевна
("Ревизор"), Катерина ("Гроза"), Bacca ("Bacca Железнова"), Оксана,
Лида, Марфа Рыжова ("Гибель эскадры", "Платон Кречет", "Правда"
Корнейчука), Лауренсия ("Овечий источник"), Леди Мильфорд ("Коварство и
любовь"), Кручинина; Мария Александровна ("Семья" Попова), Хозяйка
Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки) и др. С. 3.
МОРРИС (Morris; наст. фам.- Проктор; Proctor), Клара
(17.III.1848-20.XI.1925)-американская актриса. Впервые выступила на
сцене в возрасте 14 лет в г. Кливленде. Затем играла в т-ре г.
Цинциннати. В 1870 перешла в "Фифт авеню тиэтр" (Нью-Йорк), где получила
широкую известность после исполнения ролей в пьесах О. Дейли: Анна
("Мужчина и женщина"), Кора ("Статья 47"). В 1873-82 работала в труппе
нью-йоркского т-ра "Юнион-Сквер". Затем гастролировала.
М. была эмоциональной актрисой, захватывавшей зрителя стихийной силой
своих переживаний. Заме-чат. исполнительница франц. мелодрам, М. умела
передать "истинность страстей" своих героинь. Среди ролей М. выделяются
Камилла (переделка "Дамы с камелиями" А. Дюма) и леди Макбет, к-рую
актриса играла как совр. женщину.
Др. роли: Фанни ("Развод" Дейли), Джен Эйр (инсц. по о. п. Бронте),
сестра Женевьева ("Две сиротки" Ден-нери и Кормона), мадам д'Артиг
("Иезавель" Бусико).
Написала автобиографич. книги.
Соч.: Life on the stage, N. Y., 1901, L., 1902; The life of a star,
N. Y., 1906.
Лит.: Winter W., The wallet of time, N. Y., 1913. К. Г.
МОРРОККЕЗИ (Morrocchesi), Антонио (15.V. 1768-26.XI.1838) -
итальянский актёр. С конца 80-х гг. 18 в. стал известен как талантливый
актер-любитель. В 1791 пост. (на собств. средства) спектакль "Гамлет"
(т-р "Боргоньиссанти", Флоренция), в к-ром играл гл. роль. В том же году
М. начал проф. деятельность в труппе Ф. Паганини как актёр на роли
вторых любовников. В последующие годы выступал в неск. т-рах, затем
организовал собств. труппу. М. прославился как один из лучших
исполнителей ролей в трагедиях В. Альфьери: Орест (о. п.), Ичилио
("Виргиния"), Саул (о. п.). С большим успехом играл также в "Семирамиде"
Вольтера, "Аристо-деме" Монти, "Фемистокле" Метастазио. М. обладал
прекрасными внешними данными, у него были красивая фигура, великолепный
голос, отличное тосканское произношение. Актёр классицистского
направления, М. владел иск-вом декламации, большое значение придавал
сценич. слову. Иногда М. терял контроль над своим темпераментом и
отступал от классицистских правил.
В 1811 оставил т-р и занялся педагогич. работой на кафедре декламации
в Академии изящных иск-в (Флоренция). Был автором многочисл. пьес (сам
играл в нек-рых из них), "Лекций о драматическом искусстве" (1832).
Лит.: Rasi L., I comici italiani, Firenze, 1905; Р a n-d o 1 f i V.,
Antologia del grande attore, Bari, 1954, с.25-42. Л. Л.
МОРСКАЯ (наст. фам.- Максимова), Зинаида Игнатьевна (p.l.V. 1884) -
русская советская актриса. Окончила Суворинскую театр. школу в
Петербурге и в 1910 поступила в т-р Комедии и фарса. В дальнейшем играла
в крупных театр. антрепризах в Киеве, Ростове-на-Дону, Казани и др. В
1923- 1926 работала в Киевском театре русской драмы, с 1933 - в
Алма-Атинском русском театре. M. - комедийная характерная актриса, игра
её отличается простотой, естественностью, вниманием к бытовым
подробностям, выразительностью сценической речи.
Роли: Лиза ("Горе от ума"). Варвара ("Гроза"), Кукушкина ("Доходное
место"), Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники"), Анна Андреевна
("Ревизор"), Меланья и Ксения ("Егор Булычев и ДР."), Федосья
("Последние"), Дунька ("Любовь Яровая"), Амалия ("Страх") и др. Люд. Б.
МОРСКАЯ (наст. фам.- Овчаренко), Мария Ивановна [8
(20).VII.1872-2(15).IV.1907] - русская актриса. Окончив в 1892 драм.
школу А. Ф. Федотова, служила в частных антрепризах в Ярославле
(1892-93), Петербурге (т-р "Неметти", 1894-95), Киеве (Т-р Соловцова,
1896-1901). В 1901 с успехом дебютировала на сцене Александрийского
т-ра, но в труппу зачислена не была. Работала в пе-терб. Новом т-ре Л.
Б. Яворской (1901-02), в Саратове и Казани (антреприза Н. И.
Соболыцикова Самарина, 1902-03), Одессе (1903-04). Игра М., исполнявшей
преим. роли кокетливых молодых женщин, отличалась жизнерадостностью,
задором, непринуждённостью.
Роли: мадам Сан-Жен (о. п. Сарду и Море), Нина ("Ложь" Зеланд),
Наташа ("Своя семья" Шаховского, Грибоедова и Хмельницкого), Оля ("Клуб
холостяков" Балуцкого) и др.
Лит.: "Театр и искусство", 1907, ј 14; "Театр", 1954, ј 7. А. Кл.
МОРСТИН (Morstin), Людвик Хероним (p.l2.VII. 1886) - польский
драматург. Дебютировал историч. пьесой "Лилии" (1912, Краков) из истории
Польши средних веков. М. обращается к прошлому Польши в пьесах: "Путём
легионов" (1912, т-р "Польски", Познань), "Легенда о короле" (1916,
Краков), "Орден крестоносцев" (1948, т-р "Польски", Варшава) и др. Писал
пьесы на сюжет античности - "В защиту Ксантиппы" (1939, т-р "Польски",
Варшава), "Пенелопа" (1945, т-р "Стары", Краков), "Клеопатра" (1960,
Торунь), и биографич. пьесы - о Франциске Ассизском ("Святой", 1923,
Краков), Копернике ("Коперник", 1934, Торунь), Леонардо да Винчи
("Портреты и астрономия", 1952, т-р "Рапсодычны", Краков) и др. Жизни
совр. Польши посвящены пьесы: "Танец принцессы" (1947, т-р "Шлёнски",
Катовице), "Флорентийское приключение" (1957, Театр им. Я рача, Лодзь) и
др. М. перевёл на польский язык "Саламейского алькальда" Кальдерона,
"Антигону", "Царя Эдипа" и "Эдипа в Колоне" Софокла, "Торквато Тассо"
Гёте.
Соч.: Moje przygody teatralne, Warsz., 1961. Лит.: Natanson W., Z
powodu jubileuzu Morstina, "Dialog", Warsz., 1962, ј 10. Еж. К.
МОРТЕЙРУ (Mortheiru), Педро (р. 1922) -- чилийский режиссёр,
театральный деятель. Один из крупных деятелей т-ра Лат. Америки,
стремящийся к обновлению нац. театр. культуры. В 1943 основал Опытный
т-р Католич. ун-та (Сантьяго), где начал режиссёрскую деятельность.
Пост. спектакли: "Пилигрим" Бальдивиесо, "Веер" Гольдони, "Севильский
обольститель" Тирсо де Молины, "Пигмалион" Шоу и др. В 1955 пост.
спектакль "Донья Росита" Гарсиа Лорки в Эксперимент, т-ре Чилийского
ун-та, отмеченный высоким уровнем режиссёрского мастерства.
Др. пост.: "Лекарь поневоле"; "Уже никто не зовётся Дейдамией" Гарсиа
(1957, Эксперимент, т-р), "Между полночью и криком петухов" Кариолы,
"Пусть лают собаки" Во-дановика (1959, Опытный т-р). Л. X.
МОРУС, Евгений Иванович (р. 1911) - советский артист цирка; воздушный
гимнаст. Засл. арт. РСФСР (1958). Руководитель и участник номера
"Воздушный полёт под куполом цирка". Начал выступать в цирке в 1918 в
номере своего отчима, циркового артиста Донато, и вскоре стал одним из
лучших "полётчиков", исполнял труднейшие трюки в этом жанре. В 1943 в
Московском цирке М. впервые исполнил "пируэт - двойное сальто-мортале" с
трапеции в руки к ловитору. В 1944 исполнил в Киевском цирке "тройное
сальто-мортале" - выдающееся достижение в этом жанре. В 1947 в
Куйбышевском цирке "пируэт - два с половиной сальто-мортале". 3. Г.
МОРФОВА, Христина [11(23).IV.1889-1.VI.1936] - болгарская артистка
оперы (сопрано). Училась в Пражской консерватории. Сценическую
деятельность начала в Брно. С 1915-артистка "Болгарского оперного
товарищества" (в 1922 преобразовано в софийскую Народную оперу).
Выступала в Москве, Париже, Милане, Лондоне и др. городах. С успехом
исполняла партии в операх Сметаны: Маженка ("Проданная невеста"), Либуше
(о. п.), Милада ("Да-либор").
Др. партии: Аида; Донна Анна ("Дон Жуан"), Леонора ("Фиделио"),
Маргарита ("Фауст"), Лакме.
Обладала голосом огромного диапазона (3 октавы), красивого тембра и
артистич. одарённостью. Вместе с К. И. Михайловым-Стояном и др. входила
в число основоположников болг. проф. оперного т-ра. Выступала и как
режиссёр. Вела педагогич. работу.
Лит.: Камбуров И., Народна певица, "Изкуство", 1946, кн. 4-5;
Державин К., Болгарский театр. Очерк истории, М.-Л., 1950. А. Ив.
МОСАШВЙЛИ, Ило Онисимович (1896-1954)- грузинский советский поэт,
драматург. Лит. деятельность начал в 1915. Автор пьес: "Начальник
станции)) (1947)-о самоотверженной борьбе сов. народа против фашистских
захватчиков, "Потопленные камни" (Гос. пр. СССР, 1951)-о борьбе за
независимость жителей юж. районов Грузии, порабощённых турками, "Его
звезда" (1950)-о новаторстве мичуринцев-овцеводов. Пост. пьес М. в Т-ре
Руставели, Т-ре им. Марджанишвили и др. театрах Груз. ССР стали этапными
спектаклями и способствовали творческому развитию грузинского театра. Э.
Н.
МОСИН, Александр Григорьевич (16.X.1871-9. IX. 1929) - украинский
советский артист оперы (тенор). Засл. арт. Укр. ССР (1928). В 1897
окончил Моск. консерваторию по классу пения проф. Е. А. Лав-ровской.
Сценич. деятельность начал в оперном товариществе Н. В. Унковского. Пел
в Тифлисе, Ростове, в оперной труппе Петроградского народного дома, в
1908-10-артист Большого театра (Москва). М. способствовал развитию
оперного искусства на Украине (выступал на сценах Одессы, Харькова и др.
городов). В 1926-29- артист Киевского оперного театра.
Партии: Герман; Юрий ("Чародейка" Чайковского), Собинин ("Иван
Сусанин"), Лыков ("Царская невеста"), Левко, Берендей; Руальд ("Рогнеда"
Серова), Бастрюков ("Сон на Волге" Аренского), Хлопуша ("Орлиный бунт"
Пащенко), Микола ("Рождественская ночь" Лысенко), Ра-дамес, Канио; Калиф
("Турандот" Пуччини) и др.
Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене,
А95' i А. Ив., Р. Рад.
МОСКВА - политический, культурный и промышленный центр страны,
столица Союза Советских Социалистических Республик и Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики. Нас.- 6354 т. ч. (на
1963, в совр. границах).
В кон. 16 в. при дворе моек. царей существовала "потешная палата",
к-рая подготовила появление придворного т-ра. 17 (27) окт. 1672 труппа
пастора Грегори показала первое представление при царском дворе, и до
1676 труппа выступала в Кремле и с. Преображенском (см. Комедийная
хоромина). В 1702 приглашённый Петром I Я. Кунст набрал рус. учеников и
открыл т-р в нем. слободе, в доме Лефорта, здесь давались представления,
перенесённые затем в "коме-диальную храмину", выстроенную по приказу
Петра I на Красной площади (т-р закрылся в 1706). Придворный театр
существовал также p селе Преображенском в палатах царевны Натальи
Алексеевны. В 1-й четв. 18 в. значит, распространение получили т-ры,
создававшиеся при учебных заведениях Москвы (см. Школьный театр). В 1742
в царствование Елизаветы Петровны в М. был построен Оперный дом на р.
Яузе (см. Головинский оперный дом) и Немецкий театр у Красных ворот. К
1749 относятся первые сведения о труппах любителей-разночинцев ("охочих
комедиантах"), игравших на святках любит, спектакли. В 1757 при Моск.
ун-те был организован Университетский театр. к-рый объединился с итал.
оперной труппой. 29 янв. 1759 состоялось офиц. открытие нового т-ра в
Оперном доме (у Красного пруда). Рус. драм. труппа получила назв.
"Российского театра" и с 1769 показывала спектакли в доме Воронцова. В
1772-76 антрепризу в М. держали М. Гроти, кн. П. В. Урусов, М. Медокс. В
1780 Медокс выстроил на углу Петровки гор. публичный т-р на 1500 мест -
Петровский т-р (сгорел в 1805), где давались оперные и драм. спектакли.
Со 2-й пол. 18 в. большое распространение получил крепостной театр (т-ры
Шереметевых, Юсуповых, Столыпиных, Апраксиных и др.). В сер. 80-х гг. 18
в. впервые в России была введена цензура, чинившая препятствия работе
т-ра. Опасаясь влияния прогрессивного театр. иск-ва, царское пр-во в
1806 учреждает в Москве императорские (казённые) т-ры, находившиеся под
строгим контролем чиновников. В 1806 в казённую труппу вошли актёры
крепостных т-ров, часть актёров труппы Медокса, в т. ч. В. П.
Померанцев,. П. А. Плавильщиков, С. Н. и Е. С. Сандуновы и др. Эта
труппа играла в доме Пашкова на углу Никитской и Моховой и в Арбатском
т-ре. В 1824 драм. труппа переходит в дом купца Варгина на Театр,
площади, где 14 (26) октября состоялось офиц. открытие Малого театра. 6
(18) янв..
1825 на месте Петровского т-ра состоялось открытие Большого театра
(см. Большой театр Союза ССР), построенного в 1824 по проекту А. А.
Михайлова архитектором О. И. Бове.
В 1827 введена монополия имп. т-ров, уничтожившая возможность
организации частных т-ров. Вследствие эконо-мич. оскудения дворянства
прекратили своё существование и крепостные т-ры.
Оживление обществ, жизни в нач. 60-х гг. особенно сказалось на Малом
т-ре. Т-р ставил Островского, Сухово-Кобылина и др. В труппу в разные
годы входили: П. С. Мо-чалов, М. С. Щепкин, Л. П. Никулина-Косицкая,
Н.М.Медведева, Н. В. Рыкалова, Г. Н. Федотова, П. М., М. П. и О. О.
Садовские, В. И. Живокини, С. В. Васильев, С. В. Шумский, И. В. Самарин,
М. Н. Ермолова, А. И. Южин, А. П. Ленский и др.
С сер. 19 в., особенно после пост. опер М. И. Глинки "Иван Сусанин"
(1842) и "Руслан и Людмила" (1846), начался наиболее значит, период
истории Большого т-ра (в 1856 заново построен после пожара по проекту
архитектора А" Кавоса). В репертуар т-ра входили оперы Чайковского,
Серова. Рубинштейна. В начале 20 в. утвердилась нац. рус.
исполнительская школа, представленная Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым,
А. В. Неждановой. Конец 19 - нач. 20 вв. ознаменованы сдвигами в
развитии моек. балета. Появление в репертуаре "Спящей красавицы",
"Раймонды", "Лебединого озера" обогатили балетное иск-во психологич.
реализмом. Но монополия императорских т-ров тормозила развитие театр.
иск-ва. Еще в сер. 1860 возникают попытки нарушить эту монополию
(спектакли "Артистич. кружка"). В 1872 на Варварской площади (ныне
площадь Ногина) организуется Нар. т-р на моек. Политехнич. выставке. В
его репертуаре были произв. рус. классики. В труппу входили М. И.
Писарев, П. А. Стрепетова, Н. X. Рыбаков. После закрытия выставки здание
т-ра и его имущество были приобретены вновь открывшимся Общедоступным
т-ром; в его труппу вошли и нек-рые актёры Нар. т-ра. В 1865 по
инициативе Островского, Н. Г. Рубинштейна и др. в М. возник
"Артистический кружок". Артистка А. А. Бренко, обойдя закон о монополии,
в 1880-82 организовала т-р на Тверской ул., близ памятника
Пушкину-"Пушкинский т-р". В сер. 60-х и в 70-е гг. в рус. т-ре большое
значение приобретает оперетта (т-ры М. В. Лентовского в садах "Эрмитаж"
и др.). В 1882 была отменена монополия императорских т-ров в обеих
столицах. С осени вМ. возникают частные т-ры, самым крупным из к-рых был
Т-р Ф. А. Корша (см. Корта театр). В 80-90-е гг. делались попытки
создать ещё несколько драм. т-ров (Т-р Е. Н. Горевой, Т-р М.М. Абрамовой
и др.). Существовали любительские т-ры. В 1877 возник Алексеевский
кружок, из к-рого по инициативе К. С. Алексеева (Станиславского) выросло
Общество искусства и литературы, просуществовавшее до 1898. В 1885 С. И.
Мамонтов открыл первую частную оперу (см. Московская частная русская
опера) в помещении, к-рое в 1902 было переоборудовано для МХТ; в 1896
спектакли оперы шли в здании Т-ра Солодовникова. Вступив в борьбу с
рутиной казённой -оперы, Т-р Мамонтова произвёл реформу оперного театра.
Театр просуществовал до 1904. На смену ему пришёл оперный Т-р Зимина,