<< Пред.           стр. 526 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 (Каранды-шев - "Бесприданница", 1940). Важным событием в театр. жизни
 страны стало воплощение М. М. Штраухом образа В. И. Ленина в пьесе
 Корнейчука "Правда" (1937, реж. Н. В. Петров). Но господствовавший в
 т-ре эклектизм мешал формированию исполнит. ансамбля; несмотря на
 наличие в т-ре крупных актёров, многие спектакли не имели успеха. Удачи
 сопутствовали т-ру гл. обр. при пост. совр. сов. пьес, когда т-р
 продолжал творч. линию развития, намеченную Поповым: "Таня" Арбузова
 (1939, реж. Лобанов; Таня-Бабанова), "Павел Греков" Войтехова и Ленча
 (1939), "Весна в Москве" Гусева (1941).
  В годы Отечеств, войны в 1941-43 т-р работал в эвакуации в Ташкенте.
 Здесь были пост. комедия А. Гладкова "Давным давно" (1942, Шура Азарова
 - Бабанова), "Фронт" (1942). В 1943 т-р возвратился в Москву и в него
 влились объединённые ранее труппы Т-ра Ленсовета и Моск. т-ра драмы
 (работавшие под рук. Н. М. Горчакова в помещении Т-ра Революции).
  С 1943 до 1954 т-р назывался "Моск. т-р драмы". В 1943 после
 возвращения в Москву т-р возглавил нар. арт. СССР Н. П. Охлопкова
 определивший принципы дальнейшего творч. развития т-ра. Следуя поэтике
 Маяковского (в 1954 т-р получает имя В л. Маяковского), её боевой
 публицистичности, стремлению к широким обобщениям, к гражданственной
 тематике, монументальным образам, Охлопков ищет новые формы спектакля,
 отражающего жизнь в широком динамическом движении. Уже в "Сыновьях трёх
 рек" Гусева (1944) - пьесе, посв. героизму народа и пролетарской
 солидарности, - режиссёр находит художественные приёмы показа
 параллельности действий, динамического развёртывания событий. Охлопков
 изучает и синтезирует опыт В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова и К. С.
 Станиславского. Особое внимание он уделяет жанру совр. героич. драмы.
  Одна из самых значит, работ в истории сов. т-ра 40-х гг. - пост.
 "Молодой Гвардии" (1947, реж. и инсц. Охлопкова, худ. Рындин). В этом
 революц.-романтич. спектакле мощного патетического звучания были созданы
 яркие характеры молодогвардейцев (Олег Кошевой - Самойлов, Ульяна
 Громова - Гердрих, Любовь Шевцова - Бабанова, Карпова, Сергей Тюленин -
 Толмазов), достигнут напряжённый динамизм действия; патетический образ
 спектакля - алое знамя, овевающее сцену, - воспринимался как символ
 героизма. В дальнейших работах - "Мать" по Горькому (1948, реж.
 Каверин), "Сампаны Голубой реки" Пушкова (1950, реж. Охлопков), "Прага
 остаётся моей" по Ю. Фучику (1950, реж. Власов), "Гостиница "Астория""
 Штейна (1956, реж. Охлопков и Ду-дин)-т-р продолжает героико-патетич. и
 общественно-публицистич. линию репертуара.
  Одновременно с этим т-р работает над классикой. "Гроза" (1953, реж.
 Охлопков; Катерина - Козырева) решается т-ром как обобщённая трагедия,
 режиссёр усиливает героич. черты, тему протеста в образе Катерины. Одна
 из центральных работ т-ра-спектакль "Гамлет" (1954, реж. Охлопков, худ.
 Рындин; Гамлет - Самойлов, Марцевич, Полоний - Свердлин, Офелия -
 Бабанова), решённый как трагедия глубоких, философских обобщений;
 отрицая в образе Гамлета черты рефлексии и безволия, режиссёр показывает
 силу восстания человеческого духа, мятеж смелой мысли, познавшей причину
 зла и поднявшейся на борьбу с ним.
  В 1960 т-р ставит пьесу Брехта "Мамаша Кураж и её дети" (реж.
 Штраух), трактуя её как эмоциональную Драму (мамаша Кураж - Глизер,
 Катрин - Карпова). Публицистические, острые, общественно значимые
 спектакли 50-60-х гг.: "Аристократы" Погодина (1956, возобновление,
 пост. Охлопкова, 1935), "Океан" Штейна (1961, реж. Охлопков, Дудин),
 "Поворот ключа" Кундеры (1963, реж. Толмазов) и др. В спектакле
 "Иркутская история" Арбузова (1960, реж. Охлопков, худ. Кулешов)
 обобщённо раскрывается тема формирования сознания сов. человека,
 углубляются типич. черты характеров сценич. героев (Валя - Мизери,
 Виктор - Лазарев, Сергей - Марцевич, Сердюк - Ханов, Лариса - Зайкова),
 т-р раздвигает рамки лирического сюжета.
  Проблемы синтетич. т-ра разрабатываются в пост. трагедии Еврипида
 "Медея" (1961, реж. Охлопков, худ. Рындин), осуществлённой в плане
 монументальной трагедии на открытой сцене концертного зала им.
 Чайковского. В этом спектакле участвуют симфонич. оркестр, вокальный хор
 и пантомимич. балетный коллектив, изображающий греческий хор - толпу.
 Здесь ярко проявились дарования актёров (Медея - Козырева, Гердрих, Ясон
 - Самойлов).
  Идея синтетич. т-ра определяет и обращение Охлопкова к элементам нар.
 нац. т-ров (японская ха-намити - дорога через зал или "дорога цветов"),
 использование принципа выносных площадок, а также выходы актёров в
 партер, отсутствие занавеса, включение музыки, танца, пантомимы.
  Т-р стремится воспитывать актёров, создающих монументальные,
 обобщённые образы и при этом владеющих тонкостью психологич. красок,
 достигающих цельности, ансамблевости исполнения.
  В труппе т-ра (1964): нар. артисты СССР - М. И. Бабанова.Л. Н.
 Свердлин; нар. артисты РСФСР- Ю. С. Глизер, Т. М. Карпова, Г. П.
 Кириллов, В. А. Любимов, В" М. Орлова,Е. В. Самойлов, Б. Н. Тол-мазов,
 А. А. Ханов, М. М. Штраух; засл. артисты РСФСР - П. М. Аржанов, В. И.
 Бахарев, В. В. Гердрих, Б. Л. Левинсон, Е. Н. Козырева, А. П. Лукьянов,
 С. Л. Морской, А. Я. Москалёва, К. И. Нестру-ева, М. Д. Орлов, К. В.
 Пугачёва, А. Р. Терёхина; актёры: С. В. Зайкова, А. С. Лазарев, Е. Н.
 Лазарев, Э. Е. Марцевич, С. Н. Мизери и др. Гл. реж. т-ра - нар. арт.
 СССР Н. П. Охлопков, режиссёры: нар. арт. РСФСР В. Ф. Дудин, засл. арт.
 РСФСР Е.И. Зотова, А. В. Кашкин.
  В зрительном зале т-ра 1232 места.
  РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
  (в скобках указаны фамилии постановщиков)
  Т-р Революции
  1922. "Ночь" Мартине (Велижев, худ. Амосова), "Разрушители машин"
 Толлера (Мейерхольд, Репнин, худ. Комар-денков).
  1923. "Человек-масса" Толлера (Мейерхольд, Велижев, худ. Шестаков),
 "Возвращение Дон Жуана" Сухотина и Щекотова (Мейерхольд, Велижев, худ.
 Комарденков), "Доходное место" (Мейерхольд, худ. Шестаков); "Спартак"
 Волькенштейна (Бебутов, худ. Шестаков), "Озеро Люль" Файко (Мейерхольд,
 худ. Шестаков).
  1924. "Стенька Разин" Каменского (Бебутов, худ. Вя-лов), "Кадриль с
 ангелами" Франса (Грипич, худ. Шестаков), "Эхо" Билль-Белоцерковского
 (Грипич, худ. Шестаков).
  1925. "Воздушный пирог" Ромашова (Грипич, худ. Шестаков), "Ужовка"
 Шимкевича (Грипич, худ. Лушин), "Барометр показывает бурю" Насимовича
 (Королёв, худ. Шестаков).
  1926. "Конец Криворыльска" Ромашова (Грипич, худ. Шестаков), "Купите
 револьвер" Белы Иллеша (Королёв, худ. Ефименко).
  1927. "Рост" Глебова (Люце, худ. Г. Миллер), "Амба" Чалой (Урбанович,
 худ. Зотов), "Наследство Рабурдена" Золя (Терешкович, худ. Распопов),
 "Матрац" Ромашова (Глаголин и Ромашов, худ. Шестаков), "Голгофа"
 Чижевского (Терешкович, худ. Буров).
  1928. "Человек с портфелем" Файко (Дикий, худ. Акимов), "Когда поют
 петухи" Юрьина (Терешкович, Зубов, худ. Распопов), "Гоп-ля, мы живем!"
 Толлера (Фёдоров, худ.' Шлепянов).
  1929. "Инга" Глебова (Терешкович, худ. Родченко), "Гора" Чалой.
 (Зубов, худ. Шлепянов).
  1930. "Партбилет" Завалишина (Фёдоров, худ. Шлепянов), "Двенадцатый"
 Баркова (Зубов, худ. Волков), "История одного убийства" Андерсона и
 Хикерсона (Волков, худ. Шлепянов), "Первая Конная" Вишневского (Дикий,
 худ. Рабинович).
  1931. "Строй-фронт" Завалишина (реж. и худ. Шлепянов), "Поэма о
 топоре" Погодина (Попов, худ. Шлепянов).
  1932. "Улица радости" Зархи (реж. и худ. Шлепянов), "Мой друг"
 Погодина (Попов, худ. Шлепянов).
  1933. "На Западе бой" Вишневского (реж. и худ. Шлепянов), "Недоросль"
 (Власов, худ. Кулешов).
  1934. "После бала" Погодина (Попов, худ. Шлепянов), "Личная жизнь"
 Соловьёва (Шлепянов, худ. Прусаков).
  1935. "Отважный трус" Штока и Смоляна (Власов, худ. Кулешов), "Ромео
 и Джульетта" Шекспира (Попов и Шлепянов, худ. Шлепянов), "Умка - белый
 медведь" Сельвин-ского (Власов, худ. Прусаков).
  1936. "Лестница славы" Скриба (Штраух, худ. Вильяме), "Концерт" Файко
 (Шлепянов, худ. Кулешов), "Гибель эскадры" (реж. Шлепянов, Власов и
 Штраух, худ. Волков).
  1937. "Собака на сене" Лопе де Вега (Власов, худ. Фаворский),
 "Последние" (Штраух, худ. Арапов); "Правда" Корнейчука (Петров, худ.
 Кондратов).
  1938. "Два веронца" Шекспира (Астангов, худ. Рогачев), "Фуэнте
 овехуна" Лопе де Вега (Пыжова и Бибиков, худ.
  Ходасевич и Басов), "Иван Болотников" Добржинского (Власов и
 Ключарёв, худ. Иванов и Перко).
  1939. "Павел Греков" Войтехова и Ленча (Астангов и Лишин, худ.
 Рындин), "Таня" Арбузова (Лобанов, худ. Варпех), "Клевета" Вирты
 (Власов, худ. Прусаков).
  1940. "Простые сердца" Паустовского (Лобанов, худ. Пименов),
 "Бесприданница" (Завадский, худ. Дмитриев).
  1941. "Мария Стюарт" (Майоров, худ. Вильяме), "Весна в Москве" Гусева
 (Власов, худ. Варпех), "Ключи Берлина" Финна и Гуса (Штраух и Майоров,
 худ. Фрадкина и Вишне-вецкая).
  1942. "Фронт" (Майоров, худ. Волков), "Питомцы славы" Гладкова
 (Майоров, худ. Тышлер, в Ташкенте).
  Моск. т-р драмы
  1943. "Жила-была девушка" (Майоров, худ. Коркин).
  1944. "Сыновья трёх рек" Гусева (Охлопков, худ. Рындин), "Лодочница"
 Погодина (Охлопков, худ. Рындин), "Пёстцые рассказы" по Чехову (Власов,
 худ. Рындин).
  1945. "Отчий дом" Катаева (Власов, худ. Кулешов), "Лисички" Хелман
 (Страдомская, худ. Рындин), "Обыкновенный человек" Леонова (Каверин,
 худ. Киселев), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (Фёдоров,
 худ. Рындин), "Круг" Моэма (Каверин, худ. Шестиков).
  1946. "Капитан Костров" Файко (Страдомская, худ. Татлин), "Лёнушка"
 Леонова (Цетнерович, худ. Коз-линский).
  1947. "Молодая гвардия" (Охлопков, худ. Рындин), "Таня" (2-я
 редакция) Арбузова (Лобанов, худ. Рындин), "Судьба Реджинальда Дэвиса"
 Кожевникова и Прута (Фёдоров, худ. Рындин), "Великие дни" Вирты
 (Охлопков, худ. Вильяме).
  1948. "Хлеб наш насущный" Вирты (Страдомская, худ. Вишневецкая),
 "Мать" Горького (Каверин, худ. Рындин), "Не от мира сего" Финна
 (Каверин, худ. Эрдман), "Закон чести" Штейна (Охлопков, Зотова, худ.
 Каминка, К. Ефимов).
  1949. "Два лагеря" Якобсона (Власов, худ. Тышлер), "Леди и
 джентльмены" Хелман (Зотова, худ. Рындин), "Вей, ветерок" Райниса
 (Вурос, худ. Федоров).
  1950. "Три опровержения" Дыховичного, Слободского (Каминка, Толмазов,
 худ. Ефимов), "Сампаны Голубой реки" Пушкова (Охлопков, худ. Ефимов),
 "Прага остаётся моей" Буряковского (Власов, худ. Рындин), "Директор"
 Алёшина (реж. и худ. Акимов), "Победители ночи" Штока (Вурос, худ.
 Акимов).
  1951. "Путь в грядущее" Марвича (Толмазов, Д. Вурос, худ. Рындин),
 "Яблоневая ветка" Добровольского и Смоляк (Зотова, худ. Пименов),
 "Зыковы" Горького (Дудин, худ. Юон).
  1952. "Третья молодость" Бр. Тур (Дудин, худ. Чемоду-ров), "Родные
 места" Малюгина (Вурос, худ. Чемодуров).
  1953. "Откровенный разговор" Л. Зорина (Власов, худ. Кноблок),
 "Гроза" (Охлопков, худ. Чемодуров), "Легенда о любви" Назыма Хикмета
 (Дудин, худ. Чемодуров).
  Т-р им. Маяковского
  1954. "Семья Журбиных" Кочетова и Кара (Зотова, худ. Злочевский),
 "Домик на окраине" Арбузова (Толмазов, худ. Васильев), "Гамлет"
 (Охлопков, худ. Рындин).
  1955. "Персональное дело" Штейна (Зотова, худ. Кулешов).
  1956. "Клоп" (Власов, худ. Кулешов), "Вишнёвый сад" (Дудин, худ.
 Лесков), "Спрятанный кабальеро" Кальдерона (Ганшин, худ. Р. Распопов),
 "Аристократы" Погодина (Охлопков, худ. Кноблок), "Гостиница "Астерия""
 Штейна (Охлопков, Дудин, худ. Кулешов).
  1957. "Сонет Петрарки" Погодина (Зотова, худ. Эрдман), "За час до
 рассвета" Галича (Дудин, Кулешов), "Садовник и тень" Леонова (Охлопков,
 Кашкин, худ. Коваленко, Кривошеина), "Кресло ј 16" Угрюмова (Толмазов,
 худ. Кулешов).
  1958. "Дальняя дорога" Арбузова (Зотова, худ. Коваленко, Кривошеина),
 "Человек в отставке" Софронова (Дудин, худ. Кулешов), "Вечное перо"
 Штока (Кашкин, худ. Кулешов), "Побег из ночи" Бр. Тур (Дудин, худ.
 Кулешов).
  1959. "День остановить нельзя" Спешнева (Охлопков, Кашкин, худ.
 Сальвинская), "Украденная жизнь" Мо-римото Каору (Иосико-Окада, худ.
 Кулешов), "Весенние скрипки" Штейна (Зотова, худ. Коваленко,
 Кривошеина), "Без обратного адреса" Софронова (Дудин, худ. Кулешов).
  1960."Иркутская история" Арбузова (Охлопков,худ. Кулешов), "Время
 любить" Ласкина (Толмазов, худ. Вартанян), "Мамаша Кураж и её дети"
 Брехта (Штраух, худ. Кулешов).
  1961. "Океан" Штейна (Охлопков, Дудин, худ. Кулешов), "Проводы белых
 ночей" Пановой (Зотова, худ. Коваленко, Кривошеина), "Фауст и Смерть"
 Левады (Дудин, худ. Коваленко и Кривошеина), "Медея" Еврипида (Охлопков,
 худ. Рындин).
  1962. "Современные ребята" Шатрова (Дудин, худ. Коваленко,
 Кривошеина), "В горах моё сердце" Сарояна (Цициновский, худ. Манке),
 "Голубая рапсодия" Погодина (Толмазов, худ. Кулешов), "Как поживаешь,
 парень?" Пановой (Зотова, худ. Коваленко, Кривошеина).
  1963. "Опасная тишина" Вейцлера и Мишарина (Вейцлер, худ. Кулешов),
 "Нас где-то ждут" Арбузова (Охлопков, худ. Сумбаташвили), "Поворот
 ключа" Кундеры (Толмазов, худ. Кулешов), "Золотой конь" Райниса (Кашкин,
 худ. Вилке).
  1964. "Кавказский меловой круг" Брехта (Дудин, худ. Коваленко,
 Кривошеина).
  Лит.: А л п е р с Б., Театр Революции, М., 1928;
  Московский театр Революции. 1922-1932. Сб. статей, М., 1933; Очерки
 истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954, с.
 349-63, 630-45, т. 2, М 1960, с. 267-81, 653-55; т. 3, М., 1961, с.
 260-330.
  К. Р. (раздел - Т-р Революции), Я. Вел. МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ
 ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА - русский советский драматический театр. Создан на
 основе Центрального моек. т-ра рабочей молодёжи, организованного в 1927
 по инициативе ЦК ВЛКСМ, до 1938 назывался ТРАМ. Т-р стремился создавать
 острые агитац.-политич. спектакли о жизни сов. молодёжи. Но в первые
 годы в работе коллектива сказались глубокие противоречия тра-мовского
 движения, воздействие Пролеткульта. Первые пьесы-сценарии о комсомоле
 были написаны и исполнены рабочими-комсомольцами - "Зелёные огни"
 (1928), "Дай пять" (1929). Импровизационно, в процессе репетиций
 создавались пьесы Ф. Кнорре "Тревога" (1931) и др. Злободневность,
 задор, темперамент совмещались в них с поверхностностью, упрощённостью,
 наивной символикой в освещении совр. жизни. Идеологи ТРАМа утверждали,
 что "рабочий парнишка" должен играть самого себя, исполнитель
 роли-"взволнованный докладчик своей темы", требовали отказа от овладения
 профессионализмом, маете рство-м, от проф. драматургии.
  В сер. 30-х гг. происходит решительная творч. перестройка,
 превращение полупроф. ТРАМа в проф. т-р. Т-р обратился к творч. методу
 МХАТа. В 1933 художественным руководителем т-ра становится режиссёр
 МХАТа И. Я. Судаков, под рук. к-рого и при участии режиссёров МХАТа были
 пост. "Дальняя дорога" Арбузова (1936), "Бедность не порок" (1935), "Как
 закалялась сталь" (1937). Труппа т-ра пополнилась актёрами театра-студии
 под рук. Р. Н. Симонова - Н. Н. Паркалаб, В. В. Марута и др. В 1938 в
 труппу вступили С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтова, А. Г. Вовси, затем Б. Ю.
 Оленин, Р. Я. Плятт. Художественным руководителем т-ра в 1938-51 был И.
 Н. Берсенев, режиссёрами - С. Г. Бирман и С. В. Гиацинтова. К этому
 времени определилась творч. программа коллектива, выразившаяся в его
 названии - Т-р им. Ленинского комсомола,-углубилась связь с комсомолом;
 велась борьба за высокое реалистич. мастерство, овладение
 профессионализмом актёрского творчества, за объединение творч. сил
 коллектива. Берсенев подчёркивал важность ясности, простоты,
 выразительности спектаклей, обращённых к молодёжи. Т-р привлёк новых
 драматургов: К. М. Симонова (первая пьеса к-рого "История одной любви"
 пост. здесь в 1940), Б. Л. Горбатова. В спектаклях создаются правдивые,
 выразительные образы сов. молодёжи. Лучшие, программные работы
 коллектива - "Парень из нашего города" (1941; Сергей Луконин - В.
 Соловьёв, Бурмин - Плятт), "Юность отцов" Горбатова (1943), показывавшие
 формирование большевистского характера, высокую мораль сов. молодёжи.
  В репертуар т-ра включается сов., классич. и совр. зарубежная
 драматургия: "Мой сын" Гергея и Литовского (1939, реж. Берсенев; Мария
 Эстераг - Бирман, Пали - В. Соловьёв), "Нора" (1939, реж. Берсенев и
 Гиацинтова; Нора - Гиацинтова), "Зыковы" (1940, реж. Бирман; Антипа
 Зыков - Оленин), "Живой труп" (1942, реж. Бирман; Протасов - Берсенев,
 Маша - Кутасина), "Сирано де Бержерак" Рос-тана (1943, реж. Бирман;
 Сирано - Берсенев, Роксана - Серова), "Месяц в деревне" Тургенева (1944,
 режиссёр и исполнительница роли Натальи Петровны - Гиацинтова), "Семья
 Ферелли теряет покой" Хелман (1945, реж. Бирман), "Наш общий друг" по
 Диккенсу (1946, реж. Бирман), "Русский вопрос" (1947, реж. Бирман;
 Макферсон - Берсенев, Джес-си - Серова, Смит - Пелевин).
  Наибольшие удачи т-ра были связаны с глубоким раскрытием современной
 темы, жизни советских людей. Т-р осуществил пост. пьес "Фронт" (1942),
 "Поединок" бр. Тур и Шейнина (1944, реж. Берсенев), "Так и будет" (1944,
 режиссёр и исполнитель роли Савельева - Берсенев, майор Греч - Бирман,
 Оля - Серова), "Под каштанами Праги" (1945) Симонова, "За тех, кто в
 море!" Лавренёва (1947, реж. Берсенев), "Губернатор провинции" бр. Тур и
 Шейнина (1947).
  В 1949 Гиацинтовой был пост. спектакль о юности В. И. Ленина "Семья"
 Попова, в к-ром Гиацинтова создала образ гордой и сильной рус. женщины,
 матери Ленина - Марии Александровны Ульяновой. Острые вопросы жизни
 молодёжи были затронуты в спектакле "Годы странствий" Арбузова (1954,
 Ведерников - Карнович-Валуа, Люся - Фадеева, Тётя Тася - Гиацинтова),
 рассказывающем о формировании характеров, об ответственности человека
 перед обществом. В 50-60-е гг. осуществлены пост. спектаклей: "Новые
 люди" по роману Чернышевского "Что делать?" (1952), "Твоё личное дело"
 Ошанина и Успенской (1953), "Вишнёвый сад"; "Друзья-сочинители"
 Венкстерн (оба в 1954), "В доме господина Драгоми-реску" Ловинеску,
 "Мужество" по Кетлинской (оба в 1955), "Когда цветёт акация" Винникова,
 "Хлеб и розы" Салынского (оба в 1957), "Пароход зовут "Орлёнок"" Галича,
 "Братья Ершовы" по Кочетову (оба в 1959), "Опасный возраст" Нариньяни,
 "Цветы живые" Погодина (оба в 1960), "Ночное чудо" Ягджана (1961),
 "Большое волнение" Дворецкого, "Бесприданница" (1962), "Лучше останься
 мёртвым" Витлингера (1963). В 1958 пост. "Святая Жанна" Шоу (Жанна -
 Фадеева, Дофин-С. Яковлев). В 1964 пост. "В день свадьбы" Розова.
  После смерти И. Н. Берсенева гл. режиссёрами т-ра были С. В.
 Гиацинтова (1952-56), С. А. Майоров (1957-60), Б. Н. Толмазов (1960-62).
  В труппе т-ра (1964): нар. арт. СССР С. В. Гиацинтова; нар. арт.
 РСФСР: А. Г. Вовси, Е. А. Фадеева, засл. арт. РСФСР: В. В. Всеволодов,
 Г. С. Карнович-Валуа, 3. А. Кузнецова, А. А. Пелевин, Л. Н. Рюмина, В.

<< Пред.           стр. 526 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу