<< Пред.           стр. 53 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 этого коллектива, с 1900 труппа стала профессиональной. В 1901-03 он
 пост. в этом т-ре пьесы Н. Везирова, М. Ф. Ахундова и др. (руководил
 труппой до 1904). А. был идейным руководителем нац. т-ра в период его
 становления, возглавлял борьбу за сценич. реализм, демократич.
 направленность азерб. театр. иск-ва, стремился обогатить репертуар,
 использовать опыт передовой рус. культуры, добиться естественности,
 ансамбля в актёрском исполнении. С 1907 А.- один из ведущих авторов
 боевого демократич. журнала "Молла Насреддин", где помещает рассказы,
 фельетоны, статьи, резко критикующие буржуазяо-помещичий строй,
 господствующие классы.
  В советское время А. написал пьесы "В тени дерева" (1926), "Старое
 поколение" (1927, Т-р им. Азизбекова), в к-рой по-новому раскрывает тему
 крушения дворянского мира, обличает пережитки прошлого, "Женский
 праздник" (1928), "Товарищ Кёр-оглы" (1932). Пьесы А. шли в Азерб. драм.
 т-ре им. Азизбекова и др. коллективах республики. Автор очерка "Из
 истории азербайджанского театра". Переводил Шекспира ("Гамлет"),
 Шиллера, Горького, Чехова и др.
  С о ч.: Избранное, пер. с азерб. яз., М., 1950; Избранные соч, в двух
 томах, т. 1-2, Баку, 1956-1957.
  Лит.: Мэммэдов К., ЭбдуррэЬимбэй Нэгвердиев, 2 чапы, Бакы, 1955;
 Мамедов К. А., Ахвердов (Жизнь и творчество), Баку, 1959. К. Т.
  АХВЛЕДИАНИ, Елена Дмитриевна [р. 5(18). lV. 1901] - грузинский
 советский художник. Училась в Тбилиси. В 1922-27 занималась в Италии и
 Франции. После возвращения в Грузию работала с К. А. Марджанишвили во
 2-м Гос. театре драмы (ныне Театр имени Марджанишвили, Тбилиси).
 Оформила там спектакли: "Как это было" Каладзе '(1929), "Страх" (1932),
 "Отелло" (1932), "Женитьба Фигаро" (1937); "Мадам Сан-Жен" Сарду (1940).
 В Театре им. Руставели - "На всякого мудреца довольно простоты" (1944);
 Театре оперы и балета им. Шевченко (Киев)-"Бал-маскарад" Верди, "Паяцы".
 В Киевском т-ре им. Леси Украинки - "Дни Турбиных" Булгакова. В Ленингр.
 т-ре оперы и балета -"Мать" Хренникова. Д. Д.
  Лит.: Гугушвили Э., Джанелидзе Д., Грузинский гос. драм. театр им. К.
 Марджанишвили, Тб." 1959;
  Абхаидзе Ш., Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр им.
 Руставели, Тб., 1958.
  АХЕДЖАКОВ, Меджид Салехович
  (р. 15. V. 1914) - адыгейский советский режиссёр. Засл. деят. иск-в
 РСФСР
  (1957). Член КПСС с 1932. Окончил режиссёрский ф-т ГИТИСа в 1941, по
 классу Н. М. Горчакова. С этого же года - режиссёр, а потом гл. режиссёр
 объединённого (адыгейская и русская труппы) драм. т-ра в Майкопе. Пост.
 спектакли: "Женихи" Мамия, "Глубокие корни" Гоу и д'Юссо; "Кремлёвские
 куранты", "Русский вопрос"; "Возмездие" Джагупова, "Зарушен и Зауркан"
  Шачака и др. Перевёл на адыг. яз.:
  "Ревизор", "Коварство и любовь", "Женитьба Фигаро". Ведёт
 педагогическую работу. Ек. Г. АХМЕДОВ, Сали (р. 15. VII. 1907) -
 узбекский советский актёр и режиссёр.
  "Засл. арт. Узб. ССР (1950). Член КПСС с 1946. Один из старейших узб.
 режиссёров. В 1928 организовал в Фергане полупроф. театр. коллектив. В
 1931
  (совм. с М. Хайдаровым) создал на основе этого коллектива Ферганский
 узб. т-р, в к-ром работал актёром и режиссёром. В 1946-55 - гл. реж.
  Кокандского узб. т-ра. С 1955 - гл. реж. Ферганского т-ра. Роли:
 Арслан и Пулат ("Два коммуниста" Яшена),
  Гафур ("Бай и батрак" Хамзы),
  Маджитдин ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова), Мавлон ("Шёлковое
 сюзане" Каххара), Годун ("Разлом"),
  Платон Кречет и др. Пост. спектакли - "Нурхон", "Офтобхон" Яшена,
  "Бай и батрак" (1949), "Проделки Майсары" (1949) Хамзы, "Русский
 вопрос"
  (1947); "Калиновая роща" Корнейчука
  (1951). Ъ. Д. АХМ‚ДОВА, Назира [р. 12(25). VII.
  1913] - узбекская советская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. Узб.
 ССР
  (1950). В 1928-30 обучалась в Узб. драм. студии в Москве. Сценич.
 деятельность начала в 1930 в Т-ре им. Хамзы
  (Ташкент). С 1934 А.- солистка Т-ра оперы и балета им. Навои
 (Ташкент).
  Партии: Лейли, Асаль ("Лейли и Меджнун", "Гюльсара" Глиэра и
 Садыкова),
  Ширин ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), Таня ("Ер-Таргын"
 Брусиловского); Прилепа ("Пиковая дама"), Ксения ("Борис
  Годунов"), Джильда ("Риголетто") и др. А.- одна из первых узб. певиц,
 овладевших европ. манерой пения. Создала ряд запоминающихся лирич.
 образов. Выступает также как концертная певица с песнями народов СССР.
 С. М.
  АХМЕТ‚ЛИ, Александр (Сандро) Васильевич [13(25). IV. 1866-1937] -
 грузинский советский режиссёр. Один из основоположников сов. груз. т-ра.
 Нар. арт. Груз. ССР (1933). Род. в сел. Анага (Грузия) в семье
 священника. В 1916 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. С 1909 выступал со
 статьями о театр. иск-ве. Приезжая из Петербурга на каникулы, ставил в
 Телави и Мачхаани любительские спектакли.
  После окончания ун-та занимался лит. деятельностью. В 1920 пост. в
 Тбилиси первый спектакль на проф. сцене ("Бердо Змания" Шаншиашвили) и
 начал режиссёрскую деятельность. С 1924 - гл. режиссёр Т-ра им.
 Руставели (Тбилиси). Ученик К. А. Марджанишвили, А. осуществил совместно
 с ним пост. спектаклей "Герои Эрети" Шаншиашвили, "Виндзорские кумушки"
 Шекспира. На сцене Т-ра им. Руставели А. пост. спектакли: "Загмук"
 Глебова (1926), "Разлом" (1928), "Анзор" Шаншиашвили (1928), "Город
 ветров" Киршона (1929), "Ламара" по Важа Пшавела (1930), "Тетнульд"
 Дадиани (1931), "Разбойники" ("Ин тираннос!") (1933) и др.; в Т-ре оперы
 и балета пост. "Сказанье о Шота Руставели" Аракишвили и "Латавра"
 Палиашвили. А. внёс значит, вклад в развитие груз. театр. иск-ва,
 способствовал утверждению героико-романтич. направленности творчества
 Т-ра им. Руставели. Созданные им спектакли отличались эмоциональностью,
 изобретательностью, яркостью и своеобразием сценич. формы, гармонич.
 слитностью всех компонентов, динамичностью, мастерством постановки
 массовых сцен. А. широко использовал в своих спектаклях
 песенно-хореографич. нар. творчество.
  Лит.: Абхаидзе Ш. и ШвангирадзеН., Государственный ордена Ленина
 театр им. Руставели, Тб., 1958.
  АХМ‚ТОВ, Хусаин Файзуллович [р. 24. XII. 1913 (6.1. 1914)] -
 башкирский советский композитор. Засл. деят. иск-в Башк, АССР(1957).
 Член КПСС с 1948. Окончил Моск. консерваторию (по классу пения - 1941,
 по классу композиции - 1945). Автор балета "Горный орёл" о народном
 герое Салавате Юлаеве (совм. с Н. Сабитовым, 1954, Уфа, Башк. т-р оперы
 и балета), симф., хоровых, камерно-инстру-мент. и др. соч. Д. Б.
  АХОЛАЙНЕН (Aholainen), Ирья (р. 27.XII. 1904) - финская артистка
 оперы (сопрано). Пению обучалась у Л. Линко в Хельсинки;
 совершенствовалась в Германии, Австрии, Италии, Франции. Впервые
 выступила на оперной сцене в Хельсинки в 1928. В 1928-54 А. - солистка
 "Финской оперы". Партии: Фиделио (о. п. Бетховена), Изольда ("Тристан и
 Изольда" Вагнера), Дездемона ("Отелло"), Леонора ("Трубадур" Верди),
 Манон (о. п. Массне), Галька (о. п. Монюшко), Татьяна, Лиза ("Евгений
 Онегин", "Пиковая дама") и др. А. создала ряд сце-нич. образов в операх
 фин. композиторов: Айно (о. п. Мелартина), Келмя ("Куллерво" Лауниса),
 дочь Ефты (о, п. Райтио), Майя ("Северьяни" Мадетоя) и др. С 1954 А. -
 преподаватель муз. училища в Хяменлинне. Выступает также как концертная
 певица. Гастролировала во мн. странах, в т. ч. в СССР (1956). С. А.
  АХОСПИР‚ЛИ (наст. фам. - Бегларидзе), Беглар Бегларович
 [22.Х(3.XI).1880-26.IV.1921]-грузинский поэт, драматург. Сценич. и лит.
 деятельность начал в 900-х гг. Выступал как актёр в эпи-зодич. ролях.
 Был переводчиком драматургии Горького на груз. яз.; перевёл "На дне"
 (пост. 1908, т-р артистич. об-ва). Писал водевили. Автор пьес: "Моя
 песня", "Бездомный", "Сознательность и любовь" и др. Соч.: о Ь п Ь 3 о
  о (w о ., Р)оЭо БобоБо, cnoobo, 1912;
  9 о Ь о Q n, ЗОО0 С00 "узСГ0' оооЬо, 1911; Э о Ь о-3 0 SO'j"0?0 С00
 'ЭбооЬоо, (этооЬо, 1908. Н. Э.
  АХТАН (наст. фамилия и имя - Бабы и н Ахтан) (р. 1897) - монгольский
 поэт и драматург. Член МНРП. По национальности казах. Живёт и работает в
 МНР. В 1930 написал первую пьесу "Джамал" для клубного театра
 Баин-Ульгийского казах, аймака. Среди пьес А.: "Ермалай", "Калкман и
 Мамыр", "Акай-ша", "Жас урен" и др. Г. У.
  АХУМЯН, Тигран Семёнович [р. 17(29).1.1894] - армянский драматург,
 театровед. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1944). Лит. деятельность начал в
 1914 по окончании Моск. ун-та. Написал 16 пьес и оперных либретто. Среди
 них "Ярость" (переделка одноим. пьесы Г. Яновского, 1929), "В когтях
 тьмы", "Враг" (1931) - о борьбе с кулачеством, "Жизнь, как песня"
 (1950), "На рассвете" (1932) и др. Некоторые пьесы А. пост. в Т-ре им.
 Сундукяна (Ереван). Перевёл ряд пьес на арм. яз.
  Автор монографии "Драматургия Д. Демирчяна" (изд. 1958) и статей по
 вопросам т-ра и драматургии (в т. ч. монографии о Чехове, Грибоедове). С
 1944 вёл педагогич. работу в Ереванском театр. ин-те, затем в ун-те. Б.
 А.
  АХУНДОВ, Исмаил Гусейн оглы [р. 2 (15).IV. 1907] - азербайджанский
 советский театральный художник, график. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР
 (1940). Член КПСС с 1940. Окончил бакинский Художеств. техникум (1928) и
 Моск. полиграфич. ин-т (1932). В 1937-52 - художник Т-ра им. М.
 Азизбекова (Баку). Оформил спектакли: "Гаджи Кара" Ахундова (1937),
 "Мачеха" Бальзака (1939), "Аршин мал алан"
  У. Гаджибекова (1939), "Мертвецы" Мамедкулизаде (1940), "Яшар"
 Джабарлы (1947), "Гроза" (1943), "Без вины виноватые" (1948);
 "Победители" Чир-скова (1947), "Шейх Санан" Джавида (1956), "Грозовой
 год" Каплера и Златогоровой (1959) и др. В 1940-59 - директор музея им.
 Низами. Ст пр. (1950).
  АХУНДОВ, Мирза Фатали [30.VI(12.VII).1812, Hy-ха,- 26.11(10. III).
 1878, Тифлис] - азербайджанский писатель, драматург, просветитель,
 философ. Основоположник азерб. реалистич. драматургии и прозы. Учился в
 духовной школе, где изучил арабский и персидский яз., затем в
 русско-азерб. уч-ще. В 1834, переехав в Тифлис, поступил переводчиком с
 восточных яз. в канцелярию царского наместника на Кавказе. Сблизился с
 декабристами А. А. Бестужевым-Мар-линским, А. И. Одоевским, польским
 поэтом-революционером А. Заблоцким и др. В 30-е гг. началась лит.
 деятельность А. (первое значительное произведение - поэма "На смерть
 Пушкина", 1837). В 1850 написал первую комедию "Молла Ибрагим Халил,
 алхимик, .обладатель философского камня". За короткое время (до 1856)
 создал ещё пять комедий:
  "Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун"
 (1850, пост. 1851, Петербург), "Везир .ленкоранского ханства" (1850),
 "Медведь, победитель разбойника" (1851), "Приключение скряги" ("Гаджи
 Кара", 1852), "Правозаступники в городе Тавризе" ("Восточные адвокаты",
 1855). Комедии А. реалистически изображают азерб. действительность
 первой пол. 19 в. Они обличают пороки феод. общества, произвол
 правителей, социальную несправедливость, косность, невежество,
 ханжество, религиозный фанатизм, сатирически показывают разложение
 феодально-патриархальных отношений. Символом жадности и трусости
 купечества стал образ Гаджи Кара в комедии "Приключение скряги".
 Изображая отри-цат. явления жизни, драматург показал и передовые силы
 общества в образах поэта и просветителя Гаджи Нури ("Алхимик"), молодого
 Шахбазбека ("Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый
 колдун"), стремящихся к знанию смелых, умных, волевых женщин,
 отстаивающих свои права,- Се-кина ханум ("Правозаступники в городе
 Тавризе"), Сона ("Приключение скряги").
  Творчество А. проникнуто глубоким знанием народной жизни, любовью к
 родной стране, стремлением к благу народа, к культуре. Оно оказало
 огромное воздействие на развитие нац. литературы и т-ра. Первые пост.
 произведений А. были осуществлены в переводе автора на рус. сцене (в
 1851-в Петербурге и в 1852 - в Тифлисе). Драматургия А. послужила
 основой для возникновения азерб. т-ра; 10 (22) марта 1873 в Баку был
 сыгран первый спектакль на азерб. языке - комедия А. "Везир
 ленкоранского ханства". С этого дня начал свою историю азерб. проф. т-р.
 В дальнейшем комедии А.. были переведены на персидский, франц., англ.,
 нем., груз. и арм. языки.
  А. принёс в азерб. лит-ру новую художеств. форму. Реализм, жизненная
 правда являются осн. принципом его творчества. А. отразил
 действительность в её существенных чертах, воспроизвёл социально-типич.
 характеры в типич. обстоятельствах. А.-критику принадлежит заслуга
 первой в Азербайджане научной разработки вопросов лит-ры и иск-ва. В
 своих литературных статьях, написанных в 60- 70-х гг., он подверг
 критике эпигонскую и ре-лигиозно-мистич. поэзию, выступал против
 безыдейности и формализма в лит-ре. Считая драматич. иск-во средством
 нар. просвещения, А. писал: "Целью драматического искусства является
 облагораживание нравов людей, показ поучительных примеров зрителю или
 читателю" (Ахундов М. Ф., Избр. философские произведения, Баку, 1953, с.
 240).
  Пьесы А., ПОЛОЖИВШЕГО основу нац. т-ра, не сходят с азерб. сцены, их
 ставили дореволюц. труппы, они широко вошли в репертуар сов. т-ров (в
 частности, Т-ра им. Азизбекова), способствуя освоению сов. театр.
 иск-вом нац. художественных традиций.
  Соч.: Эсэрлэри, ч. 1-3, Бакы, 1949-1955; Эсэрлэри Уч чилддэ, ч. 1,
 Бакы,;1958-; Избранные художеств. произведения, Баку, 1950; Избранное,
 пер. с азерб. яз., М., 1956; Избр. философские произведения, Баку, 1953;
 Комедии..., Тифлис, 1853.
  Лит.: Р а фил и М. Г., М. Ф. Ахундов, Баку, 1939;
  Ч э ф эр М., М. Ф. Ахундовун эдэби-тэнгиди кврушлэри, Бакы, 1950;
 Джафаров Дж., Драматургия М. Ф. Ахундова, Баку, 1950; Джафаров Дж.,
 Ахундов и традиции русского реализма, "Дружба народов", 1952, ј 2; Мир
 Ахмедов А., М. Ф. Ахундов, Баку, 1953; Р а ф и л и М. Г., М. Ф. Ахундов.
 Ждань и творчество, Баку, 1957; Гули-з а д е М. А., М. Ф. Ахундов и
 передовая русская культура, "Литературный Азербайджан", 1953, ј 2;
 Мамедов Н., Реализм комедии "Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах,
 знаменитый колдун" М. Ф. Ахундова, "Изв. АН Аяерб. ССР", 1958, ј 3. Я.
 Т.
  АХУНДОВ, С. Р.- азербайджанский советский актёр. См. Рухулла С.
  АХУНДОВ, Сулейман (Сани) (21.IX.1875 -29.III. 1939) - азербайджанский
 советский писатель, драматург. После окончания горийской учительской
 семинарии вёл преподавательскую работу. Драма-тургич. деятельность начал
 в 1899 пьесой "Стяжатель", разоблачающей алчность богачей. В комедии
 "Дибдад бек" (1906) А. высмеивает систему выборов в царскую Думу. Пьесы,
 написанные А. после установления Сов. власти в Азербайджане,
 способствовали развитию азерб. театр. иск-ва. В 1920 первый сов. азерб.
 т-р открылся пьесой А. "Кузнец Гяве" (переделка пьесы Ш. Сами). В этом
 театре были пост. пьесы:
  "Соколиное гнездо" (1921), изображающая борьбу азерб. народа за Сов.
 власть, "Любовь и месть" (1922), разоблачающая феодальные отношения в
 дореволюц. Азербайджане. А. принадлежат также пьесы:
  "Колесо фортуны" (1921), "Дьявол" (1922), "Из мрака к свету" (1921),
 "Новая жизнь" (1923), к-рые ставились в Сатир-агиттеатре (Баку).
 Продолжая лучшие реалистич. традиции М. Ф. Ахундова, А. внёс в азерб.
 драматургию новые революц. темы, отразил в своих пьесах развитие
 классового самосознания трудящихся.
  Соч.: Сечилмиш эсэрлари, Бакы, 1951.
  Лит.: А р и ф М., Литература азербайджанского народа, Баку, 1958; В э
 л и j е в М., CynejMaH Сани Ахундов, Бакы, 1956. Я. Т.
  АХЬДЗЫРТВЫО (букв. - обличитель) - абхаз ский народный певец. В своих
 импровизационных, насыщенных социальным содержанием песнях А. бичевали
 феодалов и царских чиновников, подвергаясь за это преследованиям
 властей. В 19--20 вв. популярностью пользовались Ч. Пилиа, Ж. Ачба, Ч.
 Чачв, А. Гунба, X. Гамсония, Ш. Сангулия, К. Чагава. Исполнение сатирич.
 песен А. сопровождали импровизац. драматич. сценами, в к-рых они
 изображали персонажей своего повествования в лицах. А. владели
 мастерством имитации, мимики, меткой образной характеристики. Творчество
 их содержало элементы театр. зрелищности. Один из видов выступлений А.-
 так наз. "самакуа" (исполнение), устраиваемое в годовщину (накануне)
 поминок, включал комич. представления "кече-ков" - шутов, скоморохов,
 разыгрывавших импро-виз. представления; они стремились рассмешить не
 смеявшихся весь год (при народе) родных умершего, имитировали известных
 зрителям, подчас присутствующих тут же людей, высмеивали самодурство,
 жадность, лень, невежество. В песнях-импровизациях А. обличали
 социальную несправедливость.
  Лит.: Лакербай М., Очерки истории абхазского театр. искусства,
 Сухуми, 1957; его же, Из истории абхазского театра, Тб., 1957. М. Л.
  А ЦЗЙ (р. 1910) - китайский режиссёр. Член Коммунистической партии
 Китая. Руководил труппой пекинской муз. драмы при Академии искусств им.
 Лу Синя в Яньане, был актёром и режиссёром в этой труппе. Принимал
 участие в работе по реформе китайского т-ра. А Ц. работает в Кит. т-ре
 пекинской муз. драмы; пост. "Три удара по Чжуцзячжуану";
  "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни и др. Автор ряда'статей по
 вопросам кит. актёрского иск-ва.
  АЦКУР‚ЛИ (наст. фам. - Гамкрелидзе), Давид Мерабович (1863-9.IV.1928)
 - грузинский актёр. Сценич. деятельность начал в 1883 в Тифлисской груз.
 труппе. Играл гл. обр. комедийные и характерные роли: Акоп, Петуа
 ("Ханума", "Сибиряк" Цагарели), Бесо ("Измена" Сумбатова) и др. Принимал
 активное участие в деятельности нар. т-ров в Тифлисе и др. городах
 Грузии. А. принадлежат переводы на груз. яз. и переделки ряда пьес.
  АЧЕРЧ (Achurch), Джанет (1864-1916) - английская актриса.
 Дебютировала в т-ре "Олимпик" (Лондон) в 1883. Выступала в ролях
 классич. репертуара, в т. ч. в пьесах В. Шекспира. А. - одна из первых
 англ. актрис, игравших в пьесах Г. Ибсена: её исполнение роли Норы
 ("Кукольный дом", 1889, т-р "Но-велти"), а также пост. пьесы "Маленький
 Эйольф" (1896, "Авеню т-р"; исполн. роль Риты) явились крупными
 событиями в борьбе за утверждение реализма в англ. т-ре 19 в. В числе
 др. ролей А.- Кан-дида и Сесиль ("Кандида" и "Обращение капитана
  Брассбаунда" Шоу). По отзыву Б. Шоу, А. была гениальной трагической
 актрисой. Оставила сцену в 1913.
  Лит.: Shaw Gr. В., Our theatres in the nineties, v. l-3, L., 1932
 (см. v. l). . А. А.
  АШ, Шолом (1.1.1880-10. VI I.I 957)- еврейский писатель и драматург.
 Родом из Польши. В 1914 эмигрировал в США; последние годы жизни провёл в
 Израиле. Умер в Лондоне. Лит. деятельность начал в 1900. Автор св. 20
 пьес и ряда автоинсценировок. Большая часть этих произведений,
 написанных на библейские сюжеты и воссоздающих предания старины,
 пронизана духом националистич. романтики:
  "Саббатай Цви" (1907), "Дочь Иевфая" (1913), "Мараны" (1922), "Иосиф"
 (1924) и др. Из пьес А. известностью пользовалась драма "Бог мести"
 (1907, Берлин, реж. Рейнгардт; в России-1907, "Современный театр",
 Петербург; Т-р Корша, Москва; Товарищество новой драмы). Произв. А.
 переведены на рус., нем., англ. и др. языки. А. Шн.
  АШАР (Achard), Марсель (р. 5. VII.1900) - французский драматург. Род.
 в крестьянской семье. В возрасте 18 лет приехал в Париж. Работал

<< Пред.           стр. 53 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу