<< Пред.           стр. 530 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Анна Каренина" (Анна- Тарасова, Каренин - Хмелёв, Вронский - Прудкин,
 Стива Облонский - Станицын, Бетси - Степанова, и др.). Т-р раскрывал
 осн. конфликт - Анна и "общество", "пожар страсти" и аристократия.,
 чопорный Петербург.
  Ещё до Октябрьской революции зрела мысль о новом прочтении пьес
 Чехова. В нек-рой мере это стремление было осуществлено при
 возобновлении спектакля "Вишнёвый сад" (1927), в к-ром были усилены
 комедийные тенденции. Новая пост. "Трёх сестёр" (1940; Маша - Тарасова,
 Ольга - Еланская, Ири-ла - Степанова и Гошева, Андрей - Станицын,
 Ту-зенбах - Хмелёв, Солёный - Ливанов, Чебуты-кин - Грибов, Кулыгин -
 Орлов, Вершинин - Бол-думан, и др.) была исполнена мужественной
 простоты, поэтической правды, отмечена целостностью замысла, точностью
 стиля, глубиной психологизма, внутр. музыкальностью построения.
 Немирович-Данченко считал, что в "Трёх сестрах", в отличие от первой
 пост. пьесы, должна прозвучать тема "тоски по лучшей жизни...
 неудовлетворённость настоящим". Работая над этим спектаклем, так же как
 и во время пост. "Врагов", Немирович-Данченко ставил задачу очищения
 иск-ва МХАТ от накопившихся ложных традиций, штампов. В 1939 была
 закончена эксперимент. работа над спектаклем "Тартюф", начатая
 Станиславским и завершённая М. Н. Кедровым; в этой работе был
 плодотворно применён метод физических действий, блестяще подтверждённый
 исполнением В. О. Топорковым роли фанатичного простака Оргона.
  Среди пост. 30-х гг.: "Таланты и поклонники" (1933), "Гроза" (1934),
 "Горе от ума" (1938). Чёткое стилистич. решение, отточенность, изящество
 актёрского мастерства отличали спектакль "Школа злословия" Шеридана
 (1940, в ролях супругов Тизл - Андровская и Яншин).
  В 30 - нач. 40-х гг. с особой силой раскрылась идейно-худ ожеств.
 зрелость МХАТ, к-рая проявилась и в создании подлинно реалистич.,
 передающих жизненную правду спектаклей, развивавших лучшие традиции
 своего иск-ва, воплощающих глубокие общественно значимые проблемы, и в
 активности художеств. позиции т-ра по отношению к отображаемой эпохе.
 Достигло расцвета творчество выдающихся актёров второго поколения, ряд
 новых пост. осуществили И. Я. Судаков, Н. М. Горчаков; к режиссуре
 обратились впоследствии ведущие деятели МХАТ Кедров, Станицын. В работе
 со Станиславским, Немировичем-Данченко сформировалась художеств. манера
 одного из крупнейших сов. театр. художников В. В. Дмитриева, создавшего
 декорации к важнейшим спектаклям т-ра.
  Работа над сов. репертуаром в годы, предшествовавшие Великой
 Отечеств, войне, ознаменовалась премьерой "Половчанских садов" Леонова
 (1939), репетициями "Кремлёвских курантов" Погодина, "Глубокой разведки"
 Крона, показанных уже во время войны, когда т-р был эвакуирован в
 Саратов (часть труппы - в Нальчик, затем в Тбилиси). В "Кремлёвских
 курантах" (1942) Немирович-Данченко вернулся к теме "интеллигенция и
 революция", взглянув на судьбу талантливого инженера Забелина с позиций
 историч. опыта. Наряду с этой темой звучала тема "вождь и народ".
 Режиссура и А. Н. Грибов, исполнитель роли В. И. Ленина, стремились
 передать пламенность, простоту, размах мысли, демократизм Ленина.
  В работе над пост. "Глубокой разведки" (1943) Кедров продолжил
 последние искания Станиславского в области системы сценич. творчества. В
 этом спектакле производственные столкновения приобретали действенность,
 эмоциональность, представали как столкновения жизненных идей и
 характеров.
  В годы войны был осуществлён ряд спектаклей, проникнутых патриотич.
 устремлённостью: "Фронт" Корнейчука (1942), "Русские люди" Симонова
 (1943), "Офицер флота" Крона (1945). В спектакле "Последняя жертва" в
 пост. Н. П. Хмелёва, Е. С. Телешевой и Г. Г. Конского (1944) с
 необыкновенной глубиной раскрывались черты рус. нац. характера (Юлия -
 Тарасова, Флор Федулыч - Москвин), была вскрыта социальная сущность
 эпохи.
  В 40-е гг. т-р потерял своих выдающихся деятелей: вслед за
 Немировичем-Данченко смерть унесла Леонидова, Лилину, Вишневского,
 Москвина, Качалова, Тарханова, Хмелёва, Добронравова, Соколову,
 Сах-новского, худ. Дмитриева, Вильямса. С особой остротой возникла
 проблема подготовки творч. смены.
  Работе МХАТ мешали ослабление контакта с новой драматургией, отход от
 принципиальной линии в вопросе формирования репертуара. В режиссуре
 неправомерно большое значение приобрела педагогич. сторона в ущерб
 созданию целостного постановочного решения. Эти трудности в жизни т-ра
 усугубило положение, в к-ром МХАТ оказался в период культа личности И.
 В. Сталина. Спектакли, получившие официальное признание, не удерживались
 в репертуаре ("Зелёная улица" Сурова, "Хлеб наш насущный" Внр-ты, оба в
 1948, "Вторая любовь" по Мальцеву, 1950). В пьесе "Залп "Авроры""
 Болыпинцова и Чиаурели (1952) в нарушение историч. правды умалялась
 решающая роль В. И. Ленина, нар. масс в осуществлении Октябрьской
 революции. В инсценировке "Вторая любовь" сказалось влияние "теории"
 бесконфликтности. Но воздействие культа личности не изменило реалистич.
 принципов иск-ва МХАТ, последовательно проводимых ведущими деятелями
 второго поколения. Спектакли "Дни и ночи" Симонова (1947), "Победители"
 Чирскова (1947) передавали суровую правду войны, истинное величие нар.
 эпопеи. Среди пост. произв.клас-сич. драматургии наиболее
 примечательными были:
  "Дядя Ваня" (1947, реж. Кедров; Войницкий - Добронравов), где, в
 противовес прежней концепции спектакля, внимание режиссёра сосредоточено
 на судьбе гл. героя, и особенно "Плоды просвещения" (1951, реж. Кедров,
 Литовцева, П. В. Лесли), где блестящий ансамбль актёров (Звездинцев -
 Станицын, Звездинцева - Коренева, 2-й мужик - Грибов, 3-й мужик -
 Грибков, Бетси - Степанова, Вово- Массальский, Кругосветлов - Топорков,
 Григорий - Белокуров, и др.) раскрывал глубину осмеяния Толстым праздной
 барственности. Режиссура стремилась, по словам М. Н. Кедрова, "выявить
 социальную и психологическую сложность явлений и характеров", показать
 напряжённость столкновений между бездельниками-господами и мужиками,
 ведущими честную, трудовую жизнь.
  Изменения в обществ, жизни страны после XX съезда КПСС, курс партии
 на соблюдение ленинских норм были плодотворны для МХАТ. Выдающимся
 событием в театр. жизни страны явилось возобновление в новой редакции
 "Кремлёвских курантов" (1956, в роли В. И. Ленина-Б. А. Смирнов, Забелин
 - Ливанов). Спектакль показывал мощь и силу народа, большевистской
 партии. Ту же тему развивала заключит. часть погодинской трилогии о
 вожде и народе "Третья патетическая" (1958). Создание подлинно
 мхатов-ского ансамбля, большая глубина, смелость раскрытия острых драм.
 коллизий отличали спектакль "Золотая карета" Леонова (1957), в центре
 к-рого проблема выбора нравств. пути человеком; погоне за "золотой
 каретой" - индивидуальной, личной удачей противопоставлен трудный и
 честный путь в жизни. Продолжая поиски в области классики, т-р впервые
 включил в свой репертуар Шиллера, трактуя в трагедии "Мария Стюарт"
 (1957) проблему королевской власти. Новые достижения метода физич.
 действий были использованы в "Зимней сказке" Шекспира (1958). МХАТ вновь
 обратился к роману Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы" (1960),
 подчинив постановочный замысел, игру актёров (Дмитрий - Ливанов, Фёдор
 Карамазов - Прудкин, Смердяков-Грибков, Иван - Смирнов, и др.) задачам
 переосмысления лит. первоисточника, раскрытия сложного внутр. "диалога",
 составляющего основу поэтики Достоевского, темы ответственности перед
 человеком. Стремление т-ра ввести в репертуар новые произв. сов.
 драматургов проявилось в пост. спектаклей: "Забытый друг" Салынского
 (1956), "Всё остаётся людям" Алёшина, "Битва в пути" по о. п. Николаевой
 (оба в 1959), "Цветы живые" Погодина, "Над Днепром" Корнейчука (оба в
 1961), "Друзья и годы" Л. Зорина (1963) и др.
  В 1963 осуществлены новые пост. спектаклей "Платон Кречет",
 "Бронепоезд 14-69". В 1964 т-р вновь пост. спектакль "Егор Булычев и
 другие" (один из постановщиков и исполнителей гл. роли - Ливанов), в
 к-ром стремился в яркой сценич. форме, свойственной Горькому, передать
 широту охвата жизненных событий и обществ, процессов.
  Во мн. спектаклях этого времени созданы сценич. образы, в к-рых
 актёры достигли уровня лучших творч. свершений т-ра: Еланская
 (Щелканова), Орлов (Берёзкин), Петкер (Рахума), Губанов (Тимо-ша) - в
 "Золотой карете"; Тарасова (Мария), Степанова (Елизавета) - в "Марии
 Стюарт"; Яншин (Со-рин) - в "Чайке" (1960); Ливанов (Линьков) - в
 "Хозяине" Соболева (1961); Степанова (Патрик Кэмп-белл), Кторов (Бернард
 Шоу)-в "Милом лжеце" Килти (1962); Чернов (Платов) - в "Друзьях и
 годах", и др.
  МХАТ прошёл большой и сложный путь развития. Высокая творч.
 требовательность, постоянный интерес к вопросам современности, глубокое
 раскрытие жизненной правды при помощи иск-ва психологич. реализма,
 борьба с устаревшими канонами - сделали иск-во МХАТ подлинно
 новаторским. Творч. идеи К. С. Станиславского и В. И.
 Немировича-Данченко и их учеников оказали плодотворное воздействие на
 общую культуру сов. т-ра. Из школ и студий, созданных при Художеств,
 т-ре, вышли мн. деятели, определившие дальнейшее развитие сов. театр.
 иск-ва. Заветы Станиславского и Немировича-Дан-ченко претворяют не
 только деятели сов. т-ра, но и др. стран. Мхатовская школа актёрского
 иск-ва, система Станиславского, получившая завершение в сов. эпоху,
 открывшая новые законы мастерства актёра, приобрели поистине мировой
 авторитет. Сформировалось третье поколение актёров МХАТ - выпускников
 Школы-студии им. Немировича-Данченко (осн. в 1943), вошедших в осн.
 репертуар т-ра и исполняющих центр, роли во мн. новых пост.
  В янв. 1932 т-р получил название МХАТ СССР, в сент. 1932 в
 ознаменование 40-летия лит.-художеств. и обществ, деятельности М.
 Горького т-ру присвоено его имя, в 1937 т-р награждён орденом Ленина, в
 1938 - орденом Трудового Красного Знамени. С 1933 МХАТ передано здание
 б. Т-ра Корша, где обрадован филиал МХАТ. При т-ре организованы музей (в
 1923), Экспериментальная сценич. лаборатория в 1942).
  МХАТ неоднократно гастролировал за границей: в 1906 - в Германии,
 Чехии, Польше, Австрии, в 1922-24- в Германии, Чехословакии, Франции,
 Югославии, США, в 1937 - во Франции, в 1956 - в Югославии, Болгарии,
 Румынии, Чехословакии, Венгрии, в 1958 - в Англии, Франции, Польше, в
 1958-59 - в Японии, в 1964- в Англии.
  В труппе театра (1964): народные артисты СССР О. Н. Андровская, С. К.
 Блинников, А. Н. Грибов, К. Н. Еланская, А. П. Зуева, М. Н. Кедров, А.
 П. Кторов, Б. Н. Ливанов, П. В. Массальский, В. А. Орлов, Б. Я. Петкер,
 М. И. Прудкин, Б. А. Смирнов, В. Я. Станицын, А. О. Степанова, А. К.
 Тарасова, В. О. Топорков, М. М. Яншин, нар. арт. РСФСР В. В. Белокуров,
 М. П. Болдуман, А. П. Георгиевская, К. Н. Головко, И. П. Гошева, А. В.
 Жильцов, Ю. Э. Кольцов, А. М. Комиссаров, И. М. Кудрявцев, О. Н.
 Лабзина, С. С. Пилявская, В. А. Попов, В. Н. Попова, К. Н. Свободин, М.
 А. Ти това, Г. Г. Конский, засл. деят. иск-в РСФСР И. М. Раевский, засл.
 арт. РСФСР А. В. Вербицкий, С.Н.Гаррель, Л.И.Губанов, Н.И.Гуляева,
 В.С.Давыдов, В. А. Дементьева, Л. Ф. Золотухин, В. В. Калинина, Г. И.
 Коломийцева, Г. Н. Колчицкий, А. М. Комо-лова, Л. А. Кошукова, Т. И.
 Ленникова, Ю. Л. Леонидов, А. А. Михайлов, В. Н. Муравьёв, Л. В.
 Пуш-карёва, К. И. Ростовцева, Е. Н. Ханаева, Е. А. Хромова, П. Г.
 Чернов, Н. А. Шавыкин, М. В. Юрьева и др. Художеств, руководство т-ра:
 М. Н. Кедров, В. Я. Станицын, Б. Н. Ливанов, В. Н. Богомолов. В зрит.
 зале осн. сцены - 1181 место, филиала - 1255 мест. И. Сол., Я. М.
  РЕПЕРТУАР МХАТ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
  (в скобках указаны фамилии постановщиков и художников)
  1920. "Каин" Байрона (Станиславский, Вишневский, худ. Андреев).
  1921. "Ревизор" (Станиславский, худ. Юон).
  1925. "Пугачёвщина" Тренёва (Немирович-Данченко, Лужский, Леонидов,
 худ. Степанов).
  1926. "Горячее сердце" (Станиславский, Тарханов, Судаков, худ.
 Крымов), "Николай I и декабристы" К у геля (худ. рук. Станиславский,
 реж. Литовцева, худ. Кардовский, Симов), "Продавцы славы" Нивуа и
 Паньоля (худ. рук. Станиславский, реж. Лужский, Горчаков, худ. Исаков),
 "Дни Турбиных" Булгакова (худ. рук. Станиславский, реж. Судаков, худ.
 Ульянов).
  1927. "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (Станиславский, Телешова,
 Вершилов, худ. Головин), "Сестры Жерар" Масса по мелодраме Деннери и
 Кормона (худ. рук. Станиславский, реж. Горчаков, Телешова, худ. Щусев,
 Симов, Гремиславский), "Бронепоезд 14-69" (худ. рук. Станиславский, реж.
 Судаков, Литовцева, худ. Симов).
  1928. "Унтиловск" Леонова (худ. рук. Станиславский, реж. Сахновский,
 худ. Крымов), "Растратчики" Катаева (худ. рук. Станиславский, реж.
 Судаков, худ. Рабинович), "Квадратура круга" Катаева (худ. рук.
 Немирович-Данченко, реж. Горчаков, худ. Козлинский).
  1929. "Блокада" Вс. Иванова (Немирович-Данченко, Судаков, худ.
 Рабинович), "Дядюшкин сон" Достоевского (худ. рук. Немирович-Данченко,
 Сахновский, Котлубай, худ. Зандин).
  1930. "Воскресение" по Л.Н.Толстому (Немирович-Данченко, Судаков,
 Раевский, худ. Дмитриев), "Реклама" Уоткинс (худ. рук.
 Немирович-Данченко, Телешова, Вершилов, худ. Вильяме), "Отелло" (план
 пост. Станиславского, реж. Судаков, худ. Головин), "Наша молодость"
 Карташёва (худ. рук. Немирович-Данченко, реж. Литовцева, худ. Ливанов),
 "Три толстяка" Олеши (худ. рук. Немирович-Данченко, реж. Москвин,
 Горчаков, Телешова, худ. Эрдман), "Взлёт" Ваг-рамова (Сахновский, худ.
 Базурин, Кисимов, Куренков, Константиновский).
  1931. "Хлеб" Киршона (Судаков, худ. Шифрин), "Страх" (Судаков, худ.
 Шифрин).
  1932. "Мёртвые души" (худ. рук. Станиславский, реж. Сахновский,
 Телешова, худ. Симов, Дмитриев, Гремиславский).
  1933. "Хозяйка гостиницы" (Мордвинов, Яншин, худ. Кончаловский),
 "Таланты и поклонники" (худ. рук. Станиславский, реж. Литовцева, худ.
 Крымов, Гремиславский), "В людях" по Горькому, инсц. Сухотина (Кедров,
 худ. Иванов).
  1934. "Егор Булычев и другие" (худ. рук. Немирович-Данченко, реж.
 Сахновский, худ. Юон), "Чудесный сплав" Киршона (Мордвинов, худ. Левин),
 "Пикквикский клуб" по Диккенсу, инсц. Венкстерн (Станицын, худ.
 Вильяме), "Гроза" (Немирович-Данченко, Судаков, худ. Рабинович).
  1935. "Платон Кречет" (Судаков, худ. Гончаров, Попов), "Враги"
 (Немирович-Данченко, Кедров, худ. Дмитриев).
  1936. "Мольер" Булгакова (Горчаков, худ. Вильяме), "Любовь Яровая"
 (Немирович-Данченко, Судаков, худ. Акимов).
  1937. "Анна Каренина", инсц. Волкова (Немирович-Дан-ченко,
 Сахновский, худ. Дмитриев), "Земля" Вирты (Леонидов, Горчаков, худ.
 Рындин).
  1938. "Горе от ума" (Немирович-Данченко, Телешева, худ. Дмитриев),
 "Достигаев и другие" (Леонидов, Раевский, худ. Рындин).
  1939. "Половчанские сады" Леонова (худ. рук. Немирович-Данченко, реж.
 Сахновский, худ. Дмитриев), "Тартюф" (Станиславский, Кедров, Топорков,
 худ. Вильяме).
  1940. "Трудовой хлеб" Островского (руководитель пост. Сахновский,
 реж. Грибов, Н. Подгорный, худ. Кисимов), "Три сестры"
 (Немирович-Данченко, Литовцева, Раевский, худ. Дмитриев, "Школа
 злословия" Шеридана (руководитель пост. Сахновский,реж. Горчаков,
 Ларгин, худ. Акимов).
  1942. "Кремлёвские куранты" (1-я ред., Немирович-Данченко, Леонидов,
 Кнебель, худ. Дмитриев), "Фронт" (Хмелёв, Ливанов, Раевский, Яншин, худ.
 Дмитриев).
  1943. "Последние дни" ("Пушкин") Булгакова (Станицын, Топорков, худ.
 Вильяме), "Глубокая разведка" Крона (Кедров, худ. Татлин), "Русские
 люди" (худ. рук. Хмелёв, реж. Станицын, Кнебель, худ. Дмитриев).
  1944. "Последняя жертва" (Хмелёв, Телешова, Конский, худ. Дмитриев).
  1945. "Офицер флота" Крона (Горчаков, Раевский, худ. Акимов).
  1946. "Идеальный муж" Уайльда (Станицын, Конский, худ.
 Гремиславский), "Иван Грозный" ("Трудные годы") А. Н. Толстого (Попов,
 Кнебель, худ. Вильяме).
  1947. "Победители" Чирскова (Станицын, Конский, худ. Вильяме), "Дядя
 Ваня" (Кедров, Литовцева, Судаков, худ. Дмитриев), "Русский вопрос"
 (Кедров, Карев, Конский, худ. Гремиславский), "Алмазы" Асанова
 (Станицын, Раевский, Судаков, худ. Федотов), "Дни и ночи" Симонова
 (Кедров, Герасимов, Карев, худ. Шифрин).
  1948. "Лес" (Кедров, Орлов, Топорков, худ. Дмитриев), "Двенадцать
 месяцев" Маршака (Станицын, Горчаков, Лесли, худ. Волков), "Хлеб наш
 насущный" Вирты (Судаков, Кнебель, худ. Дмитриев), "Зелёная улица"
 Сурова (Кедров, Карев, худ. Волков).
  1949. "Поздняя любовь" Островского (Горчаков, Яншин, худ. Федотов),
 "Заговор обречённых" Вирты (Конский, В. Марков, худ. Васильев), "Домби и
 сын" по Диккенсу, инсц. Венкстерн (Станицын, худ. Волков), "Илья
 Головин" Михалкова (Горчаков, Топорков, Яншин, худ. Весёлкин), "Чужая
 тень" Симонова (Кедров, Карев, худ. Васильев), "Мещане" (руководитель
 пост. Кедров, реж. Блинников, Раевский, худ. Весёлкин).
  1950. "Вторая любовь" по Мальцеву, инсц. Венкстерн (Станицын,
 Блинников, худ. Волков), "Разлом" (Станицын, Раевский, худ. Шифрин).
  1951. "Потерянный дом" Михалкова (Карев, худ. Матвеев), "Плоды
 просвещения" Л. Н. Толстого (Кедров, Литовцева, Лесли, худ. Васильев).
  1952. "Залп "Авроры"" Большинцова, Чиаурели (Кедров, Карев, Станицын,
 худ. Шифрин).
  1953. "Дачники" (Кедров, Орлов, худ. Весёлкин), "Ломоносов" Вс.
 Иванова (Ливанов, В. Марков, худ. Ходасевич), "Ангел-хранитель из
 Небраски" Якобсона (Конский, худ. Волков).
  1954. "За власть Советов" Катаева (Кедров, Горчаков, Герасимов, худ.
 Плахова), "Сердце не прощает" Софронова (Блинников, худ. Матвеев),
 "Лермонтов" Лавренёва (Станицын, Раевский, худ. Пенсов).
  1955. "Двенадцатая ночь" (Станицын, Массальский, худ. Ходасевич).
  1956. "Осенний сад" Хелман (Горчаков, Конский, худ. Силич),
 "Кремлёвские куранты", 2-я ред. (Кнебель, Раевский, В. Марков, худ.
 Дмитриев, Серебрякова), "Забытый друг" Салынского (Белокуров, Ковшов,
 худ. Васильев), "Беспокойная старость" (Горчаков, худ. Силич).
  1957. "Дворянское гнездо" по Тургеневу (Яншин, Лесли, худ. Волков),
 "Мария Стюарт" (Станицын, худ. Эрдман), "Безымянная звезда" Себастьяну
 (Кнебель, В. Марков, худ. Курилко), "Ученик дьявола" Шоу (Конский,
 Недзвецкий, худ. Силич), "Золотая карета" Леонова (Станицын, Орлов, П.
 А. Марков, худ. Силич).
  1958. "Зимняя сказка" Шекспира (Кедров, Карев, худ. Рындин), "Дмитрий
 Стоянов" Левантовской (Богомолов, худ. Лесков), "Дорога через
 Сокольники" Раздольского (Моню-ков, худ. Пенсов), "Вишнёвый сад"
 (Станицын, худ. Силич), "Лиса и виноград" Фигейреду (Лесли, худ.
 Эрдман), "Третья патетическая" Погодина (Кедров, Богомолов, худ.
 Батурин), "Юпитер смеётся" Кронина (Карев, Ковшов, худ. Васильев).
  1959. "Всё остаётся людям" Алёшина (Конский, Недзвецкий, худ. Силич),
 "Битва в пути" по Николаевой, инсц. Г. Герасимова (Станицын, Монюков,
 худ. Эрдман).
  1960. "Чайка" (Станицын, Раевский, худ. Шифрин), "Смерть
 коммивояжёра" Миллера (Карев, О. Герасимов, худ. Рабинович), "Братья
 Карамазовы" по Достоевскому, инсц. Ливанова (Ливанов, П. А.. Марков, В.
 П. Марков, худ. Гончаров), "Кукольный дом" (Тарханов, худ.Эрдман),
 "Точка опоры" Алёшина (Конский, Недзвецкий, худ. Васильев).
  1961. "Цветы живые" Погодина (Станицын, Карев, Тарханов, худ.
 Стенберг), "Над Днепром" Корнейчука (Кедров, Блинников, Раевский, худ.
 Весёлкин), "Хозяин" Соболева (Ливанов, П. Марков, В. Марков, худ.
 Гончаров), "Три толстяка" Олеши, Горюнова (Богомолов, Горюнов, худ.

<< Пред.           стр. 530 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу