<< Пред.           стр. 538 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 силами муз.-драм. кружка в Петербурге под упр. Э. Ю. Гольд штейна в
 1886. Над завершением "Сорочинской ярмарки" работали А. К. Лядов п В. Г.
 Каратыгин (их работа использована при пост. муз. спектакля "Сорочинская
 ярмарка" в "Свободном т-ре" в Москве в 1913). Полная редакция оперы
 сделана Ц. А. Кюи в 1915-16 [пост. 13(26) окт. 1917 в театре Муз. драмы
 в Петрограде], а затем В. Я. Шебалиным в 1930.
  Один из величайших рус. композиторов-реалистов, М. с огромной силой
 отразил в музыке образы нар. жизни. В своей творч. деятельности он
 стремился к сознательному служению передовым демократич.,
 освободительным идеалам, постоянно подчёркивал, что художник должен быть
 активным членом общества, бойцом и трибуном. Этим определялось его
 требование безусловной правдивости художественного изображения, смелого,
 последовательного раскрытия всех жизненных противоречий в иск-ве. Острая
 жанровая характеристичность и мастерство обрисовки нар. масс соединялись
 у М. с исключительной глубиной проникновения в душевный мир человека.
  Он необычайно ярко воспроизводил разл. душевные состояния, создавал в
 музыке законченные реалистич. характеры-трагич. образы Бориса Годунова;
 Марфы, Досифея ("Хованщина"), В поисках разнообразного по
 выразительности, ярко характерного реалистич. муз. языка М., наряду с
 широким использованием разл. видов на р.-песенного творчества, обращался
 (вслед за А. С. Даргомыжским) к непосредственному претворению интонаций
 живой человеческой речи. На основе органич. взаимопроникновения этих
 двух элементов им был создан глубоко своеобразный мелодич. язык, в к-ром
 широкая эмоциональная напевность сочетается с гибкой, детальной
 передачей декламационных оттенков текста.
  Развивая традицию "Ивана Сусанина", М. создал новый тип народной
 историч. муз. драмы. Главным драматургич. элементом и основной движущей
 силой всего действия в историч. операх М. является народ, в обрисовке
 к-рого яркая жанровая конкретность соединяется с монументальной эпич.
 мощью и цельностью. Новаторская по своей природе драматургия оперы
 "Борис Годунов" построена на сопоставлении и взаимодействии социального
 конфликта (антагонизм народа и царской власти) с
 национально-государственным (борьба Руси против попыток её закабаления
 иностр. интервентами). Этот двойной конфликт определяет сквозную линию
 муз.-драматургич. развития оперы, к-рой подчиняется всё многообразие
 индивидуальных характеристик. Применяя разнообразные средства вокальной
 и инструментальной выразительности, М. достигает в "Борисе Годунове"
 тонкого соответствия музыки всем деталям драматич. действия,
 законченности и стройности общей муз. композиции. Действие оперы
 строится на широко развёрнутых, полных напряжённого драматизма массовых
 хоровых сценах, показывающих постепенный рост нар. гнева. Ещё более
 велика роль народно-массовых сцен в "Хованщине". В этой нар. муз. драме,
 отличающейся необычайной широтой и монументальностью концепции, М.
 стремился воссоздать картину эпохи, насыщенной острыми противоречиями,
 борьбой социально-политич. интересов. Композитор даёт дифференцированную
 обрисовку народа. С этим связано богатство и разнообразие
 народно-песенных жанров, использованных в музыке "Хованщины". Столь же
 многообразны характеристики индивидуальных персонажей, являющихся как бы
 собирательными образами; в них обобщены характерные черты разл.
 социально-историч. типов. Вместе с тем замысел "Хованщины" страдает
 нек-рой идейной неясностью и противоречивостью. Ещё в период работы М.
 над "Хованщиной" В. В. Стасов указывал композитору на отсутствие в ней
 "элемента политического, активного, предпринимающего что-то, идущего к
 какой-то цели" (цит. по кн. :
  М. П. Мусоргский. Письма и документы, 1932, с. 487). Отсюда
 недостаточная целеустремлённость драматургии "Хованщины",
 пессимистичность финала.
  В отличие от монументальных историч. муз. драм М., "Сорочинская
 ярмарка" написана в небольших, простых и скромных формах,
 соответствующих жанру комич. оперы. Её музыка, проникнутая нар.
 песенно-стью, отличается сочным жанровым колоритом, непринуждённой
 комедийной живостью и остротой, светлым, жизнерадостным лиризмом и
 поэтич. задушевностью. Хотя пост. опер М. в дореволюц. России
 наталкивались на всевозможные препятствия, с конца 19 в. "Борис Годунов"
 утвердился в репертуаре оперных т-ров России (а позднее и др. стран
 мира) в ред. Н. А. Римского-Корсакова (первая пост. в Петербурге - в
 Обществе муз. собраний, 1896, в Москве-в Частной русской опере с Ф. И.
 Шаляпиным в гл. роли, 1898). "Хованщина" была допущена на казённую сцену
 лишь в 1913 (благодаря настояниям Шаляпина). В этот период возник
 широкий интерес к творчеству М. на Западе.
  Подлинное признание произведения М. получили в нашей стране после
 Октябрьской революции. Его оперы ставятся во всех крупнейших оперных
 т-рах СССР, на яз. многих народов Сов. Союза, они получили новую,
 углублённую идейно-худ ожеств. трактовку. Имя М. присвоено Уральской
 гос. консерватории в Свердловске.
  Лит.: "Музыкальный современник", 1917, кн. 5-6;
  Стасов В., Собрание статей о М. Мусоргском и его произведениях,
 М.-П., 1922; е г о ж е, Избранные сочинения в трёх томах, 1-3, M., 1952;
 Глебов И. (Асафьев Б. В.), Мусоргский. Опыт характеристики, М., 1923;
 его ж е, К восстановлению "Бориса Годунова" Мусоргского. Сб. статей, М.,
 1928; Луначарский А. В., "Борис Годунов" Мусоргского, в его сб.: В мире
 музыки, М.- П., 1923, М., 1958; Мусоргский, ч. 1. Борис Годунов. Статьи
  ? исследования, М., 1930; Мусоргский и его "Хованщина". Сб. статей и
 либретто], М., 1928; М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти.
 1881-1931. Статьи и материалы под ред. Ю. Келдыша и В. Яковлева, М.,
 1932 (имеется список произведений и муз. работ М. и библиография о нём);
  "Сов. музыка", 1939, ј 4 (весь посвящён М.); Т у м а н и-н а Н., М.
 П. Мусоргский. Жизнь и творчество, М.-Л., 1939; Орлов Г., Летопись жизни
 и творчества М. П. Мусоргского, М.-Л., 1940; Келдыш Ю., История русской
 музыки, ч. 2, М.-Л., 1947, гл. 6, с. 134-179. Г. Кел.
  МУСРЕПОВ, Габит Махмудович [р.9(22).III.1902]- казахский советский
 писатель, драматург. Деп. Верх. Совета Казах. ССР. Акад. АН Казах. ССР.
 Род. в семье скотовода. В 1923-26 учился на рабфаке в
  Оренбурге и в Омском с.-х. ин-те. Лит. деятельность начал в конце
 20-х гг. В 1934 написал первое драматич. произведение - муз. драму
 "Кыз-Жибек" по мотивам народной поэмы. На её основе было создано
 либретто первой казах, оперы (муз. Е. Г. Бру-силовского). В 1936 написал
 первый вариант пьесы "Аман-гельды" о герое казах, народа - революционере
 Аман-гельды Иманове (1937, Казах. т-р драмы). M. - автор пьесы
 "Козы-Корпеш и Баян-Слу" (1940) по мотивам нар. поэмы о трагич. любви в
 жестоком феодальном мире (пост. в Моск. драм. т-ре под назв. "Поэма о
 любви"). Историч. трагедия М. "Ахан-сереи Актокты" (1958, др. название -
 "Трагедия поэта") о казах, певце и композиторе 19 в. Ахане раскрывает
 трагедию поэта и мыслителя, выступившего против многовековых
 предрассудков.
  В 1950 М. завершил работу над новым вариантом драмы "Амангельды", в
 к-рой показал борьбу пробуждённого народа за победу Октябрьской
 революции, за установление Сов. власти. Люд. Б.
  МУССИНАК (Moussinac), Леон (19.1.1890- 10.IIL 1964) - французский
 писатель, лит. критик, историк театра и кино, режиссёр. Коммунист. В
 1918 начал лит. деятельность как журналист. В 1932-один из организаторов
 "Т-ра интернационального действия" (Париж). В 1934 пост. спектакль
 "Миллионер, дантист и бедняк" Лабиша ("30 миллионов Гладиатора") в Моск.
 евр. т-ре. М. написал книгу "Новые тенденции в театре" (Tendences
 nouvelles du theatre, P., 1930), в к-рой поддерживал передовые
 художеств. тенденции во франц. т-ре. Автор книги "В турне-вместе с
 советскими актёрами" (Avec les comediens sovietiques en tournee, P.,
 1935) -о гастролях Моск. евр. т-ра в разл. городах Сов. Союза. М.
 принадлежит популярный труд по всеобщей истории т-ра "От истоков до
 наших дней" (Le theatre des origines a nos jours. P., 1957). Написал
 трагифарс "Папаша Июль" (совм. с П. Вайяном-Кутюрье, 1927) и др. В годы
 2-й мировой войны участвовал в Движении Сопротивления, был заключён
 гитлеровцами в концлагерь.
  Соч.: La decoration theatrale, P., 1922; Traite de la mise en scene,
 P., 1948. В. Г.
  МУСТАЕВА, Магинур (р. 1912) - киргизская советская артистка оперы
 (лирическое сопрано). Нар. арт. Кирг. ССР (1947). Чл. Коммунистич.
 партии с 1944. В 1935-38 занималась в кирг. студии ГИТИСа. С 1938 -
 солистка Кирг. муз. т-ра (ныне Кирг. т-р оперы и балета).
  Партии: Татьяна; Кыз-Жибек (о. п. Брусйловского), Каныкей, Канаим
 ("Манас" Власова, Малдыбаева и Фере), Микаэла ("Кармен"); Айша ("Айдар и
 Айша" Аманбаева и Германова), Людмила ("Проданная невеста") и др.
  Лит.: КумушалиевК., Майнур Муста ева, Фрунзе, 1958. н.Л.
  МУСТАФАЕВ, Рустам Мамед оглы [12(25).II.1910- 19.VII.1940]
 -азербайджанский советский художник. В 1926 окончил художественную школу
 в Баку и с этого времени начал работать как театр. художник. Оформлял
 спектакли Т-ра им. Азизбекова, Т-ра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова,
 Азерб. т-ра муз. комедии. В первый период своего творчества испытал
 влияние конструктивизма, во 2-й пол. 30-х гг. создавал реалистич.
 декорации.
  Спектакли: "Шторм" (1928); "Невеста огня" Джабарлы (1933),
 "Разорённое гнездо" Ахвердова (1935), "Шах-Наме" Джанана (1936) - в Т-ре
 им. М. Азизбекова; "Лейли и Мед-жнун" У. Гаджибекова (1934),
 "Шах-Исмаил" Магомаева
  1931), "Кёр-оглы" У. Гаджибекова (1937), "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова
 (1939), "Лебединое озеро" (1935) - в Т-ре оперы и балета им. Ахундова,
 /f. Kac.
  МУСТАФАЕВА, Сона Эйюб кызы (р. 22.VI.1916) - азербайджанская сов.
 артистка оперы (лирическое сопрано). Засл. арт. Азерб. ССР (1943). С
 1930 - солистка Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Обладает мягким
 голосом красивого тембра, с особым успехом выступает в нац. оперном
 репертуаре.
  Партии: Гюльчохра, Нигяр ("Аршин мал алан", "Кёр-оглы" У.
 Гаджибекова), Нэргиз (о. п. Магомаева), Дильбер ("Вэтэн" Гаджиева и
 Караева), Рэна ("Низами" А. Бадалбейли), Ширин ("Хосров и Ширин" Ниязи)
 и др.
  МУСТАФИН, Габиден [р.13(26).XI.1902] - казах. сов. писатель. Чл. КПСС
 с 1940. М. написал одноактные пьесы "Беспокойный гость" (1940),
 "Диверсант" и "Месть" (1941), пост. в обл. т-рах. Инсценировал свою
 'повесть "Миллионер" (1950, Казах, т-р).
  Лит.: Суюншалиев Х.,ГабдировИ., Габиден Мустафин, Алма-Ата, 1958. Н.
 Л.
  МУТАЦИЯ (от лат. mutatio - изменение, перемена) - перелом голоса у
 подростков в период полового созревания. У мальчиков М. интенсивна в
 связи с усиленным ростом гортани; преобразование голоса проходит с
 понижением примерно на октаву. У девочек М. протекает мягче, диапазон их
 голоса вследствие меньшего роста гортани подвергается обычно небольшим
 изменениям.
  МУТИН, Мухтар (1887-1938) - татарский советский актёр и режиссёр.
 Сценич. деятельность начал в труппе "Сайяр" в 1915. Благодаря
 талантливому исполнению М. в репертуаре тат. т-ра утвердились:
 "Разбойники" (играл Франца Моора и Карла Моора, 1918), "Гамлет",
 "Отелло" (играл гл. роли, 1919, 1921). Утверждал на нац. сцене
 реалистич. традиции. Один из организаторов татарского т-ра в Казани
 (1920). Был актёром и режиссёром этого т-ра.
  Др. роли: Закир ("Несчастный юноша" Г. Камала, 1916), Юсуф ("Молодая
 жизнь" Кулахметова, 1918), Татарин, Сатин ("На дне", 1919), Дикой
 ("Гроза"), Городничий (1921).
  М. пост. ряд пьес сов. авторов: "К утренним лучам" Тагирова (1928),
 "Человек с портфелем" Файко (1932) и др. В период гражданской войны
 работал в разл. армейских труппах, возглавил в Казани театр. секцию при
 Наркомпросе. Автор книги "Татарский театр" (1926), где собран фактич.
 материал по истории тат. т-ра. X. Г.
  МУХАМЕДЖАНОВ, Зикир (р. 14. VIII. 1921) - узбекский советский актёр.
 Нар. арт. Узб. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1953. С 1938-актёр
 Т-ра им. Хамзы.
  Роли: Фуркат (о. п. Авезова и Ходжаева), Джура ("Дядя и племянники"
 Бабаджанова), Ариф ("Люди с верой" Султа-нова), Аваз ("Путеводная
 звезда" Яшена), Кучкар ("Сомнение" Уйгуна), Абдуллатиф ("Мирза Улугбек"
 Шейхзаде), Горацио и Лаэрт ("Гамлет"), Миловэоров, Борис ("Без вины
 виноватые", "Гроза"), Роллер ("Разбойники"), Александр Ульянов ("Семья"
 Попова) и др. В.Д.
  МУХАМ‚ДОВ, Музаффар (р. 1. I. 1901) -узбекский советский актёр и
 режиссёр. Нар. арт. Узб. ССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1927.
 Род. в семье рабочего. Сценич. деятельность начал в 1918 как любитель в
 кружке "Турк кучи" (Ташкент), к-рым руководил Хамза. В 1919 вступил в
 труппу Т-ра им. К. Маркса (Ташкент). В 1924-27 учился в моек. узб. драм.
 студии, по окончании к-рой стал работать актёром и режиссёром. В 1928 -
 31 - гл. режиссёр Андижанского т-ра. С 1931-гл. реж. Узб. муз.-драм.
 т-ра (ныне Т-р оперы и балета им. Навои). В 1943-50 М. был гл. реж. Т-ра
 им. Мукими. Ставил спектакли в т-рах Коканда, Самарканда и др. Писал
 либретто драм п опер.
  Пост.: "Гюльсара" Садыкова, Глнэра (1937), "Лейли и Мед/кнун"
 Садыкова. Глиэра (1940), "Великий канал" Ашрафи, Василенко (1941).
 "Офтобхон" Яшена (1944), "Тахир и Зухра" Абдуллы (1946), "Гунчалар"
 Фатхуллина (1949).
  Лит.: Корсакова А., Узбекский оперный театр. Ташкент, 1961. Э И
  МУХАТОВ, Велимухамед [р. 22. IV(5.V). 1916]- туркменский советский
 композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1955). Депутат Верх. Совета СССР
 4-5-го созывов. В 1951 окончил Моск. консерваторию по классу композиции
 проф. С. Н. Василенко. Написал (совм. с Зноско-Боровским) балет "Ак
 памык" ("Белый хлопок") (1945, Туркм. т-р оперы и балета) и (совм. с А.
 Г. Шапошниковым) оперу "Кемине и казы" (1947, там же), 2-ю ред. оперы
 "Зохре и Тахир" (1953, там же) и др. соч. М. стремится широко
 использовать и творчески воплотить в своих соч. туркм. муз. фольклор.
 М.- автор Гос. гимна Туркм. ССР (1946) и ряда соч. в др. жанрах. Гос.
 пр. СССР (1951, 1952).
  Лит.: Гусейнов X., Сын дутариста, "Ашхабад", 1960, кн. 2. А.Ив.
  МУХТАРОВ, Гусейн (р. 1914) - туркменский советский драматург. Чл.
 Коммунистич. партии с 1950. В 1953 окончил Лит. ин-т им. Горького.
 Драматургич. деятельность начал в 1941. Пьесы: "Я председатель" (1941,
 совм. с Б. Пурлиевым), "Любовь и клевета" (1942), "Арзу" (1944),
 "Чумазая девушка" (1945). Широкую популярность получила пьеса "Семья
 Аллана", посв. новой морали сов. людей (1946, Туркм. т-р драмы; Гос. пр.
 СССР, 1951). Совм. с Сейтлиевым написал пьесы: "Сын пастуха" (1949),
 "Дочь садовника" (1949), "Серебряный портсигар" (1949). Автор пьес "На
 берегу Мургаба" (1956), сатирич. комедии "Веселый гость" (1953), "30-е
 годы" (1957), "Важная операция" (1958), "Честное комсомольское" (1960),
 "На рассвете", "Кто преступник", комедии "Не хочу замуж". Пьесы М. посв.
 совр. жизни Турк' мении. Они отличаются яркостью образов, юмором (пост.
 в Туркм. т-ре драмы и обл. драм. т-рах). М. написал либретто оперы
 "Айна" (совм. с К. Сейтлиевым, Т-р оперы и балета им. Махтумкули),
 либретто балетов "Чудесный лекарь", "Сахра" и ряд одноактных пьес. Л.
 АН.
  МУХТАРОВА, Фатьма Саттаровна [р. 14(26). III. 1893] - азербайджанская
 советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Азерб. ССР (1940). В
 1914 окончила Саратовскую консерваторию. В 1914-17 - солистка Оперного
 т-ра Зимина в Москве (дебютировала в партии Одалиски - "Юдифь" Серова).
 В 1921-37 пела в Казани, Ленинграде, Тбилиси, Харькове, Киеве, Одессе. С
 1938-солистка Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Творчество М.
 Способствовало становлению и развитию азерб. оперного иск-ва. Красивый и
 сильный грудной голос, незаурядный актёрский темперамент позволили М.
 создать ряд ярких вок.-сценич. образов. Выступала на оперной сцене до
 1953.
  Партии: Полина ("Пиковая дама"), Ваня ("Иван Сусанин"), Ган-на; Весна
 ("Снегурочка"), Зибель ("Фауст"), Кармен-Оперный т-р Зимина; Любаша
 ("Царская невеста"), Любовь ("Мазепа"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"),
 Амнерис; Азучена ("Трубадур"), Ортруда ("Лоэнгрнн"), жена Пугачёва
 ("Орлиный бунт" Пащенко), Аксинья ("Тихий Дон"), Гру-ня ("Броненосец
 Потёмкин" Чиш-ко), Азра ("Низами" А. Бадалбейли) - Т-р им. Ахундова, и
 др.
  С о ч.: Рассказ о себе, "Советский театр", 1936, ј 2.
  Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957.
  МУЦЕНИЕЦЕ, Отилия(6.1Х. 1871-29. V. 1951)- латышская актриса и
 режиссёр. С 1899 - актриса Рижского латышского т-ра. С большим успехом
 играла роль Гуны в романтической драме Аспазии "Серебряное покрывало"
 (1905, Новый латыш. театр). Впоследствии руководила Лиепайским (1918-23)
 и Даугавпилсским (1923-26) театрами. Сценические образы М. отличались
 острым драматизмом, глубокой эмоциональностью. Она играла женщин,
 наделённых сильным характером, энергией. Оставила сцену в 1932.
  Роли: Магда ("Родина" Зудермана, 1899), Иева ("Инд-раны" Блаумана,
 1904), Янетта ("Красная мантия" Бриэ, 1905); Ио ("Гибель "Надежды""
 Хейерманса.1905), Василиса ("На дне" Горького, 1906), Мале ("Дижудрская
 Мале" Линду-лиса, 1912). К.К.
  MyiUATECKy(Musatescu), Тудор (р. 22. II. 1903)- румынский драматург и
 театральный деятель. Окончил филологич. ф-т Бухарестского ун-та. Первая
 пьеса М. - "Огоньки над кладами"-была написана на франц. яз. (1923.
 Париж). Автор ок. 60 пьес разл. жанров. Лучшие из них - комедии
 "Приезжаю нынче вечером" (1931. труппа Т. Буландра, В. Максимилиан, Г.
 Сторин, И. Янковеску, Бухарест), "Титаник-вальс" (1932, Нац. т-р,
 Бухарест), "Еску" (1933, там же) - представляют собой едкую сатиру на
 нравы бурж. Румынии. По широте социальных обобщений и глубине анализа М.
 продолжал традиции драматургии И. Караджале. Пьесы его пользовались
 большим успехом. "Титаник-вальс" сохраняется в репертуаре рум. т-ра и
 т-ров др. стран (пост. в Москве в ЦТСА и в Ленинграде в Т-ре им.
 Пушкина, 1956, а также в др. городах Сов. Союза). Лирич. комедия М. "Сон
 в зимнюю ночь" (1937, Бухарестский т-р комедии) сочувственно рисует
 простых тружеников, обладающих истинной красотой души. М. руководил
 бухарестскими т-рами: "Сэриндар" (1940), "Липскань" (1940-42),
 "Колорадо" (1943-44). Автор одноактных пьес для худож. самодеятельности.
 Выступал как режиссёр и театр. критик.
  Соч.: Teatru, Вис., 1958; "Титаник-вальс", пер.с рум. яз., М., 1957.
 Д. Ш.
  МУШЕЛЬ, Георгий Александрович (р. 16 (29). VII. 1909] - советский
 композитор. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944). В 1936 окончил Моск.
 консерваторию (по классу композиции М. Ф. Гнесина), приехал на работу в
 Узбекистан. Большое внимание М. уделяет театр. музыке. Он написал балеты
 "Балерина" (1949, Т-р оперы и балета им. Навои), "Цветок счастья" (1959,
 Челябинский т-р оперы и балета), "Кашмирская легенда" (1961, Т-р оперы и
 балета им. Навои), оперу "Фархад и Ширин" (совм. с В. А. Успенским,
 1957, там же), муз. драмы, пост. Т-ром им. Мукими, - "Офтобхон" (совм. с
 X. Тохтасыновым, 1953), "Мукими" (1954), "Равшан и Зулхумор" (1957) (обе
 совм. с Т. Джалиловым). Написал также музыку к ряду драм. спектаклей,
 музыку к кинофильмам и др. соч.
  С 1944 ведёт педагогич. работу в Ташкентской консерватории. Среди
 учеников М.-композиторы Ф. Назаров, А. Халимов, С. Бабаева, Я. Сабзанов.
  МХАТ -см. Московский художественный академический театр СССР имени М.
 Горького.
  МЧЕД‚ЛОВ (наст. фам.- Мчедлишвил и), Вахтанг Леванович (1884-19. V.
 1924) - советский режиссёр, педагог, театральный деятель. По нац.

<< Пред.           стр. 538 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу