<< Пред.           стр. 541 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 - Рощин-Инсаров, Городулина - Неделин.
  Из первых пост. на сов. сцене - Малый т-р (1923, реж. Платон; Глумов
 - П. Садовский, Глумова-Рыжова, Мамаев - Костромской, Крутицкий - Южин,
 Городулин - Климов, Турусина - Лешковская, Машенька - Белёвцева, Курчаев
 - Ленин, Голутвин - Н. Яковлев). Крупнейшим возобн. "Н. в. м. д. п." в
 Малом т-ре была пост. 1935 (реж. П. Садовский, худ. Меныпутин).
 Исполнители этой и последующей (1943) пост. Малого т-ра: П. Садовский,
 Мейер, Аксёнов. Царёв (Глумов), Турчанинова (Глумова), В. Давыдов,
 Головин, К. Яковлев, Владиславский (Мамаев), Шатрова (Мамаева), Айдаров,
 Рыжов, Зражевский, Старков-ский (Крутицкий), Зубов, Н. Яковлев, Рыбников
 (Городулин), Турчанинова, Яблочкина, Борская (Турусина), Васе-нин,
 Лебедев. Сашин-Никольский (Голутвин). В 1923 1-й Рабочий т-р
 Пролеткульта в Москве пост. под назв. "Мудрец" композицию по пьесе
 Островского, автор композиции и режиссёр Эйзенштейн, Глумов (в
 композиции Рыжий клоун Жорж) - Г. Александров.
  Сов. пост. "Н. в. м. д. п." в последующие годы: Проф-клубная
 мастерская в Москве (1928; реж. Волконский, Глумов - Канцель,
 Крутицкий-Абдулов), Костромской (1934, 1947), Смоленский (1934),
 Таганрогский (1936) т-ры. Харьковский рус. т-р (1937: реж. и Крутицкий-К
 рамов), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1940), Воронежский т-р (1941;
 1945, реж. Энгелькрон), Ленингр. т-р им. Ленинского Комсомола (1943,
 премьера в Серове), ЦТКА (1943, реж. Тункель, худ. Федотов;
 Глумов-Хованский, Мамаев - Хохлов), Т-р им. Руставели (1944, реж.
 Алексидзе), Казанский рус. т-р (1945, реж. Ардаров; Глумов-Гусев,
 Глумова - Жилина, Мамаев-Якушенко), Ленингр. т-р Комедии (1946, реж.
 Зон, худ. Акимов), Одесский рус. т-р им. Иванова (1947), Саратовский т-р
 им. К. Маркса (1948), Т-р драмы Латв. ССР (1950, реж. Балюна; Глумов -
 Видениек, Глумова-Румниеце), Т-р им. Леси Украинки (1951, реж. Нелли;
 Глумов - Белоусов), Горьковский т-р (1954, реж. Покровский, худ. К.
 Иванов; Глумов-Ушаков, Крутицкий- Левкоев), Моск. т-р Сатиры (1958, реж.
 Лобанов), Т-р им. Я. Купалы (1962), Бакинский т-р (1963) и др.
  За рубежом: т-р в Магдебурге (1941); т-р "Юнити" Кардифф (1945), т-р
 "Финикс", Нью-Йорк (1957, под назв. "Дневник мерзавца"), т-р в Базеле
 (1958), "Литл тиэтр групп", Дели (на хинди) (1958) и др.
  Издания: первая публикация - ж. "Отечественные записки", 1868, ј 11.
 Из последующих изд.: Островский А. Н., Полн. собр. соч., под ред. М. И.
 Писарева, т. 6, М., [1904]; Из сов. изд.: Островский А.Н., Сочинения, т.
 6, М.-П., 1923; Собр. соч., т. 5, М., 1960, и др.
  Лит.: Арбажин К. (Впечатления сезона), "ЕИТ". Сезон 1909, вып. 4; К у
 гель А., Театральные заметки, "Театр и искусство", 1910, ј 18; Д у р ы л
 и н С. Н., "На всякого мудреца довольно простоты" на сцене Московского
 Малого т-ра, М.-Л., 1940; Новицкий П., Образы актёров, М., 1941; "На
 всякого мудреца довольно простоты". Сб. статей, М.-Л., 1948 (А. Н.
 Островский на сцене Малого театра); 3 о г р а ф Н.. Александр Павлович
 Ленский, М., 1955. А.Шн.
  "НА ДНЕ" - пьеса в 4 д. А. М. Горького; варианты первонач. названий -
 "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни". Соч. 1902. В янв. 1904
 пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена к пост. только
 МХТ; премьера - 18. XII. 1902 (реж. Станиславский и Немирович-Данченко,
 худ. Симов; Костылёв - Бу-рджалов, Василиса - Муратова, Наташа -
 Андреева, Медведев - Грибунин, Пепел-Харламов, Клещ - Загаров, Анна -
 Савицкая, Настя-Книппер, Квашня - Са-маров,а, Бубнов -Лужский,
 Сатин-Станиславский, Актёр- Громов, Барон - Качалов, Лука - Москвин,
 Алёшка - Адашев, Кривой Зоб - Баранов, Татарин-Вишневский). К 60-летию
 первой постановки (18 дек. 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.
  Среди многих последующих дореволюц. и советских исполнителей "Н.д."
 во МХАТе (в хронологич. порядке): Хмелёв, Раевский (Костылёв), Шевченко
 (Василиса), Александров, Калужский, Баталов, Грибов, Готовцев
 (Медведев), Леонидов, Судаков, Добронравов, Яров (Пепел), Гиацинтова,
 Тарасова, Попова (Настя), Истрин, Тарханов, Топорков, В. Вербицкий
 (Бубнов), Судьбинин, Массалитинов, Подгорный, Болеславский, Ершов,
 Прудкин (Сатин), Гейрот, Ершов; В. Вербицкий, Массальский (Барон),
 Артём, Шахалов, Орлов, Синицын, Судаков, В. Попов (Актёр), Тарханов,
 Шишков, Грибов (Лука).
  Пост. пьесы на императорской сцене была запрещена. С участием
 петербургских актёров прошло два чтения пьесы "в лицах": в 1903 - в доме
 Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании (Василиса - Стрепетова,
 Наташа - Музиль-Бороздина, Пепел - Аполлонский, Настя - Потоцкая, Бубнов
 - Санин, Сатин - Дальский, Барон - Далматов, Лука - Давыдов).
  До 1905 пост. пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с
 согласия местных властей. Тем не менее "Н. д." пост. в 1903 Вятский гор.
 т-р, киевские т-ры Соловцова (реж. Ивановский, Сатин - Неделин, Лука -
 Борисовский) и Бородая (реж. Соколовский, Пепел '- Муромцев, Барон -
 Людвигов), Нижегородский т-р (антреприза Басманова), петербургские т-ры
 - Василеостровский т-р, т-р
  Некрасовой-Колчицкой, Новый т-р Неметти (Актёр - Орле-нев);
 Ростовский-на-Дону т-р (Пепел -- Орлов-Чужбинин), труппа под рук.
 Красова в Тифлисе (на спектакле присутствовал Горький), Товарищество
 Новой драмы в Херсоне (реж. и исполнитель роли Актёра -Мейерхольд),
 Красноярский т-р (1903-05). В последующие годы "Н. д." ставили:
 Оренбургский (1904). Екатеринбургский (1906, 1910, 1914), Костромской
 (1906, 1908) т-ры, укр. труппа в Гадяче (1908, реж. и исполнитель роли
 Барона - Г. Юра), Воронежский т-р (1908), груз. т-р в Тифлисе (1908,
 реж. и исполнитель роли Луки - Гуниа), Тифлисская труппа арм. артистич.
 об-ва (1908, реж. Капанакян, Василиса - Меликян, Настя - С. Адамян,
 Сатин - Севумян, Барон- Мамнконян, Лука - Аветян), Екатеринодарский и
 Харьковский т-ры (1910, реж. Синельников), Общедоступный т-р, Петроград
 (1912, реж. Гайдебуров), Казанский (1912), Нижегородский (1915) и др.
 т-ры.
  Первые пост. "Н. д." на сов. сцене: т-р Союза драм. актёров,
 Петроград (1917); Моск. Военный т-р (1918), Нар. т-р драмы в
 Петрозаводске (1918), Моск. Дмитровский т-р (1919) и др. 14 окт. 1919, к
 50-летию Горького, "Н. д." пост. т-р Госдрама, впоследствии Ленингр. т-р
 драмы им. Пушкина (реж. Евт. Карпов, худ. Бобышов, на спектакле
 присутствовал Горький, вступительное слово произнёс М. И. Калинин). В
 дальнейшем "Н. д." ставили мн. т-ры страны: Горьковский т-р
 (1918,1924,1928, 1939), Т-р им. Франко (1920; Винница, реж. и
 исполнитель роли Луки - Г. Юра, Барон - Бучма, 1952), Т-р им. Я. Купалы
 (1920; 1921, ре/к. и исполнитель роли Костылёва-Мирович, Лука-Григонис),
 Т-р им. Сун-дукяна (1922, реж. Алиханян-,1932, реж.
 Гулакян,ВасилисаАсмик, Настя - Восканян; 1938 - восстановление), Т-р им.
 Азизбекова (1925, режиссёр Туганов; Пепел - Санани, Клещ-Афганлы,
 Настя-Давудова, Актёр-Рухулла, Лука- Алиев, Марданов), Т-р им. Качалова,
 Казань (1924. 1950), Ленингр. т-р им. ЛОСПС (1926, 1937), Горьковский
 т-р (1927, 1939), Ташкентский рус. т-р (1927, 1936, 1955), Бакинский
 арм. т-р (1929, реж. Калантар), Тбилисский арм. т-р им. Шаумяна (1928,
 1932), Ярославский т-р (1928, 1952), Архангельский т-р (1932), Т-р им.
 Камала (1932, Лука -Абжали-лов). Свердловский т-р (1932), Тамбовский т-р
 (1932, 1963), Якутский муэ.-драм. т-р (1933), Владивостокский т-р (1933;
  1946, Сатин - Кол офидин), Ленинаканский т-р (1932, реж. Аджемян,
 1953), Бакинский рабочий т-р (1936), Харьковский т-р рус. драмы (1936,
 реж. Синельников), Моск. драматич. т-р (1939), Т-р им. Заньковецкой
 (1940), Ленингр. Новый т-р (премьера в Хабаровске, 1941),Т-р им.
 Кингисеппа (1941, реж. Калмет; Костылёв-Суурорг, Барон - О. Эскола, Лука
 - Кальела), Казахский т-р драмы (1946), Ростовский-на-Дону т-р (1946),
 Алма-Атинский (1947), Фрунзенский т-р (1948), Т-р пм. Я. Коласа (1951),
 Николаевский (1951), Ульяновский (1951), Волгоградский (1952) т-ры, Т-р
 драмы Латв. ССР, (1955, реж. Балюна), Таллинский т-р (1955), Ленингр.
 т-р драмы им. Пушкина (1956, реж. Вивьен, Эрен-берг; Сатин - Н. Симонов,
 Лука- Скоробогатов), Семипалатинский (1956), Воронежский (1957),
 Калининский (1957) т-ры. т-р Коми АССР (1957), Т-р им. Марджанишвили
 (1957), Псковский (1958), Уфимский (1961), Черемховский (1961), Томский
 (1963) т-ры ? мн. др.
  Большую популярность приобрела пьеса Горького за рубежом, первые
 пост.: Малый т-р, Берлин (1903, под назв. "Ночлежка", пер. Шольца, реж.
 Рейнхардт и Вал-лентин; Сатин - Валлентин, Костылёв-Арнольди,
 ПепелВинтерштейн, Настя - Эйзольд, Актёр - Рейхер, Барон- Васман, Лука -
 Рейнхардт). Среди др. зарубежных пост. "Н. д." в 1903-04 - Финский нац.
 т-р, Гельсингфорс, Краковский т-р (реж. Павлик овский, Сельский), труппа
 Икономова, София, "Свенск театр", Стокгольм, труппа де Ри-зо в миланском
 т-ре "Фоссати", "Стейдж сосайети", Лондон; труппа В. Талли в римском
 т-ре "Костанци", т-ры "Шау-шпильхауз" (1905) и "Каммершпнле" (1927),
 Мюнхен, т-р "Эвр", Париж [1905, реж. Люнье-Поу; Василиса-Дузе (на итал.
 яз.), Наташа - Депре, Лука - Тилль; 1956, реж. и исполнитель роли Сатина
 - С. Пптоев, Настя - Пито-ева. Лука -Пало, пост. удостоена Мольеровской
 пр. за лучшую реж. работу 1956], "Хеббель т-р", Берлин (1908), Свободный
 т-р, Токио (1910),т-р "Кингсуэй", Лондон (1911),"Им-пириал т-р", Токио
 (1913), "Т-р Елисейских полей", Париж (1922, реж. ? исполнитель роли
 Барона-Ж. Питоев), Малый т-р Цукидзе, Токио (1924,1925), труппа
 Т.Павловой в миланском т-ре "Мандзони", пражский "Т-р на Виноградах"
 (1931), "Каммершпиле", Вена, Народный т-р, Брюссель (оба в 1937), Нар.
 т-р, Осло (1939, 1954), т-р "Бланш", Стокгольм (1942), т-р "Арджентина",
 Рим (1943), Будапештский т-р комедии (1945), "Фольксбюне", Берлин (1946,
 Сатин - Э. Буш) и ассоциация артистов Нового т-ра. Токио (1946),
 "Пикколо-театре". Милан (1947), "Т-р Польски", Варшава (1949, реж.
 Шиллер), т-р в Гааге (1949), т-р "Атенео", Рим (1953), Т-р им. Мадача.
 Будапешт (1956), "Контемпорери тиэтр", Нью-Йорк (1956), "Резиденц-т-р",
 Мюнхен (1957), Т-р им. Горького, Берлин (1957), "Литл тиэтр групп",
 Калькутта, телевизионный т-р, Лондон (оба в 1959), т-р "Уэст-Энд
 Плетерз", Торонто (1960), т-р "Юнити", Лондон (1961), Тунисская труппа
 1962) и мн. др. В 1936 пьеса была экранизирована франц. реж. Ж. Ренуаром
 (Барон - Жуве. Пепел - Габен).
  Издания: Первая публикация под назв. -На дне жизни, пзд-во
 Мархлевского, Мюнхен [б. г.], первая публикация в России под назв.-На
 дне, изд-во "Знание", СП Б, 1903; Из последующих дореволюц. изд.-Г о ? ь
 к и и М.. Сочинения, т. 6, СПБ, 1903; из сов. изд.: Горький М.. Собр.
 соч., т. 14, [Пьесы]. Берлин, 1923 г., Избранные произведения, т. 2, М.,
 1951.
  Лит.: Э ? ? о с Н., "На дне". Пьеса М. Горького в постановке
 Московского Художественного театра, М., 1923;
  Державин К., Драматургия М. Горького на русской сцене, в сб.: Горький
 и театр. Л., 1933; "На дне" М. Горького. Материалы и исследования, М.,
 1947; Юзов-с к и и И. И., Режиссерские тетради К. С. Станиславского, "На
 дне" М. Горького, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1945 г., т. 1, М., 1948;
 Станиславский К. С., Режиссерский экземпляр "На дне" М. Горького, там
 же; его же, Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954; К. С.
 Станиславский, Материалы, Письма, Исследования, М., 1955; Арутюнян Б.,
 Русская драматургия на армянской сцене, Ереван, 1957, с. 116; Львов Н.
 И., Казахский Академический т-р драмы, Алма-Ата, 1957, с. 330-333;
 Данилове. С.. Горький на сцене, Л. - М., 1958; Театр за рубежом, т. 1.
 М.-Л., 1958, с. 70-73; Piccolo Teatro. 1947-1958, Milano. 1958, с.
 24-27; SimoniRenato, Trent'anni di cronaca drammatica, v. 3, Torino,
 1955, с. 34. A. Шн.
  HAAPPO, Бартоломе - см. Торрес Наарро, Б. НАБАТОВ (наст.
 фам.Туровский), Илья Семёнович [р. 3 (15). IX. 1896] - советский артист
 эстрады; исполнитель и автор сатирических куплетов и песенок на темы
 международной политики. Засл. арт. УССР (1934). Засл. деят. иск-в РСФСР
 (1959). Лауреат Гос. пр. СССР (1947). Окончил юридич. ф-т Харьковского
 ун-та и театр. студию под рук. М. М. Тарханова. Артистич. деятельность
 начал в провинц. укр. т-ре (1920). С 1924 выступает на эстраде с
 исполнением сатирич. куплетов. Н. старался ввести в свой репертуар
 злободневное содержание, отвечающее интересам рабочей аудитории,
 выступал преим. в Донбассе. В 1926 обратился к жанру эстрадного
 фельетона ("Ветхий и новый завет" - на антирелигиозные темы, "Советский
 Иванушка-дурачок" - о подхалимах и бюрократах, "Две невидимки, или
 Партбилет" - о бдительности, и др.). С 1938 Н. снова выступает с
 куплетно-песенными номерами, темами его выступлений становятся события
 междунар. политич. жизни. В лучших номерах ("Микадо", "Будда" - о
 событиях на озере Хасан, "Климатические куплеты" - о взаимоотношениях
 Сов. Союза и Англии в 1946, "Фашистская драпсодия", "Сказки энского
 леса", "Лунная соната недобитого немецкого солдата" - о событиях
 Отечеств, войны, "Факты, факты", "Истамбул-Константинополь" - о лживой
 информации иностр. печати о Сов. Союзе, и др.) Н. достигает большой
 выразительности, противопоставляя старые широко популярные мелодии
 новому сатирич. тексту, насыщенному неожиданными каламбурами, даёт во
 время исполнения яркие характеристики своих персонажей. Постоянным
 партнёром Н. (с 1927) и его концертмейстером является Л. С. 'Набатов.
  Соч.: Заметки эстрадного сатирика, М., 1957. Д 3. НАБЙЕВА, Зейнаб
 Набиевна (21. XII. 1912) - аварская советская актриса. Нар. арт. РСФСР
 (1960). В 1935 вступила в труппу Аварского т-ра им. Г. Ца-даса. Роли:
 Любовь Яровая, Кручинина; Феличе ("Самодуры" Гольдони), Айханум
 ("Суровые дни" Хуршилова). Иск-во Н. характеризуется богатством
 жизненных наблюдений, эмоциональной силой, острой выразительностью,
 сочным, бытовым юмором, особенно ярко проявившимися в характерных ролях.
 старая Хадижат ("Горянка" Гамзатова), сварливая старая кокетка Гуарши
 ("По горным дорогам" Да-удова и Закарьяева). Снималась в кино. Е. /Ь'.
  НАВМАХЙЯ (греч. ???????? - морское сражение) -зрелище в Др. Риме,
 воспроизводящее морской бой. Н. устраивалась на озере, на выкопанном для
 этой цели пруду или на арене амфитеатра, а также т-ра, затопленного
 водой. Первая известная нам Н. была устроена Цезарем в 46 до н. э.
 Бойцы, принимавшие участие в Н., назывались навмахариями и набирались из
 числа гладиаторов, военнопленных и осуждённых на смерть преступников.
 Изредка это были добровольцы. Н. представляла собой один из видов
 кровавых зрелищ, характерных для эпохи Рим. империи. Обычно носила
 театрализованную форму. Нередко воссоздавала к.-н. общеизвестное морское
 сражение прошлого (морские эпизоды Пелопоннес-ской, греко-персидских
 войн и др.).
  Лит.: Фридл ендер Л., Картины из бытовой истории Рима в эпоху от
 Августа до конца династии Антонинов, ч. 1, в кн.: Общая история
 европейской культуры, под ред. И. М. Гревса [и др.], т. 4, СПБ, 1914. С.
 А.
  НАГАЕВ, Энвер Хасанович (р. 28. I. 1922) - татарский советский
 театральный художник. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1957). Чл.
 Коммунистич. партии с 1960. В 1950 окончил Казанское художеств. уч-ще. В
 1946-54-художник-исполнитель. С 1954- художник Тат. т-ра оперы и балета
 им. Мусы Джалиля (Казань).
  Спектакли: "Иоланта" Чайковского (1952), "Ильдар" Жиганова (1954),
 "Чио-Чио-сан" (1955), "Севильский цирюльник" (1956); "Джалиль" Жиганова
 (1957), "Чародейка" Чайковского (1958), "Паяцы" (1958); "Русалка"
 Даргомыжского (1959), "Горная быль" Ключарёва (1959), "Тропою грома"
 Караева (1959), "Раушан" Хабибуллина (1960) и др. Написал эскизы
 декораций к ряду спектаклей Т-ра им. Камала (Казань). X. К.
  НДГАУТА - одна из песенных форм в японской музыке. Сложилась в 17 в.
 в Эдо (Токио) как муз.-песенное сопровождение танца в т-ре Кабуки.
  Лит. (на япон. яз.): Яманэ Гиндзи, Онгаку-но рэкиси, Токио, 1957.
 Л.Г.
  НАДАЙ - звание, присуждаемое высококвалифицированным актёрам в
 японском театре Кабуки. Первоначально термин "Н." в т-ре Кабуки означал
 афиши, к-рые вешали на фасаде театр. здания. На них помещали портреты
 ведущих исполнителей. Затем так стали называть актёров, к-рые могли быть
 изображены на такой афише. Дети и ученики крупных актёров с начала
 сценич. деятельности носят это наименование. Др. актёры получают его
 лишь после достижения определённого уровня исполнительского мастерства с
 разрешения учителя и руководителя труппы. В 17-19 вв. актёры этой
 категории получали более высокое вознаграждение, лучшие роли и др.
 привилегии. Со временем требования, предъявляемые для перевода в
 категорию Н., стали менее жёсткими, число актёров этой категории
 возросло и значение этого звания было утеряно. Л. Г.
  НАДАШДИ (Nadasdy), Кальман (р.25.Х1.1904) - венгерский режиссёр оперы
 и драмы, педагог. Нар. арт. ВНР (1952). Начал свою деятельность как
 режиссёр в 1934. С 1959 - директор и гл. реж. Т-ра оперы и балета в
 Будапеште. Спектакли: "Секейская прядильня" Кодая (1952), "Молодая
 гвардия" Мейтуса (1953), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1957), "Галька"
 Монюшко (1958) и др. Пост. драматич. спектакли в Нац. т-ре: "Отелло"
 (1954), "Ричард III" (1955) и др. Занимается педагогич. деятельностью
 (профессор Театр, ин-та в Будапеште). Пр. им. Ко-шута (1950, 1954).
  Лит.: Г е р ш к о в и ч А. А., Совр. венгерский театр. М., 1963. А.
 Гер.
  НАДАШИ (Nadasi), Ференц (р. 16. X. 1893) - венгерский артист балета,
 балетмейстер и педагог. В 1910-11 учился в Петербурге у Э. Чеккетти, в
 1913-15 у Гуэрры в Будапеште. В 1913-21 - солист балетной труппы
 Оперного т-ра. В 1937-62- балетмейстер Т-ра оперы и балета в Будапеште.
 Пост. балеты: "Сильвия" Делиба (1943), "День рождения инфанты" (1948) и
 др. На основе системы К. Блазиса и Чеккетти разработал свой метод
 обучения классич. танцу. За 25 лет педагогич. деятельности воспитал
 (совм. с женой М. Вюте-Бауш) неск. поколений венг. танцовщиков и
 танцовщиц. В 30-40-е гг. гастролировал за рубежом как танцовщик (посетил
 22 страны). Г. Кор., Гед. Д.
  НАДЕЖДИН (псевд.- Никодим Н а д о у м к о), Николай Иванович [5
 (17).X. 1804-11 (23). I. 1856]- русский литературный и театральный
 критик, учёный (филолог, историк, географ, археолог). В конце 20-х гг.
 сотрудничал в журн. "Вестник Европы". В 1831-35 - проф. Моск. ун-та по
 кафедрам теории изящных иск-в и археологии. Одновременно - издатель,
 редактор передового в 30-х гг. журн. "Телескоп" (1831-36), выходившего с
 постоянным приложением "Молва" (газета), на страницах к-рых печатали
 свои лит. работы В. Г. Белинский, Н. П. Огарёв, А. И. Герцен, Н. В.
 Станкевич и др. За опубликование в журнале "Философических писем" П. Я.
 Чаадаева издание было закрыто, а Н. сослан в Усть-Сысольск (1836-38). Н.
 принадлежит цикл статей о моек. гастролях В. А. Каратыгина - "Письма в
 Петербург" ["Молва", 1833, јј 44- 48, 50, 56; 1835, јј 16, 17, 19;
 написаны под псевд. П. Щ. (псевдоним этот долго оставался неизвестным;
 приписывался одно время С. Т. Аксакову)]. Анализируя в этих статьях
 вопросе двух направлениях в рус. актёрском иск-ве - каратыгинском и
 мочаловском (см. ст. Каратыгин, Мочалов, Искусство актёра), Н. отвергал
 каратыгинское направление как чуждое принципам верности жизни,
 естественности, простоты, одним из первых попытался дать
 философско-эстетич. обоснование реализма как гл. пути развития рус.
 т-ра. Вокруг статей Н. завязался ожесточённый спор, поднятый
 приверженцами петербургского артиста во главе с известным в ту пору
 реакционным критиком и поэтом С. П. Шевырёвым ("Молва", 1833. јј 52-58,
 60.61). С новой силой спор разгорелся во время моек. гастролей
 Каратыгина в 1835, когда к мнению Н. присоединился молодой Белинский со
 своей театрально-критич. статьёй "И моё мнение об игре г. Каратыгина"
 ("Молва", 1835, јј 17 и 18).
  Лит.: Ч ернышевскийН.Г., Очерки гоголевского периода русской
 литературы, ст. 4, Полное собр. соч. т. 3, М., 1947; О с о в ц о в С.,
 Разгадка-П. Щ., "Театр" 1953,ј 9,с. 149-59; его же, К спорам о
 псевдониме "П.Щ." "Русская литература", 1959, ј 4, с, 174-85; Нечаева В.
 С., В. Г. Белинский. Учение в университете и работа в "Телескопе" и
 "Молве". 1829-1836, М., 1954, с. 195-204, 273-319, 345-405; её же, Кому

<< Пред.           стр. 541 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу