<< Пред. стр. 543 (из 913) След. >>
Селим Н., к-рый в 1876 вместе с т-ром переехал в Египет. Деятельностьэтого т-ра способствовала становлению и развитию араб. театр. иск-ва. '
Дж. Б.
НАЛБАНДЯН, Ваган [10(22).XI. 1876 -16(29). XII. 1902] -армянский
литературовед, театральный критик. В 1900 окончил Лейпцигский ун-т со
степенью доктора философии. В 1901 вернулся в Тифлис. Опубликовал
исследование о драматургии Ибсена. Автор цикла статей о П. Дуряне.
Написал ряд рецензий на спектакли тифлисского армянского т-ра. Р. 3.
НАЛБАНДЯН, Микаэл Лазаревич [2 (14). XI. 1829-21.111(2.IV). 1866]
-армянский революционный демократ, писатель, философ, литературовед. В
1853 экстерном закончил вост. ф-т Петерб. ун-та. Будучи преподавателем
арм. яз. в Лазаревском ин-те, прослушал курс на медицинском ф-те Моск.
ун-та. В 1856 опубликовал свои первые стихотворения - блестящие образцы
гражд. лирики. 06-щественно-политич. и философские взгляды Н. сложились
под воздействием рус. революц. движения 60-х гг., работ Герцена,
Огарёва. За нелегальную работу был арестован и провёл в заключении (в
Петропавловской крепости) три года. В 1865 за революц. деятельность был
сослан в Камышин, где умер от туберкулёза.
Н. заложил основы арм. материалистич. эстетики, развивая в своих
статьях о лит-ре и театре принципы Белинского и Чернышевского. Эстетика
Н. содействовала созданию в арм. лит-ре и т-ре
общественно-обличительного, "гоголевского" направления. Выступления Н.
по вопросам т-ра носили программный характер. Для арм. прогрессивной
интеллигенции т-р в 60-е годы был одним из центров идейной жизни,
поэтому и Н. проявлял живой интерес к театр. иск-ву. В 1859 в журн.
"Юсисапайл" опубликовал рецензию на спектакль студентов-армян Моск.
ун-та. Взяв под защиту водевиль на совр. тему "Пропали мои пятьдесят
червонцев" Аладатяна, он резко выступал против историч. трагедии
"Аристакес" Ванандеци. Статья Н. вызвала тревогу в арм. консервативных
кругах. В 1861 Н., будучи в Константинополе, произнёс речь на открытии
арм. т-ра, опубликованную газетой "Мегу" ("Пчела ")в виде статьи под
назв. "Национальный театр в Константинополе". Поддерживая зарождающееся
арм. проф. театр. иск-во, Н. утверждал, что сцена-это трибуна и т-р
должен не только отражать жизнь, но и выносить приговор над её
явлениями. Н. требовал тщательного и продуманного выбора репертуара, в
частности отказа от франц. мелодрам. Он выступал в защиту актёров и
актрис, смело преодолевавших косные предрассудки, подчёркивал высокое
обществ. значение деятельности актёра.
С о ч.: Избр. соч., Ереван, 1941. Р. 3. НАЛБАНДЯН, Роберт Гегамович
(р. 9. VI. 1912)- армянский советский театральный художник. Засл.
деятель иск-в Груз. ССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Учился
на архитектурном ф-те Ереванского политехнич. ин-та. С 1939 - художник
Тбилисского арм. т-ра им. С. Шаумяна.
Спектакли: "Уриэль Акоста" (1940); "Георг Марзпе-туни" по Мурацану
(1942), "Хатабала" Сундукяна (1958), "Вернулся человек" Абшилава (1960).
Оформлял также спектакли в Тбилисском рус. т-ре им.А. Грибоедова, в
Киро-ваканском арм. т-ре. .//. Хал.
НАЛБУРОВ, Басил Костов (дек. 1863-22.V. 1893) - болгарский актёр и
режиссёр. Будучи учителем, участвовал в любительских спектаклях. С 1890
- актёр Столичной драм.-оперной труппы, преобразованной в 1892 в труппу
"Слеза и смех" (с 1892-директор этой труппы). Роли: Подколесин
("Женитьба", 1890), Исак ("Иванко" Друмева, 1891), Вурм ("Коварство и
любовь", 1892). Пост. спектакли: "Ревизор", "Женитьба", собств. комедию
"Недоразумение" и др. Н. первый принёс на болг. сцену реалистич.
традиции рус. т-ра. Вас. М.
НАМАНГАНСКИЙ ТЕАТР (Наманганский театр музыкальной драмы и комедии
им. А. Н а во и)-узбекский театр. Создан в 1931. В организации т-ра
участвовали группа учителей-Р. Хамраев, Н. Розики, А. Рахимов, режиссёр
В. Азимов. Открылся 15 июня спектаклем "Два коммуниста" Яшена. За первое
десятилетие т-p осуществил пост. пьес узб. авторов: "Бай и батрак",
"Проделки Маиса ры", "Холисхон" Хамзы, "Сожжём", "Разгром", "Честь и
любовь" Яшена, "История заговорила" Саиди и Сафарова, "Предатели"
Фатхуллина, а также "Пограничники" Билль-Белоцерковского, "Слуга двух
господ", "Коварство и любовь". С первых лет своего создания коллектив
обращался к жанру муз. драм: "Фархад и Ширин", "Лейли и Меджнун"
Хур-шида, "Ичкарида", "Гюльсара" Яшена и Мухамедова, "Тахир и Зухра"
Абдуллы.
В годы Вел. Отечеств, войны пост. ряд патриотич. спектаклей: "Курбан
Умаров" Абдуллы, "Даврон-ата" Яшена и Абдуллы, "Смерть оккупантам"
Яшена, "Месть" Туйгуна и Умари.
В 40-50-х гг" значит, место в репертуаре заняли спектакли, посв.
совр. жизни Узбекистана: "Шёлковое сюзанэ" (1953) и "Больные зубы"
(1955) Ках-хара, "Сердечные тайны" Рахманова (1954), "Пятна" Кариева
(1957), "Хуррият" (1958), "Сомнение" (1962) Уйгуна, "Дядя и племянник"
Бабаджанова (1960). Популярностью пользуются пост. легендарных и
исто-рич. пьес - "Азиз и Санам" (1955) и "Ашик Гариб" (1958)
Бабаджанова, "Равшан и Зулхумор" (1957), "Разгром" (1951) Яшена, "Хамза"
Яшена и Умари (1950), "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1951), а также
"Пламя в горах" Хайруллаева (1962), "Влюблённый Ташболта" Гуляма. На
сцене т-ра ставились "Ревизор" (1952), "Отелло" (1954), "Король Лир"
(1958); "Испанцы" Лермонтова (1957). В т-ре работают (1963) нар. арт.
Узб. ССР М. Азизова, С. Рахманов, М. Мансуров, засл. арт. Узб. ССР М.
Дада-баев, А. Рахимов, М. Убайдуллав, О. Таджабаев, Г. Нишанов, К.
Мансуров, группа молодёжи - воспитанники Ташкентского
театрально-художеств. ин-та. Гл. реж. т-ра Г. Ким, реж. Р. Джалилов,
худ. М. Аббасрв. В. Д.
НАМДАГ, Намдак, Донровын (р. 1911)-монгольский драматург и режиссёр.
В 1929 работал в Муз.-драм. т-ре. В 1938 начал драматургич.
деятельность. Автор пьес: "Борьба", "Новый путь", "Цена жизни", "Волчья
стая", "Будэ", "Три шарайгольских хана" (инсц. эпоса "Гэсэриада"),
"Молодое поколение" (совм. с Нацагдоржем), "Одноклассники" (совм. с
Лодойдам-ба), "Свадьба" и др., пост. им самим в Монг. т-ре. Большинство
пьес Н. посв. совр. проблемам. Г. У.
НАМИКЙ, Гохэй (1747-1808) - японский драматург. Писал пьесы для т-ра
Кабуки. Творч. деятельность начал в 1768. В 1796 в т-ре Миякодза (г.
Эдо) была пост. пьеса Н. "Умэ-но ‚сибэ", представление к-рой было
впервые разделено условно на 2 части, получившие название: первая
-итибаммэ, вторая - нибаммэ. Это деление в дальнейшем стало традиционным
для спектаклей т-ра Кабуки. В последующие годы стал одним из ведущих
япон. драматургов. Автор историч. трагедий - дзидаймоно и бытовых
драм-сэвамоноГ, отличавшихся реалистич. направленностью. Верные
жизненной правде, пьесы Н. способствовали развитию бытовой япон. драмы.
Среди лучших пьес Н.: "Годайрики" (1795), "Киммон госан-но кири" (1778)
и др. Творчество Н. оказало значит. влияние на театр. жизнь г. Эдо
(Токио).
Лит.: Каватакэ Сигэтоси, Кабуки сакуся-но кэнкю, Токио, 1940 (на
япон. яз.). Д /\
НАМИКЙ, Сёдзо (1730 -73) - японский дра матург и деятель театра
Кабуки. Ученик драматурга Намики Соскэ, писавшего в жанре дзёрури. В
1852 дебютировал как драматург. В последующие) лет создал ок. 90 пьес,
среди к-рых пьесы исторические- дзидаймоно и бытовые -сэвамоно. В своём
творчестве Н. следовал традициям жанра дзёрури. Наиболее известные пьесы
Н.: "Киритаро Тэнгу-но сакамори" (1761), "Ядонаси дансити сигурэ-но
Каракаса" (1768), "Кува-ная Токудзо ирифунэ моногатари" (1770) и др.
Получил известность и как изобретатель разл. сценич. приспособлений,
театр. механизмов для т-ра Кабуки (в 1753 впервые применил большую
механическую подъёмную площадку, в 1758 - вращающуюся сцену).
Лит.: Каватакэ Сигэтоси, Кабуки сакуся-но кэнкю, Токио, 1940 (на
япон. яз.). Д /\
НАМИбТ, Арон Захарович [р. 15 (28). II. 1903]- советский
художник-осветитель. В 1920 окончил Виленский электромеханич. техникум.
В 1921-49 работал зав. осветительным цехом Моск. евр. т-ра. С 1950 -
художник-осветитель Моск. т-ра сатиры. В 1935 под рук. Н. был разработан
и пущен в производство первый отечеств, образец регулирующей аппаратуры.
Ему принадлежат конструкции мн. световых эффектов (в т. ч. оригинальных
проекц. приставок "вода", "движущаяся панорама"), а также разработка
портативной аппаратуры для выездных спектаклей (1960).
Среди работ Н. - световое оформление спектаклей в М о с к. евр. т-р
е: "Уриэль Акоста" Гуцкова (1922, худ. Альтман), "Ночь на старом рынке"
Переца (1925, худ. Фальк), "Король Лир" (1935, худ. Тышлер); в М о с к.
т-р Сатиры: "Господин Дюруа" по Мопассану (1951, худ. Рындин), "Пролитая
чаша" Ван Ши Фу (1952, худ. Юткевич), "Баня" (1953, худ. Юткевич),
"Клоп" (1955, худ. Плучек и Юткевич), "Яблоко раздора" Бирюкова( 1961,
худ. Кашинц ев).
Соч.: О театральном освещении, "Театр" 1955, .ј 2.
В. Бер.
НАМХАЙЦЭРЭН, Лувсаншарын (р. 1913) - монгольский театральный
художник. Засл. деят. иск-в МНР. Чл. МНРП. С 1938 работает в Гос.
муз.-драм. т-ре (Улан-Батор). Оформил спектакли:
"Искатель счастья Мунхэ" Ойдува, "Кремлёвские куранты"; "Курманбек"
Джантошева, балет "Шурале", оперу "Унен Гончиксумла" и др. Э. О.
НАМ.ЫК КЕМАЛЬ (Nam?k Kemal, лит. прозвище; наст. имя - Мехмет К е м а
л ь, Mehmet Kemal) (21. XII. 1840, г. Текирдаг,-2. XI. 1888, г. Хиос) -
турецкий писатель, драматург, публицист, общественный деятель.
Драматургия Н. К. способствовала становлению и развитию тур. т-ра.
Сотрудничал в прогрессивных газетах, выступал за просвещение, обновление
тур. языка и лит-ры. Первая пьеса Н. К.- "Отечество, или Силистрия",
посв. событиям, явившимся преддверием Крымской войны (1853-56), была
пост. в 1873 в стамбульском т-ре "Гедик-паша" режиссёром-антрепренёром
Гюллю Агон-Эфенди (все последующие пьесы ставились в этом же т-ре).
Успеху пьесы способствовала её антиправительственная направленность. На
третьем представлении автор был арестован и заточён в Магозскую крепость
на о. Кипр, где провёл 38 месяцев. В заточении написал пьесу "Акиф бей",
драму "Гюльнихаль" ("Бедное дитя"), в к-рой рисует мрачную картину тур.
жизни, переживания молодой девушки, судьбой к-рой распоряжаются
родители. Историч. прошлому, борьбе с монг. нашествием посв. драма
"Джилял Эд-дин, шах Хорезмский" (1885).
Лит.: Гордлевский В., Очерки по новой истории османской литературы,
М., 1912; Al? E k г e m, Nam?k -Kemal, 1st., 1930; Kaplan Mehmet, Namik
Kemal, 1st., 1948; Nam?k Kemal, Hayati, sanati, eserleri. Hikmet
Dizdaroglu, 1st., 1954. X. K.-o.
НАНДВЙНЗА (бирм. - "дворцовая драма")- вид бирманской драмы. Возник
при императорском дворе в 18 в. и просуществовал до нач. 19 в. Н.
испытывала сильное влияние сиамской классич. драмы, многие её сюжеты
заимствованы из инд. эпоса "Рамаяна". Первые Н. исполнялись пленными
сиамскими актёрами. Текст их был стихотворный, в представлениях
использовались пение, музыка, танцы и пантомима. Герои Н. -сказочные
принцы и принцессы, волшебники, злые духи, оборотни, мудрые отшельники.
Батальные сцены в Н. чередуются с любовными, дидактич. монологи-с
фантастич. эпизодами, волшебными превращениями и др. Представление Н.
длилось неск. вечеров, отличалось пышностью декораций, богатством
костюмов и реквизита. Местом представления обычно служили внутр.
дворцовые покои, сады и парки. Среди наиболее популярных Н.:
"История Инаунга" Мьявади (1799), "Маника" Падейтаязы, пьесы Кхин
Соунг и др. Элементы Н. легли в основу мн. бирманских драматич. жанров:
пьяза, запве и др.
Лит.: MaungHtin Aung, Burmese drama, L., 1956, Oxf., 1937, 1947,
переизд.. L., 1956. Ю. О.
НАНСЕН (Nansen), Бетти (19. III. 1873 -'15.' III. 1943) -датская
актриса, режиссёр. В 1893 дебютировала на сцене т-ра "Казино"
(Копенгаген). Долгое время играла в разл. т-pax столицы и в провинции. С
1917 до конца жизни была художеств. руководителем и ведущей актрисой
"Театра Бетти Нансен" (Копенгаген). Обладала общей культурой, хорошими
внешними данными, глубоким и нервным темпераментом. Создала образы
гордых, волевых женщин, отстаивающих своё достоинство в борьбе с
мещанским окружением: Бедвильд ("Кузнец Волунд" Драхмана), Марна, Тура
("Когда цветёт молодое вино", "Пауль Ланге и Тура Парсберг" Бьёрн-сона),
Агнета (о. п. Скрам), Эллид а ("Женщина с моря" Ибсена). В 30-40-х гг.
Н. воплотила образы королевы Маргареты (о. п. Элен-шлегера), фру
Альвинг; Матери (о. п. Чапека), исполненные глубокой нравств. силы и
духовной красоты. Репертуар руководимого Н. т-ра определялся просветит,
устремлениями и её активным отрицанием коммерч. отношения к театр.
иск-ву. Здесь ставились лучшие произв. классиков, совр. дат. и
зарубежных драматургов. Как режиссёр Н. стремилась создать актёрский
ансамбль, найти точный выразит, рисунок спектакля. Пост. спектакли:
"Королева Маргарета" (1941), "Аксель и Вальборг" Эленшлегера (1942),
"География и любовь" Бьёрнсона (1942), "Слово" (1932), "В огне" (1937)
Мунка, "Траур к лицу Электре" О'Нила (1933) и др. Крупным событием в
политич. и культурной жизни страны стала пост. Н. "Матери Чапека за
неск. дней до фашистской оккупации Да нии (1940).
Лит.: N e i i e n d a m .R., Forlystelsernes Alle. De Fre
deriksbergske teatres historie, Kbh., 1958. Вл.М
НАПЕРСНИК, наперсница, иначе к о н-фидант, конфидантка (франц.
confident, от лат. confido - полагаюсь, верю),- сценическое амплуа;
традиционный персонаж в классицистской трагедии 17-18 вв. (французской и
русской). Приближённое лицо к герою или героине (кормилица, гувернёр,
секретарь, компаньонка и пр.). Роль Н. имеет подсобный характер: отвечая
на вопросы Н., герой рассказывает о своих мыслях, чувствах, поступках.
НАПРАВНИК, Эдуард Францевич [12Г24). VIII. 1839, Бейшт,
Чехия,-10(23). XI. 1916, Петроград]- русский композитор и дирижёр. По
национальности чех. Муз. образование получил в Праге. С 1861 жил в
России; в 1861-63 работал капельмейстером оркестра Н. Б. Юсупова; с
1863-пом. капельмейстера и органист, с 1867 - второй, с 1869-первый
капельмейстер Мариинского театра в Петербурге. Приехав в Россию молодым
музыкантом, Н. глубоко воспринял рус. муз. культуру, усвоил её
исполнительские традиции. Н. вскоре стал выдающимся дирижёром.
Возглавляя в течение полувека крупнейший оперный т-р России
(Мариин-ский), Н. добился организованности, дисциплины, художественной
стройности оперного ансамбля. Н. руководил первыми пост. мн. опер рус.
композиторов: "Вражья сила" Серова (1871), "Каменный гость"
Даргомыжского (1872), "Псковитянка" (1873), "Майская ночь" (1880).
"Снегурочка" (1882), "Борис Годунов" (1874);
"Опричник"(1874), "Кузнец Вакула" (1876), "Орлеанская дева" (1881),
"Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1892) Чайковского, "Демон" (1875). Под
руководством Н. была возобновлена в 1871 опера "Руслан и Людмила".
Большое художественное значение имели и др. пост. Н. - тетралогия
"Кольцо Нибелунга" Вагнера (1900-05). оперы "Фиделио" Бетховена (1905),
"Орфей и Эври-дика" Глюка (1911). Н. стремился к предельно точному и
полному раскрытию авторского замысла. Его исполнение отличалось
тщательным воспроизведением текста партитуры, строгостью стиля.
Творческая деятельность Н.-дирижёра оставила глубокий след в истории
рус. муз. культуры. Н. написал оперы (пост. в Мариинском т-ре):
"Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1886), "Дубровский" (1895), "Франческа
да Римини" (1902), музыку к драматической поэме "Дон Жуан" А. К.
Толстого и др. соч. В композиторском творчестве Н. сказалось влияние
Глинки и Чайковского. Произв. Н. отличаются мелодичностью,
законченностью формы, мастерской оркестровкой, хотя и лишены ярко
выраженного индивидуального стиля. Наиболее известна опера "Дубровский",
сохраняющаяся в репертуаре сов. оперных т-ров.
Соч.: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма,
Л., 1959.
Лит.: ВальтерВ.Г., Эдуард Франц евич Направник, СПБ, 1914; Бернандт
Гр., Капельмейстер русской оперы - Э. Ф. Направник, "Советская музыка",
1939, ј 8.
НАРДОВ (наст. фам.-К н и п п е р), Владимир Леонардович [10 (22). VI.
1876 - 12. XI. 1942] -русский советский режиссёр оперы, певец (тенор),
педагог. Брат О. Л. Книппер-Чеховой. Засл. арт. РСФСР (1933).
Чл.Коммунистич. партии с 1941. В 1902 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та;
одновременно учился пению у своей матери - проф. Моск. филармонич.
уч-ща. Совершенствовался как певец в Берлине и Дрездене; выступал на
сценах разл. городов, Германии. В 1914 дебютировал в Оперном т-ре
Зимина. Партии: Альмавива, Хозе; Оттавио ("Дон Жуан"), Вальтер
("Тангейзер"), Певец ("Кавалер роз" Р. Штрауса) и др. С 1918 занимался
оперной режиссурой. В 1920-36 работал в Большом т-ре. Пост.:
"Фра-Дьяволо" Обера (1923, Новый т-р, Москва), "Моцарт и Сальери"
Римского-Корсакова (1926, Экспериментальный т-р, Москва), "Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1935,
Большой т-р) и др. С 1936 занимался педагогич. деятельностью (с
1940-профессор Моск. консерватории).
НАР-ДОС (наст. имя ифам.-Микаэл Ованисян;
1867-1933) - армянский советский писатель, драматург. Нар. писатель
Армении и Грузии (1927). Автор мн. романов, повестей и рассказов. В 1886
написал комедию "Мёд и мухи". В 1906 переработал свою повесть "Убитый
голубь" (1898) в драму, разоблачающую развращённость бурж.
интеллигенции. Пьеса сохраняется в репертуаре арм. сов. т-ров. Н.-Д.
написал также одноактную пьесу "Человек с костылями" (1921). В произв.
Н.-Д. отражены противоречия капиталистич. общества, жизнь и быт простого
народа. В. Т.
НАРИМАНОВ, Нариман Наджаф оглы [2 (14). IV. 1871, Тифлис,-19. III.
1925, Москва] - азербайджанский революционер, писатель, драматург,
публицист. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Был председателем СНК
Азербайджана и ЦИК СССР. Первое дра-матич. произв. Н. -пьеса
"Невежество" (изд. 1894) - показывает жизнь дореволюц. патриархального
Азербайджана, исполнена сурового, обличит, пафоса, в ней созданы живые,
сильные характеры. Противоречия бурж. общества, власть денег, грубый
деспотизм азерб. купцов-самодуров высмеиваются в комедии "Шамдан бек,
или Горе от языка" (изд. 1895). Большое значение для развития азерб.
театр. иск-ва имела историч. драма "Надир-Шах" (изд. 1899). В пьесе дана
яркая картина дворцовых интриг и кровавых заговоров в Иране, показаны
продажность и пороки феодалов, гнёт нар. масс, разорённых феодальными
смутами. Н. был первым переводчиком (1897) на азерб. яз. комедии
"Ревизор", показанной (в том же году) в Баку.
НАРОДНАЯ ДРАМА русская- народные сценические представления,
создававшиеся на основе народно-поэтического творчества. Истоки Н. д.
восходят к обрядовым игрищам (масленичным, святочным, свадебным). В
развитии Н. д. большую роль играли нар. бродячие актёры - скоморохи.
Переходя из поколения в поколение, Н. д. подвергалась воздействию разл.
видов нар. творчества и письменной лит-ры. С фольклорным творчеством
казацко-крестьянских масс в 16-17 вв. связана Н. д. "Лодка" (в ряде
вариантов известна как "Шлюпка", "Лодка разбойников" и др.), проникнутая
мотивами нар. "вольницы", ненавистью к воеводам и помещикам. В образах
персонажей "Лодки" отразились черты нар. героев- Ермака Тимофеевича,
Степана Разина. Мн. Н. д. содержали яркую антикрепостнич. сатиру на бояр
и помещиков ("Мнимый барин", "Афонька новый и барин голый" и др.).
Огромной популярностью пользовалась Н. д. о Петрушке, проникнутая яркими
бунтарскими мотивами (разыгрывалась в бродячих кукольных т-pax).
Старейшая Н. д. "О царе Ироде" (впервые упоминается в 16 в.), входившая
в репертуар кукольного т-ра - вертепа, была направлена против жестокости
и несправедливости царской власти. Драма "О царе Ироде" близка по своей
теме к Н. д. "О царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе" (18