<< Пред. стр. 548 (из 913) След. >>
Чайковского, Глазунова, Глинки, Римского-Корсакова и др. Композиторскоетворчество Н. способствовало становлению чеш. муз. т-ра. Он был одним из
создателей чеш. балета-пантомимы. Яркой инструментовкой, мелодич.
красочностью, тонким использованием танца для развития драм. действия
отличается балет-пантомима "Сказка о Гонзе" (1902, пражский Нац. т-р).
Среди др. произв. Н.- балеты "От сказки к сказке" (1908), "Принцесса
Тацинта" (1911), "Андерсен" (1914) (все пост. в пражском Нац. т-ре) и
др.; комич. опера "Крестьянин Якуб" (1922, Нац. т-р, Брно), оперетты
"Польская кровь" по мотивам Пушкина (1913, "Карлс-театр". Вена; шла во
мн. т-рах, в т. ч. в Моск. т-ре Оперетты), "Прекрасная Барбара" (1910,
пражский Нац. т-р), "Сбор винограда" (1916, т-р "АН дер Вин", Вена),
"Донна Глория" (1925, "Карлстеатр", Вена) и др.; инструмент, соч.
Творчество Н. отмечено ярким нац. своеобразием и реалистич.
направленностью.
Лит.: Sulc M., Oskar Nedbal, Praha, 1959; Kvet J.. Oskar Nedbal,
Praha, 1947. Л. ф ЛНЕДЕВА, Златина (15.X.1877-21.V.1941) - болгарская
актриса, режиссёр, педагог. Окончила Школу иск-ва в Загребе у А. Фияна.
Дебютировала в т-ре "Славянская беседа" в роли Елизаветы ("Мария
Стюарт"). С 1903 - актриса Нар. т-ра в Софии.
Роли: Бистра ("Когда гром грянет" Яворова), Костанда "Свекровь"
Страшимирова), Элла ("Ураган"' Войновича), Катюша Маслова ("Воскресение"
по Л. Н.Толстому), Акулина ("Власть тьмы"), Гедда Габлер (о. п. Ибсена),
Катарина {"Укрощение строптивой"), Гертруда ("Гамлет"), Сафо (о. п.
Грильпарцера) и др.
Как режиссёр и педагог Н. содействовала развитию болг. провинц. т-ра.
Руководила передвижным Камерным т-ром, в 1931-32 возглавляла Плевенский
т-р (пост.: "Свекровь" Страшимирова, "Венецианский купец" Шекспира ,
"Пурга" Щеглова). В 1934-35 руководила Бургасским т-ром (пост. здесь
"Ураган" Войновича, "Человек под мостом" Индина).
Лит.: Георгиев Г., Златина Недева, в сб.: Сто лет болгарского театра,
М., 1962, с. 188-94. Я. П.
НЕДЕЛИН (наст. фам.-- Недзельский), Евгений Яковлевич
[1850-22.Х(4.XI).1913] - русский актёр. Выступал в любительских
спектаклях. С
1873-на проф. сцене. Играл в Новочер-касске, Иркутске, Одессе, Киеве.
Исполнял роли "любовников", "фатов", "простаков" в опереттах: Пикилло
("Птички певчие" Оф-фенбаха), Гренише ("Корневильские колокола"
План-кетта) и др. В 1882 перешёл на драм. сцену. Работал в Таганроге,
Саратове, Ростове. В 1887 вступил в Харьковское Т-во актёров,
возглавляемое антрепренёром М. М. Бородаем. Прослужив здесь 4 года, Н.
вместе с Н. Н. Соловцовым и Т. А. Чуж-биновым организовал и возглавил в
Киеве Т-во драм. актёров (труппа играла в помещении т-ра Бергонье),
просуществовавшее 5 лет. В 1899-1913 работал в т-рах Киева и Одессы (в
антрепризах Соловцова, М. Ф. Багрова и др.).
Игра Н., обладавшего блестящей сценич. техникой, отличалась
лёгкостью, непринуждённостью, изяществом. Вёл педагогич. работу.
Роли: Телятев ("Бешеные деньги" Островского), Юлий Цезарь и Бенедикт
(о. п. и "Много шума из ничего" Шекспира), король Филипп ("Дон Карл
ос"), Меттерних ("Орлёнок" Ростана), Наполеон ("Мадам Сан-Жен" Сарду),
Кулыгин ("Три сестры"), Чепурной ("Дети солнца") и др.
Лит.: Дорошевич В. М., Избранные рассказы и очерки, [М.], 1962;
35-летний юбилей артистической деятельности Е. Я. Неделина, Киев, 1908.
g pc
"НЕДОРОСЛЬ" - комедия в 5 д. Д. И. Фонвизина. Соч., окончат, вариант,
последняя редакция "Н." в 1781. Поставлена 24 сентября 1782 в Вольном
российском театре на Царицыном лугу (Петербург) в бенефис И. А.
Дмитревского, с участием актёров Вольного и Придворного казённого
российских .т-ров (пост. на сцене Придворного т-ра была запрещена). В
подготовке спектакля деятельное участие принимал сам автор (исполнители:
Простаков - Золин, Простакова - Михайлова, Митрофан - Черников,
Еремеевна -Шумский, Правдин - Плавильщиков, Старо-' дум-Дмитревский,
Софья-Зорина, Милон-Марков, Скоти-нин-Соколов, Кутейкин - Петров,
Цыфиркин - Суслов, Вральман - Заводин). В Москве "Н." был показан
впервые 14 мая 1783 в Петровском т-ре (Еремеевна - Ожогин).
Впоследствии "Н." ставили в Москве: Малый т-р, 1824 (Митрофан - В.
Живокини, позднее играл Скотинина), 1852 (Митрофан - С. Васильев,
Скотинин - П. Садовский), 1866 (Простаков - Степанов, Простакова -
Акимова Митрофан - Музиль, Кутейкин - Никифоров, Цыфиркин - Живокини
2-й), 1882 (Простаков - Макшеев, Ми-трсфан - Правдин, Простакова -
Медведева, Правдин- К. Рыбаков, Стародум - Самарин, Софья - Ермолова),
1896 (Простакова - Грибунина, Митрофан - Парамонов);
Нар. т-р на Политехнич. выставке (1872, Простаков - Н. Рыбаков,
Простакова - Стрелкова, Митрофан - Макшеев, Скотинин - К. Яковлев), т-р
"Скоморох" (1893) и др. В Петербурге: Эрмитажный т-р (1787, 1795),
Александрийский т-р - 1841 ("Молодая труппа") в помещении театра-цирка);
Александрийский т-р -1857 (Простакова-Линс-кая, Митрофан-Бурдин), 1869
(Митрофан-Монахов), 1882 (к столетию первой пост., шла на сцене Большого
т-ра;
Митрофан - Давыдов, Софья-Савина, Скотинин - Варламов), 1892
(Скотинин-Варламов), 1902 (Простаков- К. Яковлев) и др. "Н." ставили
также в Харькове (1792). Гатчине (1795); в 19 и нач. 20 вв.-в т-рах
Варшавы, Екатеринбурга, Елизаветграда, Казани, Калуги, Одессы, Орла,
Оренбурга, Пензы, Рязани, Рыбинска, Саратова, Симферополя и др. Пьеса
широко ставилась любителями: Тамбов (1786; во время губернаторства Г. Р.
Державина), Петербург (1789, в доме Апраксина с Фонвизиным в роли
Скотинина), Нежин (Гимназия высших наук, где учился Гоголь; Простакова -
Гоголь, Митрофан -Кукольник) и др.
На сов. сцене "Н." ставили т-ры: Замоскворецкий т-р (Москва, 1919),
Петрогр. академич. т-р драмы (б. Александрийский) (1921, реж. Карпов,
Простаков - Яковлев, Митрофан - Горин-Горяинов, Правдин - Светлов,
Юрьев, Скотинин - Малютин), Малый т-р (1923, Простакова- Массалитинова),
"Игровой театр" (Ленинград, 1932, реж. Гайдебуров), Ленингр. ТРАМ (1933,
реж. Соколовский), Моск. т-р Революции (1933), Т-р им. Я. Купалы (1934),
4-й Горьковский колхозный т-р (1934), Алма-Атинский рус. т-р (1938),
Краснодарский т-р (1939), Коми нац. т-р, Сыктывкар (1940), Рыбинский т-р
(1945), Т-р им. Моссовета (1946), Якутский т-р (1947), Костромской т-р
(1949), Пензенский т-р (1950), ленингр. Новый т-р (1953), Кутаисский т-р
им. Месхишвили (1954; впервые на груз. сцене, реж. Ку-шиташвили).
Ростовский т-р комедии (1957), Черемховский т-р (1961) и мн. др.
"Н." пост. т-ры для детей: Горьковский ТЮЗ (1928), Киевский т-р для
детей (1935), Ленингр. обл. ТЮЗ (1936), Центр, детский т-р (Москва,
1939), ЛенТЮЗ (1943; реж. Брян-цев, худ. Бейер), Саратовский ТЮЗ (1945),
Львовский ТЮЗ (1948) и др.
Издания: первое - анонимное, напечатанное в Вольной типографии Шнора
"иждивением автора", СПБ, 1783; второе изд.-1788, перепечатано в
"Российском Феатре", т. XXXI-1789. Из позднейших: Сочинения, письма и
избранные переводы Д. И. Фонвизина, ред. П. А. Ефремова, СПБ 1866; сов.
изд.: Фонвизин Д. И., Собр. соч., т. 1-2, М.-Л., 1959.
"Н." на нем. яз. (пер. сделан еще при жизни автора) - Лейпциг, 1783;
на франц. яз.-в кн.: Chef d'oeuvre des theatres etrangers, P., 1823, p.
175.
Лит.: Б а р а г Л. Г., Судьба комедии "Н.", в кн.: Учёные записки
кафедры литературы Минского гос. педагогич. ин-та, 1940, вып. 2, с.
109-125; Троянский М. П., К сценической истории комедий Д. И. Фонвизина
"Бригадир" и "Недоросль" в XVIII в., в кн.: Театральное наследство".
Сообщения. Публикации, М., 1956, с. 10-23; М а к о г о-я е н к о Г. П.,
Денис Фонвизин. Творческий путь, М.-Л., 1961. А. Шн.
НЕЕДЛЫ (Nejedly), Вит (22.VI.1912-1.1.1945)- чешский композитор и
дирижёр. Сын 3. Неедлы. Ученик О. Йеремиаша (композиция). В 1937 окончил
философский ф-т Карлова ун-та в Праге. Защитил докторскую диссертацию.
Работал дирижёром в Оло-моуцком т-ре (до 1938). На формирование муз.
стиля Н. оказали влияние традиции чеш. нар. музыки, чеш. революц. песни
и сов. музыка. Н.-автор симфоний, кантат, концертной мелодрамы
"Умирающий" (1933). В 1938 Н. написал оперу "Ткачи" (по о. п. Гауптмана)
- одну из лучших совр. чешских опер. В 1939 Н. вместе с отцом
эмигрировал в СССР, где продолжал творческую и исполнительскую
деятельность. С 1944 был офицером одной из чехословацких воинских
частей, участвовал в боях с гитлеровцами.
Н.- основатель и дирижёр Художеств, ансамбля Чехословацкой Армии,
к-рый ныне носит его имя. Автор многих теоретич. статей по музыке.
Лит.: JiranekJ., Vit Nejedly, Z historie boju o novou, socialistickou
kulturu, Praha, 1959; Vspominky na Vita Nejedleho, Praha, 1948. Л. Ф. Л.
НЕЕДЛЫ (Nejedly), Зденек (10.11.1878, Лито-мишль,-9.III.1962, Прага)
- чехословацкий историк и музыковед, театральный деятель и критик. Чл.
Коммунистич. партии Чехословакии с 1929. Сын чеш. композитора и педагога
Р. Неедлы. В 1899 закончил философский факультет Карлова ун-та в Праге.
В 1909-39 - проф. этого ун-та. В 1939 после оккупации Чехословакии фаш.
Германией Н. эмигрировал в СССР. В 1939-1945 - проф. Моск. ун-та. В 1945
вернулся в Чехословакию, был депутатом Нац. собрания, министром,
президентом Чехословацкой АН, чл. Президиума ЦК Коммунистич. партии
Чехословакии.
Н. был крупнейшим чехословацким музыковедом. В своей деятельности
отстаивал реалистическое и народное муз. иск-во. Автор "Истории чешской
музыки" (1903), "Всеобщей истории музыки" (1916) и др. трудов; в 1936
написал книгу "Советская музыкальная культура". Н. много занимался
проблемами оперы, особенно творчеством Сметаны (в 1910 основал журнал
"Сметана", редактировал его соч.), к-рому посв. книги: "Оперы Сметаны"
(1908), "Чешская современная опера Сметаны" (1911), "Бедржих Сметана"; в
течение всей жизни работал над многотомной биографией Сметаны (вышло 7
тт.). Н. принадлежат исследования творчества др. композиторов:
"Зденек Фибих - создатель сценической мелодрамы" (1901), "Рихард
Вагнер" (1916), "Витезлав Новак" (1921), "Антонин Дворжак" (1954) и др.
Н. был связан с деятельностью Нац. т-ра в Праге; в 1935-36 вышла его
двухтомная "История оперы Национального т-ра" (период 1900-20).
Деятельность Н. как театр. критика способствовала утверждению в
репертуаре чеш. т-ров прогрессивной нац. и классич. драматургии. В 1920
Н. принимал участие в создании самодеят. театр. коллективов, в т. ч.
"Дедрасбора". После освобождения Чехословакии от фашистской оккупации
был одним из основных организаторов театр. дела в стране, революц.
преобразований в чехословацком т-ре. Именем Н. назван один из ведущих
т-ров ЧССР - пражский Реалистич. т-р.
Соч.: S'ebrane spisy, Praha, 1950-56; в pvc. пер. -Изо i" труды. M.,
I960.
Лит.: Б э л з а И., Очерки развития чешской музыкальной классики,
М.-Л., 1951; Савицкий В., Неутомимый борец за реализм, в сб.: Н еедлы
3., Статьи об искусстве Л.-М., 1960; Matousek M., Zdenek Nejedly, Praha
1938; Pekarek V., Zdenek Nejedly, Praha, 1948; J i r a n ek J., Zdenek
Nejedly, Praha, 1952; Zdenku Nejedlemu.. Sbornik praci. K sedmdesatym
patym narozeninam, Praha 1953: Л.Ф. Л., Л. Сол
HEEP (Neber), Каспар (11.IV.1897--3.VIL 1962)- немецкий театральный
художник и либреттист. В 1922 окончил мюнхенскую Академию художеств.
Работал в Берлине - в Нем. т-ре (1924-28, 1934-44), Гос. т-ре (1926-28).
Нар. т-ре, Кролль-опере (1928-31), в Гамбургском оперном т-ре (1944-45).
Был автором либретто опер Р. Вагнера-Регени "Граждане Кале" (1939,
Берлин), "Иоганна Бальк" (1941, Вена) и др. Писал декорации для оперных
т-ров Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Милана и т. д. С 1947 оформляет
спектакли Зальцбургских фестивалей. Декорации Н.- то аскетически
строгие, то барочно изобильные - всегда выполняют драматургич. функцию,
акцентируют стиль и атмосферу спектакля.
Наиболее значительные работы Н.: пост. пьес Брехта "Господин Пунтилла
и его слуга Матти" (1950, "Берлине? ансамбль"), "Мать" (1951 ,по
Горькому, "Берлине? ансамбль"), "Добрый человек из Сезуана" (1955,
"Каммершпиле", Мюнхен); "Юлий Цезарь" Шекспира (1955, Баварская гос.
драма, Мюнхен); оперы "Дон Карлос" (1936, Франкфурт-на-Майне) и "Макбет"
Верди (1942, Гамбургская гос. опера), "Воццек" Берга (1950,
"Ковент-Гарден", Лондон), "Ирландская легенда" Эгка (1955, Зальцбургский
фестиваль).
Лит.: Buhnenbilder aus den Jahren 1945-1958. Ausstellung, В., 1959
(Альбом выставки). Зин. П.
НЕЖДАНОВА, Антонина Васильевна [17(29). VII. 1873, дер. Кривая Балка,
близ Одессы,- 26.VI.1950, Москва] - русская советская артистка оперы
(лири-ко-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1936). Доктор
искусствоведч. наук (1944). Род. в семье нар. учителя, любителя музыки,
игравшего на скрипке и руководившего деревенскими хорами. Богатая
музыкальная одарённость Н. проявилась в раннем возрасте. С 7 лет она
выступала солисткой в деревенском, затем гимназическом и любительском
хорах.
Русские и укр. нар. песни, слышанные Н. в детстве, оказали громадное
воздействие на формирование её вок. дарования. После окончания гимназии
Н. работала учительницей в Одесском городском женском уч-ще. Решающее
влияние на избрание Н. артистич. деятельности оказало иск-во
гастролировавших в Одессе знаменитых рус. и итал. певцов (Н. Н. и М. И.
Фигнер, Л. Г. Яковлев, Л. Тетраццини, Дж. Гальвани). В 1899 Н. поступила
в Моск. консерваторию в класс У. Мазетти. В 1902 Н. блестяще окончила
консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии Антониды
("Иван Сусанин"), была принята в труппу Большого т-ра, где выступала св.
30 лет. Вместе с Л. В. Собиновым, ставшим её постоянным партнёром, Ф. И.
Шаляпиным, С. В. Рахманиновым, В. И. Суком и др. выдающимися рус.
певцами и дирижёрами Н. боролась за развитие и утверждение демократич.
традиций рус. реалистич. оперного иск-ва. Большое значение в творч.
биографии Н. имело общение с великой рус. актрисой М. Н. Ермоловой,
помогавшей Н. в работе над сценич. образами Виолетты, Мими. В исполнении
Н. глубокое чувство художественной правды, простота, естественность,
задушевный лиризм гармонично сочетались с выдающимся вок. дарованием,
виртуозным мастерством. Голос Н.- редкой красоты тембра, звучный и
ровный во всех регистрах (вверху достигал фа, соль третьей октавы).
Кристальная чистота интонации и ясность дикции, законченность и
выразительность вокальной декламации и фразировки составляли
отличительные черты реалистич. мастерства выдающейся рус. певицы. Н.
утвердила нац. традиции исполнения многих колоратурных и лирич. партий в
рус. и запад-ноевроп. классич. операх, создала трогательные, правдивые
образы Людмилы, Татьяны, Джильды;
Джульетты и Маргариты ("Ромео и Джульетта", "Фауст" Гуно), Лакме,
сказочные образы Снегурочки; Волховы, Шемаханской царицы ("Садко",
"Золотой петушок"), романтич. образ Эльзы ("Лоэн-грин"), комедийный -
Розины и др.
Исключительного муз.-вок. и драматич. мастерства. достигала Н. в
исполнении партий Антониды и Марфы. С огромным успехом выступила Н. в
1912 на сцен парижского т-ра "Гранд-Опера" в партии Джильды.
Большое значение имело творчество Н. для развития вок. концертного
исполнительства в России. Она была одной из первых и постоянных участниц
т. н. исторических концертов, организованных в Москве С. Н. Василенко,
выступала с А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, А. Н.
Скрябиным, пропагандируя рус. и западноевроп. камерную вок. музыку
(среди произведений, посвящённых Н.,- "Вокализ" Рахманинова). В обширном
концертном репертуаре Н. значительное место занимали также рус., укр. и
белорус. нар. песни.
Муз.-обществ, деятельность Н. особенно широко развернулась после
Октябрьской революции. Н. одна из первых начала выступать в
концертах-митингах, в. шефских концертах для рабочих, крестьян и воинов.
Красной Армии. С 1924 систематически принимала участие в концертах сов.
муз. радиовещания.
С 1936 Н. веда педагогич. работу, сначала в студии Большого т-ра,
затем в Оперной студии им. К. С. Станиславского. С 1943-проф. Моск.
консерватории. Гос. пр. СССР (1943).
Лит.: Львов М., А. В. Нежданова, М., 1952; П о-д о л ь с к а я В., А.
В. Нежданова и её ученики. (Заметки концертмейстера), М., 1960; Г р о ш
е в а Е., Великая русская артистка-патриотка, "Сов. музыка", 1950, ј П..
Ник. Г.
НЕЖИН - бывший уездный город б. Черниговской губ., ныне - центр Нежинского района Черниговской обл. УССР. С 1820 в Н. существовало учебное заведение под назв. "Гимназия высших наук", где в 1821-28 учился Н. В. Гоголь. По его инициативе в 1827 здесь был создан ученический т-р, дававший открытые спектакли. В числе др. участников этого т-ра были драматург и поэт Н. В. Кукольник, поэт, переводчик и издатель Н. В. Гербель, укр. писатель Е. П. Гребенко. Сам Гоголь с успехом выступал в женских ролях (нянька Василиса - "Урок дочкам" II. А. Крылова, Простакова - "Недоросль" Фонвизина). В Н. воздвигнут памятник Н. В. Гоголю (1881). В 1965 в Н. работает передвижной дра-матич. театр. А. Шн.
НЕЖНЫЙ, Игорь Владимирович [p.24.IV(6.V). 1892] - советский
театральный деятель. Окончил театр. школу в Одессе. В 1910-19 был
актером в т-рах Одессы, Каменец-Подольска и др. В годы гражданской войны
- организатор, руководитель и актёр первых фронтовых агитпоездов,
обслуживавших Красную Армию. Затем перешёл на административную работу в
т-ре. Участвовал в работе "Мастерской коммунистич. драматургии"
(Масткомдрама). Был директором передвижного т-ра "Красный факел", моск.
т-ров: Революции, Сатиры, Оперетты, Мюзик-холла, Реалистического и
Камерного. В 1940-52 - зам. директора МХАТа. В послевоенный период -
директор-распорядитель Т-ра-студии киноактёра и Центрального т-ра кукол.
Соч.: Былое перед глазами, М., 1963 (лит. запись Н. Лей к и на).
НЕЗАВИСИМЫЕ ТЕАТРЫ (Los teatros independien tos) - драматические
коллективы в Аргентине, создаваемые с 30-х гг. 20 в. в противовес
коммерч. труппам. Задача Н. т.- развитие национального театрального
иск-ва.
Первый Н. т.-т-р "Эль Пуэбло" (Народный т-р) был осн. в 1930
драматургом и режиссёром Л. Барлет-той. Затем были открыты: "Театро
пролетарио" (1932), "Хуан Б. Хусто" (1935), "Ла Маскара" (1939), "И. Ф.
Т." (1940), Новый т-р (1950), "Фрай Мочо" (1951), "Независимые" (1952) и
др. В этих труппах сформировалось творчество актёров П. Наккарати, У.
Д'Эвьери, X. Переса Фернандеса, Н. Росен.А. Борео, Д. Вельес, К.
Монтальбана, П. Грете и др. Н. т. уделяют особое внимание нац.
драматургии, обращаются к пьесам драматургов, разрабатывающих совр.
проблемы обществ. жизни Аргентины: "Землевладельцы" Алоиса-и-Гонсалеса
Арриля, "Собраны в полночь" Гонсалеса Туньона,
"Мост" Горостисы, "Обезземеленные" Кастро, "Сверчок" Гонсалеса
Пачеко, "фунт мяса" Кусани и мн. др. Н. т. знакомят зрителей с лучшими
произв. мировой, в т. ч. рус., классики, с пьесами сов. драматургов
("Патетическая соната") Кулиша, "Дальняя дорога" Арбузова, "День отдыха"
Катаева) и др. зарубежных прогрессивных авторов ("Мамаша Кураж и её
дети" Брехта, "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо, "Все мои сыновья" Миллера)
и др.
Н. т. с самого начала своей деятельности отказались от системы
"звёзд", они стремятся к созданию актёрского ансамбля, к стабильности
трупп. В 50-е гг. эти т-ры активно занялись подготовкой актёрских
кадров. Н. т. организуют лекции, дискуссии по вопросам театр. иск-ва.
Гастролируя по стране, они устраивают спектакли (иногда бесплатно) на
ярмарках, площадях, в клубах, библиотеках. Мн. Н. т. работают в трудных
условиях, не имеют собств. помещений, вынуждены выступать в случайных,
часто не приспособленных для спектаклей зданиях.
Лит.: Магiаl J., El teatro independiente, B. Aires, [1955]; Ordaz L.,
El teatro en el Rio de la Plata, 2 ed., B. Aires, 1957. И. С.
"НЕЗАВИСИМЫЙ ТЕАТР" (Independent Theatre) - английский театр. Осн. в
Лондоне в 1891 театр. критиком и антрепренёром Дж. Т. Грейном по примеру
"Свободного театра" А. Антуана с целью постановки пьес, "имеющих скорее
литературную и художественную, нежели коммерческую ценность". Первая же
пост. "Н. т."-"Привидения" Ибсена - была встречена яростной критикой в
печати. В 1892 "Н. т." пост. "Дома вдовца" - первую пьесу Б. Шоу, к-рую
увидели лондонские зрители. На сцене "Н. т." ставились также пьесы Золя,
Дж. Мура и др. драматургов. Т-р закрылся в 1897. Деятельность "Н. т."