<< Пред. стр. 551 (из 913) След. >>
фашистских писателей (Г. Пост и др.) восхваляла расизм, войну,антисемитизм и по своему уровню выходит за рамки иск-ва.
В эмиграции продолжали писать Г. Кайзер, Э. Толлер, Ф. Вольф. Брехт
создал свои лучшие пьесы -"Страх и отчаяние в Третьей империи" (1938),
"Мамаша Кураж и ее дети" (1941), "Добрый человек из Сезуа-на" (1943) и
др., в к-рых с новой силой развернулось дарование писателя-антифашиста.
Но эмиграция подорвала творч. силы Газенклевера, Унру, Цукмайера.
В первые годы после окончания войны Н. д. не получила значит,
развития. В 1949 Брехт написал драму "Дни Коммуны" - о причинах
поражения Германии и возможностях победы нар. государства. Вскоре после
войны была написана пьеса В. Борхерта "Перед закрытой дверью" (1947) -
крик боли человека, изувеченного войной. В дальнейшем развитие
драматургии в ГДР и ФРГ пошло разными путями.
В ФРГ широкое распространение получил т. н. "абсурдный театр",
драматургия к-рого развивается под влиянием Э. Ионеско, в т. ч. пьесы Г.
Грасса и В. Хильдесхеймера, в к-рых неудовлетворённость авторов бурж.
миром выражается с помощью причудливых, нарочито эксцентрич.
формалистич. приёмов. Большое место в драматургии ФРГ занимают пьесы,
пытающиеся определить причины реакц. развития Германии в последние
десятилетия. Против атомной опасности выступают Г. X. Рефиш ("По ту
сторону страха", 1958) и Г. Г. Янн ("Пыльная радуга", 1961). Большой
обществ, резонанс вызвала трагедия Р. Хоххута "Наместник" (1963),
разоблачающая связь римского папы Пия XII с фашизмом. Традициям
брехтовского эпич. т-ра следует П. Вейс ("Преследование и убийство
Жан-Поля Марата", 1964). Прогрессивные тенденции нашли выражение в
отдельных произв. X. Кипхардта ("Собака генерала", 1962), 3. Ленца
("Время невинных", 1961).
В первые годы после создания ГДР драма занимала второстепенное место
в творчестве писателей. Однако в эти годы создаются последние драмы
Брехта, его обработки классич. пьес ("Гофмейстер" Ленца, 1950;
"Кориолан" Шекспира, 1953), к-рые Брехт связывал с актуальными
проблемами современности. Появились пьесы, посвящённые нац. истории:
"Томас Мюнцер"Ф. Вольфа (1953); "Битва при Лобозице" П. Хакса (1956).
Комедия "Катцграбен" Э. Штритматтера-первая попытка выразить в драм.
форме революц. изменения в нем. деревне. Трудности, к-рые стояли перед
лит-рой ГДР (распространение "теории бесконфликтности", нек-рая
иллюстративность, недостаточная глубина обобщения), были преодолены
только в конце 50-х гг. Значит, роль в это время начинают играть
традиции пролетарского т-ра 20-х гг. Драматурги обращаются к совр. жизни
ГДР: "Корректура" Г. и И. Мюллер (1958), "Констатация" Г. Байерля. Теме
войны и мира поев. свои произв. М. Рихтер ("Остров господа бога", 1959),
Г. Хаузер ("Белая кровь", 1959), Г. Люке ("Подвал", 1957), Г. Пфейфер.
Недостатки прошлых лет отчасти преодолеваются в пьесах Э. Штритматтера
("Невеста голландца", 1959), X. Саковского ("Решение Лене Маттке",
1959). Новые темы разрабатывают драматурги, выступающие в комедийном
жанре,-Г. Байерль ("Фрау Флинц", 1961) и др. Традиции Брехта в т-ре ГДР
продолжает П. Хакс, автор комедии "Заботы и власть" (1962), показывающей
противоречия между собственнич. и социалистич. отношением к труду.
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1952; M e p и н
г Ф., Литературно-критические статьи, т. 2, M.. 1934, M., 1964; История
немецкой литературы в 5 тт., т. 1-2, М., 1962-63; WitkowskyG., Deutsches
Drama des XIX Jahrhunderts, Lpz., 1913; Fechter P., Das europaische
Drama..., Bd 1-3, Mannheim, 1956-58; B e r g e r K.-H. [u.a.],
Schauspielfuhrer in drei Banden, Bd 2. Deutsche Dramatik, B., 1963; К о
r f f H. A., Geist der Goethezeit, Bd 1-4, Lpz., 1955-57; Z i e g l e r
K., Das deutsche Drama der Neuzeit, в кн.: Deutsche Philologie im
Aufriss, Bd l, Munch., 1953; Das deutsche Drama, hrsg. von R. F. Arnold,
Munch., 1925; Unger R., Von Nathan zu Faust, Basel, 1916; Borcherdt H.
H., Das europaische Theater im Mittelalter und in der Renaissance, [B.],
1935; Brinkmann H., Die Anfange des modernen Dramas in Deutschland,
Jena, 1933; Lunding E., Das schlesische Kunstdrama, Kbh., 1940; A i k e
n-S m e a t h B., The comedy in Germany in the first half of the 18th
Century, Oxf., 1936; Wiese B. von, Die deutsche Tragodie von Lessing bis
Hebbel, Bd 1-2, Hamb., 1955; К о s с h W., Das deutsche Theater und
Drama im 19. und 20. Jahrhundert, 3. Aufl., [Lpz.], 1939. Ал. М.
НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР. Истоки нем. театр. культуры - в нар. обрядах и играх.
Элементы драм. иск-ва содержались в фольклорных песнях и плясках,
изображавших трудовые процессы, показывавших проявления сил природы. В
ср.-век. нем. городах процветало иск-во бродячих актёров - шпильманов. В
средние века в Германии сложились типичные для западноевропейского т-ра
жанры: литургическая драма, мистерия и моралите. Возникновениелитургич.
драмы было связано с борьбой церкви против нар. зрелищ, со стремлением
пропагандировать религиозные догмы. В мистерии и моралите сталкивались
церковные и светские тенденции, феодально-клерикальная и нар. культура.
Наиболее демократич. жанром средневековья был фарс, принявший в Германии
форму масленичной игры - фастнахтшпиля. В 15-16 вв. масленичные игры
подвергались лит. обработке, их тематика расширялась за счёт сюжетных
заимствований из шванков, произв. античной и рыцарской лит-ры. В сер. 16
в. фастнахтшпили писал Г. Сакс. Пост. фастнахтшпилей руководили
мейстерзингеры (центром мейстерзанга был город Нюрнберг, где жил Г.
Сакс). Действие разыгрывалось на подмостках, тесно окружённых зрителями,
что заставляло исполнителей стремиться к естественности игры, избегать
шаржа, преувеличений. Широкое распространение движения мейстерзингеров
подготовило почву для возникновения проф. актёрского иск-ва.
Тридцатилетняя война (1618-48) усилила эконо-мич. упадок и феодальную
реакцию в Германии, разделённой на мелкие княжества. При дворах нем.
князей существовали т-ры, где ставились гл. обр. балеты, использовались
достижения итал. сценич. техники. В 17 в. развивается школьный театр,
представления к-рого устралвались в духовных иезуитских и протестантских
учебных заведениях. Спектакли ставились гл. обр. на лат. яз. и
предназначались для религиозного воспитания учащихся. Школьный т-р
вобрал достижения придворного т-ра и повлиял на развитие постановочного
и декорационного иск-ва в Н. т. С конца 16 - 17 вв. в Германии появились
многочисл. труппы английских, а затем верхненемецких комедиантов (см.
"английские комедианты", "верхненемецкие комедианты"). Их деятельность
способствовала формированию проф. актёрского иск-ва и возникновению
массового демократич. т-ра. В середине 17 в. была создана первая в
Германии постоянная проф. труппа - т. н. "Знаменитая банда", в к-рой
началась реформаторская деятельность И. Фелътена.
Развитие Н. т. в 18 в. проходило под влиянием просветительской
идеологии. Просветители выдвинули новые идейные и художеств. требования.
Первые начинания в области т-ра принадлежат К. Нейбер, к-рая вместе с И.
X. Готшедом стремилась сблизить Н. т. с франц. классицистским т-ром.
Иск-во актёров труппы Нейбер в Лейпциге-Г. Г. Коха, Й.Ф. Шёнема-на и
др., воспитанных на материале франц. трагедий и комедий, отличалось
напевностью интонаций, балетной пластикой. "Лейпцигская школа"
актёрского иск-ва стала важным этапом в развитии Н. т., но
клас-сицистское направление не получило преобладания в нем. сценич.
иск-ве. Задачи, выдвинутые эпохой Просвещения, требовали создания нац.
т-ра, близкого демократич. массам. Со 2-й пол. 18 в. в труппе Г. Г. Коха
сформировался оригинальный нем. музы-кально-драм. жанр - зингшпилъ,
тесно связанный с нар. муз. культурой и демократич. драматургией. '
Большой вклад в Н. т. эпохи Просвещения внёс Г. Э. Лессинг -
создатель социальной драмы, нац. комедии и просветительской трагедии,
теоретик т-ра, основоположник реалистич. направления в Н. т. 18 в.
Лессинг рассматривал т-р как важнейшую общественно-воспитательную силу,
он направлял театр. иск-во на утверждение гуманистич. идеала, на борьбу
с абсолютизмом. Принципы просветительского реализма Лессинга осуществил
Гамбургский национальный театр (1767-68), к-рый пропагандировал
отечеств, драматургию. Актёры этого т-ра - К. Э. Ак-керман, С. Шредер,
К. Экгоф, Ф. Л. Шредер и др.- претворяли художеств. программу Лессинга,
они создали т. н. "гамбургскую школу" игры, школу просветительского
реализма. Крупнейшим её представителем во 2-й пол. 18 в. был К. Экгоф, а
в конце века - великий нем. актёр и режиссёр Ф. Л. Шредер, к-рый
утверждал произв. Шекспира на нем. сцене, сблизил т-р с движением Бури и
натиска", заложил основы нем. реалистич. режиссуры. Шредер воспитал
актёра И. Ф. Брокмана, знаменитого исполнителя роли Гамлета (1776) в
Германии.
Сближение т-ра с мещанской драмой и её идеологией нередко приводило к
снижению реализма, к жанрово-бытовой манере игры. В 1777 был открыт
Мангеймский национальный театр, ставший одним из крупнейших нем. т-ров
80-90-х гг. 18 в. В нём развернулась деятельность актёра, режиссёра и
драматурга А. В. Иф-фланда. Он насаждал на мангеймской сцене
буржуазно-филистерскую драматургию (собств. пьесы, а также пьесы А.
Коцебу), к-рая определяла творч. лицо т-ра. Этот т-р стал центром т. н.
"мангеймской школы" сценич. иск-ва конца 18 - нач. 19 вв. Актёры этой
школы отличались тонкой наблюдательностью, виртуозной техникой, точно
передавали детали быта, характера. Но преимущественное внимание
уделялось второстепенным деталям, а не раскрытию идейного содержания
пьесы.
В конце 18 в. развитие Н. т. связано с деятельностью великих нем.
драматургов И. В. Гёте и Ф. Шиллера в Веймарском театре. Здесь впервые в
Германии ставились крупнейшие произв. мировой классич. драматургии
(Гёте, Шиллера, Лессинга, Вольтера и др.), были заложены основы
режиссёрского иск-ва, осуществлялся принцип актёрского ансамбля,
подчинённого единому художеств. замыслу. Гёте в своей теоретич.
программе и художеств. практике утверждал принципы создания
монументального т-ра, отвечавшего строгим нормам античного иск-ва.
"Веймарская школа" актёрской игры была противоположна мангеймской и
сближалась с классицистской.
Н. т. в 1-й четв. 19 в. развивался в русле романтизма.
Писатели-романтики - А. В. и Ф. Шлегели, Л. Тик, Г. Клейст и Э. Т. А.
Гофман утверждали син-тетич. природу театр. иск-ва. Теория и практика
(режиссура Л. Тика в дрезденском и берлинском т-рах и А. Клингемана в
брауншвейгском т-ре) касалась всех составных элементов спектакля.
Повышенный интерес романтиков к необыкновенному, пристрастие к
мелодраматич. ситуациям, изображение разочарованных героев-одиночек,
стихийных бунтов в дальнейшем не получили развития в Н. т. Опираясь на
драматургию Шекспира, романтики требовали от актёра перевоплощения,
естественности игры, от художника - поэтически обобщённых декораций и
костюма. Они отрицали и веймарскую стилизацию, и ман-геймский бытовизм.
Идеальным актёром они считали И. Флекка, иск-во к-рого отличалось внутр.
правдой, огромным темпераментом. Эти черты были свойственны и
крупнейшему актёру-романтику - Л. Девриен-ту, передававшему тончайшие
черты характера своих героев. Иск-во Флекка и Девриента выражало
непримиримость к филистерскому обществу, протест против социальной
несправедливости. Творчество Деври-ента завершило эпоху романтизма и
проложило путь реализму 19 в. Реалистич. устремления характеризовали
режиссёрскую деятельность К. Л. Иммермана, создателя и руководителя
Дюссельдорфского т-ра (1832-37). Иммерман стремился освободить театр.
иск-во от условности и фальши, заботился о художеств. целостности
спектакля, утверждал в своей практике роль режиссёра как
идейно-художеств. истолкователя драм. произв. Опыт Дюссельдорфского т-ра
оказал значит, влияние на развитие реалистич. направления в Н. т.
В 30-х гг. 19 в. революц. настроения в Германии получили отражение в
творчестве выдающегося актёра К. Зейдельмана, высоко ценимого К.
Марксом. Исполняя роли классич. репертуара, Зейдельман возродил и развил
традиции К. Экгофа и Ф. Л. Шредера. Он создавал мощные, остро
индивидуальные характеры, достигая подлинного перевоплощения. Иск-во
Зейдельмана было высокоинтеллектуальным, обладало большой силой
типизации. Под его влиянием формировались актёры-реалисты Т. Дёринг, Ф.
Гаазе.
В 1-й пол. 19 в. Германия продолжала оставаться вычеркнутой "из
списка политически активных наций Европы" (Ф. Энгельс). Страна была
раздроблена, лишена централизованной власти, не имела политич. и
культурного центра. Театр. жизнь по-прежнему сосредоточивалась в
небольших городах: Веймаре, Карлсруэ, Мюнхене и др. Придворные т-ры в
этих городах ставили гл. обр. классику и ограниченно включали в
репертуар произв. совр. драматургии. Исполнительское иск-во отличалось
эклектикой, во многом объяснявшейся стойкостью классицистско-романтич.
традиций. Режиссёрское иск-во развивалось преим. в области постановочной
культуры (Э. Ф. Деврыент, Ф. Дингелъштедт и др.). Ряд пост. нем.
режиссёров, работавших в сер. 19 в., подготовил почву для появления
Мейнингенского театра.
Только в 1869 в Германии была отменена монополия придворных т-ров,
что привело к росту коммерч. театр. предприятий. В Н. т. этого времени
резко снизился художеств. уровень репертуара, утвердилось стремление к
самодовлеющей виртуозности режиссуры и актёрского иск-ва. Широкое
развитие получила система гастролей, разрушившая достижения в области
создания сценич. ансамбля.
Борьбу за создание спектакля, являющегося единым сценич. произв.,
начал Мейнингенский театр (осн. в 1831), в 1871 ставший городским т-ром.
На деятельность этого коллектива решающее влияние оказал реж. Л. Кронек,
добившийся творч. дисциплины, полного подчинения участников спектакля
общей цели. Его режиссёрские работы отличались высокой постановочной
культурой.
В сер. и конце 19 в. в т-рах Германии работали:
Б. Дависон, актёр яркого сценич. темперамента, создававший
монументальные образы, А. Матковский, обладавший заразительной
эмоциональностью, Л. Бар-пай, продолжавший классико-романтич. традиции
нем. актёрского иск-ва, Э. Поссарт (ведущий актёр, а затем режиссёр и
руководитель Мюнхенского придворного т-ра), игра к-рого отличалась
острой характерностью, внешней выразительностью. Однако все эти актёры
выступали гл. обр. в классич. репертуаре.
С утверждением совр. драматургии в репертуаре т-ра связан новый этап
в развитии Н. т. На произв. Г. Ибсена, Г. Гауптмана воспитались И.
Кайнц- один из последних великих нем. трагиков 19 в., А. Зорма и др. Они
несли со сцены тревогу и боль за человека, их игра была искренна,
выражала глубокие чувства, протест против угнетения.
На рубеже 19-20 вв. театр. центром Германии становится Берлин. В 1883
под рук. А. Л'Арронжа, при участии Э. Иоссарта, Л. Барная, Ф. Гаазе и
др. открылся Немецкий театр, ставивший задачу создания высоко художеств.
сценич. произведений. В *1889 был организован Свободный т-р, во главе
к-рого стал реж. О. Б рам, пропагандировавший драматургию Ибсена,
Гауптмана, А. Гольца, И. Шлафа, Э. Золя, Л. Толстого и др. Брам
отстаивал ведущую роль драматургии в т-ре, боролся против премьерства,
утверждал, что т-р должен воссоздавать жизнь во всех мельчайших деталях.
Пост. Брама являлись утверждением натурализма в сценич. иск-ве.
Выдающуюся роль в истории Н. т. сыграла пост. в т-ре Брама "Ткачей"
Гауптмана (1894). Спектакль, впервые на нем. сцене воплотивший образы
восставших рабочих, резко разоблачал систему капиталистич. эксплуатации.
Активизация социал-демократич. движения определила создание т-ра
"Свободная народная сцена" ("Фрейе фольксбюне", 1890), организованного
по инициативе Б. Вилле, Ф. Меринга и др. Этот первый в Германии т-р для
рабочих способствовал приобщению трудящихся к театр. иск-ву.
В 1894-1904 особое значение приобретает Немецкий т-р, где под рук.
Брама объединились лучшие актёры этого времени. Здесь продолжали играть
Кайнц и Зорма, начали свою деятельность М. Рейн-хардт, Г. Мюллер,
работали актёры Э. Рейхер, Э. Леман, Р. Ритнер. В 1905 руководство
Немецким т-ром перешло к Рейнхардту, к-рый к 1910-м гг. стал крупнейшим
нем. режиссёром, осуществившим в Немецком т-ре выдающиеся пост. нем.
классики и Шекспира. Пост. Рейнхардта утверждали жизнь полнокровную и
красочную, чувства верные и сильные, неотъемлемой их частью была тревога
за судьбы человечества, гуманизм. Рейнхардт способствовал окончательному
формированию иск-ва Г. Эйзолъдт, А. Бас-сермана, А. Моисеи. Однако в
творчестве Рейнхардта, как и у др. нем. театр. деятелей, отразились
настроения пессимизма, декаданса (пост. в Немецком т-ре пьес В.
Ведекинда, поздних пьес Г. Зудерманаи др.).
В годы 1-й мировой войны и в первые послевоенные годы Н. т. переживал
глубокий кризис. Расцвет т-ров лёгкого жанра, стандартизация и
"американизация" театр. иск-ва привели к творч. тупику. В 20-е гг. 20 в.
в Н. т. с особой силой утверждается экспрес-сионизм, порождающий
патетич. декламацию и гротескные формы. Постановщики спектаклей
отказываются от примет быта, конкретной среды; вводят конструктивное
оформление. К экспрессионистскому направлению принадлежали режиссёры Л.
Йеснер (Гос. т-р в Берлине), К. X. Мартин, влияние этого направления
испытали актёры Э. Дейч, В. Краус, Ф. Кортнер.
Во 2-й пол. 20-х гг. развивается и ширится революц. движение рабочего
т-ра. Организация "Фрейе фольксбюне" вела борьбу за передовой
коммунистич. репертуар. В 1927 открылся "Т-р Пискатора", программными
спектаклями к-рого были "Гоп-ля, мы живём!" Толлера и "Похождения
бравого солдата Швейка" по о. п. Я. Гашека. Э. Пискатор ставил
спектакли, насыщенные страстной публицистичностью, гротесково
изображающие капиталистич. действительность. Значит, событием театр.
жизни является пост. "Трёхгрошовой оперы" Б. Брехта и К. Вейля (1928,
"Т-р ам Шиффбауэрдамм")- сатиры на совр. общество. Особое место в
революц. театр. иск-ве того периода занимали рабочие любит, коллективы,
созданные по образцу советских агитпроптеатров. Лишённые постоянных
сценич. площадок, преследуемые прессой и полицией, они выступали в
клубах, на улице, во дворах, пропагандируя коммунистич. идеи. Для нем.
агитпроптеатров писали Ф. Вольф и Б. Брехт, их руководителями были
режиссёры Г. Вангенхейм и М. Вал-лентин. В работе этих т-ров участвовали
проф. актёры Г. Отто, Э. Буш. Деятельность коллективов "Красная блуза",
"Красные кузнецы", "Аларм", "Колонне линкс" и др. оказала большое
воздействие на нем. проф. т-р.
Установление фашистской диктатуры в Германии (1933) сопровождалось
жестокой расправой с прогрессивными деятелями культуры. Мн. из них
погибли в концентрационных лагерях, подавляющее большинство уехало из
Германии. Все т-ры были подчинены непосредственно министру пропаганды
Геббельсу. Спектакли искажали классич. произв., ставились шовинистич.
пьесы. В актёрском иск-ве утвердились декламационность, фальшивая
чувствительность, грубый юмор, эротика. В 1944 т-ры были закрыты в связи
с "тотальной мобилизацией", ряд театр. зданий разрушен, актёры рассеяны
по стране, часть из них погибла или находилась в эмиграции.
После разгрома фашизма в трудных условиях начался процесс
восстановления Н. т. Первым спектаклем в освобождённой Германии был
"Натан Мудрый" Лессинга в Немецком т-ре (1945, с участием П. Веге-нера),
гуманистич., антифашистский по своей направленности. Ряд т-ров (в т. ч.
"Хеббель-театр") осуществил в 1945-47 пост. пьесы "Профессор Мамлок"
Вольфа. "Т-р ам Шиффбауэрдамм" пост. спектакль "Матросы из Каттаро"
Вольфа. Т-ры ставили также пьесы К. Штернхейма, Г. Кайзера, произв. сов.
драматургии ("Беспокойная старость", "Машенька" и др.).
После образования ГДР (1949) возникла база для развития реалистич.
театр. иск-ва, воодушевлённого социалистич. идеями, опирающегося на
гуманистич. наследие Н. т. прошлых эпох, на традиции революц.
пролетарского т-ра в Германии. К активному участию в создании нового
театр. иск-ва были привлечены широкие круги населения. Организовывались
конференции зрителей, дискуссии, устраивались коллективные просмотры
спектаклей в городах и сельских местностях, выступления театр.
коллективов крупных городов в посёлках, не имеющих т-ров. Эти