<< Пред. стр. 555 (из 913) След. >>
действия изображается символически. Если действие происходит околореки,на площадке расстилают полосу материи; стены комнат обозначаются
ветками; внутренность храма - статуей бога и др.
Сюжет большинства представлений заимствуется из мифологич. или
легендарных источников, гл. обр. из эпич. сказаний "Махабхарата" и
"Рамаяна". Наиболее популярное представление в Непале - "Деви нритья",
исполняется во время праздника Индра ятра (особенно популярно в долине
Катманду). Представление это включает сложные танцы, требующие от
актёров специальной подготовки. Поэтому с момента распространения этого
представления в Непале возникают касты танцовщиков. Иногда в
представление на мифологич. сюжет включались бытовые интермедии,
разраставшиеся порой до сатирич. пьес.
Под влиянием разл. форм нар. представлений складывалась непальская
классич. драматургия. В нач. 17 в. король Джагаджьотир Малла пост. неск.
своеобразных опер собственного сочинения, из к-рых особенно популярна
была "Харагаури виваха"; в 1663 им же была написана муз. драма "Аджва
медха натака". В этих произведениях использовались элементы нар.
представлений, ведущим оставался хор. Представления устраивались с
учётом канонов, предусмотренных санскритскими трактатами. Совм. с
майтхильским учёным Вангамани Джагаджьотир Малла написал "Самгита
бхаскара" - комментарии к юж.-инд. трактату о драматич. иск-ве. Он же
автор книги "Квинтэссенция музыкального иск-ва". Долгое время драмы
(натаки) в Непале писались в традициях санскритской драмы. Майтхильским
драматургом Маникой были написаны в 14 в. на санскрите первые в Непале
драмы- "Бхайравананда" и "Рамаяна". В 17-18 вв. на сюжет "Махабхараты",
"Рамаяны" и др. написаны "Налачарпта" Говинда Джха, "Гитадигамбара"
Ваншаманп Джха, "Джаяратнакара" Шактибалабха, в 19 в. драма
"Кушалободайя" Чхави-лала. Традиционная тематика и законы санскритской
драмы характерны для первых драматургич. произведений, написанных на
совр. гос. и лит. яз. страны - непалп (напр., драма Лекхнатха Паудьялая
"Лакшми пуджа", написанная в нач. 20 в.). Иногда традиционное построение
используется и в совр. пьесах (напр., в пьесе драматурга Балкришны Самы
"Амарсинх", 1956). С именем этого драматурга связано развитие совр.
непальской драмы, становление к-рой относится к 30-м гг. 20 в. Первая
драма Балкришны Самы-"Мутуко вьятха" (1929) - из жизни совр. ему
общества, написанная белым стихом, нарушала традиционное чередование
стиха и прозы. В более поздних пьесах - "Ма" (1936), "Мукунд Индира"
(1938), "Премпинд" (1938) и др., повествующих о жизни совр. об-ва,
поднимаются проблемы пагубности детских браков, бесправия женщин;
историч. драмам, рассказывающим о герое освободительной войны Амарсинхе
и о первом непальском поэте Бханубхакте, присуща высокая
гражданственность, патриотизм. Герои пьес Балкришны Самы, вступающие в
столкновение с реальной действительностью, вытеснили традиционные маски
богов и героев непальской санскритской драмы. В пьесе "Прахлад" (1939),
написанной по мотивам легенды из "Махабхараты", сюжет строится в
непосредственной связи с современностью (в образе демона Хираньякашипу
автор изобразил Гитлера). Драматургия Балкришны Самы испытала влияние
инд. классич. драмы (Калидаса) и зап.-европ. классики (У. Шекспир, Г.
Ибсен). Пьесы Балкришны Самы сценичны, драматургич. конфликт динамичен,
характеры героев реалистичны, их поступки жизненно обусловлены.
В 40-е гг. получает развитие одноактная драма (эканки). В этом жанре
пишут драматурги Бхимнидхи Тивари, Гопалпрасад Римал, Хридай Чандра Синх
Прадхан. Гопалпрасад Римал- автор известной драмы "Масан", в к-рой
осуждается узаконенное государством многоженство. В эканках авторы
рассказывают о судьбах простых людей, об их повседневных радостях и
горестях, превратившихся в анахронизм отношениях и обычаях феодального
строя. Нек-рые экан-ки посвящены историч. событиям. В 40-е гг., когда
прогрессивная непальская лит-ра отразила борьбу непальского народа за
независимость, главной темой эканок были героизм и самоотверженность
народа.
В последующие годы авторы обращаются к изображению действительности.
Драматургов 50-60-х гг. привлекают события из жизни простых людей
Непала. В драмах Биджай Бахадура Маллы, Говинда Бахадура Маллы, Мукунда
Дхунгела и др. совр. писателей проблемы морально-этич. подымаются до
социальных обобщений ("Джиундо лас" Биджай Бахадура Маллы, 1960; "Бхуско
аго" Говинда Бахадура Маллы, 1959). Однако драматургич. произведения в
Непале очень редко ставятся на сцене, т. к. в стране нет постоянно
действующего т-ра. В 40-х гг. возникла любит. труппа, к-рой рук.
Балкришна Сама. Наибольшей популярностью пользовался спектакль "Мукунд
Индира", гл. роли в к-ром исполняли автор пьесы и популярный актёр
Кришна Прасад Римал. Для участия в массовых сценах приглашались студенты
колледжа. В 60-х гг. в Непале работает полулюбит, театр. коллектив при
непальском радио. Коллектив этот не имеет постоянного помещения и ставит
эпизодически спектакли (пьесы совр. непальских драматургов) в дворцовом
зале или кинотеатрах. Иногда в здании Начгхаре для узкого круга зрителей
любители разыгрывают на санскрите классич. пьесы.
В 60-е гг. значительно активизировалась деятельность пропагандистов
нар. иск-ва. Под руководством поэта Дхарма Радж Тхапы в Катманду
устраиваются танцевальные представления разл. народностей Непала. Люд.
А.
НЕПОКОИЧЙЦКИИ, Николай Иосифович [р. 17(30). IV. 1910] - рус.
советский актёр. Народный арт. РСФСР (1960). Учился в Смоленском
техникуме актёрского мастерства (1930 - 31), одновременно работал во
вспомогат. составе Смоленского театра. Затем-в т-рах Казани (ТЮЗ),
Ленинграда и др. С! 1945 Н. - актёр Новгородского т-ра. Играл гл. обр.
роли положит. героев в пьесах сов. драматургов. Этапными работами Н.
стали одухотворённый образ Платона Кречета и исполненный волевой
целеустремлённости, партийной страстности и душевной теплоты образ
Дзержинского ("Кремлёвские куранты"; "Именем революции" Шатрова).
Роли: Орлов ("Таланты" Финна), Отар ("Батальон идёт на Запад"
Мдивани), Огнев ("Фронт"), Незнамов; Чибисов
("Человек с ружьём"), Артур ("Овод" по Войнич), Кузнецов ("Сильные
духом" Медведева и Гребнёва), Фучик ("Дорогой бессмертия" Товстоногова и
Брагина), Бельтов ("Кто виноват?" по Герцену), Иванов (о. п. Чехова),
Блок ("Кредит у нибслунгов" Куна) и др. Е. X.
НЕРЙНА (Nerina), Надя [псевд.; наст. имя и фам.- Надин Джудд (Judd);
p. 21.X.1927 ]-англ. артистка балета. Род. в Кейптауне. Первонач.
хореографич. образование получила на родине. В 1945 переехала в Лондон,
где совершенствовала своё образование. В 1946 была принята в труппу
"Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле". В 1947 дебютировала в гл. партии в балете
"Сильфиды" на муз. Шопена. С 1951 после исполнения партии Авроры стала
ведущей танцовщицей труппы Королевский балет. Н.- танцовщица редкой
трудоспособности и виртуозной техники. Ей близки партии, отличающиеся
жизнерадостностью, юмором. Лучшая партия Н.- Лиза ("Тщетная
предосторожность").
Среди др. партий: Коломбина ("Карнавал" на муз. Шумана), Сильвия (о.
п. Делиба), Сванильда ("Коппелия"), Золушка; Жар-Птица (о. п.
Стравинского) и др. В 1960 и 1961 гастролировала в Сов. Союзе (Москва,
Ленинград). Лит.: S w i n s о п С., Nadia Nerina, L., 1957; Р о
с-лавлева Н., Английский балет, М., 1959. Наш. Р.
НЕРОНОВ, Владимир Иванович (1867-1919) - рус. актёр. Выступал в
любит, спектаклях. На проф. сцене с 1893. С 1894 служил в антрепризах К.
Н. Незлобина (Ярославль, Вильно, Рига, Москва), работал в труппах М. М.
Бородая (Саратов) и Н. И. Соболыцикова-Самарина (Н. Новгород), в Т-ре
Корша в Москве (1915-17).
Роли: Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Любим
Торцов, Крутицкий, Дергачёв ("Бедность не порок", "Не было ни гроша, да
вдруг алтын", "Последняя жертва" Островского), Журден ("Мещанин во
дворянстве"), Передонов ("Мелкий бес" по Сологубу) и др.
В 1917-19 - в труппе МХТ. Роли: Тугоуховский ("Горе от ума"), Иван
Пазухин ("Смерть Пазухина"" Салтыкова-Щедрина), митрополит Дионисий
("Царь Фёдор Иоан-нович" А. К. Толстого) и др.
Игра Н. отличалась сдержанностью и в то же время разнообразием тонких
нюансов. Мастер сценич. грима, Н. достигал выразительного внешнего
рисунка роли.
Лит.: Бруштейн А. Я., Страницы прошлого, М., 1952; "Театр", 1913, ј
1343, с. 5; там же, 1916, ј 1951, с. 8;
Монахов Н. Ф., Повесть о жизни, Л.-М., 1961. А. Кл.
НЕРСЕСЯН, Бабкен Погосович [p.5(18).VII.1917]- арм. сов. актёр. Нар.
арт. Арм. ССР (1961). Чл. Ком-мунистич. партии с 1941. Сценич.
деятельность начал в арм. ТЮЗе в Тбилиси в 1933. В 1944-55 - актёр арм.
т-ра в Тбилиси, с 1956 - Т-ра им. Сундукяна. Актёр широкого диапазона,
выступающий в комедийных, характерных, драматич. и трагедийных ролях, Н.
создаёт острые и выразительные сценические образы, отмеченные графич.
чёткостью рисунка.
Роли: Фердинанд ("Коварство и любовь"), Чапаев (о. п. по Фурманову),
Павел Корчагин ("Как закалялась сталь"), Эмманвел (о. п. Араксманя-на)-в
Тбилисском ТЮЗе; Га-гик ("Страна родная" Демир-чяна), Пэпо, Осеп и
Замбахов ("Пэпо", "Разорённый очаг" и "Хатабала" Сундукяна), Карл и
Франц Моор ("Разбойники"), Арсен (о. п. Шаншиашвили), Арбенин, Незнамов
- в арм. т-ре, Тбилиси; Микаел ("Хаос" по Ширванзаде), Геворк ("Под
одной крышей" Боряна), Александр ("Утес" Папазя-на), Чаренц ("К
грядущему" по Чаренцу), Бен-Александр ("Моё сердце в горах" Сароя-на),
Дон-Пеппино ("Суббота, воскресенье, понедельник" Э. де Филиппо) и др.-в
Т-ре им. Сундукяна.
Совм. с Качворяном Н. написал драму "Агаси" (1947, по роману "Раны
Армении" X. Абовяна), пост. в арм. т-ре Тбилиси. С 1957 снимается в
кино. Выступает с художеств. чтением. Б. А.
НЕРСЕСЯН, Рачия Нерсесович [12(24).XI.1895, Никомедия,- 6.XI.1961,
Ереван] - сов. арм. актёр. Нар. арт. СССР (1956). Род. в Турции в семье
ремесленника. С 1915 участвовал в спектаклях арм. оперетты и тур. драм.
т-ра. С 1918 - актёр Константинопольского арм. драм. об-ва. В 1922 с
группой актёров (В. Папазян, М. Джанан и др.) переехал в Сов. Союз. С
1923- актёр Театра им. Г. Сундукяна.
Во время работы в Константинополе творчество Н. испытало воздействие
иск-ва А. Антуана, О. М. Люнье-По, зап.-арм. трагедийного т-ра и
одновременно венской оперетты. В эти годы определилась способность Н. к
острой спенич. реакции, импровизационной лёгкости, но его талант
раскрылся полностью только в СССР, где общение с новым зрителем и
благотворное влияние молодой сов. драматургии определили перелом в
творч. биографии актёра. С именем Н. связано утверждение на арм. сцене
нового героя. Огромное актёрское обаяние, органич. сочетание эпич.
размаха с лирич. проникновенностью отличают созданные им сценич. образы:
Кошкин ("Любовь Яровая", 1927), Берсенев ("Разлом", 1928), Вершинин
("Бронепоезд 14-69" (1928), Симон ("Ярость" по Яновскому, 1929), Бородин
("Страх", 1932), Платон Кречет (1935), Сафонов ("Русские люди", 1942) и
мн. др. Совр. трактовку получила в исполнении Н. арм., зап.-европ. и
рус. классич. драматургия. Не замыкаясь в узкие нац. рамки, Н. обогащал
классику неповторимыми качествами своей глубоко нац., своеобразной
индивидуальности. Чуждый позы, риторики, любования этно-графич. и
историч. деталями, Н., играя ту или иную роль, всегда выражал черты
своей мощной индивидуальности и вместе с тем раскрывал самую сущность
авторского замысла, никогда не повторяясь, внося новые штрихи в
исполнение одной и той же роли на разных спектаклях. Особенное значение
для творчества Н. имеет работа над драматургией Шекспира. Каждая
шекспировская роль - Гамлет (1924), Макбет (1933), Фальстаф (1939),
Отелло (1940), Лир (1953)-оказывалась этапной работой актёра. Н. был
одним из выдающихся актёров современности. Его сценич. создания далеки
от самодовлеющей виртуозности и резонёрской "рассудочности", глубина
мысли в них сочетается с трепетной эмоциональностью. Таковы в исполнении
Н. трагедийные и сатирич. образы: Отелло; Элизбаров ("Из-за чести"
Ширванзаде, 1939), Протасов ("Живой труп", 1951), Багдасар ("Дядя
Багдасар" Пароняна.1954), наделяемые им яркой эмоциональностью, мудрой
простотой, человечностью, страстным гуманизмом.
Последняя роль Н. - Мак-Грегор в спектакле "Моё сердце в горах"
Са-рояна (1961).
С 1920 Н. снимался в тур. фильмах. В сов. кино исполнил роли: Рустама
("Намус", 1925), Риза ("Хас пуш", 1927), Амбо ("Гикор", 1934), Пэпо (о.
п., 1935), Акопяна ("Зангезур", 1938), Давид-бека (о. п., 1944). Гос.
пр. СССР, 1941.
Лит.: Аршаруни А., Грачия Нерсесян, М., 1940;
Юзовский Ю., Образ и эпоха. На шекспировские темы, М., 1947; Рачья
Нерсесян. [Сборник], Ереван, 1964 (на арм. яз.). р 3.
НЕРУДА (Neruda), Ян (9.VII.1834-22.VIII.1891)- чеш. поэт, писатель и
театр. критик. Один из крупнейших представителей реализма в чеш. лит-ре.
Поборник демократич. театр. эстетики. "Я обращаюсь к чешским
актёрам,призывал Н.,- чтобы они творили для высших целей, развивали
национальные черты чешского театра, стремились к своей художественной
независимости" (О umeni, Praha, 1950, s. 239), Н. выдвигал требование
глубокой идейности, содержательности и правдивости театр. иск-ва,
отстаивал его нац. своеобразие. В своей борьбе за идейное обновление
чеш. т-ра Н. опирался на творчество чеш. реалистов-Б.Немцовой, И. Тыла,
на драматургию Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина.
Впервые в истории чеш. т-ра он связал понятие сценич. реализма с иск-вом
переживания актёра. Н. воспитывал в актёре художника и гражданина. С о
ч.: О umeni, Brno, 1950. Лит.: Фучик Ю., Статья о журналисте Неруде, в
его кн.: Избранное, М., 1955, с. 111-14. Д. Сол.
НЕСМЕЛОВ, Григорий Наумович [19 (31).V. 1890-29.1.1952] - рус. сов.
актёр, режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1914 окончил театр. уч-ще в
Киеве и в том же году поступил в Киевский драм. т-р Д. М. Мевеса. В
1915-23 выступал в Саратове, играл роли простаков и комиков. Затем
работал в т-рах Астрахани, Краснодара, Москвы (т-р под рук. Ю. А.
Завадского). С 1939 снова в Саратовском т-ре.
Роли: Труффальдино ("Слуга двух господ"), Репетилов ("Горе от ума"),
Присыпкин ("Клоп"), Лемм ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Телегин
("Дядя Ваня"), Фирс ("Вишнёвый сад"), Лука; Перчихин ("Мещане") и др.
Мягким юмором были проникнуты образы дореволюц. провинц. актёров -
Счастливцева, Шмаги; Синичкина ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского).
Пост.: "Часовщик и курица" Кочерги (1935), "Далёкое" Афиногенова
(1936), "Доходное место" (1938), "Генеральный консул" бр. Тур (1939) и
др.
С 30-х гг. преподавал в Саратовском театральном уч-ще. Н.. С л,
"HECTEPKA" ("Н е с ц е р к а") - комедия в 3 д., 7 к. В. Ф.
Вольского. Соч. 1940 (на белорус. яз.). Пьеса получила 1-ю пр. на
Всесоюзном конкурсе драм. произв. Пост. в 1941 во 2-м Белорус. гос.
драм. т-ре (ныне Т-р им. Я. Коласа, Витебск) (реж. Н. Лойтер, худ. Л.
Кроль, комп. Любан; Нестерка - И. Ильинский, Юрась - Шелег, Ма-тей -
Трус, Мальвина - Глебовская, Настя - Конопель-ко, Самохвальский -
Сергейчик, пан Барановский - Скальский, Судья - Матусевич). В 1955
показывалась на Декаде белорус. иск-ва и лит-ры в Москве. "Н." была
экранизирована в 1955 (реж. А. Зархи; Нестерка - Тенин).
Изд.: Вольский В. Ф., пер. с белорус., М., 1945; "Несцерка", М?нск,
1945; Белорусская драматургия, пер. с белорус-, т. 2, Л.- М., 1949, с.
77-141; Пьесы, пер. с белорус., М., 1954; В о л ь с к ? В., П'есы,
М?нск, 1962, то же, пер. с белорус., Кив, 1955.
Лит.: Нефёд В., "Нестерка" на сцене Театра им. Я. Коласа, в кн.:
Белорусское искусство. Сб. статей и материалов, Минск, 1957; его же,
Беларуск? тэатр. Нарис г?сторы?, М?нск, 1959, с. 277-982. А. Шн.
Н‚СТРОЙ (Nestroy), Иоганн Непомук (7.XII.1801- 25.У.1862)-австр.
драматург, актёр. Крупнейший театр. деятель демократич. т-ра,
продолжатель традиций нар. иск-ва Австрии. Получил юридич. образование.
Увлекался т-ром, учился пению. В 1822 дебютировал в Венском придворном
оперном т-ре в роли Зарастро ("Волшебная флейта" Моцарта). Оставив
юридич. карьеру, выступал в т-рах Амстердама, Брюнпа (Брно), Пресбурга
(Братиславы), в 1830 играл в "Йозефштадт-театре", в 1831-60-в
"Лео-польдштадттеатре" (с 1847- "Карлстеатр"), был ведущим актёром,
драматургом, с 1854-руководителем т-ра. В первые годы работы в
"Лео-полъдштадттеатре" Н. играл Штаберля ("Венский бюргер" Бёйерле),
Раппелькопфа ("Король Альп, или Человеконенавистник" Раймунда). Ярче
всего актёрское дарование Н. раскрылось в его собств. пьесах, которые в
40-50-х гг. 19 в. стали основой репертуара "Леопольдштадттеатра" и до
сих пор входят в репертуар австрийских т-ров. Остро характерный,
комедийный актёр, Н. в своей игре приближался к гротеску. Созданные им
образы отличались гиперболизацией, остротой внешнего рисунка; юмор Н.
носил сатирич. характер. Актёр мастерски пользовался импровизацией,
откликаясь на злободневные обществ. и политич. события. Н. написал св.
50 пьес, в к-рых продолжил традиции нар. т-ра, усиливая их сатирич.
направленность. Его первая пьеса "Изгнание из волшебного мира, или
Тридцать лет жизни босяка" (1828)-фарс, направленный против романтич.
драматургии Ф. Раймунда. Ранние пьесы Н. ещё сохраняют фантастику и
поэтич. строй Zauberdramen (сказочные, фантастич. комедии), но, начиная
с комедии "Злой дух Лупмацивагабундус" (1833), драматург стал на путь
создания остро сатирич. комедий, критикуя в них разл. стороны
меттерниховского режима. В комедиях Н. нашли выражение оппозиционные
настроения либеральной буржуазии Австрии в период, предшествовавший
революции 1848. В комедиях "Незначительный" (1847), "В бельэтаже и на
первом этаже" (1846), "Талисман" (1850) п др. Н. критиковал совр. ему
условия обществ, жизни, раскрывал социальную противоположность буржуазии
и народа. Пьесы Н. пользовались большим успехом у демократич. зрителя.
Во время революции 1848 он написал и пост. сатирич. фарс "Свобода в
Кревинкеле", проникнутый революц. пафосом. В нём нашла яркое отражение
политич. борьба, высмеивался деспотизм, бюрократия, духовенство, бурж.
понятие "священной собственности". Комедия шла с огромным успехом п
после наступления реакции была запрещена. Н. играл в этой пьесе роль
Ультра - сотрудника газеты.
После 1849 сатприч. сила творчества Н. угасает. Он пишет развлекат.
бурж. комедии, сохраняя в них непринуждённость развития действия,
строящегося на столкновении разл., резко очерченных характеров, даёт
зарисовки конкретных представителей разл. слоев австр. общества. В 50-х
гг. Н. написал пародийные комедии "Юдифь и Олоферн", "Тангейзер" и др.
Н. оказал большое влияние на творчество драматурга Л. Анценгрубера и
др.
Соч.: Samtliche Werke. Hrsg. von F. Brukner und 0. Rommel, Bd l-15,
W., 1924-30; в рус. пер.-Незначительный человек, М., 1955.
Лит.: Rommel 0., Die Altwiener Volkskomodie, W., [1952]: Forst de B a
t t a g l i a, 0. Johann Nestroy, Munch., 1962. Д. Лоб.
Н‚СТЬЕВ, Израиль Владимирович [р. 4(17).IV. 1911] - рус. сов.
музыковед, критик. Чл. Коммуни-стич. партии с 1943. В 1937 окончил
историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории, в 1940 - аспирантуру при
консерватории. С 1937 Н. ведёт педагогич. работу в Моск. консерватории
(с 1944 - доцент).
С о ч.: Прокофьев, М., 1957; Prokofjew, В., 1962 (на нем. яз., также
имеются изд. на англ. и франц. яз.); Ганс Эйслер..., М., 1962; Бела
Барток (в печати); Зарубежная музыка конца 19-начала 20 вв. (в печати);
Джакомо Пуччини, М., 1963; "Мазепа" П. Чайковского, 2 изд., М., 1959;
"Ее падчерица" Л. Яначка, М., 1960; Как понимать музыку, М., 1962;
Сценическая история "Евгения Онегина", в сб.:
Чайковский и театр, М.- Л., 1940 (совм. с Б. Ярустов-ским); В защиту
жанра оперетты, "Сов. музыка", 1952, N 4, и др.; сост. и редакция (совм.
с Г. Эдельманом) - Сергей Прокофьев. Статьи и материалы, М., 1962. А. Ш.