<< Пред. стр. 56 (из 913) След. >>
школу актёрской игры. Однако его понимание реализма не обладалодостаточной глубиной; лишённое прогрессивной идейности, оно сводилось
часто к апологии самодовлеющего мастерства, внешнего бытового
правдоподобия. Рецензии Б. интересны прежде всего актёрскими портретами,
живыми зарисовками спектаклей. В газете "Антракт" Б. помещал (под псевд.
"Не поэт") юмористич. стихи о моек. т-рах. Автор неск. водевилей
("Бедовая бабушка", 1858, "Любовный напиток", 1859, и др.), с успехом
шедших на петерб., моек. и провинциальных сценах. Б. принадлежат также
драматич. переводы ("Осы" и "Лягушки" Аристофана) и ряд переделок с
французского.
С о ч.: Сочинения и переводы А. М. Баженова, т. 1-2, M., 1869.
Лит.: Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских
писателей и ученых, т. 2, СПБ, 1891. у. р.
БАЗЕ ДЖО (Baseggio), Ческо (наст. имя - Ф р а н-ческо) (р.
13.IV.1897)-итальянский актёр. Род. в Венеции. Играет на венецианском
диалекте. В 1920 начал проф. сценич. деятельность в труппе "Аре Венета",
руководимой Джакетти. В 1923-25 выступал вместе с венецианским актёром
К. Микелуцци. В 1926 создал собств. труппу, ставившую гл. обр. комедии
(на венецианском диалекте) К. Гольдони, Дж. Гал-лины, а также совр.
авторов. В 1936-39 играл в труппе Дж. Дзордзи, объединявшей актёров
венецианского диалектального т-ра. Принимал активное участие в
организации летних фестивалей драм. т-ров в Венеции, где выступал как
актёр и режиссёр. Пропагандист диалектальных комедий Гольдони, Б. создал
галерею образов сварливых стариков, ворчунов и самодуров в пьесах
"Синьор Тодеро-брюзга", "Кьоджинские перепалки", "Перекрёсток",
"Самодуры", "Честная девушка", "Новая квартира", "Ворчун-благодетель" и
др. Играл роль комич. старика Билоры в комедиях А. Бе-олько, в пьесах
"Вдова", "Закат" Р. Симони и др. Автор (совм. с К. Лодовичи и Галеацци)
ряда диалектальных комедий. В 1957 во время празднования 200-летия со
дня рождения Гольдони труппы Базеджо и К. Микелуцци объединились в
единую венецианскую труппу им. Гольдони. С. Мок.
БАЗИЛЙДЪС, Башилидеш (Basilides), Мария (11.XI.1888-28.IX.1946) -
венгерская артистка оперы (контральто). В 1911 окончила Муз. академию в
Будапеште. С этого же года Б.- солистка Будапештского оперного т-ра.
Партии: Хозяйка ("Седлерские посиделки" Кодай), Азучена ("Трубадур"
Верди), Фрика ("Кольцо Нибелунга" Вагнера), Графиня ("Пиковая дама") и
др. Красивый тембр голоса, пси-хологич. глубина и драматизм исполнения
определили значение Б. в истории венг. оперного иск-ва. Выступала также
как камерная певица, пропагандировала венгерские народные песни.
Гастролировала во мн. странах Европы. А. Н. "БАЗОП1И" (Basoche,
старофранц. baselche, от лат. basilica - здание для судебных заседаний)
- французские корпорации судейских клерков и адвокатов, организовывавшие
комич. любительские представления. Возникну в в начале 14 в., "Б."
выражали вольнолюбивые настроения городской демократич. массы.
Корпорация "Б." была очень многочисленной и, помимо центрального
парижского союза, имела кружки во многих франц. провинциальных городах
(Авиньоне, Бордо, Марселе, Шартре и др.). Пародируя гос. иерархию, "Б."
имели своего короля, канцлера, гл. прокурора, принцев и епископов. Б.
были не только исполнителями, но и сочинителями комич. сценок;
предполагается, что прославленный франц. фарс "Адвокат Патлен" (изд.
1485-86) был создан парижскими "Б.". Регулярно три раза в год "Б."
устраивали представления: в масляничные дни, 1 мая и в начале июля. Эти
представления отличались смелой сатиричностью, они пародировали
церемонии выездов королей, проповеди епископов, словопрения судей и
адвокатов. За исполнение сатирич. сценок и песен члены "Б." неоднократно
подвергались публичным наказаниям и заключались в тюрьмы. В течение 15 и
16 вв. были изданы правительственные указы (1395, 1442, 1476 и др.),
пытавшиеся запретить эти корпорации, но, несмотря на это, "Б." не
прекращали своего существования. В 1582 усиливающаяся королевская
власть, искореняя городские вольности, окончательно запретила
деятельность "Б.".
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, M., 1956; Petite de Julie v i 1 1 e, Les comediens en
France au Moyen-ae, P., 1885;
Cohen G., Le theatre en France au Moyen-age, t. 1, P., 1928. Гр. Б.
"БАИ" ("Baj")-польский кукольный театр в Варшаве. Организован в 1928
С. Бачинским. Один из ведущих профессиональных кукольных т-ров Польши. С
1950 т-ром руководит Е. Даргель. А. Ф,
"БАЙ И БАТРАК"-драма Хаким-Заде-Нияэи Хам-зы (на узб. яз.) в 4
действиях; показывает быт дореволюц. Узбекистана, рост революц. сознания
узб. народа в канун и в годы Октябрьской революции. Соч. в 1918. Пост.
тогда же "Мусульманской молодёжной муз.-драматич. труппой" под рук.
Хамзы (Гафур - Хамза, Бай-Кари-Якубов, Джамиля - Игамбердыев и
Кузнецова). В 1919-20 "Б. и б." ставился труппой им. К. Маркса,
разъезжавшей с агитпоездом Политуправления Туркестанского фронта (реж. и
исполнитель роли Гафура - Уйгур).
Полной точной рукописи произведения не сохранилось; его совр. вариант
воссоздан узб. драматургом К. Яшеном в 1939 на основе нескольких списков
драмы и др. документальных и мемуарных материалов. В этом варианте 10
марта 1939 состоялась премьера (в 1948 - возобновление; реж. Бабаджанов,
в 1958 новая пост. Т. Ходжаева) (исполнители: Гафур - Хидоятов и
Бурханов, Джамиля - Ишантураева, Болтаева, Абдуллаева, Хаджиона -
Хидоя-това и Кузнецова, Салихбай - Джалилов, Хольмат - Наз-руллаев и
Нариманов). В 1959 во время декады узбекского иск-ва в Москве Т-р им.
Хамзы показал "Б. и б.". Пьеса ставилась всеми основными т-рами Узб.
ССР, в т. ч. Ташкентским т-ром рус. драмы (1939, реж. Чиркин, худ.
Роберг) и т-рами др. республик СССР: Баш. т-р драмы в Уфе (1948),
Казахский т-р в Джамбуле (1954), Туркменский т-р драмы им. Сталина в
Ашхабаде (1956), Таджикский т-р драмы им. Лахути в Сталинабаде (1957) и
др.
И з д а н и я.- Хамза. Избранные произведения, Ташкент, 1951 (пер. Л.
Садердцатовой); Пьесы советских писателей. Сб., т. 1, M., 1953 (пер. И.
Султанова и Л. Бать).
Лит.: Гос. ордена Ленина акад. узбекский театр драмм им. Хамзы.
Ташкент, 1957, с. 193-198; Уварова Г., Узбекский драм. театр. М., 1959,
с. 24-55, 141-148. А. Шн.
БАЙЕР (Bayer), Йозеф (6.III.1852-12.III.1913)-* австрийский
композитор и дирижёр. В 1870 окончил Венскую консерваторию. С 1885 -
дирижёр балета в Венской придворной опере. Автор мн. балетов, в т. ч.
"Венский вальс" (1885), "Фея кукол" (1888), "Солнце и земля" (1889),
"Танцевальная сказка" (1890), "Красное и чёрное" (1892), "Дунайская
русалка" (1892), "Свадьба в Боснии" (1893), "Студенческая любовь"
(1894), "Маленький мир" (1904) и др. (поставлены в Венской придворной
опере). Б. принадлежат также оперетты "Кавалер св. Марка" (1881,
Нью-Йорк, т-р "Тамен"), "Мистер Менелай" (1892, Венская придворная
опера), "Фрейлейн ведьма" (1898, Вена), "Начальник полиции" (1904, Вена)
и др. А. В.
БАЙЕР (Bayer), Йожеф (23.XI.1851-14.XII.1919)-венгерский историк
театра. Основоположник венг. театр. историографии. Автор трудов по
истории венг. нац. т-ра и драматургии. В 1908-15 редактировал 3-месячный
журнал "Венгерский шекспировский сборник", в к-ром печатались работы,
посвящённые творчеству Шекспира. С 1899 был чл.-корр., с
1911действительным членом Венг. академии наук.
Соч.: A nemzeti jatekszin tortenete, v. 1-2, Bp., 1887;
A magyar drama ir oda lom tortenete a leregibb nyomokon 1867-ig, v.
1-2, Bp., 1897; Shakespeare dramai hazankban, v. l-2, Bp., 1909;
Schiller dramai a regi magyar szinpadon es irodalmunkban, Bp., 1912.
БАЙЗА (Bajza), Йожеф (13.1. 1804-3.III.1858)- венгерский театр.
критик, поэт и писатель. В 30-е гг. 19 в. был основателем и редактором
журналов "Критические листки", "Атенеум" и "Фидельмезе", в к-рых большое
место отводилось вопросам т-ра. Страстный пропагандист нац. театр.
иск-ва, Б. в своих статьях выступал за утверждение реализма, за
идейность драматургии и т-ра. В 1837-38 был директором "Мадьяр синхаза"
(ныне Нац. т-р в Будапеште). Участник революции 1848-49. А. Гер.
БАЙИЧ (Ба?и?), Исидор (10.VIII. 1878-15.IX. 1915) - сербский
композитор, педагог и музыкально-общественный деятель. Учился игре на
скрипке у проф. И. Герчича. В 1901 окончил Муз. академию в Будапеште по
классу проф. Кеслера. Основал в Нови-Саде первую серб. муз. школу (1909)
и "Сербскую музыкальную газету" (1903). Один из организаторов Союза
серб. певческих обществ. Автор оперы "Князь Иво из Семберии" на сюжет Б.
Нушича (1911, Белград), оперетт "Максим" (1898), "Мена" (1902),
"Страшный день" (1907), музыки к спектаклям "Деревенский повеса" (1910),
"Чучук Стану", "Сазан" (1909) и др. В творчестве Б., опиравшемся в осн.
на серб. нар. фольклор, сказалось влияние Чайковского, Шумана и Листа. С
1901 Б.- проф. пения в Нови-Саде.
Лит.: Milojevic M.. Isidor Bajic, Beograd, 1933. Ач. M., Ю. Ч.
БАЙКИНА, Capa (р. 1895) - татарская советская актриса. Нар. арт.
Татарской АССР, засл. арт. РСФСР (1940). Сценич. деятельность начала в
1910 в любительской тат. труппе (Астрахань). С 1911 - в труппе "Сайяр"
(Казань). В годы гражданской войны Б.-актриса политотдела при 4-й армии
Вост. фронта. В 1920-28 работала в Т-ре им. Камала (Казань). В 1929-41 -
в Крымском тат. т-ре (Симферополь). Играла в муз. драмах: Галиябану (о.
п. М. Файзи), Зухра ("Тахир и Зухра" Бурнаша), Гульчахра ("Аршин мал
алан" У. Гаджибекова) и в драматич. спектаклях - Варвара ("Гроза") и др.
X. К.
БАЙЛЕ (baile, букв.- пляска) - в испанском театре 16-17 вв. небольшая
пьеса-интермедия, построенная на пении. Участники представления
сопровождали пение мимикой и жестами. В Б. изображалась повседневная
жизнь, действующими лицами их были студенты, нищие, искатели
приключений. С. И.
БАЙОР (Ва?ог), Гизи (19.V. 1893, Будапешт,- 12. II. 1951, там же) -
венгерская актриса. Нар. арт. Венг. Нар. Республики. Окончила Театр.
Академию в Будапеште в 1914. В том же году дебютировала на сцене
Национального т-ра (эпизодич. роль в комедии венг. классика Э. Сиглигети
"Засилье женщин"). Актриса большой сценич. выразительности, творческой
фантазии, владевшая даром перевоплощения, Б. с большим успехом играла в
пьесах венг. авторов: Марта ("Бабушка" Чики), Аннушка (о. п. Гардоньи),
Эржебет ("Кормилица" Броди), Ангел ("Белые облака" Мольнара) и др. Во
время революции 1919 выступала перед нар. зрителем. С установлением в
Венгрии фашистского режима Б. отходит от совр. репертуара и обращается к
классике. Лучшие из созданных ею в этот период сценич. образов - героини
Шекспира: Селия ("Как вам это понравится"), Титания и Пук ("Сон в летнюю
ночь"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Миранда ("Буря" , Джульетта.
Среди др. ролей: Керубино ("Женитьба Фигаро"), Гильда ("Строитель
Сольнес" Ибсена), Нора. Новый подъём в творчестве Б. наступает после
1945 когда она сыграла Клеопатру ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Диану
("Собака на сене" Лопе де Вега), Зи-лию ("Немой витязь" Хельтаи).
Последние значительные творч. работы Б.: Анна Каренина (в одноим. инсц.
по Л. Толстому, 1949) и леди Мильфорд ("Коварство и любовь", 1950). Пр.
Кошута (1950). А. Гер.
"БАЙР‚ЙТСКИЕ ЛИСТЫ" ("Bay reuther В latter" )- нем. музыкальный
журнал (ежемесячник). Основан Р. Вагнером, первый редактор - Г. фон
Воль-цоген. Выходил в Байрёйте в 1878-1939. Журнал освещал проблемы муз.
творчества, биографию Вагнера, вопросы постановки опер и т. д. А. В.
"БАЙР‚ЙТСКИЙ ТЕАТР" ("Festspielhaus", букв.- "Дом торжественных
представлений") - нем. оперный театр в г. Байрёйте (сев. Бавария),
созданный по замыслу композитора Р. Вагнера для исполнения его
произведений. Проект т-ра и его постройка выполнены при участии
архитекторов К. Брандта, Г. Земпера и О. Брюквальда. Зрительный зал
вмещает 2 000 мест, расположенных амфитеатром, к-рый заканчивается
галереей (лож и ярусов в т-ре нет). Оркестр скрыт от зрителей. На сцене
этого т-ра должны были ставиться синтетич. произв. иск-ва, включающие
поэзию, драму, музыку, танец, живопись. Закладка здания состоялась в
1872, торжественное открытие т-ра - 13 августа 1876. В дни открытия
трижды была исполнена опера "Кольцо Нибелунга" под руководством Г.
Рихтера. Вскоре из-за финансовых затруднений т-р был закрыт и вновь
открылся лишь в 1882 постановкой "Парсифаля" Вагнера. С этого времени в
Б. т. регулярно проводятся вагнеровские фестивали, руководство к-рыми
после смерти Вагнера перешло к его вдове, К. Вагнер, с 1906 - к сыну
композитора, 3. Вагнеру, затем к внукам композитора. Байрёйтские
фестивали - значительное событие в культурной жизни Германии, в них
принимали участие крупнейшие дирижёры: Ф. Мотль, Р. Штраус, К. Мук, В.
Фуртвенглер, Г. Абендрот, А. Тосканини и др. В годы первой и второй
мировых войн фестивали не проводились, с 1951 были возобновлены. Совр.
постановки Б. т. характеризуются внешней помпезностью, а также
символистскими тенденциями, мистикой.
См. илл. на стр. 371.
Лит.: Чайковский П.И., Байрейтское музыкальное торжество, в кн.:
Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898; G l a s e n a p p C. F., Das
Leben Richard Wagners" Bd 1-6, Lpz., 1904-11; "Illustrierte Zeitung:",
Lpz., 1901, .No 3020; Puttkamer A., 50 Jahre Bayreuth, B., 1927. A. B.
БАЙРОН (Byron), Генри Джеймс (1834-11.IV. 1884) - английский айтёр и
драматург. Сценич. деятельность начал в 1857. Работал преимущественно в
Лондоне, за исключением 1867-74, когда руководил т-ром "Александра" в
Ливерпуле, выступая также и как актёр, гл. обр. в своих пьесах. Б.автор
ок. 150 пьес, в т. ч. мелодрам, комедий - "Война ножу"
(1865,т-р принца Уэльского), "Наши мальчики" (1875, т-р "Водевиль") и
др., фарсов - "Маленький дон Се-зар де Базан" (1876, т-р "Гейети") и
др., бурлесков - "Фра-Диаволо, или Красавица и разбойники" (1858,
"Стрэнд") и др., рассчитанных на вкусы мещанской публики. Пьесы Б.,
злободневные, но далёкие от жизненной правды, отличались
искусственностью комич. ситуаций. В конце 19 в. в борьбе против
драматургии Б. и подобных ему авторов оформилось движение за реалистич.
драму в Англии. А. Л., Ф. К.
Лит : N i с о 1 1 A., A history of late nineteenth century drama.
1850-1900, v. 1-2, Cambr., 1946, N. Y., 1947.
БАЙРОН (Byron), Джордж Ноэл Гордон (22. I. 1788, Лондон,-19. I V.I
824, Миссолунги, Греция), лорд,- английский поэт. Выдающийся
представитель революц. романтизма 1-й четверти 19 в. Род. в старинной
обедневшей аристократич. семье. Учился в Кембриджском ун-те. Первый
сборник стихов Б. вышел в 1807. В 1813-15 был членом комитета т-ра
"Друри-Лейн". В поэме "Английские барды и шотландские обозреватели"
(1809) Б. дал уничтожающую характеристику драматургии, господствовавшей
в то время на сцене англ. т-ра, критиковал её за мелодраматизм, грубую
буффонаду, требовал от т-ра внимания к реальной жизни, критики
нравственных пороков и воспитания гражданских чувств. В поэме "На темы
из Горация" (1812) Б. проявил себя сторонником поэтики классицизма. Эти
выступления Б. были связаны с его борьбой против реакционного романтизма
и стремлением подчеркнуть свою идейную связь с просветительством 18 в. В
драматургич. практике Б. эти принципы проводились непоследовательно, его
пьесы и предисловия к ним обнаруживают противоречивость позиций Б. в
вопросах поэтики драмы: "Манфред" (1817, "Ковент-Гарден" - 1834) -
драматич. поэма с вольной композицией, "Марино Фальеро" (1821,
"Друри-Лейн"), "Двое Фоскари" (1821, "Ковент-Гарден" - 1834),
"Сарданапал" (1821, "Друри-Лейн" - 1834, в гл. роли - Ч. Кин) написаны
согласно правилам трёх единств, "Каин" (1821) и "Небо и земля" (1822),
по определению Б.,"мистерии", вернее это драматич. поэмы, "Вернер, или
Наследство" (1822, "Друри-Лейн" - 1830) - пьеса в духе "готических
трагедий тайн", "Преображённый урод" (не закончена, 1822) - романтич.
драма. Но несмотря на различие принципов композиц. построения, все пьесы
Б. являются яркими образцами романтич. драмы. Они написаны на
легендарные или историч. сюжеты, показывают конфликт человека с
окружающим его миром. Философия "мировой скорби", пронизывающая
драматургию Б., была выражением протеста поэта против
феодально-аристократич. реакции, господствовавшей в Зап. Европе в 1-й
четверти 19 в. Бросая вызов любой тирании, вплоть до тирании бога
("Каин"), Б. воспевал протест гордого, одинокого человека, презирающего
всё, что подавляет его стремление к свободе. Глубокий и мощный лиризм
драм Б. делает их яркими образцами поэтич. драмы (написаны белыми
стихами).
Сценическая история драм Б. крайне ограничена, они почти не ставились
на сцене. В России в дореволюционные годы были пост. драмы "Сарданапал"
и "Марино Фальеро" (1907 и 1912, Передвижной т-р, руководимый П. П.
Гайдебуровым в Петербурге). В сов. время "Каин" в 1920 пост. К. С.
Станиславский в МХАТе (Л. М. Леонидов - Каин, В. И. Качалов- Люцифер).
"Сарданапал" был пост. в 1924 Гос. акаде-мич. т-ром драмы в Петрограде
(в гл. роли-Ю. М. Юрьев).
С о ч.: Драмы, пер. с англ., М., 1959 (см. также ст. А. Аникста,
Байрон-драматург).
Лит.: ЕлистратогаА. А., Байрон, М., 1956; К у р-г и н я и М., Байрон,
М.-Л., 1958; Переводы драм Б. в многочисленных изданиях. А. А,
БАЙСЕЙТОВ, Канабек (р. 1905) - казахский советский артист драмы и
оперы, режиссёр. Нар. арт. Каз. ССР (1936). В 1929 окончил педагогич.
техникум. В том же году впервые выступил в Алма-Ате на сцене Казах,
драм. т-ра. Сыграл роли: Кебека ("Енлик и Кебек" Ауэзова), Шигабутдинова
("Мятеж" по Фурманову), Гая ("Мой друг" Погодина) и др. Б. выступал
также как режиссёр и драматург (совм. с А. Шаниным им написаны и пост.
пьесы "Зауре", 1929, "Борьба", 1930, и др.). Обладая хорошим тенором, Б.
в 1934 перешёл в Казах, муз. т-р (в дальнейшем - Т-р оперы и балета им.
Абая, Алма-Ата), где с этого же года работал режиссёром. Б.- первый
режиссёр казах, муз. т-ра. Партии: Тулеген, Жакуп, Ер-Таргын, Арстан
("Кыз-Жибек", "Жалбыр", "Ер-Таргын", "Айман и Шолпан" Брусиловского),
Абай о. п. Жубанова и Ха-миди. Реж. работы Б. отмечены знанием нар.
быта. Пост. оперы "Кыз-Жибек" (1934), "Айман и Шолпан" (1938), "Дударай"
(1953) Брусиловского, "Алтынчеч" Жиганова (1949), "Даиси" Палиашвили
(1943), "Руслан и Людмила" (1957) и др. С 1938 Б. снимается в кино. Я.
Л.
БАЙСЕЙТОВА, Куляш (2.V.1912, Алма-Ата,-6.VI.
1957. Москва) - казахская советская певица (лирическое сопрано). Нар.
арт. СССР (1936). Член КПСС с 1943. Одна из виднейших представительниц
казах. вок. иск-ва. Творч. путь начала в самодеятельности в 1921. В
1930-33 работала в казах, драм. т-ре. С 1933 Б.- солистка Казах, муз.
т-ра в Алма-Ате (впоследствии - Т-р оперы и балета им. Абая). В своём
творчестве Б. сочетала непосредственность нар. пения с художеств.
культурой вокального и драматического проф. иск-ва. Партии:
Сара ("Биржан и Сара" Туле-баева, Ст. пр. 1949), Акжунус, Кыз-Жибек
("Ер-Таргын", "Кыз-Жибек" Брусиловского), Татьяна, Чио-Чио-сан и др.
Муз. одарённость, красивый, мягкий голос, способность к сценич.
перевоплощениям позволили певице создать яркие реалистические образы -
лирические, эпические, бытовые и героич. как в казахских операх, так и в
классическом репертуаре. Б. выступала также как концертная певица. Ст.
пр. за концертно-исполнительскую деятельность (1948).
Лит.: M e сема н В., "Возрождение песни, Алма-Ата,
1958.
БАКАЕВА, Гулчехра (р. 1908) - таджикская советская актриса. Нар. арт.
Тадж. ССР (1941). Член КПСС с 1939. В 1929 поступила в Бухарский
передвижной т-р и в этом же году стала актрисой тадж. драм. т-ра в
Сталинабаде (ныне Т-р им. Лахути). Б. обладает сильным драматич.
темпераментом. Ей присущи острая характерность, яркая комедийность. В
своих сценич. образах, отмеченных разнообразием бытовых деталей, сочными