<< Пред. стр. 560 (из 913) След. >>
Полифонт-"Меропа" Вольтера и др.).Лит.: Игнатове. С., Польский театр, в кн.: История
западноевропейского театра, под общ. ред. С.С.Мокульского, т. 2, М.,
1957. Б. Рос.
ОВЧАР‚НКО, Василий Иванович (р. 1.XII. 1899)- укр. сов. актёр. Нар.
арт. УССР (1959). Сценич. деятельность начал в укр. передвижных т-рах
(1923). С 1930- актёр Днепропетровского т-ра им. Т. Г. Шевченко. Игра О.
отличается романтической приподнятостью. Исполняет преим. героические
роли:
Гриць ("Ой не ходи, Грицю..." Старицкого), Свечка ("Свадьба Свечки"
Кочерги), Гайдай ("Гибель эскадры"), Годун ("Разлом"), Риварес ("Овод"
по Войнич), Кобзарь ("Навеки вместе" Дмитерко, Гос. пр. СССР, 1951). Р.
Е.
ОВЧИННИКОВ, Анатолий Иванович [р. 27. VI (9.VII).1899] - рус. сов.
артист оперы (тенор). Нар. арт. Каз. ССР (1938), нар. арт. Узб. ССР
(1950). Пел в т-рах оперы и балета им. Абая (1935-40, 1942-46), им.
Навои (1946-58) и др. Партии: Ва-кула ("Черевички"), Князь ("Русалка"),
Герман, Ка-нио, Хозе и др. А. Ив.
ОГАН‚ЗОВА, Тамара Сумбатовна [р. 7(19).1.1895 ]- рус. сов. актриса.
Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. Комму-нистич. партии с 1956. В 1914 окончила
историко-фило-логнч.ф-т Женевского ун-та, в 1917-Театр. школу Н. О.
Массалитинов а и Н. А. Подгорного в Москве. Сценич. деятельность начала
в моск. т-ре "Летучая мышь" (1917- 1922). В 1923-24 играла в Т-ре б.
Корш, в 1924-25-в Т-ре эксцентрич. представлений (Саратов). Обладая
выразит, голосом, особой ритмичностью, О. выступала и в оперетте. С 1925
О.-актриса Т-ра им. МГСПС (ныне Театр им. Моссовета). Ярко театрально,
выразительно играет характерные драматич. и комедийные роли.
Роли: Татьяна ("Враги"), Долорес ("Фландрия" Сарду), Аркадина
("Чайка"), Эмилия ("Отелло"), Добрдтворская ("Закон чести" Штейна),
Фатьма ("Рассказ о Турции" Хикмета), Квикли ("Виндзорские насмешницы"),
Белиса ("Хитронпи Лефти" (1935, т-р "Груп", Нью-Йорк) - пуб-лицистич.
драма, поев. стачке шофёров (часто ставилась в т-рах США). Борьба
антифашистских подпольщиков в гитлеровской Германии отражена в пьесе О.
"До самой смерти" (1935, т-р "Груп", Нью-Йорк). Несмотря на
натуралистнч. детали, несколько приглушающие социальное звучание пьесы,
в ней получил выражение страстный протест против нацизма. В пьесе
"Пробудись и пой" (1935, т-р "Груп", Нью-Йорк) изображаются серые будни
амер. действительности, в к-рых задыхаются люди. Лучшая пьеca,
завершающая цикл ранних социальных драм 0., - "Золотой мальчик" (1937,
т-р "Беласко", Нью-Йорк) о трагич. судьбе скрипача, к-рого нужда
заставляет стать боксёром. Автор разоблачает жестокие законы
капиталистич. об-ва, всемогущую силу денег, калечащие душу человека, его
талант.
Спад прогрессивного движения в США в конце 1930-х гг. приводит О. к
отказу от социальной проблематики. В его произведениях "Ракета на луну"
(1938, т-р "Беласко"), "Ночная музыка" (1940, т-р "Брод-херст,
Нью-Йорк), "Столкновение ночью" (1941, т-р "Беласко") не ощущается былой
критич. заострённости. Переделывая пьесу "Русские люди" (1942) для
"Гилд-тиэтра", О. не до конца понял и не передал идейное значение этой
пьесы. Дальнейший отход О. от передовых позиций, его обращение к приёмам
ходовой бурж. драматургии сказался в пьесе "Большой нож (1949, т-р
"Нэшонал", Нью-Йорк), изображающей нравы амер. кинодеятелей, а также в
пьесах "Деревенская девушка" (1950, т-р "Лицеум", Нью-Йорк), "Цветущее
персиковое дерево" (1954, т-р "Беласко", там же). Лит.: С 1 и г m a n
H.. The fervent years, N. Y.. 1945;
Q u i n n A.. A history of the American drama from the Civil War to
the present day. N. Y., 1945. Я. Б.
ОДПБЕРТП (Audiberti), Жак (р. 25.III.1899) - франц. писатель,
драматург, поэт. Лит. деятельность начал в 20-е гг. как журналист.
Примыкал к сюрреалистам. Написал пьесы: "Коат-Коат" (1946, т-р
"Гете-Монпарнас"), "Зло бежит" (1947, "Т-р де пот"), "Жена быка" (1949,
т-р "Комеди Франсез"), "Глапион-эффект" (1959, т-р "Ла брюйер") и др. О.
принадлежат также короткие пародийные пьесы-скетчи. В пьесах О. показано
столкновение косного мещанства и научного прогресса. Он создаёт
гротесковый образ совр. бурж. общества, в к-ром отсутствуют подлинные
духовные интересы и свобода, где торжествуют бесправие и
бесчеловечность. Драматургич. манера О. резко индивидуальна и
парадоксальна, сюрреалист-ские эксперименты сочетаются с использованием
традиций водевиля и мелодрамы.
С о ч.: Theatre, v. 1-3, P.. 1948-56. В. Г. ОДИНО (Audinot), Никола
Медар (8.VI.1732-21.V. 1801) - франц. антрепренёр, актёр, певец. Деятель
ярмарочного и бульварного т-ра. Вначале - актёр в провинции, до 1767 - в
т-ре "Комеди Итальенн" (Париж); был первым исполнителем партии
Мани-скалько в комич. опере Филидора "Кузнец" (1761). В 1769 обосновался
на Сен-Жерменской ярмарке, где организовал т-р марионеток, затем -
детскую труппу. В этом же году основал на бульваре Тампль т-р "Амбигю
комик" (Париж), успешно конкурировавший с привилегированным оперным
т-ром "Королевская академия музыки" и ставивший, несмотря на запреты,
муз. спектакли. О. был автором неск. комедии, v т. ч. "Музыкомания"
(1779), "Сераль на продажу" (1781), написал либретто и музыку комич.
оперы "Бондарь" (1761), либретто мн. пантомим, шедших в "Амбигю комик".
Лит.: Brazier N.. Chronique des Petits Theatres de Paris, P.. 1883; D
e 1 i g n y E., Histoire de l'Ambigu-Comique, P., 1841. A. Я.
ОДОЕВСКИЙ, Владимир Фёдорович [30.VII (11. VIII).
1804-27.11(11.III).1869] - рус. писатель, музыковед п музыкально-театр
критик. Один из основоположников рус. классич. му-зыкознання. В 1822
окончил Благородный пансион нрч Моск. ун-те. В 1826 переехал в
Петербург, с 1862 'жил в Москве. О. раскрыл мировое значение творчества
М. И. Глинки (статьи об "Иване Сусанине", "Руслане и Людмиле" и др.),
приветствовал композиторскую деятельность А. С. Даргомыжского, А. Н.
Серова, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского, H. А. Римского-Корсакова и
др. О. высоко ценил также И. С. Баха, В. А. Моцарта, Г. Берлиоза, Ф.
Листа, Р. Вагнера и др. западноевроп. композиторов. В 1860-е гг.
выступал за создание в Москве постоянного рус. оперного т-ра.
Восторженные статьи посвятил замочат, рус. оперным артистам: А. Я.
Воробьёвой-Петровой, О. А. Петрову, А. Д. Александровой-Кочетовой и др.
Среди соч. О.- музыка к комедиям и водевилям.
Соч.: Избранные музыкально-критические статьи, М.-Л., 1951 (под ред.
Вл. Протопопова); Музыкально-литературное наследие, М., 1956.
Лит.: И в а н о в-К о р с у н с к и и В., Музыкальная деятельность
князя В. Ф. Одоевского, в кн.: Музыкальная летопись. Статьи и материалы,
под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 1, П., 1922; Асафьев Б., Из
диалогов о музыке: Глинка - Одоевский, "Сов. музыка", 1946. К" 11.
ОДРАН (Audran), Эдмон (ИЛУ.1842-17.VIII. 1901) - франц. композитор.
Учился музыке в Париже у К. Сен-Санса и др. С 19 лет был органистом в
Марселе, где соч. и пост. первые оперетты ("Медведь и паша" по Э.
Скрибу, 1862, "Великий Могол", 1866, и др.). После огромного успеха
"Свадьбы Оливетты" в Париже (1879, т-р "Буфф-Паризьен") О. поселился в
столице, став одним из любимцев парижской публики. Особой популярностью
пользовалась его оперетта "Маскотта" (1880, т-р "Буфф-Паризьен"), к-рая
до 1897 прошла в т-ре 1700 раз (в России шла под назв. "Красное
солнышко"; пост. в СССР - 1924, моск. Эксперимент, т-р; 1931, Ленингр.
т-р муз. комедии;
1932, Моск. т-р оперетты, и др.). Среди лучших оперетт О.: "Жпллетта
из Нарбонны" (1882, "Буфф-Па-рнзьен"), "Мисс Хельетт" (1890, там же),
"Стрекоза и муравей" (1886, т-р "Гете", Париж), "Кукла" (1896, там же).
Для оперетт О. характерно пародирование исторпч. событий как форма
сатирич. изображения совр. ему бурж. нравов. Музыка оперетт отличается
изяществом, живостью и юмором. Ал. М.
ОДРИ (Odry), Жак Шарль (18.V.1779-28.IV. 1853) - франц. актёр. В 1803
дебютировал в т-ре "Гете" (Париж). Первый большой успех - гротескная
роль Риголе в водевиле "Я отправляюсь в Россию!" (1803). В 1804-07
работал в т-ре "Порт-Сен-Мартен". В 1808 вступил в труппу т-ра
"Варьете"), с к-рым связана почти вся его сценич. жизнь, кроме 1835-36,
когда он гастролировал в провинции и выступал в парижских т-рах "Фоли
драматик", "Порт-Сен-Мартен", "Пале-Рояль". В блестящей труппе
"Варьете", где работали в это время крупнейшие актёры франц. водевиля
(Брюне, Потье, Дежазе, Арналь; Тьерселен и др.), О. выделялся как актер
буйного, буффонного комизма, продолжатель традиций ярмарочных "парадов".
В его репертуар входили наивные, нелепые, грубоватые, балаганные фарсы,
водевили, построенные на гротескной клоунаде. Самая лучшая роль
О.бродячий циркач Бильбоке (комедия-парад "Паяцы" Варена и Дюмануара).
Среди его лучших ролей также: Франсуа ("Поварихи" Бразье и Дюмерсана,
1823), Пато ("Снег" Мельвиля и Карму"День рождения", "Моя радость",
"Путь-дорога", "Семьдесят небылиц", "Цолмон", "Искатель счастья Мунхэ",
"Кто сильней?" и др. Все его пьесы пост. в Гос. муз.-драм. т-ре. О.автор
киносценариев, одноактных пьес на острые, злободневные темы. Пьесы О.
написаны лаконичным языком, отличаются острым сюжетом. Г. У., Э. О.
ОЙУНСКИЙ (наст. фам.- Слепцов), Платон Алексеевич [29.Х(10.Х1).
1893-29.X.1939] - якутский сов. писатель, драматург и общественный
деятель. Основоположник якутской сов. лит-ры. Чл. Ком-мунистич. партии с
1918. В 1916-17 принимал активное участие в театр. самодеятельности,
используя её для пропаганды революц. идей. О. принадлежат первые
якутские пьесы: "Волна жизни" (1919) о пробуждении революц. самосознания
якутских трудящихся в период импе-риалистич. войны, "Большевик Василий"
(1926 и 1933) об установлении Сов. власти в Якутии, первая якутская
комедия "Царский указ" (1936) и др. В произв. О. показана борьба
трудящихся Якутии против царизма, колчаковщины, феодально-тойонских
пережитков. Ро-мантич. драма О. "Красный шаман" по его же поэме (пост. в
1930, 1934, 1958) исполнена страстного протеста против гнёта и насилия.
Пьесы О. ставились в якутских проф. и самодеят. театрах. Имя О.
присвоено в 1957 Якутскому гос. муз.-драм. т-ру.
Лит.: Смирнов-К утачевский А., П. Ойунский, "Новый мир", 1931, N 6;
Пухов И., П. Ойунский, там же, 1957. .V 12; П. А. Ойунский. Доклады к
65-летию со дня рождения, Якутск, 1959; Очерк истории якутской советской
литературы, М., 1955. М. Лифш.
ОКАМОТО, Кидо (1872-1930) - япон. писатель, драматург и театр.
критик. В 1891 начал лит. деятельность. Выступал как театр. рецензент.
Первая пьеса "Кин-но сятихоко уваса-но таканами" (совместно с Ока
Онитаро) пост. в "Кабукидза" в 1902. Среди пьес О. историч. и бытовые -
"Сюдзэндзи моногатари" (1911), "Торбэяма синдзю" (1915) и др. Писал
пьесы для актёров Каваками Отодзиро и Итикава Саданд-зи II, вошедшие в
репертуар т-ра Кабуки. Пьесы О. характеризуются стремлением автора
наполнить старые традиционные формы т-ра Кабуки новым содержанием.
Соч.: Окамото Кидо ею, Токио, 1930.
Лит.: Окамото Кэйити, Окамото нэндайки, Токио, 1951. Л. Г.
ОКЕАНОС - коллективный псевдоним ансамбля акробатов-прыгунов с
подкидными досками, организованного Л. С. Ольховиковым в 1926.
Первоначальное ядро труппы составляли И. Папазов, Ю. Виноградов, Г.
Раев, П. Маренков. Позднее в труппу вошли К. Бескаравайная, К., Н. и В.
Ольховиковы, А. Бер-дюк, Г. Лешков и др. О. работали одновременно на 3-4
досках, номер включал рекордные трюки (прыжковая акробатика и др.).
Впоследствии в номер О. вошли эквилибристика, конный вольтиж, жонгляж на
лошади, дрессировка собак и др.
Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963, с. 335-337. А. Шн.
О К‚ЙСИ ((O'Casey),IIIoн[31.III.1884(?), Дублин,-20.IX.1964, Лондон]
- ирл. драматург, писатель, публицист. Писал на англ. яз. В молодости в
поисках средств существования переменил ряд профессий, испытал нужду,
безработицу. Сблизился с Ирландской рабочей партией, с участниками
национально-освободит. движения. Первые пьесы О'К.- "Тень стрелка"
(1923),
"Юнона и Павлин" (1924), "Плуг и звёзды" (1926)- с успехом шли в
"Т-ре Аббатства" (Дублин). Эти пьесы О'К. воссоздают атмосферу
освободит. борьбы ирл. народа (1916- 1923), рисуют жизнь обитателей
дублинских трущоб; в них созданы разнообразные, глубоко трагические,
иногда комич. образы простых людей. Сатирич.направленность трагедии
"Плуг и звёзды" вызвала нападки на О'К. реакц. кругов. Это послужило
причиной его добровольной эмиграции в Англию (1926). В трагикомедии
"Серебряный кубок" (1929, т-р "Аполло", Лондон), обличающей милитаризм и
войну, О'К. впервые использует драматургич. технику экспрессионизма.
Отвергнутая "Т-ром Аббатства", эта трагикомедия шла в Лондоне, так же
как и символистская пьеса "За оградой" (1934, т-р "Ройялти", Лондон), в
к-рой драматург в форме усложнённой аллегории пытался поставить важные
проблемы человеч. жизни, утверждая, что бурж. общество враждебно
человеку. В политически заострённой комедии "Пурпурная пыль" (1945,
труппа т-ра "Олд Вик", Ливерпул) он осмеивал империалистич. претензии
Англии. В драмах "Звезда становится красной" (1940, т-р "Юнити", Лондон)
и "Красные розы для меня" (1946, т-р "Эмбасси", Лондон) О'К. обращается
к теме революции, создаёт героич. образ борца за социализм, в
романтически приподнятом стиле рисует светлое будущее. В комедиях
"Петух" (1949, Нар. т-р, Ньюкасл-он-Тайм), "Костёр епископа" (1955, т-р
"Гейети", Дублин) и "Барабаны отца Неда" (соч. 1957) О'К. обличает
косность, ханжескую мораль, создаёт образы молодых героев, проникнутые
жизнеутверждением, стремлением к свободе. Пьеса "За зелёными шторами"
(1961) - острая сатира на буржуазный либерализм, рисует также образы
простых людей, их борьбу против социальной лжи.
Связанная с нац. художеств. традициями драматургия O'К. своеобразна,
в ней реализм сочетается с символикой, принципы высокой трагедии с
комедийн остью, буффонадой и фарсом. О'К.- мастер диалога, то поэтичного
и лирич., то просторечного. Автор сборников статей о т-ре "Летающая оса"
(1937), "Зелёная ворона" (1956). В 1962 в лондонском т-ре "Мермейд"
проведён фестиваль пьес О'К.
С о ч.: Collected plays, v. 1-4, L., 1949-51; в рус. пер.:
Пять одноактных пьес, М., 1960; Пьесы, М., 1961.
Лит.: История английской литературы, т. III, М., 1958 .с. 627-646;
Современная зарубежная драма. Сборник, М., 1962, с. 63-131; Др узина М.
В., Шон 0'Кейси-драматург, М., 1963; Саруханян А. П., Творчество Шона
0'Кейси, М., 1965; К о z l о w J., The green and the red. Sean
O'Caseythe man and his plays, L., 1950; К r a u s e D., Sean O'Casey.
The man and his work, L.,1960; Н о g a n R., The experiments of Sean
O'Casey, N. Y., 1960. Ел. К.
ОКИНА - персонаж япон. нар. театр. представлений. Позднее перешёл в
спектакли Но. В храмовых представлениях саругаку О. называли трёх
старцев, выступлениями к-рых начиналось танцевальное представление. В
эпоху Дзэами этот персонаж встречался редко. В 20 в. О.- священный
персонаж традиционных новогодних представлений, разл. театрализованных
церемоний. Л. Г.
ОКСЕНХЕЙМЕР (Ochsenheimer), Фердинанд (17.III.1767-1.XI.1822) - нем.
актёр. Играл в труппах Дрездена и Лейпцига. С 1807 - актёр "Бург-театра"
(Вена). Несмотря на невыгодные внешние данные, О. достигал необычайной
сценич. выразительности. Ему особенно удавались характерные роли: играл
злодеев и интриганов в мещанских драмах и мелодрамах А. Иффланда и А.
Коцебу. С большим успехом выступал О. в трагедиях Шиллера, особенно
прославился в ролях Тальбота ("Орлеанская дева") и Вурма ("Коварство и
любовь"). В последней роли О. первым из нем. актёров применил
характерный грим. Играл и комедийные роли.
Лит.: Gleich F., Aus der Buhnenwelt, Lpz., 1866. Г. Гур.
ОКТЕТ (итал. ottetto, от лат. octo - восемь)- 1) Соч. для 8
исполнителей, в т. ч. вид ойерного ансамбля (О. женских голосов в
"Валькирии" Вагнера, 0. с хором в финале "Снегурочки", U. в "Иоланте"
Чайковского и др.). 2) Ансамбль из 8 музыкантов-исполнителей
(инструменталистов или вокалистов). 3) Муз. произв. для 8 инструментов в
пиклич. сонатной форме.
ОКУНЕВА (наст. фам.- Капутина), Вера Ивановна [р. 17(29).IX.1891 ] -
рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1958). В 1912 окончила театр. уч-ще
А. II. Адашева и в том же году начала сценич. деятельность в
Брест-Литовске. В 1914-17 играла в моск. Т-ре П. Струйского. Роли:
Марфинька ("Обрыв" по Гончарову), Лиза ("Горе от ума"), Маша ("Чайка"),
Элиза Дулитл ("Пигмалион" Шоу), в 1918-19 и 1922-23 работала в Т-ре б.
Корш, где сыграла роли:
Оль-Оль ("Дни нашей жизни" Андреева), Трильби (о. п. Ге), Аксюша
("Лес"). В 1919-22 работала в Казани. Роли: Псиша (о. п. Беляева),
Катюша Маслова ("Воскресение" по Л. Толстому), Таня ("Плоды
просвещения"), Королева ("Стакан воды" Скриба), Глафира ("Волки и
овцы"). В 1923-36 играла в труппе Т-ра МГСПС (ныне Т-р им. Моссовета).
О.- одна из первых актрис, создавших образы сов. женщин, отмененные
психологич. нюансировкой, типизацией. Роли:
Лиза Гракова ("Константин Терёхин" Киршона), Марфа ("Ярость"
Яновского), Ная ("Мятеж" Фурманова), женорганизатор Бочка ("Гордость"
Гладкова). С 1936 О. - актриса ЦТСА; роли: Васса Железно-ва; Демидьевна
("Нашествие"), Бабушка ("Обрыв" по Гончарову).
Лит.: Десять лет театра им. МОСПС, М-, 1934; Образцова А. Г., Театр
имени Моссовета, М., 1959.
M. Лифш.
ОКУНЧИКОВ, Абрам Зиновьевич (р. 15.IX.1904)- рус. сов. режиссёр и
педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). В 1919 поступил в театр. студию
Пролеткульта в Харькове, где учился у М. М. Тарханова. В 1921 стал одним
из организаторов т-ров для детей в Москве; работал в Опытной мастерской
Педаго-гич. т-ра. В 1922-30 - реж. Педагогич. т-ра, в 1930- 1934 - гл.
реж. Бауманского т-ра рабочих ребят, в 1934-37 - худ. рук. Госцентюза, в
1938-40 - режиссёр Моск. т-ра для детей, затем (до 1944) - Центр.
детского т-ра. Пост. в этих т-рах спектакли "Чёрный яр" Афиногенова
(1938), "Токмаков переулок" Смирнова (1931), "Снежная королева" Шварца
(1939) и др. В 1945-61 О.- режиссёр Центр, т-ра Сов. Армии; пост. здесь:
"Сказка о правде" Алигер (1946), "Степь широкая" Винникова (1949, совм.
с А. Д. Поповым;
Гос. пр. СССР,'1950), "Последняя остановка" Ремарка (1957),
"Барабанщица" Салынского (1959) и др. Для творчества О. характерно
стремление к героике, высокой романтике, интерес к современности. Пост.
им спектакли проникнуты поэтичностью, отличаются тонким раскрытием
психологии героев. С 1938 преподаёт в ГИТИСе. С. К.
ОЛАХ (Olah), Густав (20.VIII.1901-19.XII.1956)- венг. режиссёр,
театр. художник. Нар. арт. ВНР (1953). В 1921 поступил в будапештский
т-р "Опера-хаз". С 1936- гл. реж. этого т-ра. В течение 20 лет пост. и
оформил большинство спектаклей т-ра. Пр. им. Кошута (1954) за пост. опер
"Банк-бан" Эркеля и "Платье короля Помаде" Ранки и оформление спектакля
"Молодая гвардия" Мейтуса (1953). Писал либр. к балетам.
Пост. и оформил спектакли: в т-ре "Операхаз"-"Кармен" (1948); "Борис
Годунов" (1950, пост. совм. с К. Надашди, оформление совм. с 3.
Фюлепом); "Летучий голландец" Вагнера (1951), "Так поступают все"
Моцарта (1952), "Хари Янош" Кодая (1952) и мн. др., в т-ре "Ла Скала" -
"Кармен" (1949).
Лит.: Somogy i V., Olah Gustav. 1901-1956, "Muzsi-ka", 1962, ј 11, p.
21-22; Magyar allami operahaz, Bdp.,
1959. Л. Ив.
ОЛБИ (Albee), Эдуард Франклин (р.12.III.1928) - амер. драматург.
Первую пьесу "История в зверинце" написал в 1959. Пьеса вошла в
репертуар мн. зарубежных т-ров, затем ставилась во внебродвейских т-рах
в Нью-Йорке. В пьесах О. отражается борьба традиций социальной и
модернистской драм, в них сказывается влияние т-ра "абсурда". В пьесах