<< Пред. стр. 564 (из 913) След. >>
В 19 в. О. развивалась под знаком дальнейшего утверждения реализма инациональной самобытности оперных школ. Передовые художники отстаивали
прогрессивные идеалы в условиях ожесточённых идео-логич. боёв за
развитие демократич. нац. культуры, против реакц. течений. В их
творчестве, проникнутом смелым новаторством, нашли глубокое выражение
противоречия совр. им действительности, социальные и нац.-освободит,
идеи эпохи, многообразие чело-веч. отношений. При претворении этих идей
наибольшее распространение получили типы лирико-драма-тич., комедийной
(часто с оттенком лиризма) и эпич. муз. драматургии. В то же время в
каждом из указанных типов О. отчётливо проявились особенности нац.
муз.-театр. традиций.
В развитии нем. О. большое значение имело творчество К. М. Вебера,
сочетавшее нар.-бытовые элементы зингшпиля с особенностями романтич.
драмы ("Вольный стрелок", 1821), и Р. Вагнера - одной из крупнейших
фигур в истории муз. т-ра ("Летучий гол-ландеп", 1843, "Тангейзер",
1845, "Лоэнгрин", 1848, пост. 1850, тетралогия "Кольцо Нибелунга", 1876,
"Тристан и Изольда", 1865, "Нюрнбергские мейстерзингеры", 1868). Произв.
Вагнера обогатили мировое оперное иск-во выдающимися достижениями в
области средств муз. выразительности и драматургии. Вместе с тем в
творч. деятельности Вагнера со временем проявились противоречивые черты,
усилившиеся в поздние годы (особенно в О.-мистерии "Парсифаль", 1882).
Сыграв большую роль в борьбе за обновление содержания оперного иск-ва,
вагнеровская реформа (создание т. н. музыкальной драмы} привела к
одностороннему решению ряда художеств. проблем О. (преобладание симф.
начала над вок., отказ от нек-рых исторически сложившихся форм оперной
драматургии и т. п.).
Типич. особенности итал. комич. О. нашли блестящее выражение в
творчестве Дж. Россини ("Севильский цирюльник", 1816); значительны
достижения Россини и в создании героико-патриотич. О. ("Вильгельм
Телль", 1829). Законченные образцы итал. комич. О. дал также Г.
Доницетти ("Любовный напиток", 1832, "Дон Паскуале", 1843).
Героико-патриотич. жанр был развит под воздействием прогрессивного
романтизма В. Беллини ("Норма", 1831, "Пуритане", 1835) и Дж. Верди на
раннем этапе его творчества ("Набукко", 1842, "Ломбардцы", 1843). Верди
-классик итал. О., один из крупнейших мастеров реали-стич. иск-ва,
создал разнообразные типы и жанры оперной драматургии ("Риголетто",
1851, "Трубадур", 1853, "Травиата", 1853, "Дон Карлос", 1867, нов. ред.
1884, "Аида", 1871, "Отелло", 1887, "Фальстаф", 1893). В конце 19 в. в
итал. О. появляется новое направление - веризм', композиторы Дж. Пуччини
("Богема", 1896, "Тоска", 1900, "Чио-Чио-сан", 1904, "Девушка с Запада",
1910, "Турандот", соч. 1924), П. Масканъи ("Сельская честь", 1890), Р.
Леонкавалло ("Паяцы",
1892), У. Джордано ("Андре Шенье", 1896) и др. Лучшие стороны
оперного веризма, особенно у Пуччини, связаны со стремлением к жизненной
правде, острому выражению в музыке драматич. коллизий. В то же время в
ряде произведений веристов проявляются натуралистические и мелодраматич.
тенденции.
Нац. особенности франц. муз. театра 19 в. нашли типичное выражение в
жанре комич. О. (см. Опера комик), особенно у Д. Ф. Э. Обера
("Фра-Дьяволо", 1830); в жанре т.н. большой оперы (см. также
"Гранд-оп"ра"), монументальном, романтически красочном спектакле на
историч. темы у Д ж. Мейербера ("Роберт-Дьявол", 1831, "Гугеноты", 1836,
"Пророк", соч. 1843), а во 2-й пол. века - в жанре лирической оперы,
пришедшей на смену большой опере и во многом ей противоположной. Лирич.
О. противопоставила большой О. интимную, лирич. тематику, нередко
заимствованную из произв. классич. лит-ры, напр. "Ма-нон" (1884) и
"Вертер" (1892) Ж. Массне, "Фауст" (1859) и "Ромео и Джульетта" (1867)
Ш. Гуно, "Гамлет" (1868) А. Тома, и др. Лирич. О. было свойственно также
обращение к экзотич., вост. сюжетам и образам: "Лакме" (1883) Л. Делиба,
"Искатели жемчуга" (1863) и "Джамиле" (1872) Ж. Визе, "Самсон и Далила"
К. Сен-Санса (1877). Характерные черты лирич. О.-стремление к правдивому
и тонкому воплощению человеческих переживаний, к поэтич. обрисовке быта,
природы, демократизация муз. языка, близость его к гор. фольклору. В
поздних операх Мейербера, в нек-рых операх Массне и др. обнаруживается
снижение идейного и художеств. уровня. Вершина реализма в оперном иск-ве
Франции - творчество Ж. Визе, жизнеутверждающее, действенное, ярко
образное ("Кармен", 1875). В сер. 19 в. во Франции, а затем и в др.
странах складывается новый жанр - оперетта.
Освободит, движения 19 в. выдвинули ряд новых, глубоко самобытных
нац. оперных школ. Своеобразные пути развития героико-патриотич. и
комич. О. определил основоположник чеш. классики Б. Сметана
("Бранденбуржцы в Чехии", 1866, "Проданная невеста", 1866, 3-я ред.
1870, "Далибор", 1868, "Либуше", 1872, пост. 1881, "Поцелуй", 1876,
"Тайна", 1878) и вслед за ним А. Дворжак ("Чёрт и Кача", 1899,
"Русалка", 1901); в Польше выдающуюся роль сыграл С. 'Мо-нюшко
["Галька", 1848, нов. ред. 1858, "Зачарованный замок" ("Страшный двор"),
1865]; в Венгрии - Ф. Эр-келъ ("Ласло Хуньяди", 1844, "Банк-бан", 1861).
Лучшим произв. мировой оперной классики свойственны народность и
реализм, единство глубокого содержания и совершенной художественной
формы, нац. определённость музыки, связь с народным творчеством,* с
передовой обществ, мыслью. Эти качества в высокой степени присущи
классич. рус. О., основоположником к-рой явился М. И. Глинка.
Нар.-песенная основа рус. классич. О. придаёт ей черты неповторимого
своеобразия. Многогранно использовано в ней богатство художеств. средств
и форм муз. драматургии; типическая определённость и выпуклость
индивидуальных образов сочетаются с широко выписанными картинами нар.
жизни, с историч. и социальным фоном действия.
В 1-й пол. 19 в. рус. доклассич. оперное творчество представлено
именами композиторов С. И. Давыдова, К. А. Кавоса, затем А. Н.
Верстовского ("Аскольдова могила", 1835). Оперы Глинки - гениальные
эпопеи из жизни народа - знаменовали начало нового периода в истории
рус. муз. т-ра и явились крупнейшим завоеванием мирового реалистич.
оперного иск-ва ("Иван Сусанин", 1836, "Руслан и Людмила", 1842). Рус.
композиторы-классики создали высокопатриотич. оперные произв.,
новаторски воплотившие темы историч. судеб родины, взаимоотношения
народа и государства, борьбы с социальным угнетением, протеста против
насилия над личностью. Первой рус. социально-бытовой муз. драмой явилась
опера А. С. Даргомыжского "Русалка" (1856), остро выдвинувшая тему
сословного неравенства. Подъём революц.-демократии. движения 60-х гг. 19
в. определил направление деятельности композиторов Могучей кучки": На
протяжении последующих десятилетий на сцене появляются шедевры рус. и
мировой оперной классики:
"Борис Годунов" (1869, нов. ред. 1872, пост. 1874) и "Хованщида"
(1886) М. П. Мусоргского - нар. муз. драмы, непревзойдённые по силе и
глубине выражения социально-историч. содержания; его же комич. О.
"Сорочинская ярмарка" (пост. 1913); монументальная эпич. О. "Князь
Игорь" А. П. Бородина (1890), воспевающая высокий патриотизм рус.
народа; многообразные по жанрам, богатые по содержанию и разносторонние
по средствам художеств. воплощения произв. Н. А. Римского-Корсакова:
социально-историч. муз. драма "Псковитянка" (1873), лирико-комич. О.
"Майская ночь" (1880), эпико-лирич. "весенняя сказка" "Снегурочка"
(1882), О.-былина "Садко" (1897), исто-рико-бытовая О. "Царская невеста"
(1899), О.-легенда "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии"
(1907), О.-сатира "Золотой петушок" (1909) и др.
Одно из величайших явлений в истории мирового муз. т-ра - оперное
творчество П. И. Чайковского, отличающееся исключит. психологич.
глубиной, правдивым, страстным выражением душевного мира людей и
драматич. конфликтов. Лирико-драматич. направленность оперного
творчества Чайковского получила ярчайшее выражение в таких произв., как
"Евгений Онегин" (1879), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890) и др.
Широкое по тематике оперное творчество Чайковского охватывает также
историч. ("Мазепа", 1884, "Орлеанская дева", 1881) и народно-бытовые
темы (комич. опера "Черевички", 1887). Заметный вклад в развитие рус. О.
внесли А. Г. Рубинштейн ("Демон", 1875), А. С. Серов ("Вражья сила",
1871), Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев.
Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. формируются нац. реалистич. школы
оперного творчества на Украине (С. С. Гулак-Артемовский - "Запорожец за
Дунаем", 1863, Н. В. Лысенко - "Рождественская ночь", 1883,
"Наталка-Полтавка", соч. 1889, пост. 1936, "Тарас Бульба", соч. 1890,
пост. 1924), в Грузии (М. А. Балан-чивадзе -"Коварная Тамара", 1897,
нов. ред.-"Даред-жан Коварная", 1937; Д. И. Аракишвили -"Сказание о Шота
Руставели", 1919, нов. ред. - "Шота Руставели", 1947; 3. П. Палиашвили -
"Абесалом и Этери", 1919), в Армении (А. Т. Тигранян -"Ануш", 1912, нов.
ред. пост. 1935), в Азербайджане (У. Гаджибеков - "Лейли и Меджнун",
1908, "Аршин мал алан", 1913). Развитие нац. школ протекало под
благотворным воздействием эстетич. принципов рус. оперной классики.
Передовые композиторы всех стран убеждённо и страстно отстаивали
демократич. основы и реалистич. принципы оперного творчества в борьбе
против консервативных и реакц. течений. Они выступали против ходульности
и схематизма в творчестве композиторов-эпигонов, против натуралистич.
тенденций и безыдейности; подвергали резкой критике одностороннее
увлечение виртуозным пением в нек-рых итал. О. 1-й пол. 19 в.,
помпезность франц. большой оперы, слабые стороны оперной эстетики и
драматургии Вагнера.
Вместе с тем с конца 19 и в 20 вв. композиторы разных стран охотно
разрабатывают жанр т. н. камерной О.-т. е. О. преим. небольшой по
размерам (1-2 акта), сосредоточенной вокруг одного, чаще всего
лирико-психологич., конфликта. Количество действующих лиц в камерной О.
обычно невелико, массовые сцены не отличаются большим масштабом, а
нередко вообще отсутствуют.
В сер. 19 в. к такой форме О. композиторы обращались эпизодически
("Каменный гость" Даргомыжского, "Джамиле" Визе). Ряд камерных О. создал
Пуччини ("Плащ", "Сестра Анжелика", "Джанни Скикки", 1918). В рус.
музыке на рубеже 19-20 вв. камерной О. отдали дань Римский-Корсаков
("Моцарт и Сальери", 1898, "Кащей Бессмертный", 1902). С. В. Рахманинов
("Алеко", 1893, "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини", 1904, пост.
1906), А. С. Арен-ский ("Рафаэль", 1894), М. М. Ипполитов-Иванов
("Руфь", 1887, "Ася", 1900).
Камерную О. культивировали импрессионисты - К. Дебюсси ("Пеллеас и
Мелизанда", 1902), М. Равель ("Испанский час", 1907). К этому жанру
нередко обращаются совр. композиторы: Ф. Пуленк ("Человеческий голос",
1959), Б. Бриттен ("Поворот винта", 1954, "Альберт Херринг", 1947), А.
Н. Александров ("Бэла", 1946), В. Н. Крюков ("Станционный смотритель",
1940) и др.
На рубеже 19-20 вв. в зарубежной О. проявились симптомы глубокого
идейно-эстетич. кризиса. Получили распространение тенденции декадентства
и формализма. Крушение обществ, идеалов, измельчание тематики лишали О.
присущих ей демократич. черт, порождали изощрённость или абстрактность
муз. стиля. Однако, вопреки этим тенденциям, за последние полвека
зарубежный оперный репертуар пополнился рядом художественно ценных
произв. гуманистич., порой остро социального, содержания. Таковы в
Германии - "Кавалер роз" (1911) Р. Штрауса, "Кардиль-як" (1926, нов.
ред. 1952) "Художник Матис" (1938) и "Гармония мира" (1957) П.
Хиндемита, "Трёхгро-шовая опера" (1928) К. Вейля, "Луна" (1938) и
"Умница" (1942) К. Орфа; в Австрии - "Воццек" (1925) А. Берга; во
Франции - "Христофор Колумб" (1930) Д. Мийо, оратории "Царь Давид"
(1921) и "Жанна д'Арк на костре" (1938) А. Онеггера, получившие
сценическое воплощение; в Англии -"Питер Граймс" (1945), "Сон в летнюю
ночь" (1961) и др. оперы Б. Бриттена', в США -"Порги и Бесс" (1935) Дж.
Гер-швина', в Венгрии - "Замок герцога Синей Бороды" (соч. 1911, пост.
1918) Б. Б ар тока, "Хари Янош" (1926) 3. Кодая', в Чехословакии - "Её
падчерица" (1904) и "Катя Кабанова" (1921) Л. Яначека; в Румынии -
"Эдип" (соч. 1932, пост. 1936) Дж. Энеску; в Болгарии- "Царь Калоян"
(1936) П. Владигерова.
Советская О. по своему идейному содержанию, темам и образам
представляет собой качественно новое явление в истории мирового муз.
т-ра. В то же время она продолжает и развивает великие классич. традиции
оперного иск-ва прошлого. Сов. оперные композиторы стремятся к
правдивому, художественно совершенному отображению жизни, к раскрытию
красоты и богатства духовного мира человека, верному и разностороннему
воплощению больших тем совр. действительности и историч. прошлого.
Значит, достижениями на этом пути явились оперы: "Катерина Измайлова" Д.
Д. Шостаковича (1934, нов. ред. 1957), "Тихий Дон" И. И. Дзержинского
(1935), "В бурю" Т. Н. Хренникова (1939, нов. ред. 1952), "Семья Тараса"
Д. Б. Кабалевского (1950), "Декабристы" Ю. А. Шапорина (1953), "Семён
Котко" (1940), "Дуэнья" (соч. 1940, пост". 1946), "Повесть о настоящем
человеке" (соч. 1948, пост. 1960), "Война и мир" (2-я ред 1955) С. С.
Прокофьева. Сов. муз.-театр. культура, социалистич. по своей идейной
направленности, отличается многообразием нац. форм. Новые О. появились
во мн. сов. республиках: груз. опера "Даиси" З.П.Палиашвили (1923),
"Миндия" О. В. Тактакишвили (1961), арм.-"Алмаст" А.А.Спен-диарова
(1930, нов. ред. 1939), азерб. - "Шахсенем" Р. М. Глиэра (1927, нов.
ред. 1934), "Кёр-оглы" У. Гад-жибекова (1937), украинские-"Молодая
гвардия" Ю.С. Мейтуса (1947, нов. ред. 1950), "Богдан Хмельницкий" К. Ф.
Данькевича (2-я ред. 1953), "Арсенал" Г. И. Майбороды (1960),
татарская"К ачкын" ("Беглец", 1939) и "Джалиль" (1957) H. Г. Жиганова,
эстонская -"Певец свободы" Э. А. Каппа (1950) и др. В ряде союзных и
автономных республик (Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Белоруссия,
Татария, Башкирия и др.) нац. О. созданы впервые в годы Сов. власти.
Расцвет муз.-театр. иск-ва социалистич. наций является одним из
значительнейших завоеваний сов. культуры. Широкие пути открылись перед
оперным иск-вом КНР ("Седая девушка" Ма Кэ, Чжан Лу и Цюй Вэя, 1945) и
др. стран социализма (болгарская О. "Момчил" Л. Пипкова, 1948, польская
О. "Бунт жаков" Т. Шелиговского, 1951, словацкие О. "Крутнява", 1949, и
"Сватоплук", 1960, Э. Сухоня и др.).
См. также статьи о муз. т-ре отдельных стран, сов. республик, об
оперных т-рах и исполнителях.
Лит.: П. И. Чайковский об опере. Избранные отрывки из писем и статей,
М.-Л., 1952; Римский-К о p с а-к о в Н. А., Музыкальные статьи и заметки
(1869-1907), СПБ, 1911; Серов А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СПБ,
1892-95; его же. Избранные статьи, т. l, M.-Л., 19 50; Стасов В. В.,
Избранные сочинения в трёх томах, т.1-3, M., 1952; Кюи Ц., Избранные
статьи, Л., 1952;
ЧешихинВ., История русской оперы (с 1674 по 1903 г.), 2 изд.. M. -
Лейпциг, 1905; Русский музыкальный театр 1700-1835 гг. Хрестоматия,
сост. С. Л. Гинзбург, Л.-М-, 1941; P а б и н о в и ч А. С., Русская
опера до Глинки, М., 1948; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л.,
1959; его же. Русский советский оперный театр (1917-1941), Л., 1963;
Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 1- Избранные работы о М. И. Глинке,
М., 1952;
Глебов И., [Асафьев Б. В. ], Симфонические этюды, П., 1922; Д p у с к
и н М., Вопросы музыкальной драматургии оперы на материале классического
наследия. Л., 1952; Я рустовский Б., Драматургия русской оперной
классики. Работа русских композиторов-классиков над оперой, М., 1952;
Асафьев Б. В., Опера, в сб.: Очерки советского музыкального творчества,
т. 1, М.-Л., 1947;
Советская опера. Сборник критических статей, М., 1953.
Кречмар Г., История оперы, пер. с нем. под ред. и с предисл. И.
Глебова, Л., 1925; Б э л з а И., Чешская оперная классика. Краткий
очерк, М., 1951; P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии,
Англии, пер. с франц., М., 1931; Ля Л о p а н с и Л. де, Французская
комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937; Медведева М.,
Соловцова Л., Штерн М., Опера XVII- XVIII веков. Сборник либретто, ред.,
вступ. ст. и прим. В. Э. Фермана, М.-Л., 1939; 100 опер. История
создания. Сюжет. Музыка, [сост. и ред. М. Друскин], Л., 1964; Х
о-хловкина А. А., Западноевропейская опера..., М., 1962;
Черная Е. С.. Моцарт и австрийский музыкальный театр, М., 1963;
Вагнер Р., Опера и драма, пер. с нем., М., 1906; его же. Избранные
статьи. Ред., прим."вступ. и пояснит, ст. Р. И. Грубера, пер. [с нем.],
М., 1935; G г ё t-г у А. Е. М., Memoires ou essais sur la musique, t.
l-3, en I vol., Brux., 1829 (в рус. пер.- Мемуары или очерки о музыке,
т. 1, М.-Л., 1939); Bulthaupt H., Dramaturgie der Oper, Bd 1-2, 2.
Aufl., Lpz., 1902; B i e 0., Die Oper. B." 1913; B e k k e г Р.,
Wandlungen der Oper, Z., 1934;
Riemann H., Opern-Handbuch. Repertorium der dramatisch-musikalischen
Litteratur, Lpz., 1887; Clement F. etLarousse P., Dictionnaire lyrique,
ou Histoire des operas. P., [s. a.]; The Oxford history of music, v. 5,
6, 7, Oxf., 1904-34; S o n n e с k O., G. Т., Dramatic music. Katalog of
full scores. Wash., 1908; E w e n D., Encyclopedia of the opera, N. Y.,
1955; L о e w e n b e r g A., Annals of opera 1597-1940, v. l-2, 2 ed..
Geneva, 1955; К г a u-s e E., Oper von A-Z., Lpz., 1961, 3. Aufl., 1962.
М.Д.
"ОПЕРА" (Opera) -см. Гранд-Операм. ОПЕРА ДЛЯ ДЕТЕЙ. До революции О.
д. д. создавались гл. обр. для исполнения детьми в любит, спектаклях.
Иногда они исполнялись учащимися консерваторий. Первые О. д. д. - "Кот,
козёл и баран, или Плутни кота Васьки" (1900, Одесса) и
"Музыкан-ты"(1906, Москва) Н. П. Брянского, "Ворона-вещунья", "Свинья
под дубом", "Лисица и виноград", "Снегурка" (все соч. в 1895) В. М.
Орлова, "Репка" В. И. Сокаль-ского (1900, Харьков), "Волшебный сон" Л.
М. Фетисовой (соч. 1900), были, как правило, в одном акте, просты по
сюжету и оркестровке. Наряду с фольклорными источниками и баснями
Крылова в либр. этих опер использовались поучительные, сентиментальные и
фантастич. истории. Муз. канва нередко нарушалась декламац. вставками,
художеств. уровень либр. был невысок. В конце 19 - нач. 20 вв. О. д. д.
писали:
Ц. А. Кюи - "Снежный богатырь" (1906, Ялта), "Красная шапочка" (соч.
1911), "Иванушка-дурачок" (соч. 1913), "Кот в сапогах" (1915, Тифлис),
Б. В. Асафьев - "Золушка" (1906, Петербург), "Снежная королева" (1908,
там же), И. А. Сац- "Сказка о золотом яичке" (соч. 1909), А. Т.
Гречанинов - "Елочкин сон" (соч. 1912), В. И. Ребиков - "Принц Красавчик
и принцесса Чудная прелесть" (соч. 1900), Н. В. Лысенко - "Коза-дереза"
(1901, Киев), "Пан Коцкий" (соч. 1891, пост. 1955, Харьков), "Зима и
Весна" (соч. 1892, пост. 1958, Киев) и др. На рус. сцене были пост.
оперы нем. композитора Э. Гумпер-динка - "Гензель и Гретель" (1893,
Веймар, в России шла под названием "Ваня и Маша"), "Семеро козлят"
(1895, Берлин; 1900, Одесса) и "Снегурочка" (1900, Одесса), франц.
композитора Н. Изуара - "Золушка" (1810, Париж; 1810-е гг., Петербург) и
др.
После Октябрьской революции О. д. д. заняла важное место в творчестве
сов. композиторов. Первые сов. О. д. д. создавались для проф.
исполнителей, но позже в них стали выступать и дети, как хористы, так и
в сольных партиях. В сов. муз. т-ре сюжеты О. д. д. чаще всего
заимствуются из нар. сказок, любимых детьми, лит. произв. A.C. Пушкина,
С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. В них широко используются мотивы
нар. и популярных детских песен и плясок. Лучшим сов. О. д. д. присущи
поэтичность и действенность сюжета, простота и яркость муз.
характеристик, образность и доступность муз. языка, запоминаемость
мелодий. Осваивая традиции классич. опер-сказок, композиторы применяют и
совр. средства муз. выразительности.
Наиболее видным сов. автором О. д. д. был М. И. Красев, оперы к-рого