<< Пред.           стр. 571 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Тувинском муз .-драм. т-ре. Труппа О.-О. исполняет номера эквилибристики
 на проволоке и жонглирования, насыщая их элементами нац. творчества
 тувинского народа. Артисты гастролировали в ГДР, Монголии и др. М. Зон.
  ОСКОТСКИЙ-ГРОСС - см. Гросс Г. С.
  ОСМАНЛЫ, Исмаил Осман оглы [р. 11 (24). IV. 1902]-азерб. сов. актёр.
 Нар. арт. Азерб. ССР (1948). С 1922 участвовал в спектаклях драм. кружка
 в Нухе и Гандже (ныне Кировабад). В 1928 был принят в Тбилисский азерб.
 т-р. Играл роли: Абу-Убейда, Сурхая ("Невеста огня", "Айдын" Джабарлы).
 С 1929- актёр Т-ра им. М. Азизбекова (Баку). Творчество О. связано
 преим. с исполнением ролей в произв. Дж. Джабарлы - Бахадыр-бека,
 Шарифа, Абу-Убейда ("1905 год", "Алмас", "Невеста огня") и в совр.
 азерб. драматургии. Он играет трусливого Гейдаркули, бюрократа и
 взяточника Шекерлинского ("Хаят", "Деревенская девушка" Ибрагимова),
 слабохарактерного Бейшира ("Вешние воды" Эфендиева), коварного Ков-ха
 Мам еда ("Гачаг Наби" С. Рустама). Мастер комедийного жанра (роли: Халил
 - "Алигулу женится" Сурхай - "Той" С. Рахмана). Среди ролей в классич
 репертуаре: Карандышев, Тихон ("Бесприданница" "Гроза" Островского), Шут
 ("Двенадцатая ночь" "Король Лир" Шекспира). Снимался в кино. В. Над
  ОСМЯЛОВСКАЯ, Екатерина Александровна [р 13(26).XI. 19041-укр. сов.
 актриса. Нар. арт. УССР (1951). Окончила муз.-драм. ин-т им. Н. Лысенко
 (1921). Работала в 1-м гос. т-ре УССР им. Т. Шевченко (1920-25), в
 филиале Т-ра им. И. Франко (1925-26), в Одесском т-ре им. Октябрьской
 революции (1926-30). С 1930 - актриса Т-?а им. И. Франко. Дарованию О.
 близки лирико-драматич. образы. Её героини лиричны, женственны,
 задушевны; Оксана ('"Гайдамаки" по Шевченко), София, Маруся
 ("Бесталанная", "Житейское море" Карпенко-Карого), Вера ("Последние"),
 Геро, Виола ("Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь" Шекспира), Лида,
 Чайка, Падолист, Соломия ("Платон Кречет", "Банкир", "Крылья", "Бог-дан
 Хмельницкий" Корнейчука), Валя ("Русские люди"); Ингидрид ("На грани
 ночи и дня" Якобсона), Кириакули ("Остров Афродиты" Парниса). Р. Б.
  "ОСНОВА" - болг. драм. труппа. Создана в 1888 в Софии на основе
 группы пловдивских актёров-любителей во главе с А. Поповым, И. Поповым,
 В. Кирковым и др.; субсидировалась правительством и гор. советом в
 Софии. Труппа выступала в специально построенном здании т-ра "Основа". В
 1890 труппа была переименована в Столичную драм. и оперную труппу
 (1890-91), затем в труппу "Слеза и смех (1892-1904). Лад. П.
  OCHOC, Юрий Александрович [р. 27.111(9.IV). 1911] - рус. сов.
 театровед, драматург и критик. Окончил Моск. ин-т философии, истории и
 лт-ры (1939). Лит.-критич. деятельность начал в 1936. Работы О. поев.
 гл. обр. сов. т-ру. Автор инсценированных пьес: "Белый лотос" (по
 древнеинд. эпосу Шудраки, стихотв. часть В. Винникова; Моск. т-р им.
 Пушкина, 1956), "Чужой рай" (1959), "Враль" (1961, Иркутский театр),
 "Тополёк мой в красной косынке" по Айтматову (1964, Художеств. т-р Латв.
 ССР). Перевёл пьесы "Поезд можно остановить" Маккола (1954, Моск. т-р
 им. Пушкина), "Орфей спускается в ад" Уильямса (1961, Московский т-р им.
 Моссовета) и др.
  Соч.: Вопросы ранней истории советского театра, "Театр", 1941, ј 2; У
 истоков советского театра, "Театральный альманах", 1946, ј 2 (4);
 Советская историческая драматургия, Л., 194 7; Драматургия Be.
 Вишневского, "Октябрь", 1951, .N? 5; Вопросы драматургии в наследии К.
 С. Станиславского, М., 1953; Первые годы развития советской драматургии,
 в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1,
 М., 1954 (совм. с Б. И. Ростоцким); Герои и жанр (Некоторые проблемы
 советской комедии и сатиры), "Дружба народов" (Альманах), 1954, .ј 3;
 Постижение романтики, "Театральная жизнь", 1962, .Me 14; Выбор разумный
 и случайный, "Театр", 1963, .ј 3. JLf. Лифш.
  OCOP, Уланхуцгетынн (р. 1921) -монгольский артист драмы. Засл. арт.
 МНР. С 1945 работает в Муз.-драм. т-ре.
  Играл характерные и комедийные роли: Галдан-"Семьдесят небылиц",
 Нямбу - "Моя радость", Маргэн - "Искатель счастья Мунхэ" - все Ойдува,
 Шаргэт-хан - "Три шарайгольскихлхана" Намдага, Сганарель - "Лекарь
 поневоле", Скапен и др. Э. О. и Г. У.
  OCOCKOB, Павел Иванович [р. 15(27).XII.1897 ]- рус. сов. актёр. Нар.
 арт. Тат. АССР (1945). Играл в Муромском т-ре. В 1927 окончил
 Саратовский театр. техникум и был принят в труппу Воронежского т-ра. В
 1931 перешёл в Казанский рус. т-р, в 1950-59 работал в Симферопольском
 т-ре им. Горького. О.- характерный актёр, играет гл. обр. комедийные
 роли. Особенно удаются О. роли, в к-рых проявляются широта натуры,
 русская удаль, лукавство.
  Роли: Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Пикалов (Любовь Яровая"),
 Степан ("Поэма о топоре" Погодина), Перчи-хин ("Мещане"), Тристан
 ("Собака на сене" Лопе де Вега), Мармеладов ("Преступление и наказание"
 по о. п. Достоевского), Дунькин муж ("Варвары"), Костылёв ("На дне"),
 Счастливцев и др. И. И,
  ОССОВСКИЙ, Александр Вячеславович [19(31). И 1.1871-31.VII.1957]рус.
 сов. музыковед, педагог, музыкальный деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР
 (1938). Доктор искусствоведения (1943), член-корр. АН СССР (1943). Чл.
 Коммунистич. партии с 1945. В 1893 окончил юридический ф-т Моск. ун-та.
 Муз. образование получил под рук. Н. А. Римского-Корсакова (в 1896-98 в
 Пе-терб. консерватории). Муз.-критич. деятельность начал в 1894.
 Сотрудничая в "Рус. муз. газете", в газете "Слово" и других изданиях, О.
 широко освещал музыкально-театральную жизнь Петербурга. В своих трудах
 по истории музыки он утверждал мировое значение рус. муз. классики. Был
 редактором и переводчиком ряда теоретич. работ, мемуарной лит-ры и т. д.
 С 19150. вёл педагогич. работу в Петрогр. (Ленингр.) консерватории (с
 1916- профессор). В 1943-52 возглавлял Ленингр. научно-иссле-доват. ин-т
 т-ра и музыки.
  Соч.: Избранные статьи, воспоминания. Л., 1961.
  Лит.: Бронфин Е., Александр Вячеславович Ос-совский. Л., 1960 Ю Быч.
  ОСТРОВСКИЙ, Александр Николаевич [31. III (12.IV). 1823,
 Москва,2(14). VI. 1886, Щелыково Костромской губ.] - русский драматург.
 Род. в семье судейского чиновника. Будучи студентом юридич. ф-та Моск.
 ун-та (1840- 1843), а затем чиновником суда, О. становится страстным
 театралом (в это время на сцене Малого т-ра играли П. С. Мочал ов, М. С.
 Щепкин, П. М. Садовский, В. И. Живокини, Л. П. Косицкая, С. В.
 Васильев). Служение т-ру делается заветной мечтой О. Он начинает писать
 пьесы, знакомится с артистами и писателями, принимает участие в театр. и
 лит. кружках, любительских спектаклях. В 1847 им опубликована сцена из
 комедии "Несостоятель-вый должник", в том же году - комедия "Картина
 семейного счастья", сразу же запрещённая театральной цензурой. В 1849 О.
 заканчивает пьесу "Банкрот", переименованную им в "Свои люди - сочтёмся"
 (в неё вошла сцена из комедии "Несостоятельный должник"). Эта пьеса
 также была запрещена к постановке. К моменту появления пьес О. в
 репертуаре т-ра преобладали водевили и реакционные мелодрамы. Произв.
 прогрессивной рус. (Гоголь, Грибоедов, Пушкин) и зап. драматургии
 занимали в нём незначит. место. О., идейно и эстетически формировавшийся
 под влиянием статей Белинского и Герцена, выступил в литературе
 выразителем социально-эстетич. запросов и стремлений рус. прогрессивной
 общественности, наследником Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя,
 продолжателем лучших традиций мировой реа-листич. драматургии. Для него
 т-р являлся школой обществ, нравов, средством выражения нар. интересов.
 Ориентируясь на массового, нар. зрителя, он с самого начала своего
 творческого пути создавал пьесы "сильного драматизма" и "крупного
 комизма" (см. А. Н. Островский, Полн. собр. соч., т. 12, 1952, с. 123).
  Первые пьесы О.- "Картина семейного счастья", "Свои люди - сочтёмся"
 и "Бедная невеста" (1851) были написаны в обличительно-сатирич. духе
 "натуральной школы", возглавляемой Гоголем. Наиболее значит, из этих
 пьес - "Свои люди - сочтёмся". В ней драматург показал, что атмосфера
 обмана, лицемерия и невежества, присущая купеч. среде (в центре пьесы -
 образ хищного стяжателя Болыпова), нравственно уродует и калечит людей.
 Эта пьеса, разоблачавшая купечество, показывающая самодурство имущих и
 забитость, безысходность находящихся под их властью, воспринималась как
 сатира на всю самодержавно-крепостнич. систему. Уже в этом произв.
 проявилось удивительное мастерство речевой характеристики образа
 (пошлая, манерно-претенциозная речь Липочки, народно-просторечный говор
 Фоминиш-ны, то учтиво-льстивый, то грубо-развязный язык Подхалюзина и
 др.). Пьеса "Свои люди - сочтёмся" была воспринята прогрессивными
 кругами как выдающееся произв. рус. лит-ры. А. И. Герцен назвал её
 "криком гнева и ненависти". В. Ф. Одоевский писал своему приятелю:
 "Читал ли ты комедию или лучше трагедию Островского ,,Свои люди -
 сочтемся'4, которой настоящее название ,, Банкрот"? Я считаю на Руси три
 трагедии: ,, Недоросль", ,,Горе от ума", ,,Ревизор". На ,,Банкроте" я
 ставлю нумер четвертый".
  Опубликовав "Свои люди - сочтёмся" в "Москвитянине", единственном в
 тогдашней Москве лит.-художеств. журнале, О. сблизился со
 славянофильскими кругами. Сближение со славянофилами, а также усиление
 правительственной реакции.цен-зурные запреты вызвали появление в
 творчестве молодого драматурга мотивов идеализации купечества,
 приукрашивания патриархальной старины и примирения с действительностью.
 Славянофильские тенденции особенно отчётливо сказались в пьесах О. "Не в
 свои сани не садись"" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи,
 как хочется" (1854). Однако и в эти годы О. остался верен жизненной
 правде. Наиболее удачная из пьес О. этого периода - "Бедность не порок".
 Простые, бедные люди выступают здесь носителями правды, защитниками
 гуманности. Соединяя высокое с комическим, О. раскрывает в комедии
 поэтич. одарённость рус. народа, красоту его души.
  Реакционно-славянофильское влияние на О. оказалось не только
 частичным, но и кратковременным. Стремясь отражать реальную
 действительность, под несомненным воздействием критики революц.
 демократов (статьи Н. Г. Чернышевского по поводу комедии "Бедность не
 порок", Н. А. Некрасова - о драме "Не так живи, как хочется"), высоко
 ценивших его талант, боровшихся за него, О. преодолел славянофильские
 иллюзии и укрепился на демократич. позициях. С 1856 О. становится
 постоянным сотрудником революционно-демократич. журнала "Современник",
 всё теснее сближается с его редакцией, в особенности с Некрасовым. После
 закрытия "Современника" почти все пьесы О. публиковались в
 "Отечественных записках", возглавляемых Некрасовым и М. Е.
 Салтыковым-Щедриным. В пьесах "В чужом пиру похмелье" (1855) и в
 особенности "Доходное место" (1856), "Воспитанница" (1858), "Гроза"
 (1859) драматург снова обратился к обличительно-сатирич. мотивам и
 актуально-злободневной современности. В этот период са-тирич.
 разоблачение представителей "тёмного царства" соединилось в иск-ве О. с
 правдивым сочувственным изображением людей, протестующих против
 произвола, бросающих вызов угнетателям. Выдающееся произведение
 О.-трагедия "Гроза", в к-рой драматург показал, что господствующие
 обществ, отношения основаны на диком произволе, разнузданном деспотизме
 и насилии. Сатирич. обличение слилось в "Грозе" с утверждением растущих
 прогрессивных жизненных сил. В центре пьесы - образ Катерины,
 самобытной, цельной, сильной, самоотверженной рус. женщины,отразивший
 стихийный протест народа против "тёмного царства". Имейно поэтому
 Добролюбов подчёркивал объективно революционное значение этой пьесы. Её
 трагич. конфликт ярко показал противоречия того времени, когда
 революционное движение было "...слабо до ничтожества, а революционного
 класса среди угнетенных масс вовсе еще не было" (Ленин В. И., Соч., т.
 17, с. 94). Трагедия отличается и совершенством художественной формы.
 Мастерство О. проявилось здесь в остроте жизненного конфликта, в яркой
 типичности образов, в широком социальном фоне, в тонкой речевой
 индивидуализации всех персонажей, в напряжённо-драматической композиции.
 И. С. Тургенев, прослушав "Грозу" в чтении самого автора, писал А. А.
 Фету: "...удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского,
 могучего, вполне овладевшего собою таланта" (цит. по кн.: Ф е т А. А.,
 Мои воспоминания, М., 1890, ч. 1, с. 313). И. А. Гончаров в отзыве,
 написанном для Академии наук, указывал на смелость и драматичность
 сюжета "Грозы", на типичность и мастерство раскрытия характеров всех её
 действующих лиц, на художественно-верный их язык и т. д. После "Грозы"
 О. создал ряд социально-бытовых комедий и драм на совр. темы, продолжая
 отстаивать в них идеи человеч. достоинства, моральной чистоты,
 гуманности: "Грех да беда на кого не живёт" (1862), "Шутники" (1864),
 "На бойком месте" (1865), "Пучина" (1865). В связи с осложнением и
 ухудшением отношений с дирекцией имп. т-ров, третировавшей его
 демократич. драматургию, О. решил оставить театр и написал несколько
 пьес для чтения на историч. сюжеты: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1-я
 ред. 1861, 2-я-1866), "Воевода" (1864),"Дмитрий Самозванец и Василий
 Шуйский" (1866), "Тушино" (1866), "Василиса Мелентьева" (1867, совм. с
 С. А. Гедеоновым). Обращению О. к историч. тематике содействовало и
 особое внимание тогдашней общественности к осознанию прошлого России.
 Однако современность более привлекала О.-писателя-гражданина и патриота.
 В 60-е и в последующие гг. всё более тесными становились связи О. с
 революционными демократами, с их журналом "Отечественные записки". В
 1869 он писал Некрасову: "Ведь мы с Вами только двое настоящие народные
 поэты, мы только двое знаем его, умеем любить его и сердцем чувствовать
 его нужды без кабинетного западничества и без детского славянофильства"
 (Полн. собр. соч., т. 14, 1953, с. 181). 60-е и 70-е гг. были для О.
 порой не только идейного подъёма, но и творч. расцвета. В этот период он
 создал пьесы, отличающиеся острой социально-политич. направленностью:
 "Горячее сердце" (1868), "На всякого мудреца довольно простоты" (1868),
 "Лес" (1870), "Волки и овцы" (1875). Одновременно О. писал произв.,
 исполненные сказочной фантастики ("Снегурочка", 1873), мягкого юмора
 ("Не всё коту масленица", 1871, "Комик XVII столетия", 1872,
 "Правда-хорошо, а счастье лучше", 1876). Стремление драматурга к
 глубокому социально-психологич. раскрытию характеров персонажей наиболее
 ярко проявилось в пьесах "Поздняя любовь" (1873), "Последняя жертва"
 (1877), "Бесприданница" (1878), "Таланты и поклонники" (1881) и "Без
 вины виноватые" (1883). Лучшая из них*- "Бесприданница" -
 социально-психологич. драма, отличающаяся остротой конфликта, глубиной
 проблематики, разнообразием красок - резко сатирических (Кнуров), мягко
 юмористических (Робинзон), лирико-драматических (Лариса).
 "Бесприданница" и последующие пьесы О., раскрывающие сложный внутренний
 мир героев, проникнутые эмоциональностью, проложили дорогу драматургии
 А. П. Чехова.
  О. написал 47 оригинальных пьес, 7 пьес в сотрудничестве с др.
 авторами, создав целый нар. т-р. Его новаторство проявилось и в
 содержании (демократизация тематики и персонажей), и в форме (смещение
 жанровых границ, органическое слияние комизма и сильного драматизма,
 эпичности и напряжённой драматичности, естественности развития
 действия). Глубоко связанный с жизнью, внимательно следящий за её
 развитием, писатель стремился откликаться на самые насущные задачи и
 требования своего времени. Он запечатлел в своих произв. хищный облик
 поднимавшейся на общественную сцену, самодурствующей дореформенной
 буржуазии (Тит Титыч Брусков - "В чужом пиру похмелье". Дикой -
 "Гроза"), разоблачил бездушие, жестокость и циничность внешне
 вылощенной, цивилизованной пореформенной буржуазии (Паратов, Кнуров,
 Вожеватов -"Бесприданница", Прибытков - "Последняя жертва"), показал
 страшное лицо экономически оскудевающего, паразитирующего, духовно
 опустошённого, морально разложившегося, но не желающего расставаться со
 своими привилегиями дворянства (Глумов - "На всякого мудреца довольно
 простоты", Телятев, Кучумов - "Бешеные деньги", Гурмыжская - "Лес",
 Беркутов - "Волки и овцы", Дульчин- "Последняя жертва"). Освещая
 важнейшие проблемы рус. действительности, О. значительно расширил
 тематику рус. драматургии. Наряду с дворянством, чиновничеством и
 купечеством он изображал представителей бедного мещанства,
 ремесленников, трудовой интеллигенции (учителей, артистов) и крестьян. В
 своих историч. пьесах О. отразил и далёкое прошлое России. Отвергая
 отжившие идеалы, обличая властителей "тёмного царства", О. в ряде лучших
 своих произв. ("Свои люди - бочтёмся", "Гроза", "На всякого мудреца
 довольно простоты", "Горячее сердце") поднимался до сатирич. обличения.
 Осуждая реакционное "тёмное царство", он утверждал в жизни ростки
 нового, положительного. Его пьесы пронизаны жизнеутверждением, глубокой
 верой в справедливость и будущее народа. О. создал исполненные моральной
 чистоты и красоты образы людей из народа, ненавидящих "тёмное царство",
 стихийно и сознательно протестующих против него, стремящихся к свободе.
 Таковы образы учителя Иванова ("В чужом пиру похмелье"), Жадова
 ("Доходное место"), Катерины и Кулигина ("Гроза"), Параши ("Горячее
 сердце"), учителя Корпелова ("Трудовой хлеб"), Платона Зыбкина ("Правда
 - хорошо, а счастье лучше"), Ларисы ("Бесприданница"), Мелу-зова
 ("Таланты и поклонники"), Кручининой ("Без вины виноватые").
 Проникновенно и любовно показывал О. женщин из народно-демократич.
 среды:
  Дуня ("Бедная невеста"), Груня ("Не так живи, как хочется"), Лизавета
 Ивановна ("В чужом пиру похмелье"), Надя ("Воспитанница"), Катерина
 ("Гроза"), Аннушка ("На бойком месте"), Людмила ("Поздняя любовь"),
 Фелицата ("Правда - хорошо, а счастье лучше"). С огромным сочувствием
 изобразил драматург бедных, "маленьких" людей (Оброшенов - "Шутники").
 Образы .0. отличаются строгой конкретно-историч. типичностью. Его герои
 принадлежат к определённой социальной среде известного времени.
 Типичность и резко выраженная индивидуальность, об условленная глубоким
 и тонким раскрытием их внутренней сущности, психологии, сообщает
 характерам О. необычайную пластич. рельефность. Но, сохраняя историч.
 конкретность, они содержат в себе и свойства широчайших обобщений,
 общечеловеч. черты. Мн. образы Островского приобрели нарицательное
 значение: Подхалюзин ("Свои люди - сочтёмся"), Тит Титыч Брусмев ("В
 чужом пиру похмелье"). Дикой и Кабаниха ("Гроза"), Глумов ("На всякого
 мудреца довольно простоты"), Хлынов и Градобоев ("Горячее сердце"),
 Кнуров ("Бесприданница"). Пафос отрицания старого и утверждение нового
 придают нек-рым пьесам О. объективно революционный смысл. Наиболее
 отчётливо это проявилось в "Грозе". "...Русская жизнь и русская сила,-
 отмечал Добролюбов, - вызваны художником в ,, Грозе" на решительное
 дело..." (Собр. соч., т.3,1952, с. 220).
  Воплощая свои темы, О. избирал сюжеты из повседневной жизни (преим.
 семейно-бытовые). "...У Островского,- писал Добролюбов,-чрезвычайно
 полно и рельефно выставлены два рода отношений, к которым человек еще
 может у нас приложить душу свою,- отношения семейные и отношения по им
 у-щ е с т в у. Немудрено поэтому, что сюжеты и самые названия его пьес
 вертятся около семьи, жениха, невесты, богатства и бедности" (там же, т.
 2, с. 177). Острота конфликтов, основанных на жизненно-правдивых,
 обществ.-значит, и всем понятных отношениях, придаёт пьесам О. особую
 увлекательность. Естественность развития пьес создаёт полную иллюзию
 воспроизводимой жизни. При этом ради правдивости показа социальной среды
 и цельности, конкретности, ясности характеров драматург пользуется
 развёрнутыми экспозициями, замедленными завязками, смело вводит в свои
 пьесы, нарушая привычные драматургические каноны, действующих лиц, не
 участвующих прямо, непосредственно, в основной сюжетной интриге (напр.,
 Феклуша и Кулигпн в "Грозе").
  О. создал пьесы широкого, подлинно эпического звучания и в то же
 время высокой драматич. насыщенности. В его произв. напряжённому
 развитию действия служат такие художеств. средства, как живая смен.а
 разнообразных сцен (эпических, драматических, комических,
 лирико-драматических и т. д.), контрасты и антитеза, расположение
 наиболее действенных сцен, монологов и диалогов в порядке их возрастания
 внутри акта и от акта к акту. О. использовал также приёмы заострения и

<< Пред.           стр. 571 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу