<< Пред. стр. 577 (из 913) След. >>
кукол.Лит.: Гаврилов М. Ф., Кукольный театр Узбекистана, Ташкент, 1928;
Перепелицына Л. А., Узбекский народный кукольный театр, Ташкент, 1959.
M. Кад. ПАЛЕВИЧ, Юкум Петрович (18.V.1873-23.VI. 1900)-латышский
драматург. Учился в Тартуском и Моск. ун-тах, сначала на
историко-филологич., затем на юридич. ф-тах (окончил в 1900). Участвовал
в революц. движении студентов. В 1893 написал сати-рич. комедию
"Мамзель", в к-рой разоблачал мещанство и бурж. литераторов (1903, Новый
латыш, т-р в Риге). В 1896 написал социальную драму "Болотные огни" (или
"В болоте", 1905, там же), в к-рой критикует бурж. общество.
Соч.: Мамзель, пер. с лат, М., 1946 (стеклогр. изд.). Лит.: Latviesu
literaturas vesture, sej. 3, Riga, 1956. А.В.
"ПАЛЕ-РОЯЛЬ" ("Palais-Royal") - франц. т-ры. 1) Основан в 1641 в
Париже во дворце кардинала Рише-льё, поэтому вначале именовался "Пале
кардиналь". Назв. "П.-Р." т-р получил после смерти Ришельё (1642),
завещавшего дворец Людовику XIII. Здание т-ра создано арх. Мерсье под
нек-рым влиянием архитектуры т-ра Юлимпико. "П.-Р." открылся 14 янв.
1641 трагедией "Мирам", сочинённой Ришельё, но подписанной драматургом
Демаре. В этом спектакле впервые на франц. сцене осуществлён принцип
трёх единств. После смерти Ришельё "П.-Р." мало использовался. В 1660
т-р был отдан Мольеру, к-рый приспо-соойл его для публичных спектаклей.
После смерти Мольера (1673) в помещении "П.-Р." ставились спектакли
"Королевской академии музыки", возглавлявшейся Ж. Б. Люлли. В 1763
здание "П.-Р." было уничтожено пожаром.
Лит. : М а н ц и у с К., Мольер. Театры, публика, актеры его времени,
пер. с франц.,М., 1922; История западноевропейского театра, т. 1, под
общ. ред. С. С. Мокульского, М., 1956, с. 587-89; Bapst G., Essai sur
l'histoire du theatre. P., 1893.
2) Небольшой т-р, пристроенный арх. В. Луи к галерее Божоле в 1784 на
территории дворца. Вначале наз. т-р "Божоле"; служил местом выступлений
т-ра марионеток, детской балетно-пантомимич. труппы и др. В 1790-1807
здесь находился т-р "Варьете", в к-ром шли пьесы разл. жанров. Позднее в
помещении т-ра проходили выступления разных трупп (в т. ч. цирковых). В
1818-30 здание не использовалось для театр. представлений. Перестроенное
арх. Л. Р. Ге-рши, оно открылось вновь в 1831 под назв. "П.-Р.". Здесь
ставились водевили и комедии. Работали актёры П. Левассёр, В.Дежазеидр.
В наст. время "П.-Р."- один из популярных комедийных т-ров Парижа. Е. Ф.
ПАЛЕЧЕК (Palecek), Йосеф (Осип Осипович)
[6(18).IX.1842-11(24).II.1915] - рус. режиссёр и артист оперы
(бас-кантанте). По национальности чех. Вок. образование получил в Праге
у проф. Ф. Пибода. В 1864 дебютировал на сцене Пражской чеш. оперы,
солистом к-рой был до 1869. Партии: Сват ("Проданная невеста"), Сусанин,
Фарлаф; Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы"
Николаи) и др. В 1869 в составе итал. труппы выступал в Москве. По
совету М. А. Балакирева дебютировал в 1870 в Мариинском т-ре в партии
Мефистофеля ("Фауст"), был принят в труппу и поселился в Петербурге.
Партии: Гудал, купец Калашников ("Демон", о. п. Рубинштейна), Каспар
("Вольный стрелок"), Беппо ("Фра-Дьяволо" Обера), Марсель, Бертрам
("Гугеноты", "Роберт-Дьявол" Мейербера), Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта),
Генрих, Вальтер ("Лоэнгрин", "Тан-гейзер"), Амонасро ("Аида") и др. Имел
звание засл. арт. имп. т-ров. До 1882 был солистом, затем стал
режиссёром Мариинского т-ра. Впервые в России пост. оперы: "Иоланта"
(1892); "Млада" (1892) и "Сер-вилия" (1902) Римского-Корсакова,
"Орестея" Танеева (1895), "Капитанская дочка" Кюи (1911) и др. Ставил
оперы в Большом зале Петерб. консерватории. Эрмитажном зале, в
муз.-драм. кружке (всего ок. 100). Деятельность П. подняла значение
оперной режиссуры, он первый стал детально разрабатывать постановочные
планы и мизансцены, придавая большое значение массовым сценам. Вёл
педагогич. работу (с 1888 - профессор оперного класса Петербургской
консерватории).
Лит.: М. И., Иосиф Иосифович Палечек, "ЕИТ". Сезон 1894-1895, СПБ,
1896; Ник Ф., 35-летний юбилей О. О. Палечека (1870-1905), "Рус. муз.
газ.", 1905, ј 18; Тимофеев Г., Памяти И. И. Палечека, "Речь", 1915, 13
февр., ј 42. , . v t ,
ПАЛИАШВИЛИ, Вахтанг Леванович (р. 2.VII. 1919) - груз. сов. дирижёр.
Чл. Коммунистич. партии с 1945. Нар. арт. Груз. ССР (1965). Сын Л. П.
Палиашвили и племянник 3. П. Палиашвили. В 1943 окончил Тбилисскую
консерваторию по классу проф. А. В. Гаука. С 1944-дирижёр Т-ра оперы и
балета им. Палиашвили. Один из ведущих груз. дирижёров, П. обладает
высоким технич. мастерством, умением подчинять звучание оркестра задаче
сценич. выразительности, созданию общего муз. образа спектакля в
соответствии с авторским замыслом.
Дирижировал премьерами опер: "Лашкара" Андриа-швили (1948), "Сказание
о Шота Руставели" Араки-швили (новая ред.; 1949), "Латавра" 3.
Палиашвили (новая ред. П.; 1950), "Свадьба соек" (1954), "Красная
шапочка" Гокиели (1958), "Нана" Габичвадзе (1960), "Иавнана" Л.
Палиашвили (1963); балетов -- "За мир" Торадзе (1953), "Сокровище
Голубой горы" Цинцадзе (1956). В репертуаре П.- рус. и зап. клас-сяка,
произв. сов. композиторов. С 1944 преподает в Тбилисской консерватории
(с 1964 - профессор).
Лит.: Гиоргобиани В., У пульта Вахтанг Палиашвили, газ. "Тбилиси",
1961, 22 марта, JSTs 69 (на груз. яз.).
ПАЛИАШВИЛИ, Захарий Петрович [4(16).VIII. 1871, Кутаиси,-6. X. 1933,
Тбилиси]- груз. сов. композитор. Один из основоположников и крупнейший
представитель груз. классич. музыки. Нар. арт. Груз. ССР (1925). Род. в
семье певца церковного хора. Муз. воспитателем П. был его старший брат
И. П. Палиашвили. С 8 лет пел дискантом в церковном хоре. В 1895-99
занимался в Тифлисском муз. уч-ще по классу валторны. Теории йузыки
обучался у директора уч-ща Н. С. Кле-новского. В 1900-03 занимался в
Моск. консерватории муз.-теоретич. предметами под рук. С. И. Танеева.
Занятия у Танеева ещё более сблизили П. с рус. музыкой, способствовали
развитию его композиторского мастерства. С 1903 П. развернул широкую
творч., педагогич., исполнительскую (в качестве органиста и дирижёра) и
муз.-обществ, деятельность в Тифлисе.
Молодые годы П. совпали с периодом широкого развития нац. лит-ры,
поэзии, т-ра, дальнейшего упрочения связей с передовой рус. культурой.
Вместе с М. А. Баланчивадзе, Д. И. Аракишвили и др. музыкантами П.
активно участвовал в создании новой груз. муз. школы, во всестороннем
развитии муз. жизни Грузии. В 1910 П. начал работу над оперой "Лбе-салом
и Этери на сюжет нар. сказания "Этериани" (окончил и пост. 1919, Тифлис,
под упр. автора). В сов. время П. написал лирико-драматич. оперу "Даиси"
("Сумерки", 1923, Тифлис), оперу "Латавра" на героико-патриотич. сюжет
(1928, Тифлис), мн. симф. и вок. сочинений. П. вёл педагогич. работу;
был профессором (с 1919) и директором Тбилисской консерватории (1919,
1923, 1929-32).
Творчество П., глубоко национальное по своей природе, органически
сочетает нар. традиции груз.музыки, обладающей богато развитой мелодикой
и самобытным хоровым многоголосием, с традициями рус. муз. школы (в
особенности М. И. Глинки и А. П. Бородина), с достижениями мирового муз.
иск-ва. Борясь против нац. замкнутости, П. преодолел разобщённость
многочисл. диалектов груз. песенного творчества, обобщил характерные
стилистич. особенности разл. этнографич. ветвей нар. музыки и создал
единый об-щенац. муз. язык, лёгший в основу груз. муз. классики.
Опера П. "Абесалом и Этери" является одним из высших достижений груз.
нац. культуры. Глубокая социально-этич. идея (сила любви преодолевает
сословные предрассудки и побеждает смерть) определила возвышенность и
монументальность муз.-сценич. воплощения, эпич. характер образов и
драматургии этой муз. трагедии. Значит, место уделено в опере показу
народа. Композитор исходил в своей музыке гл. обр. из величаво-протяжных
хоровых песен Грузии. Народность муз. образов, выразительность
пси-хологич. характеристик, строгое единство стиля, классич. простота и
ясность форм при глубине содержания определили большое художеств. и
историч. значение "Абесалома и Этери".
В опере "Даиси" преобладают романтич. лирика и жанрово-бытовые
элементы, но наряду с этим ярко воплощены и героико-патриотич. идеи.
Музыка оперы проникнута духом груз. песни (крестьянской и городской) и
отражает многообразие её жанров, типов и выразит, средств. Это произв.
углубляет демократич. и реалистич. черты творчества П.
Прогрессивные творч. принципы П. обогащают совр. муз. иск-во Сов.
Грузии. Имя П. присвоено тбилисскому Т-ру оперы и балета.
Лит.: Донадзе Л.,.3. Палиашвили, "Мнатоби", То., 1943, ј 11-12 (на
груз. яз.); его же, 3. Палиашвили, М., 1958. В. Дон.
ПАЛИАШВИЛИ (по рус. сцене - П а л и e в), Иван Петрович [1(13).X.
1868-7.III. 1934]-груз. сов. дирижёр и педагог. Нар. арт. Груз. ССР.
Брат 3. П. Палиашвили. В 1888-89 занимался у Н. А. Римского-Корсакова по
композиции и у В. И. Сука по дирижированию. Начал муз. деятельность в
1887 в качестве хормейстера и концертмейстера. С 1889 работал дирижёром
в оперных труппах Перми, Риги, Киева, Харькова, Тифлиса, Петербурга,
Одессы и др. С 1922 - гл. дирижёр оперного т-ра в Тифлисе. Выступал
также как симфонический дирижёр. Исполнение П. отличалось волевым
напряжением, эмоциональностью; он добивался высокой слаженности
оперно-симф. ансамбля. П. был лучшим истолкователем творчества груз.
композиторов.
Пост.: "Даиси" (1923), "Абесалом и Этери" (1924, 1930), "Латавра"
(1928) 3. Палиашвили, "Золотой петушок", "Руслан и Людмила" (обе в
1924); "Жизнь - радость" ("Динара") Аракишвили, "Цисана" В. Долидзе
(1924) - в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, и др.
ПАЛИАШВИЛИ, Леван Петрович [р. 25.1(6.11). 1895]- груз. сов.
композитор, педагог. БратЗ.П.Яд-лиашвили. В 1922 окончил Тифлисскую
консерваторию. В 1924-53 преподавал в муз. уч-щах Кутаиси и Тбилиси,
одновременно с 1933-в Тбилисской консерватории (с 1941 - доцент).
Написал оперы: "Мать и сын" по И. Чавчавадзе (1922), "Витязь в тигровой
шкуре" по о. п. Ш. Руставели (1925, обе - концертное исполнение,
Тифлис), "Иавнана" ("Колыбельная") по повести
И. Гогебашвили (1963, Т-р оперы и балета им. Палиашвили). Автор науч.
трудов: "Гармонический язык ,,Абесалома и Этери4'" (Тб., 1938),
"Гармонический язык оперы ,, Даиси"" (Тб., 1947).
Лит.: Семья музыкантов, газ. "Советская культура", М., 1963, 8 июня,
ј 69, с. 4.
ПАЛИАШВИЛИ, Поликарп Петрович[20.УП(1.УШ). 1875-12.V.1941]-груз. сов.
хоровой дирижёр. Засл. деят, иск-в Груз. ССР (1941). Брат 3. П.
Палиашвили.В 1903 окончил Моск. консерваторию по классу М. М.
Ип-политова-Иванова. В том же году начал работу в т-рах Тифлиса. В 1908
основал Рабочий т-р при Нар. доме; пост. здесь оперы: "Фауст", "Кармен",
"Демон" и др. С установлением в Грузии Сов. власти продолжал работать
дирижёром и хормейстером в т-рах Тбилиси, с 1933 - в Т-ре оперы и балета
им. Палиашвили (пост.: "Даиси" 3. Палиашвили, "Демон", "Русалка" и др.)
ив оперной студии при Тбилисской консерватории. П.- автор неск. опер для
детей и др. соч. Вёл педагогич. деятельность.
Лит.: П. П. Палиашвили, "Заря Востока", 1941, 15 мая, ј 112.
ПАЛИЦЫН (наст. фам.- Палице), Иван Осипович (17.XI.1865-3.VI.1931) -
рус. сов. дирижёр. Засл. арт. Республики (1925). По нац. чех. В 1872
принял рус. подданство. Муз. образование получил в Киевском муз. уч-ще.
П.-один из основателей Саратовского оперного т-ра и его первый дирижёр
(1890-94, 1895-96). В 1897-1901 - дирижёр Казанско-Саратовского оперного
товарищества, в 1901-06 - дирижёр Киевского т-ра, в 1906-13-Оперного
т-ра Зимина в Москве, с 1924 - Свердловского т-ра оперы и балета.
Работал также в оперных т-рах Одессы, Харькова, Баку и др. городов.
Первым на рус. и сов. сцене пост. оперы: "Сестра Беатриса"
Гречанинова (1912, Оперный т-р Зимина), "Флорентийская трагедия"
Яновского (1914, Одесский гор. т-р), "Овод" Трамбипкого (1929,
Свердловский т-р оперы и балета), "Прорыв" Потоцкого (1929, там же),
дирижировал первым исполнением "Дон Карлоса" Верди и "Наваррьянки"
Массне на рус. яз. (обе 1895, Казанский т-р).
Выступал с симф. концертами. Преподавал в Киевской консерватории.
Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М-, 1957; Бенефис И. О.
Палицына, "Саратовский дневник", 1901, 2февр., ј 27; Евдокимов Я, К.,
Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 г.), в кн.: Из музыкального
прошлого. Сборник очерков, [т.] 1, [М. ], 1960; Т а у б e Н. Ф.,
Четверть века Казанской оперы (1874-1901), там же.
ПАЛЛАДИО (Palladio), Андреа ди Пьетро (30.XI. 1508-19.VIII.1580) -
итал. архитектор, теоретик. Крупнейший представитель архитектуры
Возрождения. Сын падуанского каменщика. Жил гл. обр. в Виченце. Был
членом "Академии олимпийцев" - местного кружка гуманистов, по инициативе
к-рого строился* т-р Олимпико (начат в 1580 по проекту П.). Глубоко
изучив античное наследие, П. творчески его использовал в архитектурном
решении здания т-ра. Планировка т-ра выполнена П. в традициях
архитектуры театр. сооружений античного Рима.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; Pane R., Andrea Palladio, [2 ed.], Torino,
1961.
ПАЛЛЕНБЕРГ (PalIenberg), Макс (18.ХП.1877- 26.VI.1934) - нем. актёр.
Творч. путь начал в 1895 в провинц. т-рах Австро-Венгрии, в 1909-11
работал в "Т-ре ан дер Вин", в 1911-14-в "Фолькстеатре" (Вена). В 1914
был приглашён М. Рейнхардтом в Нем. т-р (Берлин), одновременно выступал
в др. берлинских т-рах, много гастролировал. После захвата гитлеровцами
власти покинул Германию. В 1933 играл в Вене, в "Дёйчес фолькстеатр".
П.- актёр яркого комедийного дарования, неистощимой фантазии, блестящий
импровизатор, владел иск-вом пантомимы. Героями П., наиболее близкими
его творчеству, были маленькие, незаметные люди, стремящиеся отстоять
своё место в жизни; это были трагикомич. персонажи, бессильные бунтари.
П. называли "тоскующим Кашперлем", юмор его героев был саркастическим и
скорбным, образы острыми, гротесковыми.
Роли: Кассир ("С утра до полуночи" Г. Кайзера), Галли Гай, Пичем
("Что тот, что этот", "Трёхгрошовая опера" Брехта), Швейк ("Бравый
солдат Швейк"), Шлюк ("Шлюк и Яу" Гауптмана), Аким ("Власть тьмы"),
Мефистофель ("Фауст" Гёте).
Лит.: 3 h e г i n g H., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 2, 3, В., 1962;
Bab J., Kranze dem Mimen, Emsdetten, 1953. Л. Лоб., И. H.
ПАЛЛЕРЙНИ (Pallerini), Антония (25.VI.1790- 11.1.1870) - итал.
артистка балета. Род. в семье итал. танцовщиков. Ученица Г. Джои,
совершенствовалась у С. Вигано, с к-рым работала в 1813-21, выступая в
его пост. (балетах и хореодрамах): "Творения Прометея" Бетховена, "Жанна
д*Арк", "Дидона" и "Весталка" (все на сборную музыку, аранжированную
Вигано). Исполнила партии Габриеллы ди Верги и Инее ди Кастро в одноим.
балетах Джои и Кор-тези. В 1833 выступала в Лондоне. В 1840 окончила
сценич. деятельность. П. была танцовщицей романтич. школы, обладала
выдающимся мимич. дарованием.
Лит.: Monaldi G., Le regine della danza, nel secolo XIX, Torino,
1910; Guest J., The Romantic ballet in England, L., 1954. Г.Ш.
ПАЛЛИ (Palli), Зенаида (р.10.VI.1919)-румынская артистка оперы
(меццо-сопрано). Нар. арт. РНР (1962). В 1945 окончила Бухарестскую
консерваторию и была принята солисткой в Т-р оперы и балета. Обладает
сильным голосом красивого бархатного тембра, ярким сценич.
темпераментом. Большое внимание уделяет точной фразировке, выразит.
костюмам (автором которых часто является сама П.). Выступает в камерных
концертах. Гастролировала в СССР (неоднократно с 1952) и странах нар.
демократии, а также во Франции и др. странах. Гос. пр. (1953, 1960).
Партии: Иокаста ("Эдип" Энеску), Смаранда ("Восстание" Думитрес-к у).
Княгиня ("Русалка"), Ваня ("Иван Сусанин"), Кончаковна ("Князь
Игорь"), Полина ("Пиковая дама"), Азучена ("Трубадур"), Кармен,
Норма, Амнерис и др.
Лит.: Грошева Е., Румынские певцы, "Сов. музыка", 1956, .Ne 12;
Призвание, "Народная Румыния", 1961, ј 4. А.Ив.
ПАЛЛИАТА [лат. palliata, от palliatus - одетый в плащ (pallium)],
"комедия плащ а",-др.-рим.драм. жанр, распространённый в 3-2 вв. до н.
э. Возникнув на основе новой аттической комедии, П. изображала частную
жизнь ср. кругов греч. населения: ремесленников, купцов, мореплавателей,
мелких рабовладельцев. Действующими лицами П. обычно были вероломный или
скупой сводник, развратная гетера, хвастливый воин, раб на побегушках,
прожорливый и бессовестный парасит. Первая П. написана Ливнем Андроником
(известна лишь по свидетельствам др. авторов), пост. в 240 до н. э. на
"Римских играх". Древний канон авторов П. (конец 2 в. до н. э.) называет
поэтов: Атилия, Лициния, Лусция Лапу вина, Невия, Плавта, Теренция,
Трабея, Турпилия, Цецилия, Энния. Сохранилось значит, число комедий
Плав-та и Теренция, от произв. др. драматургов - только заглавия и
небольшие отрывки. Авторы П. обычно переделывали греч. пьесы, иногда
используя приём контаминации для изменения сюжета греч. оригинала и
характеров персонажей. Диалоги в П. чередовались с кантиками. П.
ставилась на низкой, характерной для др.-рим. т-ра, сцене. Сплошная
деревянная стена, на фоне к-рой разыгрывались первые драм. представления
в Италии - мимы и флиаки, в П. была заменена более сложной декорацией.
Лит.: История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и
др.], т. 1, M., 1959; В а р н e к e Б. В., История античного театра, М.,
1940, с. 163-64, 195, и др. См. также ст. Древнегреческий театр и лит. к
ней. Лид Ф
ПАЛОУШ (Palous), Карел (р.11.VII.1913) - чехо'-словацкий режиссёр.
Ученик и последователь Я. Шкоды. В 1936 начал работать статистом Гор.
т-ра в Морав-ска-Остраве. В 1938-43 - режиссёр и актёр этого т-ра.
Лучшая роль этих лет - Раскольников ("Преступление и наказание" по
Достоевскому). В 1943 переехал в Прагу, работал режиссёром в Независимом
т-ре. С 1945 - режиссёр, с 1950 - руководитель Реалистич. т-ра им. 3.
Неедлы. Для режиссёрского иск-ва П. характерны детальная разработка
сценич. образа, борьба за ансамбль, стремление к созданию атмосферы
спектакля. П.- один из первых чехословацких режиссёров, начавших
работать с актёрами по системе Станиславского.
Ставит произв. отечеств, и зарубежных драматургов: "Дух-цовский
виадук" Цаха (1951; Гос. пр.), "Ревизор" (1952); "Болеслав I" Яриша
(1952), "Платон Кречет" (1953); "Я хотел бы вернуться" Павличека (1956),
"Овраг" Стеглика (1956), "Вишнёвый сад" (1960); "Жизнь Галилея" Брехта
(1961) и др.
Лит.: Солнцева Л., По театрам Чехословакии, М., 1958, с. 54-65. Д.
Сол.
ПАЛЬМ, Сергей Александрович [20.V(1.VI).1850- 6(19).IX.1915] - рус.
артист оперетты, антрепренёр, режиссёр. Сын драматурга А. И. Пальма и
актрисы К. Г. Пальм. Сценич. деятельность начал в Харькове как
водевильный актёр (1868). Вскоре перешёл в опереточную труппу Г. С.
Вальяно. С 1877 вёл антрепренёрскую деятельность, организовал драм.,
оперные и опереточные труппы, выступавшие в Тифлисе, Одессе, Николаеве.
С 1886 - антрепренёр, актёр, режиссёр петерб. Малого т-ра. Организовал
гастроли в России Т. Сальвини, Э. Росси, Э. Дузе, Ж. Муне-Сюл-ли, Сары
Берна р, Жюдик. В последние годы жизни был актёром в петерб. т-рах
"Летучая мышь", "Палас" и др. Талантливый комик-буфф, родоначальник
этого амплуа в рус. оперетте, П. выступал как отличный импровизатор,
вводя в текст своих ролей злободневные реплики.
Роли: Парис (дебют в оперетте), Калхас.Губернатор ("Прекрасная
Елена", "Перикола" Оффенбаха), Зупан ("Цыганский барон" Штрауса), Шенгал
("Десять невест и ни одного жениха" Зуппе), Цвак ("Мартин-рудокоп"
Целлера), Лоран ("Маскотта" Одрана) и др.
Лит.: Янковский М., Оперетта, Л,-М-, 1937;