<< Пред. стр. 583 (из 913) След. >>
П. продолжить учёбу. В 1842 вернулся на Кавказ и поступил на гос.службу, занимался педагогич. деятельностью, с 1859 - драматургией.
Написал пьесы: "Посредник, или Сват", "Одна - обручённая, другая -
жена", "Чёртова доля", "Лжедруг", "Шутка", "Шушаник" и др. П. ставил
свои пьесы и переводы в организованном им тифлисском "Домашнем театре"
(1859-61). Опираясь на лит. наследие Белинского, П. боролся за создание
арм. реалистич. драматургии, стремился приблизить т-р к народу.
Деятельность П. оказала большое влияние на формирование арм. т-ра нового
времени в Закавказье. С. Мел.
ПАТОРЖЙНСКИЙ, Иван Сергеевич [20.11(3.111). 1896-22.II.1960] - укр.
сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1946.
Деп. Верх. Совета УССР 1-3-го созывов. В 1922 окончил Екатеринославскую
ковсерваторию. В 1925-35 - солист Харьковского т-ра оперы и балета, с
1935 - киевского Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Крупнейший
представитель укр. вок. иск-ва. Обладал сильным и сочным голосом,
высокой вок. техникой, мастерством сценич. перевоплощения. Исполнял
драматич. и комедийные партии. Часто выступал совм. с М. И.
Литвиненко-Волъгемут,
Лучшие партии: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Выборный, Тарас Бульба
("Наталка-Полтавка", "Тарас Бульба" Лысенко), дьяк Гаврила ("Богдан
Хмельницкий" Данькевича), Валько ("Молодая гвардия" Мейтуса), Сусанин,
Борис Годунов;Кончак, Галицкий ("Князь Игорь"), Мефистофель ("Фауст"
Гуно), Дон Базилио и др.
Вёл концертную и педагогич. деятельность (с 1946- проф. Киевской
консерватории). Гос. пр. СССР (1942). Лит.: ЧаговецьВ., I. С.
Паторжинський, Кив, 1946; Кириченко Т. А., I. С. Паторжинський, Кив,
1958; Стефанович M., I. С. Паторжинський, Кив, 1960.
ПАТРЙСИУ (Patricio), Антониу (7.III.1878-4.VI. 19ЭО) - португ. поэт,
драматург. Один из крупнейших представителей декадентской символистской
драматургии в Португалии. Его пьесы проникнуты упадочнич. настроениями,
сознанием безысходного трагизма жизни. Большинство пьес П. написано на
историч. сюжеты, но драматург не стремится передать смысл историч.
событий, на их фоне он разрабатывает "вечные) конфликты любви, смерти.
Таковы драмы: "Педру жестокий" (1918), "Диниш и Иза-бел" (1919), в к-рой
психологич. конфликт между героями разрешается смертью, "Дон Жуан и
маска" - вариант легенды о Дон Жуане, соч. 1924.
Лит.: R e b e l l o L. F., Teatro Moderno: Caminhos e figuras,
Lisboa, 1957; его же. Imagens do teatro contemporaneo, Lisboa, 1961. З,
Я.
ПАТТИ (Patti), Аделина (10.II.1843, Мадрид,- 27.IX.1919, Брекнок,
Уэльс)-итал. артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у Э. Барилли, Э.
Валентини и др. Дебютировала в 1859 на сцене Итал. оперы в Нью-Йорке в
партии Лючии ди Ламмермур (о. п. Доницетти). С большим успехом выступала
в США и Европе (в т-рах "Метрополитен-опера", "Ковент-Гарден",
"Гранд-Опера" и др.). В Италии впервые выступила в 1866 в Турине (т-р
"Реджо"), в 1878-79 пела в Милане (т-р "Ла Скала") и Риме (т-р
"Аполло"). В 1869-77 неоднократно гастролировала в Петербурге. С 1897,
оставив сцену, выступала в концертах.
Выдающаяся оперная певица 19 в., П. обладала голосом необыкновенно
красивого тембра; ее исполнение отличалось совершенной вок. техникой,
редкой музыкальностью. H ачав как блестящая виртуозная певица ("Паганини
пения"), П. в период творч. зрелости проявила себя актрисой, обладающей
драматич. темпераментом. Среди лучших образов, созданных П.,- Маргарита
("Фауст") и Виолетта.
Другие партии: Рози-на; Дездемона, Нинетта ("Отелло",
"Сорока-воровка" Россини), Амина, Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане"
Беллини), 'Адина, Норина, Мари ("Любовный напиток", "Дон Па-скуале",
"Дочь полка" Доницетти), Аида, Джильда; Эльвира, Леонора ("Эрнани",
"Трубадур" Верди), Церлина ("Дон Жуан" Моцарта). Джульетта ("Ромео и
Джульетта" Гуно), Валентина ("Гугеноты"), Лакме.
Лит.: Strakosch M., Memoires d'un impresario. Р., 1886; Klein H., The
reign of Patti, L., 1920; G а га E., Il centenario della Patti,
"Lettura", 1943, marzo. Св. Г.
ПАУЛАИ (Paulay), Эде (1836-94) - вент. режиссёр. Окончил духовную
семинарию, но отрёкся от церковного сана. В 1860-63 - актёр Нац. т-ра г.
Клуже (Коложвар); в 1683 - режиссёр, а затем гл. реж. Нац. т-ра в
Будапеште; с 1878 - директор этого т-ра. П. первый в венг. т-ре выдвинул
требование глубокой психологич. разработки образов, слаженности
актёрского ансамбля, верного воссоздания историч. обстановки. Пост.
впервые в Венгрии "Кукольный дом" и "Столпы общества" Ибсена, из рус.
драматургии - "Ревизор" (1876). П. ввёл в репертуар Нац. т-ра отечеств,
классич. драматургию:
"Трагедия человека" Мадача (1878), "Чонгор и Тюнде" Вёрёшмарти
(1881), "Банк-бан" Катоны (сезон 1883- 1884), "Философ" Бешшеньеи
(1881), "Ирене", "Дом Дардаи" К. Кишфалуди; произведения венг.
драматурга К. Чики ("Дармоеды", 1880, "Пузыри", 1880, и др.).
П. вёл педагогич. работу в Будапештской театр. академии; среди его
учеников М. Ясаи, разрабатывал теорию сценич. иск-ва, автор пособий по
актёрскому мастерству.
Соч.: A szineszet elmelete, Bdp., 1871. Лит.: Pukanszkyne Kadar J., A
nemzeti szinhaz szazeves tortenete, kot. 1, Bdp., 1940. А. Гер.
ПАУЛИ (Pauly; наст. фам.-П о л л а к; Pollale), Роза (р.
15.III.1896)-нем. артистка оперы (драматич. сопрано). По происхождению
венгерка. Пению обучалась в Вене у Р. Папир. Дебютировала на оперной
сцене в Гамбурге в 1923, затем пела в оперном т-ре Кёльна. В 1927 О.
Клемперер пригласил П. в Берлин, где она вскоре завоевала европ.
известность. С успехом гастролировала в Венской опере, в т-рах
"Ко-вент-Гарден", "Ла Скала" и др. В 1938-40 была солисткой т-ра
"Метрополитен-опера". После 2-й мировой войны выступала эпизодически. П.
- выдающаяся вокалистка и драм. актриса. За страстность, психологич.
выразительность исполнения П. называли в Италии "немецкой Дузе". Её
трактовка роли Электры (о. п. Р. Штрауса) была образцом нем. вок. стиля.
Пела также в операх Вагнера, Верди и компо"-зиторов - веристов.
Среди лучших партий: Саломея (о. п. Р. Штрауса), Марта ("Долина"
д'Альбера), Ортруда, Елизавета, Сента ("Лоэн-грин", "Тангейзер",
"Летучий голландец" Вагнера), Аида, Амелия (о. п., "Бал-маскарад"
Верди), Тоска; Донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта). В с. Г.
ПАУЛЛИ (Paulli), Хольгер Симон (22.II.1810- 23.XII.1891) - дат.
композитор и дирижёр. С 1842 дирижировал балетным, а в 1861-83 оперным
репертуаром Королевского т-ра в Копенгагене. Здесь пост. свои балеты
"Неаполь" (совм. с Н. Гаде и др., 1842), "Консерватория" (1849),
"Ярмарка в Брюгге" (1851), "Зульма" (1852), "Свадебный поезд в
Хар-дангере" (1853), "Абдалла" (1855) и др. Балеты П., пост. на либр. А.
Бурнонеиля, и до наст. времени идут на дат. сцене. В аих П. выступил как
представитель дат. муз. романтизма.
ПАУМГАРТНЕР (Paumgartner), Бернгард (р. 14. XI.1887) - австр.
дирижёр, композитор и музыковед. Сын пианиста Г. Паумгартнера и певицы
Р. Па-пир. Изучал в Вене право и музыку. Один из инициаторов
Зальцбургских фестивалей (1920, с 1960 - президент директории
фестивалей). В 1917-38 и 1945-59 был директором муз. академии
"Моцар-теум" в Зальцбурге. Автор опер: "Горячее железо" (1922,
Зальцбург), "Саламанкская пещера" по о. п. Сервантеса (1923, Дрезден),
"Из жизни одного бездельника" по о. п. И. Эйхендорфа (1929, Мюнхен),
"Россини в Неаполе" (1936, Цюрих); балетов: "Пагоды"
(1927, Мюнхен), "Софонисба", "Бал у Медичи" (обе 1943, Вена),
"Зальцбургский дивертисмент" (по Моцарту, 1955, Зальцбург); музыки к
спектаклям:
"Каждый человек" Гофмансталя (1920), "Слуга двух господ" (1923), "Сон
в летнюю ночь" (1924); "Турандот" Гоцци (1926), "Фауст" Гёте (1933, реж.
М. Рейнхардт) (все пост. в Зальцбурге); "Король Лир" (1924, Вена) и др.
П.- автор книг о Моцарте, Бахе, Шуберте и др. Его труды оказывают
большое влияние на практику постановок опер Моцарта, Глюка и др.
композиторов 18 в. Выступал как дирижёр в 1965 в Москве.
С о ч.: Mozart, 5. Aufl., Z.-Freiburg, 1958; Fr. Schubert, Z.. 1943,
1947, 3 Aufl., Z., 1960.
Лит.: Wissenschaft und Praxis. Eine Festschrift zum 70. Geburtstag
von Bernhard Paumgartner, Z. - Frei burg, 1958. Ал. М.
ПАУСТОВСКИЙ, Константин Георгиевич [р. 19 (31).V.1892]-рус. сов.
писатель, драматург. Учился в Киевском и Моск. ун-тах. Печататься начал
в 1911. Автор романов, повестей, рассказов и очерков. Первой пьесой П.
была инсценировка собств. повести "Созвездие гончих псов" (1939, ЦДТ). В
1940 в Моск. т-ре Революции была пост. романтич. драма П. "Простые
сердца". П.- автор историч. пьес "Поручик Лермонтов" (1941, Куйбышевский
т-р), "Наш современник" ("Пушкин", 1949, Малый т-р, Пушкин - М. И.
Царев, Арина Родионовна - Е. Д. Турчанинова). В 1943 моск. Камерный т-р
пост. драму П. "Пока не остановится сердце" (в роли Мартыновой - Коонен)
о борьбе сов. людей в оккупированном фашистами городе. В 1957 П. написал
пьесу для детского т-ра - "Стальное колечко" ("Перстенёк") (1957, Лен
ТЮЗ; 1964-Т-р им. Моссовета). В 1963 в Т-ре оперы и балета им. С. М.
Кирова пост. опера "Кружевница Настя" В. Н. Трамбицкого (по одноим.
рассказу П.).
Др. пьесы: "Волшебник Орест" (1940), "Держимся, адмирал Нахимов!",
"Северянка", "Ленинградская ночь" (все в 1943), "Счастье" (1944), "Талые
воды" (1947), "Преодоление времени" (1949), "Пассажир из Москвы" (1947).
Соч.: Собр. соч. в 6 тт., М., 1957-58 (т. 6 -Пьесы)
Лит.: Львов С., К. Паустовский, М., 1956. С. Г
"ПАХИТА" ("Paquita") - балет Э. Дельдевеза, либретто П. Фушера и Ж.
Мазилье. Пост. 1 апр. 1846 в т-ре "Гранд-Опера", Париж (Пахита - Гризи,
Люсьен-Л. Пети-па; балетм. Ж. Мазилье, худ. Филастор, Камбон, Диетерль
Сешан и Десплешен). Пост. 26 сент. 1847 в Петербурге, муз Дельдевеза,
инструментовка Лядова (Пахита - Андреяно-ва, Люсьен - М. Петипа; балетм.
Ж. Петипа и Маловерн худ. Вагнер и Журдель). Нов. пост. 1881, там же,
муз. Дельдевеза и Минкуса (Пахита - Вазем, Люсьен - Гердт; балетм. М.
Петипа, худ. Егоров и Лупанов). Пост. 23 нояб 1848 в Москве, муз.
Дельдевеза, инструментовка Лядова (Пахита - Андреянова, Люсьен - М.
Петипа, балетм М. Петипа).
Лит.: Плещеев А., Наш балет, 2 изд., СПБ, 1899" Петипа М., Мемуары,
СПБ, 1906; Худеков С. Н." История танцев, ч. 3, П., 1915. f0p ?
ПАЧАЛИА, Шарах Абзагович (р. 1914)-абхаз, сов. актёр, режиссёр и
драматург. Нар. арт. Груз. ССР и Абх. АССР (1955). Окончил драм. студию
В. И. До-могарова в Сухуми (1933) и театр. студию Т-ра им. Руставели в
Тбилиси (1939). Один из первых деятелей абх. нац. проф.т-ра. Уже с
первых ролей обозначились два направлений дарования П.:
героико-романтич. и характерное. Гл. черты его ар-тистич.
индивидуальности: естественность и непосредственность, мастерство
сценич. речи, разнообразие средств актёрской выразительности,
углублённая разработка образа. Актёру особенно близки характеры сильные,
возвышенные, цельные, люди решительные и смелые. Наиболее полно
раскрылся талант П. в произв. оригинальной драматургии, в воплощении
образов современников: Даур ("Скала героев" Гулиа), Батал ("Махаджиры"
Чанба), Дана-кай, Адамур, Дзикур ("Данакай", "Потомок Гечей", "Сабыда"
Лакербая), Яго ("Отелло"). Творчество П. способствовало становлению
национального т-ра и драматургии. Он написал пьесы: "Гунда" (1957),
"Большая свадьба" (1942). Как режиссёр П. уделяет большое внимание
работе с актёрами, развитию культуры сценич. речи. Пост. спектакли:
"1866 год" Гулиа и Микава (1939), "Потомок Гечей" (1940), "Сабыда"
(1941) Лакербая, "Без вины виноватые" (1943); "Призраки" Гулиа (1959),
"Гибель эскадры" (1953), "Отелло" (1955); "Измена" Южина-Сумбатова
(1957). M. Л.
ПАЧЕКО, Гонсалес Пачеко (Gonzales Pacheco), Родольфо (1888-1949) -
аргент. драматург. Первая пьеса - "Змеи" (1916, т-р "Хуан Б. Ху-сто")
получила 1-ю пр. театр. сезона в Буэнос-Айресе. Затем написал драмы:
"Наводнение" (1917), "Брат-волк" (1924), "Сверчок" (1929, т-р "Хуан Б.
Хусто"), "Хуан и Хуана" (1932), "Чистые руки" (1940), политич. шарж
"Когда здесь царствовали короли" (1947, т-р "И. Ф. Т."), "Сеятель"
(1956, Радиотеатр). Герои пьес П. стремятся к счастью, свободе,
исполнены ненависти к социальному неравенству. П.- певец аргент.
деревни, он создавал лирич. картины сельского быта, утверждал высокое
значение труда крестьянина.
Соч.: Teatro completo, В. Aires. 1953.
Лит.: О г d a z L., El teatro en el Rio de la Plata, B. Aires, 1957
Ал. Р.
"ПАЧКА" (точнее: "пачки")-короткая, пышная многослойная юбка
танцовщицы. В конце 19 - нач. 20 вв. её шили из газовой материи, муслина
или тар-латана, сложенных в неск. рядов. "П." обычно пришивалась к лифу
или корсажу. В наст. время "П." делают из лёгких, упругих синтетич.
тканей. Междунар. наименование "П."- "тютю" (франц. le tutu- уменьшит.
слово). Этот костюм возник в результате укорочения тюник, принятых в
романтич. балете. Впервые "П." была сделана в 1839 для костюма Сильфиды
(выполнена для М. Тальони по рис. худ. Э. Лами).
Лит.: Levacher de Chamois J.Ch., Recherches sur les costumes et sur
les theatres..., 1.1-2, P., 1790; Ju 1 i en A., Histoire du costume au
theatre. P., 1880; Beaumont С. and S i t w e 1 1 S., The romantic
ballet..., L., [1938]; X у д е-к о в С. Н., История танцев, ч. 3, П.,
1915.
ПАШАЯН, Артавазд Багратович[р.1(14).Х1.1910] - арм. сов. актёр, Нар.
арт. Арм. ССР (1956). Чл. Ком-мунистич. партии с 1940. Сценич.
деятельность начал в Тбилисском т-ре арм. драмы в 1927, одновременно в
1928-30 учился в Драм. студии под рук. А. Бурд-жаляна и С. Капанакяна.
П.-один из организаторов
Кироваканского театра. С 1934-актёр Ленинакан-ского т-ра им. Мравяна.
Играет ведущие драматич. роли, создавая героико-ро-мантич. образы; с
успехом выступает также в комедийных и характерных ролях. Яркий,
темпераментный, эмоциональный актёр, П. обладает прекрасными внешними
данными, звучным голосом. Снимается в кино.
Роли: Пэпо, Осеп ("Пэпо", "Разорённый очаг" Сундукяна), Гиж Даниел,
Рустам ("Злой дух", "Намус" Ширванзаде), Бура-Нуи ("Рузан" Мурацана),
Вараздат, Гош (о. п. Микаэляна), Самвел (о. п. по Раффи), Георг
Марзпе-туни (о. п. по Мурацану), Камо
(о. п. Барсегяна), Хачатур Абовян (о. п. Газазяна), Тапар-никос,
Огсен ("Восточный дантист", "Дядя Багдасар" Паро-няна), Атарбекян
("Чрезвычайный комиссар" Овсепяна), Саят-Нова (о. п. Абрамяна), Арсен
("На мосту" Боряна), Отелло, Карл Моор; Синцов, Пепел ("Враги", "На
дне"), Годун ("Разлом"), Дзержинский ("Ленин в 1918 году"), Глоба
("Русские люди") и др.
Лит.: Барсегян А., А. Пашаян, Ереван, 1963 (на арм. яз.). Б. Л.
ПАШЕННАЯ, Вера Николаевна [7(19). IX. 1887-28.Х.1962] -рус. сов.
актриса. Нар. арт. СССР (1937). Чл. Коммунистич. партии с 1954. Отец
П.Н. П. Рощин-Инсарова её сестра - Е. Н. Рощина-Ин-сарбва. В 1904
поступила в Московское театр. уч-ще и стала ученицей А. П. Ленского. В
1907 была принята в труппу Малого т-ра. К ней перешли нек-рые роли
Ермоловой: Кэтт ("Джентльмен" Сум-батова, 1907), Мария Стюарт (1910),
Катерина (1911), Лариса (1911). П.-"артистке на сильные драматические
роли", как определил её дарование Ленский, ближе всего были образы рус.
бытовой драмы и комедии, особенно удавались ей роли девушек и женщин из
народа, с их горестной судьбой, стремлением к лучшей, свободной жизни.
Среди этих ролей - Мария Андреевна ("Бедная невеста" Островского, 1909);
эпилог драмы П. играла как начало повести о возрождении человека. В
"Горе от ума" играла Лизу как сметливую рус. девушку из народа,
обладающую насмешливым умом, жизнерадостным характером.
Уже на первом этапе сценич. деятельности П. проявился её огромный
темперамент, прекрасные сценич. данные, великолепное владение рус.
речью. Она создавала образы сильных, цельных женщин, умеющих постоять за
себя в жизни. Однако в ранний период творчества П. подходила ко мн.
своим ролям (1-я редакция Марии Стюарт, 1910, и др.) ещё стихийно;
исполняя психологически сложные роли, П. не раскрывала существа
характера своих героинь и ограничивалась использованием своих внешних
данных, природного темперамента. Переломной для П. (по её собств.
утверждению) явилась роль Анны Павловны ("Шутники" Островского). П.
отказалась от спенич. эффектов и создала образ немолодой, скромной,
преданной семье девушки. После этой работы П. мн. свои роли пересмотрела
заново; она стала играть Марию Стюарт как сильную личность, жертвующую
собой ради нравственного принципа, Евгению ("На бойком месте") она
играла как женщину, сформированную собственнич. средой, извратившей, но
не уничтожившей её талантливую, темпераментную натуру. В этот период П.
обратилась к горьковской драматургии (роль Девицы в пьесе "Старик",
1919).
В 1921 П. в б. Т-ре Корша исполнила роль Ларисы, в 1923-24 играла в
спектаклях Замоскворецкого т-ра. В 1922-23 участвовала в заграничной
поездке МXT .играла Ирину ("Царь Фёдор Иоаннович"А. К. Толстого),
Василису ("На дне"), Ольгу ("Три сестры"); на сцене Муз. студии МХАТа
под рук. В. И. Немиро-вича-Данченко П. в 1924 исполнила роль Лизистра-ты
(о. п. Аристофана). Вернувшись в 1924 в Малый т-р, П. стала одной из
активных пропагандисток сов. репертуара. Она играла гл. роль в первой
совр. сов. пьесе на сцене Малого т-ра "Иван Козырь и Татьяна Русских"
Смолина (1925). Этапным для всего сов. т-ра было исполнение П. роли
Любови Яровой (1926), отличавшееся суровым, строгим, мужественным
реализмом.
Партийной страстностью проникнуты лучшие роли П. в совр. сов.
драматургии- Ирина ("Огненный мост" Ромашова, 1929), Варя ("Разгром"
Фадеева, 1932), Поля Семёнова ("На берегу Невы" Тренёва, 1937), Анна
Николаевна Таланова ("Нашествие", 1943), Наталья Ковшик ("Калиновая
роща" Корнейчука, 1950). П. удавались образы внутренне цельных, сильных
людей, чуждых сомнений и раздвоенности. Играя в произв.
писателей-классиков, П. пользовалась резко сатирич. красками для
обрисовки персонажей, олицетворяющих "тёмное царство" доре-волюц. жизни.
Она выступала как беспощадный прокурор в ролях Маланьи ("Растеряева
улица" по Г. Ус-ленскому), Мурзавецкой ("Волки и овцы", 1935 и 1943),
Кукушкиной ("Доходное место", 1948), Ба-рабошевой ("Правда хорошо, а
счастье лучше", 1949), Анны Андреевны ("Ревизор", 1938). К этим ролям
примыкает и властная боярыня Ефросинья Стариц-кая ("Иван Грозный" А. Н.
Толстого, 1945). Все эти образы отличала страстность позиции актрисы,
глубина обличит, правды. Роли в классич. репертуаре: Таня ("Плоды
просвещения", 1932), Эмилия ("Отелло", 1935), Кручинина (1940).
Зрелостью мастерства отмечены лучшие сценич. работы П. в 50-е гг.:
Васса Железнова (1952), Старая хозяйка Нискавуори ("Каменное гнездо"
Вуолийоки, 1957), Кабаниха ("Гроза", 1962). В роли Вассы Железновой П.
раскрывала трагич. судьбу женщины, богато одарённой от природы, но
направившей все свои недюжинные силы и ясный ум на укрепление
обречённого на гибель класса. Оставаясь до конца верной бытовой и
психологич. правде, П. выдвигала на первый план социальную правду,
подчёркивая конфликт мировоззрений. В образе старой хозяйки Нискавуори,
также посвятившей свою жизнь утверждению жестокой собственнич. морали,
П. раскрывала воздействие новых веяний на могучий, монолитный характер
своей героини. Для П. характерны яркие, сочные краски, сильные драматич.
эмоции. Актриса мощного темперамента, П. играла эмоционально, с высоким
внутр. драматизмом.
С 1914 П. вела педагогич. работу. Руководила Студией Малого т-ра. С
1941 - профессор. С 1945 руководила кафедрой актёрского мастерства в
театр. уч-ще им. Щепкина. Лауреат Гос. пр. СССР (1943). В 1961 удостоена