<< Пред. стр. 589 (из 913) След. >>
театров, СПБ, 1907; Красовская В., Русский балетный театр второй пол.XIX века, Л.-М., 1963.
2) Мария Сергеевна [ урожд. С у р о в-щ и ков а;
15(27).II.1836-24.111(5.IV). 1882] -рус. артистка балета. Жена Мариуса
Ивановича П. В 1854 окончила Петерб. театр. уч-ще и была принята в
Петерб. балетную труппу, где стала партнёршей Петипа. П.-полухарактерная
танцовщица, её иск-во отличалось капризным изяществом пластики,
выразительностью мимики. С эффектной лёгкостью исполняла стилизованные
исп. танцы, а также псевдорусскую пляску "Мужичок" (1865), осуждённую
Некрасовым в стихотворении "Балет". В 1861-62 гастролировала в Париже, в
1863-в Берлине. Оставила сцену в 1869. Неудачно дебютировала как
драматич. актриса в 1881.
Партии: в балетах Пуни-графиня Матильда ("Брак во времена
Регентства"), Голубая георгина (о. п.), Аспиччия ("Дочь фараона"),
Флорида (о. п.). Марта и Маргарита ("Фауст"), Катарина (о. п.) и др.
Лит. см. при ст. Петипа М. И.
3) Мария Мариусовна [ 17(29).X.1857- 1930] - рус. артистка балета.
Дочь Мариуса Ивановича и Марии Сергеевны П. Училась у отца. В 1875
дебютировала в гл. партии в балете "Голубая георгина" Пуни. П.- первая
исполнительница партии феи Сирени в "Спящей красавице" (1890). В 1896 M.
И. Петипа пост. для неё характерный балет "Привал кавалерии"
Армсгеймера, где П. исполняла партию Марии. Яркий темперамент,
выразительная пластика сделали П. ведущей характерной танцовщицей
петерб. сцены. Исполняла партии в балетах Пуни: Катти ("Маркитантка"),
рыбак Дженариелло ("Грациелла"), Низия ("Царь Кандавл") и др. В 1907,
окончив сценич. деятельность, до 1912 эпизодически выступала в
Мариинском и частных т-рах. В 1897, 1903, 1904 гастролировала в Париже,
в 1899, 1901- в Будапеште.
Лит.: Светлов В., Терпсихора, СПБ, 1906; Борисоглебский М.В. (сост.).
Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Красовская В.,
Русский балетный т-р второй половины XIX в., Л.-М., 1963. В. К р.
4)Мариус Мариусович (1850-6.XI. 1919)-драм. актёр. Сын танцовщика и
балетмейстера Мариуса Ивановича П. Сценич. деятельность начал в 1870 в
провинции. В 1875-88 работал в Александрин-ском т-ре. Затем снова в
провинции (с перерывами:
1890-91-Т-р Горевой в Москве, 1915-17-Камерный т-р). Актёр
пленительной внешности, П. играл преим. роли героев-любовников и фатов.
В совершенстве владел иск-вом жеста, движения, блистательно вёл диалог,
умел красиво носить костюм. Изящество, лёгкость, эффектность внешнего
рисунка роли сочетались у П. с продуманностью, верностью общего замысла
образа, тонким чувством стиля, филигранной отделкой деталей. Был
замочат, исполнителем ролей в комедиях. Особенно удавались П. роли в
пьесах франц. драматургов- Дон Жуан, Тартюф (о. п. Мольера), Фигаро
("Женитьба Фигаро"), Сирано де Бержерак (о. ц. Ростана) и др. Обладая
мастерством перевоплощения (современники отмечали "неузнаваемость" П. в
разных ролях), П. играл также характерные роли (полковник Шварце -
"-Родина" Зудермана, фон Кальб - "Коварство и любовь"). С успехом
выступал в опереттах (Парис - "Прекрасная Елена" Оффенбаха, Анж Питу -
"Дочь рынка" Лекока и др.). Среди лучших ролей П. также: маркиз де
Тремуйль ("Граф де Ри-зоор" Сарду), Дульчин ("Последняя жертва"), Жорж
Дорси ("Гувернёр" Дьяченко) и др.
5) Виктор Мариусович (1879-1939)- драм. актёр. Сын Мариуса Ивановича
П. На сцене с конца 90-х гг. 19 в. Работал в Тифлисе, Киеве, Харькове,
Одессе и др. городах юга России. Был блестящим исполнителем ролей
героев-любовников. Игра
П. была отмечена искренностью, свежестью, молодым задором,
жизнерадостностью, мастерством внешней отделки образа.
Роли: Фердинанд: герцог Рейхштадский ("Орлёнок" Ростана), Хлестаков;
князь Мышкин ("Идиот" по Достоевскому), Жорж Градищев ("Злоба дня" Н.
Потехина), Тот ("Тот, кто получает пощёчины" Андреева), Гранатов
("Человек с портфелем" Файко) и др.
6) Марий Мариусович (1884-1922) - драм. актёр. Сын М. И. Петипа.
Дебютировал в сезоне 1908-09 -в Одессе (под фамилией Леонидов). Играл в
провинции (под фамилией П.).
7) Лидия Петровна (урожд. E в с т а-ф ь e в а, г. рожд. неизв. - ум.
1914, или 1915) - драм. актриса. Жена Мариуса МариусовичаП. 27 лет
работала в крупнейших провинп. т-рах.
8) Николай Мариусович Радин - драм. актёр. Сын Мариуса Мариусовича П.
9) Надежда Константиновна Пети-па-Чижова [р.2(14). II.1896)]-драм.
актриса. Племянница Виктора Мариусовича П. Нар. арт. РСФСР (1955). На
сцене с 1915. Играла преим. в провинции. С 1939-актриса Свердловского
т-ра. Замочат, исполнительница характерных рол ей в произв. рус.
классич. драматургии: Улита ("Лес"), Шаблова ("Поздняя любовь"
Островского), Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы"). Bacca Железнова;
Шарлотта ("Вишнёвый сад"), Лидия Ивановна ("Анна Каренина" по о. п.
Толстого) и др.
Лит.: Д у р ы л и н С., Н. М. Радин, М.-Л., 1941, с. 3-21; Никулин
Л., Люди русского искусства, М., 1947. Д. Шн.
ПЕТЙТО (Petito), Антонио (22.VI.1822-24. III. 1876) - итал. актёр,
драматург. Сын неаполитанского актёра Сальваторе Петито, получившего
известность как исполнитель роли Пульчинеллы, к-рой начал (в 1841)
сценич. деятельность и Антонио. Выступая на сцене т-ра "Сан-Карлино"
(кроме 1860-69), П. вскоре добился признания зрителей и стал лучшим
Пульчинеллой Неаполя. Вначале играл в комедиях и фарсах неаполитанских
диалектальных драматургов (Ф. Чер-лоне,С. Каммарано, П. Альтавилла). В
1851 П. сам написал фарс, за ним последовали комедии и пародии, роли в
к-рых составили в дальнейшем его репертуар. П. обладал бурным
темпераментом, непосредственностью, он был подлинно синтетич. актёром -
пел, танцевал, блестяще исполнял лацци. П. осуществил попытку
реформировать диалектальный т-р, приблизить традиционную маску комедии
дель арте к совр. жизни, показать характеры своих
современников-неаполитанцев. Он ввёл новые детали в костюм Пульчинеллы,
дополнит, аксессуары, но не решился отказаться от использования маски.
Лучшую комедию П. "Палумелла" пост. Э.Де Филиппе в 1954 в т-ре
"Сан-Фердинанде" (Неаполь).
Лит.: Де Филиппе Э., Страницы истории неаполитанского театра,
"Театр", 1958, ј 7; S с а г р e t-t a E., Cinquant' anni di
palcoscenico. Napoli, 1922; D i Giacomo S., Storia del teatro San
Carlino, Palermo, 1924; Bragaglia A. G., Pulcinella, Roma, 1953; P a n-d
o 1 f i V., Antologia del grande attore, Bari, 1954. р. К р.
ПЕТКЕР, Борис Яковлевич [р. 15(28).X.1902]-рус. сов. актёр. Нар. арт.
СССР (1963). В 1918-19 учился в харьковской Драм. школе лит.-художеств.
кружка (педагог М. М. Тарханов). В 1919-20 работал в харьковском Т-ре Н.
Н. Синельникова. В 1922 окончил драм. студию в Москве при Театре б.
Корш, работал в этом т-ре. Роли: Тамиз ("Болото" Паньоля), Бровик
("Строитель Сольнес" Ибсена), Робинзон ("Бесприданница") и др. С
1933-актёр МХАТа.
П. - характерный актёр, обладает ярким темпераментом, блестящей
выдумкой, иск-вом перевоплощения, большое внимание уделяет гриму,
сце-нич. деталям. Мастер эпи-зодич. ролей, П. создал на сцене МХАТа
яркие, точные образы.
Среди лучших ролей- Плюшкин ("Мёртвые души"), Малинин ("Любовь
Яровая"), Салай Салтаныч ("Последняя жертва"), Гроссман ("Плоды
просвещения"), Василий Шуйский ("Царь Фёдор Иоан-нович" А, К. Толстого),
Адвокат ("Анна Каренина" по о. п. Толстого), Бри-дуазон ("Женитьба
Фигаро"); лирич. мягкостью, обаянием отмечено исполнение ролей Рахумы
("Золотая карета" Леонова), Часовщика ("Кремлёвские куранты") и др. 3. В
л.
ПЕТЛЯШ (Б а р и -лотти - Петля ш), Елена Денисовна (р. 11.
VII.1890)-укр. сов. певица (драматич. сопрано). Дочь М. К. Садовской,
Муз. образование получила в школе Н. В. Лысенко в Киеве (класс
профессора Е. А.Муравьёвой), В 1906- 13 работала в труппе Н. К.
Садовского как драм., затем оперная артистка, с 1916 - в оперных т-рах
Петербурга, Киева, Одессы. В 1926- 1940 - солистка Т-ра оперы и балета
им. Шевченко (дебютировала в партии Аиды).
Партии: Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Наталка ("Наталка-Полтавка"
Лысенко), Купава ("Снегурочка"), Мария ("Мазепа"), Лиза; Валентина
("Гугеноты"), Маргарита ("Фауст"), Кармен; Галька (о. п. Монюшко),
Маженка ("Проданная невеста"), Сантуцпа ("Сельская честь" Маска-ньи),
Тоска и др.
Лит.: Григоренко О., На початку оперового сезону, "Театр
-музика-к?но", 1926, .Ne 45, с. 6-7; Т о б ?-л е в и ч С., Мо стежки ?
зустр?ч?, Кив, 1957. Ц, Бор.
ПЕТРАУСКАС, Кипрас Ионович[р.10(22).Х1.1885]-литов. сов. артист оперы
(лирико-драматич. тенор), педагог. Нар. арт. СССР (1950). Деп. Верх.
Совета СССР 2-го и 4-го созывов. Брат М. И. Петрау спаса, под рук.
к-рого получил начальное муз. образование. В 1906 в Вильнюсе выступил на
премьере мелодрамы "Бируте" М. Петраускаса в партии брата Бируте. В 1911
окончил Петерб. консерваторию по классу пения профессора С. И. Габеля. В
том же году дебютировал в Большом т-ре в партии Ромео ("Ромео и
Джульетта" Гуно). В 1912- 1920 работал в Мариинском т-ре (под фамилией
Пиотровский). П.- один из создателей первого литов. нац. оперного т-ра
(Каунас). На официальном открытии т-ра (1920) пел партию Альфреда. П.
стремился утвердить в т-ре реалистич. традиции рус. вок. школы,
добивался пост. классич. и лучших нац. опер. Обладал подвижным, лёгким
голосом красивого тембра. Мягкая, задушевная манера пения, чувство
стиля, мастерство грима, мимики, жеста определили его значение как
выдающегося представителя литов. нац. вок. иск-ва. П. был первым
исполнителем партий Лютаураса ("Гражина" Карнавичюса), Жиль-винаса
("Эгле-королева ужей" М. Петраускаса и Дамбраускаса). В 1940 впервые на
литов. сцене создал образ Григория ("Тихий Дон"). Одна из лучших партий
- Самозванец ("Борис Годунов"; Гос. пр. СССР, 1951). Оставил сцену в
1958.
Другие партии: Янушас ("Радвила Перкунас" Карнавичюса), Ленский,
Герман, Берендей; Педро ("Долина" д'Аль-бера), Лоэнгрин, Радамес; Отелло
(о. п. Верди), Каварадос-си, Рудольф.
Выступал в Германии, Испании, Франции, Швеции, Италии, странах
Латинской Америки. С 1949 ведёт педагогич. работу в Вильнюсской
консерватории (с 195?-профессор).
Лит.: S г и о g а В., Z a d е ? k а V., Kipras Petrauskas, Kaunas,
1929. А. Риз.
ПЕТРАУСКАС, Микас Ионович [7(19). X. 1873- 23.III.1937] - литов.
композитор, дирижёр и муз. деятель. Родился в семье органиста. В 1906
окончил Петерб.. консерваторию. В Петербурге в 1903 пост. свои оперетты
"Трубочист и мельник" и "Адам и Ева". В 1906 П. написал и пост. в Вильно
мелодраму "Бируте" на историч. сюжет (первый литов. муз .-драм.
спектакль; позднее переработана в оперу). В 1905 сблизился с участниками
революц. движения в Вильно, в 1906 был вынужден уехать за границу.
Находясь в эмиграции в Швейцарии, П. писал революц. песни. Некоторое
время жил в США, где были пост. его оперы "Эгле -королева ужей" на сюжет
литов. нар. сказки (1918; 1939, Каунас) и "Литовская свадьба" на бытовой
сюжет, а также ряд оперетт на совр. темы, нередко сатирич. характера
("Первое мая", 1920, "Дочь нищего-королева", 1922, и др.). В 1920 П.
вернулся на родину, пытался развернуть муз. работу, однако в условиях
бурж. Литвы не нашёл поддержки.
Деятельность П., зачинателя литов. оперы и оперетты, его творч. связи
с рус. музыкой имели большое значение для развития литов. муз. культуры.
Лит.: Гаудримас Ю. К., Из истории литовской музыки, М., 1964, с.
160-72.
ПЕТРАУСКАС, Юргис(р.6.?У.1886) - литов. сов. актёр. Засл. арт. Лит.
ССР1956). В 1905 поступил в укр. муз. труппу под рук. С. А. Глазуненко.
Затем играл в Ташкенте, Баку, Ростове-на-Дону и др. городах. В 1921
поступил в Каунасский драм. театр Лит. об-ва творцов искусства. Яркий
комедийный актёр, П. играл драматич. и характерные роли: Кирмис ("Сын
государя" Миколайтиса-Путинаса, 1921), Миллер ("Коварство и любовь",
1922), Счастливцев (1925), Фигаро (1924), Фирс ("Вишнёвый сад"), Тартюф
(1926);
Гарпагон ("Скупой" Мольера, 1938), Боцман ("Разлом", 1940) и др.
Выступал в опереттах: Яшка и Ничипор ("Свадьба в Малиновке" Б.
Александрова, 1941), Зета ("Весёлая вдова" Легара, 1944). Снимался в
кино.
Лит.: Jurgio Petrausko. 70 metu gimimo ir 50 metu sceninio darbo
jubiliejus, Kaunas, 1956. В .М.
ПЕТРЕНКО, Елизавета Фёдоровна [ 23.XI (5.XII). 1880 - 26. X.I 951] -
рус. сов. певица (меццо-сопрано) и вокальный педагог. Засл. деят. иск-в
РСФСР (1944). Окончила в 1905 Петерб. консерваторию по классу Н. А.
Ирецкой, позже брала уроки пения у К. Ферни-Джиральдони, ритмики и танца
- у М. М. Фокина. В 1905-15 пела на сцене Мариинско-го т-ра, затем - в
труппе А. Р. Аксарина (на сцене Нар. дома), в 1917-19 -на сцене т-ра
Муз. драмы (Петроград), в 1921-22-т-ра Муз. драмы (Москва). С исключит.
успехом выступала в 1908-14 (совм. с Ф. И. Шаляпиным) в "Русских сезонах
за границей" (Лондон, Париж, Рим).
П. была выдающейся оперной певицей, обладавшей высокой муз.
культурой, большим вок. мастерством, ярким сценич. дарованием. Лучшие
партии П.: Марфа, Марина ("Хованщина", "Борис Годунов"), Весна, Лю-баша
("Снегурочка", "Царская невеста"), Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса),
Амнерис, Кармен и дрС 1919 вела педагогич. работу. С 1935 - профессор
Моск. консерватории.
Лит.: Б л ю м а н Р., 60-летие Е. Ф. Петренко, "Сов. иск-во", 1940, 8
дек., .ј 62 (732).
ПЕТРЕСКУ (Petrescu), Ион (Янку) (1857-1932) - рум. актёр. В 1877
учился в т-ре Драматич. об-ва (Бухарест), затем актёр Нац. т-ра в
Бухаресте. П. играл в пьесах рум. драматургов. Роли: Томши
("Воевода-деспот" Александри), Грозь ("Люцифер" Делавранчи), Драгомир
("Влайку Воде" Давилы) и др. Лучшая роль - Траханаке ("Потерянное
письмо" Караджа-ле). В его репертуаре были роли классич. драматургии:
Оргон ("Тартюф"), Яго ("Отелло"), Макдуф ("Макбет") и др.
ПЕТРЕСКУ (Petrescu), Камил (21.IV. 1894-14.V. 1957) - рум. писатель,
драматург, театр. критик. Учился на ф-те лит-ры и философии, где получил
степень доктора философии. Как драматург дебютировал пьесой "Игра ведьм"
(1916), затем написал историч. пьесу "Венецианский акт" (1919). Др.
пьесы П.- "Сильные души" (1922), "Миоара" (1923), "Дантон" (1925),
"Митикэ Попеску" (1925-26); комедии-"Профессор доктор Ому-исцелитель от
любви", "Вот женщина, которую я люблю", "Донна Диана". После
освобождения Румынии от оккупации (1944) написал драму "Бэлческу" (1948;
Гос. пр., 1950) о буржуазно-демократич. революции 1848,
герое-революционере, и "Караджале и его время" (1957). П.-один из первых
рум. драматургов, показавших трагедию интеллигенции в бурж. обществе.
Т-р П.-это т-р острых конфликтов, вызванных социальными сдвигами. В
своих кри-тич. статьях П. боролся за реалистич. т-р, противостоящий
натуралистич. и модернистским течениям. Наиболее значит, статьи П.
опубликованы в книге "Тезисы и антитезисы". П. был действит. членом
Академии РНР.
Лит.: Solomon D., Problema intelectualului in opera lui Camil
Petrescu. Buc., 1958; Crohmalniceanu Ov. S., Camil Petrescu si demonul
polemicii, "Viata Romi-nesca", Buc., 1958, .ј 5.
ПЕТРЙЦКИИ, Анатолий Галактион ович (31.1. 1895-6.III.1964) - укр.
сов. театр. художник, живописец. Нар. художник СССР (1949).
Действительный чл. Академии художеств. Чл. Коммунистич. партии с 1943.
Учился в Киевском художеств. уч-ще (1912-17), во ВХУТЕМАСе. В 1917-20 -
гл. художник киевских т-ров. С 1924 работал в крупнейших т-рах Украины,
в моск. Большом и Малом т-рах. Лучшие декорации П. отличаются образным
раскрытием идеи спектакля, яркостью и богатством цветового решения.
Превосходное знание истории, материальной культуры, нар. иск-ва Украины,
поэтич. ощущение природы характерны для декорац. оформления спектаклей:
"Черевички" Чайковского (1941, Большой театр), "Назар Стодоля" Шевченко
(Т-р им. Франко, 1942 и 1951) и др. Героич. патетика, широта и яркость
историч. фона характеризуют декорации П. к драме "Богдан Хмельницкий"
Корнейчука (1939, Малый т-р и Т-р им. Франко), к операм - "Тарас Бульба"
Лысенко, "Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Война и мир" Прокофьева
(1937, 1953, 1956, Т-р оперы и балета им. Шевченко), "Декабристы"
Шапорина (1953, Большой т-р). Новая жизнь Укр. республики поэтично
отражена в декорациях П. к спектаклям "Макар Дубрава" (1948; Гос. пр.
СССР, 1949) и "Калиновая роща" (1950; Гос. пр. СССР, 1951) - в Т-ре им.
Франко.
Лит.: Ц и б е н к о П., А. Г. Петрицький. Нар?с про
театр.-декорац?йну творчисть, Кив, 1951.
ПЕТРОВ, Алексей Митрофанович [2(14). II. 1888- 30.III.1936] - рус.
сов. актёр. Засл. арт. РСФСР (1934). В 1908-10 учился в студии МХТ,
участвовал в спектаклях т-ра. С 1910 играл в провинции (антрепризы
Дуван-Торпова, Н. Н. Соловцова, Н. Н. Синельникова). В 1914-16 был на
фронте. В 1916 возвращается к актёрской деятельности. Играл в Астрахани,
Саратове, Черкассах, Краснодаре, Ташкенте, Куйбышеве, Баку и др. Роли:
Кудряш, Пётр, Елеся, Андрей Бе-лугин ("Гроза", "Лес", "Не было ни гроша,
да вдруг алтын", "Женитьба Белугина" Островского), Семён ("Плоды
просвещения"), Скапен ("Проделки Скапена"), Тру-фальдино ("Слуга двух
господ"), Кондратьев ("Савва" Л. Андреева), Васька Окорок ("Бронепоезд
14-69"), Бородин ("Страх" Афиногенова), Швандя ("Любовь Яровая") и др. С
1932 П.- актёр Центр, т-ра Красной Армии, где сыграл роли: Суслова
("Мстислав Удалой" Прута), Крюкова ("Шутники" Островского), Гулина
("Бойцы" Ромашова) и др. Творчество П. отличалось народностью, бытовой
достоверностью, жизненной правдивостью, жизнерадостностью, оптимизмом. С
1934 он руководил театр. техникумом при Центр, т-ре Красной Армии.
Снимался в кино ("Крестьяне" и др.). С. Г.
ПЕТРбВ, Анастас Данчев (р.14.VII.1899) - болг. артист балета,
балетмейстер и педагог. Засл. артист Нар. Республики Болгарии (с 1951).
Основоположник проф. школы болг. нац. балета. В 1922-27 (с перерывами)
изучал хореографич. иск-во в Берлине. С 1927-гл. балетмейстер Софийской
нар. оперы. Организовал частную балетную школу, в к-рой воспитал первых
выдающихся болг. танцовщиков- Л. Берон, Н. Кираджиеву и др. В 1928 пост.
"Коппелию"- первый балетный спектакль на болг. сцене, в 1937 - "Змей и
Яна" Манолова - первый нац. балет. Среди др. пост.: "Раймонда" (1939),
"Жизель" (1947), "Лебединое озеро" (1958) и др. П. ставил также балетные
дивертисменты в оперных спектаклях Софийской нар. оперы и в провинц.
т-рах. За долголетнюю педагогич. деятельность и становление нац.
балетного т-ра в 1951 ему присуждена Димитр. пр. П. - почётный гражданин
г. Софии.
ПЕТРОВ, Андрей Алексеевич (р. 19.XII.1919)- рус. сов. актёр и
режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1954). Сын Петрова А. М. В 1939 после
окончания театр. техникума при Центр, т-ре Красной Армии (ныне Центр.
т-р Советской Армии) был зачислен в труппу этого т-ра. Первая роль
П.Зорька ("Большой день" Киршона). Затем он сыграл роли: Костенко ("Падь
Серебряная" Погодина), Василий Воробьёв ("Бессмертный" Арбузова и
Гладкова), Алексей ("Москва. Кремль" Афиногенова), Федя ("Фабричная
девчонка" Володина), Кабачков ("Добряки" Л. Зорина), Ломов ("Живёт на
свете женщина" Аграненко), Артём ("Увидеть во-время" .Л. Зорина) и др.
Сценич. образы П. исполнены обаяния, тёплого юмора. П. выступает и как
режиссёр. Пост. спектакли: в Центр, т-ре Советской Армии - "Чужое место"
Ставинского (1960), "Изюминка на солнце" Хансберри (1961), "Приглашение
к подвигу" Зака и Кузнецова (1964); "Каса маре" И. Друце (1961) в