<< Пред.           стр. 6 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Australian drama, "Overland", 1956, Autumn - Winter, ј7;
  I. T., Richard Beynon and "The shifting heart" (an interview),
 "Overland", 1958, Winter, .No 12; в рус. пер.- Брэнд M., Чужие в стране,
 M., 1955; её же, Под нашим небом, M., 1956; Лоулер Р., Лето семнадцатой
 куклы, М, 1958. Л К
  АВСТРАЛИЙСКИЙ ТЕАТР. Коренное население Австралии театра не знало.
 Однако элементы театр. действия входили в быт народа (изустная передача
 мифологич. преданий, имитация трудовых и бытовых сцен, повадок животных
 в магич. тотемич. обрядах и т. д.). Своеобразными зрелищными
 представлениями были и т. н. "корробори" - церемониальные пляски,
 сопровождавшиеся пением и рит-мич. аккомпанементом муз. инструментов. В
 "корробори" находила отражение жизнь коренного населения Австралии.
  Театр. представления среди первых колонистов и каторжан, прибывших в
 Австралию из Англии, относятся к концу 80-х гг. 18 в. Первый спектакль
 состоялся в Сиднее 4 июня 1789 (каторжане пост. в бараке комедию Дж.
 Фаркуара "Офицер-вербовщик"). В течение нескольких лет возникло много
 любительских театр. трупп, выступавших в бараках ссыльных, в воен.
 поселе-ниях.на палубах кораблей. Актёры-любители из числа каторжан,
 солдат и моряков разыгрывали на англ. языке примитивные мелодрамы
 собств. сочинения. Женские роли в этих спектаклях обычно исполняли
 мужчины. Первая проф. австрал. театр. труппа в 1796 давала спектакли в
 Сиднее, в специально оборудованном для этого помещении. В 1798 этот т-р
 был закрыт по предписанию губернатора. В 1800 его спектакли
 возобновились, но ненадолго. В 1832 антрепренёр Б. Леви построил в
 Сиднее первое постоянное театр. здание, получившее название "Ройял
 т-р".Режиссёром-постановщиком и ведущим актёром этого т-ра был К. Ноулс.
 В репертуар т-ра наряду с комедиями, фарсами и мелодрамами входили пьесы
 Шекспира ("Ричард III", "Макбет"). Значит, место в спектаклях уделялось
 муз. сопровождению и танцам. В антрактах и в конце спектаклей
 исполнялись короткие хореогра-фич. сценки, песни, арлекинады. Это
 определяло син-тетич. характер иск-ва актеров.
  В 30-40-х гг. 19 в. в крупных городах, выросших из поселений,
 возникли постоянно действующие т-ры- в Хобарте "Ройял т-р" (1837), в
 Сиднее "Ройял Виктория т-р" (1838), в Аделаиде также "Ройял Виктория
 т-р" (1839), в Мельбурне - "Павильон", он же "Ройял т-р" (1842). Основу
 трупп т-ров составляли местные любители, ведущие же актёры приглашались
 обычно из Англии. Они приезжали со своим репертуаром, составленным гл.
 обр. из произв. классич. драматургии (Эсхил, Еврипид, Шекспир, Мольер,
 Гюго и др.), нередко шедших в сокращённых и упрощённых вариантах.
 Наиболее популярные актёры этого периода, в течение длительного времени
 игравшие в А. т. и нередко соединявшие в своём лице также
 режиссёра-постановщика и театр. предпринимателя,- Ф.Нез-бцтт, Дж. Коппин
 Э. Уинстэнли С. Кемерон, Т. Стюарт, К. Ноулс.
  Ъ 1833 в Сиднее была осн. первая школа танца под рук. К. де Кастелла.
 В это же время при "Ройял т-ре" (Сидней) открылись балетные классы,
 к-рые возглавлял танцовщик и педагог-хореограф Ф. Уайт. В 30-е гг. в
 Австралии выступали танцовщики: Филлипс, Фицджералд, Тонинг, Далль-Касе
 и др., танцовщицы - Джонс и Вельбе. В 1834 в "Ройял т-ре" пост. первый
 оперный спектакль-"Клари" Г. Бишопа. В 40-х гг. на сцене этого т-ра было
 пост. много итал. опер, "Опера нищих" Гея и Пепуша и неск. опер совр.
 ирл. и англ. композиторов ("Богемская девушка" M. Балфа, "Ночные
 танцоры" Лодера). Т-р пост. и первые муз.-сценич. произведения австрал.
 композиторов: комич. оперы "Весёлые проказы" (1844) и "Дон Джон
 Австрийский" (1847) А. Натана, "Маритана" У. Уоллеса (1849) и др.
  "Золотая лихорадка", вызванная открытием в 1851 золота в Австралии,
 привлекла поток иммигрантов. Население увеличилось более чем в 2 раза.
 Следствием этого явилось и оживление театр. жизни. 1850-1900 - период
 подъёма А. т., к-рый выразился прежде всего в резком увеличении
 количества проф. театр. коллективов (в Сиднее, напр., открылось 7 новых
 т-ров, в Мельбурне - 6). В состав трупп по-прежнему привлекались гл.
 обр. артисты, приезжающие из Англии, Ирландии, США.
  Во 2-й пол. 19 в., с развитием капиталистических монополий в стране,
 мелкие антрепренёры разоряются и их т-ры вливаются в тресты. Создаются
 театр. монополии, во главе к-рых стоят крупные театр. деятели Австралии
 (Дж. Коппин и др.). В 1882-90 существовало крупное театр. предприятие,
 возглавлявшееся актёрами Дж. Уилъямсоном, А. Гарнером, Дж. Масгровом. В
 пего входили т-ры: в Мельбурне ("Ройял т-р", "Принсесс т-р"), Сиднее
 ("Ройял т-р") и Аделаиде ("Аделаида ройял т-р"). Здесь ставились произв.
 австрал. драматургов и иностранные классич. комедии, оперы и оперетты. В
 1886 была создана популярная театр. компания во главе с известными
 актёрами Д. Бусико (младшим), его сестрой - Н. Бу-сико, супругами Браф и
 Дк. Тайфреджем. Эта компания владела т-рами в Сиднее и Мельбурне. В
 репертуаре т-ров значительное место занимали комедии Шекспира, Шеридана,
 Уайльда, пьесы ирл. авторов. Большим успехом в 90-е гг. пользовался
 передвижной т-р актёра и реж. Д. Барри, выступавший в различных городах
 и посёлках Австралии с постановками классич. произведений и совр.
 австрал. пьес. В большинстве т-ров Австралии силами одного и того же
 коллектива ставились драматич. и оперные спектакли, давались эстрадные
 представления.
  В нач. 50-х гг. в Сиднее была основана компания во главе с дирижёром
 Л, X. Лавеню, ставившая исключительно оперы (Россини, Верди, Доницетти и
 др). Компания гастролировала по городам Австралии. Оперные коллективы
 возникали в Австралии в течение всей 2-й пол. 19 в. В последние
 десятилетия 19 в. особенной известностью пользовались австрал. певцы: А.
 Л. Прингл, Э. Рассел, А. Янсен, Ч. Тил-бери, Л. Арене, М. Юджин, Р.
 Бакмен и др.
  В 1889 Дж. Уильямсон организовал труппу танцовщиц, участвовавшую в
 танц. сценах и пантомимах в оперных спектаклях, а в 1897 открыл в
 Мельбурне балетную школу. Одна из участниц его труппы, педагог школы М.
 Эверетт, открыла в 1909 свою балетную школу в Сиднее.
  Значит, событием в театр. жизни Австралии 2-й пол. 19 в. были
 гастроли крупнейших драматич. актёров Европы и Америки. В 60-х гг. в
 Австралию приезжали Ч. Кин, У. Монтгомери, Ч. Мэтьюс, М. Глед-стон, Дж.
 Карден, показавшие постановки пьес Шекспира. В 70-90-х гг. проходили
 гастроли Сары Берна?, А. Ристори, Дж. Джефферсона и др.
  Несмотря на оживлённую театр. жизнь и большое количество театр.
 трупп, А. т. в течение всего 19 в. не получил самостоятельного развития
 и следовал по пути англ. т-ра. Произв. австрал. драматургов (комедии
 Банстера и Хора, освещавшие жизнь Австралии, и др.) т-рамп не ставились.
 По мере роста нац. самосознания народа Австралии возрастали его
 требования к т-ру - отражать жизнь страны, её прошлое и настоящее.
 Отвечая на запросы демокра-тич. зрителя, драматург, актёр, режиссёр и
 театр. предприниматель А. Дампир поставил в т-рах Сиднея и Мельбурна
 несколько написанных им мелодрам, собственных инсценировок романов
 австрал. писателей-реалистов - М. Кларка, С. Радда, Р. Болдре-вуда,
 пьесы Ф. Хопкинса.
  В нач. 20 в. коммерч. т-ры Австралии переживают кризис, вызванный
 конкуренцией иностр. коллективов, гастролировавших в Австралии.
 Начинается погоня за прибылью, художеств. уровень репертуара резко
 снижается; классика идёт всё реже, ставятся бессодержательные муз.
 комедии и сенсационные, часто реакционные пьесы.
  В период 1-й мировой войны, временно ослабившей в Австралии иностр.
 конкуренцию, деятельность коммерч. т-ров вновь активизировалась.
 Посещаемость возросла в связи с постановкой пьес, отражающих совр.
 политич. события. Ведущими актёрами А. т. этого периода были: Дж.
 Маклерен, Ф. Хави, А. Фриф, М. Фейн, Д. Брайтон, С. Мод, Ф. Янг, М. Мур
 и др.
  В первой четверти 20 в. буржуазным коммерч. т-рам противостояла
 деятельность вновь созданных прогрессивных лит.-театр. объединений и
 т-ров: "Ежегодные вечера, посвящённые австралийской драме" (1909-12),
 "Клуб любителей т-ра" (1918), "Актёры-пионеры" (1922-26) в Мельбурне,
 "Народный т-р" под рук. Керри Теннант (1929) в Сиднее, домашний т-р Э.
 Дэвидсон (20-е гг.) в Окли. Эти организации, выдвинувшие лозунг: "За
 национальную драму и народный театр!", впервые поставили пьесы австрал.
 авторов Л. Эссона, К. Причард, У. Мура, К. Уотсон, В. Палмера, С. Макки
 и др. Режиссёрами спектаклей выступали сами драматурги, исполнителями -
 актёры-любители. Деятельность этих объединений имела большое значение в
 формировании реалистич. нац. А. т., однако они не могли противостоять
 коммерч. т-рам из-за отсутствия проф. актёров, а также из-за финансовых
 трудностей.
  Значит, вклад в развитие демократич. А. т. внесли т. н. "репертуарные
 т-ры" - небольшие полупроф. и любительские театр. коллективы, возникшие
 в 10-х и 20-х гг. 20 в. (в Мельбурне, Сиднее, Перте, Хобар-те, Брисбене,
 Аделаиде). "Репорту арные т-ры" ставили пьесы австрал. драматургов (А.
 Сомервилл, Б. Дейвис, М. Эффорд, X. Дрейк-Брокман, К. Данкан) и
 зарубежных авторов (Ибсен, Синг, Йитс, Шоу, Голсуорси, Моэм). В 1915
 актёр А. Уилки приехал в Мельбурн со своей шекспировской труппой, к-рая
 работала здесь до 1926, постепенно пополняясь австрал. актёрами. Эта
 труппа ставила пьесы Шекспира, пытаясь реставрировать спектакли эпохи
 Возрождения. В 1928 появилась другая прогрессивная труппа - Д. Рибуша,
 пропагандировавшая систему К. С. Станиславского.
  Популярными жанрами А. т. в 20 в. продолжали оставаться опера и
 балет. На развитие австрал. муз. т-ра значит, влияние оказали гастроли
 ряда крупных европ. оперных артистов и, в пер'вую очередь, Ф. И.Шаляпина
 (1929). В 20-е гг. в Сиднее организовалась "Оперная лига",
 способствовавшая развитию нац. оперы. Среди исполнителей - Н. Мелба,
 первая австрал. певица, гастролировавшая в т-рах Европы и Америки,
 певцы: Бедфорд, Р. Иттлер, Д. Маккинес. В 30-е гг. широкую известность
 получила австрал. певица М. де Ганст. В первой половине 20 в. австрал.
 композиторы создали новые музыкально-сценич. произведения: оперы
 "Эндимион" Дж. Антилла, "Джованни", "Леди Долли", "Девушка-мавританка"
 А. Хилла (либретто многих из этих опер основаны на легендах племени
 маори); комич. оперы "Примадонна" и "Дьявол её возьми" А. Бенджамина;
 балеты "Балетная сюита корробори" Дж. Антилла, "Терра Ау-стралис" и
 "Морская легенда" Э. Роуф, "Трагедия моды" Гуссенса, "Фауст" X. Крипса,
 "Трилогия Жанны д'Арк", "Сфинкс", "Маска Люцифера", "Каин и Авель" М.
 Лорбера, "Калейдоскоп" и "Эурока" Дж. Пенберти, "Аркаринга" Г. Купера.
 Значит, часть этих произв. построена на австрал. сюжетах.
  Для развития австрал. хореографии большое значение имели гастроли А.
 Жене (1913) и труппы А. Павловой (1926 и 1929). Со 2-й пол. 20-х гг.
 были открыты балетные школы, руководимые рус. танцовщиками (А. Долинов -
 в Сиднее, 1926; Л. Саранова- в Мельбурне, 1928). В 1929 М. Бурлаков
 (танцовщик труппы А. Павловой) и Л. Лайтфут основали "Первый
 австралийский балет", выступавший в Сиднее в "Са-вой т-ре" со
 спектаклями "Лебединое озеро", "Коп-пелия"; "Шехеразада" на муз.
 Римского-Корсакова, "Петрушка" Стравинского и балетами австрал.
 композиторов: "Роксанда" Р. Малинга, "Плод забвения" Р. Пенникуика. В
 1937 в Аделаиде при "Университетском т-ре Гилд" организовалась балетная
 труппа во главке с Дж. Зибертом, просуществовавшая до 1950. В 1941 был
 создан "Южно-австралийский балетный клуб" под рук. Дж.Приста. В 1939 в
 Мельбурне открылась балетная школа ("Балетная академия Борован-ского"),
 в к-рой была сформирована балетная труппа, с успехом выступавшая во мн.
 городах Австралии и Новой Зеландии. С 1938 значит, роль в развитии
 австрал. балета играла "Балетная студия национального театр. движения",
 поставившая св. 60 балетов. На базе этой студии в 1949 была организована
 "Национальная балетная труппа" (просуществовала до 1952) в составе: Дж.
 Грим, Л. Гоулдинг, Р. Рид, М. Скотт, балетмейстеры - Л. Мартин, Дж.
 Александер, Дж. Прист и др. Труппой руководили Э. Борованский и В.
 Тви-ди.
  Совр. австрал. балет следует традициям классич. хореографии. Но
 существуют и модернист, труппы, пропагандирующие "абстрактный" танец
 (труппа Г. Боденвейзер и др.).
  Обострение обществ, противоречий в Австралии вызвало еще в нач. 30-х
 гг. попытки организации демократич" театр. коллективов, противостоящих
 господствующим бурж. тенденциям. В 1932 в Сиднее и Мельбурне возникли
 драматич. секции при "Рабочих художественных клубах" - первые полупроф.
 рабочие т-ры. Они ставили пьесы австралийских (К. Причард, В. Пал-мера,
 К. Данкан), франц., англ. драматургов и произв. русских и советских
 писателей ("Бронепоезд 14-69", "Враги"; "Разгром" по Фадееву, пьесы
 Гоголя, Чехова, Билль-Белоцерковского, Афиногенова и др.). В 1936
 рабочие театр. коллективы объединились в "Лигу нового т-ра",
 развернувшую активную деятельность в период 2-й мировой войны. "Лига"
 способствовала появлению т. н. "новых т-ров" ("нью т-р"), в создании
 к-рых большую роль сыграли австрал. коммунисты. После 2-й мировой войны
 "новые т-ры", среди к-рых ведущее место занимает "Новый т-р" в Сиднее,
 превратились в крупные стационарные полупроф. т-ры. Кроме спектаклей в
 закрытых помещениях, труппы выступают также и на улицах городов, в
 рабочих посёлках, на фабриках и заводах. Они ставят пьесы совр.
 прогрессивных австралийских писателей (М. Брэпд, Р. Лоулера, Л. Риса),
 пьесы, написанные актёра?, я и являющиеся откликом на происходящие в
 стране обытия, пьесы советских авторов (Горького и др.), пьесы писателей
 др. социалистич. стран ("Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни, пьесы Л.
 Круч-ковского и др.), произв. англ. и амер. авторов (О' Кей-си, Мальца,
 Стейнбека, Гоу и д'Юссо, Миллера и др.).
  Наряду с "новыми т-рами" в Австралии возникли т.н. "малые т-ры"
 ("литл т-р") - полупроф. театр. коллективы, объединяющие передовую
 интеллигенцию. Популярностью пользуется любительский студенческий т-р
 Мельбурнского ун-та, среди пост. к-рого пьесы и инсценировки рассказов
 Чехова (на рус. яз.). Созданы новые проф. т-ры, театральные объединения:
 в 1951 в Сиднее организована Нац. оперная компания Юж. Уэльса, к-рая в
 1952 слилась с Мельбурнской оперной компанией. Объединённая труппа даёт
 регулярные спектакли в крупных городах страны. В 1954 создана творч
 общественная организация - "Австралийский елизаветинский театр. трест",
 задачей к-рого является развитие всех жанров нац. проф. А.т.,
 продвижение на сцену и субсидирование пост. пьес, отмеченных на
 ежегодных конкурсах "Консультативного совета драматургов" Австралии
 (напр.,"Лето семнадцатой куклы" Лоулера в "Юнион т-ре" в Мельбурне,
 "Переменчивое сердце" Бейнона в "Университетском т-ре Гилд", "Смотри,
 ягуар" Нэша в "Керне литл тиэтр" и др.).
  Т. о., хотя общее организационное состояние А. т. препятствует росту
 этого вида нац. культуры (театр. коллективы, как правило, не имеют пост.
 помещений, материально не обеспечены, многие актёры вынуждены искать
 работу в т-рах Англии и США), передовые деятели, выдвигая требование
 обществ, и государств. поддержки нац. т-ра, стремятся освободить его от
 подражательности, эпигонского следования образцам европ. и амер. иск-ва.
  Лит.: II р и ч а р д К., Австралийский театр. "Интернациональная
 литература", 1939, ј 12; The Australian Encyclopaedia, v. 1 - Ballet and
 the Dance, v. 6-Music, v. 8-- Theatre, Sydney, 1958; I. T. Richard
 Beynon and "The Shif-tina: heart", "Overland", 1958, Winter, ј 12; К a r
 d о s s J., A brief history of the Australian Theatre, Sydney, 1955; М с
 Gr u i r e P., The Australian theatre, L.- Melb., 1948; Moore W., The
 Development of Australian drama, в кн.: Best Australian One-act Plays,
 Sydney, 1937; New Theatre. 15 years of production, Sydney, 1948; New
 Theatre proves that Art is a Weapon, "Tribune"", 1952, June 25; P h i 1
 1 i p s A. A., Delia Ribush and the Australian Theatre, в кн.: P h i 1
 11 p s A.A., The Australian Tradition, Melb., 1958; Rees L., Towards an
 Australian drama, Sydney - L., 1953; Rees L., New hope for Australian
 drama, "Overland-, 1956, Autumn-Winter, ј 7; Gr a r 1 i n J., Australian
 notes on the Ballet, Sydney, 1951; Orchard W. A., Music in Australia,
 Melb., 1951. Д. Я. Л. М.
  АВСТРИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В средние века в Австрии, как и в других
 еврод, странах, осн. драм. жанром была литургич. и полулитургич. драма,
 в к-рую в конце 13 в. включались сцены светского характера, постепенно
 выделявшиеся в самостоятельные произведения (например, комедия "О злых
 жёнах"). В 15-16 вв. в гуманистич. кружках осваивалось наследие
 античности, преим. произв. Плавта и Те-ренция. Драматурги-гуманисты К.
 Цельтис и Б. Хе-лидониус писали драмы (на латинском языке), в к-рых
 использовали античные и библейские сюжеты. Произв. В. Шмельцля - автора
 "Похвального слова Вене" (1548)-отмечены стремлением драматурга к нац.
 тематике. Формирование нац. А. д. началось в конце 17 в. после победы
 над турками (1683), значительно позже, чем в др. европ. странах. Это
 отставание было определено особенностями обществ, жизни Австрии.
 Экономич. отсталость страны, разоряемой войнами и феодальными
 междоусобицами, мешала развитию нац. культуры. Засилие католич. церкви и
 ориентация дворянства на исп., итал. и франц. культуру также задерживали
 становление нац. драматургии. Источником А. д. является фольклор
 народов, населявших территорию совр. Австрии, их песенное творчество,
 сатирич. рассказы (шпрухи, шванки). На этой основе в бродячих т-рах
 создавались импровизационные сцены бытового характера, широко
 использовались нар. сказания, легенды. К концу 17 в., несмотря на гнёт
 феодально-католич. реакции, демократич. культура Австрии окрепла и
 развилась, что нашло яркое выражение в творчестве крупнейшего австр.
 актёра и драматурга И. Страницкого, создавшего многочисленные комедии,
 трагикомедии и фарсы. Гл. персонажем этих комедий был Гансвурст,
 олицетворявший тип зальцбургского крестьянина. Комедии Стра-ницкого
 "Наказанное высокомерие турок", "Преследование из-за любви, или Жестокая
 королева..." строились на приключениях Гансвурста, связанных с
 актуальными событиями современности. Автор резко выступал против
 представителей светской и духовной власти.
  В 17 в. широкое распространение получила драматургия иезуитов,
 соединявшая в себе элементы средневековой дидактич. драмы (моралите) с
 ренессанс-ными мотивами (прославление светской жизни и её радостей).
 Авторы иезуитской драмы, используя ис-торич. и мифологич. сюжеты,
 проповедовали устойчивость феодализма, непогрешимость и величие церкви и
 императорской власти. Видным представителем австр. иезуитской драмы был
 Н. Аванцинус.
  С сер. 18 в. в Австрию проникают идеи франц. и нем. Просвещения.
 Однако развитие культуры Австрии проходило преим. в русле т. н.
 просвещённого абсолютизма. В этот период в А. д. сложилось два
 направления. Первое из них было связано с традициями бродячего
 демократич. т-ра. К нему принадлежали рыцарские и "волшебные" пьесы Ф.
 Хафнера ("Бюргерская дама", 1763, "Новый бурлеск", 1764, и др.), Э.
 Шиканедера, комедии актёров И. Ланге, Г. Стефани, П. Вейдмана. Под
 значительным влиянием выдающегося нем. теоретика и драматурга Г. Э.
 Лессинга развивалось творчество драматурга Ф. Хейфельда - автора пьес
 "Юлия, или Спор долга и любви" (1766), "Крестьянин с гор" (1767), и Т.
 Геблера, написавшего пьесы "Министр" (1771), "Клементина, или
 Завещание". Другое направление А. д. определялось развитием придворного
 т-ра и стремлением драматургов к подражанию франц. классицизму.
 Теоретиком этого направления был журналист И. Зонненфельс - автор "Писем
 о венской сцене" (1767-69). Драматург X. Ай-ренгоф написал трагедии
 "Ирена" (1781), "Клеопатра" (1783), являвшиеся прямым подражанием
 произв. франц. классицизма.
  В конце 18 - нач. 19 вв. в предместьях Вены открылись демократич. по
 направленности т-ры, для к-рых работали драматурги Й- А, Глейх, А.
 Вёйерле, К. Мейсль. Они создали жарр: венской нар. комедии, придав лит.
 форму элементам нар. т-ра, выражавшимся в сочетании реального и
 фантастического, в ярком бытовом колорите, остроте характеристик
 действующих лиц, юморе, переходящем в сатиру. Эти пьесы, героями к-рых
 были австр. ремесленники, крестьяне, буржуа, отражали современную жизнь.

<< Пред.           стр. 6 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу