<< Пред. стр. 602 (из 913) След. >>
представлений о методе социалистич. иск-ва, в известной мерезадерживавших её рост в конце 40-х -нач. 50-х гг. 20 в. Приход в
драматургию представителей молодого поколения драматургов (Т. Ружевич,
С. Мрожек, С. Гроховяк, Б. Дроздовский и др.) знаменовал не только
расширение круга тем, но и обогащение художеств. выразительных средств.
Лит.: Морозов П. О., История рус. театра до половины XVIII столетия,
СПБ, 1889; Резанов Вл., Школьные драмы польско-литовских иезуитских
коллегий, Нежин, 1916; Ростоцкий Б., Новое в драматургии, "Театр", 1947,
.ј 3; Классическая драматургия стран народной демократии, т. l. M., 1955
(раздел "Драматургия Польши", вступит, статья Б. Ростоцкого); Богатство
драматургической классики-советскому зрителю. Сб., М., 1956, с. 28-33;
Chmiel owski Р., Nasza literatura dramatyczna, t. 1-2, Peterburg,
1898; SzyJkowski M., Dzieje komedji polskiej. W zarysie, Kr., 1921; его
же. Dzieje nowozytnej trage-dji polskiej, Kr., 1923; Drama mieszczanska,
Warsz., 1955;
Dramaty staropolskie. Antologia (opracowal J. Lewanski), t. 1-6,
Warsz., 1959-64; Teatr Urszuli RadziwiHowej, Warsz., 1961. Б. Рос.
ПОЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР В НОВА-ХУТЕ (Teatr ludowy w Nowej Hucie;
Нова-Хута - рабочий район г. Кракова). Осн. в конце 1955 К. Ску-шанкой,
к-рая в 1955-63 была его директором и худ. рук. Совм. со своим мужем
реж. E. Красовским и худ. Ю. Шайной осуществляла программу воспитания
нового, рабочего зрителя, требовательного к идейной и художеств.
ценности спектакля. В репертуаре т-ра- острые по форме, новаторские по
средствам сценич. выразительности спектакли. В т-ре ставились спектакли,
в к-рых отразились политич. и моральные проблемы современности: "Имена
власти" Брошкевича (1958), "Похоронное шествие" Дроздовского (1962),
"Якобов-ский и полковник" Верфеля (1957), "Сиротский гений" Домбровской
(1959). Т-р обращался к новому прочтению классики: "Балладина"
Словацкого (1956), "Мера за меру" Шекспира (1956), "Орестея" Эсхила
(1960), "Дзяды" Мицкевича (1962, Гос. пр.). Популярность получили
спектакли: "Мыши и люди" по Стейнбеку (1956), "Бурная жизнь Лазика
Ройтшванца" по Эрен-бургу (1961). В 1957 т-р принял участие в фестивале
в Венеции, посвящённом Гольдони ("Слуга двух господ"), в 1958 выступал в
Париже в "Т-ре Наций" ("Турандот", "Якобовский и полковник"). С
1963-директор и худ. рук. Т-ра Шайна.
Лит.: TimoszewiczJ. iKralA., Teatr Ludowy Nowa Huta. 1955-1960,
Krakow, 1962; "Театр", 1961, ј 9, с. 174-76; 1962, ј 3, с. 131-32; 1963,
ј 7, с. 151; 1964, ј 2, с. 131-32; Гершкович А., По театрам Польши, в
кн.: Театр наших друзей, М., 1963. Еж. Т.
ПОЛЬСКИЙ ТЕАТР. На развитие польского театр. иск-ва оказало большое
влияние принятие христианства в 966 (по латинскому обряду). Зрелищные
традиции нар. игр и обрядов, связанных с дохристианским периодом, не
смогли получить развития, хотя иногда встречались в несколько изменённом
виде в выступлениях бродячих актёров - нар. потешников, т. н. франтов
(первые упоминания в 13 в.). В 16 в. эти бродячие актёры создали своё
профессиональное объединение, к 1547 относится статут цеха франтов
("Законы франтов"). Однако осн. формой театр. зрелищ в ср.-век. Польше
были: литургич. драма и позднее мистерия. О раннем распространении
литургич. драмы свидетельствует осуждение папой Иннокентием III участия
лиц духовного звания в представлениях, устраиваемых в костёлах. К 14 в.
относятся данные, подтверждающие распространение этого вида зрелищ
(напр., описывая Краков, Длугош рассказывает о "theatrales ludi" -
"театр. зрелищах"). Мистерии устраивались на сцене, разделённой на три
осн. части, изображавшие землю, небо и ад. Участниками спектаклей, кроме
членов церковных общин, были костёльные певцы, органисты, ученики школ,
студенты. Имеются сведения о существовании объединений студентов,
разыгрывавших в 16 в. мистерии в городах Кракове, Хелме, Ченстохове.
Представления литургич. и мистериальной драмы в Польше дают особенно
наглядные примеры проникновения в ткань религиозного сюжета мотивов
сатирич., подлинно народных. Их носителями были странствующие
потешники-франты, к-рые обычно исполняли комедийные роли чертей и слуг.
Сатирич. и бытовые мотивы с особой яркостью проявлялись в интермедиях,
перемежавших и порой пародировавших осн. действие.
В 16 в. получили широкое распространение представления кукольного
т-ра, т. н. шопки (szopka - сарай, место рождения Христа по евангельской
притче). Шопка близка укр. вертепу, белорус. батлейке, рус. т-ру
Петрушки. В основе представлений шопки было рождественское действо,
обычно щедро обогащённое интермедиями, вполне светскими по духу,
близкими нар. святочным играм.
С кон. 16 в., в пору католич. реакции, иезуиты и др. монашеские
ордена создавали школьные т-ры, получившие позднее широкое
распространение. В эти религиозно-схоластич., назидательно-аллегорич.
спектакли проникали, вопреки сопротивлению иезуитов, светские реалистич.
мотивы (в интермедиях, разыгрывавшихся по-польски, в отличие от лат.
текста осн. пьесы). Представления школьных т-ров давались в стенах
коллегий перед аудиторией учеников и преподавателей. Иногда спектакли
выносились и за пределы коллегий. Во 2-й пол. 18 в. просветительскую
реформу школьного т-ра осуществил С. Конарский (1700-73) - автор
написанной в духе классицизма трагедии "Эпаминонд" (пост. в Варшаве в
Коллегии знатных, 1756). Он же был первым переводчиком пьес Корнеля,
Расина, Мольера, Вольтера.
В эпоху Возрождения возникла ещё одна ветвь развития т-ра в Польше -
придворный театр. имевшая важное значение в установлении связи польск.
драматич. иск-ва с передовой театр. культурой др. стран. Одним из ранних
примеров зарождения этого вида т-ра явилось представление трагедии Я.
Коха-новского "Отправление греческих послов", исполненной 12 янв. 1578
любителями из знатнейших шляхетских родов в присутствии короля Стефана
Батория в Уяздове (под Варшавой).
С развитием придворного т-ра связано возникновение первых специально
оборудованных зданий. Особого расцвета придворный т-р достиг при
Владиславе IV, при к-ром существовала итал. оперно-балетная труппа и
труппа комедии дель арте (1634-48). Владислав IV основал первое
постоянное театр. помещение в королевском замке в Варшаве (1637). Сцена
была оборудована по последнему слову театр. техники тех лет и снабжена
усовершенствованной ма-шинерией по проекту арх. А. Лоччи. В 1616 при
дворе выступала труппа англ. комедиантов Д. Грина, в репертуаре к-рой
были пьесы Шекспира, Марло, Хей-вуда. Крупным событием в жизни т-ра
явилось представление на придворной сцене (впервые вне Франции) "Сида"
Корнеля (1661) в пер. А. Морштына. При дворе постоянно выступали нем.,
франц., итал. труппы. В 1748 был открыт театр. зал в Варшаве в
перестроенном здании т. н. "Опернхауза". От времени Станислава Августа
Понятовского - последнего польского короля, к-рый был просвещённым
меценатом и большим любителем т-ра, остались два значит, памятника
театр. архитектуры (в парке Ла-зенки, Варшава) - открытый амфитеатр (т-р
"На острове", 1790) и т-р "В апельсинной оранжерее" (1788).
Во 2-й пол. 18 в. в подражание королевскому двору польск. аристократы
строят и организуют у себя в поместьях собственные т-ры, деятельность
к-рых имела важное значение в формировании польск. нац. т-ра. Мн. пьесы
и переводы, пополнившие репертуар П. т., создавались именно для
магнатских т-ров (напр., первые польск. переводы пьес Мольера делались
для т-ра Радзивиллов в Несвиже, ведущие актёры варшавской сцены Б.
Сераковская и Я. Гемпиньский первоначально выступали в т-ре кн. А.
Сулковского в Рыдзыде).
19 нояб. 1765 был открыт "Т-р Народовы" в Варшаве - первый постоянный
публичный т-р Польши. На его сцене ставились произв. передовых польск.
драматургов, связанных с идеями Просвещения (Ф. Богомольца, Ф.
Заблоцкого и др.), и пьесы иностранных авторов. Нац. польск. театр.
иск-во вело постоянную борьбу с засильем иностр. трупп. В конце 18 в.
движение за становление нац. т-ра возглавил В. Богуславский. Он
выступает организатором и руководителем новых т-ров, режиссёром,
актёром, теоретиком сценич. иск-ва и педагогом, драматургом и
переводчиком. Будучи выразителем идей нац.-освободит. движения, к-рое
получило своё выражение в восстании Т. Костюшко (1794), Богуславский и в
последующие годы, в условиях, сложившихся после третьего раздела Польши
(1795), был в своей деятельности живым воплощением передовых идеалов
нац. освобождения, На протяжении многих лет он руководил "Т-ром
Народовы" (1783-84, 1790-94, 1799-1814). Особенно значит, его пост. на
сцене "Т-ра Народовы": политич. комедия Ю. У. Немцевича "Возвращение
депутата" (1791), написанная им самим опера-водевиль "Мнимое чудо, или
Краковцы и горцы" (1794, там же). В 1811 по инициативе Богуславского в
Варшаве открылась первая драматич. школа, для к-рой он написал
руководство "Драматургия, или Наука сценич. иск-ва" (1812). Среди первых
польских актёров, объединившихся в "Т-ре Народовы", были - К. Б.
Свежавский, выдающийся комик, непревзойдённый исполнитель т. н.
"кунту-шовых" ролей, т. е. ролей в пьесах, показывавших польский быт
(был удостоен почётного звания "Первого актёра Польши"), Я. Гемпиньский
(один из лучших исполнителей комедийных ролей в пьесах Ф. Заблоцкого,
Мольера, Бомарше), А. Ф. Жулковский, Б. Сераковская (с успехом
выступавшая в комедиях), К. Овсинъский (в репертуаре к-рого был Гамлет),
М. Шимановский, М. Ясинъская (выступавшая одно-врем. и в опере).
Выдающейся трагич. актрисой проявила себя Ю. Ледуховская.
Период развития П. т., последовавший после "эпохи Богуславского",
характеризуется разрывом между театр. практикой и лит. драмой,
достигающей в эту пору вершин в произв. революционных романтиков А.
Мицкевича и Ю. Словацкого. Но их драматич. произв. в пору создания
оставались за пределами театр. репертуара. Условия, сложившиеся после
раздела Польши (1815) и особенно после подавления восстания 1830-31,
способствовали разрыву между высокими образцами нац. драмы и текущим
репертуаром т-ров. Закрепить завоевания передового польск. т-ра помогают
комедии А. Фредро, критически, с живым юмором живописующие картины совр.
нравов, и проникнутые демократии, устремлениями пьесы Ю. Коженёвского.
Введение этих произв. в репертуар т-ров, наряду с лучшими творениями
мировой клас-сич. драмы, способствует развитию актёрского иск-ва,
оттесняя заполоняющую П. т. франц. комедию положений (Скриб),
сентиментальные пьесы (А. Дюма-сына) и др.
По инициативе части труппы "Т-ра Народовы" в Варшаве был открыт, как
его филиал, "Т-р Розмаитости" (1829). В 1836 труппа "Т.-ра Народ овы"
влилась в "Т-р Розмаитости", ставший наследником его лучших традиций.
Руководителем "Т-ра Розмаитости" был Б. Кудлич. Последователь
Богуславского, сменивший его в руководстве т-ром и воспитавший плеяду
польск. актёров, среди к-рых Б. Дависон, А. Жулков-ский, Л. Панчиковский
(создатель эпизодич. ролей, острая и запоминающаяся детализация к-рых во
мн. случаях определила стойкую сценич. традицию их исполнения), Л.
Гальперт.Ю. Рыхтер, Я. Круликовский.
С конца 60-х гг. 19 в. ведущим польским т-ром становится Краковский
т-р, к-рым рук. С. Козьмян. В этом т-ре сформировалась т. н. краковская
школа- школа передового реалистич. сценич. мастерства, направленного
против внешней декламационности, преувеличенной патетичности,
основанного на проникновении в психологию персонажа, на сдержанности
внешних" средств выражения. В репертуар Краковского т-ра входили
многочисл. произв. польск. и иностр. классики (Мицкевич, Словацкий,
Фредро, Шекспир, Мольер, Шиллер, Гоголь), пьесы совр. польск. авторов
(М. Балуцкий, Ю. Близиньский, Ю. Нажимский). Под рук. Козьмяна в
Краковском театре были заложены основы совр. иск-ва режиссуры.
Носителями и пропагандистами принципов краковской школы были актёры: В.
Рауацкий, А. Гофман, Ф. Венда, позднее -Б. Ладновский, Р. Желязовский,
Л. СолЬ-ский. В своих истоках с краковской школой связано творчество
крупнейшей польской актрисы X. Моджеевской. В области режиссуры эти
традиции были развиты Т. Павликовским, Ю. Котарбиньским. Традиции
сценич. реализма, упроченные краковской школой, нашли своё продолжение в
деятельности мн. виднейших актёров - К. Каминьского, М. Френкеля, М.
Пшибылко- Потоцкой, В. Семашко, А. Зельверовича, К. Адвентовича, Ю.
Венгжина и др.
С 60-х гг. 19 в. в театр. жизни Варшавы значит. место начинают
занимать т-ры в парках, действующие только летом: "Альгамбра", "Тиволи",
"Водевиль" и др. Несмотря на коммерч. характер, "лёгкий" развлекательный
репертуар, их деятельность имела и нек-рое положит. значение; здесь
выступали крупнейшие актёры, нередко ставились лучшие новые пьесы
(напр., пьесы Г. Запольской).
На рубеже века в театр. иск-ве начинают всё более явственно
сказываться бурж. влияния. Появляются спектакли, проникнутые
модернистско-декадент-скими настроениями (пост. пьес С. Пшибышевского и
др.). Космополитич. эстетизму Пшибышевского противостоял в своей
программе театр. реформ и в своей драматургии выдающийся поэт-драматург
и художник С. Выспянский. Его драмы не свободны от противоречий,
связанных с проникновением в его творчество символистских мотивов, но по
своим осн. устремлениям они явились продолжением принципов театр.
эстетики польск. революц. романтиков, прежде всего Мицкевича. Попыткой
противостоять духу бурж. коммерч. т-ра явилась организация "Т-ра
Польски" в Варшаве в 1913 по инициативе театр. деятеля А. Шифмана. "Т-р
Польски" объединил крупные актёрские и режиссёрские силы (Венгжин,
Зельверович, Пшибылко-Потоцкая, М. Цвиклиньская, А. Венгерко, Л. Шиллер,
Ю. Остэрва и др.), утверждал высокое качество репертуара, принцип
подчинения всех компонентов действия единому замыслу, новаторство
режиссёрских и декорационных решений. Важное значение в развитии П. т. с
начала 20 в. приобрели контакты с передовой рус. театр. культурой,
прежде всего с Моск. Художеств. т-ром. В годы 1-й мировой войны 1914-18
мн. крупные польск. актёры и режиссёры - С. Высоцкая, Остэрва, С. Ярач,
Зельверович, В. Брыдзиньский и др. работали в России, поддерживая тесные
связи с Моск. Художеств. т-ром, непосредственно с К. С. Станиславским.
По возвращении в Польшу они утверждали в своей сценич. практике принципы
передового реалистич. иск-ва. Остэрва, руководя созданным им т-ром
"Редута", строил его работу, во многом опираясь на принципы К. С.
Станиславского, своеобразно преломляя их.
Особенно важное значение в борьбе за передовой социально-насыщенный,
новаторский т-р имела деятельность виднейшего режиссёра Шиллера,
начавшего свою деятельность в 1917 на сцене "Т-ра Польски". В своём
творчестве Шиллер исходил из идей Выспянского, стремясь к созданию
спектаклей, проникнутых высоким гражданственным пафосом. В 1924-26
Шиллер возглавил (совместно с В. Хожи-цей и Зельверовичем) Т-р им. В.
Богуславского (Варшава), где ставил социально острые произв.-"Князь
Потёмкин" Мициньского, "Роза" Жеромского и др. Глубоким демократизмом
была отмечена деятельность С. Ярача, как актёра и руководителя т-ра
Атенеумь им. С. Ярача, открывшегося в Варшаве при Доме профсоюза
железнодорожников (1929). На этой сцене шли произв., вызывавшие широкий
общественный отклик ("Туронь" Жеромского, "Человек с портфелем" Файко и
др.). Несмотря на все трудности, в пору межвоенного двадцатилетия
предпринимались и опыты создания рабочего т-ра ("Рабочая сцена" в Лодзи,
где по инициативе В. Вандурского ставился пролог к "Мистерии-Буфф"
Маяковского, 1925, т-р под тем же назв. в городе Челядзь и др.).
Устремления передовых деятелей П. т. в предвоенные годы наталкивались на
сопротивление, а зачастую и на репрессии "санацион-ных" властей и смогли
получить своё развёрнутое выражение лишь в Нар. Польше.
В годы гитлеровской оккупации в условиях конспирации действовал
"Театр. совет" ("Рада театральна"), разрабатывавший программу
возрождения П. т. после освобождения, проводились театр. выступления (в
Кракове с 1941, действовал "Т-р Рапсодычны"), велась подготовка актёров
в драматич. школе. В 1943 на территории СССР был организован польск.
фронтовой т-р (под рук. В. Красноеецкого), к-рый в августе 1944 показал
первый спектакль в освобождённой Польше в Люблине.
После освобождения от фашистской оккупации (1944) начался процесс
строительства нового нар. иск-ва. Т-ры открывались не только там, где
они существовали до войны, но и на возвращённых Польше зап. землях (во
Вроцлаве, Щецине, Катовице, Гданьске, Олыптыне, Еленя-Гуре, Ополе,
Эльблонге и др.). К 1949 завершилась национализация т-ров. Уже в первые
годы после освобождения, в репертуар начали входить новые пьесы совр.
польск. авторов, но особенно важное значение в эту пору имела классич.
драматургия. Значительной вехой в развитии польск. сценич. иск-ва стал
фестиваль пьес Шекспира, проведённый в 1947. Лучшими спектаклями
фестиваля были: "Буря" (Т-р Войска Польского, Лодзь, реж. Л. Шиллер,
худ. В. Дашевский), "Ромео и Джульетта" (Т-р Земли Поморской, Торунь,
реж. В. Хожица), "Как вам это понравится" ("Т-р Выбжеже", Гдыня, реж. И.
Галль). В 1949 был проведён фестиваль рус. классич. и сов. пьес, имевший
большое значение в утверждении принципов социалистич. эстетики в
сце-нич. иск-ве Польши. Лучшие спектакли: "Три сестры" (Краковский т-р
им. Ю. Словацкого, реж. Б. Дом-бровский, худ. А. Стопка), "Любовь
Яровая" (там же), "На дне" ("Т-р Польски", Варшава, реж. Шиллер, худ. О.
Аксер), "Егор Булычев и другие" ("Т-р Народовы", Варшава, реж.
Красновецкий, худ. В. Дашевский), "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина
("Т-р Розмаитости", Варшава, реж. Б. Коженевскии) и др. В 1951 был
организован фестиваль совр. польск. пьес: "Обыкновенное дело" Тарна
("Т-р Вспулчесны", Варшава, реж. Э. Аксер), "Проба сил" Лютовского ("Т-р
Польски", реж. А. Бардини), "Восстановление Блэндомежа" Ивашкевича ("Т-р
Стары", Краков). В нек-рых пьесах и их пост. сказывался схематизм, порой
ощущалась сглаженность развития конфликта, что в значит, мере было
связано с проявлениями тех вульгаризаторских тенденций, к-рые суживали
понимание метода социалистич. иск-ва (особенно в кон. 40-х - нач. 50-х
гг.). Этим тенденциям противостояли лучшие произв. драматургии и
наиболее совершенные опыты её сценич. воплощения. Важнейшее значение
имела драматургия Л. Кручковского, в особенности его пьесы "Немцы"
(1949, "Т-р Стары", Краков, реж. Б. Домбров-ский, худ. Я. Косиньский) и
"Юлиус и Этель" (1954, "Т-р Польски", реж. А. Бардини, худ. О. Аксер).
Стремление к преодолению суженного, догматич. понимания возможностей
социалистич. иск-ва отчётливо проявилось в создании спектаклей: "Дзяды"
]\ицкевича ("Т-р Польски", реж. А. Бардини), "Человек с ружьём" ("Т-р
Народовы", реж. Коженевскии, худ. В. Дашевский, в роли В. И. Ленина - И.
Ма-ховский и Я. Вощерович, Шадрин - Я. Курнакович), "Оптимистическая
трагедия" ("Т-р Драматычны", Варшава, реж. Л. Замков), "Баня" ("Т-р
Новы", Лодзь, реж. К. Деймек, худ. Я. Косиньский), "Кавказский меловой
круг" Брехта (первая пост. Брехта в Нар. Польше, Краковский т-р им. Ю.
Словацкого, реж. И. Бабель, худ. А. Стопка). В репертуар вошли новые
пьесы: "Год 1944" Кусьмерека (Т-р Войска Польского, Варшава), "Крот"
Лютовского ("Т-р Народовы"), "Справедливые люди" Брандыса (Т-р им. С.
Ярача, Лодзь) и др., и хотя нек-рые т-ры ставили пьесы С. Беккета, Э.
Ионеско и др. авторов т. н. "т-ра абсурда", эти спектакли не нашли
поддержки у широкого зрителя.
В П. т. последних лет в репертуар широко входит польская романтич.
драма, пьесы Мицкевича ("Дзяды", 1962, "Т-р Людовы", Нова-Хута, реж.
К.Ску-шанка и Е. Красовский, худ. Ю. Шайна), Словацкого ("Кордиан",
1957, "Т-р Народовы", реж. Э. Аксер совм. с Я. Кречмаром, худ. В.
Дашевский), Выспянского ("Свадьба", Краковский т-р им. Ю. Словацкого,
реж. А. Вайда; "Т-р Повшехны", Варшава, реж. А. Ханушкевич, оба - в
1963) и др. Значительным событием стало появление на сцене пьес
Кручковского "Первый день свободы" (1959, "Т-р Вспулчесны", Варшава,
реж. Аксер). Разнообразные искания в области воплощения совр. польск.
драматургии отчётливо видны в пост. пьес: "Похоронное шествие"
Дроз-довского (1962, "Т-р Людовы", Нова-Хута; "Ате-неум", Варшава,
1963), "Стефан" Ярецкого и Раков-ского (1964, т-р в Олыптыне), "Партита
для деревявГ-ного инструмента" Гроховяка (1964, Т-р им. Остэр-вы,
Люблин). Опыты совр. прочтения старопольской драмы с успехом