<< Пред. стр. 605 (из 913) След. >>
воспроизведения первой пост., бережным отношением к стилю произведения.В 1929 совм. с Ф. В. Лопуховым и Л. С. Леонтьевым П. пост. балет
"Красный мак" (Т-р оперы и балета им. Кирова). В 1939-41 и с 1944-гл.
репетитор балетной труппы Т-ра оперы и балета им. Кирова.
Лит,: Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского
балета, т. 2, Л., 1939, с. 189-90. В. Ч.
ПОНОМАР‚В, Евгений Петрович (4. II. 1852- 3. II. 1906) - рус. театр.
художник. Учился в Акад. художеств (1862-82). С 1887 состоял на службе в
Дирекции имп. т-ров. Работал гл. обр. в области театр. костюма.
Наибольший интерес представляют костюмы П. к спектаклям "Руслан и
Людмила" (1886), "Млада" Римского-Корсакова (1892), "Аида" (1893);
"Фиделио" Бетховена (1905), "Снегурочка" (1905) - в Мариинском т-ре.
П. принадлежит либретто нескольких опер. АН. Ш.
ПОНОМАР‚НКО, Дмитрий Дмитриевич [р.14(27).X. 1909] - укр. сов. артист
оперетты. Нар. арт. УССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1933
окончил Студию при театре "Берез?ль". В 1932 начал сценическую
деятельность в Харьковском театре им. Шевченко. В 1940-61 - артист
Харьковского, с 1961 - Киевского театров музыкальной комедии.
Роли: Яшка, Писарь ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова, "Майская
ночь" Рябова), Голохвостый ("За двумя зайцами" Рождественского), Сусик
("Трембита" Милютина), Боцман ("Севастопольский вальс" Листова), Сако
("Кето и Котэ" Долидзе), Бони ("Сильва" Кальмана) и др. С. 3.
ПОНОМАР‚НКО, Евгений Порфирьевич [р.24. II (9. III). 1909] - укр.
сов. актёр. Народный артист СССР (1960). Чл. Коммунистической партии с
1944. В 1926-36 работал в Одесском т-ре им. Октябрьской революции.
Окончил драматическую студию при этом т-ре (1928). Осн. роли:
Беспризорный Ко-тя ("Кадры" Микитенко, 1930), Хлестаков (1933);
Мичман Кноррис ("Гибель эскадры", 1933), Грумио "Укрощение
строптивой", 1933). С 1936 П. - актёр Т-ра им. Франко (Киев), где ярко
раскрылось его многогранное дарование. Творчество П. отличается
художеств. простотой, тонким лиризмом, поэтичностью. На сцене Т-ра им.
Франко, П. создал образ Дон Карлоса(1936). Глубоким драматизмом был
исполнен образ Петра ("Последние", 193 7) С яркой реали-стич.
характерностью играл Л. роли: Дергачёва ("Последняя жертва", 1939),
Трофимова ("Вишнёвый сад", 1945), Ивана ("Суета" Карпенко-Карого, 1942).
Глубокое проникновение в мысли и чувства сценич. персонажей
характеризует исполнение ролей: Шванди ("Любовь Яровая", 1951), Олега
Кошевого ("Молодая гвардия", 1947), Сергея Горлова ("Фронт", 1942),
Тараса Шевченко ("Петербургская осень" Ильченко, 1953). Эмоционально,
взволнованно играет П. роли Не-з намова (1947), Дмитра ("Ой не ходи,
Грицю..." Ста-рицкого, 1938), Клавдио ("Много шума из ничего", 1940).
Способность актёра глубоко и точно раскрывать все детали судьбы героя
подтвердило исполнение роли Доменико Сориано ("Филумена Мартурано" Де
Филиппо, 1958). Снимается в кино.
Соч.:Пономаренко е-. Думки артиста, "Радянське мистецтво", Кив, 1961,
1 с?чня, ј 1.
Лит.: М а р'я н ? в с ь к а Т., е. П. Пономаренко, "Веч?рн?й Кив",
Кив, 1956, 8 лютого, .ј 33. В. Ник.
ПОНОМАР‚НКО, Таисия Васильевна (р. 26. XII. 1925) - укр. сов. певица
(лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. УССР (1962). В 1950 окончила
Одесскую консерваторию. В 1944-50 - солистка Одесского т-ра оперы и
балета, с 1951 - Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев).
Партии: Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Наталка ("Наталка-Полтавка"
Лысенко), Марьяна ("Арсенал" Г. Май-бороды), Татьяна, Лиза; Леонора
("Трубадур"), Чио-Чио-сан и др.
ПОНО (Pens), Лили (р. 13. IV. 1905) - французская артистка оперы
(лирико-колоратурное сопрано). Училась в Парижской консерватории по
классу фортепьяно. Серьёзно заниматься пением начала с 1926. После
выступления в ряде французских городов в 1931 дебютировала на сцене т-ра
"Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), с к-рым связана вся её творческая
жизнь. П. гастролировала в театрах "Ко-вент-Гарден" (Лондон), "Колон"
(Буэнос-Айрес). П. - одна .из крупнейших вокалис-ток 20 в. Её голос,
отличавшийся исключительной подвижностью, лёгкостью, чистотой и яркостью
тембра, поражал замечательно развитым верхним регистром (до ф а 3-й
октавы). Партии: Лючия ди Ламмермур (о. п. Доницетти), Лакме, Розина,
Джильда; Амина ("Сомнамбула" Беллини), Филина ("Миньон" Тома),
Шемаханская царица ("Золотой петушок"). Известна как концертная певица.
С 1955 выступает эпизодически. Вс. Г.
ПОНСАР (Ponsard), Франсуа (1. VII. 1814-7. VII. 1867) - франц.
драматург. Член франц. академии (с 1855). В 30-е гг. 19 в. испытал
влияние романтизма, но уже в 1840 в статье "О м-ль Рашель, Кор-неле,
Расине и Шекспире" П. предлагал возродить классицистскую трагедию,
смягчив строгость "правил", упростив стиль, допустив большую динамику в
развитии действия. П. воплотил эту программу в своих пьесах; пост.
трагедии "Лукреция" (1843, т-р "Одеон", с участием актёров М. Дорваль и
П. Бокажа) ознаменовала возникновение "школы здравого смысла". Героям
прогрессивного направления романтизма противопоставлялся
идеализированный либеральный буржуа, изображению противоречивых
контрастных явлений - драма с ослабленным конфликтом, ограничивающаяся
критикой злоупотреблений. Эти черты характерны для историч. трагедий П.
- робко антиклерикальной "Агнес де Мерани" (1846, "Одеон") и
антиякобинской пьесы "Шарлотта Корде" (1850, т-р "Комеди Франсез"),
отразившей усиление реакции в стране. Те же тенденции отличают и комедии
П. "Честь и деньги" (1853, "Одеон"), "Биржа" (1856, там же). В историч.
комедии "Влюблённый лев" (1866, "Комеди Франсез") П. стремился доказать,
что компромисс - высший долг революционера. Буржуазно-пропагандистские
тенденции драматургии П. развивали в 50-80-х гг. 19 в. Э. Ожье, А.
Дюма-сын и др.
Соч.: Oeuvres completes, v. 1-3, Р., 1865-76; в рус. пер.-Честь и
деньги, СПБ, 1857.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963- Beuchat G.,
Histoire du naturalisme francais, t. 1-2, [P., 1949]; Janin J., F.
Ponsard, P., 1872;
L a t г e i 1 1 e С., La fin du theatre romantique et Francois
Ponsard, P., 1899. Я. Шр.
ПОНСЕЛЬ (Ponselle), Роза (р. 22. I. 1897) - амер. артистка оперы
(драматич. сопрано). По национальности итальянка. С 14 лет пела в
водевилях и муз. ревю. р. Понсель в роли Брала уроки у У. Торнера в
Джулии. Нью-Йорке. По рекомендации Э. Карузо П. была принята в т-р
"Метрополитен-опера", где с успехом дебютировала в 1918. Здесь исполнила
партии, выдвинувшие её в ряды лучших вокалистов 20 в.: Джулия
("Весталка" Спонтини), Норма (о. п. Беллини), Леонора ("Сила судьбы"
Верди), Джоконда (о. п. Понкьелли), Рашель ("Дочь кардинала" Галеви).
Последняя работа П. - партия Кармен. После 1937 выступала эпизодически в
концертах. Иск-во П. сформировалось под влиянием итал. вок. школы.
Прославилась как замочат, исполнительница опер Верди. Выдающийся мастер
"классич. бель канто П. тонко воплощала авторский замысел, ее мощная
вокализация была насыщена экспрессией и страстной патетикой. П. - прямая
предшественница М. Каллас.
Др. партии: Аида, Виолетта;
Елизавета ("Дон Карлос" Верди), Реция ("Оберон" Вебера), Матильда
("Вильгельм Телль" Россини), Селика ("Африканка" Мейер-бера). Вс.Т.
ПОНСОВА, Елена Дмитриевна [р. 14 (27). V. 1907] - рус. сов. актриса.
Нар. арт. РСФСР (1957). В 1925 поступила в 3-ю Студию МХАТа, на основе
к-рой был создан Т-р им. Вахтангова. Первой ролью П. была Мокеиха
("Виринея" Сейфуллиной и Правдухина), к-рую она сыграла, будучи
студенткой. В дальнейшем- актриса Т-ра им. Вахтангова. Дарование П.
особенно полно раскрылось в остро характерных ролях. Актриса владеет
мастерством перевоплощения, создала ряд ярких, гл. обр. комедийных,
образов, использует приём гротеска, комич. бытовые подробности, большое
внимание уделяет гриму, костюму. Ведёт педа-гогич. работу в ГИТИСе, в
Театральном уч-ще им. Щукина.
Роли: Зобунова ("Егор Булычев и другие"; Гос. пр. СССР, 1952),
Начальница пансиона ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Масевна ("На золотом
дне" Мамина-Сибиряка). Капка ("Чёрные птицы" Погодина) и др. B.'M.-M.
ПОНТАЛЕ, П о н т - А л e [Pontal-Alais; наст. имя и фам.-Жан д е л'Э
спин (Jean de FEspine)] (конец 15 в. - ок. 1540), - франц. актёр. Один
из первых и наиболее прославленных актёров периода профессионализации
ср.-век. т-ра, исполнитель фарсов и моралите (прозвище П. происходит,
по-видимому, от назв. парижского моста Але, близ к-рого он устраивал
свои представления). Был также драматургом и сочинял "игры", мистерии,
сотй, фарсы. Выступал в Париже, где в 1512 участвовал в сотй Гренгора
"Игра о принце дураков...", и в провинциальных франц. городах (Нанси,
Бар). Ф. Рабле считал П. самым большим мастером смеха ("Гар-гантюа и
Пантагрюэль", гл. 20).
Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С.
Мокульского, т. 1, M., 1956; Petit de Julie-ville L., Les comediens en
France au Moyen age, P., 1885; его же. Repertoire du theatre comique en
France au Moyen age, P., 1886. A. Мое.
ПОНТАН (Pontan) (наст. фам. - Ш п а н м ю л-л е р), Якоб (1542-1626)
- нем. теоретик и деятель школьного т-ра иезуитов. Был преподавателем
древних яз. и риторики в иезуитских коллегиях в Инголь-штадте и
Аугсбурге. Руководил школьными спектаклями. В 1594 П. выпустил
"Поэтику"-учебник по теории иск-ва, в к-ром ярко выражены реакц.
тенденции иезуитского т-ра. В разделе драматич. жанров П. утверждает
превосходство жанра высокой трагедии над жанром нар. комедии. П.
решительно выступал против пьес, изображающих "бедствия и несчастия
ничтожных людей низкого состояния".
Лит.: Резанов В. И., К истории рус. драмы. Экскурс в область театра
иезуитов, Нежин, 1910. Г. Г у р.
ПОПА (Рора), Виктор Ион (11. VIII. 1895-30. III. 1946) - рум.
драматург, театр. деятель. Окончил Консерваторию драм. иск-ва и курсы
поэта М. Код-ряну в Яссах. В 1913 дебютировал пьесой "Водоворот".
Успехом пользовалась комедия для детей "Цветы и бабочки" (1919),
сочетавшая романтику нар. сказки и тонкий юмор. Позднее П. работал в
Бухаресте как режиссёр Нац. т-ра, Нар. т-ра и директор труппы М.
Вентуры. Организовывал театр. труппы, дававшие спектакли на фабриках и в
сёлах. Автор пьес: "Лань" (1921, Нац. т-р), "Великое распутье" (1922),
"Герань на окне" (1928, Нац. т-р), "Таке, Янке и Кадр" (1946, Нар. т-р)
и др. П. выступал с критикой бурж. морали, лицемерия и ханжества, нац.
нетерпимости. Пост. спектакли: "На дне";
"Сильные души" Петреску, "Ученик дьявола" Шоу, "Топаз" Панъоля и др.
В своих режиссёрских работах стремился к точности сценич. деталей и
боролся за совр. реалистич. т-р. Считал, что иск-во должно быть доступно
народу, утверждал воспитательное значение т-ра.
ПОПОВ, Алексей Дмитриевич [12 (24). III. 1892- 18. VIII. 1961] - рус.
сов. режиссёр, теоретик т-ра, педагог. Нар. арт. СССР (1948). Чл.
Коммушстич. партии с 1954. Начал творч. путь сотрудником МХТ в 1912.
Играл в МХТ и 1-й Студии МХТ (1912-18) роли:
Василий ("Мысль" Андреева), Аполлон ("Провинциалка" Тургенева),
Дантье ("Гибель ,, Надежды"" Хейерманса) и др. Первая режиссёрская
работа П. "Незнакомка" Блока в Мансуровской студии (1916) осталась
незавершённой. В 1918-23 - актёр, режиссёр и руководитель Т-ра студийных
постановок (Кострома); пост. здесь "Потоп" Бергера и "Сверчок на печи"
по Диккенсу (по режиссёрским экспликациям 1-й Студии МХТ), "Ученик
дьявола" Шоу, "Вечер чеховских миниатюр", "Вечер, посвящённый Парижской
Коммуне", "Женитьба Фигаро";
"Волки" Роллана, "Невероятно, но возможно" Плетнёва. В 1923 П.
возвратился в Москву и стал режиссёром 3-й Студии МХАТа (с 1926 - Т-р
им. Вахтангова). Первая пост.-"Комедии Мериме" (1924). П.-организатор и
воспитатель ряда творч. коллективов, убеждённый реалист. Он оказал
большое воздействие на формирование идейно-художеств. позиций Т-ра им.
Вахтангова (где работал до 1930) и на творч. судьбу Т-ра Революции (в
к-ром он был художеств. рук. в 1930-35). Пост. своих лучших совр.
спектаклей П. осуществлял в тесном контакте с сов. драматургами, отражая
совр. проблемы, добиваясь их философско-идейного решения. В спектаклях
20-х гг. - "Виринея" Сейфуллиной и Прав-духина (1925), "Разлом" (1927) в
Т-ре им. Вахтангова был создан образ народа, творящего революцию, перед
зрителями предстали большие социальные полотна. Поэзию и героич. пафос
труда раскрывали спектакли "Поэма о топоре" (1931), "Мой друг" (1932) и
"После бала" (1934) Погодина (пост. в Т-ре Революции), ставшие важным
этапом в истории сов. т-ра. Эти спектакли передавали одухотворённость
повседневной жизни. Режиссёр требовал от актёров "волнения от мысли",
внимания к интеллектуальной природе сов. человека. В 1935-60 П.
возглавлял Центр, т-р Красной (ныне Советской) Армии.
Лучшие совр., историч. и историко-революц. спектакли П., поставленные
в ЦТСА, - "Год 19-й" Прута (1936) "Падь Серебряная" Погодина (1939),
"Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (1939), "Степь широкая"
Винникова (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Флаг адмирала" Штейна (1950;
Гос. пр. СССР, 1951), "Поднятая целина" по Шолохову (1957) и др. -
отличаются идейной и художеств. значительностью. В жанре героич. комедии
была пост. пьеса "Давным-давно" А. К. Гладкова (1942; Гос. пр. СССР,
1943). Великая победа над фашизмом запечатлена в эпич., народ но-героич.
спектакле "Сталинградцы" Чепурина (1944). Проникновенное понимание ярких
индивидуальностей сов. людей, их богатого духовного мира отличало все
спектакли П. о современности.
Значителен вклад П. в интерпретацию классики на сов. сцене. Он
глубоко раскрыл гуманизм мировоззрения Шекспира, показав оптимизм,
страстность, непреклонную волю его героев - "Ромео и Джульетта" (Т-р
Революции, 1935, 2-я сценич. ред.-1948), "Укрощение строптивой" (Центр,
т-р Красной Армии, 1937). Неистребимой силе любви посвящён спектакль
"Ромео и Джульетта". Идея борьбы за человеческое достоинство лежала в
основе спектакля "Укрощение строптивой". Осуществляя пост. "Ревизора"
(1951), П. передавал огромный темперамент мысли, силу воображения
Гоголя, его желание пробудить в человеке сознательное отношение к жизни.
В своей режиссёрской практике и теории П. развивал лучшие традиции
рус. режиссуры, добивался синтеза творческих принципов
К.С.Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова. Черты
его режиссёрского метода - идейная активность, острое ощущение времени,
жизненного материала, стиля автора, своеобразия актёрских дарований. В
своих спектаклях П. изображал народ как истинного творца истории. Особое
внимание уделял разработке принципов построения нар. сцен. Утверждая
принципы школы переживания в актёрском иск-ве, П. стремился к созданию
полнокровных человеческих характеров, к эмоциональности, образности
театр. представления (П. выдвинул тезис о "замысле, одухотворённом
большой идеей, выраженном в эмоционально-образной форме"). Большое
значение для развития сов. театр. иск-ва имеют тео-ретич. работы П., в
к-рых он утверждает решающую роль прогрессивного мировоззрения в
творчестве, требует идейного и этич. единства театр. коллектива. П.
теоретически обосновал и осуществил в своих лучших спектаклях требование
идейной и художеств. целостности спектакля, гармонии всех его частей,
единства формы и содержания, строгого соответствия сценич. и жизненной
правды.
Много внимания уделял П. развитию мастерства актёров. Участие в его
пост. сыграло большую роль в формировании иск-ва актёров разных
поколений - Б. В. Щукина, М. Ф. Астангова, М. И. Бабановой, Д. Н.
Орлова, Л. И. Добржанской, Л. М. Фетисовой, А. А. Попова и др. П.
добивался от актёра перевоплощения на основе подлинного человеческого
переживания, идейной страстности, неотделимой от мастерства,
эмоциональности, проникнутой волей, мужеством. П. был воспитателем мн.
актёров и режиссёров. С 1919-на педагогич. работе. Преподавал в уч-ще
при ЦТКА и в ГИТИСе (с 1940- профессор, в 1961 - худ. рук. ГИТИСа).
Режиссёры, ученики П., работают во мн. т-рах Сов. Союза и за рубежом (Б.
А. Львов-Анохин, А. Б. Шатрин - Москва, В. Адамек, Ч. Коварж, Е.
Шмералова - Прага, В. Понсо - Таллин, и др.).
Соч.: Художественная целостность спектакля, М., 1959; Спектакль и
режиссер, М., 1961; Воспоминания и размышления о театре, М., 1963;
Искусство великой эпохи (Советский актер и его герои), в сб.: Работа
режиссера над советской пьесой, М.-Л., 1950; Опыт режиссерского
построения народных сцен, в сб.: Вопросы режиссуры, М., 1954,
Вахтангов-надежда Станиславского, в сб : Евг. Вахтангов. Материалы и
статьи, М., 1959; Об искусстве перевоплощения актера, в сб.:
Режиссерское искусство сегодня, М., 1962.
Лит.: Зоркая Н., Творческий путь А. Д. Попова, М., 1954; Проблемы
образа в сценическом творчестве (Материалы занятий), вып. 1, М., 1959
(Творческ. лабор. нар. артиста СССР А. Д. Попова). А, О.
ПОПОВ, Алексей Фёдорович [16(27). 111.1733- 25. IV (6. V). 1799]рус.
актёр и педагог. Сподвижник Ф. Г. Волкова. В конце 40-х гг. 18 в. вместе
с др. представителями молодёжи из разночинцев участвовал в создании т-ра
в Ярославле (1750). В 1752 после показа спектаклей ярославцев в
Петербурге (первый спектакль - "Хорев" Сумарокова, в гл. роли - П.) был
оставлен в столице и определён для получения образования в Шляхетный
корпус. В 1756 вошёл в труппу 1-го постоянного гос. публичного рус.
т-ра. Играл роли первых любовников в комедии. Лучшая роль - Злорадов
("Мот, любовью исправленный" Лукина).
Др. роли: Европеец ("Прибежище добродетели" Сумарокова, 1759),
кавалер МенехМ ("Менехмы, или Близнецы" Реньяра, 1763), Добронравов
("Пустомеля" - обработка Лукиным пьесы Буасси, 1765) и др.
В 1783 оставил сцену. С 1782 преподавал в Театр. уч-ще.
Лит.: Всеволодский-Гернгросс В. Н., Ф. Г. Волков и русский театр его
времени, в сб.: Ф. Г. Волков и русский театр его времени, М., 1953, с.
30, 31, 33, 95. Ю. Гл.
ПОПОВ, Андрей Алексеевич (р. 12. IV. 1918) - рус. сов. актёр,
режиссёр. Нар. арт. СССР (1965). Сын А. Д. Попова. В 1936 поступил в
Студию при Центр, т-ре Красной Армии. С 1940 - актёр, с 1963- гл. реж.
этого т-ра. В первых же эпизодич. ролях- Начальник всеобуча
("Пархоменко" Иванова, 1941), Писарь наградного отдела ("Сталинградцы"
Чепу-рина, 1944), выявилась яркая одарённость П., его склонность к
острой характерности. Лёгкость, стремительность эмоций в сочетании с
гротеском, буффонадой отличали исполнение роли мальчика-недоросля
Сильвена в комедии Лабиша "Копилка" (1945). Дальнейшее творчество П.
раскрыло широту диапазона его дарования, склонность актёра к
психологически сложным ролям, стремление вдумчиво разобраться в духовной
жизни человека. Игра П. в этих ролях мягка, внутр. смятенность героев
элегична, они мечтательны, честны, чисты. В манере, близкой драматургии
А. П. Чехова, играет П. одну из своих лучших ролей - Якова Богомолова
(о. п. Горького, 1962), создавая обаятельный образ человека-труженика,
мечтателя, творца. Сдержанно и тонко переданы актёром трудные раздумья
антифашиста Росса в спектакле "Последняя остановка" Ремарка (1957).
В актёрском искусстве П. получили развитие традиции рус. актёрской
школы, её душевность, сдержанность, умная эмоциональность. Ученик своего
отца, П.- убеждённый сторонник иск-ва перевоплощения на основе
подлинного человеческого переживания. Среди комедийных ролей П.Хлестаков
(1951). Истоки яркого комизма П., неистовая одержимость его комедийных
героев одной страстью и внутр. неожиданный драматизм восходят к
традициям рус. комедии. П. равно близок добрый и грустный юмор Чехова и
беспощадная, тяготеющая к гротеску сатира Гоголя. Ярким
жизнеутверждением пронизан солнечный образ Петруччо ("Укрощение
строптивой", 1956).
П. создал галерею характеров сов. людей: энтузиаст нар. строек 30-х