<< Пред. стр. 607 (из 913) След. >>
со зрителями. Творч. деятельность П. была отмечена неутомимыми исканиямисредств сценич. выразительности, её иск-во выражало неудовлетворённость
окружающей жизнью, тему морального подвига. Созданные ею образы -
Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Луиза Миллер; Катюша
Маслова ("Воскресение" по Л. Толстому), Соня ("Дядя Ваня") - были
проникнуты протестом против пошлой обывательской жизни и бурж. морали.
Тонкий лиризм сочетался в игре П. с трагедийностью. Лучшие роли: Медея,
Антигона, Сафо (о. п. Еврипида, Софокла, Грильпарцера) и др. В 1937
оставила сцену. П.- автор пьес, критич. статей, переводов произв. совр.
зап. драматургии.
Лит.: Сборник в чест на Роза Попова и Маня Икономо-ва. С., 1926;
Денизов Б., Икономов Н., Волга река театральна антология, "Маска", С.,
1952; Сто години на български театър, С., 1956, с. 291-302; "Театър"
1961, ј 1. Сп. С.
ПОПОВИЧ-СТ‚РИЯ, Йован - см. Стерия-По-пович, Йован. ПОПбВИЧ-БАЙР‚ЙТ
(Popovici-Bayreuth), Ди-митрие (23.VII.1859-6.IV.1927) - рум. артист
оперы (баритон). Учился в Бухарестской консерватории по классу пения
проф. Д. Штефэнеску; совершенствовался в Вене. С 1882-в труппе Нац. т-ра
в Бухаресте. С 1889 - в Праге, в Новом нем. т-ре, в 1890 - в Гор. т-ре.
Талантливый интерпретатор и пропагандист творчества Вагнера, П.-Б. в
составе вагнеровской труппы А. Неймана гастролировал в Германии,
Австрии, США, Петербурге (сезон 1897-98), участвовал в Байрёйтских
фестивалях (отсюда его псевдоним); исполнял партии: Тельрамунд
("Лоэнгрин"), Курвеналь ("Тристан и Изольда"), Альберих, Вотан ("Кольцо
Нибелунга"), Ганс Сакс ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Клингзор
("Парсифаль"), Голландец ("Летучий голландец").
'Др. партии: Риголетто; Ренато ("Бал-маскарад" Верди), Эскамильо;
Тонио ("Паяцы"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Гуно), Нелуско
("Африканка" Мейербера).
П.-Б. основал и был первым директором (1919-27) Рум. т-ра оперы и
балета в Клуже. В 1904-18 - директор Бухарестской консерватории, проф.
кафедры пения. Среди учеников: Т. Грозэвеску, Д. Фоле-ску, Г.
Теодореску, Л. Поп и др.
Лит.: Starcea G..OIariu C.,D. Popovici-Bay-reuth artist si animator
(1859-1927), CluJ, 1957; Кырж а н К., Христя И., Не померкла их слава,
"Нар. Румыния", 1960, ј 8; В. Л., Немецкая опера. Пересказ опер, назнач.
к постановке в имп. Мариинском т-ре, 1898..., СПБ, 1898. А. Ив.
ПОПУРРИ (франц. pot-pourri, основн. значение - блюдо из смеси разных
видов мяса и зелени) - произведение (номер), состоящее из разл.
оркестровых, оперных, опереточных или танцевальных отрывков (мотивов),
нар. или др. песен, лит. миниатюр и т. п. Соответственно различаются
муз. П. (наиболее распространённая разновидность этого жанра), вокальные
и т. д. ' А. Шн.
"ПОРГИ И БЕСС" ("Porgy and Bess") - опера Дж.Гершвипа, либр. Дюбоса
Хейуорда и А. Гершвин по пьесе Дюбоса и Дороти Хейуорд. Пост. 30 нояб.
1935, Бостон (дирижёр Смолленс, реж. Мамулян, худ. Судейкин; Порги -
Дункан, Бесс-Браун, Спортинг-Лайф-Баблс, Краун- Колман, Сирина - Элзи,
Клара - Митчелл). Опера шла на сценах мн. городов мира, в т. ч. в
Париже, Лондоне, Берлине, Варшаве, Риме.
В Сов. Союзе пост. 18 апр. 1945 Ансамблем сов. оперы ВТО дод худ.
рук. К. Попова и муз. рук. А. Хессина, Москва (пер. С. Болотина и Т.
Сикорской; Порги - Петров, Бесс - Малькова, в др. ролях: Гладков, Донец,
Бондарь. Текст читала Резникова). В 1956 показана амер. труппой "Эвримен
опера", гастролировавшей в Москве и Ленинграде (дирижёр Смолленс, реж.
Брин, художники Рот и Мейс; Порги - Скотт, Бесс - Флауэрс, Сирина -
Тигнен, Клара - Кольберт, Краун - Мак-Кёрри, Спортинг-Лайф -Эттлс).
Издания: "П. и Б.", клавир, N. Y., published by Gershwin Publishing
Corporation, [1935]; M., "Музыка",1965. Я. Гр.
ПбРПОРА (Рогрога). Никола (17. VIII. 1686 - 3.VIII.1768)-итал.
композитор, оперный капельмейстер и вок. педагог. Учился в одной из
неаполитанских консерваторий. Работал в Неаполе, Венеции, Дрездене,
Лондоне (возгл. т-р "Линкольне Инн Филдс", конкурировавший с
"Королевской академией музыки") и Вене, где у него занимался И. Гайдн.
Последний видный представитель неаполитанской оперной школы, П.
культивировал в своих операх вок. виртуозность. Создал св. 50 опер (мн.
на либр. П. Ме-тастазио), серенады, оратории, инструмент, соч. Среди
них-"Агриппина" (1708, Неаполь), "Феми-стокл" (1718, Вена; нов. о. п.,
1743, Лондон), "Сифакс" (1725, Милан), "Митридат" (1736, Лондон),
"Филанд-ро" (1747, Дрезден), "Торжество Камиллы" (1760, т-р "Сан-Карло",
Неаполь; переделка одноим. его оперы, 1740). Выдающийся педагог, П.
подготовил мн. прославленных кастратов-певцов: Каффарелли, Фари-нелли,
А. Уберти (прозванный в честь учителя-Пор-порино), Ф. Салимбени, певицу
сопрано Р. Минготти и др. П. изображён Жорж Санд в романе "Консуэло".
Лит.: Walk'er F., A chronology of the life and works of Nicola
Рогрога, в кн.: Italien studies, v. VI, Cambr., 1951, p. 29-62; "La
Scala", Mil., 1957, ј 1, genn. (статья U. Prota-Giurleo). Б. Ш.
ПОРТАЛ СЦЕНЫ (позднелат. portale, от лат. porta - ворота) -
архитектурный портал, отделяющий сцену от зрительного зала и образующий
портальное отверстие - т. н. зеркало сцены. Прообразом П. с. является
сцена рим. т-ра: декоративно оформленная сцена с тремя входами (scenae
frons), отделявшая просцениум от внутр. части сценич. помещения. В 16 в.
в Италии П. с. служила одна из поперечных арок дворцового зала,
задрапированная тканью. Позже, в 17 в., с развитием оперы, потребовавшей
применения сложной постановочной техники, возникла необходимость в
сооружении т-ров со спец. сценой-коробкой, отделённой от зрительного
зала постоянным П. с. (описание П. с. впервые встречается в сочинении
итал. арх. Н. Саббатини "Об искусстве строить декорации и машины на
театрах", 1639).
В совр. т-ре П. с. имеет чаще всего форму прямоугольника с
закруглёнными верхними краями. За "арлекином (драпировкой, полосой
холста), подвешивающимся наверху, с внутр. стороны арки П. с. помещается
подъёмный или раздвижной занавес. Особым видом П. с. является временный
декоративный портал, составляющий архитектурное обрамление первого плана
сцены. Такой П. с. имеет боковые проходы, спец. занавес, а иногда и
потолок. Декоративный портал составляет часть декорац. оформления
спектакля; одновременно он используется для сокращения размеров зеркала
сцены. Пространство сцены, заключённое внутри декоративного П. с.,
принято называть внутр. просцениумом. При новой сценич. технике
применяются подвижные декоративные П. с. на роликах, представляющие
собой металлич. 3- или 4-ярусные прямоугольные "башни", служащие для
установки на них светоаппаратуры и одновременно для диафрагмирования
зеркала сцены.
Лит.: Извеков Н. П., Техника сцены, Л.-М., 1940;
Архитектура античного мира, М., 1940, с. 73-74; Ф и н-кельштейнЕ.Л.,
Театральная техника XVI-XVII вв., в кн.: Работы по технике сцены. Сб.
статей. Л., 1937, с. 3-38.
ПОРТНОЙ, Рамиль Маркович (р. 11.1.1908) - молд. сов. драматург. В
1950-51 написал одноактные пьесы из колх. жизни: "Наш праздник", "По
уставу" и "Девушка с приданым". В 1952 на сцене Молдавского т-ра была
пост. пьеса "Песня о Лэпушнице" - о росте нового человека, о
сознательном труде. В 1959 там же была пост. пьеса "Нелетающие птички" -
о борьбе с очковтирательством, о развитии культуры молд. села. Комедия
"Надёжный дом" (1959, Молд. т-р) поев. новым отношениям в сов. семье. В
1963 издана пьеса "Лесная красавица". П. перевёл с рус. на молд. яз.
пьесы: "Гроза", "Вишнёвый сад", "Егор Булычев и другие".
Лит.: Очерк истории молдавской советской литературы, М., 1963, с.
204-10. Д, П.
ПОРТО-РЙШ (Porto-Riche), Жорж (20.III.1849- 4. IX. 1930) - франц.
поэт, драматург. Чл. Франц. академии (с 1923). Лит. деятельность начал в
1872. Как драматург дебютировал стихотворной драмой "Головокружение"
(1873, т-р "Одеон"), за к-рой последовала историко-романтич. пьеса
"Драма из времён Филиппа II" (1875, там же). Подлинную популярность и
видное место П.-Р. во франц. драматургии в значит. степени определили
пост. его пьес реж. А. Антуаном:
"Удача Франсуазы" (1888, Свободный т-р), "Влюблённая" (1891,
"Одеон"), "Прошлое" (1897, там же). Для пьес П.-Р. характерен изощрённый
психологизм, показ непреодолимой, фатальной силы чувственной страсти над
людьми.
Соч.: Theatre complet, v. 1-2, P., 1926. Лит.: See Ed., Porto-Riche,
P., 1932; M u 1 1 e r W., G. de Porto-Riche (1849-1930), l'homme, le
poete, le dramaturge, P., 1934. И. Лил.
"ПОРТ-CEH-MAPTEH" (Port-Saint-Martin) - французский театр. Осн. в
Париже на бульваре Тампль. Открылся 27 окт. 1781. Вначале здесь шли
спектакли т-ра "Опера", в 1794 т-р был закрыт. В 1804 помещение приобрёл
актёр и писатель Дюминан, к-рый ставил здесь мелодрамы Г. Пиксерекура,
надолго определившие репертуар и популярность "П.-С.-М.". Подлинный
расцвет "П.-С.-М." связан с пост. произв. романтич. драматургии; на его
сцене были впервые показаны "Марион Делорм" (1831), "Лукреция Борджа",
"Мария Тюдор" (обе в 1833) Гюго, "Антони", "Ричард Дарлинг-тон" (обе в
1831), "Нельская башня" (1832), "Катерина Говард" (1834) Дюма-отца. В
1840 в "П.-С.-М." пост. спектакль "Вотрен" Бальзака, запрещённый после
первого представления. Во всех этих спектаклях играли выдающиеся
романтич. актёры: Фредерик-Леметр, М. Дорваль, Бокаж. В дни Парижской
Коммуны 1871 преследуемые версальскими войсками коммунары заняли здание
т-ра и отстреливались из его окон. Во время боя начался пожар и т-р
сгорел, но вскоре был вновь отстроен.
В поел. четв. 19 - нач. 20 вв. "П.-С.-М." стал центром
литературно-театр. жизни Парижа. Здесь ставились пьесы Э. Ростана
("Сирано де Бержерак", "Шантеклёр"), А. Батая ("Дитя любви") и др.
популярных в то время драматургов. На сцене т-ра выступали Сара Бернар,
Б. К. Коклен (в 1895-1909 возглавлял "П.-С.-M."), Г. Режан, Л. Гитри и
др. С 20-х гг. 20 в. в репертуаре т-ра утверждаются оперетта и лёгкая
комедия. Во главе "П.-С.-М." - М. Ренье.
ПОРТУГАЛ, Португал да Фонсека (Portugal da Fonseca), Маркуш Антониу
(24. III. 1762-7.11.1830) - португ. дирижёр и композитор. Крупнейший
португ. композитор рубежа 18-19 вв. Музыке учился в семинарии в
Лисабоне. В 1785-92 работал дирижёром в лисабонском т-ре "Салитри". Соч.
и пост. неск. популярных комич. опер на португ. яз. ("Продавщица
каштанов", 1787, и Др.). В 1792-1800 жил в Италии. Написал здесь оперы в
традиц. неаполитанском стиле, к-рые были пост. в разл. городах Европы:
"Путаница из-за сходства", "Два горбуна" (обе в 1793, т-р "Паллакорда",
Флоренция), "Принц-трубочист" (1794, т-р "Сан-Мойзе", Венеция; 1797,
Петербург), "Фернандо в Мексике" (1798, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция) и
др. В 1800-10 П.- дирижёр и директор т-ра "Сан-Карлуш" (Лиса-бон), пост.
здесь свои оперы: "Адраст" (1800), "Смерть Семирамиды" (1801), "Заира" и
"Триумф Клелии" (обе в 1802), "Золото любви не купит" и "Софонисба" (обе
в 1804), успешно конкурировавшие на португ. сцене с итал. операми. С
1810 П. жил в Бразилии, работал дирижером т-ра "Сан Жоан" в
Рио-де-Жанейро, возгл. (с 1813) консерваторию в Вера-Крус.
Лит.: Almeida С а г v a l h a e s M. P. P. de, M. Portugal na sua
musica dramatica..., Lisboa, 1910. А. Г p,
ПОРТУГАЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
Издавна в стране существовали примитивные нар. представления. Имеются
сведения (12 в.) о диалоги-зырованных романсах и буффонных
представлениях пмпровизац. характера - аремедилыош, исполнявшихся
жонглёрами. При дворе трубадуры исполняли несложные муз. драмы
(вильянсикос, пасторелас и др.). С конца 13 в. дворцовые церемонии
сопровождались пышными представлениями масок ("момуш"), в к-рых
участвовали придворные. Долгий период владычества арабов задержал
развитие литургической драмы, появившейся в конце 12 в. В конце 15 в.
усиление политич. могущества Португалии, рост экономики страны,
становление ренессансной культуры дали толчок развитию П. т. и д.
Родоначальником нац. т-ра стал Ж. Висенте, автор св. 40 пьес,
ставившихся при дворе. К школе Висенте принадлежали А. Алва-риш -
создатель жанра пьес о житиях святых, актёр Ж. Рибейру, высмеивавший в
"Ауто о физике" врачей-шарлатанов, и др. Эти авторы ориентировались в
своём творчестве на нар. представления.
Учёно-гуманистич. классицистскую драму, развивавшуюся под влиянием
античных и итал. авторов, пропагандировали театр. представления в ун-тах
и во дворцах. Крупнейшие представители учёно-классицистского т-ра - Ф.
Са ди Миранда, автор комедий "Илоземцы", "Фанфароны", написанных под
влиянием комедий Ариосто; А. Феррейра, создатель первой португ. трагедии
"Иниж ди Каштру" (ок. 1558) и "комедии характеров" "Ревнивец" (1558). К
этой школе принадлежал Л. Камоэнс, автор комедий "Ауто об Амфитрионах",
"Филодемо" (обе изд. 1587).
Установление церковной цензуры, преследование (с сер. 16 в.)
светского т-ра инквизицией привели к кризису португ. т-ра. Период исп.
владычества (1581- 1640) характеризуется дальнейшим упадком нац. т-ра.
Однако опыт исп. ренессансного т-ра в нек-рой мере обогатил португ.
драматургию. Ж. Феррейра ди Ваш-конселуш, С. Машаду всвоих драмах
использовали приёмы исп. комедии Возрождения, они создавали пьесы с
острой социально-критич. направленностью. С конца 16 в.
учёно-классицистская драма переходит к иезуитам, под руководством к-рых
в ун-тах и др. учебных заведениях ставились переводы античных трагиков и
пьесы на сюжеты из религиозной истории (на португал. и лат. яз.).
В 16 в. в Лисабоне возникли первые публичные т-ры, т. н. "патиу",
создававшиеся по образцу исп. корра-лей. В 1588 открыт "Патиу Посу ду
Борратен", в 1594- "Патиу дас Аркас" (существовал до 1755; в 1715-16
здесь выступала первая проф. труппа Ж. Феррейры). В 17 в. в "Патиу дас
Аркас", во главе к-рого до 1612 был Ф. Диас де ла Торре, а в 1619-40 -
его жена К. де Карвахаль, выступали исп. труппы под рук. К. Переса, Ф.
Паскуаля и др., ставились пьесы исп. драматургов эпохи Возрождения и
португ. авторов - Ж. Кордейру, П. Салгаду, Ж. ди Матуш Фрагозу. Эти
авторы писали свои комедии по-испански, ориентируясь на исп. образцы. В
числе немногих драматургов, продолжавших нац. традиции, обогащавших их
опытом исп. ренессансной драмы, был Ф. Мануэл ди Мелу, автор
комедии-фарса "Дворянин-новичок".
В 1640 в результате нар. восстания Португалия отделилась от Испании и
вновь получила независимость. Однако т-р во 2-й пол. 17 в. находился в
состоянии упадка, усилилась цензура, публичные т-ры всё чаще ставили
чисто зрелищные, развлекат. спектакли.
В 18 в. преобладающее место занял жанр "низкой" комедии (comedia
baixa),исполнявшейся часто т-рамя марионеток. Крупнейшие драматурги
этого жанра:
А. Жозе да Силва (казнён инквизицией), автор острых социальных
комедий; Н. Луиш, актёр и автор драмы "Иниж ди Каштру" (1760), сатирич.
комедии "Мужья-щеголи и проницательные жёны" (изд. 1783); Ж. Да-ниэл,
создатель фарсов и интермедий; Л. Ж. Пимента-и-Анташ и др. А. Ж. да
Силва стал одним из зачинателей португ. "опер" (комедий с муз.
номерами). Первая из них - "Жизнь Дон Кихота Ламанчского" (текст Силвы,
автор музыки неизв.) - пост. в 1733 в т-ре "Байру-Алту", основанном в
нач. 18 в. (в нём ставились преим. "низкие" комедии). Силва создал 8
"опер", лучшая из них - "Войны Алекрима с Ман-жероной" (композитор -
португалец А. Тейшейра, пост. 1737). Первым португ. оперным композитором
был А. ди Алмейда ("Терпение Сократа" на итал. либр., пост. 1733). В
т-ре "Байру-Алту" в 30-х гг. 18 в. появились португ. проф. актёрские
труппы, руководимые известными актёрами С. К. Нунишем, П. ди Алканта'
рой и др. Этот т-р пользовался особой популярностью с 1764, когда им
руководил Н. Луиш; в труппу т-ра входили известные актёры Ж. Фелиш, Ж.
Прокопиу, С. Р. ди Агьяр и др. В 1794 большая часть актёров этого т-ра,
возглавлявшаяся А. Ж. ди Паула, составила новую труппу, ставившую
спектакли в т-ре "Салитри" (открыт в 1782), а затем в т-ре "Руа душ
Кон-диш" (работал с конца 17 в., восстановлен в 1760).
Во 2-й пол. 17 в. при дворе широкую популярность получила итал.
опера. В 1712 во дворце Рибейры пост. первая нац. опера "Алфей и
Аретуза" Л. К. да Кошта-и-Фариа. В 1734 в Лисабоне открыт первый
публичный оперный т-р "Триндади", где выступали итал. оперные труппы.
Оперные спектакли шли поочерёдно с драм. пост. и спектаклями т-ра
марионеток (до 1800) и в т-ре "Руа душ Кондиш". Были открыты королевские
т-ры оперы: "Ажуда" (в 1737), "Форти" (в 1753), "Опера ду Тежу" (в
1755). Крупнейшим оперным т-ром Португалии становится т-р "Сан-Карлуш"
(осн. в 1793).
Против исп. и итал. влияния в т-ре выступила в сер. 18 в. группа
писателей-просветителей, объединившихся в лит. академию "Аркадия
Лисабонская" (открыта в 1757). Члены Академии - М. ди Фигейреду, автор
трагедий "Эдип", "Вириат" (обе 1757), "Осмиа" (1773), "Иниж" (1774) и
др., А. Диниж да Круш-и-Силва, написавший комедию "Фальшивый героизм"
(1755), П. А. Коррея, Гарсан, Д. Рейш Кита и др. призывали к реформе
португ. т-ра на основе принципов франц. классицизма. Однако
классицистская трагедия и комедия, утвердившиеся с конца 18 в. на
португ. сцене, не имели успеха у зрителей.
Возрождение нац. т-ра связано с направлением,романтизма, возникшим в
обстановке бурж. революц. движения, борьбы против абсолютизма и нац.
подъёма 20-30-хх гг. 19 в. Большое значение в истории португ. т-ра имела
деятельность Ж. Б. Алмейды-Гаррета. Пост. его историч. драм "Ауто Жила
Висенте" (1838), "Оружейник из Сантарена" (1842), "Брат Луиж ди Соу-за"
(1844) в т-ре "Руа душ К ондиш" положили начало романтич. т-ру. В 1836
Алмейда-Гаррет стал директором Генеральной инспекции нац. т-ра и зрелищ
в Лиса-боне, оснрвал Консерваторию драм. 'иск-ва - первую в Португалии
театр. школу. По его инициативе открылся в 1846 Т-р королевы Марии II,
ставший одним из центров театр. культуры Португалии. В 19 в. в португ.
т-ре получили преобладание произв. романтиков-последователей
Алмейды-Гаррета: Ж. да Сил-ва Мендиш Леала-"Человек в чёрной маске"
(1840), "Паж из Алжубарроты" (1846), "Первая любовь Бока-жи" (1865); Ф.
Гомиш ди Аморина, автора историко-романтич. драмы "Гиджи" (1851 или
1852), социально-обличит. драм "Расовая ненависть" (1854), "Белые рабы";
И. Фейжо, К. Каштелу Бранку и мн. др. Их пьесы нередко отличались
мелодраматизмом, сценич. эффектами, особенно усилившимися в
позднероман-тич. эпигонской драме 2-й пол. 19 в. Произв.. романтич.
направления способствовали формированию нового поколения актёров.
Особенную известность приобрели трагедийная актриса Э. даж Невиш, Ж. А.
Роза, актёр и режиссёр Ф. Палья и др.
В оперном т-ре господствовало итал. влияние, к-рое пытался преодолеть
лишь композитор А. Машаду.
К сер. 19 в., после падения диктатуры Кошта-Кабрала, в обстановке
роста бурж. отношений в стране, драматурги обращаются к совр. тематике и
создают произв., выражающие прогрессивные социальные тенденции.
Появлению реалистич. драматургии способствовала деятельность
писателей-реалистов т. н. коимбр-ской лит. школы. В конце 19 в.
реалистич. направление было представлено творчеством Ж. да Камара, к-рый
написал социально-обличит. комедию "У очага" (1876), драмы "Старики"
(1893) и "Трясина" (1894);
А. Эниша - автора антиклерикальной драмы "Ла-заристы" (1875); М.
Мескита, выступившего с бурж. трагедией "Крайняя скорбь" (1895); А. М.
Герра Жун-кейру, написавшего антимонархич. драм. поэму "Родина" (1896).
Принципы реализма развивал в своих драмах Ж. Данташ и др. Утверждению
реалистич. социально-тенденциозного театр. иск-ва способствовала
деятельность Т-ра королевы Марии II, к-рый в 1880-99 возглавляли
поборники реалистич. школы, актёры Э. Бразан, бр. Ж. и А. Роза. В эту
труппу входили Р. Дамасену, А. Феррейра да Силва и др. Произ. реалистич.