<< Пред. стр. 619 (из 913) След. >>
Выступал в любительских спектаклях. Как актёр-профессионал участвовал вгастрольной поездке В. Ф. Комиссаржевской (1902-03; роли: Келлер и
Кесслер - "Родина" и "Бой бабочек" Зудермана, Паратов и др.). В 1903-08
Р.- в труппе Т-ра Корша в Москве. Блестящие внешние данные, элегантные
манеры, умение носить костюм обеспечили Р. успех в т. н. салонных
комедиях. Созданные им образы были отмечены жизнерадостностью, обаянием,
юмором. "...Естественность и непринужденность тона, пленительную манеру
вести разговор, лукавую усмешку, стремительную смену выражений лица -
все то что ему было дано природой, он сумел перенести на сцену "е
утратив ни доли жизненности и правдивости" (Н и к у л и н Л., Люди
русского искусства, 1947, с. 211). Работа в Т-ре Корша под рук. Н. Н.
Синельникова заменила Р. театр. школу: Р. приобрёл здесь опыт, технику,
чувство ансамбля, выработал особую изящную простоту исполнения. Среди
его крупных работ - Дульчин ("Последняя жертва", 1904), На-блоцкий
("Карьера Наблоцкого" Барятинского, 1904), Анатоль (о. п. Шницлера,
1904), Музон ("Красная мантия" Бриё, 1905). В 1908-11 Р. играл в Одессе
(у М. Ф. Багрова); роли:
Астров ("Дядя Ваня", 1908), Глумов (1908) и Крутицкий (1910) - "На
всякого мудреца довольно простоты", Петруччио (1909); Бенедикт ("Много
шума из ничего", 1910) и др. В 1911-14 Р.- актёр киевского Театра
Со-ловцова; роли: Каренин ("Живой труп", 1911), Тар-тюф (1911), Дон Жуан
(о. п. Мольера, 1912) и др. Создавая разнохарактерные образы, Р. добился
творческой самобытности и искусства перевоплощения, умения точно
передавать стиль автора, достиг виртуозности в ведении диалога и отделке
деталей. В 1914-18 Радин играл в труппе Московского драматического т-ра
Е. М. Суходоль-ской; роли: Джон Уортинг ("Легкомысленная комедия для
серьёзных людей" Уайльда, 1914), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу, 1914), кн.
Вольский (1916) и Дра-гоменецкий (1917) - "Касатка" и "Горький цвет" А.
Н. Толстого.
В 1918-32 (с небольшими перерывами: сезон 1924/25-Т-р им. МГСПС,
1927-28 - Краснодарский т-р) Р. работал в Т-ре б. Корш; был здесь
актёром, режиссёром, нек-рое время и художеств. руководителем. Роли:
Альцест ("Мизантроп" Мольера, 1918), Дон Се-зар де Базан ("Рюи Блаз"
Гюго, 1918), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1920), Шпекин
("Ревизор", 1924, впервые-в 1905), Микаэль ("Праздник Иоргена"
Прокофьева по Бергстедту, 1924), Берлюро ("Торговцы славой" Паньоля и
Нивуа, пост. Р., 1926), Кюре ("Ремесло г-на кюре" Вотейля, пост. Р.,
1927), Мерц ("Инженер Мерц" Никулина, пост. Р., 1928), Берсенев
("Разлом" Лавренёва, 1927), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко,
1928), Топаз ("Болото" Паньоля, пост. Р., 1929). Наиболее значит, пост.
Р.- "Цианистый калий" Вольфа (1930). В 1932-35 Р.-в труппе Малого
театра; роли: Звездинцев ("Плоды просвещения", 1932, впервые -в 1928),
Болингброк ("Стакан воды" Скриба, 1932, впервые-в 1912), Захар Бардин
("Враги" Горького, 1933), Ленчицкий-сын ("Бойцы" Ромашова, 1934). В сов.
время блестящее, лёгкое, изящное дарование артиста углубилось, приобрело
социальную остроту, сатирич. чёткость; в его же образах Мерца и
Ленчицкого-сына звучала радость утверждения новой жизни.
Лит.: Синельников Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935; Д у р ы
л и н С. Н., Н. М. Радин, М.- Л., 1941; Никулин Л., Люди русского
искусства, М., 1947. Е фил.
РАДИОПОСТАНОВКА - одна из форм художе ственного радиовещания:
передача по радио записанной на пленку пьесы или инсценировки лит.
произв. В Р. широко применяются повествовательные и описательные
элементы; важное место занимает ведущий (чтец, выступающий от лица
автора или героя произв.). Являясь "незримым спектаклем", Р*. даёт
неограниченный простор слушателю для работы воображения; каждый "видит"
происходящее по-своему и т. о. слышимое становится "зримым". Осн.
выразительные средства Р.- звучащая речь, музыка, шумы. Поэтому большое
значение придаётся в Р. звуко-голосовой характеристике образа, созданию
звуко-шумовой атмосферы действия (ветер, орудийные залпы, шум мотора,
шаги и т. п.), нахождения акустич. среды (запись со щитами, стереофония
звука, запись с ревербератором). При сов1э. технике записи режиссёры всё
чаще начидают использовать магнитофонные аппараты, записывая отдельно на
них текст, музыку, шумы и достигая затем путем многократных "наложений"
интересных результатов. Среди Р.: "Буратино" (1951), "Маленький принц"
по Сент-Экзюпери (1961), "Первый учитель" по Айтматову (1962), "Золотой
кошель" (1963, по нарт-скому эпосу), "Десять дней, которые потрясли мир"
по Риду (1963), "На этой стороне" Гонсалеса (1964) и др. Лучшие Р.
связаны с именами актёров и режиссёров О. Н. Абдулова, М. И. Бабановой,
Н. В. Литвинова, Р. Иоффе, Р. Я. Плятта, А. А. Консовского, В. А.
Сперантовой и др.
Лит.: Микрюков М., Радиотеатр - искусство, "Театр", 1964, .ј 12. Мар.
Т.
РАДИЩЕВ, Александр Николаевич [ 20(31).VIII. 1749,
Москва,12(24)ЛХ.1802, Петербург] - рус. писатель, революц. просветитель,
философ-материалист. Автор книги "Путешествие из Петербурга в Москву",
за опубликование к-рой был приговорён к смертной казни, заменённой
ссылкой в Сибирь (книга была сожжена). Учился в Петерб. пажеском
корпусе, в Лейпцигском ун-те. На формирование мировоззрения Р. большое
влияние оказали деятели франц. Просвещения (Вольтер, К. Гельвеций,
Д.Дидро, Ж. Ж. Руссо), рус. просветители (Я. П. Козель-ский, Н. И.
Новиков). Цель иск-ва Р. видел в воспитании "истинного сына отечества",
считал, что т-р должен быть учителем и организатором народа. Отстаивая
иск-во действенное и правдивое, т-р глубоких страстей и высокого пафоса,
Р. высоко оценивал творчество Шекспира. Высказывания Р. о т-ре вошли в
его философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии"
(1792, изд. 1809).
Лит.: Пиксанов Н. К., Радищев и Грибоедов, в кн.: Радищев. Статьи и
материалы, Л., 1950; Рыбник А. М., Русская театральная критика XVIII и
первой четверти XIX" вв., М., 1954 (Дисс.); Старенков М. П.,
Эстетические взгляды А. Н. Радищева, М., 1958;
Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961.
С. Г.
РАДЛОВ, Сергей Эрнестович (18.VII.1892-27.X. 1958) - рус. сов.
режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Окончил историко-фнлологич.
ф-т Петерб. ун-та (1916).
В 1913-17 посещал занятия петерб. Студии В. Э. Мейерхольда на
Бородинской ул. и сотрудничал в журнале "Любовь к трём апельсинам". В
1918-19 входил в состав репертуарной секции Петроградского отд. ТЕ О
Наркомпроса, организовал передвижную Первую коммунальную труппу при ТЕ О
для обслуживания фронтов гражданской войны (1918), работал в Драм. т-ре
Госнардома (1919). Р. участвовал в организации массовых революц.
празднеств, руководил пост. массовых зрелищ в Петрограде. В 1920-22
возглавлял организованный им "Т-р народной комедии", где продолжал
студийные эксперименты В. Э. Мейерхольда. В 1923-27 осуществил ряд
экспрессионистских пост. в Ленингр. гос. академич. т-ре драмы и в студии
при нём: "Эуген Несчастный" Толлера (1923), "Лизистрата" Аристофана
(1924), "Отелло" Шекспира (1927) и др. Одновременно работал в Ленингр.
гос. академич. т-ре оперы и балета: "Дальний звон" Шрекера (1925),
"Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1926), "Воццек" Берга (1927),
"Борис Годунов" (1928). В 1931-34 Р.- худ. рук. Ленингр. т-ра оперы и
балета, принимал участие в создании таких значит, спектаклей, как опера
"Вильгельм Телль" Россини (1932) и балеты Асафьева "Пламя Парижа"
(1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934). В 1936-38 - худ. рук. Ленингр.
т-ра драмы им. Пушкина, где пост. "Салют, Испания!" Афиногенова (1936,
совм. с Н. В. Петровым), "На берегу Невы" Тренёва (1937) и др.
В 1929-42 Р. возглавлял "Молодой т-р" (с 1935- Т-р-студия под рук.
Радлова, с 1939 - Т-р им. Ленсовета), организованный им из своих
учеников и выпускников мастерской В. Н. Соловьёва. Здесь он пост.
"Отелло" (1932, 1935 - две ред.), "Ромео и Джульетта" (1934, 1939),
"Гамлет" (1938). В этих спектаклях Р. стремился ставить Шекспира,
отказываясь от обветшалых традиций и штампов. Философскую глубину
драматургии Шекспира Р. раскрывал в спектаклях "Отелло" в Малом т-ре
(1935) и "Король Лир" в ГОСЕТе (1935).
В 1953-58 Р. работал в Рус. драм. т-ре в Даугав-пилсе (Латв. ССР) и в
Рижском т-ре рус. драмы. В 1922-35 Р. вёл большую педагогич. работу в
Ленингр. ин-те сценич. иск-в.
Соч.: Десять лет в театре, Л., 1929; Наша работа над Шекспиром, в
сб.: Отелло. Ромео и Джульетта. Гамлет, Л.- М., 1939; Шекспир и проблемы
режиссуры, "Театр и драматургия", 1936, ј 2; Как я ставлю Шекспира, в
сб.:
Наша работа над классиками, Л., 1936.
Лит.: Пиотровский Адр., Театральное учение Радлова, "Жизнь иск-ва",
1922, ј 27; Левин М., У каждого "свой" Шекспир, "Театр", 1957, ј 8. Эд.
К.
РАДОК (Radok), Альфред (р. 7.XII.1914) -чехословацкий режиссёр. Засл.
арт. ЧССР (1964). В 1934 поступил в Карлов ун-т, одновременно участвовал
в студенч. театр. коллективах. В 1938 работал в т-ре "Д-34", затем в
гор. т-ре в Пльзе-ни режиссёром. В 1943 был арестован и отправлен в
концлагерь. После освобождения страны от фашистской оккупации в 1945 -
режиссёр Т-ра им. 5 мая, в 1954-58 - режиссёр Нац. т-ра в Праге, в 1958
был одним из создателей т-ра "Латерна магика", затем стал его
руководителем. В 1962 - режиссёр Гор. т-ров в Праге. Используя синтетич.
природу театр. иск-ва, Р. обращает особое внимание на изобразит. и муз.
стороны спектакля, тщательно работает с актёрами.
Пост.: в Т-ре им. 5 мая-"Сказки Гофмана" Оффенбаха; в Нац. т-ре в
Праге-"Лисички", "Осенний сад" Хелман, "Разбойник" Чапека, "Золотая
карета" Леонова, "Чёртов круг" Циннер, "Комедиант" Осборна и др.
Р.-автор пьесы "Необыкновенные приключения пана Пимпипана". Л. Сол.
РАДОНЕЖСКИЙ, Платон Анемподистович [ 1829- 19.IX (l.X).1879j -рус.
артист оперы (бас). Брал уроки пения у Ф. Риччи в Петербурге.
Совершенствовался в Италии. В 1860 дебютировал в т-ре "Пер-гола"
(Флоренция). Концертировал в разл. городах Италии, Франции, Швейцарии,
Германии. По возвращении в Россию дебютировал в янв. 1863 в Мари-инском
т-ре. С 1864 - солист Большого т-ра. Обладал сочным, красивым и мягким
голосом.
Партии: Влас, Князь Вязьминский ("Воевода", 1869, "Опричник", 1875,
Чайковского)-первый исполнитель в Москве; Неизвестный ("Аскольдова
могила" Верстовского), Сусанин,. Руслан, Фарлаф, Мельник; Владимир
Красное Солнышко и Старик-странник ("Рогнеда" Серова), Кардинал ("Дочь
кардинала" Галеви) и др.
Лит.: Грановский Б., Платон Радонежский, "Сов. музыка", М., 1953, ј
10, с. 64-65; Ч е ш и х и н В., История русской оперы, т. 1, 2 изд.,
СПБ, 1905. Лил. П.
РАДОШАНСКИЙ, Николай Николаевич [1(13).III. 1887-10.VI.1963]-рус.
сов. артист оперетты. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1910). Брал
уроки пения у И. В. Тартакова, актёрского иск-ва - у К. А. Мард-жанова.
Впервые выступил на сцене в 1908 (Петербург, т-р "Зимний Буфф"). В
1912-36 работал в петерб. (ленингр.) и моск. т-рах оперетты. В 1936-48 -
худ. рук. и режиссёр т-ров оперетты в Омске, Томске, Куйбышеве и др.
Обладал приятным голосом (баритон), выигрышной сценич. внешностью, играл
роли героев, простаков, комиков, характерные.
Роли: Эдвин и Ферри, Раджами, Тассило, Мистер Икс ("Сильва",
"Баядера", "Марица", "Принцесса цирка" Кальмана), Данило ("Весёлая
вдова" Легара), Амонай ("Цыганский барон" И. Штрауса), Джим ("Роз-Мари"
Фримля и Стотхарта), Гаспарон (о. п. Миллёкера), Боккаччо (о. п. Зуппе),
Беранже ("Сердце поэта" Стрельникова) и др.
Соч.: Записки актёра оперетты, Л.-М., 1964. М. Лифш.
РАДУНСКИЙ, Александр Иванович [р. 21. VII (3.VIII).1912 - рус. сов.
артист балета, балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Отец Р. -
популярный артист цирка И. С. Радунский. В 1930 окончил Моск.
хореография, уч-ще (класс М. М. Габови-ча) и был принят в труппу
Большого т-ра. Яркая мимич. выразительность, музыкальность, пластичность
движений, мягкий заразительный юмор характеризуют исполнительское иск-во
Р.
Партии: факир Магдавая ("Баядерка" Минкуса), Дон Кихот (о. п.),
доктор Гаспар ("Три толстяка" Оранского), Капитан ("Красный мак"). Мишо
("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Капулетти ("Ромео
и Джульетта"), граф Альбафьорита ("Мирандолина" Василенко), Царь
("Конёк-Горбунок" Щедрина) и др.
С 1937 выступает как режиссёр-балетмейстер, стремится выражать в
балетном иск-ве совр. темы. Пост. (совм. с Н. М. Попко и Л. А.
Поспехиным):
"Аистёнок" и "Светлана" Клебанова (1937, 1939), "Алые паруса"
Юровского (1942), "Конёк-Горбунок" Щедрина (1959) - все в Большом т-ре;
концертные программы и др. С 1962 - гл. балетмейстер Ансамбля песни и
пляски Советской Армии им. А. В. Александрова.
Лит.: Александр Иванович Радунский, М., 1953 [Буклет], с. 5;
"Искусство кино", 1955, ј 7, с. 44-51; "Театр", 1951, ј 5, с. 76-78;
"Музыкальная жизнь", 1960, ј 10, с. 5. М. Кл.
РАДУНСКИЙ, Иван Семёнович (1872-1955)- сов. цирковой артист, муз.
клоун-эксцентрик и сатирик. Засл. арт. РСФСР (1939). Дебютировал в
Одессе в 1888. Совм. с Ф. Кортези создал дуэт "Бим-Бом" (позднее
выступал с М. Станевским и Н. Вильтзаком). Артисты играли на необычных
инструментах (метла-виолончель) или предметах бытового назначения (набор
горшков, бутылок и т. п.). Музыка сопровождала текст (куплеты или
диалоги). В годы обществ, подъёма (1905) выступления "Бим-Бом"
приобретали поли-тич. и сатирич. направленность. В 1914-19 Р. был
арендатором и директором цирка б. Саламонского (ныне - Моск. госцирк). В
1920-25 жил в Польше. В 1946-48 Р. выступал один. Написал книгу
воспоминаний о цирке-"Записки старого клоуна" (1954). М. 3.
РАДЦИГ, Сергей Иванович [р. 5(17).V.1882] - рус. сов. учёный,
литературовед. Доктор филологич. наук (1936). В 1904 окончил Моск. ун-т
(ист.-филологич. ф-т). С 1906 преподавал на моск. Высших женских курсах,
в 1919-21 и в 1942-49 - в МГУ, в 1942-48 - в ГИТИСе и др. С 1942 -
профессор. Работы Р. поев. истории античной культуры, лит-ры, т-ра.
Соч.: Романтические мотивы в поэзии Эврипида, в кн.:
Сборник Ярославского гос. ун-та, вып. 1, Я росл., 1920;
Античная мифология, М.-Л., 1939; Прометей Эсхила и его значение, в
кн.: Эсхил, Прикованный Прометей, М., 1948;
Вступ, ст. и примеч. Р. в его кн.: История древнегреческой
литературы, М.-Л., 1940, 2 изд., М., 1959; Аристофан и его время, в кн.:
Аристофан. Сб. статей МГУ..., [М.], 1956; К вопросу о мировоззрении
Софокла, "Вестник древней истории", 1957, "Ns 4; Миф и действительность
в греческой трагедии, "Научные доклады высшей школы. Филологич. науки".
1962, .ј 2; Античная лит-ра и ее художеств. и историч. значение в связи
с общей культурой древних греков и римлян, [М.], 1962. С. Г.
РАДЧУК, Фёдор Иванович (р. 2.1.1899) - укр. сов. актёр. Нар. арт.
УССР (1947). В 1921 окончил драм. школу в Киеве. В 1920 поступил в 1-й
Гос. укр. драм. т-р им. Т. Шевченко, в 1923 в т-р "Берез?ль" (ныне
харьковский Т-р им. Т. Шевченко). Р.- актёр острой выразительности. Его
творч. индивидуальность наиболее полно раскрывается в характерных ролях.
Он создаёт образы чёткие и законченные по рисунку, с остро подчёркнутой
внешней характери остью с
Роли: Прокоп ("Генерал Ватутин" Дмитерко, Гос. пр. СССР, 1948), Яго;
Могильщик ("Гамлет"), Баев ("Земля" Вирты), Бублик, Лизогуб ("Платон
Кречет", "Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Тевье ("Тевье-мол очник"
Шолом-Алейхема), Осип ("Ревизор"), Чугунов ("Волки и овцы") и др.
Снимался в кино. С. 3. РАЕВСКИЙ, Иосиф Моисеевич [р. 25.ХИЛ 900(7.1.
1901)]-рус, сов. актёр и режисеёр. Нар. арт. БССР (1955), засл. деят.
иск-в С.-О. АССР (1946), засл. деят. иск-в РСФСР (1954). В годы
гражданской войны работал в т-ре Политотдела 1-й армии Восточного
фронта. Занимался во 2-й Студии МХТ, с 1922- актёр МХАТа. Играл гл. обр.
комедийные, остро характерные роли:
Мистер Крогс ("Битва жизни" по Диккенсу), Костылёв ("На дне"), Абрам
("Квадратура круга" Катаева), Японец ("Бронепоезд 14-69"), Мистер Перкер
("Пик-квикский клуб" по Диккенсу) и др. Впоследствии Р. выступает гл.
обр. как режиссёр. Первая режиссёрская работа - "Достигаев и другие"
(совм. с Л. М. Леонидовым, 1938). В МХАТе Р. поставил также спектакли
"Фронт" (1942, совм. с Н. П. Хмелёвым, Б. Н. Ливановым, М. М. Яншиным),
"Офицер флота" Крона (1945, совм. с Н. М. Горчаковым), "Мещане" (1949,
рук. пост. М. Н. Кедров, режиссёр Р. и С. К. Блинников), "Разлом" (1950,
совм. с В. Я. Станицыным), "Кремлёвские куранты" (2-я ред. 1956, совм. с
М. О. Кнебель, В. П. Марковым), "Чайка" (1960, совм. со Станицыным),
"Над Днепром" Корнейчука (1961, совм. с М. Н. Кедровым и С. К.
Блинниковым), "Бронепоезд 14-69" (1963, совм. с Ковшовым). В 1962 пост.
тонкий, изящный, эмоциональный спектакль "Милый лжец" Килти. Р. пост.
ряд спектаклей в белорус. т-рах им. Янки Купалы, им. Якуба Коласа: "Кто
смеётся последним" Крапивы (1939), "Враги" (1952).
Большое значение в творч. деятельности Р. имеет его педагогич.
работа. С 1932 он преподаёт в ГИТИСе (с 1939 - профессор, с 1946 - зав.
кафедрой актёрского мастерства); подготовил здесь ряд нац. коллективов
(осетинский, кабардинский и др.).
Соч.: Статья в сб.: Горький А. М., Достигаев и другие..., М., 1938
(совм. с Л. Леонидовым).
Лит./ Григорьев М., Горький и советский театр. в сб.: Театральный
альманах, кн. 2(4), М., 1946. О P
РА‚К - 1) Вид представления на ярмарках, распространённый в ряде
европ. стран, гл. обр. в 18-19 вв. Р. наз. ящик с двумя круглыми
отверстиями, снабжёнными увеличительными стёклами. Через эти отверстия
зрители рассматривают картинки, прикреплённые к деревянной оси,
вращающейся внутри ящика- В рус. Р. чаще всего демонстрировались
лубочные картинки религиозного содержания, позже - фотографии с видами
разл, городов. Стихотворные пояснения раёшника, сопровождающие показ
картинок, близки монологам балаганных дедов-раёшников и преемственно
связаны с традициями скоморошьей сатиры. 2) Устарелое назв. верхнего
яруса зрительного зала т-ра, то же, что галёрка.
"РАЗБОЙНИКИ" ("Die Rauber") - драма в 5 д. Ф. Шиллера. Соч. 1781
Пост. 13 янв. 1782 в Нац. т-ре в Ман-гейме (Карл - Бек, Франц - Иффланд,
Амалия - Тоскани). Пьеса неоднократно подвергалась цензурным запретам.
Среди выдающихся исполнителей гл. ролей в "Р.": Карл - Флекк, Ф.
Крастель, Л. Барнай, А. Матков-ский, В. Кирков; Франц - Л. Девриент, Б.
Дависон, И. Левинский, Э. Поссарт, Ф. Миттервурцер, И. Кайнц, П.
Вегенер.
В России "Р." были пост. впервые в 1793 в моск. Университетском т-ре
(пер. Н. Н. Сандунова; Карл -Плавильщиков, Франц - Прусаков, Амалия -
Сандунова). Из позднейших пост.: Александрийский т-р - 1814 (Карл -
Яковлев, Амалия - Е. Семёнова), 1846 (Карл - В. Каратыгин, Франц -
Брянский, Амалия - Самойлова 2-я), 1863 (Карл- Нильский, Франц- В.
Самойлов); Малый т-р- 1828; 1833 (Карл - П. Мочалов, Франц - Усачёв,
Амалия- Львова-Синецкая), 1844 (Франц - Мочалов), 1868 (Карл-Вильде,
Франц - Шумский, Амалия - Федотова), 1880 (Карл - К. Рыбаков, Франц - А.
Ленский, Амалия - Ермолова); Общедоступный т-р, Москва (1874, Карл -
Полтавцев, Франц - Чарский); Пушкинский т-р, Москва (1880, Карл -
Писарев); Т-рКорша - 1882 (Карл - Далматов, Франц-Иванов-Козельский),
1888; 1890 (Карл-Солонин, Франц - Аграмов), 1897; 1909 (Франц - Борисов,
Амалия - Жихарева), т-р "Ванемуйне", Тарту (1899, реж. Вийра), т-р
"Эстония", Таллин (1907, Франц - П. Пкнна), Азерб. труппа, Баку (1907,
Карл - Гаджинский, Франц - Араблинский) и мн. др. Среди известных рус.
исполнителей "Р.": Карл - Роб. Адельгейм, М. Дальский, Я. Т.