<< Пред. стр. 62 (из 913) След. >>
работающего над ролью, овладевающего методом реалистич. истолкованияхарактера героя. В 30-е гг. в рус. сов. Б. выросли такие выдающиеся
мастера хо-реографич. иск-ва, как Г. С. Уланова, М. Т. Семёнова, Н. М.
Дудинская, О. В. Лепешинская, Т. М. Вечеслова, А. Я. Шелест, М. С.
Сорокина, В. М. Чабукиани, О. Г. Иордан, К. М. Сергеев, А. М. Мессерер,
А. Н. Ермолаев, М. М. Габович; в 50-е гг.-М. М. Плисецкая, Р. С.
Стручкова, И. Б. Зубковская, А. Е. Осипенко, Г. И. Исаева, И. А.
Колпакова, Ю. Г. Кондратов, Б. Я. Брегвадзе, Ю. Т. Жданов, А. А.
Макаров, Н. Б. фадеечев и др.
Новая тематика способствовала появлению нового танцевального стиля,
отличающегося широтой формы, порывистостью, разрабатываются большие и
стремительные прыжки, полёты, вращения (Чабукиани, Ермолаев, Семёнова,
Лепешинская). Деятели сов. Б. неизменно стремятся к воплощению совр.
тематики. В балетных спектаклях на тему Отечественной войны удалось
добиться подлинно совр. звучания отдельных эпизодов и массовых сцен
военного содержания (напр., мужская пляска в сцене фронта в Б. "Берег
счастья" Спадавеккиа, 1948, балетм. В. П. Бур-мейстер).
В сов. Б. неизмеримо возрастает интерес к нар. танцам, раскрывающим
нац. характер народа, элементы нар. танцев всё чаще используются в
балетных спектаклях (массовые нар. танцы в Б. "Пламя Парижа";
"Сердце гор" Баланчивадзе и др.). В этом ещё одна отличительная черта
сов. Б.- его связь с нар. иск-вом, к-рое обогащает выразительные
средства сов. Б. Большое влияние на сов. балетный т-р оказывают ансамбли
нар. танца, формирование к-рых началось с середины 30-х гг. (Ансамбль
народного танца СССР под рук. И. Моисеева, 1936, и др.). В 30-е годы
начинают возникать балетные т-ры во многих республиках, народы к-рых в
прошлом часто не имели даже и танца (киргизы, туркмены). Создаются нац.
балетные школы, организуются постоянные балетные т-ры во всех союзных и
многих автономных республиках Советского Союза. Осуществляются
значительные постановки: на Украине - "Лилея" Данькевича (1-я ред. 1940,
балетм. Г. А. Берёзова и В. И. Вронский) и "Лесная песня" Скорульского
(1958, балетм. С. Н. Сергеев); в Грузии - "Синатлэ" Киладзе (1947,
балетм. Чабукиани) и "Отелло" Мачавариани (1957, балетм. Чабукиани); в
Азербайджане - "Семь красавиц" Караева (1952, балетм. П. А. Гусев),
"Девичья башня" Бадалбейли (1940, балетм. С. Кеворков, В. И. Вронский);
в Белоруссии - "Пламенные сердца" Золотарёва (1955, балетм.
А.Н.Ермолаев); в Латвии - "Сакта свободы" Скул-тэ (1950, балетм. Е. Я.
Чанга); в Армении-"Севан"
Егизаряна (1956, балетм. И. И. Арбатов); в Литве- "На берегу моря"
Юзелюнаса (1953, балетм. В. В. Гривицкас и А. М. Мессерер); в Эстонии -
"Зо-лотопряхи" Каппа (1956, балетм. В. Пяри); в Таджикистане - "Лейли и
Меджнун" Баласаняна (1947, балетм. Г. Валамат-заде); в Киргизии -
"Чолпон" Раухвергера (1944, балетм. Н. С. Тугелов); в Туркмении - "Алдар
Косе" Корчмарева (1952, балетм. К. Джапаров); в Узбекистане - "Мечта"
Акбарова (1959, балетм. Г. Измайлова и Б. Завьялов); в Казахстане -
"Дорогой дружбы" Тлендиева, Степанова, Маноева (1958, балетм. Д. Т.
Абиров, Ю. П. Ковалев и Р. В. Захаров); в Молдавии-"Рассвет" Загорского
(1960, балетм. В. А. Варковицкий); в Башкирии-"Журавлиная песня"
Степанова (1940, балетм. Н. А. Анк-симова) и др. В республиках выросли
крупные мастера балетного иск-ва: Цигнадзе В. В. и Кикалейшвили З.М.
(Грузия), Г.Алмасзаде (Азербайджан), Б. Бейшена-лиева (Киргизия), Л.
Захидова (Таджикистан), Бриеде А.А. (Латвия), 3. Насретдинова
(Башкирия), М. Тургун-баева (Узбекистан), X. А. Пуур (Эстония), X.
Сафиу-лин (Башкирия) и др. Сильные балетные коллективы складываются в
областных городах - Новосибирске, Перми, Саратове и др. Жанр балетной
драмы, сформировавшийся на протяжении 30-х гг., когда балетный т-р вёл
борьбу за реализм, сюжетность и действенность, за приобщение к серьёзной
тематике, не потерял своего значения и в последующие годы. На сцене
балетных т-ров ставятся такие значительные спектакли, как балет
Прокофьева "Золушка" (1945), Глиэра "Медный всадник" (1949), Хачатуряна
"Гаянэ" (1942), Спадавеккиа "Берег счастья" (1948), Яруллина "ГОурале"
(1950). Однако во мн. спектаклях, созданных в процессе борьбы за
реализм, отмечалось увлечение бытовыми, внешне иллюстративными приёмами,
противоречащими природе Б. В 50-е гг . сов. Б. вступил в новый этап
развития, к-рый характеризуется активной борьбой с натурализмом,
появлением новых жанров и форм (напр., балетная поэма, балетная
миниатюра). В наст. время на балетной сцене появляется всё больше
спектаклей, отличающихся яркими танц. образами, балетмейстеры ищут новых
путей развития сценич. танца (напр., "Спартак" Хачатуряна. 1956, балетм.
Л. В. Якобсон; "Каменный цветок" Прокофьева, 1957, балетм. Ю. Н.
Григорович; "Отелло" Мачавариани, 1957, балетм. Чабукиани; "Берег
надежды" Петрова, 1959, балетмейстер И. Д. Бельский; "Паганини" на
музыку Рахманинова, 1960, балетмейстер Лавровский, и др.).
Немалое значение для развития балетного иск-ва в 50-х гг. (как в
СССР, так и за рубежом) имело укрепление .междунар. культурных связей.
Сов. балетмейстеры знакомятся с танц. иск-вом всех народов мира, в т. ч.
Индии, Китая, Африки, стран Латинской Америки. С другой стороны, сов. Б.
в свою очередь оказывает большое влияние на Б. зарубежных стран. После
2-й мировой войны широкий размах получило развитие Б. в странах нар.
демократии. В Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Албании
созданы многочисленные ансамбли песни и пляски, открыты т-ры оперы и Б.,
где идут классич. и лучшие совр., в т. ч. сов., Б., создаются нац. Б.,
многие из к-рых отличаются реалистичностью, значительностью содержания.
В Польше пост. балеты "Свантевит" Перковского (1947, балетм. Я. Каплин.
ский), "Золотая утка" Маклакевича (1951, балетм. Я. Каплинский),
"Мазепа" Шелиговского (1958, балетм. С. Мищик); в Венгрии - "Платочек
невесты" Кенешшеи (1951, балетм. Д. Харангозо), "Песнь о Бихари"
Кенешшеи (1954, балетм. Э. Вашедьи); в Чехословакии-"Песня мира"
Андрашована (1949, балетм. С. Ремар), "Философская история" Востржака
(1949, балетм. С. Махова), "Ондраш" Гурника (1951, балетм. Э. Габздил),
"Волынщик Шванда" Вачкаржа (1954, балетм. В. Йилек); в Румынии- "Белый
арап" и "Калин" (на муз. Мендельсона); в Болгарии - "Хай-дуцкая песня"
Райчева (1953, балетм. Н. С. Холфин, А. Петров и Н. Кираджиева); в
ГДР-"Право господина" Брунса (1953, балетм. Д. Шпис), "Снегурочка"
Грисбаха (1956, балетм. Петерка), "После бури" Хоэнзе (1955, балетм. Ж.
Вейдт), "Новая Одиссея" Брунса (1957, балетм. Л. Грубер), "Крестьянская
легенда" Новки (1958, балетм. В. Шаде), "Дроссельбарт" Хоэнзе (1959,
балетм. Петерка). Эти Б. отличаются идейной значимостью, в них часто
используются сюжеты произведений нац. классич. лит-ры, нар. сказания,
исторические сюжеты, показывается борьба народа за свободу и
независимость. Создавая новые по теме спектакли, деятели Б. стран
народной демократии овладевают методом реалистической балетной
драматургии, реалистической обрисовки образов.
В годы после 2-й мировой войны сов. балетный т-р оказал значительное
влияние также на Б. капитали-стич. стран. В результате гастролей сов.
балетных коллективов в странах Европы, Америки, Азии и Африки и приезда
в СССР артистов, балетмейстеров, педагогов Франции, Англии, Германии,
Финляндии и др. стран чрезвычайно возрос интерес к сов. Б. Многие
балетные артисты и педагоги Запада стремятся освоить приёмы сов.
исполнительского стиля, школу сов. балетного иск-ва. Большую известность
и популярность получила за рубежом, в т. ч. и в капиталистич. странах,
балетная музыка сов. композиторов. Изучая партитуры сов. Б. и ставя Б.
сов. композиторов, балетмейстеры Англии, Франции, Финляндии и др. стран
знакомятся с принципами сов. реалистич. драматургии. Форма сов.
реалистич. Б. и методы сов. режиссуры в Б. также вызывают интерес на
Западе. В Англии было сделано несколько попыток включить в репертуар
монументальные много-актные Б. ("Принц пагод" Бриттена, 1957, балетм.
Дж. Кранко; "Ундина" Хенце, 1958, балетм. Аштона), во Франции Р. Пти
поставил многоактный драма-тич. Б. "Сирано де Бержерак" Констана (1959).
Одновременно в капиталистич. странах возрос интерес к произведениям
классич. наследия (раньше классич. Б. включали в репертуар в сокращённом
до одного акта, искажённом виде). Большее внимание стало уделяться также
характерному танцу, наравне с классич. в спектакли включаются и народные
танцы.
Своеобразны пути развития балетного иск-ва в странах Азии. Во многих
из них танц. иск-во имеет древние традиции. В 40-50-х гг. развитие
балетного иск-ва этих стран характеризуется, с одной стороны,
стремлением освоить достижения классич. европ. Б., с другой,использовать
нац. традиции для создания новых совр. спектаклей. В Индии насчитывается
несколько танц. школ ("бхарат натьям","катхак","катакхали мани-пури" и
др.). Выступления артистов, принадлежащих к одной из этих школ, особенно
к школе "катакхали", обычно представляют собой развёрнутые сюжетные
спектакли. В Индии использование условных приёмов старинных танц.
представлений для выражения нового содержания было сопряжено со значит,
трудностями (такие попытки делались в спектаклях "катакхали"). Поэтому
здесь был создан новый танц. стиль "шантиникетан". Танцы этого стиля
менее насыщены символикой, чем танцы древних стилей, они передают
простые человеческие взаимоотношения и чувства. В качестве сюжетной
основы исполнители танцев этого стиля обращаются обычно к произведениям
Р. Тагора. В Индии возникли танц. коллективы (бомбейский "Малый балет",
1952, и др.), где нац. танц. традиции используются для создания новых по
тематике спектаклей.
В Японии, Камбодже, на Цейлоне, в Пакистане, Индонезии (на о-ве Бали)
с древних времён существуют своеобразные музыкально-танц. представления
на сюжеты нар. сказаний.
В Китае танец всегда входил в состав классической музыкальной драмы.
В 30-х гг. в Китае делались попытки поставить Б. на нац. сюжет
средствами европ. танца ("Красавица Си-ши", 1932, балетм. У Сяо-бан).
Затем стали появляться спектакли, в к-рых китайские на родные и классич.
танцы вводились в качестве дивертисмента ("Отважный господин", балетм. У
Сяо-бан). После образования Китайской Народной Республики стали
создаваться спектакли, где нац. танец используется для раскрытия сюжета,
является органич. частью сценич. произведения (муз. драма "Белая
змейка", 1955, "Пастух и ткачиха" и др.). В 1957 в Пекине был показан
первый большой нац. китайский Б. "Волшебный фонарь лотоса" Чжан Сяо-ху.
В балетных уч-щах наряду с освоением европ. классич. танца идёт изучение
и систематизация китайского нар. танца.
В КНДР и на Цейлоне ныне создаются танцевальные коллективы, ставящие
спектакли на совр. темы (борьба за мир, борьба против атомной бомбы). В
этих спектаклях новая тематика сочетается с использованием древних нац.
традиций в области иск-ва танца.
В наст. время наблюдается невиданный в прошлом интерес к балетному
иск-ву. Б. завоёвывает популярность среди самых широких кругов зрителей.
Прогрессивные деятели Б. стремятся в сценич. произведениях отразить идеи
и события современности - тем самым Б. становится мощным оружием
идеологич. борьбы за свободу, демократию и мир.
См. обзорные статьи по театру отдельных стран, по театру сов.
республик, а также статьи Классический танец Востока, Русский балет.
Лит.: Худеков С. Н., История танцев, т. 1-4, СПБ, 1913-17; Н о в е р
р Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927; Левинсон А., Мастера
балета. Очерки по истории и теории танца, СПБ, 1914; Классики
хореографии. Отв. ред. Б. И. Чесноков, Л.-М-, 1937; Слонимский Ю.,
Мастера балета..., М.- Л., 1937; Б л а з и с К., Танцы вообще, балетные
знаменитости и национальные танцы, М., 1864; Beaumont С. W., Complete
book of ballets: a guide to the principal ballets of the nineteenth and
twentieth centu-rief, N.Y., 1949; reprint. 1956; его же, Complete book
of baliets. Supplement, L., 1942, reprint 1952; его же, Ballets past and
present, N.Y., 1955; его же. Ballets of to-da'y, N.Y., 1954; Chujoy A.
(red.), The Dance encyclopedia, N.Y.-Toronto, 1949; Franks A., Twentieth
century ballet, L.. 1954; H a s k e 1 1 A. L., Ballet. A complet guide,
N. Y., 1938; его же, A picture history of ballet, N.Y.- L., 1954; его же
(ed.), Ballet annual, L.-N.Y. (ежегодно с 1947- изд. продолж.); Rebling
E., Ballett gestern und heute. В., 1957; W i 1 з о n G. В. L., A
dictionary of ballet, Harmondsworth, 1957; Dictionnaire du ballet
moderne, P., Bernard Hazan, 1957; С a h u s а с L. de. La danse ancienne
et moderne, ou Traite historique de la danse, P., 1754;
M i с h a u t P., Histoire du ballet. P., 1945; R e y n a F., Des
origines du ballet. P., 1955; Noverre J.Cr., Lettres sur la danse, sur
les ballets et leapCs, v. 1-4, St.-Petersbourg, 1803- 1804;JacquotJ.
(reculees fetes de la Renaissance, P., f956;
Magriel P. D., A bibliography of dancing, N. Y., 1936;
Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета,
т.1-2*, Л., 1938-39; Красовская В., Русский балетный театр от
возникновения до середины XIX в., Л.-М., 1958; Плещеев А., Наш
балет(1673-1899). СПБ. 1899; Слонимский Ю-, Дидло. Вехи творческой
биографии, М.- Л., 1958; Левинсон А., Старый и новый балет, П., 1914;
Вальберх И., Из архива балетмейстера. Дневники, переписка, сценарии.
Ред. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского, M.- Л., 1940; Глушковский А.,
Воспоминания балетмейстера. Публ. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского, Л.М.,
1940; Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М.,
1956; Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории сов. балетного
театра, M.-Л., 1950; Богданов-Березовский В., Галина Уланова, М.- Л.,
1949; А. Я. Ваганова. Статьи. Воспоминания. Материалы, M.- Л., 1958;
Красовская В., Вахтанг Чабукиани, М.- Л., 1960; N i с о 1 I All.,
Mas-kes, mimes and miracles. Study in popular theater, N.Y., 1931;
Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954; С 1 a r-k e М.,
The Sadlers Wells ballet, N.Y.- L., 1955; Franks A. (red.). Ballet: a
decade of endeavour, L., 1955; Beaumont C. W., Michel Fokine and his
ballets, L., 1935, 2 ed., L., 1945;
D a n d r e V., Anna Pavlova, L., 1932, N.Y., 1933; M o n a-han J.,
Fonteyn: a study of the ballerina in her setting, L., 1957; Рославлева
H., Английский балет, M., 1959;
С e l l e r C., Les origines de l'opera et le ballet de la Reine, P.,
1868; PrunieresH.,Le ballet de cour en France avant Benserade et Luily,
P., 1914; Beaumont C. W., Three French dancers of the 18-th century:
Camargo, Salle, Guimard, L., 1934; его же, The romantic ballet in
litoraphs of the time, L., 1938; V a illa t L., Ballets de l'Opera de
Paris, P., 1947; Kochno B."Le ballet en France du quinzieme siecle a nos
jours, P., 1954; A m b e r g G., Ballet in America, N.Y., 1949; Martin
T., The world book of modem ballet, Cleveland, 1952; Terry W., The dance
in America, N.Y., 1956;
Beaumont C.W., Antonio: impressions of the Spanish dancer, L., 1952;
A hetvenoteves a magyar Aliami, oDcraha z. 1884-1959, Bp., 1959; A
magyar baleti tortenetebol, Bp., 1956;
Valyi R., Szenthegyi I., Csizmadia Gry., Ba-lettek konyve, Bp., 1959;
Bernacki L., Teatr, dramat i muzyka za Stanislawa Augusta, t. 1-2,
Lwow, 1925;
Turska I., Le theatre en Pologne, "Theatre dans le monde". 1957, VI
2; C i e p l i n s k i J., Szkic dziejow baletu polskiego, L., 1956; S c
h m i d o-va L., Ctvrt stoleti ceskeho umeleckeho tance, "Blok", 1948,
.No 5; R e y J., 70 let baletu Narodniho divadla,"Divadlo",1953, .ј 11;
e г о ж e, Die Weit des Tanzes. Volkstanz und Ballet in der
Tschechoslowakei, Praha, Artia, 1955; Театр. опера и балет в Румынии,
Бухарест, 1957 (текст В. Зигфрида);
Krag h-J acobsen S., The royal Danish ballet, Cph., 1955; H i Iles
tro m G., Theatre, and ballet in Sweden, Stockh., 1953; Ballet
'Jou-goslave, Beograd, 1958; Tani u., Il balletto in Italia, в кн.:
Cinquant'anni di opera e balletto in Italia, Roma, 1954. См. также
лит. при ст. Балетная музыка. Е. С.
"БАЛЕТ ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЕЙ" ("Les Ballets des Champs E lyse es") -
французская балетная труппа. Основана в 1944 танцовщиком Р. Пти и
балериной Ж. Шарра в содружестве с либреттистом Б. Кохно, художниками Ж.
KOKTO и К. Бераром. Своё название труппа получила от здания т-ра ("Театр
Елисейских полей"), в к-ром в 1945 состоялся её первый спектакль
"Комедианты" на муз. Core. Последующие годы труппа продолжала выступать
в помещении этого т-ра. Первые спектакли "Б. Е. п." явились вызовом
рутине и штампам, царившим в "Гранд-Опера", в них было выражено
стремление к большей свободе и выразительности танца. Впоследствии
деятельность труппы приобрела эстетско-модернистский характер. Среди
постановок "Б. Е. п.": "Игра в карты" Стравинского (1945), "Увлечения
Юпитера" Ибера (1946), "Юноша и смерть" на муз. Баха (1946) - спектакль,
в к-ром особенно отчётливо выражены настроения безысходности,
пессимизма, характерные для творчества этого коллектива. В репертуаре
"Б. Е. п." были также и классич. балеты "Сильфида" Шнейцгоффера (1945) в
новой пост. балетм. В. Гзовского (по старинным гравюрам, сделанным с
пост. Ф. Тальони) и др. В труппе работали танцовщики Ж. Бабиле, Л.
Черина, И. Ско-рик и др. В 1950 после ухода Пти и Бабиле и ряда
неудачных постановок труппа распалась. Наш. Р.
БАЛЕТМЕЙСТЕР (нем. Balletmeister, от нем. Meister - мастер, знаток) -
автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров,
танцевальных сцен в опере и оперетте. Б. самостоятельно сочиняет
хореографич. рисунок спектакля (хореографич. сцены, танцы),' т. е. такую
систему движений, к-рая могла бы наиболее выразительно раскрыть на сцене
художеств. образы и выявить с наибольшей убедительностью (соответственно
балетному либретто) идею произведения. Многообразие компонентов,
составляющих балетный спектакль (музыка, танец, пантомима, декоративное
оформление и т. д.), требует от Б. разнообразных проф. знаний в области
хореографии, драматургии, музыки, изобразительного иск-ва, режиссуры,
сценич. техники и т. д. Б. разучивает хореографич. партию с каждым
исполнителем отдельно. добиваясь верного раскрытия образа,
выразительности и красоты движений и в то же время ансамблевого
построения спектакля. Работая над возобновлением старого классич.
балета, хореографич. рисунок к-рого частично забыт, Б. обычно вносят в
ранее поставленные балеты собственные композиции (см. Балет).
БАЛЕТНАЯ МУЗЫКА - музыка, сопровождающая балет и выражающая
егодраматич. содержание. Б. м. подразделяется на чисто танцевальную и
музыку, сопровождающую пантомиму. Танцевальная музыка требует чёткого,
выдержанного ритма; для неё характерна относительная законченность форм.
Музыка пантомимы более свободна, она выходит за рамки танцев, ритмич.
формул, более текуча, ей в большей степени присуще драматич. развитие.
Формы Б. м. разнообразны как по своему строению, так и по масштабам:
наряду с небольшими пьесами, близкими к бытовому танцу, построенными в
простых формах, встречаются большие развитые танц. номера с элементами
подлинного симфонизма. Б. м. обычно присущи черты программности, в ней
используется многообразие выразит, и изобразит, средств муз. языка. В
лучших образцах Б. м. различные средства (симф. развитие, приёмы
лейтмотивизма, моно-тематизма) сообщают единство балетному действию. Б.
м. различных народов имеет своеобразную форму. Нар. танцы и песенные
интонации, использующиеся в Б. м., создают нац. окраску балетного
спектакля, определяют его реалистич. направленность, становятся
средством (напр., в сов. балете) муз. характеристики героев.
Для балетных сцен особенно характерна циклическая форма (танц. сюиты
в балете "Раймонда"). Ей близки балетные сцены в операх (польский бал -
"Иван Сусанин"; "Половецкие пляски"-"Князь Игорь";
"Вальпургиева ночь" - "Фауст" и др.). В классич. балете значительное
место занимают также хореографич. сцены и эпизоды, лишённые непрерывного
муз.-драматургич. развития, представляющие собой чередование отдельных
танцев. Такие муз.-хореографич. сюиты называются дивертисментами (3-е
действие балета "Спящая красавица").
В Б. м. 19-20 вв. появляются индивидуальные характеристики