<< Пред.           стр. 626 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 "среде", окружающей человека, к "общественным положениям" (Дидро). Но
 эту детерминированность просветители понимали ещё очень абстрактно, как
 некое суммарное влияние условий существования на "естественную" природу
 человека, а его обратное воздействие на эти обстоятельства видели гл.
 обр. в роли идей, к-рые, по их убеждению, "управляют миром". Отсюда идея
 равновесия в характере естественного и общественного начал-центр,
 проблема "Гамбургской драматургии" Л ессинга-определение задач драм.
 иск-ва, цель к-рого-способствовать "превращению страстей в
 добродетельные наклонности"(Лессинг).
  Осн. жанром драматургии эпохи Просвещения становится драма с её
 подчёркнутым интересом к частной жизни и вместе с тем проникнутая
 гражданским пафосом, определяющим её обществ, содержание (Д. Дидро, Л.
 Мерсье, К. Гольдони, П. Бомарше). Центр, противоречие между
 рационалистич. идеалом и реальной действительностью, отражавшее всё
 углубляющиеся противоречия бурж. общества, определило особенности театр.
 иск-ва Просвещения. Это противоречие нашло отражение в "Парадоксе об
 актере" Дидро, где противопоставление эмоционального и рассудочного
 начал решается в пользу рассудка, а требование естественности,
 "подражания природе" и одновременно верности идеалу принимает форму
 категорич. дилеммы "быть" или "казаться" (так впервые возникает проблема
 "перевоплощения" и "представления").
  Творчество актёров Ф. Шредера, Д. Гаррика, А. Иффланда и др.,
 преодолевавших каноны классицизма, способствовало дальнейшему
 приближению театр. иск-ва к реальности и жизненному правдоподобию.
 Стремление показать среду, обусловливающую характеры людей, определило
 повышенное внимание к сценич. оформлению спектакля, костюму актёра и др.
 компонентам художеств. образности спектакля, что, в свою очередь,
 подготовило режиссёрскую деятельность Шредера, Гаррика и др. крупнейших
 актёров того времени.
  Эволюция Р. в 19 в. связана с огромными социальными сдвигами,
 обострением обществ, противоречий эпохи. Наступающая эпоха капитализма
 со всей беспощадностью обнажает социальные конфликты действительности,
 противоречие личности и общества достигает своей высшей точки, вместе с
 тем эко-номич. необходимость, к-рая, подобно древнему року,
 предопределению (Энгельс Ф.), влияет на судьбы людей, скрывается под
 маской личной свободы. Перед иск-вом встаёт задача проникнуть в эту
 бесконечно усложнившуюся связь личности и общества, осознать реальный
 характер и логику их отношений. В этих условиях метод художеств.
 исследования приобретает социальную направленность и вместе с тем особую
 тонкость, тщательность и всесторонность.
  С др. стороны, просветительские надежды на осуществление человеч.
 идеалов, "свободы, равенства, братства" в бурж. действительности
 окончательно рассеиваются. Для Р. 19 в. определяющим становится пафос
 социального протеста. Драматизм жизни рассматривается в иск-ве не как
 результат случая или сугубо личных качеств характера (так истолковывает
 параллельно развивающийся "псевдореализм" В. Сарду, Э. Скриба, Э. Ожье и
 др.), а как следствие "несовершенства" общества, его глубоких
 противоречий. Проникнутый пафосом демократической критики капитализма,
 Р. 19 в. выходит за рамки собственно бурж. идеологии.
  В отличие от романтизма, герой к-рого стоит вне общества,
 противопоставлен ему, критич. Р. рассматривает человека как целостную
 личность во всех её многообразных связях с социальной средой, в единстве
 с ней.
  Историч. заслуга романтизма с его подчёркнутым интересом к
 индивидуальности, её внутр. миру, в к-ром преломляются существенные
 обществ, конфликты, заключалась в постановке проблемы
 личности-непримиримой враждебности господствующих буржуазных отношений
 её свободному развитию. Отсюда яркое, многогранное иск-во великих
 трагиков-романтиков (Мочалов, Кин), отрицание художеств. канонов
 прошлого ("Предисловие к Кромвелю" В. Гюго). Тенденции историзма в
 изображении действительности, антибуржуазный пафос романтич.
 иск-ва-завоевания, на к-рые опирается и критич. Р.
  В творчестве ряда актёров-романтиков (М. Дорваль, П. Бокаж и особенно
 Фредерик-Леметр) постепенно усиливаются элементы психологич.
 индивидуализации, социальной характеристики образа, что подготавливает
 появление сценич. иск-ва критич. Р. Это иск-во получило своё выражение в
 творчестве Э. Росси, Т. Саль-вини, Ж. Коклена, Э. Дузеидр. великих
 актёров 19 в.
  Критич. Р., полемизируя с романтизмом, в то же время наследует опыт
 его прогрессивного направления. Он делает следующий шаг, соединяя
 внимание к личности, её судьбе и внутр. миру с анализом реальных
 конкретно-историч. взаимоотношений человека с действительностью,
 обществом. Если в романтич. иск-ве герой представляет собой, как
 правило, исключительную личность, действующую в исключительных
 обстоятельствах, то персонажи О. де Бальзака и Г. Ибсена, Б. Шоу и Дж.
 Голсуорси существуют внутри своего общества, они выступают как его
 живые, реальные представители, хотя по-своему и протестуют против
 вмешивающейся в их жизнь власти бурж. отношений. Отношение между идеалом
 и действительностью носит в критич. Р. иной характер, чем в романтизме;
 критич. Р. ищет идеальное прежде всего в самой жизни, её реальных героях
 и тенденциях, хотя незнание пути достижения этого идеала определило
 ограниченность творчества даже крупнейших художников Р.
  Тем самым критич. Р. разрешает отразившееся ещё в парадоксе Дидро и в
 "Гамбургской драматургии" Лессинга (искусство познает человека либо как
 единичного человека, либо как человека вообще) противоречие между
 идеальным и реальным в искусстве. В нём "каждое лицо - тип, но вместе с
 тем и вполне определенная личность..." (Энгельс Ф., там же, т. 36, с.
 333). Критический Р. вплотную подошёл к проблеме сознательного
 социального действия, но остановился перед её решением, ограничиваясь
 гл. обр. индивидуальным протестом. Вместе с тем критич. Р. принципиально
 противостоит идее предопределения, власти над человеком того, на что он
 сам не может оказать влияния, характерной в разл. степени для
 возникающих на рубеже 19-20 вв. натурализма (Э. Золя и др.), символизма
 (М. Метерлинк, Л. Андреев и др.), а позднее и экспрессионизма (Э.
 Толлер, Г. Кайзер, Г. Газенклевери др.), коллективный протест которого
 означал лишь анархический бунт, лишённый ясной социальной
 направленности.
  Критич. Р. ищет разгадку характера человека в реальных
 обстоятельствах жизни, в нём самом, в его отношениях с другими людьми, с
 обществом. Отсюда объёмность и многосторонность в изображении героев,
 пристальный интерес к духовному миру человека, внутр. мотивам его
 поступков, тонкая психологич. разработка характеров.
  Социальная и идеологич. почва, на к-рой возникает русский критич. Р.
 19 в., связана с обострением противоречий внутри многоукладного рус.
 общества. Глубокий кризис переплетающихся феодальных и капи-талистич.
 отношений, рост освободит, движения, влияние традиций предшествовавшей
 культуры и историч. и духовного опыта Европы - всё это способствовало
 бурному процессу развития общественного самосознания, в т. ч. и
 эстетического, и определило всемирно-историч. значение рус. критич. Р.
 19 в., его глубокую народность, пафос обществ, служения, особую этич.
 чуткость, острое внимание к проблеме личности, её общественной
 ответственности. Уже у Пушкина в "Борисе Годунове" и "Маленьких
 трагедиях" на первый план в разных аспектах выдвигается центр, для рус.
 иск-ва 19 в. проблема соотношения "судьбы человеческой и судьбы
 народной". Иск-во Гоголя с его "смехом сквозь невидимые миру слезы",
 драматизм изображения "темного царства" у А. Н. Островского,
 обличительный пафос пьес Л. Н. Толстого, лирич. стихия т-ра А. П. Чехова
 проникнуты осознанием разорванности личного и общественного и
 одновременно верой в необходимость гармонии этих начал. Связанное с
 развитием освободительного движения, иск-во этих художников, при всей
 его критич. направленности, овеяно чувством историч. оптимизма. Сатпрпч.
 пафос Гоголя, так же как и протест Островского против насилия и
 произвола, связанный не только с моральной, но и с "житейской,
 экономической стороной вопроса" (Добролюбов), нравств. искания героев Л.
 Н. Толстого, драматизм столкновения персонажей Чехова с окружающей их
 действительностью потенциально содержали в себе вывод о необходимости
 изменения социальных условий для освобождения личности.
  Критич. Р. 19 в. продолжил демократизацию героя и расширение сферы
 исследования жизни; обыкновенный, рядовой человек становится важнейшим
 объектом художеств. исследования, современность выступает во всей
 конкретности и жизненной достоверности. Этот процесс получает отражение
 и в психологич. драмах И. С. Тургенева, и в "народной драме" Л. Н.
 Толстого, и в "пьесах жизни" (Добролюбов) А. Н. Островского, и в
 реализме Чехова, "отточенном до символа" (М. Горький).
  Основоположником Р. в рус. сценич. иск-ве явился М. С. Щепкин, к-рый,
 по словам А. И. Герцена, "первый стал нетеатрален на театре". Его
 принципы сценич. правды, требование перевоплощения, выраженное в
 афоризме о необходимости "влезать, так сказать, в кожу действующего
 лица", определяют эстетич. направленность рус. театр. иск-ва 19 в.
 Дальнейшее развитие рус. сценич. Р. связано с именем П. М. Садовского,
 создавшего галерею ярких и глубоко правдивых образов в пьесах
 Островского, с иск-вом М. Н. Ермоловой, проникнутым пафосом
 демократичности н гуманизма, с творчеством А. Е. Мартынова, Г. Н.
 Федотовой, М. Г. Савиной, А. П. Ленского, А. И. Южина и др. выдающихся
 мастеров рус. сцены 19 - нач. 20 вв., боровшихся за утверждение Р.
 против натурализма и формалистич. тенденций.
  Новый этап развития сценич. Р. определился в творч. практике К. С.
 Станиславского, В. И. Немиро-вича-Данченко и руководимого ими МХТ,
 иск-во к-рого опиралось на традиции рус. и зап.-европ. Р. 19 в. и
 формировалось под непосредств. влиянием драматургии Чехова и Горького.
 Своё теоретич. осмысление принципы МХТ получили в системе Станиславского
 (см. Станиславского система), обобщившей историч. опыт развития
 реалистич. т-ра.
  Учение Станиславского о единстве актёра и образа в процессе
 переживания диалектически решает поставленную ещё Дидро проблему
 соотношения объективного и субъективного в сценич. творчестве и
 становится важнейшим завоеванием Р., противостоящим тенденциям
 натурализма и "чистой театральности", возникающим на рубеже 19-20 вв.
  Традиции критич. Р. сохраняются и получают новое преломление в совр.
 бурж. театр. культуре. Они связаны с творчеством таких художников и
 коллективов, как Л. Хелман, Дж. Стейнбек, А. Мпллер, студия Ли
 Страсберга - в США, Р. Мерль, Ж. Ви-лар, Нац. нар. т-р ТНП - во Франции,
 Дж. Пристли, Ю. Маккол, А. Уэскер, труппа "Уоркшоп"-в Англии и др.
  Одно из наиболее значительных явлений в совр. критич. Р. -
 неореализм. Порождённый движением Сопротивления и последовавшим затем
 общедемокра-тич. подъёмом в обществ, жизни Италии, он проявился в разл.
 видах иск-ва: кино, лит-ре, изобразит, иск-ве и театре (где наиболее
 близко его художеств. принципам творчество Э. Де Филиппе). Стремление к
 правдивому, неприкрашенному, порой даже документальному изображению
 жизни "как она есть", гуманизм, демократии, направленность, подчёркнутое
 внимание к судьбе, условиям существования простого человека и вместе с
 тем ограниченность в постановке проблемы социального действия определяют
 художеств. и обществ, значение этого явления, его силу и слабость.
  Новые социальные условия, в к-рых развивается совр. критич. Р.,
 прямое и косвенное влияние, с одной стороны, социалистич. иск-ва, с др.
 стороны-модернизма, обусловливают сложность и противоречивость развития
 Р. на этом этапе. В творчестве ряда художников нередко переплетаются и
 сосуществуют противоречивые, даже взаимоисключающие тенденции. Вместе с
 тем Р. выступает в совр. художеств. культуре как центр притяжения, к
 к-рому тяготеет всё прогрессивное иск-во.
  Высшим этапом в развитии Р. на совр. этапе является иск-во
 социалистического реализма. Возникая на почве революц. практики рабочего
 класса как художеств. форма его самосознания, связанная с пониманием
 подлинных закономерностей общественно-историч. развития, иск-во
 социалистич. реализма несёт в себе тенденции разрешения эстетич.
 противоречий, присущих Р. прошлого, в т. ч. и критич. Р.
  Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1957; Ленин В.
 И., О культуре и искусстве, М., 1956;
  Белинский В., Полн. собр. соч., т. 2, 3, 5, 6, 7, 8, М., 1953-59;
 Вайман С., Марксистская эстетика и проблемы реализма, М., 1964; Днепре в
 В., Проблемы реализма, Л., 1960; Л., 1961; Добролюбов Н., Статьи об
 Островском, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1912; Иезуитов А., Вопросы
 реализма в эстетике Маркса и Энгельса, Л.-М., 1963; Лессинг Г. 3.,
 Гамбургская драматургия, пер. с нем., М.-Л., 1936; Кох Г., Марксизм и
 эстетика, пер. с нем., М., 1964 (Раздел 5); Пинский Л. Е., Реализм эпохи
 Возрождения, М., 1961; Проблемы реализма (Материалы дискуссии о
 реализме) в мировой литературе. Сб., М., 1959; Станиславский К., Собр.
 соч., т. 1, М., 1954; Творческий метод. Сб. статей, М., 1960; Теория
 литературы, [в 3 кн.]. т. 1, М., 1962, т. 2, М., 1964; Ф р и д-л е н д е
 р Г., К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы, М., 1962. А. Кар.
  РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Возник в Москве на базе 4-й студии МХАТ в 1927.
 Во главе т-ра стояли М. М. Тарханов, Л. Волков, В. Фёдоров. Наиб.
 интересная работа т-ра в 20-е гг.- "Бравый солдат Швейк" (по Гашеку). В
 1931 т-р переименован в Т-р Красной Пресни, с 1934 - Р. т. В составе
 труппы были: Н. С. Плотников, В. Беленькая, В. Яну-кова, Е. П.
 Мельникова, В. И. Новиков, С. Морской, А. Л. Абрикосов и др. В 1930 Р.
 т. возглавил Н. П. Охлопков, коренным образом изменивший репертуар и
 стиль т-ра. Охлопков стремился создать "театр больших страстей и
 эксперимента". Охлопков пост. "Разбег" (1932) по материалам очерков В.
 Ставского о коллективизации деревни. Здесь режиссёр впервые в своей
 практике применил принцип переноса действия в зрит. зал, использовал для
 сценич. действия партер и галерею верхнего яруса, отказался от занавеса,
 от иллюзионного принципа декораций. Спектакль вызывал острую полемику;
 РАПП расценивал работу т-ра резко отрицательно, в защиту т-ра выступил
 Вс. В. Вишневский. Те же принципы (игра в зале, монумента-лизм образов,
 эпичность) отличали спектакли "Железный поток" по роману Серафимовича
 (1934), где темпераментно, иногда с подчёркнутой эмоциональностью
 воссоздавались картины революц. борьбы народа (поход Таманской армии под
 руководством Ковтюха), "Мать" по Горькому (1933, пост. Охлопкова и П. В.
 Цетнеровича; Ниловна - Мельникова, Павел - Абрикосов, Находка - Н.
 Плотников).
  Большим событием театр. жизни стал спектакль "Аристократы" Погодина
 (1935). В этом спектакле особенно чётко выявлен принцип соединения
 публицистически открытого и психологически обоснованного драматич.
 действия. Характеры закончены и жизненно правдивы (Сонька - Беленькая,
 Костя - Аржанов, Молодой начальник - Абрикосов). Затем т-р обращается к
 классике. В 1936 пост. спектакль "Отелло"; в 1937 - "Кола Брюньон" по Р.
 Роллану (реж. Охлопков), насыщенный музыкой, пением, отличавшийся
 пластич. выразительностью.
  В 1938 Р. т. был слит с моск. Камерным т-ром. Лит.: Охлопков Н.,06
 условности, "Театр", 1 959" .ј 11; Ж а р о в М., Жизнь и роль, там же,
 1965, ј 2;
  Юзовский Ю., Зачем люди ходят в театр. М., 1964, с. 53-66. Я. Вел.
  Р‚БАНЕ, Альфред Артурович (р.9.У11.1902) - эст. сов. актёр. Нар. арт.
 Эст. ССР (1960). Чл. Комму-нистич. партии с 1949. Сценич. деятельность
 начал в 1922 в полупроф. т-ре в г. Валга. До 1934 совмещал работу в
 любительских и полупроф. провинциальных т-рах с военной службой и с
 преподавательской деятельностью. В 1934 вступил в труппу т-ра
 "Ванемуй-не" (Тарту). В 1935 перешёл в Таллинский драм. т-р, в 1936-в
 таллинский Рабочий т-р. В годы войны работал в Эст. художеств. ансамбле
 в эвакуации. С 1944 - актёр и режиссёр Т-ра им. Кингисеппа (Таллин).
 Среди лучших ролей Р.- Егор Булычев; Капрал ("На задворках" Лутса),
 Рыбаков ("Кремлёвские куранты") и др. Пост. в Т-ре им. Кингисеппа
 спектакли: "Горе от ума" (1948); "Глубокая разведка" Крона (1949),
 "Недоросль" (1951); "На грани дня и ночи" Якобсона (1951). Снимался в
 кино. С 1946 преподаёт актёрское мастерство в Таллинском театр.ин-те.
 С.Лев.
  Р‚ВИКОВ, Владимир Иванович [19(31).V.1866 - 1.Х.1920] - рус.
 композитор. Музыке обучался у частных педагогов. Автор опер: "В грозу"
 по повести "Лес шумит" Короленко (1894, Одесский гор. т-р), "‚лка"
 (1903, антреприза М. Е. Медведева, т-р "Аквариум", Москва; 1906, Прага,
 Брно, Берлин), "Тэа" (соч. 1904), "Бездна" по о. п. Л. Н. Андреева (соч.
 1907), "Женщина с кинжалом" по о. п. А. Шниц-лера (соч. 1910), "Альфа и
 Омега" (соч. 1911); "Нар-цис" (соч. 1912) и "Арахнэ" (соч. 1915) по
 поэме "Метаморфозы" Овидия, "Дворянское гнездо" по о. п. И. С. Тургенева
 (соч. 1916), "Принц Красавчик и принцесса Чудная прелесть" (изд. 1900-е
 гг.); балетов "Белоснежка" и "Басни Крылова" (не пост.). Наиболее
 популярное произв. Р.-"Елка". 'Ему принадлежат также и др. соч. В музыке
 Р. лирика несколько салонного характера сочетается с элементами
 модернизма. Отвлечённый аллегорич. характер сюжета, абстрактность
 образов сближают оперную драматургию Р. с лит-рой символизма.
  Лит.: Асафьев Б. В., Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л.,
 1930; Каратыгин В. Г., В. И. Ребиков, "За 7 дней", 1913, ј 35; С т р е м
 и н М.д О Ребикове,, "Художеств. жизнь", 1922, ј 2.
  "РЕВИЗОР"- комедия в 5 д. Н. В. Гоголя. Соч.: пер-вонач. сценич.
 редакция - 1836, окончат. - 1842. Первые представления "Р." (по
 первонач. ред.): 19 апр. 1836 - Алек-сандринский т-р (Городничий -
 Сосницкий, Анна Андреевна - Сосницкая, Марья Антоновна - Асенкова,
 Ляпкин-Тяпкин - П. Григорьев 1-й, Земляника - Толчёнов, Боб-чинский -
 Мартынов, Хлестаков - Дюр, Осип - Афанасьев, Пошлёпкина - Гусева), 25
 мая 1836 - Малый т-р (Городничий - Щепкин, Анна Андреевна -
 Львова-Си-нецкая, Марья Антоновна - Самарина, Ляпкин-Тяпкин - П.
 Степанов, Земляника - Румянов, Шпекин - Потанчи-ков, Добчинский и
 Бобчинский - Шумский и Никифоров, Хлестаков - Д. Ленский, Осип - Орлов).
 В обоих т-рах комедия многократно возобновлялась: до 1870 в
 Александрийском и до 1882 в Малом - в первонач. ред., позже - по ред.
 1842. Среди исполнителей отдельных ролей в разные годы: в
 Александрийском т-ре - А. А. Нильский, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, П.
 М. Медведев, И. М. Уралов (Городничий); М. Г. Савина (Мария Антонов-н а.
 позже - Анна Андреевна), А. М. Максимов, А. Е. Мартынов, И. И. Монахов,
 Н. Ф. Сазонов, П. В. Самойлов, М. М. Петипа (Хлестаков); П. В. Васильев,
 А. Е. Мартынов, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, П. М. Сво-бодин (Осип); в
 Малом т-ре - И. В. Самарин, С. В. Шумский, С. В. Васильев, М. А.
 Решимов, М. П. Садовский, H. К. Яковлев, А. А. Остужев (Хлестано в), П.
 М. Садовский, И. В. Самарин. В. А. Макшеев. К. Н. Рыбаков, А. П. Ленский
 (Городничий); П. М. Садовский, В. А. Дмитревский, Н. М. Падарин (Оси п).
 В 1860 "Р." был пост. кружком писателей в Петербурге (Городничий -
 Писемский. Хлестаков - П. Вейнберг, Шпекин - Достоевский. Абдулин - Ф.
 Кони, почётные лица города и полицейские - Д. В. Григорович, Н. А.
 Некрасов, И. И. Панаев, И. С. Тургенев и др.). Среди последующих пост.:
 Нар. т-р на Политехнич. выставке в Москве (1872), Рус. Драматич. т-р
 (Т-р Корша) (1882, Городничий - Писарев, Хлестаков - Далматов) и др.
 Среди исполнителей многократных возобновлении "Р." в Т-ре Корша: В. Н.
 Давыдов, А. М. Яковлев, Б. С. Борисов (Городничий), Н. В. Светлов, Л. М.
 Леонидов, Н. М. Радин, А. И. Чарин (Хлестаков). В 1908 "Р." пост. МХТ
 (реж. Станиславский, Немирович-Данченко и Москвин, худ. Симов;
 Городничий-Уралов. Хлестаков-А. Горев, Ст. Кузнецов). "Р." много шёл. и
 на провинц. сцене.
  В сов. т-ре "Р." постоянно сохраняется в репертуаре; пьесу ставили в
 Ленингр. Академич. т-ре драмы - 1918 (Городничий - Уралов, Хлестаков -

<< Пред.           стр. 626 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу