<< Пред.           стр. 628 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  2) Ближайший творч. помощник Р.-постановщика, ведущий под его
 руководством повседневную подготовительную репетиционную работу по
 спектаклю. В пределах имеющегося плана постановки пользуется большой
 творч. самостоятельностью. Иногда такой Р. наз. сорежиссёром или
 сопостанов-щ и к о м.
  3) Р., выполняющий в процессе подготовки спектакля менее
 ответственные задания постановщика, наз. режиссёром-ассистентом.
  4) Р., руководящий творч. работой всего т-ра, наз. главным
 режиссёром.
  РЕЖИСС‚РСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ, СОВЕЩАНИЯ, СЪЕЗДЫ - см. Съезды сценических
 деятелей.
  РЕЖИСС‚РСКИЙ ЭКЗЕМПЛЯР-1) Экземпляр пьесы, в к-ром
 режиссёр-постановщик отмечает все мизансцены спектакля, сценич. эффекты,
 описания грима, костюма и т. д. Р. э. является как бы режиссёрской
 партитурой спектакля."Я писал в режиссерском экземпляре все: как, где,
 каким образом надо понимать роль и указания поэта; каким голосом
 говорить, как двигаться и действовать, куда и как переходить.
 Прилагались особые чертежи для всех мизансцен ухо-дов, выходов,
 переходов и проч., и проч. Описывались декорации, костюмы, грим, манеры,
 походка, приемы, привычки изображаемых лиц и т. д., и т. д." (Стан
 и-славскийК.С., Моя жизнь в искусстве, см. Собр. соч., т. 1, 1954, с.
 201). Р. э. Станиславского и Немиро-вича-Данченко являлись подлинными
 научными трудами, в к-рых раскрывались идея, стиль произведения,
 давалось его глубокое и новаторское истолкование.
  2) Экземпляр пьесы с пометками на полях помощника режиссёра, ведущего
 спектакль. На Р. э. фиксируется внешняя сторона спектакля: отмечаются
 реплики для выходов исполнителей, перемен света, декораций, моментов
 опускания занавеса и т. д.
  Лит.: Станиславский К. С., Режиссерский план "Отелло", М.-Л., 1945; е
 г о ж е, "Чайка" в постановке Московского Художественного театра.
 Режиссерская партитура К. С. Станиславского, Л.-М., 1938;
 Немирович-Данченко В. И., Режиссерский план постановки трагедии Шекспира
 "Юлий Цезарь", М." 1964.
  РЕЖИСС‚РСКОЕ ИСКУССТВО (р е ж и с с у р а) - искусство создания
 единого, гармонически целостного художественного произведения
 театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов
 спектакля. Осуществляется на основе постановочного замысла режиссёра,
 ставящего пьесу и руководящего работой всех участников создания
 (постановки) спектакля - актёров, художника, композитора и др. (см.
 Искусство актёра, Декорационное искусство, Музыка в драматическом
 театре). Режиссёрский замысел включает: идейное истолкование пьесы (её
 интерпретацию), характеристику отдельных персонажей, определение
 необходимых для данного спектакля стилистических и жанровых особенностей
 актёрского исполнения, решение спектакля во времени (ритм и темп
 спектакля), пространстве (мизансцены, планировки), определение (совм. с
 художником и композитором) характера и принципов оформления. Все
 элементы замысла режиссёра вырастают из единого общего корня или, как
 говорил В. И. Немирович-Данченко, из "зерна" будущего спектакля,
 определяя к-рое режиссёр фиксирует самое важное, самое главное в своём
 режиссёрском замысле и толковании пьесы (так, напр., по словам
 Немировича-Данченко, "зерно" спектакля "Три сестры" - "тоска по лучшей
 жизни"; нек-рые режиссёры предпочитают определять "зерно" спектакля в
 образной форме, путём сравнения или художеств. метафоры). "Зерно",
 определяющее образное решение всого спектакля, тесно связано со
 "сверхзадачей" спектакля, т. е. с ответом на вопросы: ради чего ставится
 данная пьеса, что она должна вызвать в сознании зрителя, в каком
 направлении на него воздействовать. Приступая к работе над пьесой,
 являющейся основой спектакля, режиссёр средствами т-ра раскрывает её
 идейную направленность, форма спектакля органически связывается со всеми
 особенностями пьесы, вытекает из её темы, идеи, строя, тона, ритма,
 стиля, лексики. Однако задача т-ра не сводится только к воспроизведению
 на сцене пьесы, написанной драматургом. Задача т-ра - воспроизвести в
 творч. содружестве с драматургом действительность, раскрыть её наиболее
 существенные стороны, выразить своё отношение к изображаемым явлениям
 жизни. Режиссёр наравне с драматургом отвечает за правдивость, точность
 и глубину отражения жизни в спектакле, за его идейную направленность.
 Исходя из своего собственного знания жизни, собственного отношения к
 разл. её явлениям, режиссёр творчески истолковывает действительность,
 находит сценич. средства для её воплощения. Как для драматурга, так и
 для режиссёра действительность в равной степени служит предметом творч.
 отображения. Поэтому необходимо, чтобы образы пьесы и её идеи жили в
 сознании как режиссёра, так и актёра, насыщенные их собственными
 наблюдениями, подкреплённые впечатлениями, извлечёнными непосредственно
 из самой жизни или из тех источников (литературных, научных,
 иконографич. и т. п.), к-рые могут помочь её познанию.
  В поисках верного решения спектакля режиссёр устанавливает нужное для
 данного спектакля соотношение между элементами правдоподобия и сценич.
 условности, являющейся естественным и необходимым атрибутом т-ра. Цель
 искусства - глубокая правда жизни. Внешнее правдоподобие - лишь средство
 раскрытия этой правды, а не сама правда. Подмена правды правдоподобием
 рождает примитивный натурализм. Художеств. условность - тоже только
 средство раскрытия правды. И когда условность рассматривается как
 самоцель, создаётся иск-во формалистическое. Только в единстве
 правдоподобия и условности раскрывается глубокая правда жизни, создаётся
 истинно реалистическое иск-во. Безусловными, подлинными в т-ре всегда
 должны быть только сценич. переживания и действия актёров в предлагаемых
 пьесой обстоятельствах. Хотя переживания актёра на сцене являются только
 поэтич. воспроизведением жизненных переживаний человека, это не мешает
 им быть искренними, живыми, подлинными. Мера условности в каждом
 спектакле определяется целью: создать целостный образ спектакля, к-рый с
 наибольшей полнотой и силой донёс бы содержание пьесы до зрителя. Е. Б.
 Вахтангов утверждал, что важнейшими факторами, под воздействием к-рых
 складывается режиссёрский замысел и определяются нужные средства его
 воплощения, помимо самой пьесы, являются: современность (т. е. тот
 общественно-историч. момент, когда пьеса ставится) и творческий
 коллектив (с его взглядами, традициями, возрастом, проф. навыками и
 степенью мастерства), к-рый ставит эту пьесу. После успеха своей пост.
 "Принцесса Турандот" в 3-й Студии МХАТ Вахтангов говорил, что если бы
 ему пришлось в 1922 ставить "Турандот", напр., в Малом т-ре, или еще раз
 в своей Студии, но через 20 лет, то замысел и форма спектакля были бы
 совсем иными. Бесконечное многообразие театр. форм и режиссёрских
 решений связано также и с характером дарований самих режиссёров, с
 разнообразием их творч. индивидуальностей (Р. и. К. С. Станиславского,
 В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, М. Рейнхардта, А. Я. Таирова и
 др.).
  Немирович-Данченко отмечал, что единую, большую, глубокую правду
 реалистич. спектакля создают т. н. "три правды" (иначе - "три
 восприятия", "три волны") - жизненная, социальная и театральная, тесно
 связанные друг с другом. Если режиссёр пытается раскрыть социальную
 правду,игнорируя её жизненную основу, то социальная правда оказывается
 неубедительной. Жизненная же правда, взятая вне социальной, порождает
 иск-во мелкое, поверхностное, примитивно-натуралистическое. Но обе
 правды, и жизненная и социальная, не могут быть раскрыты, если для их
 воплощения не будет найдена выразительная театр. форма, превращающая и
 ту и другую в правду театральную. В поисках театр. правды будущего
 спектакля основным для режиссёра является вопрос, как играть данный
 спектакль, какие особые требования, определяющие стиль и жанр актёрского
 исполнения, следует предъявить к актёрам; иначе говоря, какие из
 элементов актёрской техники (как внутр., так и внешней) нужно выдвинуть
 на первый план. Так, напр., в одном спектакле важнее всего внутр.
 сосредоточенность актёров и скупость выразительных средств, в другом -
 наивность и быстрота реакций, в третьем - простота и непосредственность
 в сочетании с яркостью бытовой характеристики, в четвёртом - эмоц.
 страстность и внешняя экспрессия, в пятом,-наоборот, сдержанность чувств
 и величавая строгость формы, в шестом - острая характерность и чёткая
 графичность пластич.рисунка, и т. д. Решение главной, коренной задачи -
 как играть спектакль - определяет остальные компоненты режиссёрского
 замысла: декорационное оформление, мизансцены, ритм, общую атмосферу
 спектакля. Работая с художником, выдвигая перед ним те или иные задачи,
 принимая, корректируя или отвергая его эскизы декораций, костюмов,
 макеты и т. п., режиссёр исходит из общего замысла спектакля, находящего
 своё выражение прежде всего в актёрском исполнении. Поэтому необходимо
 установить взаимодействие между развитием и конкретизацией идеи
 художника, с одной стороны, и ходом репетиций режиссёра с актёрами - с
 другой. Глубокое взаимопонимание между режиссёром и художником служит
 прочной гарантией соответствия внешней формы спектакля общему
 режиссёрскому замыслу. Поэтому так плодотворны были длительные
 творческие союзы крупнейших режиссёров с наиболее близкими им
 художниками (К. С. Станиславский и В. А. Симов, В. И. Немирович-Данченко
 и В. В. Дмитриев и др.). Работа с композитором преследует в разных
 случаях разные цели. Характер этой работы зависит от того, какое место
 должна занять музыка в будущем спектакле. Она может быть жизненно
 оправданной и соответствовать прямым требованиям пьесы (напр., романс
 Ларисы в "Бесприданнице" или марш уходящего полка в "Трёх сестрах"), но
 может вводиться режиссёром и как условное выразительное средство с целью
 дополнительного воздействия на зрителя путём ритмизации действия,
 контраста или прямого соответствия переживаниям героев драмы. Однако как
 ни значительна руководящая и организующая роль режиссёра в сведении в
 единое художественное целое всех компонентов спектакля, всё же главная
 сфера режиссёрской деятельности и Р. и. - работа с актёрами. "Стремление
 и умение выражать свои мысли главным образом через искусство актера
 всегда являлось признаком зрелого режиссерского мастерства" (Попов А.
 Д., Художественная целостность спектакля, 1959, с. 32).
  Осн. вопрос творч. метода режиссуры - взаимоотношения между
 режиссёром и актёром. Нек-рые режиссёры требуют от исполнителя только
 точного выполнения заранее разработанных ими мизансцен, движений, поз,
 жестов и интонаций. В этом случае актёр, механически подчиняясь воле
 режиссёра, перестаёт быть самостоятельным художником. Станиславский
 поставил перед собой задачу - найти средства, вызывающие в актёре нужные
 переживания, считая, что форма выявления этих переживаний (движения,
 жесты, интонации - так называемые "приспособления") будет рождаться сама
 собой. Однако право решать вопрос о том, какие именно переживания должен
 испытывать актёр в образе, Станиславский вначале оставлял за режиссёром,
 и, следовательно, актёр оказывался лишь объектом воздействия режиссёра.
 На последнем этапе своей жизни Станиславский пришёл к решительному
 отрицанию этого метода работы режиссёра с актёром. Он стал искать
 средства вызывать в актёре не "переживания", а органич. процесс живого
 самостоятельного творчества, в результате к-рого в актёре сами собой
 возникнут и нужные переживания. Станиславский считал, что осн. задача
 режиссёра - будить природу актёра, к-рая сама сделает всё, что
 необходимо; режиссёру же останется только направлять этот процесс
 творчества в нужное русло. Прак-тич. результаты, достигнутые
 Станиславским, сделали его систему величайшим достижением театр.
 культуры, общепризнанным, научно обоснованным методом актёрского
 творчества (см. Станиславского система). Истинным материалом Р. и., с
 точки зрения Станиславского в последний период, является не тело и не
 психика актёра, а его творчество. Отсюда вытекают гл. функции режиссёра:
 1) вызвать в актёре творч. процесс; 2) непрерывно поддерживать и
 направлять его к определённой цели в соответствии с общим
 идейно-художественным замыслом спектакля; 3) согласовывать результат
 творчества каждого актёра с результатом творчества остальных
 исполнителей для создания гармонически целостного единства спектакля.
  Конфликт, лежащий в основе действия, вызывает столкновение, борьбу
 между персонажами (действующими лицами) пьесы. Организовать и выявить
 конфликты через взаимодействие актёров, участвующих в спектакле,- задача
 режиссёра.
  Отношения между режиссёром и актёром в процессе работы строятся на
 основе их творч. взаимодействия. Они должны не только обладать талантом,
 проф. мастерством, но и глубоко знать действительность, отражённую в
 пьесе. Поэтому задача режиссёра - добиться от исполнителя не
 механического выполнения своих требований, а подлинного творчества,
 вызвать у актёра интерес к познанию действительности. Совр. сов.
 режиссёр должен быть мыслителем, общественно-политич. деятелем,
 вдохновителем и воспитателем коллектива, с к-рым он работает. Именно так
 подходили к профессии режиссёра К. С. Станиславский, В. И.
 Немирович-Дан-ченко, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд. Чтобы добиться
 от актёра нужного результата, режиссёр стремится вызвать и непрерывно
 поддерживать в нём правильное творч. самочувствие. Для этого система
 Станиславского вооружает режиссёра знанием органич. законов актёрского
 творчества и соответствующим методом работы. Система категорически
 отвергает такой метод работы с актёром, при к-ром режиссёр с самого
 начала требует от исполнителя определённого результата, т. е.
 определённых чувств и законченной формы их выражения. Такой метод
 приводит к штампу, внешнему "наигрыванию" чувств, "творч. зажиму".
 Задача режиссёра - помочь актёру найти верный путь к желаемому
 результату, подсказывая ему не чувства и не форму их выражения, а
 действия. Выполнение этих действий естественным путём приводит
 исполнителя к нужному чувству. Т.о., режиссёр направляет актёра на путь
 органич. творчества. Любое режиссёрское задание может быть сделано в
 форме показа, объяснения или "подсказа". Однако показ может принести
 пользу только в том случае, если актёр, уловив мысль режиссёра,
 реализует её по-своему, своими средствами, исходя из своей творч.
 индивидуальности.
  В процессе воплощения режиссёрского замысла принято различать 3
 репетиционных периода - т. н. "застольный", в "выгородке" и на сцене.
 Термин "застольный" является условным. Этот период имеет 2 этапа.
 Первый, более короткий, состоит из собеседований, в ходе к-рых режиссёр
 знакомит актёров с основными элементами своего замысла и совместно с
 исполнителями разбирает пьесу (обсуждение образов, выяснение
 взаимоотношений действующих лиц, определение сквозного действия). Цель
 этих собеседований - будить инициативу актёра, активность его творч.
 мысли в нужном направлении. Во время второго периода осуществляется т.
 н. действенный анализ пьесы, устанавливается действенная линия каждой
 роли: выясняются конфликты, определяются события, являющиеся этапами в
 развитии сквозного действия пьесы, вскрываются логика и
 последовательность действий и поступков отдельных персонажей,
 нащупываются подтексты и делаются попытки завязать живое творч. общение
 между партнёрами. В процессе застольных репетиций появляются намёки,
 зародыши будущих сценич. красок (жесты, движения, интонации). В этот
 период актёры иногда встают из-за стола, чтобы в живом действии (нек-рые
 режиссёры широко используют для этого метод этюдов) проверить и
 закрепить намеченное за столом. Неправильное, слишком длительное
 использование "застольного" периода дало основание Станиславскому в
 последние годы его жизни поставить вопрос о полном отказе от
 "застольного" метода работы с тем, чтобы всю программу этого периода
 претворить в живое действие. Однако практика показала, что "застольный"
 период при правильном, целеустремлённом его проведении может приносить
 существенную пользу.
  Репетиции "в выгородке"- проводятся в условиях временной сценич.
 установки, к-рая приблизительно воспроизводит будущее оформление
 спектакля: "выгораживаются" нужные комнаты, ставятся различные "станки",
 лестницы, необходимая для игры мебель. Осн. содержанием режиссёрской
 работы в этот период являются поиски мизансцен - одного из важнейших
 средств образного выражения режиссёрской мысли, одного из гл. элементов
 спектакля. В непрерывном потоке сменяющих друг друга мизансцен
 выражается сущность совершающегося действия. Характер мизансцен (к-рые
 могут строиться не только по принципу жизненного правдоподобия, но н
 приобретать образно-символич. значение как художественное обобщение или
 метафора) определяет стиль спектакля, но режиссёр стремится "подвести"
 актёра к мизансцене так, чтобы она стала для него внутренне необходимой.
 Т. о., режиссёрская мизансцена становится актёрской. Именно в этом
 смысле, очевидно, следует понимать тезис Немп-ровича-Данченко -
 "режиссёр должен умереть в актёре". Первоначальный замысел - "партитура"
 мизансцен - нужен режиссёру лишь как исходная позиция. Конечный
 результат складывается в процессе взаимодействия режиссёра с актёрами.
  Третий период работы над спектаклем протекает на сцене. В это время
 осуществляется окончательная отделка спектакля, его шлифовка.
 Согласовываются все элементы -- актёрская игра, внешнее оформление,
 свет, гримы, костюмы, музыка, шумы и т. п.,- создающие целостный образ
 спектакля. Результат этой работы проверяется и закрепляется на
 генеральных репетициях. Однако и после премьеры работа над спектаклем не
 прекращается. Делая замечания, уточняя рисунок мизансцен, внося
 поправки, режиссёр в течение нек-рого времени совершенствует спектакль.
 Если спектакль долго держится в репертуаре, то могут появиться признаки
 его "увядания", что выражается обычно в "заштамповывании" или даже
 искажении первоначального рисунка, в превращении актёрской игры из
 живой, органической в механическую. Тогда режиссёр проводит репетиции с
 целью "освежения" спектакля путём внесения в него новых сценич. красок.
  Н. М. Горчаков записал следующие слова Станиславского о сущности Р.
 и.: "Режиссёр это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе,
 посоветовать актёрам, как её играть, кто умеет расположить их на сцене в
 декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссёр это тот, кто умеет
 наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех
 областях, помимо своих профессионально-театральных... В нашу жизнь вошла
 неотъемлемой частью политика, а это значит, что вошла мысль о
 государственном устройстве, о задачах общества в наше время, значит и
 нам, режиссёрам, теперь надо много думать о своей профессии и развивать
 в себе особое режиссёрское мышление. Режиссёр не может быть только
 посредником между автором и театром, он не может быть только повитухой и
 помогать родиться спектаклю. Режиссёр должен уметь думать сам и должен
 так строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителей мысли, нужные
 современности" (Горчаков Н., Режиссёрские уроки К. С. Станиславского,
 1951, с. 41-42). Бор. 3.
  Исторический очерк. Р. и. в совр. смысле слова - как иск-во создания
 художественно-целостного сценич. произведения - возникло в конце 19 в.
 Зачаточные формы режиссуры складывались в виде более или менее
 устойчивых театр. традиций, правил, принятых норм. Сочетание в одном
 лице автора и исполнителя, характерное для ранних ступеней развития
 т-ра, обусловливало участие драматурга во всём процессе подготовки
 спектакля, в обучении актёров и т. д. В античном т-ре драматурги
 принимали непосредственное участие в постановке своих произв. Иск-во
 пост. спектаклей развивается в религиозных представлениях 14-16 вв.
 (миракль, мистерия, моралите), насыщенных зрелищными эффектами.
 Формирование проф. т-ра в эпоху Возрождения происходило обычно в
 условиях, когда драматург выступал и как актёр, и как руководитель
 труппы, организатор и постановщик представления (напр., в Италии А.
 Беолько, в Испании Лопе де Руэда, в Германии Г. Сакс, и др.).
 Характерный для нек-рых видов нар. т-ра (итал. комедия дель арте, фарс и
 др.) метод импровизации, при постоянных сценариях вместо пьес и масках
 вместо характеров, по существу исключал потребность в режиссёре. Большое

<< Пред.           стр. 628 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу