<< Пред.           стр. 641 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  В 1903 оставила сцену. В 1893-1914 преподавала в Бухарестской
 консерватории. Среди её учениц:
  Л. Стурдза-Буландра, М. Филотти, С. Клучеру и др.
  РОМАНИ (Romani), Феличе (31. I. 1788-23. I. 1865) - итал. либреттист.
 Получил филологич. образование. Первое оперное либр. "Белая и алая роза"
 написал в 1813 для композитора И. С. Майра. Вощёл в историю итал. муз.
 т-ра как первый либреттист-романтик. В. то же время придерживался
 классич. формы либретто. Писал либр. (на сюжеты Дж. Байрона, В. Гюго, У.
 Шекспира, В. Скотта, Р. Шато-бриана и др.) для композиторов Г. Доницетти
 ("Анна Болейн", "Лукреция Борджиа", "Любовный напиток" и др.), В.
 Беллини ("Капулетти и Монтекки", "Сомнамбула", "Норма" и др.), Дж.
 Россини ("Турок в Италии", "Бьянка и Фальеро" и др.), Дж. Верди ("Король
 на час"), Дж. Мейербера, С. Меркаданте, И. С. Май-ра, П. Дженерали, Дж.
 Пачини, Л. Росси и мн. др.
  Лит.: В г а п с a E., F. Romani ed i del suo tempo reputati maestri
 di musica, Torino, 1882. Св. Г.
  РОМАНЙЦКИЙ, Борис Васильевич (р. 31. III. 1891) - укр. сов. актёр,
 режиссёр, театр. деятель. Нар. арт. СССР (1944). Член Коммунистич.
 партии с 1940. С 1913, будучи студентом Киевской муз.-драм. школы им.
 Лысенко (окончил в 1915), начал выступать в труппе П. К. Саксаган-ского.
 С 1915 - в Товариществе укр. актёров под рук. И. А. Марьяненко, при
 участии М. К. Заньковецкой и П. К. Саксаганского.В 1918- 1922-актёр и
 реж. гос. Нар. т-ра под рук. Саксаганского. В 1922 стал одним из
 основателей Т-ра им. Заньковецкой, его актёром и худ. руководителем
 (1922-48). С 1948 -актёр и реж. этого т-ра (ныне во Львове; см.
 Занъко-вецкой имени театр).
  Р., ученик Заньковецкой и Саксаганского, работал с выдающимися укр.
 актёрами- Марьяненко, Линецкой, Левицким, Борисоглебской. Был партнёром
 Заньковецкой, к-рая так же, как и Саксаганский, влияла на формирование
 актёрской индивидуальности Р., его идейно-эстетич. принципов. Р. -
 блестящий интерпретатор ролей укр. классич. репертуара, в к-рых
 сохраняет и творчески развивает реалистич. традиции своих учителей.
 Создал сценич. образы, отличающиеся остротой характеристики,
 разнообразием красок: Панас, Гнат, Чалый и Потоцкий ("Наймичка",
 "Бесталанная", "Савва Чалый" Карпенко-Карого), Цвиркун, Подорожный
 ("Черноморцы", "Зимний вечер" Старицкого), Самрось ("Две семьи"
 Кро-пивницкого), Микола Задорожный, Святослав ("Украденное счастье",
 "Сон князя Святослава" Франко) и др. В рус. и зарубежной классике:
 Тетерев и Храпов ("Мещане", "Bacca Железнова"), Войницкий ("Дядя Ваня"),
 Карл Моор, Уриэль Акоста. Впервые на укр. сцене сыграл Отелло (1926).
 Лучшие качества сов. человека раскрыты актёром в сценич. образах
 современников, отмеченных романтич. приподнятостью, яркой
 эмоциональностью: Гайдай, Кречет ("Гибель эскадры", "Платон Кречет"
 Корнейчука), Кошкин и Швандя ("Любовь Яровая"), Сафонов ("Русские
 люди"), Воропаев ("Счастье" Павленко и Радзинского) и др. Среди
 характерных комедийных ролей: Чеснок, Ро-манюк ("В степях Украины",
 "Калиновая роща" Корнейчука).
  Режиссёрскому иск-ву Р. присущи глубина и чёткость идейного замысла,
 подлинная народность, живое чувство современности. Среди лучших его
 пост.:
  "97" Кулиша (1925), "Любовь Яровая" (1927), "Диктатура" Микитенко
 (1929), "Гибель эскадры" (1933) и "Правда" (1937) Корнейчука,
 "Последние" (1938), "В степях Украины" (1940); "Камо" Левады (1954),
 "Три сестры" (1946); "На большую землю" Хиж-няка (Гос. пр. СССР, 1950).
  Р. - воспитатель талантливого актёрского коллектива Т-ра им.
 Заньковецкой, активный обществ. деятель, один из основателей Укр. театр.
 об-ва. Р. принадлежит ряд работ по истории театра, в том числе книга
 "Украинский театр в прошлом и настоящем" (1950).
  Лит.: КордианиБ., Б.В. Романицкий - народный артист СССР, Киев, 1960.
 Б. Кор.
  РОМАНОВ, Борис Георгиевич [10(22). III. 1891- 30. I. 1957] - рус.
 артист балета и балетмейстер. По окончании Петерб. театр. уч-ща в
 1909-21 - артист Мариинского т-ра. В 1911-14 участвовал в "Русских
 сезонах за границей". Р. был одним из лучших характерных танцовщиков 1-й
 четверти 20 в. В балетмейстерской деятельности продолжал и развивал
 традиции М. М. Фокина, бережно сохраняя и классич. традиции.
  В 1921 эмигрировал за границу, где выступал как балетмейстер и рук.
 разл. трупп в Берлине, Монако, Буэнос-Айресе и др. В 1937-42 и 1945-50 -
 балетмейстер т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк).
  Партии: Колен ("Тщетная предосторожность"), Базиль ("Дон Кихот"),
 Мидас (о. п. на муз. Штейнберга), Испанский танцовщик ("Арагонская хота"
 на муз. Глинки) и др.
  Пост.: "Соловей" Стравинского (1914, "Рус. балет Сергея Дягилева"),
 "Щелкунчик" (1936, "Рус. балет Монте Карло"), "Пульчинелла" Стравинского
 (1951, Римская Опера), "Арлекинада" Дриго (1956, "Чикаго-опера") и др.
  Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 4. П., [1918]; Борисоглебский
 М.В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939;
 Фокин М., Против течения. Л., 1962; М i с h a u t P.. Histoire du
 ballet, P., 1945; Beaumont C. W., М. Fokine and his ballets, L., 1945,
 pp. 85, 113, 116, 118. П. Л.
  РОМАНОВ, Михаил Фёдорович [16 (28). X. 1896- 4. IX. 1963] - рус. сов.
 актёр, режиссёр, театр. деятель. Нар. арт. СССР (1951). Чл. Коммунистич.
 партии с 1950. В 1919, будучи в Красной Армии, руководил самодеятельными
 кружками. Окончив драма-тич. курсы в 1920, играл в т-ре Петроградского
 военного округа. В 1921 организовал нар. т-р в с. Рож-дествено (Ленингр.
 обл.), где пост. спектакли "Революционная свадьба" Сарду, "Без вины
 виноватые" (играл Незнамова), "Поздняя любовь" Островского (играл
 Николая). Затем работал в петроградском т-ре Пролеткульта "Новая драма"
 (1923-24), в 1924-36 - в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. Старейший рус.
 т-р стал для Р. школой актёрского мастерства; на сцене этого т-ра он
 сыграл роль Редендофа ("Яд" Луначарского), Цехового ("Страх"), Геннадия,
 Севастьянова ("Огненный мост", "Конец Кри-ворыльска" Ромашова),
 Мол-чалина ("Горе от ума"). В исполнении этих ролей и ролей Звездича
 ("Маскарад"), Меншикова ("Петр I" А. Н. Толстого) внешняя
 выразительность сочеталась с раскрытием социальной сущности персонажей.
 С 1936 - актёр, а в 1953 - 59 - худ. рук. Киевского т-ра им. Леси
 Украинки.
  Р. был тонким эмоциональным художником, его иск-во отличалось
 глубиной мысли, поэтичностью, тонкостью психологич. анализа, широтой
 философских обобщений. Ему были свойственны покоряющая простота и
 непринуждённость, ясность и естественность сценич. поведения.
  Р. создал выдающиеся по внутр. гармоничности и законченности образы:
 Павла Протасова ("Дети солнца"), Лаврецкого ("Дворянское гнездо" по о.
 п. Тургенева), Несчастливцева, Войницкого; Командора ("Каменный
 властелин" Леси Украинки), Телегина ("Хождение по мукам" по о. п. А. Н.
 Толстого), Гарри Смита ("Русский вопрос"), Верейского ("Закон чести"
 Штейна), Степанова ("Директор" Алёшина), Вершинина ("Бронепоезд 14-69"),
 Окаёмова ("Машенька"). Выдающаяся работа Р. - роль Фёдора Протасова
 ("Живой труп", 1940). Этот сложный и противоречивый образ покорял
 человечностью, жизнелюбием, гуманизмом. Р. играл эту роль в течение 20
 лет. Р. вёл также режиссёрскую работу.
  Пост.: "Дочь прокурора" Яновского (1954), "Годы странствий" Арбузова
 (1955), "Деньги" Софронова (1956, совм. с Ю. С. Лавровым), "Огненный
 мост" Ромашова (1957, совм. с Н. А. Соколовым), "В поисках радости"
 Розова (1958), "Машенька" (1959), "Дядя Ваня" (1960), "Лес" (1962).
  Р. выступал как чтец-мастер художеств. слова по радио и телевидению.
 Снимался в кино.
  Соч.: Я верю в театр!, "Огонек". 1960, .ј 50.
  Лит.: Л ь в о в-А н о х и н Б., Штрихи актёрского портрета, "Театр".
 1956, ј 12; Б e р н а ц к а я Р., М. Ф. Романов -народный артист СССР,
 Киев, 1960. р, Б.
  РОМАНОВА, Таисия Семёновна [р. 8 (21). X. 1903]-рус. сов. актриса.
 Нар. арт. Даг. АССР (1956), засл. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич.
 партии с 1941. В 1920 вступила в труппу драматич. т-ра в Сарапуле; в
 1923 окончила драматич. студию в Перми и вернулась в Сарапульский т-р.
 Затем работала как актриса драмы, муз. комедии и эстрады в Ульяновске,
 Перми, Балашове, Новосибирске, Томске, Кемерово, Барнауле, Бийске,
 Ачинске, Кудымкаре.В 1935-61-в Рус. драм. т-реим. Горького в Махачкале.
 В начале своей сценич. деятельности играла непосредственных, искренних
 девушек и молодых женщин: Аксюша ("Лес"), Анна ("Василиса Мелентьева"
 Островского и С. Гедеонова), Ная ("Мятеж" Фурманова). Впоследствии
 создала трогательные образы умудрённых жизненным опытом, добрых,
 великодушных женщин.
  Роли: бабушка Вера ("Молодая гвардия"), Настасья Петровна ("Женитьба
 Белугина" Островского и Соловьёва), Клавдия Васильевна ("В поисках
 радости" Розова), Бабушка ("Деревья умирают стоя" Касоны), нянька
 Федосья ("Последние"). Играла и комедийные роли: Пошлёпкина ("Ревизор")
 и др. E. /h\
  РОМАНОВИЧ, Евгений Степанович (р. 21. I. 1905)- белорус. сов.
 драматург, театровед. Засл. арт. БССР (1942). Чл. Коммунистич. партии с
 1946. Работал в 1-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Купалы) сначала
 актёром (1922-31), затем зав. лит. частью (1931-48). Автор пьес: "Вир"
 (1-й Белорус. т-р, 1928), "Наклонная плоскость" (1929), "Камни на
 дороге" (1932). Пьеса Р. "Мост" (1929) о формировании характера в
 процессе социалистич. созидательного труда, о перевоспитании старой
 интеллигенции, становящейся в ряды строителей новой жизни, шла в т-рах
 РСФСР и УССР. В годы войны Р. написал пьесы о борьбе белорус. партизан
 против фашистских оккупантов: "Полещуки", "Товарищ Андрей" (Т-р им. Я.
 Купалы, 1944). Р. принадлежат либретто опер "В пуще Полесья" (Белорус.
 т-р оперы, 1939), "Девушка из Полесья" (совм. с П. Бровкой, 1953, там
 же), балетов "Подставная невеста" (1958), "Мечта" (1961). Р. перевёл на
 белорус. яз. пьесы Горького, Л. Н. Толстого, А. Н, Островского, К. А.
 Тренёва, А. Н. Афиногенова, А. Е. Корнейчука и др. Занимается историей
 белорус. т-ра. Автор книг о Т-ре им. Я. Купалы, о творчестве Б. В.
 Платонова, статей о театр. иск-ве БССР.
  Соч.: Мост, пер. с белорус., М., 1931; Першы тэатр. Каротк? нарыс,
 М?нск, 1946; Народны артыст СССР Б. В. Платона, М?нск, 1954;
 Артыст-трыбун, "Полымя 1954, ј 5. Люд. Ш\
  РОМАНОВСКАЯ, Анна Яковлевна (наст. фам.- Воденова) fl8 (30). VII.
 1843-17(30). IV. 1916] - рус. актриса. Родилась в семье провинциальных
 актёров. В 1859 дебютировала в Екатеринбургском т-ре в роли Софьи
 Павловны ("Простушка и воспитанная" Д. Ленского). Работала здесь до
 1875. Играла роли амплуа драматич. героинь и кокет. В дальнейшем Р.
 выступала в Саратове, Казани, Харькове, Одессе. В 1886-1910- актриса
 Т-ра Корша в Москве. Играла преим. роли грандам в пьесах И. В.
 Шпажинского, В. А. Крылова, П. М. Невежина и др.
  Роли: Кондорова ("Нищие духом" Потехина), Марева ("Блуждающие огни"
 Антропова), Кума ("Чародейка" Шпанжинского) и др: В числе лучших ролей
 Р. -Василиса Мелентьева (о. п. Островского и Гедеонова).
  В 1869 была тяжело ранена выстрелом из зрительного зала (этот случай
 описан в романе "Приваловские миллионы" Мамина-Сибиряка).
  Лит.: "Театр и искусство", 1909, .N" 3; там же, 1916,
 .ј17;КурочкинЮ.. Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957; Крути
 И., Русский театр в Казани, М., 1958. А. К.1.
  РОМАНС (исп. romance) - муз.-поэтич. произведение для голоса с
 сопровождением фп. или др. инструмента (гитары, арфы, виолончели и т.
 п.); сольная песня с обязательным инструмент, сопровождением. Осн.
 значение в музыке Р. имеет вок. мелодия; однако аккомпанемент может
 существенно дополнять художеств.-образное содержание, нередко
 представляя равноправную с вокальной партию. Р. - осн. жанр вок.
 камерной музыки. Иногда входит в оперу как одна из сольных вок. форм (Р.
 Радамеса в "Аиде"; Зибеля в "Фаусте" Гуно, Антониды в "Иване Сусанине",
 Полины в "Пиковой даме"; Дездемоны в "Отел-ло" Верди).
  РОМАНТИЗМ (франц. romantisme, от ср.-век. франц. romant - роман) -
 идейно-художеств. направление, развивавшееся во всех странах Европы ив
 Сев. Америке. В Германии Р. сложился на рубеже 18-19 вв. и получил
 наибольшее развитие в 1-й четв. 19 в. Во Франции, где были сильны
 традиции классицизма, формирование сценич. Р. длилось дольше, протекало
 в острой борьбе с классицизмом. В 1827 было опубликовано предисловие
 Гюго к его драме "Кромвель" - теоретич. манифест Р. Расцвета франц. Р.
 достиг в 30-х гг. 19 в., когда появились осн. пьесы Гюго. В странах,
 боровшихся за свою нац. независимость (Италия, Венгрия, Чехия, Польша и
 др.), становление Р. протекало медленнее, но в нек-рых из них Р.
 существовал как ведущее направление в театр. иск-ве до 2-й пол. 19 в.
  Р. выдвинул крупных теоретиков (бр.А. В. и Ф. Шле-гель в Германии, Ж.
 де Сталь, В. Гюго во Франции, Дж.Берше, Д. Романьози, Э. Висконти, А.
 Мандзони в Италии), драматургов (Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли в Англии,
 Гюго, А. де Виньи, А. Дюма-отец, А. де Мюссе во Франции, Л. Тик, Г.
 Клейст в Германии, С. Пеллико, Мандзони, Дж. Б. Никколини в Италии, Ю.
 Словацкий в Польше, Ф. Грильпарцер в Австрии, М. Вёрёшмарти в Венгрии,
 А. Эленшлегер в Дании и др.).
  Р. был порождён неудовлетворённостью широких обществ, кругов
 результатами франц. бурж. революции конца 18 в., протестом против нац.
 порабощения, политич. реакции. Для романтиков характерно разочарование в
 учении просветителей 18 в., мечта к-рых об установлении "разумного"
 обществ, строя в результате крушения феодализма не осуществилась. Но в
 то же время Р., проникнутый пафосом страстного протеста против насилия,
 социальной несправедливости, угнетения, мечтой о раскрепощении человека,
 о равенстве, о праве народов на независимость, унаследовал великие
 гуманистич. и демократич. идеи просветителей.
  В театр. Р., как и в лнт-ре, изобразит, иск-ве, сложились два крыла -
 демократич., активное, бурно протестующее, нередко зовущее к революц.
 действию, и консервативное, теоретики и деятели к-рого идеализировали
 феодальное прошлое, стремились сохранить патриархальные и религиозные
 устои. Однако ненависть к бурж. цивилизации с её бесчеловечностью, духом
 торгашества, прозаизмом часто сближала идейно неоднородных художников. В
 творчестве мн. крупных драматургов-романтиков противоречиво сочетаются
 идеализация феодализма с умением увидеть и отразить конфликт между
 трудом и капиталом, уход в мистику и демократизм, пессимизм со светлой
 любовью к человеку (Виньи, Клейст,. Э. Т. А. Гофман), обречённость с
 бунтарством (Ф. Грильпарцер).
  Романтики консервативного лагеря нередко сближались с "феодальным
 социализмом" (см. К, Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 448).
 Демократич. Р., устремлённый в будущее, исполненный сочувствия народу,
 мечты о справедливом обществ, строе, в своей положительной программе
 связан с утопич. социализмом. Он возник в период, когда политич. борьба
 пролетариата против буржуазии еще не получила развития, когда
 перспективы революц. движения были неясными, романтич. представления о
 мире человечности, свободы и добра были утопичными, а методы достижения
 этой цели иллюзорными. Действительности, враждебной человеку, романтики
 противопоставляли личность, поэтически приподнятую над миром
 обыденности, способную к бурным, пламенным чувствам. Этот субъективизм
 приводил нек-рых романтиков к замкнутости, индивидуализму. Но в нём
 находили выражение и героич. протест, бунтарство, непреодолимое
 "томление" по идеалу. В культе исключительной личности, способной своим
 подвигом перестроить мир, получила отражение характерная для эпохи
 оторванность революционеров (карбонарии, декабристы, члены тайных
 республиканских обществ) от народа. Герои романтич. драм Байрона, Шелли,
 Гюго, Лермонтова трагически одиноки, погружены в скорбные раздумья. Но
 мысли их мятежны, устремлены к борьбе за свободу, к высоким гуманистич.
 целям.
  Романтич. драма строится чаще всего на историч. материале.
 Драматурги-романтики находят в истории примеры патриотизма (хайдуцкая,
 юнацкая драма славянских народов, пьесы И. К. Тыла, И. Катоны, С.
 Пеллико, А. Мандзони, Дж. Б. Никколини, Ф. Мар-тинеса де ла Росы, Ш.
 Петёфи), романтич. бунтарства (М. X. Ларра, А. Сааведра, X. Э.
 Артсенбуч, А. Гуть-еррес Гарсиа, X. Соррилья), вечной борьбы социального
 зла с добром (Гюго), через революц. опыт прошлого пытаются понять
 развитие историч. процесса (Байрон, А. Мицкевич, Ю. Словацкий, Тыл).
 Романтики отказываются от метафизич. представлений 17-18 вв., постигают
 изменяемость мира, ищут в истории ответа на сложные проблемы своей
 эпохи. Но к вопросам обществ, жизни романтики подходили с идеалистич.
 позиций, им не удавалось подняться до осознания движущих сил истории.
 Для мн. романтиков история, расцвеченная поэтич. фантазией, становилась
 средством ухода от прозаизма совр. бурж. жизни. Однако в развитии
 романтич. драматургии и т-ра принцип историзма имел большое значение,
 пьесы драматургов-романтиков выражали историч. и нац. своеобразие эпохи,
 культуры, народа. Тем самым романтич. т-р преодолевал абстрактность
 классицистско-го спектакля, прокладывая дорогу реалистич. т-ру.
  Драматурги и теоретики романтич. драмы, борясь против канонов
 классицизма, мешающих показать жизнь в ее движении, отказались от
 поэтики жанров, от понятий "высокого" и "низкого", расширили тематику
 драмы, противопоставили рационалистич. догме классицизма культ фантазии,
 воображения, страстный лиризм, динамику действия, требовали безграничной
 свободы художника. Стремясь к обогащению образных средств, создатели
 романтич. драмы обращались к нар. творчеству, но они неодинаково
 понимали народность. Консервативные художники идеализировали черты
 патриархальной покорности, религиозности народа. Романтики демократич.
 лагеря видели энергию, волю народа. Те и другие восхищались бессмертной
 красотой нар. творчества. В поисках новых форм драматурги опирались на
 народно-обрядовую стихию (А. Мицкевич), нар. легенды и сказки (Л. Тик,
 И. Ф. Раймунд, И. H Нестрой, Тыл, Словацкий, М. Вёрёшмарти, А.
 Эленшлегер), на жанры демократич. т-ра, гл. обр. мелодраму (Гюго,
 Дюма-отец). Плодотворным было и увлечение Шекспиром, в к-ром романтики
 видели вольного гения, свергающего всякие "правила". Несмотря на
 односторонность этого восприятия, обращение к Шекспиру способствовало
 рождению новых форм драматургии, обогатило актёрское иск-во.
  Р. получил яркое выражение и в сценич. иск-ве. Формируясь в
 обстановке революц. брожения и достигнув своего развития под
 воздействием освободительного движения 1810-40-х гг., Р. в театр. иск-ве
 выражал преим. протестующие и освободит, устремления демократич.
 деятельности художников. При всём различии национально-историч.
 содержания творчества крупнейших актёров романтич. т-ра - Э. Кина в
 Англии, Л. Девриента в Германии, Г. Модены и А. Ристори в Италии, П.
 Бокажа, М. Дорваль, Фредерика-Леметра во Франции, П. С. Мочалова в
 России, Э. Форреста, Ш. Кашмен в США, Г. Эгрешши в Венгрии и др. - их
 сближал глубокий гуманизм, страстная ненависть к филистерству, к миру
 собственничества, к клерикальной и феодальной реакции. Творчество этих
 актёров, проникнутое революционно-демократич.,
 национально-освободительными идеями, утверждало новый тип героя -
 бунтаря, восстающего против царящей в мире бесчеловечности. Обществ,
 пафос, страстность обличения определяли бурную эмоциональность, яркую
 драматич. экспрессию иск-ва романтич. актёров. Но ощущение одиночества
 приводило их к трагедийному обострению сценич. образа. Отсюда - метание,
 гиперболизация чувств, черты "мировой скорби" в характере сценич.
 героев, меланхолия, горькая ирония по отношению к своим мечтам и
 порывам. Особенности мироощущения актёров-романтиков обусловили их
 разрыв с рационалистич. театр. эстетикой классицизма. Основой театр.
 эстетики Р. стало воображение и чувство. Выступив против классицистского
 принципа "облагороженной природы", актёры романтич. направления

<< Пред.           стр. 641 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу