<< Пред. стр. 65 (из 913) След. >>
oiaschera")-onepa Д. Верди (о трагич. судьбе швед. короля Густава III,убитого во время костюмированного бала в 1792). Либретто А. Соммы по
франц. либретто "Густав III, или Бал-маскарад" Э. Скриба для оперы Д.
Обера (1857). Пост. 17 февр. 1859, Рим. В России впервые пост.в
Петербурге итал. труппой в 1861; рус.труппой- 13 окт. 1882 в Петербурге
в Мариинском т-ре. Впервые на сов. сцене - 25 марта 1927 в Ленингр.
Академич. т-ре оперы и балета (Ричард - Печковский, Ренато - Сливинский,
Амелия - Кобзарева, Ульрика - Мшанская, паж Оскар - Горская, Епископ -
Шаронор; дирижёр Коутс, реж. Раппапорт и Леонтьев, худ. Щуко, хормейстер
Маратов). В мае 1941 опера пост. в Моск. оперном т-ре им.
Станиславского. Рус. либретто Галицкого (Ричард - Тархов, Ренато -
Проко-шев, Амелия - Капинос, Ульрика - Васильева, паж Оскар- Юдина;
дирижёр Алевладов, режиссёр Туманов, худ. Кисель, хормейстер Степанов).
Новая пост. оперы состоялась 5 февр. 1957 в Ленингр. т-ре оперы и балета
им. С. М. Кировз. Новый перевод текста-Галицкого (Ренато - Лаптев,
Ричард - Бугаев, Амелия - Серваль, Ульрика - Баринова, паж Оскар -
Любавина; дирижёр Грикуров, режиссёр Соковнин, худ. Таубер, хормейстер
Михайлов, балетмейстер Аниси-мова). Поставлена в оперных т-рах:
Ворошиловграда, 1939;
Саратова, 1941; Харькова, 1945; Горького, 1950; Куйбышева, 1952;
Львова, 1955; Сталине (Донбасс), 1957; Риги, 1959, и др.
Издания-"Б.-м", партитура, Mil., Ricordi Со, {1914J; рус. изд.
клавира - пер. И. Калашникова, М., Юрген-сон, [18901. Я. Гр.
БАЛОГ (Balog), Иштван (8.XII.1790-21.VI.1873)- венгерский актёр и
режиссёр. Сценич. деятельность начал в 1811 в пештской труппе. Исполнял
гл. обр. комич. и характерные роли: ЛудашМатьи (инсц. Б. нар. эпопеи М.
Фазекаша), Дамиан ("Черни Дьердь"-пьеса Б.). Возглавлял бродячую труппу;
ставил произв. Шекспира, Шиллйра, Чоконаи-Витеза, фарсы и отдельные
сценки ("табло"). Выступал как переводчик.
БАЛТУШИС, Юозас (наст. имя и фам.- Альбертас Карлович Юозенас) (р.
14.IV.1909) - литовский советский писатель, драматург. Засл. деят. иск-в
Лит. ССР (1954). Член КПСС с 1943. Депутат Верх. Совета Лит. ССР 2-5-го
созывов. Зам. Пред. Президиума Верх. Совета Лит. ССР, кандидат в члены
ЦК КП Литвы. Лит. деятельность начал в 1932. Крупнейший прозаик Литвы.
Создал соц.-бытовую драму "Поют петухи" (1947, т-р Мариямполе и
Каунасский драм. т-р), посвящённую жизни крестьян в бурж. Литве,
пробу-зедедию классового самосознания бедноты. Пьеса
"Ранним утром" (1953, Вильнюсский т-р) изображает колхозное
строительство в Литве, новых советских людей, их борьбу с пережитками
старого. Творчество Б. сыграло значит, роль в развитии литовского театр
иск-ва. Пьеса "Поют петухи" пост. в т-рах Польши, Чехословакии. Вместе с
Е. Габриловичем написал киносценарий "Рассвет над Неманом" (1952). А.
Руз.
БАЛУХАТЫЙ, Сергей Дмитриевич (12.III. 1893-2. IV. 1945) - русский
советский литературовед. Окончил Петрогр. ун-т (историко-филологич.
ф-т). Б.-автор работ о драматургии Горького и Чехова, в к-рых большое
внимание уделяется истории создания и сценич. истории пьес. Написал
предисловия, комментарии, примечания к сочинениям Горького и Чехова. Был
профессором Ленинградского ун-та (с 1922), чл.-корр. Академии наук СССР
(с 1943).
Соч.: Проблемы драматургического анализа. Чехов, Л., 1927; От "Трёх
сестёр" к "Вишнёвому саду", в сб.: Литература [.ј ] 1, Л." 1931;
Чехов-драматург, Л., 1936; Горьковский семинарий, Л., 1946; "Критика о
М. Горьком". Библиографии статей и книг. 1893-1932 г., М.-Л., 1934; Из
истории текста пьес Горького ("Мещане", "На дне", "Дачники", "Чудаки",
"Зыковы"), в кн.: Поэтика. Сб. статей, M.-JI." 1929 (Временник отдела
словесных искусств [Гос. ин-та истории искусств]); Вопросы изучения
драматургии Горького, в сб.:
Горький и театр. М.-Л., 1938, с. 151-198. Д, Щн
БАЛУЦКИЙ(ВаН1сИ), Михал (29.IX. 1837-17. X. 1901) - польский писатель
и драматург-комедиограф. Род. в Кракове, с к-рым была связана вся его
жизнь и творчество. В своих лучших пьесах - "Советники пана советника"
(1869), "Соседи" (1880), "Крупные рыбы" (1881), "Открытый дом" (1883),
"Тяжёлые времена" (1889), Б. критически, а порой сатирически изображает
нравы галицийской буржуазно-мещанской и шляхетской среды. Комедии
Б.образцы критич. реализма в польской драматургии. Сохранились в
репертуаре до наших дней. С. И. Соч.: Wydanie zbiorowe dziel, Krakow,
1956.
БАЛФ (Balfe), Майкл Уильям (15.V.1808-20.X. 1870) - ирландский
композитор и артист оперы (баритон). Учился пению в Милане у Ф. Галли;
совершенствовался у Д. Бордони. До 1835 пел в итал. оперных т-рах. В
1845-52 работал дирижёром лондонского Королевского т-ра. Как композитор
дебютировал в Италии в 1825 балетом "Ла Перуз" (пост. в Милане). В 1830
в Палермо состоялось исполнение первой оперы Б. "Соперники сами себе"; в
1843 в Лондоне- комич. оперы "Богемская девушка" (в Италии шла под назв.
"Цыганка"), не утратившей популярности до наших дней (в 1951 опера была
возобновлена в Лондоне). С 1835 Б. писал почти исключительно для
лондонской сцены. В 1846-56 совершал поездки по городам Европы (в 1852 и
1859 посетил Петербург) в связи с постановками своих опер. Б.- автор мн.
опер, в т. ч.: "Девушка из Артуа" (1836, Лондон, т-р "Друри-Лейн"),
"Жанна дАрк" (1837, там же), "Звезда Севильи" (1845, Париж,
"Гранд-Опера"), "Роза Кастильи" (1857, Лондон, "Лицеум"), "Сатанелла"
(1858, Лондон, "Ковент-Гарден"), "Бианка" (1860, там же), "Дочь пуритан"
(1861, там же) и др., а также ряда соч. в различных жанрах. Сценич.
произв. Б. отличаются высоким мастерством, ярким мелодизмом и нац.
характерностью. С 1864 Б. жил постоянно в Ирландии.
Лит.: К e n n e у Ch. L., A memoir of M. W. Balfe, L., 1875; Graves
P., The King of melody. Balte and the Bohemian girl, Kingham, 1951. Be.
T.
БАЛЬБА ТЕАТР (лат. Balbi theatrum) - каменный театр в Др. Риме.
Выстроен в 13 г. до н. э. поли-тич. деятелем и драматургом Луцием
Корнелием Баль-бом Младшим. Был одним из самых больших и красивых театр.
зданий в Др. Риме; украшен многочисленными статуями. С. М.
БАЛЬЗАК (Balzac), Оноре де (20.V.I799, Тур,- 18. VIII.1850,
Париж)-французский писатель. Величайший представитель литературы критич.
реализма во Франции 19 в. Род. в семье чиновника. Получил юридич.
образование. В созданном Б. цикле повествовательных произведений (97
романов, повестей, рассказов), названном им "Человеческой комедией", Б.
дал "...самую замечательную реалистическую историю французского
общества, описывая в виде хроники, год за годом, нравы с 1816 по 1848
г." (Э н г е л ь с Ф., см. M арке К. и Энгельс Ф., Соч., т. 28, 1940, с.
28). Б. требовал от писателя высокой общественной ответственности, видел
задачу литературы в том, чтобы создавать историю нравов, изучать жизнь,
не копируя факты, а находя их основу, их социальный двигатель. Метод
типизации "путем соединения отдель-яых черт многочисленных однородных
характеров" (предисловие к "Человеческой комедии", Собрание сочинений,
1951, т. 1), показ человека в развитии, обусловленном социальной средой,
позволили Б. с мощной реалистич. силой воссоздать типич. характеры и
обстоятельства совр. ему действительности.
Через всю жизнь Б. пронёс живой интерес к театру. В юности он писал
трагедии ("Кромвель", 1820), мелодрамы ("Негр", "Корсиканец", 1822 и т.
д. Мысли о т-ре и картины из жизни совр. т-ра проходят через мн. статьи
и романы Б. С негодованием говорит Б. о цензуре, запретившей т-ру
критич. отражение совр. действительности. Буржуазия,-пишет Б.,- менее
либеральная, чем Людовик XIV, дрожит в ожидании своей "Женитьбы Фигаро",
запрещает играть "Тартюфа- и, конечно, не разрешила бы теперь ставить
"TюpKape", ибо Тюркаре стал властелином ("Блеск и нищета куртизанок",
ОГИЗ, 1948, стр. 196). Б. подвергает резкой критике коммерч. основу
совр. т-ра, его охранительно-бурж. идеологию, отдалённость от реальных
жизненных проблем. Борясь за реалястич. драматургию, Б. отвергает и
романтич. драму Гюго, к-рую он обвиняет в нарушении историч. правды, в
том, что её "характеры фальшивы", а "поведение персонажей противоречит
здравому смыслу" (рецензия на "Эрнани", 1830). В годы творч. зрелости он
пишет ряд пьес: "Школа супружества" (1837, 1-я пост. 1910, т-р "Одеон",
реж. А. Антуан), "Вотрен" (1840, т-р "Порт-Сен-Мартен", в роли Вотрена -
Фредерик-Леметр, спектакль был запрещён после 1-го представления; 2-я
пост. 1850), "Надежды Кинолы" (1842, т-р "Одеон"), "Памела Жиро" (1843,
т-р "Гетэ"), "Делец" (1844, т-р "Жимназ", 1851, в переделке Деннери под
назв. "Меркаде"; во 2-й пол. 19 в. в роли Мер-каде выступал Э. Го),
"Мачеха" (1848, Исторический т-р). В этих пьесах Б. создал галерею
типич. образов банкиров, биржевиков, фабрикантов, политиков, раскрыл
хищничество, аморальность, антигуманизм бурж. мира. Стремясь
противопоставить хищнич. стихии нравств. совершенство носителей положит.
идеала, Б. вносит в свои пьесы черты мелодраматизма. Для драматургии Б.
характерна острая конфликтность, осн. на типич. социальных
столкновениях, насыщенный драматизм, историч. конкретность. За частными
судьбами в драмах Б. всегда раскрывается широкий жизненный фон.
Протестуя против условности и абстрактности классицистич, в романтич.
т-ра,
Б. стремится насытить драму жизненной достоверностью, вносит в неё
характерные черты быта, давая точную речевую характеристику персонажам.
Драмы Б. не поднимаются до всестороннего анализа социальной
действительности, данного в его романах, но они являются важным этапом в
характерном для 19 в. процессе поисков драматургии нового тина -
драматургии, широко охватывающей обществ, жизнь, способной раскрыть
сложность отношений в бурж. обществе 19 века.
Пьесы Б., а также инсценировки его романов ставятся на сов. сцене
("Мачеха", 1936-Моск. т-р им. Ермоловой, 1940 - Рус. т-р им. Грибоедова
в Тбилиси; "Надежды Кинолы" под назв. "Гавань бурь", 1933 - Моск. т-р
Ленсовета, под назв. "Мечты Кинолы", 1954 - ЦТСА; "Евгения Гранде",
1939- Малый т-р, 1940 - Харьковский т-р им. Шевченко;
"Человеческая комедия", 1933 - т-р Вахтангова; "Провинциальная
история" по роману "Жизнь холостяка", 1948 - Рус. т-р им. Грибоедова в
Тбилиси, и др.).
С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-24, ed. Calmann-Levy, P., 1869-76
(v.XVIII- Theatre); в рус. пер.: Собр. соч. в 15 тт., М., 1951-55 (т. 14
-Драматические произведения, М., 1955).
Лит.: lylatchich, Le theatre de H. de Balzac, P., 193o; ГербстманА..
Театр Бальзака, Л.-M., 1938. Е.Ф
БАЛЬЗЕР (Balser), Эвальд (р. 5.X.1898) - австрийский актёр. Сценич.
деятельность начал в 1918 в Эльберфельде. Играл в т-рах Дюссельдорфа,
Дарм-штадта, Гейдельберга. С 1928 работает (с перерывами) в венском
"Бургтеатре", одновременно гастролируя в различных т-рах Берлина. Б. -
актёр мощного темперамента, яркой, сочной манеры игры. Осн. место в
творчестве Б. занимают образы героев, ищущих истину: Фауст и Гец фон
Берлихинген (в одноимённых драмах Гёте), Гамлет, Отелло, Пер Гюнт;
Отто-кар ("Счастье и гибель короля Оттокара" Грильпар-цера) и др. Б.
впервые на австр. сцене создал образ Егора Булычева. Среди лучших ролей
Б. также:
Кориолан (о. п. Шекспира), Улисс ("Калипсо" Чокора). Образы,
созданные Б., отличаются жизнеутверждающей силой, непримиримостью к
общественному злу. С 1935 снимается в кино. Л. Я.
БАЛЬТАСАРА (Baltasara), Франсиска-испанская актриса начала 17 в.
Вместе со своим мужем-комиком Мигелем Руисом, долгое время работала в
мадридской труппе Эредиа. Неожиданно покинула сцену и поселилась в
монастыре около Картахены. В елее де Гевара, А. Коэльо и Ф. Рохас
посвятили Б. комедию "Бальтасара". Я. Г.
БАЛЮНА, Вера Михайловна (р. 5.IX.1904)- советский режиссёр, актриса,
педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1954). Член КПСС с 1953. В 1924 окончила
3-ю Студию M XT. В 1925-38 работала актрисой и режиссёром в
Театре-студии под рук. Ю. А. Завадского (Москва), в 1938-44 - режиссёр
Ростовского-на-Дону т-ра, с 1956 - Рижского рус. т-ра. Среди
режиссёрских работ Б.: "Глина и фарфор" Григулиса, "Кремлёвские
куранты", "Таланты и поклонники", "Бесприданница", "На дне", "Варвары".
Ведёт педагогич. работу (с 1954 - доцент кафедры мастерства актёра
Латвийской консерватории). Автор ряда театроведческих работ. Б. Руд.
БАМБУК - название циркового гимнастического снаряда и номера,
исполняемого воздушными гимнастами на этом снаряде. Б. состоит из
подвешенного шеста с укреплёнными на нём приспособлениями-петлями,
перекладинами. Изобретён в Китае и Японии, где шесты делались из бамбука
(в наст. время - из лёгкого металла). Количество участников номера -
один, чаще 2 чел. (м. б. и больше). Исполнители проделывают на Б. обще
гимнастич. трюки и упражнения, выполнить к-рые можно только с помощью
этого снаряда (т. н. "флажки" и др.). Ал. Ш.
БАН, Матия (16. XII. 1818-14. III. 1903) - сербский писатель,
политический и общественный деятель. Автор историко-патриотич. драм и
трагедий, проникнутых морализатор-скими тенденциями: "Мейрима" (1849),
"Миленко и Добрила" (1850), "Царь Урош" (1857), "Царь Лазарь" (1858),
"Марфа Посадница, или Падение Великого Новгорода" (1871) и др. Пьесы Б.
ставились гл. обр. в Народном т-ре в Белграде.
БАНГ (Bang), Герман (20. IV. 1857-29. I. 1912)-датский писатель,
критик и театральный деятель. С конца 70 - нач. 80-х гг. занимался лит.
и театр. критикой. В сб. статей "Реализм и реалисты" (1879),
"Критические исследования и наброски" (1880) Б. выступал в защиту
реалистического искусства, однако отрицал необходимость создания
произведений, отражающих прогрессивные общественные тенденции. В
критических статьях Б., вошедших в сб. "Театр" (1892) и др., проявилось
влияние субъективизма. Б. написал одноактные пьесы "Ты и я" (1878),
"Пасмурный день" (1881, копенгагенский Королевский т-р), драму "Эллен
Урне" (1885) и др., не пользовавшиеся популярностью. В 1892 организовал
"Литературный т-р варьете" в Христианин. Работал как режиссёр: в 1893-94
- в парижском т-ре "Творчество", в 1898-99 - в Народном т-ре, в 1908-10в
т-ре "Казино" в Копенгагене. Пост. "Кукольный дом" ("Нора") и
"Росмерсхольм" Ибсена (т-р "Творчество"), ".Свыше наших сил" Бьёрнсона
(1898, Народный т-р).
Соч.: Vaerker i mindeiidgave, bd 1-6, 2 oplag, Kbh.- Kristiania,
1920-21; в рус. пер. - Собрание соч., т. 1-10, М., 1910-1911.
Лит.: Jacobsen H., Herman Bang, resignationens ligter, Kbh., 1957;
Левинсон А., Поэт безнадежных поколений, М., 1912. Д. А.
БАНГА, Тия (19.V. 1882-1.1. 1957) - латышская актриса. Засл. арт.
Латв. ССР (1947). В юности выступала на любительской сцене. В 1902-04 -
актриса Нового Латышского т-ра (Рига), в 1906-07 - т-ра
"Аполло", в 1908-15 - Нового Рижского т-ра. Была одной из ведущих
актрис этого прогрессивного т-ра. Затем работала в латышских т-рах
Петрограда и Москвы (1915-17). В 1919 - в Рабочем т-ре Советской Латвии,
затем в др. т-рах Латвии. В 1934 ушла на пенсию; с 1945 возобновила
сценич. деятельность в Художественном т-ре (Рига). Создала обфаз Спидолы
в 1-й постановке "Огня и ночи" Райниса (1911, Новый Рижский т-р). Среди
ролей Б.: Ария, Зане ("Индулис и Ария", "Вей, ветерок!" Райниса),
Раутенделейн ("Потонувший колокол" Гауптмана). Б.- автор нескольких пьес
("Отец" и др.). После смерти Б. опубликованы её мемуары "Моя жизнь".
Соч.: В anga T i j a, Mana dz"ve, Riga, 1957. К. К.
БАНДА (итал. banda, букв.- отряд) - 1) Группа исполнителей на
оркестровых, гл. обр. духовых, инструментах. 2) Духовой оркестр медных
инструментов, использующийся по ходу действия для выступления на сцене
(или за сценой). Различается неск. типов: Б., состоящие из медных или
деревянных духовых инструментов, а также военные Б., джаз-банды,
балалаечные, домровые Б. и др.
БАНДИШАЕВА, Савсан (р. 1921)- таджикская советская актриса. Нар, арт.
Тадж. ССР (1946). Выступала в кружках художеств. самодеятельности
Рушанского р-на (Памир). С 1941 - актриса Хорогского таджикского т-р".
Обладая звонким, красивым голосом (сопрано), музыкальностью и лирич.
дарованием, Б. с успехом исполняет роли в муз.-драм. спектаклях: Розия
(о. п. Акубджа-нова и Зелеранского), Ойхон ("Проделки Майсары" Хамзы),
Гульнор ("Золотой кишлак" Миршакара). Играла также Кручинину; Гиацинту
("Пдюделки Скапена") и др. Н. Н. БАНДРОВСКА-ТУРСКА (Bandrowska-Turska),
Эва (р. 20. V. 1899) - польская артистка оперы (лири-ко-колоратурное
сопрано). Одна из выдающихся представительниц польского оперного иск-ва.
Основы вокальной школы получила под рук. проф. Мишу га;
совершенствовалась самостоятельно. Впервые выступила на оперной сцене в
Варшаве в 1918. Пела во мн. оперных т-рах Польши, гастролировала как
оперная и концертная певица в различных европ. странах, в т. ч. в СССР.
Красивый, несколько инструментальный по тембру голос Б.-Т. гибок в
кантилене, точен в пассажах и трелях, отличается богатством динамич.
градаций и разнообразием красок. Лучшие партии: Маргарита ("Фауст"),
Чио-Чио-сан; Мими ("Богема"), Ро-зина ("Севильский цирюльник"), Манон
(о. п. Массне) и др. Как камерная певица особенно успешно исполняет
произв. Шимановского, Дебюсси и др. польских и франц. композиторов 20
в., а также произв. Чайковского и др. рус. композиторов. Ведёт
педагогич. деятельность (профессор пения Высшей муз. школы в Кракове).
БАНДРОВСКИЙ (Bandrowski), Александр [22. IV.
1860,Любатцов(Галиция),-28. V. 1913, Краков]-польский артист оперы
(драматич. тенор). Пению обучался в Милане у Санджованни и в
ВенеуСальви. Сце-нич. деятельность начал в 1881 в Кракове как драматич.
актёр; с 1887 пел в оперных т-рах Варшавы и др. польских городов, а
также в Вене, Берлине, Дрездене, Мюнхене, Лондоне, Роттердаме и в
городах США. Б. пользовался известностью как один из лучших исполнителей
партий в операх Вагнера и Мейербера и в польских операх (в т. ч. "Манру"
Падеревского). Партии:
Радамес, Отелло, Фауст, Хозе и др. Перевёл на польский яз. либретто
опер Вагнера, Бизе ("Джамиле") и др. композиторов. Автор либретто опер
"Старое предание" Желенского (изд. 1907) и "Болеслав Смелый" Ружицкого
(изд. 1910). С 1910 Б. занимался педаго-гич. деятельностью. И. Г р.
БАНК, Любовь Михайловна [p.l9.VI(2.VII).1903j- русская советская
артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1913 поступила в Моск.
балетное уч-ще (класс А. А. Горского). В труппу Большого т-ра зачислена
в 1920. Дебютировала в партии подруги Лизы в балете "Тщетная
предосторожность" Гертеля. В 1922 успешно выступила в партии Раймонды.
Незаурядная техника, выразит, пластичность танца сочетались в творчестве
Б. с ярким актёрским мастерством. Особенно удавались Б. стремительные
танц. темпы, характеры, насыщенные внутр. драматизмом. Её исполнение
отличалось мягкостью, пластичностью, скульптурностью поз. Партии: Китри
("Дон Кихот"), / Царь-девица ("Конёк-горбунок" Пуни), царица Тайах
("Иосиф Прекрасный" Василенко), Аврора; Никия ("Баядерка" Минкуса),
Зарема, Черкешенка ("Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник"
Асафьева). Успедйю выступала JB концертных программах, по-ставлейных
балетм. К. Я. Голейзовским. Гастролировала за рубежом (США и др.). В
1947 оставила сцену.
Лит.: И в инг В., Молодая гвардия, "Новая рампа", М., 1924, ј 15, с.
8-9; Ч e p еп н и н А., Любовь Банк в "Раймонде", "Программа Гос.
академических театров", М., 1926, .ј 59, с. 12. Л. П.
"БАНК-БАН" ("Bank ban")-1) Драма И. Натопы из истории Венгрии [гл.
герой-наместник (бан) Банк, возглавлявший заговор против королевы
Гертруды в 1213] в 5 д. на венг. яз. Соч. 1815 (1-я редакция), 1819
(2-я), 1821 (3-я). До 1833 пьеса была запрещена к представлению. Пост.
впервые, со множеством цензурных купюр и поправок, 15 февр. 1833 венг.
труппой в г. Кашша (Кошице), в бенефис актёра М. Удвархеи. 15 марта 1848
в первый день венг. революции была поставлена по требованию восставшего
народа в Нац. т-ре Пешта. С этого времени драма Катоны становится одной
из классических нац. пьес венг. т-ров. В 1?55 Нац. т-р отмечал 500-е