<< Пред.           стр. 650 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Бухаресте, пользовавшихся поддержкой правительства и предпочтением
 знати.
  После объединения рум. княжеств (1859) организуются
 муз.-декламационные консерватории в Бухаресте и Яссах (1864). В 70-90-х
 гг. 19 в. создаются многочисл. актёрские союзы: Художеств. объединение
 (рук. Паскали и Димитриаде), Драматич. союз (рук. В еллеску), об-во
 "Объединённые актёры" (рук. Милло), - их соединяла борьба с засилием
 иностр. гастролёров, стремление к утверждению нац. рум. театр. иск-ва. В
 1877 создаётся Драматич. об-во, ставящее целью объединить всех рум.
 актёров в признанный государством союз. Это привело к консолидации
 театр. деятелей, но одновременно усилило их зависимость от бурж.
 правительства: директорами т-ров назначались титулованные бояре, к-рые
 проводили официальную репертуарную политику.
  Театр. иск-во Румынии конца 19- нач. 20 вв. развивается в реалистич.
 традициях. Носителями этих традиций были: А. Романеску, воспитавшая
 плеяду молодых актёров; Г. Манолеску, Ш. Юлиана, К. Ноттара, творч.
 деятельность к-рого способствовала переходу от позднего романтизма к
 совр. реалистич. т-ру. Большое значение для развития критич. реализма в
 Р. т. имела деятельность выдающегося драматурга И. Л. Караджале, его
 режиссёрская работа, теоре-тич. статьи по вопросам т-ра. Среди др.
 театр. деятелей этого периода: А. Бырсеску, И. Брезяну, П. Стур-дза, М.
 Чукуреску, В. Леонеску, Я. Петреску. Активное утверждение реализма в
 рум. т-ре происходило в период руководства бухарестским Нац. т-ром И. Л.
 Караджале (1888-89). Продолжателем традиций Караджале был П. Густи,
 режиссёр, новатор, стремящийся к созданию значительных спектаклей (пост.
 "Гамлета", "Власть тьмы", "На дне" и др.). Ряд реформ, направленных на
 демократизацию Нац. т-ра, провёл А. Давила (директор 1905-08 и 1912-14).
 В 1909 - 11 Давила организовал и возглавил труппу "Компания Давиды" (в
 неё вошли молодые актёры Нац. т-ра), где стремился осуществить принципы
 совр. профессионального т-ра Станиславского, Антуана и др. В 1841 было
 выстроено здание Нац. т-ра в Яссах (до этого не имел постоянного
 помещения), в 1910-19 этот т-р возглавлял крупнейший рум. писатель М.
 Садовяну. Здесь в 1886-1920 выступала А. Прутяну, одна из лучших
 исполнительниц на рум. сцене ролей Катюши Масловой ("Воскресение" по Л.
 Толстому), Анны Карениной; Катерины ("Гроза"), Насти ("На дне"),
 Маргариты Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Норы.
  В 1919, после объединения Трансильвании с Румынией, был основан
 Клужский Нац. т-р, к-рый достиг значит, успехов в годы руководства т-ром
 актёра, режиссёра и драматурга 3. Бырсана. В период эконо-мич. кризиса
 1929-33 и фашизации страны поощрялись пост. развлекательных,
 мелодраматич. и декадентских спектаклей. Реакц. тенденциям противостояли
 театр. деятели К. Петреску, Д. Замфиреску, В. Эфтимиу, Т. Буландра, Л.
 Стурдза-Буландра, М. Венту ра и др. Они вели неустанную борьбу за
 реалистич. традиции в сценич. иск-ве, утверждали в репертуаре рум. и
 мировую классич. драматургию. Эту борьбу возглавили рум. режиссёры П.
 Густи, В. И. Попа, А. Майкан, 3. Соаре, И. Саву и др. Появляется новая
 плеяда молодых актёров, следующая принципам реалистич. школы: Р.
 Булфински, М. Филотти, А. Бузеску и др.
  После победы над фашизмом (1944) и утверждения нар.-демократич.
 власти в Румынии началось значит. развитие Р. т,: увеличилось число гос.
 т-ров, были построены новые театр. здания. Репертуар первых лет был
 заполнен пьесами нац. классич. драматургии. Затем т-ры обращаются к рус.
 классике и советским пьесам: "Платон Кречет" (1945, Нац. т-р, Бухарест),
 "Русский вопрос" (1947, там же), "Бронепоезд 14-69" и "Разлом" (сезон
 1948-49, Т-р Армии, Бухарест), "Ревизор" (1952, Нац. т-р, Бухарест),
 "Егор Булычев и другие" (1952, там же) и др. В 1949 в Нац. т-ре
 (Бухарест) реж. А. И. Майкан пост. первую рум. пьесу о строительстве
 социалистич. Румынии - "Шахтёры" Давидоглу. Этой же теме поев. пьесы,
 пост. в Нац. т-ре Бухареста: "За счастье народа" Морару и Баранги
 (1950), "Великий день" Бануш (1950), "Взбесившийся ягнёнок" Баранги
 (1954), "Разрушенная цитадель" Ловинеску (1955) и др. С 1948 в стране
 регулярно проводятся театр. фестивали. Значит, событием в театр. жизни
 страны была пост. пьес Б.Брехта: "Мамаша Кураж и её дети" (Нац. т-р,
 Яссы), "Господин Пунтила и его слуга Матти" (Т-р железнодорожников,
 Джулешти), "Карьера Артуро Уи" (1962, там же), "Трёхгрошовая опера"
 (1964, Т-р им. Стурдзы-Буландры, Бухарест). В последующие годы в Румынии
 создаются новые т-ры, смело решающие сложные проблемы совр. театр.
 иск-ва (Т-р "Комедия", осн. в 1961, Р. Белиган; Малый т-р, осн. в 1964,
 рук. Пенчулеску и др.). В 1964 в стране работало более 40 т-ров (среди
 них т-ры нац. меньшинств - венг., нем., сербский и др.). Ведущие т-ры
 страны:
  Румынский Национальный театр им. И, Л. Ка-раджале, Т-р им. Л.
 Стурдзы-Буландры; Т-р им. К. Ноттары, - в Бухаресте, Ясский т-р им. В.
 Александр!!, Т-р Б. Делавранчи, Бухарестский обл. т-р, т-ры городов
 Крайовы и Клужа. Широкое развитие получил кукольный т-р; в 50-х гг. в
 стране насчитывалось св. 20 кукольных т-ров, среди них т-р "Цэндэрикэ"
 (Бухарест). В 1948 Драматич. консерватория была преобразована в ин-т
 т-ра, к-рый в 1954 стал называться Рум. ин-том театр. и кинематографич.
 иск-ва им. И. Л. Караджале (Бухарест), в 1950 в г. Тыргу-Муреш был
 организован Театр. ин-т им. С. Иштвана.
  За годы нар. власти рум. т-р достиг значит, успехов; новые сценич.
 образы создали актёры старшего и среднего поколений: нар. арт. РНР Л.
 СтурдзаБуландра, Дж. Брака, Ж. Казбан, К. Антониу, А. Бузеску, Р.
 Белиган, Ш. Чуботэрашу, И. Финтештяну, Д. Ковач, Г. Василиу-Бирлик, Дж.
 Калборяну и др. В т-рах Румынии работают режиссёры: Нар. арт. РНР
 С.Александреску, засл. деят. иск-в РНР И. Ша-хигъян, М. Гелертер, Н.
 Томна, Р. Пенчулеску, засл. арт. РНР Л. Чулей-, художники: заслуженный
 деят. иск-в РНР Ж. Перахим, Т. Георгиу, А. Брэтэшану и др.
  Р. т. широко известен за рубежом. Бухарестский Нац. т-р гастролировал
 в Париже (1956), Москве (1958); т-р "Комедия" - в Москве и Ленинграде
 (1963).
  Лит.: Театр за рубежом, т. 1, М.-Л., 1958; Р г u t e a-п и A.,
 Amintiri din teatru, Jasi, 1920; В и r a d а Т. Т. Istoria teatrului in
 Moldova, v. 1-2, Jasi, 1915-22; М a s-s о f f I., Istoria teatrului
 National din Bucuresti, Вис., 1937; его же, Teatrul rominesc. Privire
 istorica v. 1, Вис., 1961;
  В e 1 а d о г М., Istoria teatrului rominesc. Вис., 1938; В и-t e a n
 и A., Teatrul rominesc in Ardeal si Banat, Timicoara 1945; Alterescu S.,
 Tornea FL, Teatrul National "I. L. Caragiale", Вис., 1955; М a n с a s
 М., Aristizza Roma-nescu, Вис., 1957; М i n d г а V., Insemnari despre
 literatura si teatru, Вис., 1958; Teatrul in Rominia dupa 23 august 1944
 Red. S. Alterescu, v. 1, Вис., 1959; Romanescu A. Treizeci de ani de
 amintiri. Вис., 1960; NottaraC. I. Amintiri, Вис., 1960; SturdzaBuladra
 L., Amintiri amintiri.... Вис., 1960; Manolescu J., Amintiri, Вис. 1962;
 Petrescu С., Opinii si atitudini, Вис., 1962; F i lotti М., Am alles
 teatrul, Вис., 1963; Teatrul rominesc in contemporaneitate, v. 1-2,
 Вис., 1964; "World Theatre", 1964, ј 3 (номер поев. т-р у Румынии).
  Музыкальный театр. Опера. Первые оперные спектакли в Румынии
 ставились иностр. труппами в конце 18 в. Для подготовки нац. актёров в
 1833 в Бухаресте были осн. Филармонич. об-во и Школа лит-ры, декламации
 и вок. музыки. Учащиеся муз. классов Об-ва в 1835 впервые на рум. яз.
 исполнили оперу "Семирамида" Россини. С 1839 оперные спектакли давались
 на сцене Нац. т-ра в Яссах. 19янв. 1848 в Бухаресте был пост. отрывок из
 первой рум. оперы "Михай Храбрый" Вахмана. С открытием в Бухаресте Нац.
 т-ра на его сцене ставились и оперные спектакли. В 60-е гг. муз.-драм.
 труппа играла в Крайове. В Трансильвании оперные представления
 организуются в 70-е гг. 19 в. Большое значение для становления муз. т-ра
 имело создание консерваторий в Яссах (1864), Бухаресте (1864) и первого
 симф. оркестра (1866). Но до 1885 в Румынии не было постоянных проф.
 оперных трупп, и мн. артисты выступали за границей: E. Теодорини, Д.
 Попович- Байрёйт, X. Даркле, Ф. Кристофоряну, М. Ну овина, Зина ди Нури
 (Никулеску), E. Власто-Попеску (Марколини), К. Страт, А. Элиаде и др. В
 1885 Дж. Штефэнеску организовал первую в стране постоянную проф. оперную
 труппу. В 1880 на сцене Нац. т-ра в Яссах пост. первая реалистич. рум.
 опера "Олтянка" Э. Кауделлы. В 1890 в Бухаресте состоялась премьера его
 романтич. оперы "Петру Рареш". Оперное творчество рум. композиторов в
 конце 19 в.. выражало идеи нац. независимости, антиеод. борьбы крестьян.
 Поэтому бурж. боярские власти не оказывали поддержки нац. т-ру, отдавали
 предпочтение итал. опере.
  В нач. 20 в. появляются новые рум. оперы: "Марпо-ара" Паскила (1904),
 "Энох Арден" Катарджи (1906), "Источник Бландузии" Космовича (1913) и
 др. В 1919 в Бухаресте была создана Оперная ассоциация артистов. В 1921
 это об-во реорганизовано в 1-й гос. муз. т-р. После возвращения
 Трансильвании в состав Румынии осн. Рум. опера в Клуже (1920). Создание
 оперных т-ров стимулировало деятельность рум. композиторов. Значит,
 произв. создали С. Дрэгой ("Напасть", 1927), Т. Бредичану ("Вечеринки",
 1927, "На жатве", 1936), А. Зирра ("Александру Лэпушняну", 1934).
 Основоположником новой комич. оперы выступил П. Константинеску ("Бурная
 ночь", 1936).
  С установлением нар. строя рум. муз. т-р вступил в новый этап своего
 развития. Были написаны и пост. оперы Г. Думитреску ("Ион Водэ Лютый",
 1956;
  "Восстание", 1960), Константинеску ("Панэ Лесня Русалим", 1956) и др.
 Ряд опер поев. борьбе рум. народа против фашизма: "Девушка с гвоздиками"
 Думитреску, "Орлиный лес" Жарды, "Розы Дофтаны" Петри (все в 1961). В
 1956 исполнена опера "Эдип" Энеску. Открылись новые оперные т-ры - в
 Тими-щоаре, Брашове, Галаце, Яссах, Констанце, венг. оперный т-р в
 Клуже. Созданы школы по подготовке артистов оперы и балета в Бухаресте,
 Клуже, Яссах, Тимишоаре, Крайове, Тыргу-Муреше, Бакэу. Нац. школу пения
 представляют: П. Штефэнеску-Гоанге, Дж. Нику леску-Басу, А. Флореску, 3.
 Палли, Н. Херля, И. Н. Штирбей, Е. Черней, Ш. Тассиан, Г. Зобиан, М.
 Янкулеску, Л. Хубик, Л. Стэнеску, Л. Конья, Н. Секэряну, К. Ставру, Ф.
 Николау и др. В рум. театре успешно работают дирижёры Д. Никулеску, А.
 Ронай, Э. Эленеску, режиссёры Ж. Рынзеску, И. Баля, И. Арборе и др.
  Оперетта. Первые рум. оперетты были близки к водевилю. Демократизм
 содержания и музыки, яркая театр. форма, остроумие реплик, сатирич.
 куплеты против господствующих классов делали его любимым в народе
 жанром. Автором первых рум. водевилей был И. Вахман ("Триумф любви",
 1835). Муз. водевили писали А. Флехтенмахер ("Карнавал в Яссах", 1845,
 "Госпожа Кирица", 1850), Э. Вахман (сын П. Вахмана), Я. Мурешану и др. В
 1848 в Яссах с участием М. Милло, Т. Теодо-рини, Г. Негрони, Н. Валери
 пост. оперетта А. Флех-тенмахера "Баба-яга", заложившая нац. традиции
 этого жанра. Они были развиты в произв. И. Вахмана ("Дочь воздуха"), Э.
 Кауделлы ("Ссора рэзеша", 1872, "В деревне", 1877). В конце 40-х гг.
 оперетты ставятся в Бухаресте, Крайове. В 1873-77 в Яссах работала
 опереточная труппа. Новый этап в развитии оперетты связан с творчеством
 Ч. Порумбеску ("Новолуние", 1881). В конце 19 в. написаны оперетты:
  "Комета" Штефэнеску, "Кэлин Думбрава" К. Дими-треску, "Остров цветов"
 Бобеску, "Цветок Гимеша" Виду-идр. В конце 19- нач. 20 вв. опереточные
 труппы были организованы Н. Попеску в Крайове, Н. По-энару в Бухаресте и
 др. В 1904-11 работала "Рум. лирич. компания" под рук. К. Григориу, в
 к-рую входили Н. Леонард, Ф. Кристофоряну, В. Максимилиан и др. В нач.
 20 в. происходит более чёткая дифференциация водевиля, комич. оперы и
 оперетты. Популярным композитором в эти годы был И. Хартулари-Даркле
 (сын X. Даркле), автор оперетт: "Замаскированная любовь" (1912),
 "Амазонка" (1920), "Зигзаг" (1930) и др. Но многие композиторы, отдавая
 дань космополитическим вкусам румынской буржуазии, ориентировались на
 заграничное варьете, и в целом жанр оперетты испытывал упадок.
  После победы над фашизмом (1944) и установления нар.-демократич.
 власти начинается обновление рум. оперетты. Композиторы развивают нац.
 традиции, используют достижения сов. муз. комедии. В 1950 в Бухаресте
 открылся Т-р оперетты (см. Румынский государственный театр оперетты).
 Муз. комедии ставятся в т-рах Клужа, Ясс, Тимишоары, Брашова, Галаца,
 Констанцы, Плоештиидр. Созданы новые произв.: "Песня гор" В. Добоша
 (1947), "Дайте волю песне" (1954), "Лисистрата" (1960) Г. Дендрино,
 "Свадьбы краше не бывало" (1951), "Встреча с любовью" (1962) Н.
 Киркулеску, "Анна Лугожана" (1951), "Плотовщик с Быстрицы" (1956) Ф.
 Барбу, "Коломба" Э. Романа (1957), "Дождь с солнца" Р. Шербана (1963),
 "Антон Панн" А. Мендельсона (1964) и др. Почётных званий удостоены
 мастера оперетты И. Дачиан, В. Романовски, М. Воврина, П.
 Алек-сандреску, Н. Константинеску и др.
  Традиц. жанром рум. муз. т-ра является ревю (revista). Особенность
 рум. муз. ревю в его сатирич. направленности и яркой зрелищности. Этот
 жанр возник в 1870-е гг. из муз. водевиля. В него вошли песня, танец,
 *'пародия. Первое ревю "Зов из Вэкэ-решти", содержащее нападки на
 монархич. строй и аристократию, было пост. в 1872. Музыку к ревю писали
 Д. Штефэнеску, М. Кохен-Линару, К. Ди-митреску, Я. Мурешану и др. В
 1910-30-е гг. острые и яркие муз. обозрения создавал К. Тэнасе. В 1918
 совм. с А. Бэркэнеску он осн. т-р ревю - "Новая лирич. компания". Труппа
 К. Тэнасе выступала за рубежом, музыку для спектаклей писали Г.
 Дендри-но, Э. Роман, И. Василеску и др. композиторы.
  В РНР ревю наполнилось новым содержанием, сохранив традиц.-сатирич.
 направленность и пышность постановки. Эти спектакли высмеивают пережитки
 бурж.-помещичьего прошлого, отражают новую жизнь. В Бухаресте создан Т-р
 муз. сатиры, носящий имя К. Тэнасе. Среди мастеров этого жанра: Н.
 Строэ, Д. Дрэгичи, М. Тэнасе (дочь К. Тэнасе), А. Мога, М. Кришан и др.
  Лит.: Cosma О., Opera romineasca. Privire istorica asupra creatiei
 lirico-dramatice, v. 1-2, Вис., 1962; Р о s-lusnicu М. Gr., Istoria
 musicei la Romani..., Вис.,[1928];
  В и г a d а Т., Cercetari despre inceputul teatrului rominesc in
 Transilvania, Jasi. 1905;Косма В., Из музыкальной хроники прежнего и
 нынешнего Бухареста, "Румынская лит-ра", Бухарест, 1960, ј 2; Румыния, 2
 изд., Бухарест, 1960, с. 310-326; Дунэряну Б., Два рождения оперетты,
 "Нар. Румыния", 1957, ј1; ТудорА., Расцвет музыки в Румынской Народной
 Республике, Бухарест, 1956; Мартынов Н., История зарубежной музыки
 первой половины XX в., М., 1963; его же. Музыка нового мира, М., 1955.
  Балет. С глубокой древности рум. нар. танец был неотъемлемой частью
 нар. празднеств. Проникновение классич. танца в рум. княжества началось
 в последней четверти 18 в. (после Кючук-Кайнарджийско-го мирного
 договора 1774) через иностр. оперные труппы. В 1818 в Бухаресте был
 построен т-р "Красный фонтан", в к-ром нем. труппа из г. Брашова
 показывала наряду с операми Моцарта и Россини спектакль-балет из жизни
 рум. нар. героев Хория, Клошка и Кришана, музыка этого балета
 представляла собой сюиту нар. танцев.
  Рум. интеллигенция, борющаяся за создание нац. т-ра, организовала в
 1833 в Бухаресте Филармонич. общество с отделениями драматич. иск-ва,
 музыки и танца. Такое же учебное заведение создаётся и в Яссах. В 1869
 состоялась премьера первого рум. балета "Золотая принцесса", музыку к
 к-рому написал Л. Вист, либретто-П. Грэдиштяну (пост. балет амер.
 танцовщица А. Мейвуд совм. с рум. танцовщиком Мочану). В 1885'создаётся
 оперная труппа Нац. т-ра и при ней хореографич. школа. В числе учеников
 этой школы была первая известная рум. балерина М. Бэлэнеску.
  Накануне 1-й мировой войны балет становится самостоятельным видом
 иск-ва. Рум. композиторы пишут музыку для балетных спектаклей: "Лесная
 песня" Димитреску (1906), "Жанна д'Арк" Катарджиу (1906), "Иляна
 Косынзяна" Отеску (1918) и др. В 1921, в связи с преобразованием
 бухарестской оперы в гос. т-р и созданием Клужской гос. оперы, при этих
 т-рах организуются постоянные балетные труппы, ставящие балетные
 спектакли. Были организованы балетные школы, к-рыми руководили ведущие
 танцовщики и педагоги: М. Бэлэнеску, Б. Князев, А. Романовски, Ф.
 Капсали, Е. Пенеску-Личиу, Р. Моравски и др. В 30-е гг. ставятся преим.
 одноактные балеты:
  "На рынке" и "Мадемуазель Мариуца" Жоры (1940), "Ирис" Ноттары,
 "Карпатская свадьба" Константинеску, "Лесовик" Ванчи (1933), "Румынская
 рапсодия" Энеску.
  Распространение различных ритмо-пластич. танцев в Зап. Европе
 сказалось и на развитии хореографич, иск-ва Румынии. Представителями
 этого направления были танцовщики: И. Барбура, Т. Кекаис, В. Прока и др.
  Наибольших успехов балетный т-р Румынии достиг после освобождения
 страны от фашистской оккупации (1944). Балетный т-р в Румынии становится
 одним из популярнейших видов иск-ва. В репертуаре Бухарестского т-ра
 оперы и балета рум. балеты: "Белый арап" и "К элин" Мендельсона,
 "Гайдуки" Жеря, "Ианку Жиану" Кириака, "Возвращение из глубин" Жоры.
 Среди нац. балетов, пост. в др. городах Румынии: "Пэкала" Добоша
 (Оперный т-р в Яссах), "Иоанн сильный" Петри (Муз. т-р в Брашове) и др.
 Классич. балеты: "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Коппелия", "Жизель".
 Сов. балеты: "Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетта", "Медный
 всадник", "Красный мак". Ведущие балетмейстеры т-ра: О. Да-новский (рук.
 труппы), Т. Урсяну и В. Марку. Среди солистов балета (1964): И. Личиу,
 Г. По-песку, Г. Котовеля, В. Массини, С. Орляну, А.
 Думитраке-Мезинческу, И. Илиеску, М. Попа, Г. Попеску, П. Чортя, С.
 Штефанеску, Э. Маркуи.
  Кроме Бухарестского т-ра оперы и балета, в Румынии существуют
 балетные труппы при Гос. опере в Клуже (балетм. Г. Тауб), Гос. опере в
 Тимишоаре (балетм. О. Петреску), Гос. опере в Яссах (балетм. Н.
 Якобеску), Венг. опере в Клуже (балетм. Б. Бо-лог), муз. т-ре в Брашове
 (балетм. М. Павеличи), Муз. т-ре в Галаце (балетм. Т. Кекаис), Муз. т-ре
 в Констанце (балетм. М. Савопол) и Т-ре Оперетты в Бухаресте (балетм. Е.
 Пенеску-Личиу). В стране имеются также 6 т-ров эстрады и ревю, при к-рых
 существуют хореографич. группы, 8 профессиональных ансамблей песни и
 пляски. В 1949 в Румынии открыты два хореографич. уч-ща в Бухаресте и
 Клуже.
  Лит.: Зигфрид В., Театр оперы и балета в Румынии. Бухарест, 1957.
  А. Сад. (драма), А. Ив. (муз. раздел), Е. С. (балет).
  РУМЯНЦЕВ, Павел Иванович [2(14).IX.1894- 22.IX.1962] - рус. сов.
 артист оперы (баритон), режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1941). В 1918-21
 учился в Моск. консерватории (класс пения проф. А. И. Барцала). С
 1920солист Оперной студии Большого т-ра, в 1926-41- Оперного т-ра им.
 Станиславского (с 1929- также режиссёр). В 1941-46- режиссёр Муз. т-ра
 им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко, в 1946-47 - софийской
 Народной оперы, в 1947-49- Т-ра оперы и балета им. Кирова. С 1951 вёл
 оперный класс в Ленингр. консерватории.
  Партии: Онегин; Елецкий ("Пиковая дама"), Альберт ("Вертер"), Марсель
 ("Богема") и др.
  Пост.: "Проданная невеста" (1937, Ленингр. Малый оперный т-р),
 "Станционный смотритель" Крюкова (1940), "Суворов" Василенко
 (1942),"Кармен" (1948) и др.
  Соч.: Работа Станиславского над оперой "Риголетто", М., 1955. Лил. Я.
  "РУСАЛКА" - опера А. С. Даргомыжского, либр. композитора по одноим.
 поэме А. С. Пушкина, с сохранением мн. стихов подлинника. Пост. 4 мая
 1856, Петербург, Театр-цирк (дирижёр К. Лядов, художники Петров, Вагнер.
 Ша-стов и Роллер; Мельник - О. Петров, Наташа - Булахова, Князь -
 Булахов, Княгиня - Леонова, Ольга - Лилеева, Сват - Гумбин). 1859,
 Большой т-р, Москва (Наташа - Семёнова, Князь - Владиславлев, Княгиня -
 Леонова). 1865, Мариинский т-р (дирижёр Направник; Князь -
 Комис-саржевский. Княгиня - Леонова, Мельник - О. Петров, Наташа -
 Платонова). 1885, Частная рус опера Н* С. Крот-нова, Москва (дирижёр
 Труффи, художники Левитан, Васнецов, Янов и В. Васильев; Князь - Ершов,
 Княгиня - Любатович, Наташа - Салина). 1897, Моск. частная рус. оиера
 (дирижёр Рахманинов; Мельник - Шаляпин). В 1904 возобн. в Мариинском

<< Пред.           стр. 650 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу