<< Пред. стр. 658 (из 913) След. >>
Жизненные конфликты современности правдиво раскрывались в спектаклях:"В одном городе" Соф-ронова (1947, Т-р им. Моссовета), "Макар Дубрава"
Корнейчука (1948, Т-р им. Вахтангова), "Совесть" Чепурина (1950, ЦТСА).
Романтика трудового подвига явилась основой поэтич. спектакля Ленпнгр.
академич. т-ра драмы им. Пушкина "Жизнь в цвету" Довженко (1947;
Мичурин-Черкасов). Важными вехами в работе над комедийно-сатирич.
спектаклем, поев. современности, стали такие пост., как "Калиновая роща"
Корнейчука (Малый т-р) и "Свадьба с приданым" Дьяконова (Моск. т-р
Сатиры, обе в 1950). Боевой публицистич. характер был присущ пост. пьес,
поев. разоблачению поджигателей войны: "Русский вопрос" (1947, МХАТ,
Малый т-р, Т-р им. Вахтангова, Моск. т-р им. Ленинского комсомола) и др.
Вместе с тем в конце 40 -нач. 50-х гг. в развитии Р. т. явственно
сказались тенденции, связанные с воздействием на иск-во влияний,
порождённых культом личности Сталина. Они проявились в искусственном
сглаживании жизненных противоречий, в поверхностном изображении сов.
действительности, искажении облика сов. человека, обеднении
выразительных средств. Творч. нивелировка, порою подкреплявшаяся
администрированием, догматич. толкование принципов социалистич. реализма
получили особенно наглядное выражение в т. н. "теории бесконфликтности".
Определяющее значение для преодоления "теории бесконфликтности",
творч. нивелировки и догматизма имели решения XX, а затем XXII съездов
КПСС. Они поставили перед лит-рой и иск-вом ряд новых важнейших задач.
Партия призывала деятелей иск-ва к упрочению связи с жизнью, к усилению
борьбы за художеств. мастерство. Борьба против узкого догматич.
понимания социалистич. реализма, за богатство разл. школ и направлений,
стилей и жанров, форм и приёмов проходит особенно насыщенно и
плодотворно с сер. 50-х гг., определяя подъём и развитие Р. т., новый
высший его этап.
Гл. направление Р. т. в 50-60-е гг. - воплощение тем современности.
Оно находит своё выражение в утверждении высоких коммунистич.
морально-этич. норм. Это объединяет такие спектакли (при всём их
жанровом и стилевом разнообразии), как "Иркутская история" Арбузова
(1959, Т-р им. Вахтангова; 1960, Т-р им. Маяковского, Ленингр. Большой
драм. т-р), "Океан" Штейна (1961, Т-р им. Маяковского, Ленингр. Большой
драм. т-р), "Всё остаётся людям" (1959, Ленингр. академич. т-р драмы) и
"Палатам (1962, Малый т-р) Алёшина, "Ленинградский проспект" Штока
(1962, Т-р им. Моссовета), "Совесть" Павловой (1963, там же), "В добрый
час!" (1954, Центр, детский т-р), "В день свадьбы" Розова (1964, т-р
"Современник" и Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Стряпуха"
Софронова (1959, Т-р им. Вахтангова).
В пору восстановления ленинских норм во всех сферах жизни сов. об-ва
в лучших спектаклях Р. т. с новой силой прозвучала великая ленинская
тема. Образ вождя социалистич. революции был воссоздан в ряде новых
спектаклей, поев. В. II. Ленину. Наиболее значительные из них - новая
сценич. ред. пьес "Кремлёвские куранты" (1956) и "Третья патетическая"
(1958) Погодина, "Шестое июля" Шатрова (1965), пост. в МХАТе (за
исполнение роли В. II. Ленина в спектакле "Третья патетическая" Б. А.
Смирнов удостоен Ленинской пр.). В этих спектаклях остро совр. звучание
ленинской темы органически сочеталось с философской обобщённостью.
Стремление к гуманистич., философскому углублению образа характерно и
для выдающихся нов. пост. пьес Горького: "Васса Железнова" (1952, Малый
т-р, за роль Вассы В. Н. Пашенная удостоена Ленинской пр.). Среди
значит, пост. классич. драматургии - "Маскарад" (1952, Т-р им.
Моссовета; нов. ред. 1963; реж.Ю.А. Завадский и исполнитель роли
Арбенина Н. Д. Мордвинов удостоены Ленинской пр.).
Одним из прямых следствий преодоления догматич. толкования
социалистич. реализма явилось "второе рождение" на сцене мн. рус. т-ров
драматургии Маяковского. Лучшие пост. пьес Маяковского - спектакли Моск.
т-ра Сатиры: "Баня" (1953, реж. В. Н. Плу-чек, Н. В. Петров и С. И.
Юткевич), "Клоп" (1955, реж. Плучек, Юткевич), "Мистерия-Буфф" (1957,
реж. Плучек), характеризовались публицистичностью и смелой зрелищностью.
Новую жизнь на сцене Р. т. обрели и др. лучшие сов. пьесы. Так,
значительным событием стала пост. "Оптимистической трагедии" Вс.
Вишневского в Ленингр. академич. т-ре драмы им. Пушкина (1955, реж. Г.
А. Товстоногову и исполнителю роли Вожака Ю. В. Толубееву присуждена
Ленинская пр.), в к-рой героико-романтич. патетика пьесы была передана
через глубокое постижение характеров и точное театрально-выразительное
воссоздание исторически достоверной атмосферы действия. Разнообразны
опыты нового прочтения классики. Са-тирич. заострённостью, театр.
яркостью отличались спектакли: "Дело" Сухово-Кобылина (1955, Ленингр.,
т-р им. Ленсовета, реж. Н. П. Акимов), "Тени" Салтыкова-Щедрина (1953,
там же, реж. Акимов; 1953, Моск. драм. т-р им. Пушкина, реж. А. Д.
Дикий). Тема долга и ответственности человека перед об-вом определяла
новое толкование драмы Чехова "Иванов" на сцене Моск. т-ра им. Пушкина
(1955, реж. М. О. Кнебель, в загл. роли Б. А. Смирнов). Стремление
преодолеть вульгарный, односторонне разоблачительный подход к гл. герою
пьесы Чехова было характерно также и для спектакля Малого т-ра,
отличавшегося драматич. напряжённостью (1960, реж. Б. А. Бабочкин,
Иванов - Бабочкин и Царёв, Анна -Роек). Спектаклем о победе творч. воли
стала "Чайка" в пост. новосибирского т-ра "Красный факел" (1952, реж. В.
П. Редлих, Нина - Капустина). Сатирич. остротой отличался спектакль
МХАТа "Плоды просвещения" (1951, реж. М. Н. Кедров). Высокие,
благородные черты народа раскрывались в пост. "Власти тьмы" на сцене
Малого т-ра (1956, реж. Б. И. Равенских, Аким-Ильинский).
Идея борьбы всего передового человечества против мрачных сил реакции
была положена в основу спектакля "Гамлет" (1954, Т-р им. Вл.
Маяковского, реж. Н.П.Охлопков, в загл. роли Е. Самойлов). В конце
50-х-нач. 60-х гг. в репертуаре сов. т-ров значит. место начинает
занимать совр. зарубежная прогрессивная драматургия - пьесы Б. Брехта
("Добрый человек из Сезуана", 1964, Моск. т-р драмы и комедии, реж. Ю.
П. Любимов), Э. Де Филиппе ("Филумена Мартурано", 1956, Т-р им.
Вахтангова, реж. Е. Р. Симонов, "Моя семья", 1957, ЦТСА, реж. А. Б.
Шат-рин), А. Миллера ("Смерть коммивояжёра", 1959, Ле-нингр. т-р им.
Пушкина, Вилли Ломен - Толубеев) и др. Впервые получают сценич. жизнь
пьесы драматургов стран нар. демократии (Б. Нушич, Л. Круч-ковский, В.
Блажек, П. Когоут и др.).
В многообразных режиссёрских исканиях, характерных для нового этапа
развития Р. т., отчётливо обозначившихся с сер. 50-х гг., проявляется
стремление к предельному использованию выразительных возможностей иск-ва
т-ра, средств поэтич. (подчас метафорич.) раскрытия образа.
В этот период выдвигается плеяда режиссёров и актёров более молодого
поколения, занявшая видное место в Р. т. Острое чувство современности,
активность мысли, единство лиризма и эпичности присущи спектаклям,
поставленным Г. А. Товстоноговым. Лаконизм и точность выразительных
средств связаны в его работах со стремлением уловить неповторимые
поэтич. особенности драматургич. произв. Склонность к приподнятости
сценич. стиля, связанная с романтико-патетич. восприятием совр.
действительности, отличает многие спектакли Б. И. Равенских. Новые черты
в развитии вахтанговских традиций, применение приёмов театр. условности,
яркой театральности сказываются в спектаклях Е. Р. Симонова.
Режиссёрские традиции А. Д. Попова, определяющиеся пристальным и
бережным вниманием к передаче индивидуальных черт человека, типических
качеств современника, проявились в творчестве режиссёров младшего
поколения - Б. А. Львова-Анохина, А. Б. Шатрина, А. В. Эфр ос а. Сред и
актёров, творчество к-рых раскрывается в 50-60-е гг.,-Ю. К. Борисова, Н.
В. Мамаева, И. М. Смоктуновский Н. В. Подгорный, М. А. Ульянов, Т. В.
Доронина ,ОС Юрский и мн. др.
Подъём творч. активности, поиски новых путей определили возникновение
и выдвижение новых т-ров, основу труппы к-рых составляют молодые актёры.
Среди этих т-ров: "Современник" (рук. О. Н. Ефремов) сформированный из
выпускников Школы-студии МХАТа, и Моск. т-р драмы и комедии, в к-рый
влилась группа молодых актёров, окончивших Театр. уч-ще им. Б. В. Щукина
(рук. т-ра - Ю. П. Любимов}.
Вместе с ведущими театр. коллективами РСФСР эти т-ры выражают то
богатство направлений, к-рое несёт в себе иск-во социалистич. реализма -
осн. творческого метода Р. т. Б. Рос,
Лит.: Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического
театра, М.-Л., 1948; Всеволодский-ГернгроссВ. Н., Русский театр от
истоков до середины XVIII века, М., 1957; его же,- Русский театр второй
половины XVIII века, М., 1960; А с е е в Б. Н., Русский драматический
театр XVII-XVIII веков, М., 1958; Морозов П.О., История русского театра
до половины XVIII столетия, СПБ, 1889; ГуревичЛ. Я., История русского
театрального быта, т. 1, М.-Л., 1939; А р а п о в П. Н., Летопись
русского театра, СПБ, 1861; Ф а м и н ц ы н А. С., Скоморохи на Руси,
СПБ, 1889; Богоявленский С., Московский театр при царях Алексее и Петре,
М., 1914; Ф. Г. Волков и русский театр его времени, М., 1953; История
русского театра, под ред. В. Калаша и Н. Эфроса, М., 1914; А л п е р с
Б. В., Актерское искусство в России, т. 1, М., 1945; Р о д и-н а Т. М.,
Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961; Дынник Т. А.,
Крепостной театр. [М.-Л.1, 1933; Елизарова Н. А., Театры Шереметевых,
М., 1944:
Жихарев С. П., Записки современника, ч. 1-2, М.-Л., 1955; Аксакове.
Т., Литературные и театральные воспоминания, Собр. соч., т. 3, М., 1956;
его же, Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные
знаменитости, там же, т. 2; Сто лет Малому театру 1824-1924, М., 1924; 3
о г р а ф Н. Г., Малый театр второй половины XIX века, М., 1960; Сто
лет. Александрийский театр -Театр госдрамы, Л., 1932; Вольф А. И.,
Хроника петербургских театров, ч. 1-3, СПБ. 1877-84; Пушкин и театр.
Драматические произведения, статьи, заметки, дневники, письма, М., 1953;
Белинский В. Г., О драме и театре. Избранные статьи и высказывания,
М.-Л., 1948; Гоголь и театр. М., 1952; Г ер ц е н А. И., Об искусстве,
М.. 1954; Островский А. Н., Статьи о театре. Записки. Речи. 1859-1886,
М., 1952; С а л т ы к о в-Щ е д р и н М. Е., Об искусстве. Избранные
статьи, рецензии, высказывания, М., 1949;
Дмитриев Ю. А., Мочалов - романтик-актер, М., 1961;
Михаил Семенович Щепкин. Записки, Письма. Современники о Щепкине, М.,
1952; Ш у б е р т А. И., Моя жизнь, Л., 1929;
Каратыгин П. А., Записки. 1805-1879, т. 1-2. Л., 1929-30; Альтшуллер
А. Я., Александр Ефстафь-евич Мартынов, Л.-М., 1959; Семья Садовских.
Сб., под ред. В. А. Филиппова, М.-Л., 1939; Ленский А. П., Статьи.
Письма. Записки, М., 1950; Д у р ы л и н С. Н., Мария Николаевна
Ермолова. 1853-1928, М., 1953; Ю ж и н-С у м б а-тов А. И., Записи.
Статьи. Письма, М., 1951; Давыдов В. Н., Рассказы о прошлом, М.-Л.,
1962; С а в и-н а М. Г.,Горести и скитания, М., 1961; Стрепетова П.А.,
Жизнь и творчество трагической актрисы, Л.-М., 1959;
С т а р к Э., "Царь русского смеха". П., 1916; Крути И. А., Русский
театр в Казани, Казань, 1958; Маляревский П., Очерк из истории
театральной культуры Сибири. 1851- 1951, Иркутск, 1957; К л и н ч и н А.
П., Николай Хрисан-фович Рыбаков, М., 1952; Марков П. А., Ч у ш к и н Н.
Н., Московский Художественный театр. М.-Л., 1950;
Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М.,
1954; его же. Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1953; Немирови ч-Д а н ч
е н к о Вл. И., Из прошлого, М., 1938; его же. Статьи. Речи. Беседы.
Письма, М., 1952; Ю р ь е в Ю. М., Записки. Л.-М., 1948; Я б л о ч-к и н
а А. А., 75 лет в театре, М., 1960; Комиссаржевская, Л., 1964; Орленев
П. Н., Жизнь и творчество русского актера, описанные им самим,
М.-Л.,1961; Медведев П.М., Воспоминания, Л., 1929; Синельников Н. Н.,
Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935; Собольщиков-Самарин Н. И.,
Записки, Горький, 1940; В е л и з а-р и и М. И., Путь провинциальной
актрисы, Л.-М., 1938;
Глама-МещерскаяА. Я., Воспоминания, М.-Л., 1961; Волков Н. Д.,
Мейерхольд, т. 1-2, М.-Л., 1929;
Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1-3, М.,
1954-61; История Советского театра, т. 1. 1917-1021, Л., 1933; Советский
театр. [Сб. статей], М., 1947;
Образ моего современника, М., 1951; Герои современности на сцене. Сб.
статей, М., 1953; Работа режиссёра над советской пьесой. Сб. статей, М.,
1950; Вопросы режиссуры, М., 1954;
Мастерство режиссёра, М., 1956; Спектакли этих лет. Сб. статей, М.,
1957; В творческом соревновании. [Сб. статей], М., 1958; Луначарский А.
В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958; Станиславский К. С., Собр.
соч., т. 1-8, М., 1954-61; Немирови ч-Д а н ч е н к о Вл. И., Театр.
наследие, т. 1-2, М., 1952-54; Марков П. А., Новейшие театральные
течения, М., 1924; его же. Театральные портреты, М.-Л., 1939; Новицкий
П., Современные театральные системы. [Лекция 1, М.], 1932; Анастас ь-е в
А., Бояджиев Г..Образцова А., Рудницкий К., Новаторство советского
театра, М., 1963; Ежегодники Московского Художественного театра: за 1943
г.,1944 г., 1945 г., 1946 г., 1947 г., 1948 г., 1949-1950 г.. 1951-1952
г., 1953-1958 г., М., 1945-1961; Абалкин Н. А., Система Станиславского и
советский театр. 2 изд., М., 1954; его же, Художник и революцит, М.,
1962; Мастера МХАТ, М.-Л., 1939; ПрокофьевВ., В спорах о Станиславском,
М., 1962; Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956; то же,
1955-1956, М., 1961; Корчагин а-А лександровская Е. П., Страницы жия-ни,
М., 1955; Мичурин а-С амойловаВ.А., Шестьдесят лет в искусстве, М.,
1946; Вахтангов Евг., Материалы и статьи, М., 1959; 3 о г р а ф Н.,
Вахтангов,М.-Л., 1939; Новицкий П., Образы актёров, М., 1941; Москов"
ский художественный театр Второй, М., 1925; Дикий А., Повесть о
театральной юности, М., 1957; Бирман С., Путь актрисы, М., 1959;
Московский театр Революции (1922-1932), сб., М., 1933; Гвоздев А. А.,
Театр имени Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; Ростоцкий Б., О
режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, М., 1960;
Державин К., Книга о Камерном театре. 1914-1934, Л., 1934;
ОбразцоваА., Театр имени Моссовета, [М.], 1959; е ё ж е, Режиссёры и
современность, М., 1961; Попов А., Художественная целостность спектакля,
М., 1959;
Петров Н., 50 и 500, М., 1960; У истоков. Сб. статей, М., 1960;
Анастасьев А. Н., В современном театре, М., 1961; Бояджиев Г., Поэзия
театра, М., 1960;
Юзовский Ю., Зачем люди ходят в театр. М., 1964;
Ильинский Игорь, Сам о себе, М., 1961; С а ц Наталия, Дети приходят в
театр. М., 1961.
Русский музыкальный театр. Музыка занимала важное место в постановках
рус. драм. т-ра уже в 17 в. Спектакли придворного моск. т-ра (1672-76)
включали хоры, сольные песни, инструмент, эпизоды (марши, танцы),
соединяли разл. муз. жанры - молитвенное пение и фривольные песенки,
торжеств, шествия и весёлые пляски. Между актами одной пьесы исполнялись
муз. интермедии. В этом т-ре был пост. балет "Орфей и Эвридика".
Соединение драмы с музыкой было характерно и для др. спектаклей 17 -
нач. 18 вв.
Решающие перемены, происходившие во всём укладе рус. культуры 18 в.,
знаменовали собой окончат, победу светского начала в иск-ве: возникает
муз. т-р, концертная жизнь, появляются квалифицированные проф. музыканты
- исполнители и композиторы, широко распространяется домашнее
любительское музи-цирование.Передовая рус. музыка развивалась в борьбе с
космополитич. тенденциями придворно-аристо-кратич. кругов, стремившихся
противопоставить нац. иск-ву поверхностно-развлекат. салонную музыку и
оперную музыку нек-рых зарубежных композиторов. Вместе с тем усвоение
прогрессивного опыта музыки зарубежных стран сыграло плодотворную роль в
развитии рус. муз. культуры. В 1736 в Петербурге был пост. первый
оперный спектакль "Сила любви и ненависти" Ф. Арайи. Этой постановкой
открылся рус. придворный оперный т-р. Для этого т-ра писали свои оперы
приглашённые в Россию итал. композиторы:
Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло (оперы-буффа, в т. ч.
"Севильский цирюльник", 1782) и др. Вначале на его сцене пели итал.
певцы, но вскоре была создана рус. оперная труппа, открывшаяся оперой
Арайи "Цефал и Прокрис" на текст А. Сумарокова (1775) - первой оперой,
написанной на рус. текст. На сцене т-ра выступили первые рус. оперные
певцы М. Полторацкий, Г. Марцинкевич, Е. Белоградская. В спектаклях
участвовали хоры певчих, исполнение к-рых побуждало итал. композиторов
уделять в операх, написанных для России, большое место хоровым сценам.
Во 2-й половине 18 в. в Петербурге и Москве появляются платные
публичные т-ры драмы и оперы. В 1780 был открыт Петровский т-р в Москве.
В этом т-ре шли драматические, оперные и балетные спектакли, разделения
трупп ещё не было. В Петербурге с 1783 музыкальные спектакли проходили в
здании Большого т-ра. На этих сценах были поставлены первые русские
национальные оперы, выступали выдающиеся рус. певцы - Я. С. Воробьёв, А.
С. Крутицкий, П. В. Злое, певица Е. С.Санду-нова. В 18 в. существовал
также ряд частных оперных антреприз и крепостные т-ры, из к-рых вышли П.
И. Жемчугова, Е. А. Иванова и др.
В последней четв. 18 в. начинает складываться рус. нац.
композиторская школа, формировавшаяся под влиянием передовой отечеств,
лит- ры, драматургии и театра. Для неё характерны простота, народность,
стремление к жизненной правдивости образов. Интонац. основой рус. музыки
была нар. песня, интерес к к-рой усилился в это время в связи с
распространением прогрессивных идей (высказывания о нар. песне Г. Р.
Державина и особенно А. Н. Радищева). В последней трети 18 в. широко
развернулась творч. деятельность первых рус. композиторов - Е. И.
Фомина, В. А. Пашкевича, Д. С. Бортнянского, М. А. Матинского, И. Е.
Хандошкина, М. С. Березовского и др. Все эти композиторы вышли из среды
крепостных и разночинцев. Бытовая тематика, нередко содержащая
социаль-но-обличит. тенденции, находит воплощение в оперном творчестве
Фомина ("Ямщики на подставе - игрище невзначай", 1787), Пашкевича
("Несчастье от кареты", 1779), Матинского ("Санктпетербургский Гостиный
двор", 1779). Осн. жанром рус. оперы была комич. и комико-сатирич. опера
с разговорными диалогами. Характеру сюжетов и образов соответствовал
муз. язык этих опер, насыщенный нар. песенностью. Музыка одной из первых
рус. опер "Мельник-колдун, обманщик и сват" (1779) на текст А. О.
Аблесимова состояла целиком из нар. песен, подобранных и обработанных
скрипачом оркестра Петровского т-ра в Москве М.М. Соколовским. На
творчестве рус. композиторов конца 18 в. сказалось влияние
сентиментализма. Печать мягкой, задушевной чувствительности лежит на мн.
произв. Бортнянского (опера "Сын - соперник, или Новая Стратоника",
1787, и др.). Свойственные иск-ву сентиментализма черты взволнованного
драматизма проявились в мелодраме "Орфей и Эвридика" Фомина на текст Я.
Б. Княжнина (1792).
Начало 19 в. было периодом дальнейшего развития и углубления нац.
традиций рус. музыки, сложившихся в предшествующем столетии. Новое
содержание, подсказанное событиями обществ, и политич. жизни, заставляло
композиторов искать соответствующие ему формы и жанры, стремиться к
обогащению выразит, средств. В возвышенной героике и ярком драматич.
пафосе музыки О. А. Козловского к трагедиям В. А. Озерова, П. А.
Катенина и др. нашёл выражение патриотич. подъём, связанный с эпохой
Отечеств. войны 1812. Непосредств. откликом на военные события 1812 и
предшествующих лет явились патриотич. дивертисменты С. И. Давыдова,
героич. оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" С. А.
Дегтярёва (1811), опера "Иван Сусанин" К. А. Ка-воса на либр. А. А.
Шаховского (1815). Одним из важнейших элементов оперного творчества
оставалась песня. На песенной основе в значительной степени построены
такие популярнейшие русские оперы нач. 19 в., как "Леста, днепровская
русалка" И. Кауэра, Давыдова и Кавоса (1803-07), "Илья-богатырь" Кавоса