<< Пред. стр. 663 (из 913) След. >>
провинциальный театр. "Библиотека театра и искусства", 1912, кн. 5;Клинчин А., Николай Хрисанфо-вич Рыбаков, М., 1952; его же, Николай и
Константин Рыбаковы, "Театр", 1956, .ј 10; Юрьев Ю., Записки, Л.-М.,
1948; Филиппов В. А., Пять Фамусовых, в сб.:
Сто лет Малому театру. 1824-1924, М., [1924 ]. А. Кл.
РЫБАЛТЫ [ед. ч. (в средневек. Польше) rybalt, от итал. ribaldo,
rubaldo - бродяга, шут] - польские костёльные певцы, бродячие актёры.
Получили распространение в 15 в.; в 16 в. их выступления были популярны
в Центр. Польше, в области Мазовия, Литве и на Руси. Позднее часть Р.
осела в городах, где ощс.тупали с небольшими представлениями,
получившими назв. рыбалтовской комедии (в этих представлениях принимали
участие и нар. учителя). Другие Р. превратились в постоянных певчих при
костёлах и учителей церковного пения. Рыбалтовская комедия отличалась
реалистичностью сюжетов, отражавших совр. действительность, народностью
языка, сатиричностью. Постоянным действующим лицом в этих комедиях был
неудачливый воин Альбертус. В этом образе раскрывалось отрицательное
отношение нар. масс к завоевательным устремлениям правящих кругов;
позднее в этих комедиях появился сатирич. образ шляхтича-конфедерата,
напоминающего традиц. фигуру хвастливого воина. Наиболее популярны были
комедии "П л ебанский поход" (1590), "Возвращение Аль-бертуса с войны"
(1596), "Новая рыбалтовская комедия" (1615). В царствование Сигизмунда
III (1587- 1632) Р. потеряли своё значение, при Яне Казимире (1648-1668)
исчезли совершенно.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 731-32; В a d e-c k i К. (сост.), Polska
komedJa rybattowska, Lwow, 1931. Б. Рос.
РЫБАЛЬЧЕНКО, Всеволод Петрович [р. 10 (23).VIII.1904] - укр. сов.
композитор. В 1931 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по классу
композиции С. С. Богатырёва. Автор опер (совм. с Ю. С. Мейтусом и М. Д.
Тицем) "Перекоп" (1939, Т-р оперы и балета им. Шевченко), "Гайдамаки" по
поэме Шевченко (1944), симф. и вок. соч.
РЫБНИКОВ, Николай Николаевич [10(22). V III. 1879-21.1.1956] - рус.
сов. актёр. Нар. арт. РСФСР (1937). Творч. деятельность начал в
полулюбительских спектаклях в летних антрепризах. Как проф. актёр
выступил в 1898 в Серпухове, затем в течение 20 лет играл в провинции
(Рязань, Тифлис, Уфа, Николаев, Псков, Вильно). С 1918 служил в Москве,
Харькове, Баку, позже - в Т-ре Корша, с 1927 работал в Малом т-ре.
В пьесе Ромашова "Огненный мост" Р. сыграл Штанге - чекиста, солдата
революции. Эта роль положила начало ряду образов, в к-рых Р. раскрывал
лучшие черты характера сов. человека - его несгибаемую волю к победе,
гуманизм и любовь к Родине, бесстрашие перед лицом смерти. Таковы Андрей
("Ясный лог" Тренёва), Сташинский ("Разгром" по Фадееву). В 1933 в пьесе
Леонова "Скутаревский" Р. играл заглавную роль, он создал образ учёного
старой школы, человека глубокой мысли, отдавшего свой огромный опыт
молодой республике Советов. Играл также роль Богдана Хмельницкого (о. п.
Корнейчука).
Р. был ярко нац. актёром, воспроизводил в своих сценич. образах
характер рус. человека, своего современника. Играл героич. и
характерно-героич. роли. Роли классич. репертуара: Григорий ("Плоды
просвещения"), Франц Моор; Ванюшин ("Дети Ванюшина").
Др. роли: Николай Скроботов ("Враги"), Грознов ("Правда- хорошо, а
счастье лучше" Островского), Колос ("Фронт"), Пшенцов ("Жизнь"
Панфёрова), князь Тугоуховский ("Горе от ума"). В. Мае.
РЫБНОВ, Александр Васильевич [р. 19.VIII (2.IX).1906] - рус.
советский хоровой дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1965). Чл. Коммунистич.
партии с 1944. В 1927 окончил хоровой ф-т, в 1930 - муз.-теоретич. ф-т
Моск. консерватории. С 1930 - хормейстер, с 1958 - гл. хормейстер
Большого т-ра. Р. способствовал росту хоровой культуры т-ра. Хоровые
сцены, пост. Р. в оперных спектаклях, отличаются точностью интонации,
выразительностью фразировки, артисты хора-активные участники мизансцен.
В 1934-50 Р.- рук. хора Моск. автозавода им. Лихачёва. С 1954 преподаёт
в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных.
Среди работ Р. спектакли: "Псковитянка" (1945), "Царская невеста"
(1947), "Проданная невеста" (1948), "Фауст" (1948), "Мазепа" (1949; Гос.
пр. СССР, 1950), "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1952), "Фиделио"
("Леонора") Бетховена (1954), "Франческа да Римини" Рахманинова (1956),
"Укрощение строптивой" Шебалина (1957), "Чародейка" Чайковского (1958),
"Война и мир" (1959); "Фальстаф" Верди " (1962), "Летучий голландец"
Вагнера (1963).
"РЫЖИЙ" - название циркового артиста (клоуна), развлекающего публику
в промежутках между отдельными номерами программы. Назван так по
традиционному гриму и рыжему парику. В настоящее время наименование "Р."
выходит из употребления, заменяясь "ковёрным". См. ст. Клоунада.
РЫЖОВ, Иван Андреевич (1866-11. I. 1932) - рус. сов. актёр. Засл.
арт. Республики (1925). Муж В. Н. Рыжовой. В 1892, по окончании драм.
курсов Моск. театр. уч-ща, был принят в труппу Малого т-ра.
Роли: Никита ("Власть тьмы"), Беляев ("Месяц в деревне" Тургенева),
Васильков ("Бешеные деньги" Островского), Кречинский ("Свадьба
Кречинского" Сухово-Кобылина), Зимин ("Светлая личность" Карпова),
Бахрушин ("Жулик" Потапенко) и др.
Вёл преподават. работу (Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва,
Театр. уч-ще при Малом т-ре). С. Г.
РЫЖОВ, Николай Иванович [р. 18(31).X.1900]- рус. сов. актёр. Нар.
арт. РСФСР (1949). Сын В. Н. Рыжовой. В 1918 поступил на драматические
курсы при Малом т-ре, но со 2-го курса перешёл в высшее драматич. уч-ще
Моск. филармонии. В 1923 после дебюта в ролях Молчалина и Дорми-донта
("Поздняя любовь" Островского) был принят в труппу Малого театра.
Представитель реали-стич. школы актёрского мастерства, Р. вносит в своё
исполнение сочные бытовые детали, характерные краски. Среди ролей: в
пьесах Островского -Емеля ("Не было ни гроша, да вдруг алтын"),
Бело-губов ("Доходное место"), Андрей Брусков ("В чужом пиру похмелье"),
Вожеватов ("Бесприданница"), Ба-рабошев ("Правда-хорошо, а счастье
лучше"), Худобаев ("Светит, да не греет" Островского и Соловьёва);
Джозеф Седли ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею), лорд Лортон ("Веер леди
Уиндермиер" Уайльда), Хаппир ("Луна зашла" Стейнбека). Р. играл почти во
всех этапных пост. сов. пьес в Малом т-ре - Болухатов ("Огненный мост"
Ромашова), Мотыльков ("Слава" Гусева), Колосов ("Любовь Яровая"), Блохин
("Порт-Артур" Степанова и Попова), Лишев ("За тех, кто в море!") и др.
В. Мае,
РЫЖОВА, Варвара Николаевна [15(27).1.1871, Москва,- 18.V.1963, там
же] - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1937). Гос. пр. СССР (1943).
Представительница старой театр. семьи Бороздиных- Музи-лей. Дочь Н. И.
Музиля и В. П. Бороздиной-Музиль. В 1893, по окончании драм. курсов при
Моск. театр. уч-ще (класс А. П. Ленского), была принята в Малый т-р.
Играла здесь до 1956. До 1896 выступала под фам. Музиль1-я, затем, выйдя
замуж за актёра И. А. Рыжова, - под его фамилией. Начав с ролей
"инженю-комик", Р. вскоре перешла на бытовые и характерные роли молодых
женщин. Первая крупная работа актрисы - роль Акулины ("Власть тьмы",
1895). Изображая Акулину тупой, жестокосердной деревенской девкой, Р. в
то же время оправдывала её как жертву тяжёлых социальных условий. Первые
роли Р. в пьесах Островского - Евгения Львовна ("Трудовой хлеб", 1895),
Мария Власьевна ("Воевода", 1896). Р. выступала также и в Новом т-ре
(филиал Малого т-ра); исполнила в спектаклях, пост. А. П. Ленским, роли:
Улиты ("Лес", 1900), Бобылихи и Купавы ("Снегурочка", 1900 и 1903). В
1902 сыграла роль Лизы ("Горе от ума"). Отказавшись от сложившейся
традиции исполнения этой роли в канонах амплуа субретки, актриса создала
образ русской крепо-стной девушки, сметливой и озорной. С конца 1900-х
гг. Р. постепенно переходит на роли старух (1-я роль в этом амплуа:
Эмилия - "Сестры из Би-шофсберга" Гауптмана, 1908). Самобытное,
жизнерадостное дарование Р. с первых её сценич. шагов привлекало
естественностью, непосредственностью, душевной теплотой, яркостью
красок, юмором. Р. была одной из выдающихся исполнительниц комедийных
ролей (бытовых и характерных) в рус. классич. драматургии, особенно в
пьесах Островского. Роли:
Наталья Степановна ("Предложение", 1905), Шаблова, Жмигулина,
Феклуша, Зыбкина ("Поздняя любовь", 1909, "Грех да беда на кого не
живёт", 1910, "Гроза", 1911, "Правда - хорошо, а счастье лучше", 1913,
Островского), Агафья Тихоновна ("Женитьба", 1909), Кау-рова ("Завтрак у
предводителя" Тургенева, 1917) и др
Наивысшего мастерства, чёткой социальной направленности иск-во Р.
достигло в сов. эпоху. В этот период она сыграла роли: Анфусы Тихоновны
("Волки и овцы", 1920, 1941, 1944), графини-бабушки ("Горе от ума",
1920, 1930, 1938), Улиты (новая редакция образа, 1921, 1937), Глумовой
("На всякого мудреца довольно простоты", 1923, 1935), Фелицаты ("Правда
- хорошо, а счастье лучше", 1925, 1941), Домны Пантелевны ("Таланты и
поклонники", 1926), Авдотьи ("Растеряева улица" по Гл. Успенскому,
1929), Мавруша ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, 1936) и др.
Образы Р. отличались цельностью и законченностью, актриса достигла
высокого мастерства перевоплощения, образности, меткости и глубины
характеристик. Р. уделяла большое внимание внешнему рисунку роли: слова,
жесты, движения, мимика, смех, походка служили актрисе средством
раскрытия внутр. мира персонажа. Крупнейшая представительница иск-ва
Малого т-ра, Р. бережно сохраняла и развивала в своём творчестве его
лучшие традиции. Гл. внимание Р. уделяла слову. Её непринуждённая,
естеств. речь отличалась чисто рус. напевностью, богатством интонаций,
разнообразием темпов. Актриса пробуждала у зрителей сочувствие к своим
персонажам. Щедевром Р. был образ доброй, сердечной няньки Фелицаты. К
лучшим созданиям Р. принадлежат также её роли в сов. драматургии: Марья
("Любовь Яровая", 1926), Мотылькова ("Слава" Гусева, 1936), Демидьевна
("Нашествие", 1943) и др.
С о ч.: [Автобиография], в кн.: Малый театр. Москва. Старейшие
мастера..., М.. 1949; РыжоваВ. Н., в кн. творческие беседы мастеров
театра (IV-V-VI), Л.-М., 1938, с. 31-42.
Лит.: Филиппов В. А., В. Н. Рыжовой - вместо юбилейной биографии,
"Искусство трудящимся", 1926, .ј 7, с. 13-14; Д у р ы л и н С., В. Н.
Рыжова, М.-Л., 1945.
Е. Фил. РЫКАЛОВЫ - семья рус. актёров. 1) Василий Федотович
[1(12).III.1771 - 8(20).I. 1813] - родоначальник семьи. Выдающийся комик
конца 18 - нач. 19 вв. Сценич. деятельность начал в Туле как трагедийный
актёр. С 1793 - в труппе петерб. т-ра. Ученик И. А. Дмитревского и А. А.
Шаховского, к-рый открыл в нём комедийное дарование. Сначала выступал в
"слёзных комедиях" и мелодрамах (столяр Леберехт - "Лейб-кучер
императора Петра III" Коцебу, и др.). Прославился исполнением ролей в
пьесах Мольера и в рус. бытовом репертуаре. Современники отмечали его
живую и увлекательную игру, верное и естеств. изображение характеров. Р.
обладал большой наблюдательностью, он придавал своим сценич. героям
яркие внешние бытовые черты. Преподавал в Петерб. театр. школе (с 1796).
Занимался режиссурой (с 1800).
Роли: в пьесах Мольера - Гарпагон ("Скупой"), Сгана-рель ("Лекарь
поневоле" и "Мнимый рогоносец"), Жеронт ("Скапиновы обманы"), Журден
("Мещанин во дворянстве");
Сумбуров ("Модная лавка" И. Крылова), Транжирин и охотник Вспышкин
("Полубарские затеи", "Ссора, или Два соседа" Шаховского),
Председатель-взяточник ("Неслыханное диво, или Честный секретарь"
Судовщикова), Яков Силин ("Рассудительный дурак" Клушина), Староста
("Лиза, или Торжество благодарности" Ильина) и др.
2) Пелагея Титовна (урожд.- Пожарская; 1.779 - 15.II.1862). Жена В.
Ф. Рыкалова. Окончила Петерб. театр. школу. С 1798 - в труппе петерб.
т-ра. Занимала амплуа комич. старух.
3) Василий Васильевич (1800-25) - сын В. Ф. и П. Т. Рыкаловых.
Занимался в Петерб. театр. школе у А. А. Шаховского. В 1818 дебютировал
на сцене петерб. т-ра. Затем работал в Моск. имп. труппе. Играл роли
слуг в пьесах Мольера, молодых людей в водевилях.
4) Елизавета Васильевна (по мужу- Марсель; 1806-50). Дочь В. Ф. и П.
Т. Рыкаловых. Ученица Шаховского. Окончила Петерб. театр. школу (1823).
Впервые выступила на сцене в 1818. Музыкальная, миловидная, грациозная,
Р. с простодушной резвостью, увлекательной весёлостью исполняла роли
бойких и наивных молодых девушек в водевилях: Бабета, Жоржета, Ленушка,
Роза (в водевилях Н. И. Хмельницкого - "Новая шалость, или Театральное
сражение", "Бабушкины попугаи", "Карантин" и "Суженого конём не
объедешь, или Нет худа без добра"). Затем выступала в операх, заменив
Н.С. Семёнову: Красная шапочка (о. п. Буальдьё), Ане-та ("Волшебный
стрелок" Вебера). Играла до 1846.
5) Ольга Васильевна (гг. рожд. и смерти неизв.). Дочь В. Ф. и П. Т.
Рыкаловых. Исполняла, также как и её сестра, роли молодых девушек в
водевилях в 1820-30-е гг.
6)Аграфена Гавриловна (1805-28.V. 1840). Жена В. В. Рыкалова. Сестра
актёра П. Г. Степанова. В 1821 дебютировала в роли Дездемоны на сцене
петерб. т-ра. Обладая строгой классич. красотой, играла роли молодых
героинь в трагедиях: Офелия; Луиза ("Коварство и любовь"). Др. роли:
Доримена, Леонора ("Мещанин во дворянстве", "Школа мужей" Мольера),
Амалия ("Разбойники") и др.
7) Надежда Васильевна [10(22).VII. 1824, Москва,- 3(16).1.1914, там
же]. Дочь В. В. и А. Г. Рыкаловых. Выдержав экзамен при Моск. ун-те (у
профессоров Г. Н. Грановского и И. И. Давыдова), получила звание
домашней учительницы; работала гувернанткой.В 1845, подготовив под
руководством своего дяди - актёра П. Г. Степанова роли Елены Глинской
(о. п. Полевого), Марины Мнишек ("Смерть Ляпунова" Гедеонова), Каролины
("Отцовское проклятие", пер. с франц.), дебютировала на сцене
Кусковского т-ра Шереметевых. С 1846 - актриса Малого т-ра. Большое
влияние на формирование таланта Р. оказали П. Г.
Степанов и М. С. Щепкин. Начав свою сценич. деятельность с исполнения
ролей молодых героинь, Р. вскоре перешла на характерные роли пожилых
женщин. Лучшая роль - Атуева ("Свадьба Кре-чинского", 1855). Р. обладала
большой сценич. культурой, вкусом, тонким пониманием особенностей быта,
характеров персонажей. Дарование Р. высоко ценил А. Н. Островский,
написавший для неё роль Кабанихи в "Грозе" (исп. эту роль в 1859). После
ухода из Малого т-ра (1891) Р. играла на частных сценах (моск. Т-р Корша
и др.). Последний раз выступила ок. 1904.
Роли: в пьесах Островского - Анфиса Карповна ("Старый друг лучше
новых двух", 1860), Бальзаминова ("Свои собаки грызутся, чужая не
приставай", 1861, "Зачем пойдёшь, то и найдёшь", 1863), Уланбекова
("Воспитанница", 1863), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье лучше",
1876), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты", 1890/91) и др.
Наталья Дмитриевна, Хлёстова, Графиня-бабушка ("Горе от ума"), Дарья
Ивановна ("Провинциалка" Тургенева), Марфа Собакина и Домна Сабурова
("Царская невеста" Мея), Авдотья ("Татьяна Репина" Суворина), Офелия,
Дездемона;
Луиза и Леди Мильфорд ("Коварство и любовь", 1846 и 1848), Эсфирь
("Уриэль Акоста" Гуцкова), Мирандолина (о. п., пер. с нем., 1846) и др.
Лит.: Сиротинин А. Н., Артистическая семья "Русский архив", 1887, ј
7, кн. 2, с. 371-89; Зотов Р. М. И мои воспоминания о театре, "Репертуар
русского театра на 1840 г.", СПБ. 1840, т. 1. ј 4, т. 2, ј 7; А р а п о
в П. Летописи русского театра, СПБ, 1861, -отд. 2;Асеев Б.Н. Русский
драматический театр XVII-XVIII веков, М. 1958, с. 357, 371-73; Жихарев
С.П., Записки современни ка, ч. 2. Дневник чиновника, М.-Л., 1955; Юрьев
Ю. М., Записки. 1872-1893, Л.-М., 1939, с. 96-113, 143; Кара-Мурза С.
Г., Малый театр. Очерки и впечатления, М., 1924, с. 22-28. Е. М.
РЫКОВ, Александр Викторович [р. 1(13).VI!. 1892]- рус. сов. театр.
художник. Окончил юридич. ф-т Петроградского ун-та (1917), занимался в
театр. студии В. Э. Мейерхольда, в мастерской М. В. До-бужинского и Н.
Э. Радлова. Творч. общение с А. Я. Головиным окончательно определила
приход Р. в т-р (1924). Он оформлял спектакли Передвижного т-ра Ин-та
сценич. иск-в, Театра-студии при Ленингр. академич. т-ре драмы ("Ода
Набунаго" Окамото Кидо и "Ревизор", 1926), Академич. т-ра драмы
("Ревизор", 1927). В этих декорациях отразились поиски художником
заострённой сценич. формы, его стремление к использованию вращающейся
сцены, игры объёмов во взаимодействии со светом. В то же время Р. не
превращал эти приёмы в самоцель, основывался на содержании произв.,
эмоционально-психологич. трактовке образов. В своих последующих работах
Р. начал широко использовать живопись, связывая её воздействие с
решением пространственных задач, строго отбирая детали, добиваясь
целостности конкретно-жизненной композиции.
В числе лучших работ Р. декорации к спектаклям: "Лед и сталь"
Дешевова (1930, Ленингр. академич. т-р оперы и балета им. Кирова),
"Отелло" (1932, ленингр. Молодой т-р);
"Начало жизни" Первомайского (1935, Харьковский т-р рус. драмы),
"Западня" по Золя (1934) и "Живой труп" (1950) - в Ленингр. академич.
т-ре драмы им. Пушкина; "Сердце не камень" (1945) Островского, "Враги"
(1948), "Достигаев и другие" (1952) - в ленингр. Большом драм. т-ре. В
1955-58 Р. вёл педагогич. и консультационную работу в Китайской нар.
республике. Оформил ряд спектаклей в Экспериментальном т-ре в Пекине
("Ромео и Джульетта" Шекспира, 1956, и др.).
Соч.: Моя работа над пьесами Горького, в альманахе:
Изобразительное искусство Ленинграда, Л., 1948, с. 241-47.
Лит.: Б[артошевич] А., Рыков А. В., в кн.:
Театральные художники Ленинграда в 1946-47 г.. Л., 1947. м. я.
РЫНДИН, Вадим Фёдорович [р. 2(15).1.1902, Москва ] - рус. сов. театр.
художник. Нар. художник СССР (1962). Действит. член Академии художеств
СССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Гос. пр. СССР, 1950. Р.
учился во ВХУТЕМАСе (в Воронеже и Москве) у Н. X. Максимова и С. М.
Романовича. Уже в первых живописных и графич. произв. определилась
роман-тич. направленность иск-ва Р., характерная и для его театр.
декораций. В т-ре дебютировал в 1922 ("Разбойники", Воронежский
муз.-драм. т-р). С 1925 работал в моск. Камерном т-ре (сначала как
художник-исполнитель, с 1927 - самостоятельно). С 1931 - гл. художник
этого т-ра. Выступив союзником А. Я. Таирова в поисках сценич. решения
совр. сов. трагедии, Р. оформил в Камерном т-ре спектакли: "Патетическая
соната" Кулиша (1931), "Неизвестные солдаты" Первомайского (1932); в
1933 создал декорации к спектаклю "Оптимистическая трагедия", вошедшему
в историю сов. т-ра. В этот период Р. оформлял и комедийно-игровые
спектакли в Моск. т-ре для детей ("Я - мало, мы - сила" Мэя и Сац, 1932,
"Сказка о царе Салтане" Пушкина, 1934, "Золотой ключик", 1936), комедию
Шекспира "Много шума из ничего" в Т-ре им. Вахтангова (1936), цирковые
представления. Героико-романтич. направленность иск-ва Р. ярко
проявилась в спектаклях: "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского, "Русские
люди", "Фронт" (все три спектакля в 1942 в Т-ре им. Вахтангова),
особенно в его выдающейся работе - "Молодая гвардия" по Фадееву (1947,
Моск. т-р драмы). Среди крупнейших спектаклей 50-х гг. - "Гамлет" (1954,
Моск. т-р им. Маяковского). Осн. место в творчестве Р. занимает совр.
героич. тема. Р. стремится создать единый образ спектакля через
динамичную метафору (так, напр., красное полотнище в "Молодой гвардии" -
образ Родины, кованые ворота в "Гамлете" - образ Дании-тюрьмы, и т. п.).
С 1953 Р. - гл., художник Большого т-ра. Создал здесь
поэтически-обобщённые декорации к спектаклям:
"Травиата" (1953), "Свадьба Фигаро" (1956); "Война и мир" Прокофьева
(1959), "Паганини" Рахманинова (1960), "Дон Карлос" Верди (1963);
оформил сов. оперные спектакли "Мать" Хренникова (1957), "Судьба
человека" Дзержинского (1961), "Октябрь" Мурадели (1964).
Среди др. работ: "Машиналь" Тредуэлл (1933, Камерный т-р),