<< Пред.           стр. 665 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Соч.: Obras compl., t. 1-3" Madrid, 1957 ("Biblioteca de Autores
 Espanoles", t. C, CI, СИ см. Teatro).
  Лит.: A z o r i n (Martinez Ruiz J.), Rivas y Larra. Razon social del
 romanticismo en Espana, Madrid, 1916, 2 ed., Madrid, 1957; Boussagol G.,
 Angel de Saavedra, Duc de Rivas: sa vie. son oeuvre poetique, Toulouse,
 1926; P e e r s E. A., Angel de Saavedra, Duque de Rivas. A critical
 study, "Revue Hispanique", Р., 1923, [v. LVIII], ј 133-134; его же,
 Rivas and romanticism in Spain, Liverpool, 1923. 3. П.
  СААКЯН, Тагуш Галустовна [р. 8(21).III.1907 ] - арм. сов. актриса.
 Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Сце-нич. деятельность начала в Бакинском
 арм. т-ре в 1926. С 1949 работает в Степанакертском арм. т-ре, играет
 драматич., комедийные и характерные роли.
  Роли: Наташа, Розалия ("Кум Моргана", "Из-за чести" Ширванзаде), Ануш
 ("Дядя Багдасар" Пароняна), Марго ("Последние гвоздики" Тер-Григоряна),
 Нанар ("Розы и кровь" Араксманяна), Машенька (о. п. Афиногенова). Играла
 роли мальчиков: Гикор (о. п. по Туманяну), Вачик ("На заре" Гулакяна) и
 др. А.
  САБАЛЯУСКАЙТЕ, Геновайте Константо (р. 2. IV.1923)-литов. сов.
 артистка балета. Нар. арт. СССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1952.
 В 1934-38 училась в балетной студии в Каунасе. С I938- солистка балетной
 труппы Каунасского т-ра оперы и балета. Спенич. темперамент,
 экспрессивность танца отличали героич. образы С. (Лауренсия, За-ре-ма;
 Зо-беида - "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова); музыкальность,
 мягкость танца - лирические образы (Жи-зель, Одетта-Одиллия, Тао Хоа,
 Аврора, Раймонда; Сольвейг - "Пер Гюнт" на муз. Грига, и др.). С.
 впервые воплотила в балетном спектакле образ литовской женщины: Касте
 ("На берегу моря" Юзелюнаса), а также образы Аудроне (о. п. Индры), Эгле
 ("Эгле, королева ужей" Бальсиса), Марите и Ванда ("Невеста" Пакальниса)
 и др.
  С. выступала и как балетмейстер - возобн. балет "Коппелия" (1954),
 пост. "Франческу да Римини" (1962, оба в Т-ре оперы и балета Лит. ССР).
 В 1952- 1958 преподавала на хореографич. отделении Вильнюсской муз.
 школы. Гастролировала в Польше (1959), Турции (1960), Болгарии (1962),
 Финляндии (1963) и др. странах.
  Лит.: R u z g a i t i A., Lietuvisko balito Kelias, Vil-nius, 1964.
 А. Руз.
  САБАТА (De Sabata), Виктор де (р. 10.IV.1894) - итал. дирижёр. В 1910
 окончил Миланскую консерваторию. В 1910-29 был первым дирижёром оперного
 т-ра в Монте-Карло, затем периодически выступал в т-ре "Ла Скала", в
 т-рах Берлина, Вены, Лондона, Стокгольма, на Байрёйтских фестивалях. В
 1946-1953 - постоянный дирижёр т-ра "Ла Скала". Один из лучших оперных
 дирижёров 20 в., тонкий и разносторонний стилист, С. дирижировал операми
 Дж. Верди, Дж. Пуччини, И. Монтемецци, Р. Вагнера, К. Сен-Санса, Н. А.
 Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси и др. С.-автор оперы "Скала"
 (1917, т-р "Ла Скала"), балета "Тысяча и одна ночь" (1931, там же),
 симф. и камерных произв.
  Лит.: M u с с i R., V. De Sabata, Lanciano, 1937; Н e г z-fe 1 d F.,
 Magie des Tacktstocks, [2. Aufl.], В., 1959; 2. Ausg., В., 1964. Св. Г.
  САББАТЙНИ (Sabbatini), Никколо (1574-25.XII. 1654) - итал.
 архитектор. Декоратор "Т-ра солнца" в Пезаро. Автор трактата "Об
 искусстве строить декорации и машины в театрах" (1637-38). С. первый
 попытался создать систему сменяющихся подвижных декораций (в отличие от
 неподвижных декораций 16 в.), разработал и описал разнообразные виды
 театр. механизмов (устройство облаков, волн, фонтанов, пожаров и т. п.).
 С. установил три вида объёмных перспективных декораций: 1)
 двухстворчатые ширмы, затягивающиеся расписанными холстами по
 фронтальным и боковым фасадам; 2) двухстворчатые ширмы, выдвигающиеся
 из-за наружных ширм по желобкам, проделанным в полу сцены, и
 перекрывающие вторые и третьи планы декораций; 3) трёхгранные призмы и
 теларии с навесными живописными стенками, поворачивающиеся на осях. Во
 2-й части своего трактата С. сообщал о новых способах освещения совр.
 ему сцены. Работа С. имела значит, влияние на развитие декорационного
 иск-ва 17 в.
  Соч.: Pratica di fabbricare scene e macchine nei teatri, libri i2,
 Ravenna, 1638.
  Лит.: Ф и н к e л ь ш т e и н Е. Л., Театральная техника XVI-XVIT
 вв., в кн.: Работы по технике сцены, сб. статей. Л., 1937; Мокульский С.
 (сост. и ред.), Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 1,
 M., 1953.
  САБИНИН (наст. фам. - С а б и н-Г у с), Юрий Давидович
 [14(26).VI.1882-8.III.1958] - сов. артист оперы (бас). Нар. арт. УССР
 (1949). Чл. Комму-нистич. партии с 1940. Сценич. деятельность начал в
 1917 в Тифлисском оперном т-ре. До 1925 работал в т-рах Тифлиса и Баку,
 затем в оперных коллективах Москвы, Ростова-на-Дону, Крыма, Тамбова и
 др. городов. В 1933-40 С.- солист Луганской и Днепропетровской опер, в
 1940-58 - Донецкого т-ра оперы и балета.
  Партии: Сусанин, Борис Годунов, Мельник; Кочубей ("Мазепа"), Выборный
 ("Наталка-Полтавка" Лысенко), Ва-кулинчук ("Броненосец ,,Потёмкин""
 Чишко), Измаил ("Великая дружба" Мурадели), Мефистофель ("Фауст"), Дон
 Базилио и др. А. Ив. САБИТ PAXMAH, С.- см. Рахман С. САБИТОВ, Габдурахим
 Галимзянович (р. 20.VI. 1913) - узб. сов. композитор. В 1945 окончил
 Ташкентскую консерваторию. Автор муз. драм: "Седая девушка" (совм. с Б.
 Ф. Гиенко, 1954), "Тахир и Зух-ра" (1953), "Нурхон" (1957), "Тайны
 паранджи" (1960), "Алпамыш" (1962) (все совм. с Т. Джалило-вым; пост. в
 Т-ре им. Мукими); муз. комедий: "Добро пожаловать" (совм. с Б. Ф.
 Гиенко, 1952, Т-р им. Мукими), "Призвание" (1958, там же), "Мечты
 Анарбая" (обе совм. с Т. Джалиловым; 1961, Ферганский муз.-драм. т-р);
 музыки к фильмам, песен и др. соч.
  Лит.: Асиновская А., Акбаров И., Композиторы Советского Узбекистана,
 Ташкент, 1959. Т. В.
  САБИТОВ, Нариман Гилязетдинович (р. 11.1. 1925)- башк. сов.
 композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1961). Чл.
 Коммунистич. партии с 1952. Окончил в 1946 башк. отделение Моск.
 консерватории по классам композиции и дирижирования, в 1953 -
 композиторский ф-т (по классу проф. А. Н. Александрова). С 1953-гл.
 дирижёр Башк. т-ра оперы и балета. Руководил первой пост. оперы
 "Акбузат" Заимова и Спадавеккиа (2-я ред., 1957) и собств. балетов:
 "Дружба" (1954; об участии башк. народа в крестьянской войне под рук.
 Пугачёва), "Горный орёл" (1959; оба соч. совм. с X. Ахметопым),
 "Буратино" (1960; по сказке А. И. Толстого), "Гюльна-зира" (1963),
 "Мурзилка-космонавт" (I960). А. Ив.
  САБЛИНА-ДОЛЬСКАЯ, Мария Алексеевна (1867-23.III.1942) - рус. сов.
 актриса. Сценич. деятельность начала в 1882. Играла преим. в провинции
 (Казань, Вильна, Воронеж, Одесса, Н. Новгород, Самара, Ростов-на-Дону и
 др. города); в 1883 (Секрета-ревский т-р) и в 1890 (т-р "Фантазия") в
 Москве. Держала антрепризы (в Одессе, 1889; Риге, 1901;
  Самаре, 1913). Исполняла роли молодых героинь, затем перешла на роли
 "грандам" и старух. После Октябрьской революции С.-Д. работала в
 Ростове-на-Дону (до 1926) - в Т-ре им. Луначарского и Т-ре
 Сев.-Кавказского военного округа.
  Роли: Тугина ("Последняя жертва"), Юдифь ("Уриэль Акоста" Гуцкова),
 Эмилия ("Отелло"), Готовпева ("Вторая молодость" Невежина), Огудалова
 ("Бесприданница"), Бабушка ("Обрыв" по Гончарову) и др.
  Лит.: "Артист", 1889, ј 3, 4; "Трудовой Дон", Ростов-н/Д., 1922, 24
 дек., ј 426; "Театр и музыка", 1923, ј 6; Бруштейн А., Страницы
 прошлого, М., 1952;
  Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958. А. Кл.
  САБО (Szabo), Миклош (р. 27.XI. 1909)- венг. артист оперы (тенор).
 Засл. арт. ВНР (1961). В 1941-45 работал в т-ре "Операхаз" в Будапеште,
 с 1946 - в Т-ре комич. оперы там же. С 1957- солист оперной труппы
 Сегедского Нац. т-ра. Исполнял лирич. идраматич. партии: OTTO, Ласло
 ("Банк-бан", "Ласло Хуньяди" Эрке-ля), Де Грие ("Манон Леско" Пуччини),
 Альмавива, Фауст, Канио; Дон Джером ("Обручение в монастыре"
 Прокофьева), Гонзальва ("Испанский час" Равеля). Выступает в концертах.
 Гастролировал в СССР (1957). Перевёл на венг. язык либр. опер "Дон
 Карлос", "Набукко" Верди, "Вольный стрелок" Вебера, "Катерина Измайлова"
 Шостаковича, "Обручение в монастыре" и др. Пр. им. Листа (1956).
  Лит.: L. F., Szabo Miklos, "Tiszataj", 1961, XV. А. Ив.
  САБО (Szabo), Пал (р. 1893) - венг. писатель, драматург, общественный
 деятель. Лит. деятельность начал в 1930. Первая пьеса С.- "Летний
 ливень" (1950, Нац. т-р, Будапешт), в к-рой рассказывается о соц.
 сдвигах в венг. деревне после освобождения и первых опытах
 коллективизации; драма "Новая земля" (1952, Молодёжный т-р, Будапешт)
 написана по мотивам одноим. романа С.; "Осиное гнездо" (совм. с Ш.
 Балажом, 1954, там же) - комедия из жизни совр. венг. деревни;
 "Татарвагаш" (соч. 1955) - драма из жизни венг. села в последние дни
 фашистского режима. Произв. С. пронизаны лиризмом и юмором, отличаются
 детальной разработкой характеров героев. С. много лет сотрудничает в
 будапештском Молодёжном т-ре. С. - дважды лауреат пр. им. Кошута.
  Соч.: Nyari zapor. Szinjatek 3 felvonasban, Bdp., 1949;
  Uj fold. Szinjatek afelvonasban, Bdp., 1952; Darazsfeszek. Vigjatek 3
 felvonasban, [Bdp.], 1954.
  Лит.: Россиянов О., Венгерская литература после 1917 года, М., 1961;
 Кланипаи Т., С а у д e р И., Собольчи М., Краткая история венгерской
 литературы XI-XX века, Будапешт, 1962, с. 292-93, 354, 361. А. Ив.
  САБУРОВ, Симон Фёдорович [16(28) .VII. 1868- 28.1.1929]- рус.
 театральный деятель, актёр и антрепренёр. Сценич. деятельность начал в
 провинции (г. Мценск; антреприза П. А. Соколова-Жамсона). С лёгкостью и
 непринуждённостью играл роли светских
  атов в салонных комедиях и фарсах ("Хорошо сшитый рак", "Брачные
 мосты" и др.). В 1890-93 С. был актёром и управляющим труппой моск. т-ра
 "Эрмитаж". С 1895 занимался антрепренёрской деятельностью. В 1896 вместе
 с актёром А. М. Горин-Горяино-вым организовал в Петербурге т-р "Фарс". В
 1904- 1908 работал в т-ре "Эрмитаж". В 1913-17 - актёр и владелец
 петерб. т-ра "Пассаж" (преобразован в 1925 в т-р "Комедия"). В
 антрепризах С. выступали известные актёры (Е. М. Грановская, С. Н.
 Надеждин и др.). АН. А. САБУРОВЫ - семья рус. актёров. 1) А г р а ф е-на
 Тимофеевна (до 1822 -Окунева) [1795-21.1(2.11). 1867 ]. Училась в
 Петерб. (1807- 1809) и Моск. (1809-14) театр. уч-щах. В 1814
 дебютировала на моск. сцене и была зачислена в труппу "на первое
 амплуа". Первые годы выступала преим. в операх и водевилях, а также в
 комедиях и драмах. В 1831 перешла на роли "благородных матерей" и
 "комич. старух". Игра С. отличалась яркой комедий-ностью, сочным юмором
 и естественностью. Лучшие роли: Хлёстова ("Горе от ума"), Маломальская
 ("Не в свои сани не садись" Островского) и др.
  2) Александр Матвеевич [1800-28.VI (10.VII).1831 ]. Муж А. Т.
 Сабуровой. По окончании Моск. театр. уч-ща (1824) был принят на моск.
 сцену. Исполнял роли "первых любовников". Обладал прекрасной дикцией,
 хорошими внешними данными. Особенно хорош был в ролях молодых рус.
 купцов.
  3) Екатерина Александровна [1829-13(26). IX.1905 ]. Дочь А. Т. и А.
 М. Сабуровых. Работала на моск. сцене (1846-55), выступала в опереттах и
 операх, затем в Александрийском т-ре в Петербурге (1855-1905).
  Роли: Королева ("Гамлет"), Глумова ("На всякого мудреца довольно
 простоты"), Хлёстова и княгиня Тугоуховская ("Горе от ума"), Кабаниха
 ("Гроза") и др.
  Соч.: Воспоминания, "ЕИТ", Сезон 1895-1896, СПБ, 1897, с. 412.
  Лит.: Родиславский В. И., А. Т. Сабурова, "Пантеон", 1855, т. 23, кн.
 9; Боборыкин П. Д., За полвека, М.-Л., 1929, с. 46. А. Кл.
  "САБЧОТА ХЕЛОВНЕВА" ("Советское искусств о") грузинский ежемесячный
 журнал Министерства культуры Груз. ССР. Выходит с 1953. Предшествующие
 издания: 1) "Хеловнеба" ("Искусство")-двухнедельный информационный
 журнал Главискусства, выходила 1921, јј 1, 2;
  2) "Хеловнебис дроша" ("Знамя искусства") - ежемесячный журнал
 профсоюза Рабис Грузии, выходил в 1922-1924;
  3)"Хеловнеба"("Искусство")-еженедельный журнал профсоюза Рабис
 Грузии, выходил в 1925 (јј 1-22), 1926 (јј 23- 26); 4) "Сабчота
 хеловнеба" - двухнедельный журнал отдела иск-в Наркомпроса Грузии, 1927,
 јј 1-8; 5) "Проле-тарули хеловнебисатвис" ("За пролетарское
 искусство")общественно-политический журнал Сектора иск-в Нарком-проса
 Грузии по вопросам иск-ва и марксистского искусствоведения, выходил в
 1931, ј 1, и 1932, .No.NS 1-6; 6) "Сабчота хеловнеба"-
 общественно-политический журнал по вопросам искусства и марксистского
 искусствоведения Сектора иск-в и литературы Наркомпроса Грузии. Выходил
 в 1932 (.јј 7-9), 1933 (јј 2-17), 1934 (ј.ј 1-15), 1935 (.ј.ј 1-4) (в
 1934-35 выходил как двухнедельная газета), в 1935, .ј 1-2, 1936, јј
 1-12, 1937, јј1-9, 1938, ј.ј 1 и 2, 1939, јј 1-12, 1940, .ј.ј 1-12,
 1941, јј 1-5; 7) "Литература да хеловнеба" ("Литература и искусство") -
 еженедельная газета Союза Сов. писателей Грузии и Управления по делам
 иск-в при Совете министров Груз. ССР. Выходила в 1943, јј 1-10, 1944, јј
 1-43, 1945, јј 1-42. Г. Б.
  CABA (Sava), Ион (l.XII. 1900 - 26.X. 1947) - рум. режиссёр. Творч.
 деятельность начал как журналист и художник-карикатурист. В 1931-37 -
 режиссёр Нац. т-ра в Яссах. В 1932 пост. пьесу "Симуннул" Ленормана.
 Изучал режиссёрское иск-во К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, Г.
 Крэга, М. Рейнхардта, А. Ан-туана. В 1932-35 ставил пьесы Л. Пиранделло,
 К. Фаррера, В. Сарду, Б. Шоу и др. С.- режиссёр-новатор, постоянно
 искавший новые средства художеств. выразительности [в спектакле "Ширма"
 Мюс-се (1931) использовал симультанные декорации; поставил "Соколиный
 род" Садовяну (1935), как монументальную фреску, и др.]. С 1938 С.
 работал в Нац. т-ре и в др. т-рах Бухареста. В 1938-45 пост.: "Шесть
 персонажей в поисках автора" Пиранделло, "Наш город" Уайлдера,
 "Проклятая дельта" Бромфильда, "Макбет" и др.
  Лит.: F 1 a v i u s I., Jon Sava, "Teatrul", Buc., 1958, ј 1. E. А.
  САВАМУРА, Содзюро,- одна из актёрских династий в япон. т-ре Кабуки;
 насчитывает 8 поколений актёров, носивших это имя. Среди них выдающимися
 были: С. Содзюро III (1753-1801) - сын С. Содзюро II, учился у своего
 отца. Обладал выразит. внешностью, известен как один из лучших
 исполнителей ролей героев (татияку). Выступал в бытовых драмах -
 сэвамоно. Лучшая роль - Гэнгобэй ("Го-дайрики кои-но фудзимэ" Намики
 Гохэя).
  С. Содзюро V (1802-1953). Ученик С. Содзюро IV. Успешно выступал в
 мужских и женских ролях. Известен также как танцовщик. Лучшие роли:
 Кару-кая (о. п. Намики Соскэ), Судзуки ("Сумидагава цуи-но кагамон"
 Сакурада Дзискэ).
  Лит.: Ихара Тосир, Нихон энгэкиси, Токио, 1904 (на япон. яз.). Д. 1\
  САВАНЕЛИ, Харлампий Иванович (1842-19. 'VIIL 1890)-груз. композитор,
 муз.-обществ, деятель, певец (баритон). Учился в Петерб. ун-те (был
 исключён за участие в студенч. движении). В 1865 окончил Петерб.
 консерваторию по классу проф. П. Репетто. С. - основоположник груз.
 проф. музыки и муз. образования. Пропагандируя опыт рус. музыкантов, в
 т. ч. М. А. Балакирева, С. организовал в Тифлисе бесплатные курсы
 хорового пения, при к-рых возник хор, давший в 1874 первый концерт. В
 1873 на базе хорового класса курсов создал (совм. с А. О. Мизандари и К.
 М. Алихановым) муз. курсы (уч-ще). С. первым поставил вопрос о создании
 груз. оперы на основе разработки одной из тем нар. эпоса.
  Лит.: Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М.,
 1963, с. 289.
  CABBA, Таиса Александровна [р. 1(14). VIII. 1907] - рус. сов.
 артистка эстрады. Окончила муз. техникум (по классу фортепьяно) в
 Николаеве. Участвовала в любительских концертах с номером -
 художественный свист. С 1928 выступает на проф. эстраде. С этого же
 времени - актриса Моск. мюзик-холла, выступала в спектаклях: "Шестая
 мира" Жарова и Равича (Жар-птица); "Как 14-я дивизия в рай шла" Д.
 Бедного (Мария Магдалина). После закрытия мюзик-холла до 1958- артистка
 эстрады. Выступала с номерами худож. свиста, исполняла фантазии на муз.
 "Риголетто", "Кармен"; "Соловей" Алябьева, "Жаворонок" Глинки, вальсы
 Штрауса, вальс и мазурку Хачатуряна и др.
  САВВИН, Виктор Афанасьевич [р. 1(14).III.1908]- якут. сов. актёр.
 Нар. арт. ЯАССР (1955). Засл. арт. РСФСР (1957). В юности (1925)
 организовал в селении Телейском драм. кружок, где пост. спектакли "Тина
 жизни" Софронова, "Поспешивший" Неуст-роева (играл в них центр, роли). С
 1932 - арт. Якут. муз. драм. т-ра, одновременно учился в Студии при
 т-ре. С. играет комич. и характерные роли, участвует и в оперных
 спектаклях.
  Роли: Бубнов ("На дне"), Добчинский ("Ревизор"), Шаман Лиса ("Красный
 шаман" Ойунского), Старостин ("Братья" Ефремова), Тыраахы ("Золотое
 зерно" Протодьяконова), Кулутов ("От колонии к коммуне" Мординова),
 Чуораан ("Из недавнего" Заболоцкого), Уст Усутаки ("Ньюргун Боо-тур"
 Жиркова и Литинского), старик Айын сээн ("Айал" Сивцева), Рыбак
 ("Большевик Василий" Ойунского), охотник Николай Варламов ("По широкому
 пути" Мординова), Лентяй (одноим. комедия Сивцева).
  Лит.: Якут. Гос. муз.-драм. т-р им. П. А. Ойунского, Якутск, 1957. М.
 Лифш.
  САВЕЛЬЕВ-ДАМУРИН, Василий Яковлевич (р. 13.1.1886) - рус. сов. артист
 оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Арм. ССР (1947). В 1926 окончил
 театр. школу в Одессе. Одновременно работал в нар. оперном коллективе,
 выступал в концертах. В 1926-40 пел в оперных т-рах Ленинграда, Москвы,
 Баку, Перми. В 1940-53- солист Т-ра оперы и балета им. Спен-диарова.
 С.-Д. превосходно владеет иск-вом фразировки; особенно удаются ему арии,
 насыщенные драматизмом.
  Партии: Собинин ("Иван Сусанин"), Герман; Водемон ("Иоланта"), Ашуг
 ("Северный ветер" Книппера), Отелло (о. п. Верди), Радамес, Канио;
 Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Рауль ("Гугеноты"),
 Хозе; Макс ("Джонни наигрывает" Кшенека) и др. А. Ив.
  САВИН (Savin), Ристо (наст. имя и фам.- Фриде-рик Ширца; Sirza)
 (11.VII.1859-15.XII.1948) - словенский композитор. Первая опера
 С."Последняя стража" (1906, хорватский Нац. т-р, Загреб); написана в
 традициях романтизма. Последующие оперы: "Красавица Вида" по о. п. И.
 Юрчича (1909, Люблянская опера, 2-я ред. 1920, там же), "Госпосвет-ский
 сон" на сюжет из истории Словении 13 в. (1923, там же) и лучшая опера С.
 "Матия Губец" о восстании словенских и хорватских крестьян в 16 в.
 (1936, там же) - создавались под влиянием вагнеровской муз. драмы,
 содержат также характерные черты южно-слав. муз. фольклора. С.
 принадлежат балеты "Танцевальная легенда" (1922, Люблянская опера) и
 "Куколка для чая" (концертное исполнение, 1922, Люб-ляна), песни,
 оркестровые и камерные произведения.
  Лит.: Ц в е т к о Д., Живот и рад композитора Риста Савина, Београд,
 1958.
  Альб. К.
  САВИНА, Мария Гавриловна [30. III (11. IV). 1854,
 Каменец-Подольск,8(21). IX. 1915, Петербург ] - русская актриса.
 Родители С. (Г. Н. и М. П. Подраменцовы, по сцене - Стремляновы) были
 провинц. актёрами. С 8 лет С. выступала на сцене. Проф. сценич.
 деятельность начала в 1869 в Минске. Для своего первого бенефиса выбрала
 роль Полиньки ("Доходное место", 1869), к-рую сыграла как наивную,
 непосредственную, чистую и доверчивую девушку. В 1870 С. вступила в
 харьковскую труппу М.В. Лен-товского. Здесь же вышла замуж за актёра Н.
 Н. Савина (наст. фам. -Сла- ' вич). Затем работала в Н. Новгороде.
 Большое влияние на формирование таланта С. оказала ученица М. С. Щепкина

<< Пред.           стр. 665 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу