<< Пред.           стр. 671 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Сотрудничал в журн. "Современник", "Отечественные записки".
 Мировоззрение С.-Щ. формировалось под влиянием В. Г. Белинского, идей
 франц. утопич. социалистов, кружка М, В. Петрашев-ского (к-рый он
 посещал в 1845-47). Наследник и продолжатель традиций Гоголя в лит-ре,
 С.-Щ. развил и углубил его сатирич. метод. Суровый, беспощадный реализм,
 глубокое знание жизни и обществ. отношений, публици-стич. острота,
 гротесковость образов, сатирич. обобщения отличают творчество писателя,
 в т. ч. и его драм.произв. В 1856 вышла книга С.-Щ. "Губернские очерки"
 с разделом: "Драматические сцены и монологи" ("Просители", "Выгодная
 женитьба", "Что такое коммерция?"), в к-рых
  С.-Щ. рисует картину нравов провинц. чиновничества, показывает их
 произвол. "Драм. сцены" были запрещены цензурой. Первым произв. С.-Щ.,
 пост. на сцене, был инсценированный режиссёром Александрийского т-ра Н.
 И. Куликовым "Рассказ г-жи Музовкиной" (из "Губернских очерков", 1857,
 Александрийский т-р, бенефис Ю. Н. Линской; 1857, Малый т-р, бенефис В.
 И. Живокини). В 1857 пост. "Провинциальные оригиналы" (также по
 "Губернским очеркам"; инсценированные очерки "Неприятное посещение" и
 "Обманутый подпоручик", Александрийский т-р; 1857, Малый т-р). В этом же
 году Щепкин начал читать "Губернские очерки" с эстрады. "Драматические
 сцены", несмотря на запрет цензуры, ставились любителями. "Просители"
 пост. студентами Новороссийского ун-та, в 90-х гг.- политич. ссыльными
 Средне-Колымска. После снятия запрета цензуры "Просители" были пост. в
 Александрийском т-ре (1903; кн. Чебылкин - Далматов; Шумилова
 -Чижев-ская) и Малом т-ре (1908, Чебылкин - Ленский, Шумилова -
 Массалитинова). В 1857 С.-Щ. опубликовал комедию "Смерть Пазухина" с
 самостоятельным драматическим очерком "Утро у Хрептюгина" (1868, Малый
 т-р), в которой с сатирической остротой показал быт дореформенного
 купечества. Тема комедии - обличение капиталистич. хищничества,
 стяжательства. Пьеса сразу же была запрещена цензурой. Впервые "Смерть
 Пазухина" пост. в 1889 в Харькове, затем ставилась в Орле, Самаре,
 Одессе и др. городах, в 1893 - в моск. Т-ре Корша, в Александрийском
 т-ре (бенефис К. А. Варламова, исп. роль Фурначёва;
  Прокофий - Давыдов, Лобастов - П. М. Медведев, Живновский - Сазонов и
 др.). Крупнейшим событием в сценич. жизни пьесы явилась пост. МХТом в
 1914 (реж. Немирович-Данченко, Лужский и Москвин; Иван Пазухин -
 Леонидов, Прокофий - Москвин, Фурначёв - Грибунин, Настасья Ивановна -
 Шевченко, Живоедова - Бутова, Лобастов - Лужский, Живновский -
 Массалитинов, Леночка -Бирман; возобн. 1924 и 1939; Фурначёв -
 Тарханов). В 1924 "Смерть Пазухина" пост. Ленингр. академич. т-р драмы
 (реж. Вивьен; Иван Пазухин - К. Яковлев, Прокофий - П. В. Самойлов,
 Фурначёв - Я. О. Малютин, Живоедова - Корчагина-Александровская и др.),
 в 1954 - Моск. т-р-студия киноактёра (реж. А. Л. Грипич; Живновский -
 Мартинсон), в 1955 - ленингр. Большой драматич. т-р (Прокофий -
 Полицеймако) и мн. др. В 1863 в книге С.-Щ. "Сатиры в прозе" были
 напечатаны 3 одноактные пьесы: "Соглашение", "Погоня за счастьем" и
 "Недовольные" (первонач. назв. - "Погребённые заживо"). В этих пьесах
 С.-Щ. с позиций революц. демократов резко критиковал "освободит,
 реформу" 1861 (пьесы были запрещены цензурой; в 1905 "Недовольные" пост.
 в Александрийском т-ре). Остротой политич. замысла, страстной,
 негодующей направленностью отличается пьеса "Тени" (1862--65), не
 оконченная писателем и впервые изд. в 1914. С.-Щ. рисует здесь мир
 бю-рократич. чиновничества, представителей новых "либеральных" веяний,
 пытающихся бороться со старыми традициями, обличает "благонамеренные
 дерзновения" либералов. Впервые "Тени" были пост. в 1914
 (Александрийский т-р, реж. Загаров; Клаверов - Б. А. Горин-Горяинов,
 Бобырев - Ходотов, Софья Александровна - Тиме, Свистиков - Давыдов).
 Пьеса и спектакль вызвали злобные нападки реакц. печати и сценич.
 история этого произв. надолго оборвалась. В сов. время пьеса была
 поставлена в 1953 ленингр. Новым т-ром (ныне Т-р им. Ленсовета, реж.
 Н.П.Акимов) и в Моск. т-ре им. Пушкина (реж. Дикий; Клаверов - Бабочкин,
 Бобырев - Б. А. Смирнов) и др.
  По прозаич. произв. С.-Щ. было создано много инсценировок. Так,
 режиссёр Александрийского т-ра Н. И. Куликов написал пьесу "Иудушка" (по
 "Господам Головлёвым"), к-рая широко ставилась в провинции (для пост. в
 Александрийском т-ре была запрещена), в 1880 пост. в моск. Т-ре Бренко
 (в гл. роли Порфирия -Андреев-Бурлак, Аннинька - Глама-Мещерская). В
 1910 "Господа Головлёвы" инсценировал актёр Чаргонин (А. Александрович);
 инсценировка шла в Москве и провинции.В 1931 на сцене МХАТа 2-го была
 пост. пьеса П. С. Сухотина "Тень освободителя" (по произв. С.-Щ.
 "Господа Головлёвы", "Губернские очерки", "Сказки", "Помпадуры и
 помпадурши", реж. Б. М. Сушкевич; Иудушка - Берсенев, КозелковГотовцев,
 Кукишев - Чебан, Улита - Бирман). В 1932 Моск. т-р сатиры пост. пьесу А.
 Глобы "Город Глупов" (по "Истории одного города", реж. Терешке-вич;
 Бородавкин - Кара-Дмитриев, Угрюм-Бурчеев- Корф).
  С.-Щ. известен как театр. критик; опубликовал статьи и рецензии,
 поев. совр. театр. иск-ву. Его взгляды на т-р сложились под влиянием
 реформаторской деятельности Щепкина, под воздействием статей В. Г.
 Белинского. Сторонник демократич. реалистич. иск-ва, С.-Щ. высоко
 оценивал обществ, значение т-ра, требовал от художника ясности
 мировоззрения, наличия обществ, идеалов. Резко критиковал С.-Щ.
 бессодержательные пьесы, водевили, оперетты, заполнявшие репертуар
 т-ров, выступал против драм. произв., разрешающих вопросы современности
 в либерально-охранительном духе.
  Соч.: Собр. соч., т. 1-12, М., 1951.
  Лит.: Юрьев М., Щедрин-драматург. "Тени", "Рампа и жизнь", П., 1914,
 .ј 17, 18; Л у н а ч а р с к и и А. В., К возвращению "старшего"
 Художественного т-ра, "Красная нива", М., 1924, ј 39; Немирович-Данченко
 В. И., Щедрин в Художественном театре, "Театр и драматургия", М., 1933,
 ј9; Соболев Ю., Щедрин на сцене, в кн.: "Литературное наследство", М.,
 1934, ј 13-14;
  Д у р ы Л и н С., Театр Салтыкова-Щедрина, "Искусство и жизнь", 1939,
 ј 6; Е ф и м о в М., Эстетические взгляды Щедрина, "Театр", М., 1939, ј
 6; Ю з о в с к и и Ю., Смерть Пазухина, "Литературный критик", М., 1939,
 ј 5-6;
  Брянский А. М.,М. Е. Салтыков-Щедрин, в кн.: Классики русской драмы,
 Л.-М., 1940; ЗенкевичЕ. П., М. Е. Салтыков-Щедрин-театральный критик,
 М., 1953 (автореферат диссертации); Кирпотин В. Я., Философские и
 эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина, М., 1957; Золотницкий Д.,
 Щедрин-драматург, Л.-М., 1961 (есть библиографич. указатель). С. Г.
  САЛЫНСКИЙ, Афанасий Дмитриевич (р. 9. IX. 1920) - рус. сов.
 драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Начал выступать как журналист
 с 1939. В 1947 написал пьесу "Братья", к-рая была пост. под назв.
 "Дорога первых" в Свердловском т-ре (1949). В дальнейшем С. написал
 пьесы: "Опасный спутник" (1953, Свердловский т-р, 1954, Малый т-р),
 "Забытый друг" (1955, Горьковский т-р, 1956, МХАТ), "Хлеб и розы" (1957,
 Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Ложь для узкого круга" (1963,
 Моск. т-р сатиры). Широкое распространение получила пьеса "Барабанщица"
 (1958, Центр, т-р Сов. Армии; Нила Снижко - Фетисова), поев. сов.
 разведчице. С. вернулся к этой теме, написав пьесу "Камешки на ладони"
 (1965, Центр. т-р Сов. Армии), также рассказывающую о сов. разведчиках,
 действующих в тяжёлых условиях фашистского плена в дни Великой Отечеств,
 войны. В своих пьесах - гл. обр. драмах, С. стремится разрабатывать
 совр. морально-этич. проблемы; создаёт психо-логич. портреты, пьесы его
 сценичны и широко ставятся в сов. т-рах. С. выступает и как сценарист.
  С о ч.: Забытый друг. Сборник пьес, М., 1960; Ложь для узкого круга,
 "Театр", 1963, ј 12; Камешки на ладони, там же, 1965, ј 4.
  Лит.: Панфилов А., Свердловский драматический театр. Свердловск,
 1957; КарагановА., Правда характера, "Вопросы литературы", 1960, ј 8; 3
 а л е с с к и и В., Героя я ищу..., М., 1963. E. X.
  САЛЬВИНИ (Salvini), Томмазо (1.1.1829, Милан,- 31.XII.1915,
 Флоренция) - итал. актёр. Род. в актёрской семье с В 1842 выступил
 впервые на сцене в Фор-ли, сыграв роль Пасквино ("Любопытные женщины"
 Гольдони). В 1843 вместе с отцом - Джузеппе Сальвини был приглашён в
 труппу Г. Модены, под непосредств. руководством к-рого сформировался
 талант С., созрело его политич. и художеств. мировоззрение. Позднее С.
 работал в труппах, возглавляемых др. актёрами, руководил собств.
 труппами. В юные годы играл роли "любовников" в комедии и драме: Мешем
 ("Стакан воды" Скриба), Макс Пикколомини("Валленштейн" Шиллера), Паоло
 ("Франческа да Римини" Пеллико) и др., затем стал выступать в трагедиях
 В. Альфьери - Давид ("Саул"), Орест (о. п.).
  В 1848 С. принял активное участие в национально-освободит. борьбе
 итал. народа. Во время революции служил в нац. гвардии, сражаясь против
 франц. интервентов. После победы французов покинул Рим вместе с др.
 политич. эмигрантами, был дважды арестован в пути. В первые годы после
 революции С. привлекали пьесы с сильными характерами, выражающие
 глубокие мысли и чувства. Он сыграл загл. роль в "Сауле" Альфьери, роль
 Оросмана ("Заира" Вольтера). В 1856 создал образ Отелло; с этого времени
 началась работа С. над сценич. воплощением героев шекспировской
 драматургии. В последующие годы в его репертуар вошли роли Гамлета; Яго
 ("Отелло"), короля Лира, Макбета, Кориолана (о. п.). К числу лучших
 сценич. созданий С. принадлежали также образы Коррадо и Самсона в пьесах
 "Гражданская смерть" Джакометти и "Самсон" дАсте, написанных специально
 для него. В 1857 С. впервые выступала Париже, с 1869 начались его
 постоянные гастроли во мн. странах Европы, Юж. и Сев. Америки. В 1880,
 1882, 1885, 1900-01 С. приезжал в Россию. В 1903 оставил сцену.
  Иск-во С. выросло и сформировалось на почве итал.
 национально-освободит. движения (Рисорджименто), было пронизано его
 прогрессивными идеями. Герои С. увлекали зрителей своей духовной силой,
 страстностью, способностью к самопожертвованию и геро-ич. подвигу. Осн.
 темой творчества С. была борьба человека, обладающего большими и
 цельными чувствами, со своекорыстным и лицемерным обществом; своей игрой
 он показывал враждебность бурж. строя простым и благородным людям.
 Однако С. стремился романтизировать выдающуюся личность, создать вокруг
 неё ореол исключительности. Творчество С. явилось вершиной в развитии
 итал. и всего зап.-европ. сценич. иск-ва 19 в. Романтич. приподнятость,
 политич. страстность и героич. пафос, свойственные школе Г. Модены,
 обогатились у С. глубоким проникновением в психологию героев, раскрытием
 диалектики развития человеч. характера. В своих мемуарах и тео-ретич.
 статьях он утверждал необходимость глубокого переживания актёром чувств
 изображаемого лица и оспаривал принципы школы представления,
 выдвигавшиеся франц. актёром Б. К. Кокленом. Иск-во С. высоко ценил К.
 С. Станиславский, уделивший много внимания изучению его творчества.
  Видным актёром-трагиком был сын С. - Густаво С. (1859-1930).
  Соч.: Ricordi, aneddoti ed impressioni [dell'artista]. Mil., 1895; в
 рус. пер.- Листки из автобиографии Сальвини, "Артист", 1894, кн. 34, 35;
 Несколько мыслей о сценическом искусстве, там же, 1891, кн. 14; Из
 мемуаров Томмазо Сальвини (отрывки из мемуаров...), "Театр", 1955, ј 9 и
 10. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; К у гель
 А., Театральные портреты. П., 1923;
  Григорьев А. П., Великий трагик, в его кн.: Воспоминания, М.-Л.,
 1930; Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, М., 1954; Швыров А.,
 Знаменитые актеры и актрисы, СПБ, 1902; Rossi E., Qua-rant'anni di vita
 artistica, v. 1-2, Firenze, 1887; Manca S., Tommaso Salvini, Palermo,
 1904; Gelso S., Tommaso Salvini nella storia del teatro italiano e nella
 vita del suo tempo, Bologna, 1955; Appollonio M., Storia del teatro
 italiano, v. 4, Firenze, 1950; Piccini G. (Jarro), Vita aneddotica di
 Torn. Salvini, Firenze, 1908.
  САЛЬВИОНИ (Salvioni), Гульельмина (р. ок. 1840 -дата смерти неизв.) -
 итал. артистка балета. Училась в школе т-ра "Ла Скала". В 1864-67 была
 ведущей солисткой "Парижской оперы". В 1866 первая исполнила партию
 Наилы в балете "Ручей" Делиба. С. была представительницей виртуозной
 итал. школы. В 1867 выступала в Петербурге в балете "Золотая рыбка"
 Минкуса, в партии Гали. Второе выступление С. в балете "Фауст" Панисы и
 Пуни не принесло ей успеха. Она была вынуждена покинуть Петербург.
  Лит.: Скальковский К. (Балетоман), Балет, его история и место в ряду
 изящных иск-в, СПБ, 1882, с. 247- 248; Guest I., The ballet of the
 Second Empire, L., [1953], P. 96-97. Ham. P.
  САЛЬЕРИ (Salieri), Анто-нио (18.VIII.1750, Леньяно, близ Вероны, - 7.
 V. 1825, Вена) - итал. композитор, дирижёр и педагог. Учился композиции
 уф. Гас-мана. В возрасте 20 лет дебютировал оперой "Образованные
 женщины" (1770, "Бургтеатр", Вена). С 1774 С.-придворный композитор, с
 1788 - придворный капельмейстер в Вене; до 1790 руководил итал. оперной
 труппой, затем до 1824 - придворной певч. капеллой.
  Оперы С. шли на мн. европ. сценах, в т. ч. в "Бург-театре" -"Армида"
 (1771), "Венецианская ярмарка" (1772), "Пещера Трофония" (1785). Оперой
 С. "Признанная Европа" в 1778 был открыт т-р "Ла Скала". Уже завоевав
 европ. славу, С. примкнул к оперной школе X. В. Глюка. На переданное ему
 Глюком либретто Р. Кальцабиджи он написал оперу "Данаиды", к-рая была
 пост. в 1784 на сцене парижской Академии музыки как соч. Глюка и С.;
 после 12 спектаклей, когда определился успех оперы, Глюк объявил, что
 она написана одним С. Для того же т-ра С. создал оперы:
  "Горации" (1786, успеха не имела) и "Тарар" на либр. П. Бомарше,
 предложенное ему самим драматургом. Проникнутая революц. тираноборч.
 идеей и пост. за 2 года до штурма Бастилии (1787), опера "Тарар" была
 воспринята как большое обществ, событие. В 1789 она пост. в Петербурге;
 в новой ред. на итал. либр. Л. да Понте, под назв. "Ассур, царь Ормуза",
 пост. в 1788, Вена, затем на мн. др. сценах мира. С. написал 39 опер, в
 т. ч. "Школа ревности" (1778, т-р "Сан-Мойзе", Венеция), "Вначале
 музыка, потом слова" (1786, "Кернтнертортеатр", Вена), "Фальстаф, или
 Три шутки" по Шекспиру (1799, там же), а также инструмент, произв.,
 оратории и др. соч.
  С. пользовался большим авторитетом как педагог по композиции и вок.
 иск-ву. Среди его учеников- композиторы Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф.
 Зюсмайр, И. Вейглъ, И. Н. Гуммелъ, Ф. Лист, И. Мошелес, певицы К.
 Кавальери, Ф. Франкетти и др. Еще при жизни С. распространился ложный
 слух, будто он отравил Моцарта. Легенда нашла отражение в трагедии
 Пушкина "Моцарт и Сальери" и одноим. опере Н. А. Римского-Корсакова на
 текст этой трагедии.
  Лит.: Delia Corte A., Un italiano alFestero. A. Salieri, Torino,
 1936; В r a g a A., A. Salieri tra mito e storia. Bologna, 1963;
 Штейнпресс Б., Миф об "исповеди" Сальери, "Сов. музыка", 1963, ј 7; е г
 о ж e, 13 легенд об Антонио Сальери, "Муз. жизнь", 1963, ј 23. Б.Ш.
  САЛЬНИКОВ, Георгий Иванович (р. 13.II.1909) - рус. сов. актёр. Нар.
 арт. РСФСР (1957). В 1927 окончил Саратовский театр. техникум. На проф.
 сцену поступил в 1927. Работал в т-рах Воронежа, Ашхабада, Волгограда,
 Новосибирска, Тбилиси, Ташкента, Одессы. С 1945-актёр Саратовского т-ра
 им. К. Маркса.
  С. создал героико-романтич. образы: Арбенин ("Маскарад"), Антоний
 ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Чацкий; Петруччио ("Укрощение
 строптивой"), Фердинанд. Среди лучших ролей в сов. драматургии: Луконин
 ("Парень из нашего города"), Мотыльков ("Слава" Гусева), Хлебников
 ("Персональное дело" А. Штейна), Хижняков ("Дали неоглядные" Вирты).
  Лит.: Явчуновский Я., Пути и перепутья, "Новая Волга", Саратов, 1958,
 ј 28; К а р а г а н о в А., Сценический образ и актерская мысль,
 "Театр", 1950, ј 9;
  "Театральная жизнь", 1958, ј 8. М. Т.
  САЛЬНИКОВА-МОИС‚ЕВА, Клавдия Ивановна [р. 12(24).XI 1.1897] - рус.
 сов. артистка балета, педагог. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Училась в
 Балетной студии М. М. Мордкина (Москва). Дебютировала в 1919 на сцене
 Воронежского оперного т-ра. Выступала как солистка балета в т-рах оперы
 и балета Воронежа, Тбилиси, Баку, Ташкента, Свердловска, Еревана и др.
  Партии: Жизель; Царь-Девица ("Конёк Горбунок" Пуни), Китри ("Дон
 Кихот"), Тао Хоа, Раймонда, Аврора; Жанна ("Карманьола" Фемилиди),
 Зоська ("Соловей" Крошне-ра), Анаит (о. п. Тер-Гевондяна) и др.
  В 1944-49 работала как балетмейстер, совм. с М. Ф. Моисеевым пост.
 балеты "Доктор Айболит" Морозова и "Аленький цветочек" Корчмарёва. С
 1941
  (с перерывами) вела педагогич. деятельность. В 1959 ушла на пенсию.
 Ст.М.
  САЛЬТО (итал. salto - прыжок) - элемент цирк. иск-ва; полный оборот
 тела артиста в воздухе. Существует переднее, заднее, боковое С.
 Исполняется на земле, в партерных прыжках, на гимнастич. аппаратах
 (турниках, "рамках"), в воздушных и партерных полётах. Партерные прыгуны
 исполняют С., отталкиваясь ногами (или одной ногой), делают полный
 оборот в воздухе и приходят на ноги. Делая С. на гимнастич. аппаратах,
 исполнитель, держась руками за аппарат (или руки партнёра), делает такой
 же полный оборот в воздухе и опять хватается за аппарат или за руки
 партнёра. В старом цирке существовал термин сальто-мортале (смертельный
 прыжок), применявшийся в тех случаях, когда С. делалось на значит.
 высоте. Имеются разновидности С.: одинарные, двойные и тройные,
 пируэт-сальто (С., в к-ром исполнитель поворачивается вокруг своей оси
 на 180 градусов). Прыгуны из Египта привезли в Европу арабское С.
 (боковое) и бедуинское С. (прыгун делает полный оборот в воздухе,
 поворачиваясь лицом к земле). Первое двойное С. в партере сделал рус.
 прыгун И. E. Сосин в 1886 в Париже, в 1914 этот трюк повторил его сын А.
 Сосин во Владивостоке. Первое тройное С. в воздушном полёте сделали
 мекс. гимнасты Кадона. Первое тройное С. в СССР сделал E. Морус в 1936.
 Ал. Ш.
  САМАРАС (27рос), Спиридон (22.XI.1863-7.IV. 1917) - греч. композитор.
 Учился в Афинской консерватории у С. Меркаданте и в Парижской
 консерватории у Л. Делиба (с 1882). Стал известен как автор оперы "Flora
 mirabilis" (1886, т-р "Каркано", Милан). Последующие оперы С.:
 "Лионелла" (1891, т-р "Ла Скала"), "Мученица" (1894, т-р "Меркаданте",
 Неаполь), "Укрощённая фурия" по комедии Шекспира (1895, т-р "Лирико",
 Милан), "Мадемуазель де Бель-Иль" на сюжет А. Дюма (1905, Генуя), "Дочь
 Крита" (1916, т-р "Димотикон", Афины). Лучшей оперой С. считается "Рея"
 (1908, т-р "Верди", Флоренция), к-рая была пост. в Риме, Милане, Каире,
 Афинах. Оперы С. близки веризму, в них используются также элементы
 визант. и новогреч. нар. музыки.
  САМАРИН, Иван Васильевич [7(19).1.1817, Петербург,-13(25) .VI
 11.1885, Москва]- рус. актёр и педагог. Ученик и последователь М. С.
 Щепкина. Род. в семье крепостного. В нач. 30-х гг. поступил в Моск.
 театр. уч-ще на балетное отделение, оттуда Щепкин перевёл его в свой
 драм. класс. Дебютировал на сцене Малого т-ра ещё будучи воспитанником
 уч-ща (1833, Феликс - мелодрама "16 лет, или Зажигатели" Дюканжа). В
 1837, по окончании уч-ща, С. был зачислен в труппу Малого т-ра на амплуа
 "первого любовника". В 30-40-е гг. 19 в. С. выступал преимущественно в
 классическом репертуаре, а также в мелодрамах.
  Роли: Мортимер и Фердинанд ("Мария Стюарт" и "Коварство и любовь"),
 Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Чацкий; князь Михаиле Васильевич
 Скопин-Шуйский (о. п. Кукольника).
  Наиболее значит, ролью молодого С., ставшей образцом для последующих
 поколений актёров, был Чацкий. В исполнении С. впервые личная драма и
 драма социальная оказывались неразрывно сплетёнными, составляли сущность
 внутр. жизни Чацкого, определяли ритм и характер сценич. поведения
 актёра. "Молодость, сарказм, местами желчь, сожаление о России, желание
 пробудить её - всё это билось ключом и покрывалось пламенной любовью к
 Софье" (П. М. Медведев). Сыграв роль Чацкого впервые в 1839, актёр
 углублял и совершенствовал её в течение мн. лет.
  В 40-50-е гг. С. исполнил много ролей в мелодрамах и водевилях:

<< Пред.           стр. 671 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу