<< Пред. стр. 69 (из 913) След. >>
синхазе (Будапешт) была пост. первая пьеса Б,- "Крестьяне". Послеподавления Венгерской советской республики в 1919 Б. эмигрировал в Вену;
до 1947 жил и работал в разл. городах Европы. Принимал участие в
деятельности рабочих т-ров в Братиславе (инсценировка романа "Мать"
Горького и др.), "Революционного т-ра" в Берлине, где была пост. пьеса
Б. "Дни России", посв. Великой Октябрьской социалистич. революции. В
1911-19 написал драмы: "Весенний хмель", "Жу-жи" - о жизни крестьян,
"Любовь", "Тёмный дом" - о тяжёлой жизни "маленьких людей". Пьесы
"Любовь" и "Жужи" ставятся в т-рах Венгрии и в наст. время. За лит. и
обществ, деятельность Б. удостоен в 1956 пр. Копгута.
Соч.: Szerelem es ms szinmi-'ivek, [Bp.], 1955. A. H.
БАРТАИ (Barfcay), Андраш (Эндре) (1798-4.X. 1856) - венгерский
композитор. В 1829 совместно с Л. Меннером основал в Пеште школу пения.
В 1838 и 1843-44 Б. - директор Нац. т-ра в Пеште. Автор первой венг.
нац. оперы "Хитрость" (Нац. т-р в Пеште, 1839), опер "Аурелиа" (Немецкий
муз. т-р, 1842), "Венгры в Неаполе" (Нац. т-р в Пеште, 1847), а также
хоровых, камерно-инструментальных и др. соч. Оперы Б. предшествуют
появлению первых опер Ф. Эркеля. В них хотя и отразилось влияние итал. и
венской оперной музыки, но преобладает венг. городской муз. фольклор
"вербункош". Б.- автор первой венг. научной работы в области музыки -
"Венгерский Аполлон" (1834). В. И. APTEHEB - см. Антонов и Бартенев.
БАРТОК (Bartok), Бела [25. III.1881, Надьсент-миклош
(Трансильвания),- 26.IX.1945, Нью-Йорк]- венгерский композитор, пианист
и муз. этнограф. Один из виднейших представителей нац. муз. культуры.
Как пианист выступил впервые в возрасте 10 лет. Первонач. музыке учился
в Братиславе. Окончил Музыкальную академию в Будапеште (с 1907профессор
академии по классу фп.). В 1929 Б. совершил концертное турне по
Советскому Союзу. В 1940 из-за преследований фашистов эмигрировал в США.
Б. принадлежат: опера "Замок герцога Синей Бороды" (1918, Оперный т-р,
Будапешт), балеты "Деревянный принц" (1917, там же), "Чудесный мандарин"
(1926, Кёльн; на венг. сцене -1945, Будапешт) и др. соч. Сюжет оперы
"Замок герцога Синей Бороды" основан на старинном франц. сказании,
использованном также Метерлинком в драме "Ариадна и Синяя Борода". Муз.
язык оперы близок к характерным ладам и речитативным интонациям венг.
нар. музыки, к нар. балладам сев. Венгрии и Трансильванци. Высокого
драматизма и психо-логич. напряжённости достигает композитор в обрисовке
муз. образов. Музыка оперы отличается строгостью и стройностью
построения, но в ней сказались модернистич. влияния. Одноактный
сказочный балет Б. "Деревянный принц", прославляющий подлинную
человечность, красоту всепобеждающей любви, более сильной, чем сословные
предрассудки, характеризуется стилистич. ясностью и богатством
инструментовки, проникнут жизнеутверждающим духом нар. муз. иск-ва.
"Чудесный мандарин" - балет-пантомима, наиболее противоречивое
музыкально-сценич. соч. Б., близкое к экспрессионистич. муз. драмам П.
Хиндемита и А. Берга. Идея - любовь сильнее смерти-раскрывается
приёмами, отмеченными высокой экспрессией человеческих чувств и страстей
и в то же время натуралистич. тенденциями. Однако и в этом произв. есть
фрагменты, где музыка достигает подлинного драматизма и проявляется
иск-во Б. как мастера симф. развития муз. мысли. Б. занимался
исследованием нар. музыки венгров и др.народов, собрал огромное
количество нар. песен. Муз. композиции и научные труды Б. пользуются
мировой известностью. Международная премия мира (посмертно, 1955).
Лит.: Sleven s H., The life and musie of Bela Bartok, N. Y., 1953;
Szabolcsi B. [ed.], Bela Bartok, sa vie et son oeuvre, [Р.], 1956;
Мартынов И., Бела Барток, М., 1956. В. И.,A. H.
БАРТОЛИ (Barfcoli), Франческо Саверио (2.XII. 1745-1806) -
итальянский актёр, драматург, историк театра. Работу в т-ре начал
актёром бродячей труппы. В 1768 вступил в театр. труппу в Модене,
выступал гл. обр. как автор прологов-обращений к публике и т. п. Написал
стихотворные комедии и трагедии: "Салернский маг" (1772), "Заживо
погребённая" (1773), трагикомедию в прозе "Молчание, или Эраст" (1780)
на тему мифа о Федре и Ипполите, и др.
Соч.: Le notizie istoriche de 'Comici italiani che fiorirono intorno
all'anno MDL fino a'giorni presenti, v. l-2, Padova, 1782; II Mago
salernitano, Venezia, 1772; La sepolta vi'/a, Parma, 1,775; П silenzio,
ovvero l'Erasto, Vicenza, 1780. Ал. С.
БАРТОШ (Bartos), наст. фам.- Б p а у н e p (Brau-ner), Ян
(23.II.1893- 6. V. 1946)- чешский драматург, театральный критик и
историк театра. Лит. деятельность начал в 1913 пьесой "Весна". Автор
пьес экспрессионистского характера-"Вороны" (1923), "Бунтовщики на
сцене" (1924), "Дом привидений" (1926) и др. Б. принадлежат работы по
истории чешского т-ра, в т. ч. "История Национального театра и его
строители" (1933) и "Временный театр и его драма" (1937).
Соч.: О modernim divadelnim projevu, Praha, 1922;
Hercovo tajemstvi, Praha, 1946; Dejiny Narodniho divadla, dl 1-4,
Praha, 1933-37. JJ, Сол.
БАРУА, Падманатх (1871-1946) - индийский драматург. Писал на
ассамском яз. Пьесы Б."Джаямати" (1900) и "Садхани" (1911), написанные
на материале историч. хроник, считаются первыми ассамскими трагедиями.
Сатирич. комедия "Деревенский староста" (1890) обличает произвол англ.
колониальной администрации. Пьесы Б. ставились любительскими
коллективами в городах и деревнях. Св. П.
БАРЦАЛ, Антон Иванович (25.V.1847-1927) - русский артист оперы
(тенор), режиссёр. По нац. чех. Муз образование получил в Венской
придворной оперной школе. Впервые выступил на оперной сцене в 1867 в
Праге. С 1870 жил в России. До 1878 выступал в Киеве, Одессе и
Петербурге, в 1878-1903 пел в Большом т-ре в Москве (в 1882-1903 - также
гл. режиссёр;. Партии: финн ("Руслан и Людмила"), Князь ("Русалка"),
Берендей ("Снегурочка"), Элеазар ("Жидовка" Галеви), Миме ("Зигфрид"
Вагнера) и др. Исполнение Б. отличалось большой музыкальностью,
филигранной отделкой деталей, безупречной дикцией. Был участником всех
новых совр. ему постановок опер на сцене Большого т-ра. В 1903 Б.
оставил сцену. Занимался концертной и педагогич. деятельностью (в
1898-1921 -профессор Моск. консерватории).
БАРЩЕВСКАЯ (Barszczewska), Элжбета (р. 29. X J. 1913) - польская
актриса. Сценич. деятельность начала в 1934. В 1934-39 и с 1946 -
актриса "Т-ра Польски" в Варшаве. Иск-ву Б. присущи сдержанность,
естественность, внутренняя драматич. насыщенность. Роли: Саломея
("Горштынский" Словацкого), Инфанта ("Сид" Корнеля - Выспянского), Елена
Андреевна ("Дядя Ваня"), Нора и др. С. И.
БАРЫКА (Baryka), Пётр (ок. 1-й пол. 17 в.) - польский драматург.
Автор популярной в Польше в 17- 18 вв. комедии "Из мужика в короли"
(1637). В этой пьесе, близкой к т. н. комедиям рыбалтов, Б. сочувственно
изображает крестьянина, попавшего в военный лагерь, выступает против
притеснения крестьян солдатами.
Лит.: Морозов П. О., История русского театра до половины XVIII
столетия, СПБ, 1889, с. 60-65. С. И.
БАРЫШЕВ, Николай Андреевич (1907-1944) - русский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Член ВКП(б) с
1937. В 1929 окончил Казанскую художеств. школу. В том же году начал
работать в Крымском т-ре им. Горького (Симферополь). Позднее был гл.
художником этого т-ра. Оформил спектакли: "Как закалялась сталь" (1938),
"Человек с ружьём" (1939), "Кремлёвские куранты" (1940) и др. Во время
Великой Отечеств. войны Б. по заданию Крымского подпольного комитета
партии организовал и возглавил в оккупированном Симферополе патриотич.
группу, к-рая составляла карты расположения фашистских военных частей,
распространяла листовки Совинформбюро, доставляла партизанам
медикаменты. В 1944 Б. и его группа были арестованы гестапо и после
пыток расстреляны. Н. П.
БАРЯНОВ, Анатолий Андреевич [р. 20. XII. 1907 (2. I. 1908)]-русский
советский драматург. Член КПСС с 1927. Пьеса Б. "На той стороне" (1949,
ЦТСА), поcв. сов. разведчикам, пост. во мн. т-рах СССР.
Соч.: На той стороне. Пьеса, М., 1949; М., 1950.
БАРЯТИНСКИЙ,Владимир Владимирович (р.1874- г. смерти неизв.) -
русский драматург. Князь. Род. в Петербурге. По окончании Морского уч-ща
служил офицером. В 1896 вышел в отставку. Первую пьесу написал в 1899
("Во дни Петра"). В 1901 вместе с женой, актрисой Л. Б. Яворской,
организовал в Петербурге "Новый театр", на сцене к-рого прошли премьеры
большинства его пьес: "Перекаты" (1901), "Карьера Наблоцкого" (1902),
"Последний Иванов" (1903), "Пляска жизни" (1903), "Светлый царь" (1904),
"Кучур-гин в деревне" (1905) и др. Пьесы Б. не поднимаются выше
добродушного осмеяния дворянско-чиновничьей России. М. И.
БАС (итал. basso, букв.-низкий)-1) Самый низкий по звучанию мужской
голос. Различают Б.-про-фундо, или глубокий (наиболее низкий Б.), и
Б.-кан-танте, или певучий (более высокий Б.). Б. глубокий (диапазон
примерно от mi до mi1) особенно ценен своими низкими звуками, но на
оперной сцене встречается редко. Более распространён Б. певучий с
развитым верхним регистром, его нижние ноты звучат не очень сильно; его
диапазон - от F до Р, fis1. В опере-сериа 18 века Б. использовались
мало, признание получили в основном с развитием оперы-буфф, где басовым
партиям отводилось значительное место (так называемые характерные басы,
басы-буфф). Широкую известность завоевали знаменитые оперные певцы-басы:
русские- О. А. Петров, Ф. И. Шаляпин, ф. И. Стравинский, В.Р. Петров, В.
И. Касторский; итальянские -Ф. Галли, Л. Лаблаш, Э. Пинца; французские -
П. Плансон, Л. Ротье, Ж. Дельмас; польские - Э. Решке, А. Дидур;
болгарские - Б. Христов, М. Попов и др. Среди выдающихся советских
певцов-басов: А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, М. Д. Михайлов, И. И. Петров,
И. С. Паторжинский, Б. Р. Гмыря и др. Партии: Сусанин;
Мельник ("Русалка"), Борис Годунов; Кончак ("Князь Игорь"), Гремин
("Евгений Онегин"), Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта), Мефистофель
("Фауст"), король Марк ("Тристан и Изольда"), Емельян Пугачёв (о. п.
Коваля), Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского), Вакулинчук ("Броненосец
"Потёмкин"" Чишко) и др. 2) Самая низкая партия многоголосного муз.
сочинения. 3) Муз. инструменты низкого регистра.
БАСИЛЬ‚-МАГЕЛЬСЕН (Basilier-Magelssen), Ида (10.IX.1846-23.V.1928)
-финская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Хельсинки у Э.
Мехе-лин, а также в Париже и Петербурге. Впервые выступила на оперной
сцене в Хельсинки в 1870. Участием в первых оперных спектаклях на фин.
яз. (Леонора в "Трубадуре", 1870, Розина в "Севиль-ском цирюльнике",
1872) Б.-М. во многом способствовала становлению нац. оперы в Финляндии.
В 1871-73 пела в стокгольмской Королевской опере. С 1873-солистка "Фин
ской оперы" (Хельсинки). Выступала в драматических партиях (Маргарита -
"Фауст"), но особого успеха достигла в комическом репертуаре: Розина
("Севильский цирюльник"), Мари, Нори-на ("Дочь полка" и "Дон Паскуале"
Доницетти) и др. Яркая, темпераментная игра сочеталась у Б.-М. с
виртуозным вокальным исполнением. С 1878 Б.-М. выступала в концертах. С.
Л.
БАСОВ, Виктор Семёнович (3. X. 1901- 19. XII. 1946) - русский
советский театральный художник. Окончил Театр.-декорационную мастерскую
Ленингр. художественно-пром. техникума (1926). Театр. деятельность начал
как художник и актёр в 1921 (Усть-каменогорский нар. дом). Работал гл.
обр. в т-рах Ленинграда; оформил спектакли: "Ромео и Джульетта" (1933),
"Отелло" (1934); "Далёкое" Афиногенова (1936)-в Театре-студии под рук.
С. Э. Радлова, "Проданная невеста" Сметаны (1937, Малый оперный т-р),
"Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова (1938, Т-р муз. комедии),
"Человек с ружьём" (1938, Большой драм. т-р) и др. Создав декорации к
спектаклям: "Отелло" (1935, моек. Малый т-р), "Мера за меру" Шекспира
(1936, Харьковский т-р рус. драмы) и др. Для Б. было характерно
использование декоративно-объёмной обобщённой'установки, разнообразных
фактур материалов, введение вещей и предметов в действие. Декорации Б.
помогали создавать историч, атмосферу спектакля. Наиболее полно эти
черты проявились в оформлении шекспировских спектаклей. Ряд декораций Б.
создал совм. с художницей В. М. Х-одасе-вич: "Фауст" (1941, Ленингр. т-р
оперы и балета им. Кирова), "Горе от ума" (1946, Ленингр. т-р драмы им.
Пушкина) и др. М. П.
БАСОВ, Осип Николаевич [2 (14). II. 1892 - 10. X. 1934] - русский
советский актёр. Засл. арт. РСФСР(1933). В 1918 поступил в Мамоновскую
студию. В 1919 перешёл в Студию Вахтангова, на основе к-рой в 1926 был
создан Т-р им. Вахтангова. Первые роли Б. - капитан Ревунов-Караулов
("Свадьба" Чехова, 1920), Гюстав ("Чудо святого Антония" Метерлинка,
1921), Альтоум ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922)-были подготовлены под
рук. Е. Б. Вахтангова. В дальнейшем Б. сыграл ряд характерных ролей,
преим. комедийного плана: Подколесин ("Женитьба", 1924), князь
Ветринский ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского, 1924), Федот ("Виринея"
Сейфуллиной и Правдухина, 1925), Людовик XIII ("Марион Делорм", Гюго,
1926) и др., а также роль Миллера ("Коварство и любовь", 1930).
Крупнейшая работа Б.- Достига-ев ("Егор Булычев и другие", 1932, и
"Достигаев и другде", 1933). В иск-ве Б. - одного из наиболее ярких
представителей вахтанговской школы - точность и выразительность внешнего
рисунка роли определялись- глубокой правдой чувств, оргаиич.
правдивостью, отчётливой социальной характеристикой образа Обладая
меткой наблюдательностью, мягким юмором, непосредственностью, Б. находил
разнообразные приёмы и краски для обрисовки своих героев. Был также
режиссёром, педагогом. Участвовал в пост. спектаклей Т-ра им.
Вахтангова: "Коварство и любовь" (1930), "Темп" Погодина (1930), "Дорога
цветов" Катаева (1934) и др.; ставил спектакли в Моск. т-ре для детей и
в 3-м Колхозном т-ре Горьков-ского края. В 1934 руководил моек.
Современным т-ром. Л. В.
?ACCEPMAH (Bassermann), Альберт (7. IX. 1867, Мангейм,- 15. V. 1952,
Цюрих) - немецкий актёр. В 1889 дебютировал в гор. т-ре в Базеле как
характерный актёр. В 1890-95 играл крупнейшие роли мирового классич.
репертуара в т-рах Мангейма, Гейдель-берга, Наухейма, Люнебурга, Берна и
Мейнингена. Однако в эти годы большое дарование Б. полностью еще не
развернулось. В 1895 поступил в Берлинский т-р. Исполнение роли Генриха
IV (о.п. Вильденбру-ха) принесло артисту выдающийся успех и обратило на
него внимание О. Брама, к-рый пригласил Б. в свою труппу. Б. работал с
Брамом в 1899-1909 (в Немецком, а с 1904 в "Лессинг-театре"). В лице Б.
Брам нашёл выразителя творческих принципов натуралистического т-ра,
выдающегося воплотителя трагедийных и комедийных образов в пьесах Ибсена
- Штокман ("Враг народа"), Экдаль(" Дикая утка"), Соль-нес ("Строитель
Сольнес"), Хельмер ["Кукольный дом" ("Нора")]; Гауптмана-Крамптон
("Коллега Крамптон"), Верган ("Бобровая шуба"), Штрекман ("Роза Бернд").
В 1909 Б. перешёл в Немецкий т-р М. Рейнхардта, где выступал преим. в
классич. репертуаре. Многогранность таланта Б. раскрылась в ролях: Лира,
Отел-ло, Шейлока; Бенедикта ("Много шума из ничего"), Петруччо
("Укрощение строптивой"), Мальволио" Двенадцатая ночь") Эгмонта,
Мефистофеля ("Эгмонт", "Фауст" Гёте), Филиппа ("Дон Карлос"), Натана
("Натан Мудрый" Лессинга), Тартюфа. Б. играл также во мн. пьесах
второстепенных драматургов, создавая в них значит, образы. С особенным
успехом исполнял роль директора балагана Штризе в комедии Шентана
"Похищение сабинянок". В творчестве Б. этого периода точность и тонкость
психологич. нюансов, филигранная проработка деталей, отсутствие ложного
пафоса и выспренней декламации сочетались с манерой игры, присущей
актёрам т-ра Рейнхардта (стремление к перевоплощению, широта и яркость
жеста, динамичность, пластичность и музыкальность). Б. являлся одним из
крупнейших реалистич. актёров Германии 20 в. После ухода из Немецкого
т-ра (1915) до конца жизни он был актёром-гастролёром. В 1934 переехал в
США. Возобновил гастроли по европ. странам в 1945. Снимался в нем.,
австр. и амер. фильмах.
Лит.: В a b J., Albert Bassermann, Lpz., 1929;J h e r i n g H.,
Albert Bassermann, B., 1920. В. К. Т. П
БАСТИАНЙНИ (Bastianini), Этторе (p. 24,'IX 1923) - итальянский артист
оперы (баритон). Пению учился в Сиене и во Флоренции. Дебютировал в
Равенне в 1945 в опере "Богема" Пуччини. Завоевал славу одного из лучших
исполнителей в операх Верди: Амонасро ("Аида"), Риголетто; граф Луна
("Трубадур"), Жермон; Родриго ("Дон Карлос"), Дон Карлос ("Сила
судьбы"), Яго ("Отелло"), Ренато ("Бал-маскарад") и др. Выступает в
крупнейших т-рах Италии. Успешно исполняет партии рус. оперного
репертуара, особенно в операх Чайковского: Томский ("Пиковая дама"),
Онегин ("Евгений Онегин"), Мазепа ("Мазепа"). Пел осн. партии в операх
Пуччини, Бизе, Массне и др. композиторов. Гастролировал во мн. странах
Европы и США. Л. М.
"БАСТИЕН И БАСТИЕННА" ("Bastien und Bastienne")-опера ("немецкая
оперетта") В. Моцарта, либр. Ф. Вей-скерна (по мотивам оперы Ж. Ж. Руссо
"Деревенский колдун"). Пост. в октябре 1768, Вена. Последующие
постановки там же - 3 авг. 1775, 29 мая 1779, 25 дек. 1891 (с новым
текстом М. Каль-бека). В др. городах Австрии: Грац, 1892; Зальцбург,
1928 Пост. в др. городах: Берлин, 1890; Гамбург, 1892; Лондон 1894,
1907; Манчестер, 1912; Брно, 1892; Прага, 1905 Базель, 1892; Женева,
1933; Будапешт, 1892; Стокгольм 1893; Париж, 1900, 1932; Нант, 1928;
Венеция, 1914; Триест 1923; Рим, 1927; Мадрид, 1915; Барселона, 1928;
Нью-Йорк t916, 1939; Гаага, 1938; Иерусалим, 1939. В СССР пост. в
оперной студии Ленингр. консерватории в апр. 1925 (Бас-тиен - Каплан,
Бастиенна - Жук, Колла - Райков. Постановка Каплана, дирижёр Ельцин,
режиссёр Флигельман).
Издания.-"Б. и Б.", партитура, W. A. Mozart's Werke. Ser. 5, Lpz.,
Breitkopf Hartel, 1879; клавир, Vienne, Ed. Universelle, [s. a.]. ]-I. Г
p.
БАСУРТО (Basurto), Луис (p. 11. III. 1920) - мексиканский драматург,
режиссёр и театр. критик. Лит. деятельность начал в 1939 в Мехико.
Первая пьеса Б.- "Диалоги Сузетты", была пост. в т-ре "Рекс" (1940).
Автор пьес: "Лабиринт" (1941, т-р В. Фабрегас), "Антихрист" (1942), "Та,
что ушла" (1946, там же), "Со смертью с глазу на глаз" (1959, т-р
"Колон"), "У каждого своя дорога" (1955, т-р "Лирико"), "Восстание
ангелов" (1956, т-р "Хуарес") и др. Во многих из этих пьес Б. обличает
гор. буржуа и наделяет положит. героев чувством гуманности. Б. вносит в
свои произв. элементы мелодраматизма, прибегает к неожиданным развязкам.
Лит.: Magana Esquivel A., Teatro mexicano del siglo XX, Mexico, 1956.
Ю. Я.
БАТАЙ, Б а т а и л ь (Bataille), Анри (4. IV. 1872-2. III. 1922) -
французский драматург. Лит. деятельность начал в 1890-х гг. Автор пьес
из жизни бурж. общества, обычная тема к-рых - столкновение героини или
героя с препятствиями, стоящими на пути их любви. Эти препятствия
(чувство долга, законность и пр.) трактованы Б. в
мещанско-сентиментальном духе. Наиболее известные пьесы Б.:
"Прокажённая" (1896, т-р "Комеди Паризьенн", Париж), "Мама колибри"
(1904, т-р "Водевиль", Париж), "Обнажённая" (1908, т-р "Ренессанс",
Париж), "Дева неразумная" (1910, т-р "Жимназ", Париж), "Ночная бабочка"
(1913, "Водевиль"). Драмы Б. построены на внешних эффектах, ловком
развитии интриги. Герои его пьес лишены характеров, это трафаретные
схемы - "любящая женщина", "благородный отец" и т. д. А. В. Луначарский
писал, что Б. "сентиментальный, манерный, эфемерный писатель, нездоровое
порождение декаданса" ("О театре и драматургии", 1958, т. 2, см.
"Парижские письма", с. 90).
Б.-автор инсценировки "Воскресения" Л. Толстого (1902, т-р "Одеон",
Париж). В нач. 20 в. в России ставились: "Дева неразумная", "Дитя
любви", "Мама колибри" ( в гл. роли М. Г. Савина), "Светочи", "Ночная
бабочка", позднее - "Нежность", "Обнажённая", "Обладание" и др. Ар. Г.
БАТАЛОВ, Николай Петрович [24. XI (6. XII). 1899 - 10. XI. 1937] -
русский советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1933). В 1916 начал работать