<< Пред. стр. 698 (из 913) След. >>
Лит.: Солнцева Л., По театрам Чехословакии, М., 1958, с. 92-116; А са р к а н А., Пять вечеров с театром из Братиславы, "Театр", 1961, ј 9,
с. 179-185; Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с. 2150;
Pamatnica Slovenskeho narodneho divadla. Sbornik, Bratislava, 1960. Л
Сол
СЛОВАЦКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Исто! рич. условия развития страны (в
11 в. Словакия была захвачена Венгрией, к-рая, в свою очередь, в 16 в.
попала под владычество Австрии, и словаки, составлявшие основную часть
крестьянского населения, подверглись мадьяризации и германизации)
препятствовали становлению театр. иск-ва. До воссоединения с чехами
(1918) в единую Чехословацкую Республику словаки вели упорную борьбу за
сохранение своей нац. культуры, своего языка. Первое известие о театр.
представлениях в Словакии относится к 1439, когда в Братиславе
школьниками было разыграно пасхальное действо. Начиная с этой даты,
школьные спектакли становятся всё более частыми, особенно после того как
школы перешли к иезуитам (представления давались на лат. и нем. яз.). В
17-18 вв. в Словакии получил распространение нар. т-р: пасхальные.и
рождественские игры, "Игра о св. Дороте" и др.
История профессионального словацкого т-ра начинается с 1830, когда в
Липтовски-Микулаше был организован первый любительский кружок под рук.
Г. Фей-ерпатаки-Белопотоцкого, к-рый устроил первое публичное
представление на словацком яз. (пост. пьесу Я. Халупки "Коцурково, или
Как бы нам в дураках не остаться"). В 1830-х гг. любительские кружки
возникают в ряде небольших городов. Наибольшее распространение
любительские коллективы получили к 1840. В связи с общим подъёмом
нац.-освободит. движения словацкого народа в 1841 по инициативе А.
Сладковича был организован в г. Субиттишти Словацкий любительский нар.
т-р, где ставилась преим. переводная драматургия, в т. ч. "Заира"
Вольтера в переводе Сладковича. В 1844 группа братиславских студентов
организовала в г. Левочи любительский кружок (в сезон 1845-46 здесь
ставились словацкие, чешские, хорватские, немецкие и венг. пьесы).
Развитие деятельности любительских кружков вызвало появление
оригинальных драматургич. произведений, авторами к-рых чаще всего были
участники кружков. Любительские т-ры Словакии способствовали становлению
проф. С. т. и д.
Первые словацкие драматурги находились под влиянием идей Л.
Штура-деятеля славянского Возрождения, зачинателя освободит, движения
словаков. Одним из ведущих словацких драматургов этого периода был Я.
Халупка (1791-1871). Его первая комедия "Коцурково, или Как бы нам в
дураках не остаться" (1830) сатирически изображала глупость мещанства,
высмеивала поборников мадьяризации. Др. комедии Халупки: "Всё наоборот",
"Трясогуска", "Старик Плеснивец", "Тринадцатый час", "Ювелир". В
предреволюционную эпоху появились драмы Я. Матушки (1821-77) - "Сироты"
(1846) и М. Догнаного (1824-52)-"Уход словаков из Братиславы" (1846) и
"Поработители" (1848). Эти драмы были проникнуты нар.-освободит, идеями.
Историч. драмы И. Забор-ского (1812-76) - "Последние дни Великой
Моравы", "Отпор задунайских словаков", "Гайдук" и др.- прославляли
героич. прошлое словацкого народа. В развитие словацкой драматургии
значит, вклад внёс Я. Паларик (1822-70), к-рый написал пьесы:
"Инкогнито" (1858), "Жестянщик" (1860), "Смирение, или Приключение
при дажинках" (1862), "Дмитрий Самозванец" (1862-64), ставшие в те годы
основой словацкого нац. репертуара. Его пьесы отмечены остротой,
самобытностью характеров, раскрывающихся в действии, в них введены нар.
сцены, обрядовые песни, игры и пляски.
В репертуар словацкого любительского т-ра, наряду с чеш., нем. и
венг. пьесами, входили также и переводы мировой классич. драматургии:
"Комедия ошибок" Шекспира, "Разбойники", "Коварство и любовь", "Ревизор"
и др.
В последующие годы начинается подготовка актёров и режиссёров для
профессионального т-ра. С 1859 центром театр. жизни становится г.
Мартин, в к-ром регулярно давались представления любит, т-ров. В 1872 в
Мартине создаётся Словацкий хор, при к-ром была организована и драматич.
труппа. В 1880 композитор Я. Белла написал первую словацкую оперу -
"Кузнец Виланд" (пост. 1926). В 1902 Словацкий хор в Тисовце исполнил на
словацком яз. 1-й акт "Проданной невесты", а в 1907 - оперу "В колодце"
Блодека. В 1890 в Мартине на средства народа строится Нац. дом, на сцене
к-рого регулярно устраиваются любительские спектакли. Ставятся пьесы
Паларика ("Смирение, или Приключение при дожинках", 1892), И. Тыла
("Дочь поджигателя", 1895), А. и В. Мрштиков ("Мариша", 1896), Ю. Зайера
("Радуз и Магулена", 1899), А. Ирасека ("Войнарка"), И. Тайовского
("Новая жизнь", 1903; "Мать", 1907;
"Женский закон", 1909; "Путаница в имении", 1910;
"На службе", 1913), П. Гвездослава ("Жена лесника", 1909), Чехова
("Медведь", 1904), Гоголя ("Ревизор", 1913), А. Фредро ("Дамы и гусары",
1895).
Развитие драматургии Словакии во 2-й пол. 19 в. связано с творчеством
драматургов Гвездослава (1849-1921) и Тайовского (наст. фам.-Грегор;
1874- 1936). В пьесе "Жена лесничего" Гвездослава выступает против
угнетения крестьян, ему же принадлежит романтическая трагедия "Ирод и
Иродиада". Тайов-ский продолжает традиции Паларика; в своих комедиях он
изображал различные стороны жизни словацкого народа, стремился поднять
его дух, утвердить веру в свои силы ("Женский закон", "Новая жизнь",
"Мать", одноактная "Тьма", "Путаница в имении", "На службе", "Грех",
драма "Смерть Дюрка Лангсфелда" и др.).
В 1918 Словакия вошла в состав Чехословацкой Республики и С. т. и д.
получили новые возможности развития. В 1920 в Братиславе был создан
первый профессиональный т-р -Словацкий Национальный театр (см.
Чехословацкая драматургия,Чехословацкий театр}.
Лит.: М г а z А., Dejiny slovenskej literatury, Bratis-lava, 1948;
Pamatnica Slovenskeho narodneho divadla, Bratislava, 1960. JJ Сол.
СЛОВЕНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Первое театр. представление в
Словении состоялось в нач. 17 в. в иезуитской гимназии в Любляне. Это
была "школьная драма", исполнявшаяся на лат. и нем. яз. В 17-18 вв. в
Словении были распространены мистерии (также на лат. и нем. яз.), из
к-рых особое значение имеют мистерии, устраиваемые с 1721 в Шкофья-Локе;
текст их был написан на словенском яз. монахом Ромуальдом (наст. имя-Л.
Ма-рушич). [В 19 в. мн. произведения этого жанра, написанные А.
Драбосняком ("Муки Христовы", "Богатый человек", "Рождественское
действо", "Блудный сын"), ставились в Корушке (обл. в Словении)].
Светский т-р возникает в Словении в 1-й пол. 17 в. с появлением нем. и
итал. бродячих трупп, к-рые давали представления во дворце князя
Ауэршперга и на площадях Любляны, а также др. городов (разыгрывались
комедии, шванки, историч. драмы). В 1765 в Любляне был открыт первый
постоянный т-р - Сословный т-р (с 1862 - Гос. т-р.). Этот т-р
ориентировался на зрителей, говоривших на нем. яз. (Словения входила в
состав Австрийской, с 1867 - Австро-Венгерской империи); здесь работали
австр. и нем. актёры. Ставились пьесы А. Иффланда, А. Коцебу и др., в
нач. 19 в.- пьесы Шиллера ("Разбойники", "Коварство и любовь") и
Шекспира ("Гамлет", "Макбет", "Король Лир"), историч. пьесы словенских
авторов, написанные на нем. яз. ("Тетра" Супанчича, сезон 1803-04). В
1789 в Сословном т-ре актёры-любители пост. первую словенскую пьесу -
"Мицика - дочь жупана" Линхарта (переделка пьесы И. Рихтера). Театр.
представления на словенском яз. стали организовываться лишь во 2-й пол.
19 в. (после революции 1848-49). В 1848-50 в Любляне существовало
любительское "Словенское об-во", устраивавшее т. н. беседы с пением и
декламацией и театр. представления на словенском яз. (переводы и
переделки пьес нем. и чеш. драматургов, из отечеств, драматургии -
"Мицика - дочь жупана", "Веселый день, или Матичек женится" Линхарта по
пьесе "Женитьба Фигаро"). В 1850 попытку создать постоянный словенский
т-р в Любляне предприняло "Театр. об-во", но осуществить это не удалось
из-за наступления политич. реакции. В 60-е гг. театр. жизнь Словении
сосредоточивалась в читальнях Любляны, а также в городах Марибор, Целе,
Горица, Ново-Место, где в 1861-67 было поставлено более 20 спектаклей
(переводы и переделки иностр. авторов, т. н. "драматич. картины"
-"Воскресшая Словения" Билда, 1863, и др.). В 1867 при читальне в
Любляне было организовано "Драматич. об-во", к-рое до 1887 ставило
спектакли на сцене Сословного т-ра, а затем - в помещении читальни.
Здесь ставились пьесы словенских драматургов, обычно комедии: "Пошлите
её в Любляну" Огринца (1870), "Роза" Целестина (1871), "Берите газеты"
Керсника (1878), "Немецкий не знают" Алешовца (1885), "Старый Илья"
Борштника (1890) и др. "Драматич. об-во" издавало также пьесы на
Словенском яз. (серия "Словенская Талия"). При "Драматич. об-ве"
работала драматич. школа, к-рой в 1869-79 руководила Д. Одпе-ва, с 1885
- И. Борштпик. В 1892 в Любляне открылся Словенский гос. т-р (в новом
т-ре, старое зла-ние сгорело в 1887) - первый словенский проф. т-р. На
его сцене воспитывалось первое поколение словенских проф. актёров: И.
Борштник, С. Борш-тник-Звонарева, Данило (наст. фам.-А. Д. Церар), А.
Данилова, X. Нучич, М. Скрбиншек, Л. Дреновац. Режиссёры т-ра: Борштник,
затем Р. Инеман. В конце 19 - нач. 20 вв. словенские драматурги создали
значительные пьесы. Острые социальные пьесы написал И. Цанкар: "Якоб
Руда" (1900), "На благо народа" (1906), "Король Бетайновы" (1904),
"Соблазн в долине святого Флориана" (1907). Ставились также пьесы:
"Вероника Десиницкая" (1892) и "Красавица Вида" Вошняка (1893), "Сын"
Гангла (1898), "Браконьер" Финжгара (1902). В нач. 20 в. в творчестве
нек-рых драматургов появляются элементы натурализма. Таковы пьесы Э.
Кристана - "Любислава" (1906), "Ката Вранкович" (1909), "Само-свой"
(1911), "Фабрика" (1912); Л. Крайгера - "Наша кровь" (1912) - все пост.
в Словенском гос. т-ре (Любляна).
В 1912-14 Словенский гос. т-р переживал кризис- установилась строгая
цензура над репертуаром, администрация вмешивалась в дела т-ра,
сократилась денежная помощь со стороны гос-ва, что вынуждало руководство
т-ра вводить в репертуар легковесную драматургию. Лучшие актёры ушли из
т-ра. В 1914 в связи с началом войны т-р закрылся. В 1918 было создано
новое государство - Югославия, в к-рое вошла и Словения (дальнейшую
историю С. т. и д. см. в ст. Югославский театр и Югославская
драматургия}.
Лит.: Trstenjak A., Slovensko gledalisce, Ljubljana, 1892.
Музыкальный театр. Оперное иск-во принесли в Словению итальянские
бродячие труппы в сер. 17 в. В течение 18 - 1-й пол. 19 вв. в Сословном
т-ре в Любляне итал. и нем. артисты исполняли комич. оперы и зингшпили.
Первая словенская опера - "Бе-лин" Я. Зупана (соч. ок. 1780),
вторая"Фигаро" Я. Новака по мотивам комедии А. Линхарта "Весёлый день,
или Матичек женится" (соч. ок. 1790, о пост. сведений нет) не
сохранились.
В сер. 19 в. в Словении происходит подъём обществ. и культурной жизни
и возобновляются попытки создания нац. муз.-сценич. произведений.
Развивается жанр т. н. "пьесы с пением" (оперетты): "Святая Йоан-ка
-рудничная" М. Вилхара (1850), "Птичник" Б. Ипавеца (1866), "Гореньский
соловей" А. Фёрстера (1872), пост. на любит, сцене в Любляне. Созданию
словенского проф. муз. т-ра способствовал Ф. Гербич (с 1886- муз. рук.
"Драм об-ва"в Любляне). В 1889- 1892 он пост. неск. опер, в осн.
славянских композиторов (в т. ч. "В колодце" В. Блодека), и оперетт.
Среди исполнителей были певицы Э. Гербич и X. Песьяк, певцы И. Нолли и
И. Тртник.
Опера как самостоят, часть Словенского гос. т-ра в Любляне открылась
в 1892. До 1895 ее муз. рук. был Ф. Гербич, в 1895-1901 и 1909-12- В.
Талих, в 1901-10 - X. Бенишек. Среди солистов: И. Кри-жай, Ю. Бететто,
И. Павшек, А. Полашек, И. Полак, Я. Гербич. К 1914 сложился репертуар
словенского муз. т-ра, в осн. классический. Особое внимание уделялось
славянской опере. В это время развивается и оперное творчество
словенских композиторов. Первая словенская лирич. опера на историч.
сюжет "Дворяне Техарские"Б. Ипавеца (1892, т-р Любляна) положила начало
жанру историко-романтич. оперы, вторым образцом к-рого был "Урха, граф
Цельский" В. Пармы (1895); Парма написал также оперы "Ксения" (1897, обе
пост. в Любляне) и "Старая песня" (1897, Загреб) и оперетты. В его
творчестве сказалось влияние веризма. В опере Р. Савина "Красавица Вида"
(1909, Любляна), построенной по типу вагне-ровской муз. драмы, впервые
широко претворён южнославянский муз. фольклор. Кризис Словенского гос.
т-ра в 1913-14 привёл к закрытию оперы. См. Югославский театр
(музыкальный).
Лит.: Cvetko D., Zgodovina glasbene umetnosti na Slovenskem, knj. 3,
LJublJana, 1960. Алъб. К.
СЛОМЧЙНЬСКИЙ (Slomczynski), Матей (р. 10.IV. 1920) - польский
писатель и драматург. Автор драмы "Одиночество" (1956, "Т-р Драматычны",
Варшава) о патриотизме польских моряков, интернированных на Тайване, а
также комедии "Алло, Фредди!" (в Польше не ставилась). Автор переводов
Шекспира. Пишет сценарии для телевидения и кино. Еж. К.
СЛОНИМСКИЙ (Slonimski), Антони (р. 15.X. 1895) - польский поэт,
драматург, театр. критик и фельетонист. Автор пьесы "Вавилонская башня"
(1927), комедий "Варшавский негр" (1928), "Бездомный лекарь" (1930),
"Семья" (1934) и монолога "Как было на самом деле" (1963). Для
творчества С.-комедиографа характерны общественно-актуальные темы. Он
использует остроумную шутку, скептпч. усмешку. С.- автор театр.
рецензий, в к-рых C'IKO высмеивает мещанский репертуар довоенной Полыни.
Лауреат Гос. пр. 1955.
Лит.: Т о e p l i t z K. T., Dramaturg nieznany, "Dialog", 1959, ј2,
s. 67-76; Lipski J. J., Klasyk komedii:
Antoni Sionimski, "Dialog", 1963, .ј1,8. 117-26. Еж.К.
СЛОНИМСКИЙ, Юрий Иосифович (р. 13.IIL 1902) - сов. критик и историк
балета, драматург-либреттист. Чл. Коммунистич. партии с 1944. С 1919
начал выступать с критич. статьями. В 1922 написал первую книгу о балете
("Сильфида"). В 1924 окончил юридич. ф-т Петрогр. ун-та. В 1922 - 1961
(с перерывами) - научный сотрудник Ин-та истории иск-в (позднее Ин-т
т-ра, музыки и кинематографии).
Автор сценариев к балетам: "Ночь перед рождеством" Асафьева (1938,
"Художеств. балет" под рук. В. В. Кригер), "Соловей" Крошнера (совм. с
А. Н. Ермолаевым, 1939, Минский т-р оперы и балета), "Сказка о попе и
работнике его Балде" и "Юность" Чулаки (1940 и 1949, Ленингр. Малый
оперный т-р), "Семь красавиц" (1952, Т-р оперы и балета им. Ахундова) и
"Тропою грома" (1957, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова) Караева,
"Берег надежды" Петрова (1959, там же) и др. В 1932-48 вёл педагогич.
деятельность. В 1959 С. присвоено почётное звание доктора Парижского
ун-та танца.
С о ч.: "Жизель". Балет, Л., 1926; "Сильфида". Балет, Л., 1927;
Мастера балета (XIX столетия), M.-Л., 1937;
Советский балет. Материалы к истории советского балета, М.- Л., 1950;
П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Дидло. Вехи
творческой биографии, Л.-М., 1958; [Ред.- сост. и авт. вступ. статей], в
книгах: Бочаров А. И., Лопухов А. В.иШиряев А. В., Основы характерного
танца, М.- Л., 1939; Г л ушко в-с к и и А., Воспоминания балетмейстера,
М.-Л., 1940;
Вальберх Ив., Из архива балетмейстера, М.- Л., 1948; Фокин М., Против
течения. Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1962, и др. П. Л.
СЛОНОВ, Иван Артемьевич [22.V(3.VI). 1882- 19. IX.1945] - рус. сов.
актёр, режиссёр, педагоги общественный деятель. Нар. арт. РСФСР (1938).
Окончил моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Учился в
Муз.-драматич. уч-ще Филармонич. об-ва (драматич. отд.). Не окончив его,
дебютировал в роли Жа-дова в спектакле Рус.театр. об-ва и был приглашён
в Витебский т-р. П. Н. Орле-нев, находясь в этом городе на гастролях,
обратил внимание на молодого актёра и рекомендовал его в Т-р В. Ф.
Комиссаржевской. С. дебютировал здесь в роли Зимина ("Дачники"). Затем
он играл роли Власа ("Дачники"), Ка-рандышева; М алькова ("Дикарка"
Островского и Соловьёва), Макса ("Бой бабочек" Зудермана) и др.
Исполнение этих ролей отличалось эмоциональной силой, ярким
темпераментом. В 1906 С. ушёл из Т-ра Комиссаржевской, работал в т-рах
Иркутска, Омска, Екатеринодара, Новочеркасска. На провинциальной сцене
С. приобрёл опыт, не утратив непосредственности, искренности исполнения.
С 1910 С.- ведущий актёр т-ров Одессы, Киева. Лучшие работы С. в этот
период - роли в рус. клас-сич. репертуаре. Интерпретация образов
Чацкого, Незнамова, Карандышева; Мелузова ("Таланты и поклонники"),
Васьки Пепла ("На дне") и особенно Нила ("Мещане") имела ярко
демократии, характер, и спектакли восторженно воспринимались в
предре-волюц. годы передовой частью зрителей, гл. обр. молодёжью. Играя
роль Протасова ("Живой труп", 1911), С. глубоко раскрыл тему
столкновения человека высокой духовной чистоты с бурж. обществом (в
сценах с Абрезковым и следователем). В эти годы определилась творч.
индивидуальность С., мастерски сочетающего силу чувств с тонким
пси-хологич. анализом. Внешний рисунок его ролей был строг, чёток и
выразителен. После Октябрьской революции С. окончательно связывает свою
творч. жизнь с Саратовским т-ром (где работал с 1915), на развитие
к-рого он оказал значит, влияние. С. создал на сцене этого т-ра образы
героев новой, революц. действительности: Хомутов ("Огненный мост"
Ромашова), Годун ("Разлом"), Кошкин, Швандя ("Любовь Яровая"). За
кажущейся обыденностью своих героев, лишённых показного пафоса, актёр
раскрывал высокую патетику первых лет революции. В последующие годы С.
сыграл роли: Гай ("Мой друг" Погодина), Берест ("Платон Кречет"), Глеба
("Русские люди") и др. С. играл и остро характерные роли: Мурзавецкий
("Волки и овцы"), Семён Рак ("Воздушный пирог" Ромашова), губернатор
Козелков ("Тень освободителя" по произв. Салтыкова-Щедрина). Одна из
лучших ролей С.- Николай I ("Декабристы" Лернера). Играя Карандышева, С.
раскрывал трагедию "маленького" человека, "унижённого и оскорблённого".
С. создал также ряд точных, артистически выполненных зарисовок историч.
лиц; он играл Пушкина ("Поэт и царь" Лернера), Кутузова ("Фельдмаршал
Кутузов" Соловьёва), Брусилова ("Генерал Брусилов" Сельвинского),
Чапаева (о. п. по Фурманову).
В числе лучших ролей С. также: Фердинанд; герцог Рейнхштадский
("Орлёнок" Ростана), Раскольников ("Преступление и наказание" по
Достоевскому), Тот ("Тот, кто получает пощёчины" Андреева), Арбенин
("Маскарад"), Вершинин ("Три сестры"). Царь Фёдор Иоаннович (о. п. А. К.
Толстого), Гранатов ("Человек с портфелем" Фай-ко), Гамлет, Хлестаков;
Очерет ("Слава" Гусева), Пугачёв ("Пугачёвщина" Тренёва), Дыбов
("Междубурье" Кудрина) и др. Из ролей последних лет - Яков Бардин
("Враги"),
Черкун ("Варвары"), Мироц ("Фронт").
С. выступал также как режиссёр. Пост. спектакли:
"Гроза" (1933); "Аристократы" Погодина, "Лес" (оба в 1935), "Живой
труп", "Ревизор" (оба в 1936), "Любовь Яровая" (1938) и др. С 1916 вёл
педагогия. деят. В 1933 Саратовскому театр. уч-щу было присвоено имя И.
А Слонов а.
Лит : XXXV лет сценической и общественно-педагогической деятельности
народного артиста И. А. Слонова, Саратов, 1938; Слонова Н., И, А.
Слонов. Записки о жизни и творчестве, М., 1950; Я в-ч у н о в с к и и
Я., Народный артист И. Слонов, Саратов, 1961. Я, Сл.
СЛОНОВ, Юрий Михайлович. 1(14). VII. 1906]- рус. сов. композитор, В
1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции А. Н.
Александрова. В 1930-40- зав. муз. частью МТЮЗа. Автор оперетт: "Палки в
колёса, или Любовь и спорт" (1940, Моск, радио), "Серебряный остров"
(1952, Ростовский т-р муз. комедии), "Девичья любовь" ("Коса на камень",
1961, Оренбургский т-р муз. комедии). Писал музыку к спектаклям драм.
т-ров: "Наше оружие" Крона (1937, МТЮЗ), "Мнимый больной" (1938, там