<< Пред. стр. 703 (из 913) След. >>
(1962) и "Назначение" (1963) Володина; "Без креста", по мотивам повестиВ.Ф.Тендрякова "Чудотворная" (1963),"По московскому времени" Л. Зорина
(1962), "Голый король" Шварца (1960), "В день свадьбы" Розова (1964),
"Всегда в продаже" В. П. Аксёнова (1965). Т-р ставит и пьесы совр.
зарубежных драматургов: "Пятая колонна" Хемингуэя (1962), "Никто" Э.Де
Филиппе (1958), "Двое на качелях" Гибсона (1962). Первое обращение т-ра
к классике - "Сирано де Бержерак" Ростана (1964).
Отличительные черты спектаклей т-ра - лирич. интонация, страстность
мысли. В первых спектаклях режиссёры и актёры т-ра добивались предельной
конкретности, детального изображения чувств героев, обрисовки места
действия, впоследствии они гл. внимание стали уделять раскрытию
душевного мира сценич. персонажей и, часто, нарочито условно обозначали
место действия. Лучшие спектакли "С." публицистичны, исполнены
гражданственности, героики и лиризма.
В труппе т-ра (1965) - Г. Б. Волчек, Н. М. Дорошина, Е. А.
Евстигнеев, В. П. Заманский, И. В. Кваша, М. М. Козаков, Г. Е. Лаврова,
В. Н. Сергачёв, О. П. Табаков, Л. М. Толмачёва, О. Г. Фомичева и др.
Лит.: Образцова А., Наш "Современник", "Юность", 1959, .No 3; Кардин
В., "Современник" и время, "Театр", 1963, .ј1. А. О.
"СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР"-РУС сов. еженедельный иллюстрированный журнал.
Выходил в Москве с 4 сент. (.ј 1) 1927 по 29 окт. (ј 43) 1929, всего
вышло 112 номеров. Орган Наркомпроса РСФСР, с ј 36 (1928) -
Главискусст-ва. Редактор А. Орлинский, с 1929 (.ј 8)- Л. Оболенский.
Осн. содержание журнала составляли небольшие статьи и
хроникально-информационные заметки о текущей театр. жизни Москвы,
Ленинграда, частично периферии, а также краткие зарубежные новости т-ра.
В качестве приложения к журналу выпускались "Кому- куда?" (заголовок
неоднократно менялся) - сводные программы моск. спектаклей, концертов,
эстрадных и цирковых программ, спортивных и др. куль-турно-просветит.
мероприятий за неделю. Преемником "С. т." была газета "Рабочий и
искусство" (1929-30). А. Шн.
"СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР" ("Съвременен театър")- болг. театр. передвижная
труппа. Существовала в 1902-12. Основана актёром М. С. Икономовым,
ставшим руководителем труппы. "С. т." боролся за утверждение совр.
репертуара, ставил пьесы болг. драматургов И. Вазова, П. Яворова,
популяризировал драматургию Горького, Чехова, Толстого, Островского,
Шекспира, Ибсена, Гауптмана. Значит, обществ, событием стала пост. пьесы
Горького "На дне" (1903). В 1912 труппа распалась. В труппе был и
крупнейшие болг. актёры и актрисы М. Икономова, П. Стойчев, С. Бычваров,
Г. Попов, К. Кирчев, П. Атанасов, С. Стоянов и др.
Лит.: Василев Д., История на българския театър от древностьта до наши
дни, Варна, 1942, с. 102-04; П е-н е в П., Лекции по история на
българския драматически театър, ч. 2, С., 1954, с. 360-74. А. Ив.
СОГЕ (Sauguet), Анри (наст. имя и фам.- Жан Пьер П у п а р; Poupard)
(p. 18.V.1901) - франц. композитор. С 1921 жил в Париже, где учился у Ш.
Кёкле-на. Был близок Э. Сати, Д. Мийо, Ж. Орику, Ф. Пу-ленку. Творч.
деятельность начал в 1924 одноактной оперой "Кокарда полковника" (Т-р
Елисейских полей, Париж). Талант композитора особенно проявился в его
сценич. произведениях.
Автор опер: "Контрабас" по Чехову (1931, т-р "Мадлен", Париж),
"Пармская обитель" (1939, т-р "Гранд-Опера"), "Капризы Марианны" (по А.
Мюссе, 1954, фестиваль в Экс-ан-Провансе) и др.; балетов: "Кошка" (1927,
"Рус. балет С. Дягилева", Монте-Карло), "Давид" (соч. по заказу Иды
Рубинштейн, 1928, т-р "Гранд-Опера"), "Миражи" (1947, там же), "Фасты"
(1933, Т-р Елисейских полей), "Камелеопард" по Э. По (1956, там же) и
мн. др.; музыки к пьесам Мольера, Шекспира, Бюхнера, Жироду и др. В 1962
и 1964 С. приезжал в СССР.
Лит.: Schneider M., H. Sauguet, P., 1959; С о I 1 а е г Р., La
musique moderne, P.-Brux., 1955; Шнеерсон Г., Французская музыка XX в.,
М., 1964. Ал. М.
СОДЕЙКА, Антавас Антано (р. 23.1.1890) - литов. сов. артист оперы
(баритон). Нар. арт.Лит.ССР (1950). В 1907-20 жил в США, организовывал
рабочие хоры, участвовал в муз. спектаклях. В 1920 окончил консерваторию
в Бостоне. В 1920-52 - солист Литов. т-ра оперы и балета. Лучшие партии
- Риголетто;
Яго ("Отелло" Верди), Скарпиа ("Тоска").
Др. партии: Молодой боярин, Каткус ("Гражина", 1933, "Радвила Перку
нас", 19а7, Карнавичуса), Таурагис ("Три талисмана" Рачюнаса, 1936) -
первый исполнитель; Демон, Князь Игорь, Онегин; Елецкий, Томский
("Пиковая дама"),
Фигаро; Амонасро ("Аида"), Эскамильо; Линдорф, Коппе-лиус,
Дапертутто, Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха).
Выступал в Италии. С 1945 преподаёт в Вильнюсской консерватории (с
1957 - профессор).
Написал автобиографич. книгу "Мой путь к музыке" (Mano kelias i
muzikos mena, Vilnius, 1959). A. Руз.
СОЕДИН‚ННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ДРАМАТУРГИЯ. Зарождение драматургии и т-ра
на амер. материке связано с ритуальными представлениями ацтеков и
сев.-амер. индейцев. Колонизаторы, интенсивно заселявшие Сев. Америку в
17 в., подавляли развитие нац. культуры коренного населения. Иск-во
колонизаторов-поселенцев также не получило развития из-за гонений со
стороны пуританских властей и длительного подчинения англ. метрополии.
Даже после войны за независимость (1775-83), на протяжении всей истории
амер. т-ра вплоть до 20 в. преобладающее место на сценах страны занимала
англ. драматургия.
Наиболее ранняя пьеса, написанная колонистом Б. Колменом,- "Густав
Ваза", пост. в 1690 студентами Гарвардского колледжа. В 1714 был издан
трёхактный фарс Р. Хантера и Л. Морриса "Андро-борус" ("Людоед") - злая
сатира на духовенство. В этом фарсе отразилась борьба за власть между
буржуазией и духовенством. Первая амер. трагедия "Парфянский принц"
Годфри была пост. в 1767 в филадельфийском т-ре "Саутуорк".
Просветительская направленность этой пьесы получила дальнейшее развитие
в драматургии Р. Тайлера и У. Данлепа. В трагедии звучит тираноборческая
тема, навеянная борьбой с англ. метрополией.
Эпоха Просвещения, годы подготовки войны за независимость
способствовали появлению новых произведений. Среди них: драмы X.
Брекенриджа ("Сражение при Банкер-Хилле", 1776, "Смерть генерала
Монтгомери", 1777), М. О. Уоррен ("Низкопоклонник", 1773, "Группа",
1775) и др. Пьесы эти были проникнуты свободолюбием, героич. пафосом, но
они отличались статичностью, тяжеловесной риторикой. В 1787 Тайлер
написал первую нац. комедию "Контраст" (пост. проф. труппой в конце 80-х
гг. 18 в.). Эта бытовая нравоучит. комедия высмеивала "англоманию",
поднимала вопрос о нац. независимости. Идеей патриотизма проникнуты
драмы Данлепа "Андре" (1798), "Храм независимости" (1799), "Размышления
о прошлом, или Американская революция" (1802) и др., комедии "Скромный
солдат, или Любовь в Нью-Йорке" (1787) и "Отец, или Американский
-шендизм" (1789) и др.
В 19 в. американская драматургия продолжает отставать в своём
развитии не только от европ. драматургии, но и от амер. лит-ры. В
репертуаре т-ров преобладают англ. пьесы, франц. мелодрамы, пьесы А.
Коцебу. В 20-30-е гг. происходит нек-рый подъём американской
драматургии, обусловленный распространением в лит-ре романтизма. В
наиболее прогрессивных романтич. пьесах прославлялись подвиги борцов за
свободу - "Гладиатор" (1831), "Оралусса" (1832) Р. Бёрда, "Метамора"
(1829) Дж. Стоуна, и др. Появились также романтич. драмы на сюжеты
средневековья, насыщенные фантастикой и мистикой:
"Бьянка Висконти" Уиллиса (1837), "Франческа да Римини" Бокера (1855)
и др. '
События гражд. войны (1861-65) вызвали бурный рост аболиционистской
драматургии. Однако эти пьесы представляли собой поверхностные мелодрамы
низкого художеств. уровня. Наиболее значит, из них инсценировки романа
Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома", сделанные Д. Айкеном и Ч. Тейлором.
Попытки крупных писателей (М. Твен, Ф. Брет-Гарт) обратиться к
драматургии не имели успеха. Исключением были комедии У. Хоуэлса,
успешно шедшие в т-рах США и Англии. В 1-й пол. 19 в. появляются пьесы,
содержащие элементы реализма. Наиболее популярной из них была комедия А.
Моуэтт "Мода, или Жизнь в Нью-Йорке" (1845) - меткая сатира на амер.
буржуазию, пытающуюся подражать франц. аристократам. Дальнейшее развитие
реалистич. драматургия получает в творчестве Б. Хоуарда и Дж. Хёрна.
Лучшие пьесы Хоуарда: "Генриетта" (1887), "Шенандоа" (1889) и
др.самобытны, лишены подражательства. В -пьесах Хёрна "Маргарет Флеминг"
(1890), "Ферма у моря" (1892) и др., несмотря на мелодраматизм, правдиво
показана жизнь простых американцев, в т. ч. негров ("Преподобный Гриффит
Давенпорт/, 1899).
На рубеже 19-20 вв. благодаря интенсивному р з-витию капитализма в
США т-р превращается в коммерч. предприятие и подчиняется вкусам
финансовой буржуазии. Т-ры ставят гл. обр. салонные комедии, водевили,
фарсы, муз. комедии, ревю. Нек-рые из них правдиво изображали жизнь
городских низов (водевили Э. Харригена, комедии-фарсы Ч. Хой-та).
Наиболее популярными драматургами тех лет были У. Джиллетт, О. Томас, К.
Фитч. Они создавали внешне занимательные бытовые комедии и драмы,
посвящённые гл. обр. конфликтам амер. бурж. семьи. Элементы социальной
критики содержали пьесы Фитча "Честолюбцы" (1901), "Город" (1909); эта
же направленность у лучших пьес Муди-"Смерть" (1906), Шелдона -"Негр"
(1909), "Хозяин" (1911). В нач. 20 в. большое распространение получили
комедии и психологич. драмы на морально-этич. темы: "Нью-йоркская идея"
Митчелла (1906), "Зачем жениться?" Уильямса (1917), "Нас трое" (1906) и
"Он и она" (1912) Крозерс, "Жена Крэга" Келли (1925) и др. Популярнейшим
жанром долгое время оставалась мелодрама. Наиболее известными авторами
этого жанра были драматурги О. Дейвис и Д. Беласко.
После первой мировой войны усиливается коммерч. направленность т-ров,
расположенных на Бродвее - одной из главных улиц Нью-Йорка ("бродвейские
театры). Репертуар этих т-ров отвечает вкусам буржуазии и выражает её
идеологию. Широкое распространение в этих т-рах получают муз. комедия и
ревю (Ф. Зигфельда и др.). Зигфельд ставил также муз. комедии и
оперетты. В 20-е и особенно 30-е гг. появляется ряд бурж. комедиографов:
Ф. Барри- "Царство животных" (1932), "Весенний танец" (1936) и др.; С.
Берман - "Биография" (1932), "Не время для комедии" (1939) и др.; Дж.
Кауфман -"Американские дороги" (1938), "Гость к обеду" (1939) и др.
Наряду с комедиями, прославляющими амер. образ жизни, создаются и
декадентские драмы ("Отель Юниверс", 1930, "Сюда приходят клоуны", 1938
- Барри, и др.).
Формирование реалистич. драматургии США, неоднородной по своей
идейной направленности и художеств. уровню, протекало за пределами
"бродвейских т-ров". Оно было связано прежде всего с практикой "малых",
а также университетских, рабочих и федеральных т-ров, противостоявших
иск-ву Бродвея. В 20-е гг. выдвинулась целая плеяда драматургов: М.
Андерсон, Ю. О'Нил, Э. Райе, Дж. Лоусон и др. Среди наиболее популярных
пьес 20-30-х гг.- антивоенная драма Андерсона "Цена славы" (совм. с Л.
Столлингсом, 1924); в пьесах "Обе ваши палаты" (1933), "Зимний закат"
(1935), "Бескрылая победа" (1936), "Высокий Тор" (1937) и др. автор
критикует коррупцию и произвол, царящие в правительственных учреждениях,
расовую дискриминацию и др. пороки амер. действительности. Отличит,
особенностью творчества Андерсона является тяготение к морально-этич.
проблематике. Его драматургия включает элементы реализма, но в ней
проявились мистич., идеалистич. тенденции. Драматург стремится придать
амер. т-ру поэтич. звучание. С этой целью он обращается к жанру
стихотворной трагедии ("Королева Елизавета", 1930, "Мария Шотландская",
1933, "Тысяча дней Анны", 1948, и др.). В жанре стихотворной драмы
написаны также пьесы А. Мак-Лиша, к-рый в иносказательной форме
апеллирует к современности ("Паника", 1935, "Падение города", 1937,
"Воздушный налёт", 1938, "Иов", 1958, и др.). Крупнейшим драматургом США
1-й пол. 20 в. является 0'Нил, создатель амер. психологич. драмы,
характеризующейся глубоким проникновением во внутр. мир героев. В своих
ранних пьесах ("К востоку на Кардиф", 1916, "Анна Кристи", 1922, и др.)
он выступает с позиций критич. реализма, трезво оценивая капиталистич.
действительность. О'Нил - один из первых амер. драматургов- делает
героем своих пьес негра ("У всех детей господа бога есть крылья", 1924,
рус. пер. "Негр"), "Император Джонс" (1920). Однако объективная оценка
представителей негритянского народа снижается в этих пьесах благодаря
натуралистич. и мистич. мотивам. Идеалистич. тенденции усиливаются в
последующих произведениях ОНила. Фрейдизм и богоискательство лежат в
основе его драм "Странная интерлюдия" (1928), "Траур к лицу Электре"
(1931), моральный нигилизм и проповедь смерти- в пьесе "Разносчик льда"
(соч. 1938, пост. 1946) и др. В конце творч. пути 0'Нил снова
возвращается к критич. осмыслению амер. действительности ("Немножко от
поэта", 1942, "Долгий день уходит в ночь", соч. 1940, пост. 1956).
В пьесах П. Грина также ставится тема дискриминации негров (серия
одноактных пьес "Одинокая дорога", изд. 1926, "Лоно Авраама", 1926, и
др.). Эти пьесы отличаются глубоким знанием обычаев и нравов
негритянского народа, сочувственным отношением к нему. Но в этих
произведениях Грина также сильны элементы символики, мистики. Хоуард в
пьесах-"Они знали чего хотят" (1924), "Дочь Нэда Маккоба" (1926), "Дух
Янки Дудля" (1937) и др.-даёт правдивое изображение жизни простых
американцев, оставаясь при этом в рамках бурж. либерализма. Тема судьбы
"маленького человека" нашла своё отражение и в пьесах У. Сарояна'. "В
горах моё сердце" (1939), "Дни нашей жизни" (1939), "Прекрасные люди"
(1941) и др. Пьесы Сарояна поэтичны и гуманны. Но, воспевая чистоту
помыслов и поступков своих героев, Сароян отрывает их от конкретной
историч. среды, переносит в мир грёз.
Создание подлинно реалистич. драматургии, основой к-рой является
социальная проблематика, принадлежит драматургам Раису, Лоусону и др.,
но мн. драматурги реалистич. направления в 20-х гг. испытали влияние
экспрессионизма (Райе - "Счётная машина", 1923; Лоусон - "Гимн
участников процессии", 1925, и др.). В дальнейшем они укрепляются на
позициях критич. реализма и закладывают основы социальной драмы
("Уличная сценка" Раиса, 1929, "Маршевая песня" Лоусона, 1937, и др.).
Экономич. кризис 1929-33, резко обостривший классовые противоречия
внутри страны, усилил борьбу широких масс за экономич. и политич. права,
вызвав подъём демократич. сил. В 30-е гг. получает широкое развитие
социальная драма. Пьесы, разоблачающие капиталистич. действительность,
изображающие жизнь и борьбу пролетариата, создают драматурги: А. Малъц -
"Тёмная шахта" (1935), "Рядовой Хикс" (1935), "Мир на земле" (1934,
совм. с Дж. Скла-ром); К. Одетс - "В ожидании Лефти" (1935), "До самой
смерти" (1935), "Золотой мальчик" (1937);
П. Питере - "Ура, я бродяга!" (1931), "Грузчик" (1934); С. Кингсли -
"Люди в белых халатах" (1933), "Тупик" (.1936) и др. В 30-х гг. в
произведениях прогрессивных драматургов впервые приобретает подлинно
реалистическое социальное осмысление образ положительного героя - негра
("Они не умрут" Уэксли, 1934, "Грузчик" Питерса и Склара, 1894, и др.).
Во 2-й пол. 30-х гг. широкое признание завоёвывает новый своеобразный
жанр-"живые газеты",-созданный нью-йоркскими федеральными т-рами под
рук. Раиса и при участии мн. журналистов. Это динамичные остро
злободневные сценки на социальные и политич. темы, взятые из газет,
написанные лаконичным языком плаката ("Эфиопия", 1936, "Одна треть
нации", 1938, и др.).
В конце 30-х гг. создаются пьесы на антифашистские темы, "Пятая
колонна" Хемингуэя (соч. 1937, пост. 1940). Среди антивоенных пьес -
"Джонни Джонсон" Грина (1937). Глубоким драматизмом, страстным
разоблачением милитаризма проникнута пьеса И. Шоу "Похороните мёртвых"
(1936). В эти годы к драматургии обращаются крупные писатели. Дж.
Стейнбек пишет пьесу на основе своего романа "О мышах и людях" (1937); с
успехом идёт "Табачная дорога" по Колдуэллу (1933, инсц. Д. Киркленда).
В эти же годы появляются первые пьесы Л. Хелман, крупнейшей
представительницы критич. реализма 30-40-х гг. ("Час детей", 1934,
"Настанет день", 1936). Её пьесы- "Лисички" (1939), "Порыв ветра"
(1944), "За лесами" (1946) и др.-приобретают широкую популярность.
Очередной экономич. кризис 30-х гг., усиление реакции, начало 2-й
мировой войны вызвали резкий спад культурной жизни США. Закрываются мн.
прогрессивные т-ры, творчество нек-рых крупных драматургов, стоящих на
позициях критич. реализма, утрачивает социальную и обличительную остроту
(пьесы Одетса - "Ночная музыка", 1941, "Столкновение ночью", 1941, и
др.). На Бродвее продолжает ставиться легковесная драматургия. Однако и
в эти годы появляются пьесы о войне, антифашистские пьесы: "Стража на
Рейне" Хелман (1941), "Свеча на ветру" Андерсона (1941), "Луна взошла"
Стейн-бека (1942).
После окончания 2-й мировой войны в США начинает проводиться политика
"холодной войны", способствующая усилению реакционных декадентских
течений в иск-ве и в С. Ш. А. д. Оружием в идеологич. борьбе буржуазии
становятся милитаристич., человек онена-вистнич., упадочнические
произведения. Критика поднимает на щит такие пьесы, как "Приказ
командира" Хейнса (1947), "Сила великана" Э. Синклера (1949), "Трамвай,
именуемый "Желание"" Теннесси Уильямса (1947) и др.
Декадентским пьесам противостоит прогрессивная драматургия,
развивающаяся на основе реалистич. традиций предшествующих десятилетий:
"Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (1945), "Суровое испытание" Миллера
(1958), "Дело Моррисона" Мальца (соч. 1953), "Те, кто сеят беду" Беллака
(1955), "Дневник Анны Франк" Хакетта и Гудрич (1956). Наибольшее
значение в развитии совр. прогрессивной драматургии США имеет творчество
А. Миллера. Морально-этич. проблематика в его пьесах тесно связана с
раскрытием социальной основы драматич. конфликтов, порождаемых амер.
действительностью ("Все мои сыновья", 1947, "Смерть коммивояжёра", 1949,
дилогия "Воспоминание о двух понедельниках" и "Вид с моста", 1955,
"После грехопадения", 1964). Но,стремясь проникнуть в глубины человеч.
психики, автор порой преувеличивает значение бессознательных био-логич.
импульсов, извечных тёмных сил судьбы, к-рые будто бы управляют
человеком и нередко берут верх над силами социальными. Отсюда
фрейдистские и экзистенциалистские мотивы в его последних пьесах.
"Холодная война" и усиление антиреалистич. течений отрицательно
сказались на творчестве многих прогрессивных драматургов. В послевоенных
пьесах Одетса-"Большой нож" (1948), "Деревенская девушка" (1950),
"Цветущее персиковое дерево" (1954), и Хелман "Осенний сад" (1951),
"Куклы на чердаке" (1960), "Мама, папа и я" (по роману Б. Блечмена
"Сколько?"), круг тем сузился и потерял свою общественную значимость, в
них отчётливо сказывается влияние модернизма.
В современной американской драматургии происходит ожесточённая борьба
между различными направлениями. Иногда эта борьба проявляется в
творчестве одного и того же драматурга, порождая противоречия,
взаимоисключающие тенденции. Так, в пьесах Теннесси Уильямса ущербность,
психопатология, натурализм ("Кошка на раскалённой крыше", 1956,
"Сладкого-лосная птичка юности", 1960, и др.) сочетаются с критикой
капиталистич. общества, проповедью гуманизма ("Путь действительности",
1953), прославлением человечности и душевной красоты людей, обречённых
на гибель в атмосфере мещанского ханжества и ненависти ("Орфей
спускается в ад", 1957). П. Чаевский- автор реалистич. пьесы "Марти"
(1953) отходит от своих позиций в драмах "Середина ночи" (1959),
"Десятый человек" (1959), "Гидеон". (1961), обращается к мистике,
прибегая к стилизации и усложнённому языку. Тема безысходного
одиночества, якобы неизбежного в человеч. обществе, лежит в основе пьесы
У. Гибсона "Двое на качелях" (1959), но его же пьеса "Сотворившая чудо"