<< Пред.           стр. 705 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Дин и др.) совершенствуют здесь своё мастерство, выступая в разл. ролях
 перед аудиторией как самих студийцев, так и приглашённых. В 1963
 "Актёрская студия" выступала на Бродвее с пост. "Марафон 33" Хавок. В
 1964 были показаны "Три сестры" в пост. реж. Страсберга.
  Лит.: Hornblow A., A history of the theatre in America from its
 beginnings to the present time, v. 1-2, Phil., 1919; 0 d e 1 1 G.,
 Annals of the New York stage, t. 1-14, Columbia University Press, N.Y.,
 1927-45; Montrose M.. В г о w n J. M. (eds), The American theatre as
 seen by its critics. 1752-1934, N. Y., 1934; Anderson J., The American
 theatre and the motion, N. Y., 1938; F r e e d-1 e у G. and Reeves J.
 A., The American theatre, N. Y., [1945]; V i 1 1 а г d L., Le theatre
 americain. P., 1929;
  Gorelik M., New theatres for old, N.Y., 1941; R i t-t erC.,
 Amerikanisches Theater, Z., 1949; N a t h a n G., The theatre in the
 fifties, N. Y., 1953; В г о w n J., Dramatic per-sonae. A restrospective
 show, N. Y., [1963]; S а у 1 e г О., Our American theatre, N. Y.,
 [1923]; Houghton N.. Advance from Broadway, N. Y., [1941].
  Музыкальный театр. Оперный театр в США находится в особом по
 сравнению с Европой положении: здесь почти отсутствуют постоянные
 оперные т-ры, оперное творчество амер. композиторов не имеет
 многовековых традиций и до сих пор не находит достаточного спроса. В то
 же время в США выступают лучшие исполнители Америки и Европы. Амер.
 композиторы на протяжении всей истории муз. т-ра США предпринимали ряд
 попыток создать подлинно амер. нац. оперу. В 18 в. были популярны два
 оперных жанра - англ. балладная опера ("Опера нищих", впервые пост. в
 Америке в 1750, Нью-Йорк) и итал. опера (распространённая вплоть до
 конца 19 в.). В 1781 в Филадельфии была пост. первая амер. опера Ф.
 Хопкинсона "Храм Минервы". Драматич. труппа "Олд америкэн компани" пост.
 в 1796 оперу "Эдвин и Анжелика" Пелисье и ряд пьес с музыкой амер.
 композиторов.
  В нач. 19 в. был открыт первый постоянный оперный т-р в Новом
 Орлеане. Были пост. оперы А. Клифтона ("Предприятие", 1822), М. Хокинса
 и др. Гастролировали мн. иностр. оперные труппы, в т. ч. труппа М.
 Гарсиа-отца, в к-рой участвовала М. Малибран (1825-27), труппы тенора
 Монтрезора, комп. Пел-легрини. Во 2-й пол. 19 в. в США с успехом
 выступали Ж. Линд, А. Патти, в конце 19 в. - амер. певицы.Л. Нордика, Э.
 Невада. В сер. 19 в. наибольшей популярностью пользовались оперы Дж.
 Верди. В Америке работали композиторы из Европы - Э. Соболевский (опера
 "Мохета" на индейский сюжет, 1859), Ф. Винатьери ("Американский
 доброволец", пост. в 1961, по найденной недавно рукописи). В отличие от
 итал. оперы, амер. оперы не пользовались успехом; "Леонора" Фрая (1845)
 и его "Собор Парижской богоматери" (1864) обнаруживают значит. влияние
 В. Беллини и Г. Доницетти. Первую оперу на амер. сюжет - "Рип ван
 Винкль" (по У. Ирвингу, 1855) в стиле большой оперы написал Дж. Бристоу.
  В конце 19 в. в США итал. оперу вытесняет немецкая. В 1883 открылся
 т-р "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, дирижёр к-рой Л. Дамрош приглашал
 нем. певцов, исполнял оперы Вагнера. В "Метрополитен-опера" дирижировал
 А. Сейдлъ (1885-98). В конце 19- нач. 20 вв. созданы новые оперные
 труппы:
  "Американ опера компани" (1886, Нью-Йорк), "Гранд опера компани"
 (1926-32, Филадельфия) и др. В 20 в. в "Метрополитен-опера" выступали Г.
 Малер (1909-11) и А. Тосканини (1908-15). В т-ре регулярно ставились
 оперы амер. композиторов: "Трубка желания" Конверса (1910), "Сирано де
 Бержерак" В. Дамроша (1913), "Мадлен" Херберта (1914), "Кен-терберийские
 паломники" де Ковена (1917), "Легенда" Брейля (1919), "Ночь Клеопатры"
 Хэдли (1920), "Оруженосец короля" (1927) и "Питер Иббетсон" (1931)
 Тейлора и др. Но мн. амер. композиторы не имели возможности ставить свои
 произв. в США и вынуждены были обращаться к европ, т-рам (Л. А. Корн, П.
 X. Аллен, В. Джаннини, Дж. Антейл).
  В 1935 в Бостоне была пост. опера Дж. Гершвина "Порги и Бесс" -
 подлинно нац. амер. опера, получившая мировую известность (в 1945 пост.
 в Москве). Гершвину удалось соединить амер. нар. муз. фольклор с
 достижениями европ. оперы. Выдающимся оперным композитором является Дж.
 К. Менотти ("Медиум", 1946, "Последний дикарь", 1963, и др.). Из совр.
 амер. композиторов к опере обращались также Н. Делло Джойо
 (оперы-оратории "Триумф Св. Иоанна", 1950, "Процесс в Руане", 1956), А.
 Копленд ("Ласковая земля", 1954, "Второй ураган", 1937), С. Бар-бер
 ("Ванесса", 1958), Л. Фосс ("Прыгающая лягушка из Калавераса", 1950).
 Ряд произв. написан в жанре т. н. "фолк опера", сюжеты к-рого берутся из
 истории или легенд. Муз. драма ("мьюзикал") Л. Бернстайна "Вестсайдская
 история" (1957; 1965, Москва) - одно из лучших произв., поставленных
 т-рами на Бродвее (Нью-Йорк), привлекающее, помимо талантливой музыки,
 социально-критич. тенденциями.
  В жанре оперетты выступают композиторы - выходцы из Европы: В.
 Херберт ("Красная мельница", 1906), Р. Фримль и Г. Стотхарт ("Роз-Мари",
 1926). "Мьюзикал" продолжают традиции старинной балладной оперы с
 элементами сатиры, фантастики, фольклорными заимствованиями. Лучшее
 произв. этого жанра-"Плавучий театр" Дж. Керна (1927; в Сов. Союзе идёт
 под назв. "Цветок Миссисипи"). Популярны за рубежом муз. комедии В.
 Роджерса "Оклахома" (1943) и Ф. Лоу ("Моя прекрасная леди", 1956; пост.
 в разл. городах Сов. Союза, 1962-65). Др. известные композиторы этого
 жанра: К. Портер, В. Юманс, Ф. Лёссер.
  См.илл. на отдельном листке к стр. 689-690.
  Лит.: G г a f H., The opera and its future in America N. Y., 1941
 Thompson 0., The American singer, N. Y. 1937;MattfeldI.,A hundred years
 of opera in New York N. Y., 1927; S о n n e с k Th., Early opera in
 America, N. Y. 1915;Lahee H. Ch., Grand opera in America, Boston 1902;
 Mates J., The American musical stage before 1800 N. Y. [1962]; E w e n
 D., The story of American musical theater, Phil., [1961]; Green S., The
 world ofmusical comedy; the story of the American musical stage..., N.
 Y. - L., 1962.
  Балет. Нац. балет США начал складываться во 2-й четверти 20 в.
 Спектакли, ставившиеся до этого иностранцами (начиная с 60-70-х гг. 18
 в.), не имели существенного значения, хотя в них участвовали первые
 амер. танцовщики: в 18 в.- Дж. Дюран, а в 1-й половине 19 в. А. Мейвуд,
 М. Э. Ли, Дж. Тёрн-булл, Дж. У. Смит. В сер. 19 в. большое
 распространение получили муз. спектакли с танцами (напр., "Чёрный вор",
 1866), для конца 19 в. характерны представления герлс. Новый этап в
 развитии амер. сценич. танца связан с протестом против европейского
 классич. балета, выразившимся прежде всего в творчестве А. Дункан,
 стремившейся к интуитивному истолкованию музыки средствами свободных, не
 подчинённых никаким правилам движений. К сторонникам свободного танца
 принадлежали также Р. Сен-Дени и Т. Шоун, создавшие школу, где обучались
 наиболее талантливые представители т. н. "танца модерн". Наибольшее
 развитие это направление получило в 20-30-е гг..когда в США не было еще
 своего балета. Среди исполнителей танцев этого направления: М. Грэхем,
 Д. Хамфри, X. Тамирис, Ч. Вейдман, X. Холм и др. "Танец модерн" в те
 годы имел прогрессивную направленность: танцовщики охотно обращались к
 социальным, антивоенным, антифашистским темам, решая их средствами,
 близкими экспрессионизму, проявляли интерес к нац. фольклору. После 2-й
 мировой войны "танец модерн" утратил в значит, степени свою социальную
 направленность и остроту: все чаще возникали религиозно-мистич.,
 проникнутые пессимистич. звучанием постановки. Однако и сейчас
 существуют крупные коллективы, выступающие с "танцем модерн",- труппа X.
 Лимона, Грэхем, М. Каннингема и др. В отдельных случаях "танец модерн"
 вбирает в себя элементы нац. фольклора (напр., у П. Праймес, К. Данем).
 Одно из характерных явлений последних лет - проникновение "танца модерн"
 в балетные спектакли, взаимодействие и взаимообогащение классич. танца и
 "танца модерн".
  В "Метрополитен-опера" ставились спектакли с участием иностранцев А.
 Жене, А. П. Павловой, выступала труппа С. П. Дягилева. Эти выступления
 способствовали возрождению интереса к классич. балету. В 30-х гг. в США
 регулярно гастролировала труппа "Балле рюсс де Монте-Карло", к-рая с
 1938 обосновалась здесь совсем. Это была первая профессиональная
 балетная труппа, к-рая регулярно ставила балеты классич. наследия,
 постановки М. М.Фокина, Л. Ф. Мясина и др. совр. балетмейстеров, где
 были осуществлены и первые работы нац. хореографов (А.Де Миллъ-"Роео"
 Копленда, Р.Пейдж и др.). В 30-е гг. были созданы два крупнейших
 балетных коллектива, занимающих ведущее положение и в наст. время:
 "Нью-Йорк сити балле (назв. с 1948), при к-ром с 1934 существует Школа
 американского балета, где учились почти все известные амер. танцовщики,
 и "Балле тиэтр" (с 1957 - "Американ балле тиэтр"). В основе репертуара
 "Нью-Йорк сити балле" - постановки создателя и руководителя труппы Дж.
 Баланчина, поставившего для этого коллектива разл. по характеру балеты:
 новые редакции классич. спектаклей, бессюжетные балеты, концертные
 номера на совр. музыку и др. Наиболее характерны для этого балетмейстера
 - бессюжетные танц. представления на симф. муз. ("Серенада" на муз.
 Чайковского, "К ончерто барокко" на муз. Баха и др.). В репертуаре
 труппы балеты Дж. Роббинса, балетмейстера, широко разрабатывающего совр.
 тематику ("Игры" на муз. Гулда и др.). Труппа "Американ балле тиэтр"
 имеет в своём репертуаре балеты Фокина, осуществившего здесь несколько
 постановок ("Синяя борода" на муз. Оффенбаха и др.), психологич. балеты
 А.,Тюдора ("Огненный столп" на муз. Шёнберга и др.), балеты амер.
 хореографов-Де Милль, Ю. Ло-ринга, М. Кидда и др. Начиная с 30-х гг.
 балетные труппы стали возникать в Чикаго, где работали Р. Пейдж и бр.
 Кристенсен, в Филадельфии-под рук. К. Литлфилда, в Сан-Франциско и др.
 городах. За последнее время балет получил широчайшее распространение в
 США. Небольшие коллективы, нередко полупрофессиональные, насчитывающие
 от 6-8 до 30-40 чел., имеются почти во всех городах. Однако все они
 существуют на началах частной инициативы, без постоянного помещения,
 постоянного состава артистов. За последние годы известность приобрели:
 "Национальный балет Вашингтона", "Роберт Джофри балле" (до 1964), "Балет
 США", рук. Роб-бинс (до 1963) и др. Ведущие амер. танцовщицы:
  А. Данилова, Р. Борис, Мария и Марджори Тол-чиф Н. Кэй, Р. Хайтауэр
 М. Хейден, Л. Серрано, А. Кент и др.; танцовщики - В. Франклин, У.
 Доллар, Т. Болендер, Н. Магальянес, Ф. Монсион, Дж. Криза, Ж.Д'Амбуаз,
 Э. Вильелья и др. В США издаются газеты и журналы, посвящённые балету:
 "Данс мэгэзин" (с 1927), "Данс ньюс" (с 1942) и др. Лит.: A m b e r g
 G., Ballet in America, N. Y., 1949;
  С о h e n S. J. and P ? s с h 1 A. F., The American ballet theatre
 (1940-1960), "Dance Perspectives", N. Y., 1960, N 6; Martin J., The
 dance, N. Y., 1963; Taper В., Ва-lanchine, N. Y., 1963; Terry W., The
 dance in America, N. Y., 1956; Twenty five years of American dance, N.
 Y., 1954; "Советская музыка", 1960, Кз 11, с. 105-111;
  1961, ј 7 и 8, с. 116-125 и 115-126; 1963, ј 1, с. 42-51;
  "Театр", 1963, .ј3,0.136-142.
  К. Б. (драма), Ал. М. (муз. т-р), E. С. (балет).
  СОКАРИ (или "театр Гумна") - одна из форм нар. театр. представлений
 на Цейлоне. С.- остроумная комедия о неком Гуру Хами, его жене С.
 (отсюда назв. представления) и слуге Параньи. Дра-матургич. основа
 представления - взаимоотношения между мужем, женой и любовником. С.
 разыгрывается сингальскими крестьянами прямо в поле или на гумне во
 время уборки урожая: на импровизированной сцене ставится светильник, по
 сторонам располагаются рассказчик, певцы и музыканты. Актёры великолепно
 владеют иск-вом игры с воображаемыми предметами (реквизит не
 употребляется). Муз. сопровождение спектакля построено на фольклорных
 сингальских мелодиях. Мел. Б.
  СОКИРКО, Владимир Константинович (р. 14.V. 1892) - укр. сов. актёр.
 Нар. арт. УССР (1946). Начал сценич. деятельность в 1910 в Одесском т-ре
 миниатюр, с 1911 работал в укр. труппе Д. Гайдамаки. В 1922-30 - актёр
 Т-ра им. И. Франко, в 1931-41- харьковского Т-ра Революции, в 1941-43
 -харьковского Т-ра им. Шевченко, с 1944 - Черновицкого т-ра им.
 Кобылянской.
  Положительные герои С. отличаются мягким лиризмом, теплотой, любовью
 к людям.
  Роли: Бородин ("Страх", 1934), Комкор Малько ("Далекое" Афиногенова,
 1936), Отелло (1938, 1947), Коломийцев ("Последние", 1939), Стрыжень
 ("Гибель эскадры", 1940), Мамай ("Дума о Британке" Яновского, 1940),
 Ивоника ("Земля" по Кобылянской, 1948), Миллер ("Коварство и любовь",
 1948), Осип ("Ревизор", 1950), Хлебников ("Персональное дело" Штейна,
 1954). Егор Булычев (1957), Щербак ("Караван" Штока, 1958), Доценко
 ("Дальнее эхо" Голова-нивского, 1959). Снимался в кино.
  Лит.: БернацькаР.П.,Зайончк ?вська С., Майстри укр. рад. сцени.
 Дов?дник, Кив, 1962, с. 213. Л. Б.
  СОКОВНЙН, Евгений Николаевич [р. 28. VII (10. VIII). 1904] - рус.
 сов. режиссёр оперы, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич.
 партии с 1954. Окончил вок. отделение Моск. муз. техникума им. Скрябина
 (1930), занимался на режиссёрском отделении Оперной студии Большого т-ра
 (1931-33). С 1924 работал в Большом т-ре (артистом мимич. ансамбля и
 хора, солистом), в 1933 начал режиссёрскую деятельность. В 1948-50 пост.
 ряд спектаклей в софийской Нар. опере. В 1952-59 - гл. режиссёр Т-ра
 оперы и балета им. Кирова. Творчество С. характеризуется
 монументальностью, романтич. приподнятостью, живописностью,
 выразительностью массовых сцен.
  Пост.: Большой т-р (совм. с H. Г. Фридом) - "Ромео и Джульетта" Гуно
 (1941; 1945, в новой сценич. ред. С.), "Евгений Онегин" (1943),
 "Травиата" (1945); Пермский т-р оперы и балета - "Севастопольцы" Коваля
 (1946, Гос. пр. СССР 1947), "Дружба народов" ("Великая дружба") Мурадели
 (1947); Т-р оперы и балета им. Кирова-"Псковитянка" (1952), "Декабристы"
 Шапорина, "Садко" (1953), "Князь Игорь" (1954), "Фёдор Таланов"
 Дехтерёва (1955), "Бал-маскарад" Верди (1957), "Сказание о невидимом
 граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова 1958); Ленингр. Малый
 оперный т-р - "Отелло" Верди 1962) и др.
  С 1933 занимается педагогпч. деятельностью (с 4956 - и. о. профессора
 Ленингр. консерватории, где ведёт курс муз. режиссуры).
  Лит.: Кухарский В., Опера в Перми, "Театр", 1947, .Nb 2; Грошева Е.,
 Традиции высокого патриотизма, там же, 1953, ј 10; Орлов Г.,
 Возрожденная опера, "Сов. музыка", 1958, ј 10; Державин К., Болгарский
 театр. М.-Л., 1950, с. 441-44. М. Лифш.
  СОКОЛОВ, Илья Яковлевич (1857-1924) - рус. артист оперы (баритон). В
 1892-93 и 1900-02 - солист Большого т-ра (дебютировал в партии Демона).
  В 1896-98 пел в Моск. частной русской опере. Выступал в Петербурге и
 др. городах. В 1919-24- профессор Моск. консерватории.
  Партии: Князь Игорь, Онегин, Елецкий; Мизгирь ("Снегурочка"),
 Мусин-Пушкин ("Ледяной дом" Корещенко), Невер ("Гугеноты"),Валентин
 ("Фауст"), Фредерик ("Лакме"), Граф ди Луна ("Трубадур") и др. Лил. П.
  СОКОЛОВ, Наум Адольфович [11(23).IV.1886- 14.X.1951 ]-рус. сов.
 актёр. Засл. арт. Азерб. ССР (1933). Творч. деятельность начал в 1903.
 Работал в т-рах Баку, Ташкента, Воронежа, Ростова-на-Дону, Одессы,
 Москвы (Центр, т-р Красной Армии). С 1925 работал (с перерывами) в
 Сталинградском т-ре (ныне Волгоградский т-р). Творчество С. отмечено
 страстным гражданским пафосом, политич. темпераментом, остротой мысли.
 Значит, работой С. было исполнение роли В. И. Ленина в спектакле
 "Кремлёвские куранты" (1939). Лучшей ролью С. был Федя Протасов ("Живой
 труп", 1938), этот вдохновенный образ, отмеченный художеств.
 завершенностью, тонкостью красок, смелостью и яркостью сценич. решения,
 был одним из значительнейших достижений актёра. Крупнейшими работами
 актёра были также роли: Войниц-кий, Отелло; Вершинин ("Три сестры");
 профессор Бородин ("Страх"); Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова). С блестящим
 комедийным мастерством исполнял характерные роли - Фигаро; Подколёсина
 ("Женитьба"), Швейка ("Бравый солдат" по Чапеку), Шванди. О ширине
 творческого диапазона С. свидетельствуют сыгранные им роли: князь Мышкин
 ("Идиот" по Достоевскому), Григорий ("Плоды просвещения"), Освальд
 ("Привидения"), Вурм ("Коварство и любовь"), Царь Фёдор Иоаннович (о. п.
 А. К. Толстого), Филька Анархист ("Интервенция" Славина), Грозный
 ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Беня Крик ("Закат" Бабеля),
 Берест ("Платон Кречет").
  Лит.: Очерки истории русского советского драматического театра, т.
 2-3, М., 1960-61. М. Т.
  СОКОЛОВ, Пётр Алексеевич (г. рожд. неизв.- ум. ок. 1865) - рус. актёр
 и антрепренёр. На сцене с 1814 (?). Работал 14 лет в труппах И. Ф.
 Штейна и О. И. Калиновского в Харькове и Воронеже, затем выступал в
 собственных антрепризах. Роли: Городничий, Фамусов; Пустославцев ("Лев
 Гурыч Синичкин" Д. Ленского) и др. С 1829 до конца жизни С. держал
 антрепризы в крупных провинц. городах: Воронеж (1829), Тамбов, Саратов и
 Симбирск (1829-33), Казань (1833-42), Уфа (1842-43), Екатеринбург
 (1843-57, с выездами в Ирбит и Пермь), Тобольск. Один из передовых
 деятелей театр. провинции, С. уделял большое внимание игре актёров,
 занимался с ними на репетициях, приглашал специальных учителей. По
 инициативе С. в его казанской труппе гастролировал М. С. Щепкин (1836,
 1838, 1839-40, 1841), что способствовало укреплению принципов сценич.
 реализма в т-ре. В Казани у С. играл П. М. Садовский (отсюда он перешёл
 на моск. сцену). Под рук. С. сформировалось дарование замечательной
 провинц. актрисы E. А. Ивановой (гражданская жена С.).
  Лит.: "Репертуар и Пантеон", 1840, т. 2, ч. 3,кн. 8, с. 12, 14; там
 же, 1843, кн. 12, с. 126; там же, 1844, т. 5, кн. 1, с. 22;кн. 4, с. 21;
 К у р о ч к и н Ю., Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957;
 Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958. . Кл.
  СОКОЛОВ, Сергей Петрович [ 18(30). XI. 1830- 2(14).VIII.1893] - рус.
 артист балета. В 1839-50 учился в Моск. театр. уч-ще (ученик Ф. Н.
 Манохина), по окончании к-рого был принят в труппу Большого т-ра.
 Высокая техника танца в сочетании с природной грацией, лёгкостью,
 изяществом и мимич. одарённостью выдвинули С. в число ведущих моск.
 танцовщиков 2-й пол. 19 в. С. был первым рус. танцовщиком, исполнявшим
 сложные поддержки.
  Партии: Альберт ("Жизель"), Конрад ("Корсар" Пуни), Фауст ("Фауст"
 Панисы и Пуни), Ротбарт ("Лебединое озеро"), Базиль ("Дон Кихот") и др.
  В 1867 дебютировал как балетмейстер, возобновив пост. балета
 "Сильфида" Шнейцгоффера (Большой т-р), в 1876 пост. заново
 "Конёк-Горбунок" Пуни, стремясь преодолеть псевдонар. штампы
 предшествующих пост. В 1867 пост. балет "Папоротник, или Ночь под Ивана
 Купалу", в к-ром почти все танцы строились на нар. основе; в 1868 пост.
 балеты Ю. Гербера "Цыганский табор" и "Последний день жатвы", где
 использовал цыганские и франц. нар. танцы. Новаторское иск-во С.
 вызывало оживлённую полемику. В 1883 окончил сценич. деятельность. С
 1874 - старший преподаватель танцев Моск. театр. уч-ща.
  Лит.: Б л а з и с К., Танцы вообще, балетные знаменитости и
 национальные танцы, М., 1864; "Антракт", 1868, ј.ј 1,7,15,17;ВальцК.,
 Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928. Юр. Б.
  СОКОЛОВ, Юрий Александрович [р. 29.111(11.IV). 1907]-рус. сов. актёр
 и режиссёр. Нар. арт. Молд. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1950.
 В 1929 окончил юридич. ф-т Среднеазиатского ун-та. Сценич. деятельность
 начал в 1921 в Андижане, затем работал в т-рах Ташкента, Архангельска,
 Курска, Воронежа, Николаева и др. С 1954- актёр и режиссёр Кишинёвского
 рус. т-ра. Творчество С. отличается остротой характеристик,
 разнообразием сценич. красок, ярким юмором.
  Роли: Кочкарёв ("Женитьба"), Колосов("Любовь Яровая"), Глумов ("На
 всякого мудреца довольно простоты"), Смит ("Русский вопрос"), Алексей
 ("Оптимистическая трагедия"), Черкун ("Варвары"), Гаврила ("Богдан
 Хмельницкий" Корнейчука), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Шмага; Худобаев

<< Пред.           стр. 705 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу