<< Пред. стр. 705 (из 913) След. >>
Дин и др.) совершенствуют здесь своё мастерство, выступая в разл. роляхперед аудиторией как самих студийцев, так и приглашённых. В 1963
"Актёрская студия" выступала на Бродвее с пост. "Марафон 33" Хавок. В
1964 были показаны "Три сестры" в пост. реж. Страсберга.
Лит.: Hornblow A., A history of the theatre in America from its
beginnings to the present time, v. 1-2, Phil., 1919; 0 d e 1 1 G.,
Annals of the New York stage, t. 1-14, Columbia University Press, N.Y.,
1927-45; Montrose M.. В г о w n J. M. (eds), The American theatre as
seen by its critics. 1752-1934, N. Y., 1934; Anderson J., The American
theatre and the motion, N. Y., 1938; F r e e d-1 e у G. and Reeves J.
A., The American theatre, N. Y., [1945]; V i 1 1 а г d L., Le theatre
americain. P., 1929;
Gorelik M., New theatres for old, N.Y., 1941; R i t-t erC.,
Amerikanisches Theater, Z., 1949; N a t h a n G., The theatre in the
fifties, N. Y., 1953; В г о w n J., Dramatic per-sonae. A restrospective
show, N. Y., [1963]; S а у 1 e г О., Our American theatre, N. Y.,
[1923]; Houghton N.. Advance from Broadway, N. Y., [1941].
Музыкальный театр. Оперный театр в США находится в особом по
сравнению с Европой положении: здесь почти отсутствуют постоянные
оперные т-ры, оперное творчество амер. композиторов не имеет
многовековых традиций и до сих пор не находит достаточного спроса. В то
же время в США выступают лучшие исполнители Америки и Европы. Амер.
композиторы на протяжении всей истории муз. т-ра США предпринимали ряд
попыток создать подлинно амер. нац. оперу. В 18 в. были популярны два
оперных жанра - англ. балладная опера ("Опера нищих", впервые пост. в
Америке в 1750, Нью-Йорк) и итал. опера (распространённая вплоть до
конца 19 в.). В 1781 в Филадельфии была пост. первая амер. опера Ф.
Хопкинсона "Храм Минервы". Драматич. труппа "Олд америкэн компани" пост.
в 1796 оперу "Эдвин и Анжелика" Пелисье и ряд пьес с музыкой амер.
композиторов.
В нач. 19 в. был открыт первый постоянный оперный т-р в Новом
Орлеане. Были пост. оперы А. Клифтона ("Предприятие", 1822), М. Хокинса
и др. Гастролировали мн. иностр. оперные труппы, в т. ч. труппа М.
Гарсиа-отца, в к-рой участвовала М. Малибран (1825-27), труппы тенора
Монтрезора, комп. Пел-легрини. Во 2-й пол. 19 в. в США с успехом
выступали Ж. Линд, А. Патти, в конце 19 в. - амер. певицы.Л. Нордика, Э.
Невада. В сер. 19 в. наибольшей популярностью пользовались оперы Дж.
Верди. В Америке работали композиторы из Европы - Э. Соболевский (опера
"Мохета" на индейский сюжет, 1859), Ф. Винатьери ("Американский
доброволец", пост. в 1961, по найденной недавно рукописи). В отличие от
итал. оперы, амер. оперы не пользовались успехом; "Леонора" Фрая (1845)
и его "Собор Парижской богоматери" (1864) обнаруживают значит. влияние
В. Беллини и Г. Доницетти. Первую оперу на амер. сюжет - "Рип ван
Винкль" (по У. Ирвингу, 1855) в стиле большой оперы написал Дж. Бристоу.
В конце 19 в. в США итал. оперу вытесняет немецкая. В 1883 открылся
т-р "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, дирижёр к-рой Л. Дамрош приглашал
нем. певцов, исполнял оперы Вагнера. В "Метрополитен-опера" дирижировал
А. Сейдлъ (1885-98). В конце 19- нач. 20 вв. созданы новые оперные
труппы:
"Американ опера компани" (1886, Нью-Йорк), "Гранд опера компани"
(1926-32, Филадельфия) и др. В 20 в. в "Метрополитен-опера" выступали Г.
Малер (1909-11) и А. Тосканини (1908-15). В т-ре регулярно ставились
оперы амер. композиторов: "Трубка желания" Конверса (1910), "Сирано де
Бержерак" В. Дамроша (1913), "Мадлен" Херберта (1914), "Кен-терберийские
паломники" де Ковена (1917), "Легенда" Брейля (1919), "Ночь Клеопатры"
Хэдли (1920), "Оруженосец короля" (1927) и "Питер Иббетсон" (1931)
Тейлора и др. Но мн. амер. композиторы не имели возможности ставить свои
произв. в США и вынуждены были обращаться к европ, т-рам (Л. А. Корн, П.
X. Аллен, В. Джаннини, Дж. Антейл).
В 1935 в Бостоне была пост. опера Дж. Гершвина "Порги и Бесс" -
подлинно нац. амер. опера, получившая мировую известность (в 1945 пост.
в Москве). Гершвину удалось соединить амер. нар. муз. фольклор с
достижениями европ. оперы. Выдающимся оперным композитором является Дж.
К. Менотти ("Медиум", 1946, "Последний дикарь", 1963, и др.). Из совр.
амер. композиторов к опере обращались также Н. Делло Джойо
(оперы-оратории "Триумф Св. Иоанна", 1950, "Процесс в Руане", 1956), А.
Копленд ("Ласковая земля", 1954, "Второй ураган", 1937), С. Бар-бер
("Ванесса", 1958), Л. Фосс ("Прыгающая лягушка из Калавераса", 1950).
Ряд произв. написан в жанре т. н. "фолк опера", сюжеты к-рого берутся из
истории или легенд. Муз. драма ("мьюзикал") Л. Бернстайна "Вестсайдская
история" (1957; 1965, Москва) - одно из лучших произв., поставленных
т-рами на Бродвее (Нью-Йорк), привлекающее, помимо талантливой музыки,
социально-критич. тенденциями.
В жанре оперетты выступают композиторы - выходцы из Европы: В.
Херберт ("Красная мельница", 1906), Р. Фримль и Г. Стотхарт ("Роз-Мари",
1926). "Мьюзикал" продолжают традиции старинной балладной оперы с
элементами сатиры, фантастики, фольклорными заимствованиями. Лучшее
произв. этого жанра-"Плавучий театр" Дж. Керна (1927; в Сов. Союзе идёт
под назв. "Цветок Миссисипи"). Популярны за рубежом муз. комедии В.
Роджерса "Оклахома" (1943) и Ф. Лоу ("Моя прекрасная леди", 1956; пост.
в разл. городах Сов. Союза, 1962-65). Др. известные композиторы этого
жанра: К. Портер, В. Юманс, Ф. Лёссер.
См.илл. на отдельном листке к стр. 689-690.
Лит.: G г a f H., The opera and its future in America N. Y., 1941
Thompson 0., The American singer, N. Y. 1937;MattfeldI.,A hundred years
of opera in New York N. Y., 1927; S о n n e с k Th., Early opera in
America, N. Y. 1915;Lahee H. Ch., Grand opera in America, Boston 1902;
Mates J., The American musical stage before 1800 N. Y. [1962]; E w e n
D., The story of American musical theater, Phil., [1961]; Green S., The
world ofmusical comedy; the story of the American musical stage..., N.
Y. - L., 1962.
Балет. Нац. балет США начал складываться во 2-й четверти 20 в.
Спектакли, ставившиеся до этого иностранцами (начиная с 60-70-х гг. 18
в.), не имели существенного значения, хотя в них участвовали первые
амер. танцовщики: в 18 в.- Дж. Дюран, а в 1-й половине 19 в. А. Мейвуд,
М. Э. Ли, Дж. Тёрн-булл, Дж. У. Смит. В сер. 19 в. большое
распространение получили муз. спектакли с танцами (напр., "Чёрный вор",
1866), для конца 19 в. характерны представления герлс. Новый этап в
развитии амер. сценич. танца связан с протестом против европейского
классич. балета, выразившимся прежде всего в творчестве А. Дункан,
стремившейся к интуитивному истолкованию музыки средствами свободных, не
подчинённых никаким правилам движений. К сторонникам свободного танца
принадлежали также Р. Сен-Дени и Т. Шоун, создавшие школу, где обучались
наиболее талантливые представители т. н. "танца модерн". Наибольшее
развитие это направление получило в 20-30-е гг..когда в США не было еще
своего балета. Среди исполнителей танцев этого направления: М. Грэхем,
Д. Хамфри, X. Тамирис, Ч. Вейдман, X. Холм и др. "Танец модерн" в те
годы имел прогрессивную направленность: танцовщики охотно обращались к
социальным, антивоенным, антифашистским темам, решая их средствами,
близкими экспрессионизму, проявляли интерес к нац. фольклору. После 2-й
мировой войны "танец модерн" утратил в значит, степени свою социальную
направленность и остроту: все чаще возникали религиозно-мистич.,
проникнутые пессимистич. звучанием постановки. Однако и сейчас
существуют крупные коллективы, выступающие с "танцем модерн",- труппа X.
Лимона, Грэхем, М. Каннингема и др. В отдельных случаях "танец модерн"
вбирает в себя элементы нац. фольклора (напр., у П. Праймес, К. Данем).
Одно из характерных явлений последних лет - проникновение "танца модерн"
в балетные спектакли, взаимодействие и взаимообогащение классич. танца и
"танца модерн".
В "Метрополитен-опера" ставились спектакли с участием иностранцев А.
Жене, А. П. Павловой, выступала труппа С. П. Дягилева. Эти выступления
способствовали возрождению интереса к классич. балету. В 30-х гг. в США
регулярно гастролировала труппа "Балле рюсс де Монте-Карло", к-рая с
1938 обосновалась здесь совсем. Это была первая профессиональная
балетная труппа, к-рая регулярно ставила балеты классич. наследия,
постановки М. М.Фокина, Л. Ф. Мясина и др. совр. балетмейстеров, где
были осуществлены и первые работы нац. хореографов (А.Де Миллъ-"Роео"
Копленда, Р.Пейдж и др.). В 30-е гг. были созданы два крупнейших
балетных коллектива, занимающих ведущее положение и в наст. время:
"Нью-Йорк сити балле (назв. с 1948), при к-ром с 1934 существует Школа
американского балета, где учились почти все известные амер. танцовщики,
и "Балле тиэтр" (с 1957 - "Американ балле тиэтр"). В основе репертуара
"Нью-Йорк сити балле" - постановки создателя и руководителя труппы Дж.
Баланчина, поставившего для этого коллектива разл. по характеру балеты:
новые редакции классич. спектаклей, бессюжетные балеты, концертные
номера на совр. музыку и др. Наиболее характерны для этого балетмейстера
- бессюжетные танц. представления на симф. муз. ("Серенада" на муз.
Чайковского, "К ончерто барокко" на муз. Баха и др.). В репертуаре
труппы балеты Дж. Роббинса, балетмейстера, широко разрабатывающего совр.
тематику ("Игры" на муз. Гулда и др.). Труппа "Американ балле тиэтр"
имеет в своём репертуаре балеты Фокина, осуществившего здесь несколько
постановок ("Синяя борода" на муз. Оффенбаха и др.), психологич. балеты
А.,Тюдора ("Огненный столп" на муз. Шёнберга и др.), балеты амер.
хореографов-Де Милль, Ю. Ло-ринга, М. Кидда и др. Начиная с 30-х гг.
балетные труппы стали возникать в Чикаго, где работали Р. Пейдж и бр.
Кристенсен, в Филадельфии-под рук. К. Литлфилда, в Сан-Франциско и др.
городах. За последнее время балет получил широчайшее распространение в
США. Небольшие коллективы, нередко полупрофессиональные, насчитывающие
от 6-8 до 30-40 чел., имеются почти во всех городах. Однако все они
существуют на началах частной инициативы, без постоянного помещения,
постоянного состава артистов. За последние годы известность приобрели:
"Национальный балет Вашингтона", "Роберт Джофри балле" (до 1964), "Балет
США", рук. Роб-бинс (до 1963) и др. Ведущие амер. танцовщицы:
А. Данилова, Р. Борис, Мария и Марджори Тол-чиф Н. Кэй, Р. Хайтауэр
М. Хейден, Л. Серрано, А. Кент и др.; танцовщики - В. Франклин, У.
Доллар, Т. Болендер, Н. Магальянес, Ф. Монсион, Дж. Криза, Ж.Д'Амбуаз,
Э. Вильелья и др. В США издаются газеты и журналы, посвящённые балету:
"Данс мэгэзин" (с 1927), "Данс ньюс" (с 1942) и др. Лит.: A m b e r g
G., Ballet in America, N. Y., 1949;
С о h e n S. J. and P ? s с h 1 A. F., The American ballet theatre
(1940-1960), "Dance Perspectives", N. Y., 1960, N 6; Martin J., The
dance, N. Y., 1963; Taper В., Ва-lanchine, N. Y., 1963; Terry W., The
dance in America, N. Y., 1956; Twenty five years of American dance, N.
Y., 1954; "Советская музыка", 1960, Кз 11, с. 105-111;
1961, ј 7 и 8, с. 116-125 и 115-126; 1963, ј 1, с. 42-51;
"Театр", 1963, .ј3,0.136-142.
К. Б. (драма), Ал. М. (муз. т-р), E. С. (балет).
СОКАРИ (или "театр Гумна") - одна из форм нар. театр. представлений
на Цейлоне. С.- остроумная комедия о неком Гуру Хами, его жене С.
(отсюда назв. представления) и слуге Параньи. Дра-матургич. основа
представления - взаимоотношения между мужем, женой и любовником. С.
разыгрывается сингальскими крестьянами прямо в поле или на гумне во
время уборки урожая: на импровизированной сцене ставится светильник, по
сторонам располагаются рассказчик, певцы и музыканты. Актёры великолепно
владеют иск-вом игры с воображаемыми предметами (реквизит не
употребляется). Муз. сопровождение спектакля построено на фольклорных
сингальских мелодиях. Мел. Б.
СОКИРКО, Владимир Константинович (р. 14.V. 1892) - укр. сов. актёр.
Нар. арт. УССР (1946). Начал сценич. деятельность в 1910 в Одесском т-ре
миниатюр, с 1911 работал в укр. труппе Д. Гайдамаки. В 1922-30 - актёр
Т-ра им. И. Франко, в 1931-41- харьковского Т-ра Революции, в 1941-43
-харьковского Т-ра им. Шевченко, с 1944 - Черновицкого т-ра им.
Кобылянской.
Положительные герои С. отличаются мягким лиризмом, теплотой, любовью
к людям.
Роли: Бородин ("Страх", 1934), Комкор Малько ("Далекое" Афиногенова,
1936), Отелло (1938, 1947), Коломийцев ("Последние", 1939), Стрыжень
("Гибель эскадры", 1940), Мамай ("Дума о Британке" Яновского, 1940),
Ивоника ("Земля" по Кобылянской, 1948), Миллер ("Коварство и любовь",
1948), Осип ("Ревизор", 1950), Хлебников ("Персональное дело" Штейна,
1954). Егор Булычев (1957), Щербак ("Караван" Штока, 1958), Доценко
("Дальнее эхо" Голова-нивского, 1959). Снимался в кино.
Лит.: БернацькаР.П.,Зайончк ?вська С., Майстри укр. рад. сцени.
Дов?дник, Кив, 1962, с. 213. Л. Б.
СОКОВНЙН, Евгений Николаевич [р. 28. VII (10. VIII). 1904] - рус.
сов. режиссёр оперы, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич.
партии с 1954. Окончил вок. отделение Моск. муз. техникума им. Скрябина
(1930), занимался на режиссёрском отделении Оперной студии Большого т-ра
(1931-33). С 1924 работал в Большом т-ре (артистом мимич. ансамбля и
хора, солистом), в 1933 начал режиссёрскую деятельность. В 1948-50 пост.
ряд спектаклей в софийской Нар. опере. В 1952-59 - гл. режиссёр Т-ра
оперы и балета им. Кирова. Творчество С. характеризуется
монументальностью, романтич. приподнятостью, живописностью,
выразительностью массовых сцен.
Пост.: Большой т-р (совм. с H. Г. Фридом) - "Ромео и Джульетта" Гуно
(1941; 1945, в новой сценич. ред. С.), "Евгений Онегин" (1943),
"Травиата" (1945); Пермский т-р оперы и балета - "Севастопольцы" Коваля
(1946, Гос. пр. СССР 1947), "Дружба народов" ("Великая дружба") Мурадели
(1947); Т-р оперы и балета им. Кирова-"Псковитянка" (1952), "Декабристы"
Шапорина, "Садко" (1953), "Князь Игорь" (1954), "Фёдор Таланов"
Дехтерёва (1955), "Бал-маскарад" Верди (1957), "Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова 1958); Ленингр. Малый
оперный т-р - "Отелло" Верди 1962) и др.
С 1933 занимается педагогпч. деятельностью (с 4956 - и. о. профессора
Ленингр. консерватории, где ведёт курс муз. режиссуры).
Лит.: Кухарский В., Опера в Перми, "Театр", 1947, .Nb 2; Грошева Е.,
Традиции высокого патриотизма, там же, 1953, ј 10; Орлов Г.,
Возрожденная опера, "Сов. музыка", 1958, ј 10; Державин К., Болгарский
театр. М.-Л., 1950, с. 441-44. М. Лифш.
СОКОЛОВ, Илья Яковлевич (1857-1924) - рус. артист оперы (баритон). В
1892-93 и 1900-02 - солист Большого т-ра (дебютировал в партии Демона).
В 1896-98 пел в Моск. частной русской опере. Выступал в Петербурге и
др. городах. В 1919-24- профессор Моск. консерватории.
Партии: Князь Игорь, Онегин, Елецкий; Мизгирь ("Снегурочка"),
Мусин-Пушкин ("Ледяной дом" Корещенко), Невер ("Гугеноты"),Валентин
("Фауст"), Фредерик ("Лакме"), Граф ди Луна ("Трубадур") и др. Лил. П.
СОКОЛОВ, Наум Адольфович [11(23).IV.1886- 14.X.1951 ]-рус. сов.
актёр. Засл. арт. Азерб. ССР (1933). Творч. деятельность начал в 1903.
Работал в т-рах Баку, Ташкента, Воронежа, Ростова-на-Дону, Одессы,
Москвы (Центр, т-р Красной Армии). С 1925 работал (с перерывами) в
Сталинградском т-ре (ныне Волгоградский т-р). Творчество С. отмечено
страстным гражданским пафосом, политич. темпераментом, остротой мысли.
Значит, работой С. было исполнение роли В. И. Ленина в спектакле
"Кремлёвские куранты" (1939). Лучшей ролью С. был Федя Протасов ("Живой
труп", 1938), этот вдохновенный образ, отмеченный художеств.
завершенностью, тонкостью красок, смелостью и яркостью сценич. решения,
был одним из значительнейших достижений актёра. Крупнейшими работами
актёра были также роли: Войниц-кий, Отелло; Вершинин ("Три сестры");
профессор Бородин ("Страх"); Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова). С блестящим
комедийным мастерством исполнял характерные роли - Фигаро; Подколёсина
("Женитьба"), Швейка ("Бравый солдат" по Чапеку), Шванди. О ширине
творческого диапазона С. свидетельствуют сыгранные им роли: князь Мышкин
("Идиот" по Достоевскому), Григорий ("Плоды просвещения"), Освальд
("Привидения"), Вурм ("Коварство и любовь"), Царь Фёдор Иоаннович (о. п.
А. К. Толстого), Филька Анархист ("Интервенция" Славина), Грозный
("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Беня Крик ("Закат" Бабеля),
Берест ("Платон Кречет").
Лит.: Очерки истории русского советского драматического театра, т.
2-3, М., 1960-61. М. Т.
СОКОЛОВ, Пётр Алексеевич (г. рожд. неизв.- ум. ок. 1865) - рус. актёр
и антрепренёр. На сцене с 1814 (?). Работал 14 лет в труппах И. Ф.
Штейна и О. И. Калиновского в Харькове и Воронеже, затем выступал в
собственных антрепризах. Роли: Городничий, Фамусов; Пустославцев ("Лев
Гурыч Синичкин" Д. Ленского) и др. С 1829 до конца жизни С. держал
антрепризы в крупных провинц. городах: Воронеж (1829), Тамбов, Саратов и
Симбирск (1829-33), Казань (1833-42), Уфа (1842-43), Екатеринбург
(1843-57, с выездами в Ирбит и Пермь), Тобольск. Один из передовых
деятелей театр. провинции, С. уделял большое внимание игре актёров,
занимался с ними на репетициях, приглашал специальных учителей. По
инициативе С. в его казанской труппе гастролировал М. С. Щепкин (1836,
1838, 1839-40, 1841), что способствовало укреплению принципов сценич.
реализма в т-ре. В Казани у С. играл П. М. Садовский (отсюда он перешёл
на моск. сцену). Под рук. С. сформировалось дарование замечательной
провинц. актрисы E. А. Ивановой (гражданская жена С.).
Лит.: "Репертуар и Пантеон", 1840, т. 2, ч. 3,кн. 8, с. 12, 14; там
же, 1843, кн. 12, с. 126; там же, 1844, т. 5, кн. 1, с. 22;кн. 4, с. 21;
К у р о ч к и н Ю., Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957;
Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958. . Кл.
СОКОЛОВ, Сергей Петрович [ 18(30). XI. 1830- 2(14).VIII.1893] - рус.
артист балета. В 1839-50 учился в Моск. театр. уч-ще (ученик Ф. Н.
Манохина), по окончании к-рого был принят в труппу Большого т-ра.
Высокая техника танца в сочетании с природной грацией, лёгкостью,
изяществом и мимич. одарённостью выдвинули С. в число ведущих моск.
танцовщиков 2-й пол. 19 в. С. был первым рус. танцовщиком, исполнявшим
сложные поддержки.
Партии: Альберт ("Жизель"), Конрад ("Корсар" Пуни), Фауст ("Фауст"
Панисы и Пуни), Ротбарт ("Лебединое озеро"), Базиль ("Дон Кихот") и др.
В 1867 дебютировал как балетмейстер, возобновив пост. балета
"Сильфида" Шнейцгоффера (Большой т-р), в 1876 пост. заново
"Конёк-Горбунок" Пуни, стремясь преодолеть псевдонар. штампы
предшествующих пост. В 1867 пост. балет "Папоротник, или Ночь под Ивана
Купалу", в к-ром почти все танцы строились на нар. основе; в 1868 пост.
балеты Ю. Гербера "Цыганский табор" и "Последний день жатвы", где
использовал цыганские и франц. нар. танцы. Новаторское иск-во С.
вызывало оживлённую полемику. В 1883 окончил сценич. деятельность. С
1874 - старший преподаватель танцев Моск. театр. уч-ща.
Лит.: Б л а з и с К., Танцы вообще, балетные знаменитости и
национальные танцы, М., 1864; "Антракт", 1868, ј.ј 1,7,15,17;ВальцК.,
Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928. Юр. Б.
СОКОЛОВ, Юрий Александрович [р. 29.111(11.IV). 1907]-рус. сов. актёр
и режиссёр. Нар. арт. Молд. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1950.
В 1929 окончил юридич. ф-т Среднеазиатского ун-та. Сценич. деятельность
начал в 1921 в Андижане, затем работал в т-рах Ташкента, Архангельска,
Курска, Воронежа, Николаева и др. С 1954- актёр и режиссёр Кишинёвского
рус. т-ра. Творчество С. отличается остротой характеристик,
разнообразием сценич. красок, ярким юмором.
Роли: Кочкарёв ("Женитьба"), Колосов("Любовь Яровая"), Глумов ("На
всякого мудреца довольно простоты"), Смит ("Русский вопрос"), Алексей
("Оптимистическая трагедия"), Черкун ("Варвары"), Гаврила ("Богдан
Хмельницкий" Корнейчука), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Шмага; Худобаев